12 часов сна и 36 часов
Песни не отменить. Лета не избежать.
Депривация сна наступит более мягко, чем обычно.
лебедь, рак и щука
С моим организмом летом и на каникулах все замечательно.
Только дни считать труднее, и обществу же не объяснишь, в какие дни тебя можно беспокоить, а в какие нельзя.
я поместился после смерти в сознания ста воробьёв и было весело и странно когда распугивали их
я бы уже на вторые сутки в осоловелом состоянии ходила, ибо усталость имеет свойство накапливаться. После 36 суток бодрствования можно спать 12 часов, но по пробуждении будет головная боль и дико омерзительное состояние, которое едва ли даст насладиться ещё 36 часами без сна )
но сужу по себе, посмотрим, что скажут остальные
спутниковый план
зависит от особенностей организма. я так весь прошлый год существовал и мне было комфортно.
но да, вырубало мгновенно.
Albertia Inodorum, +1 по всем пунктам.
Лучше уж по шесть часов в сутки спать, чем 12 часов за двое суток. Или вообще… какая-то была методика сна 15 минут каждые два часа, если не ошибаюсь. Один человек её повторил, кстати, вёл блог. Но в итоге вернулся к обычному режиму, потому что 1) приходится постоянно отлучаться, вести жизнь в общества с таким графиком трудно 2) высвободилось -слишком- много времени.
Юная нечисть.
Зависит от конкретного человеческого организма и привычки. Для кого-то — комфортно, для кого-то — иначе нельзя, а для большинства — исключительно неприятная вещь. Все-таки норму нормой называют не зря — для большинства людей именно 8 плюс-минус 1-2 часа — нужное время для отдыха ( и для большинства же — ночью, да).
с шансами — после недели такого режима будете спать сутки и посылать тех. кто попытается разбудить весьма нецензурно.
я поместился после смерти в сознания ста воробьёв и было весело и странно когда распугивали их
После 36 суток бодрствования
господь, что я несу… часов, часов, не суток
Смайлы-самое адекватное что он пишет. (с)
Очень скоро силы иссякнут. Проверенно на себе из-за графика работы сутки через сутки.
Спасибо за ваши мнения на себе пока пробовать не собираюсь, но ответы почитать было интересно.
На ошибках учатся. На чужих разумнее, но на своих доходчивее.
Совам такое издевательство легче вынести, это точно) Они запросто могут не спать ночью, а потом много дрыхнуть. В общем, зависит от человека.
Nullius in verba
От человека зависит.
Я одно время так и жил, вполне нормально когда привыкнешь.
На ошибках учатся. На чужих разумнее, но на своих доходчивее.
Не верьте мне. Я говорю только правду.
Какие-то британские ученые проводили эксперимент — испытуемых содержали в пространстве, в котором они не могли знать время, а эти самые ученые замеряли сколько времени испытуемые бодрствуют, и сколько спят. Испытуемые-«совы» через некоторое время сами переходили на режим 24 часа бодрствования и 12 часов сна. У «жаворонков» наоборот продолжительность их дня и ночи сокращалась.
Now and forever.
Довольно часто имею вот такие «сутки», но только по 2-3 раза. Что дальше недели в таком темпе — не знаю, но неделя — запросто.
«Men in Black» же:
The twins keep us on Centaurian time, standard thirty-seven hour day. Give it a few months. You’ll get used to it… or you’ll have a psychotic episode.
Близнецам удобнее Центурианские сутки. За месяц-другой привыкнешь… Если не сойдешь с ума.
я после 36 часов не могу спать 12. тем более постоянно, а не разово. 16 часов ок
Nullius in verba
necrobiosis, во времена студентства?)
ну а когда же еще
Íå ïîìíþ óæå, îò êîãî è ïî êàêîìó ïîâîäó ÿ óñëûøàë ïðî äåïðèâàöèþ ñíà, íî ìíå çàõîòåëîñü ïîïðîáîâàòü. Ìîë, êðàéíå èíòåðåñíûå îùóùåíèÿ, êîãäà ïðèâûêàåøü, è â èòîãå óñïåâàåøü áîëüøå, ÷åì ïðè îáû÷íîì ñíå ïî 8 ÷àñîâ â ñðåäíåì.
