А какие сны мне снились какие сны или храмы золотые

А какие сны мне снились какие сны или храмы золотые thumbnail

Явление седьмое

Катерина и Варвара.

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?

Варвара (глядя в сторону).
Разумеется, жалко.

Катерина. Так ты, стало быть, любишь
меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то?

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая
такая, я сама тебя люблю до смерти.

Молчание.

Знаешь,
мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают?

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю, отчего люди не летают
так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе,
так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая). Какая я была
резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об
чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала
меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь,
как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли
летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в
доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь,
все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из
церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы
станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют.
Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю.
Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под
неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и
не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как
все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на
меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый
столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало,
будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану –
у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или
рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и
плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем
я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня
было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые,
или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом
пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах
пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится,
да редко, да и не то.

Варвара. А что же?

Катерина (помолчав). Я умру скоро.

Варвара. Полно, что ты!

Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох,
девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого
не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или…
уж и не знаю.

Варвара. Что же с тобой такое?

Катерина (берет ее за руку). А вот
что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня
страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне
не за что. (Хватается за голову рукой.)

Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты?

Катерина. Здорова… Лучше бы я больна
была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не
уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак.
Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да
все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе
совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью,
Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит
со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские
деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня
куда-то, и я иду за ним, иду…

Варвара. Ну?

Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты
девушка.

Варвара (оглядываясь). Говори! Я
хуже тебя.

Катерина. Ну, что ж мне говорить? Стыдно
мне.

Варвара. Говори, нужды нет!

Читайте также:  К чему снится возгорание дома

Катерина. Сделается мне так душно, так
душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля,
каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей,
обнявшись…

Варвара. Только не с мужем.

Катерина. А ты почем знаешь?

Варвара. Еще бы не знать.

Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме!
Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого
греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что
я другого люблю?

Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои
грехи есть.

Катерина. Что же мне делать! Сил моих не
хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой!

Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот
погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет.

Катерина. Нет, нет, не надо! Что ты! Что
ты! Сохрани господи!

Варвара. Чего ты испугалась?

Катерина. Если я с ним хоть раз увижусь,
я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

Варвара. А вот погоди, там увидим.

Катерина. Нет, нет, и не говори мне, я и
слушать не хочу.

Варвара. А что за охота сохнуть-то! Хоть
умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя
себя мучить-то!

Входит
Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади.

Источник

У этого термина существуют и другие значения, см. Гроза (значения).

«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма[1][2]. Изображаемые автором события развертываются летом в вымышленном городе Калинове на Волге. Между 3-м и 4-м действиями пьесы проходит 10 дней.

Сюжет[править | править код]

В семействе Кабановых царит домострой, который вершит мать Тихона Ивановича Кабанова — Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Катерина, главная героиня, с детства жила в обстановке любви и ласки у своей матери, но после того как вышла замуж за Тихона, её жизнь изменилась, стала подневольной. Затем она влюбляется в Бориса Григорьевича — племянника Дикóго (ещё одного самодура, жадного и жестокого). Борис тоже влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки тайно встречаются. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязненной натуре, признаётся мужу — в присутствии его матери — в измене, после чего жизнь молодой женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу[3].

История создания[править | править код]

Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: она состояла в браке, да и он был несвободен. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет[4][5].

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

Персонажи[править | править код]

Александр Головин. Берег Волги. 1916 Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»

  • Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе.
  • Борис, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна КабановаКабаниха»), богатая купчиха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов, её сын.
  • Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова.
  • Варвара, сестра Тихона.
  • Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.
  • Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.
  • Шапкин, мещанин.
  • Феклуша, странница.
  • Глаша, девка в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
  • Городские жители обоего пола.

Первые постановки[править | править код]

Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев, Черкасов, Кабаниха — Рыкалова, Катерина — Никулина-Косицкая, Варвара — Бороздина 1-я, Кулигин — Дмитревский, Кудряш — Д. Ленский, Феклуша — Акимова.