Âîò ÷òî ïðî äåïðèâàöèþ âîîáùå ãîâîðèò òà æå Âèêèïåäèÿ: «Äåïðèâà́öèÿ ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, âûçâàííîå ëèøåíèåì âîçìîæíîñòè óäîâëåòâîðåíèÿ ñàìûõ íåîáõîäèìûõ æèçíåííûõ ïîòðåáíîñòåé, ëèáî ëèøåíèåì áëàã, ê êîòîðûì ÷åëîâåê áûë ïðèâû÷åí äîëãîå âðåìÿ». À òåïåðü ïðî äåïðèâàöèþ ñíà: « íåäîñòàòîê èëè ïîëíîå îòñóòñòâèå óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòè âî ñíå. Ìîæåò âîçíèêíóòü êàê ðåçóëüòàò ðàññòðîéñòâ ñíà, îñîçíàííîãî âûáîðà èëè ïðèíóäèòåëüíî, ïðè ïûòêàõ è äîïðîñàõ. Ëèøåíèå ñíà ïðèìåíÿåòñÿ òàêæå äëÿ ëå÷åíèÿ ïðè äåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèÿõ».
ß ïðî÷¸ë ïðî äâà ñïîñîáà, îäèí äîñòàòî÷íî æ¸ñòêèé, âòîðîé ïîïðîùå. Ïåðâûé ñïîñîá: ñïàòü ïî 4 ÷àñà â ñóòêè, íè áîëüøå, íè ìåíüøå. ×ðåâàòî ñåðü¸çíûìè íàðóøåíèÿìè â ðàáîòå íåðâíîé ñèñòåìû â ÷àñòíîñòè è îðãàíèçìà â öåëîì. Ýòó ìåòîäèêó ÿ ñðàçó æå îòì¸ë. Âòîðîé: íå ñïàòü 36 ÷àñîâ ïîäðÿä, à ïîñëå ïîãðóæàòüñÿ â ñîí ðîâíî íà 12 ÷àñîâ. ß ðåøèë ïîïðîáîâàòü.
Ïåðâàÿ ïðîáëåìà: åù¸ äî ÷åòûð¸õ-ïÿòè óòðà ìîæíî ñåáÿ ÷åì-òî çàíÿòü, íî ïîòîì î÷åíü ñèëüíî õî÷åòñÿ ñïàòü. Çàíèìàòü ñåáÿ íå ïîëó÷àåòñÿ, ïîñêîëüêó ìîçã óæå óñòàë îò âñåãî òîãî, ÷åì òû ñòðàäàë öåëóþ íî÷ü, à åãî íàäî íàãðóæàòü ÷åì-íèáóäü è äàëüøå, ÷òîáû îí ïðîñòî íå âûðóáèëñÿ ñàì ïî ñåáå. Òîëüêî íå ïîëó÷àåòñÿ íè ÷èòàòü, íè ñìîòðåòü êèíî, íè ñëóøàòü ìóçûêó, íè óæ, òåì áîëåå, çàíèìàòüñÿ òâîð÷åñòâîì. Åñëè ÷èòàåøü, òî çàëèïàåøü íà îäíîé ñòðàíèöå íà ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ, à ïîòîì íå ïîìíèøü, î ÷¸ì æå òû âñ¸-òàêè ÷èòàë. È ïðèõîäèòñÿ ÷èòàòü ñíîâà, ñ òåì æå, âïðî÷åì, ðåçóëüòàòîì.
Êèíî, ñàìî ïî ñåáå ïîõîæåå íà ñíîâèäåíèå, ââîäèò òåáÿ â òðàíñ, à ïîñëå â ñîí, à ñïàòü íåëüçÿ, íóæíî òåðïåòü. Ìóçûêà ðàçäðàæàåò.  ïðèíöèïå, áåñèòü íà÷èíàåò áóêâàëüíî âñ¸. È âñ¸ íà÷èíàåò êàçàòüñÿ íåâàæíûì è îñîáîãî çíà÷åíèÿ íå èìåþùèì. Êíèãè ñïëîøü ãëóïûå è íè î ÷¸ì, ôèëüìû áåññìûñëåííàÿ òðàòà ðåñóðñîâ, ìóçûêà íàçîéëèâûé øóì, à òâîð÷åñòâî À êîìó îíî âîîáùå íàäî, òâî¸ òâîð÷åñòâî? Íåëåïûå ïîä¸ðãèâàíèÿ ñ èäèîòñêîé öåëüþ äîêàçàòü âñåì îñòàëüíûì, ÷òî òû íå õóæå, ÷åì îíè.