2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи; Дикой — Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — Мартынов, Катерина — Снеткова 3-я, Варвара — Левкеева, Кулигин — Зубров, Кудряш — Горбунов, Феклуша — Громова.

Критика[править | править код]

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ») и Владимир Лакшин.

Читайте также:  Авиакатастрофа во сне к чему это снится

Адаптации[править | править код]

  • Гроза (фильм, 1912) — выпущен фирмой «Патэ», в роли Катерины В. Н. Пашенная[6]
  • Гроза (фильм, 1933) — режиссёр В. М. Петров
  • Гроза (телеспектакль, 1977) — режиссёры: Феликс Глямшин, Борис Бабочкин
  • Гроза (фильм, 2019) — фильм Григория Константинопольского.

На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (значения)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).[1]

Примечания[править | править код]

Источник

Это сны, раскрывающие внутренний мир героини. Они неопределенные, смутные, волнующие. Такие сны действительно могут присниться. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

В этих снах — мечтательность, поэтичность Катерины. Рассказав Варваре о снах своей юности, она жалуется: «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой какой-нибудь это». Таково, так сказать, дневное состояние Катерины. Дальше она продолжает и говорит о снах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…» Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…». «Только не с мужем»,- мгновенно откликается Варвара.

Сны Катерины психологически оправданы, они отражают ее внутреннее состояние, изменение ее души под влиянием любви, ее неспособность бороться с «грехом». Сон ее и предчувствие: «Точно я стою над пропастью, и меня кто- то туда толкает, и удержаться мне не за что», точнее, «не за кого». Другая героиня, тоже из пьесы, рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но… выдуманный. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова, оправдывается: По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда… Позвольте… видите ль… сначала Цветистый луг; и я искала траву, Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… Знаете, кто в бедности рожден… Фамусов отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает: Потом пропало все: и луг, и небеса.- Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол — и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с грохотом распахнулися двери, Какие-то не люди и не звери, Нас врозь — и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему — вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ, Он вслед кричит. Скажем прямо: талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов.

В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим. Можно заметить, что сон Татьяны из «Евгения Онегина» близок к сну Софьи, даже лексика и тональность в чем-то совпадают: «…рев, хохот, свист чудовищ…» 1. Сон снится Татьяне на святки. Она хотела ворожить в бане, но стало страшно, за нее страшится автор «при мысли о Светлане». Здесь и дух народных поверий, и «присутствие» главного романтика России — Жуковского, автора баллады о Светлане.

Как отмечает Ю. М. Лотман, сон Татьяны характеризует «ее связь с народной жизнью, фольклором… Сон Татьяны — органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов». Подробно об этом сказано в комментарии Ю. М. Лотмана к «Евгению Онегину». Особенно интересно толкование всех «магических» явлений, образов и предметов (зеркальце под подушкой, снятие пояска, медведь — предвестник замужества и т.д.).

Источник

Увидеть во сне храм

по соннику Лоффа

Храмы и духовные обители широко распространены в сновидениях. Это объясняется тем, что многие сны включают сюжеты об очищении, подготовке, нравственной оценке или Божественном общении. Как правило, такие сны посещают вас в те периоды жизни, когда внутренний мир зыбок и вы стремитесь как-то укрепить его.

Читайте также:  К чему снится лось в лесу

Порой в таких снах в качестве священнослужителей или жрецов храма участвуют незнакомцы. Эти священнослужители дают понять, какая служба требуется в храме и на какую область вашей жизни должно быть оказано влияние. Они все могут быть представлены старшими по возрасту лицами одного пола или одетыми особым образом субъектами.

Если в храме нет священнослужителей и жрецов, то это может свидетельствовать о внутреннем путешествии или борьбе, которая, в противовес внешнему нравственному выбору, требует разрешения.

К чему снится храм

по соннику Цветкова

благополучие.

К чему снится церковь

по соннику Цветкова

молиться — счастье во всех делах; войти — угрызения совести; видеть — удача, предложение (для женщины).