Ïðèõîäèòñÿ, ÷òîáû óäåðæàòüñÿ îò íûðÿíèÿ â òàêóþ æåëàííóþ ïîñòåëüêó, ïèòü ëèòðàìè êîôå, à ïîòîì è âîîáùå âûãîíÿòü áðåííîå òåëüöå íà óëèöó ïðîñòî áðîäèòü, äûøà ñâåæèì, îòðåçâëÿþùèì âîçäóõîì. È òàê íóæíî ïðîìàÿòüñÿ ïðèìåðíî äî ÷àñîâ äâåíàäöàòè-÷àñà äíÿ. Ïîòîì âðîäå êàê íà÷èíàåò îòïóñêàòü. Ìèð ñòàíîâèòñÿ ñìåøíûì è ñòåêëÿííûì. Âñå òå ñâÿçè, êîòîðûìè ìû ïðèâûêëè íàäåëÿòü âñ¸ âîêðóã, êóäà-òî äåâàþòñÿ. Âñ¸ ñóùåñòâóåò ñàìî ïî ñåáå, à ëè÷íî òåáå ïî áàðàáàíó, ÷òî, êàê è ïî÷åìó. Ñïàòü óæå íå õî÷åòñÿ, ïðèøëî âðåìÿ äóðàöêîé ýéôîðèè.
Çà êàæäûì ñëîâîì íóæíî ñëåäèòü, ÷òîáû íå ëÿïíóòü, ïîòîìó ÷òî ëÿïíóòü òàê è òÿíåò, êàê òåáå êàæåòñÿ, êàê ðàç ïî ñóùåñòâó. Ðåàêöèÿ çàìåäëåíà, âñ¸ âðåìÿ êàæåòñÿ, ÷òî äåëàåøü ÷òî-òî íå òî, è âñ¸ âðåìÿ óäèâëÿåøüñÿ òîìó, ÷òî íå êîñÿ÷èøü è ÷òî íèêòî íå çàìå÷àåò, ÷òî ñ òîáîé ÷òî-òî íå òàê. Òîãäà-òî è ïîíèìàåøü, êñòàòè, íàñêîëüêî â íîðìàëüíîì ñîñòîÿíèè ìû ïîãëîùåíû ïðîåöèðîâàíèåì ñâîåãî ïðåäñòàâëåíèÿ î ðåàëüíîñòè íà ñàìó ðåàëüíîñòü. È ÷òî íà ñàìîì äåëå íèêòî íå èìååò íè ìàëåéøåãî ïîíÿòèÿ, î ÷¸ì ìû äóìàåì è ïåðåæèâàåì, ÷åìó ðàäóåìñÿ è î ÷¸ì ïå÷àëèìñÿ.
Ñîñòîÿíèå ýéôîðèè äëèòñÿ äî ÷àñîâ ïÿòè-øåñòè âå÷åðà, à ïîñëå íåäîñûï áåð¸ò â ðóêè ñâîþ òóïîâàòóþ êîñó è íà÷èíàåò ãîíÿòüñÿ çà òîáîé ïðîñòî ïîâñþäó, îñòðî æåëàÿ òåáÿ ïîäêîñèòü. Ýòî ñàìûé òÿæ¸ëûé ýòàï äåïðèâàöèè. Ñïàòü õî÷åòñÿ äèêî. Íè ñèäåòü, íè òåì áîëåå ëåæàòü íåëüçÿ óñí¸øü, à åñëè óñíóë, òî âñ¸ íàñìàðêó. Íàäî âåäü ïðèäåðæèâàòüñÿ ÷¸òêîãî ãðàôèêà. Êîíå÷íî, ýòîò ýòàï êóäà õóæå óòðåííåãî. Óòðîì õîòÿ áû ñ ãîðåì ïîïîëàì ìîæíî áûëî ÷òî-òî äåëàòü. Òåïåðü æå, áëèæå ê íî÷è, èíòåðåñíûì è æåëàííûì êàæåòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî ñîí, à ñàìûì èíòåðåñíûì è ïðàêòè÷åñêè âîëøåáíûì ìåñòîì ñïàëüíÿ, â êîòîðîé ïðèòàèëàñü òâîÿ ñàìàÿ áîëüøàÿ ëþáîâü â ýòîì ìèðå ïîñòåëüêà. È âîò åñëè òû äîòåðïåë êîå-êàê è íàêîíåö-òî! ëîæèøüñÿ ñïàòü, òî çàñûïàåøü íàòóðàëüíî íå óñïåâ êîñíóòüñÿ ïîäóøêè ùåêîé. Òû ïðîñòî âûêëþ÷àåøüñÿ, ñëîâíî êòî-òî íàæàë íà êíîïî÷êó ÂÊË/ÂÛÊË. È ñïèøü î÷åíü êðåïêî è ãëóáîêî 12 ÷àñîâ, ïðîñûïàÿñü îáÿçàòåëüíî ïî áóäèëüíèêó (ãðàôèê!).
ß ÷èòàë, ÷òî ÷åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ïðèâûêàåøü ê òàêîìó ðåæèìó è åäèíñòâåííîé ïðîáëåìîé îêàçûâàåòñÿ êó÷à ñâîáîäíîãî âðåìåíè íî÷üþ, êîòîðóþ êóäà-òî íóæíî äåâàòü. Ìîë, âîò òîãäà-òî âàì è êàðòû â ðóêè òâîðèòå, ïîòðåáëÿéòå êóëüòóðó, ãóëÿéòå è ò.ä. È âñ¸ áóäåò õîðîøî è íîðìàëüíî. Íî ÿ ïðèâûêíóòü íå ñìîã. Ýòî ñëèøêîì òÿæåëî âñ¸-òàêè. À åù¸ íà÷èíàåò ñáîèòü îðãàíèçì. Ó ìåíÿ íà÷àëèñü ïðîáëåìû ñ ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìîé, êàê íè ñòðàííî. È ÿ ðåøèë çàâÿçàòü ñ ýêñïåðèìåíòàìè è âåðíóòüñÿ ê îáû÷íîìó ñíó.
Íå ñïàòü ïî 36 ÷àñîâ åù¸ áîëåå-ìåíåå ïðîñòî, êîãäà òû íå ðàáîòàåøü (ÿ òîãäà ó÷èëñÿ), íî åñëè îðãàíèçì êàïèòàëüíî íàãðóæåí, òî äåïðèâàöèÿ ñíà ìîæåò ñòàòü âîîáùå ðàçðóøèòåëüíîé. Ñàìîå èíòåðåñíîå â íåé ýòî ñîñòîÿíèå îòñóòñòâèÿ îùóùåíèÿ ïðèâû÷íîé ïðèâÿçàííîñòè ê îêðóæàþùåìó ìèðó. Íî ÿ ïîäîçðåâàþ, ÷òî ÷åëîâåê ñ íå î÷åíü óñòîé÷èâîé ïñèõèêîé ìîæåò êîíêðåòíî ñåáå íàâðåäèòü, ïðîáóÿ òàêîé ñîí è ïðåáûâàÿ â òàêîì ñîñòîÿíèè. Ïîýòîìó òî÷íî íå ñîâåòóþ íèêîìó, à òîò, êòî âäðóã çàõî÷åò ïîïðîáîâàòü, ïóñòü ïîìíèò, ÷òî äåëàåò ýòî îí íà ñîáñòâåííûé ñòðàõ è ðèñê.
Åñëè èíòåðåñíî, ìîãó íàïèñàòü åù¸ ïðî ðàáîòó ïî ñìåíàì íà çàâîäå è ïðî òå îùóùåíèÿ, êîòîðûå ñîïóòñòâîâàëè åæåíåäåëüíûì èçìåíåíèÿì â ñïîñîáå ñíà èç-çà ýòèõ ñìåí.
Об этой практике автор данной статьи узнал от одного своего знакомого. Он говорил, что читал в интернете, о том, как человек долгое время балующийся психоактивными веществами использовал ее (практику) как альтернативу этим самым веществам.
Сама суть системы заключается в смене суточного ритма со стандартного 16/8 или 14/10 (16 часов бодрствования/8 часов сна и 14 часов бодрствования/10 часов сна соответственно) на режим 36/12 или 34/14. То есть по сути это день-ночь-день не спим/ночь спим.
В теории такой режим не приводит к недосыпанию, так как за 14 часов сна тело вполне отсыпается, а эффекты, возникающие во время бодрствования сравнимы с действием психоактивных веществ. Кроме того, упоминалось, что если такой режим соблюдается довольно долго, то психика начинает меняться.
Интересно, что депривация сна используется психиатрии. Оказалось, что там она успешно применяется наряду с медикаментозными средствами для лечения депрессии, что уже наталкивает на размышления. Если депривация сна дает тот же эффект, что и психоделики/психотропы, то выходит, что каждый из нас сам себе нарколаборатория.
Удивительно, но в интернете очень мало информации о подобных экспериментах. Когда автор рассказывал о данной технике людям далеким от экспериментов с сознанием, они все как один отсылали его к исследованиям по недосыпанию, то есть к тому, что будет происходить с человеком, если его лишить сна совсем.
Автор считает, что данная техника является чем-то отличным от обычного недосыпания. В поисках информации на эту тему, я натыкался не мысли относительно того, что привычный нам режим бодрствования/сна является искусственным, навязанным индустриальной цивилизацией. Ранее когда я уже пробовал практиковать эту систему, я убедился, что действительно работать 8 часов подряд каждый день в таком режиме невозможно. Особенно это касается периода после 18-20 часов бодрствования.
Однако также я заметил, что хотя мозг в этот период оказывается не очень расположенным к умственной деятельности, различные медитативные практики в этом состоянии практикуются на ура. В медитации важны умение расслабиться и умение сконцентрироваться. Причем, «медитативная концентрация» несколько отличается от концентрации чисто умственной. Умственная концентрация как раз в подобном состоянии весьма затруднительна.
Чтобы понять для себя, что для него депривация сна автор данной статьи провел двухнедельный эксперимент, в котором в первую неделю он придерживался ритма 34/14 (34 часа бодрствования/14 часов сна), а во вторую 24/14.
Мы избавим заинтересованного данной темой читателя, от подробной отчетности по каждому дню эксперимента и перейдем сразу в к выводам.
Воздействие «химии сна» по непрямому назначению очень интересное. Оно отмечалось автором, как приливы и отливы в первую неделю эксперимента и как постоянное фоновое присутствие во вторую. Прилив «химии сна» чем-то похож на то, как ощущаешь действие какого-либо наркотика. Отлив же возвращает практически к обычному состоянию
Со временем эффект стал постоянным. Приливы и отливы перестали быть такими контрастными. Особенно это касается цикла 24/14. Его намного легче переносить, эффекты у него помягче, но в измененном состоянии находишься все 24 часа бодрствования
Что можно сказать о самом состоянии? Очень туго начинает работать абстрактно-логическое мышление. Например, очень трудно в уме моделировать трехмерное пространство, переносить данные из карты местности в реальное представление о том, как туда добраться. Подтормаживает и понимание сложных абстрактных понятий. Любая умственная работа, которая требует концентрации ума, дается крайне тяжело. Очень сложно общаться с цифрами. Автор и в обычном состоянии не очень улавливает весьма бытовые операции с теми же деньгами (например, все эти сложные расчеты в маршрутках), а таком состоянии это вообще ад.
Как-то сразу очень остро начинаешь понимать насколько мир людей заточен под «думалку», насколько люди привыкли к такому методу взаимодействия… оказавшись в таком мире без основного инструмента взаимодействия с ним начинаешь чувствовать себя практически инвалидом.
Что же взамен? А взамен открывается яркий и загадочный мир подсознания. Наружу просто хлещет его содержимое. В голову лезет куча информации, причем не бредовой, а довольно связной. Целые предложения текста, причем на какие-то крайне отвлеченные темы, например об экономике Испании 16-го века.
Обостряется интуиция. Начинаешь откуда-то знать, что произойдет с тобой в ближайшее время, что будет если сделать то или то, что хочет сказать человек и.т.д. Вместе со всем этим, как-то лень возиться со своим эго, а потому среди людей начинаешь чувствовать себя крайне неадаптированно, потому, что нет ни сил, ни желания играть в игры людей.
В голову лезет куча красочных и слегка чудаковатых образов. Слова приобретают образное отражение. В мозгу могут всплывать отдельные фразы или словосочетания вместе с их образным воплощением.
В целом, очень много интересных эффектов. Такое изменение суточного ритма меняет гормональный баланс организма, что в свою очередь влияет и на работу мозга и на «психический фон».
Цикл 34/14 можно назвать довольно экстремальным. Он действительно классно помогает при депрессии. Даже после одного такого цикла, после 14 часов сна просыпаешься крайне отдохнувшим и с ощущением какого-то внутреннего спокойствия, но после 5 цикла становится как-то все хуже и хуже.
Может быть дальше оно было бы как-то по другому, но автору хватило любви к себе, чтобы перестать себя пытать такой пыткой и он перешел на более мягкий цикл 24/14. Цикл 24/14 же дал еще более интересные эффекты и если депривацию сна в формате 34/14 автор однозначно отбросил для себя как постоянный режим и оставил в своем арсенале исключительно как терапевтическое средство, то формат 24/14 заслуживает отдельного изучения, к которому мы возможно еще вернемся.
© Fadanir
Âîñüìè÷àñîâîé ñîí ýòî ñîâðåìåííîå íîâøåñòâî. Ïðåäñòàâüòå, ÷òî æèâ¸òå â 18-îì âåêå.  20.30 ÷àñîâ âå÷åðà âû íàäåâàåòå íî÷íîé êîëïàê, çàäóâàåòå ñâå÷è, è çàñûïàåòå ïîä çàïàõ âîñêà è îãàðêà, ìÿãêî çàïîëíÿþùåãî âîçäóõ âîêðóã êðîâàòè. Ñïèòå íåñêîëüêî ÷àñîâ.
 2:30 íî÷è ïðîñûïàåòåñü, íàäåâàåòå ïàëüòî è èä¸òå ê ñîñåäÿì â ãîñòè. Îíè òîæå íå ñïÿò. Ñïîêîéíî ÷èòàþò, ìîëÿòñÿ èëè çàíèìàþòñÿ ñåêñîì. Ïîòîìó ÷òî äî ýïîõè ýëåêòðè÷åñòâà äâóõðàçîâûé ñîí çà íî÷ü áûë ðàñïðîñòðàí¸í ïîâñåìåñòíî.
 òå âðåìåíà ëþäè ñïàëè äâàæäû çà íî÷ü, âñòàâàëè íà ïàðó ÷àñîâ ñðåäè íî÷è, à çàòåì îòïðàâëÿëèñü îáðàòíî â ïîñòåëü äî ðàññâåòà.
Ñóùåñòâîâàíèå äâóõðàçîâîãî ñíà çà íî÷ü âïåðâûå âûÿâèë Ðîäæåð Ýêåð÷ (Roger Ekirch), ïðîôåññîð èñòîðèè èç Âèðãèíñêîãî óíèâåðñèòåòà. Åãî èññëåäîâàíèÿ îáíàðóæèëè, ÷òî ìû íå âñåãäà ïðàêòèêîâàëè íåïðåðûâíûé âîñüìè÷àñîâîé ñîí. Äëÿ ëþäåé ïðèâû÷íåå áûëî ñïàíüå â äâà êîðîòêèõ ïåðèîäà çà áîëåå äëèòåëüíûé äèàïàçîí íî÷è, êîòîðûé îõâàòûâàë îêîëî 12 ÷àñîâ. Îí äåëèëñÿ íà ïðîìåæóòêè: ñíà÷àëà òðè-÷åòûðå ÷àñà ñíà, çàòåì äâà-òðè ÷àñà áîäðñòâîâàíèÿ è ñíîâà ñîí äî óòðà.
Óïîìèíàíèÿ î òàêîì ðàñïîðÿäêå âñòðå÷àþòñÿ â ëèòåðàòóðå, ñóäåáíûõ äîêóìåíòàõ è ëè÷íûõ çàïèñÿõ. Óäèâèòåëüíî äàæå íå òî, ÷òî ëþäè ñïàëè â äâå ñìåíû, à íåâåðîÿòíàÿ ðàñïðîñòðàí¸ííîñòü òàêîãî âèäà íî÷íîãî îòäûõà. Ýòî áûë ñòàíäàðòíûé, îáùåïðèíÿòûé ñïîñîá ñïàòü.
«Êîëè÷åñòâî è õàðàêòåð óïîìèíàíèé ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî ýòî áûë îáùåèçâåñòíûé ôàêò», ãîâîðèò Ýêåð÷.
Íàïðèìåð, àíãëèéñêèé âðà÷ ïèñàë, ÷òî èäåàëüíîå âðåìÿ äëÿ ó÷¸áû è ðàçìûøëåíèé ýòî ïåðèîä ìåæäó «ïåðâûì ñíîì» è «âòîðûì ñíîì». ×îñåð Äæåôôðè â «Êåíòåðáåðèéñêèõ ðàññêàçàõ» ïèñàë î ãåðîèíå, êîòîðàÿ øëà ñïàòü ïîñëå «ïåðâîãî ñíà». È, îáúÿñíÿÿ ïðè÷èíó ìíîãîäåòíîñòè â ñðåäå ðàáî÷åãî êëàññà, âðà÷ 1500-õ ãîäîâ îòìå÷àåò, ÷òî ëþäè îáû÷íî çàíèìàëèñü ñåêñîì ïîñëå ïåðâîãî ñíà.
Êíèãà Ðîäæåðà Ýêåð÷à «Íà èñõîäå äíÿ. Èñòîðèÿ íî÷è» èçîáèëóåò ïîäîáíûìè ïðèìåðàìè.
Íî ÷òî äåëàëè ëþäè â ýòè ñâîáîäíûå íî÷íûå ÷àñû? Ïî áîëüøîìó ñ÷¸òó âñ¸, î ÷åì âû ìîãëè ïîäóìàòü.
Áîëüøèíñòâî îñòàâàëèñü â ñâîèõ ñïàëüíÿõ è ïîñòåëÿõ, èíîãäà ÷èòàëè, íåðåäêî ìîëèëèñü. Ðåëèãèîçíûå ïîñîáèÿ äàæå âêëþ÷àëè îñîáûå ìîëèòâû, ðåêîìåíäîâàííûå ê ÷òåíèþ ìåæäó äâóìÿ ïåðèîäàìè ñíà.
Äðóãèå êóðèëè, ðàçãîâàðèâàëè ñ ÷åëîâåêîì, êîòîðûé äåëèë ñ íèìè ïîñòåëü, èëè çàíèìàëèñü ëþáîâüþ. Íåêîòîðûå ïðîÿâëÿëè áîëüøóþ àêòèâíîñòü, íàâåùàëè ñîñåäåé.
Êàê èçâåñòíî, òàêàÿ ïðàêòèêà â èòîãå èçæèëàñü. Ýêåð÷ ñâÿçûâàåò èçìåíåíèÿ ñ ïîÿâëåíèåì ýëåêòðè÷åñêîãî îñâåùåíèÿ â ïîìåùåíèÿõ è íà óëèöàõ, à òàêæå ñ ïîïóëÿðíîñòüþ êîôååí. Ïèñàòåëü Êðåéã Êîñëîôñêèé ïðåäëàãàåò äàëüíåéøèå ðàçìûøëåíèÿ íà ýòó òåìó â ñâîåé êíèãå «Âå÷åðíÿÿ èìïåðèÿ» (Evenings Empire). Ñ ðàñïðîñòðàíåíèåì óëè÷íîãî îñâåùåíèÿ íî÷ü ïåðåñòàëà áûòü äîñòîÿíèåì ïðåñòóïíèêîâ è ïîäêëàññîâ îáùåñòâà. Ýòîò ïåðèîä ñòàë âðåìåíåì äëÿ ðàáîòû èëè îáùåíèÿ. Áèìîäàëüíûé îáðàçåö ñíà â èòîãå íà÷àëè âîñïðèíèìàòü êàê íåöåëåñîîáðàçíóþ òðàòó íåñêîëüêèõ ÷àñîâ âðåìåíè.
Íàóêà ïîääåðæèâàåò çàïèñè â èñòîðè÷åñêèõ êíèãàõ. Èññëåäîâàòåëè ïðîâåëè ÷åòûð¸õíåäåëüíûé ýêñïåðèìåíò, â êîòîðîì ïðèíÿëè ó÷àñòèå 15 ìóæ÷èí, æèâóùèõ â óñëîâèÿõ ñ îãðàíè÷åííûì ñâåòîâûì äí¸ì. Ñ íèìè íà÷àëî ïðîèñõîäèòü íå÷òî ñòðàííîå. Íàãíàâ íåäîñûïû, îáû÷íîå äåëî äëÿ áîëüøèíñòâà èç íàñ ó÷àñòíèêè ñòàëè ïðîñûïàòüñÿ â ñåðåäèíå íî÷è: ó íèõ íàñòóïèëî ïî äâà ñïàíüÿ.
 òå÷åíèå äâåíàäöàòè ÷àñîâ ó÷àñòíèêè îáû÷íî ñíà÷àëà ñïàëè îêîëî ÷åòûð¸õ-ïÿòè ÷àñîâ, çàòåì ïðîñûïàëèñü è áîäðñòâîâàëè â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ, çàòåì ñíîâà ñïàëè äî óòðà.  öåëîì îíè ñïàëè íå áîëåå âîñüìè ÷àñîâ.
Ïåðèîä ñðåäè íî÷è ìåæäó ñåãìåíòàìè ñíà õàðàêòåðèçîâàëñÿ íåîáû÷àéíûì ñïîêîéñòâèåì, ïîõîæèì íà ìåäèòàòèâíîå ñîñòîÿíèå. Ýòî íå íàïîìèíàëî âîðî÷àíèå â ïîñòåëè, êîòîðîå ìíîãèå èç íàñ èñïûòûâàëè íà ñåáå. Ó÷àñòíèêè ýêñïåðèìåíòà íå íàïðÿãàëèñü è íå áåñïîêîèëèñü èç-çà ïðîáóæäåíèÿ, îíè â ýòî âðåìÿ ðàññëàáëÿëèñü.
Ðàññåë Ôîñòåð (Russell Foster), ïðîôåññîð öèðêàäíîé íåéðîáèîëîãèè â Îêñôîðäå, îòìå÷àåò, ÷òî äàæå ïðè ñòàíäàðòíûõ ìîäåëÿõ ñíà ïðîáóæäåíèå ñðåäè íî÷è åù¸ íå ïîâîä äëÿ áåñïîêîéñòâà. «Ìíîãèå ëþäè ïðîñûïàþòñÿ íî÷üþ è ïàíèêóþò. ß îáúÿñíÿþ èì, ÷òî òàê ó íèõ ïðîèñõîäèò âîçâðàò ê áèìîäàëüíîìó ðåæèìó ñíà», ãîâîðèò ïðîôåññîð.
Õîòÿ â ñòàòüå îòìå÷àþò, ÷òî íåò íèêàêèõ ïðåèìóùåñòâ â òîì, ÷òîáû ñïàòü äâà ðàçà çà íî÷ü, ìíå ñëîæíî ïðåäñòàâèòü, ÷òî òàêàÿ ìîäåëü ñíà íå âîçûìååò ñåðü¸çíûõ ïîñëåäñòâèé äëÿ íàøåãî ïîâñåäíåâíîãî ñîçíàíèÿ. Ñêîëüêî ïîëüçû ìû ìîãëè áû èçâëå÷ü èç íåñêîëüêèõ ÷àñîâ «íåîáû÷àéíîãî ñïîêîéñòâèÿ, ïîõîæåãî íà ìåäèòàöèþ»?  ñàìîì äåëå. ß íå ïðèìåíÿë «áèìîäàëüíûé» ñîí, íî äóìàþ, ÷òî ìíîãèå èç íàñ, âêëþ÷àÿ ìåíÿ, ñòàëêèâàëèñü ñ íèì. Ïðè áåçóìíî çàãðóæåííîì ãðàôèêå ìû äàæå íå ðàññìàòðèâàåì âîçìîæíîñòè è ïðåèìóùåñòâà îò èíîãî ñîñòîÿíèÿ ñîçíàíèÿ êðîìå êàê âîñüìè÷àñîâîãî ñíà, íåîáõîäèìîñòü â êîòîðîì âûçâàíà óñòàëîñòüþ.
Êîíå÷íî, ìû íå ìîæåì âåðíóòüñÿ ê îáðàçó æèçíè «äî ýëåêòðèôèêàöèè» ñ ðàííèì îòõîäîì êî ñíó è ðàííèì ïîäú¸ìîì. Íî, ìîæåò áûòü, ìû ìîãëè áû ïðèìåíèòü ýòè çíàíèÿ, ÷òîáû óëó÷øèòü êà÷åñòâî æèçíè è îòêðûòü äëÿ ñåáÿ àëüòåðíàòèâíûå ðåæèìû ðàçóìà è âðåìåíè.
Àâòîð Jeremy D. Johnson