К чему снится сон про церковь

по соннику Ванги

Появление во сне этого символа свидетельствует об отчаянии, духовном очищении, покаянии.

Видеть себя входящим в церковь – знак того, что в реальной жизни ваши поступки продиктованы личным эгоизмом и нежеланием, считаться с окружающими людьми. Этот сон является предупреждением о том, что вам пора изменить свою жизнь и покаяться в совершенных грехах.

Присутствовать во сне в церкви на богослужении – означает, что наяву вы можете рассчитывать на любовь и уважение окружающих вас людей.

Сон, в котором вы увидели, пустую церковь с заколоченными дверями, предвещает жизненные перемены к худшему, тоску и безысходность.

Во сне вы стоите в разрушенной церкви и пытаетесь поставить свечу в подсвечник – этот сон означает, что в реальной жизни вы будете способствовать духовному возрождению и обновлению.

Вы заходите в церковь во время службы. В ней очень тесно, так как большое количество народу собралось под ее куполом. Люди стоят на коленях и молятся. Вы поднимаете голову вверх и видите вместо купола небо, усеянное звездами, среди которых плывет месяц ярко-красного цвета. Чем ближе становится этот месяц, тем сильнее вы ощущаете страх, кажется, еще немного, и он упадет с высоты прямо на голову молящихся людей – этот сон является предвестником жестокого, кровопролитного религиозного конфликта. Скорее всего, вы станете его свидетелем, а не участником.

Увидеть во сне, как вы помогаете реставрировать старинную церковь, – знак того, что наяву все старые обиды будут позабыты, и вы сможете восстановить прежние отношения с близким вам человеком.

Церковь во сне

по соннику Нострадамуса

Церковь – символ культурного процветания, духовности, чистоты.

Видеть во сне белоснежную церковь с золотыми куполами – предвещает культурный расцвет страны, нравственных и духовных ее основ, всеобщее единение.

Сон, в котором вы увидели разрушенную церковь, означает болезнь и нравственные страдания.

Если во сне вы присутствуете на церковной службе, то в реальной жизни вы будете испытывать угрызения совести.

Строить во сне церковь – ваше стремление к познанию будет вознаграждено сторицей.

Увидеть во сне церковь, обвитую змеей, – дурной знак. Это угроза человечеству, так как все человеческие ценности будут уничтожены злом.

Если во сне вы увидели на церкви замок – будьте осторожны! Ваши замкнутость и склонность к одиночеству могут оттолкнуть от вас близкого и дорогого вам человека.

Сон, в котором вы увидели церковь в огне, предвещает вражду между поколениями и крушение всеобщего миропорядка.

Приснилась церковь

по соннику Миллера

Увидеть во сне церковь вдали – означает разочарование в событиях, столь долго ожидаемых.

Войти в церковь, погруженную во мрак, – знак того, что вам придется принять участие в похоронах. Это также предвещает туманные перспективы и долгое ожидание лучших времен.

Приснилось отпущение грехов

по соннику Миллера

Если женщина увидит во сне отпущение грехов – ей не избежать нежелательных комментариев по поводу ее поведения.

Приснился алтарь

по соннику Миллера

Видеть во сне священника у алтаря – означает ссоры и разлад в коммерческих и домашних делах.

Видеть венчание – сулит печальные события в жизни ваших друзей.

Алтарь явится вам во сне для того, чтобы предостеречь от совершения ошибки. Этот сон может означать скорое раскаяние.

К чему снится алтарь

по соннику Цветкова

новые возможности; приносить жертву, класть цветы — к свадьбе; коленопреклонение — помощь тому, кто преклонился.

Приснился собор

по соннику Миллера

Видеть во сне огромный кафедральный собор с куполами, высоко вздымающимися в небо, означает, что ваша ревнивая натура и несчастное стремление к недостижимому как в духовном, так и в физическом отношении принесут вам одни огорчения. Но если вы входите в собор, то вы достигнете многого в жизни и в вашем окружении будут мудрые и ученые люди.

К чему снится собор

по соннику Цветкова

мать, отчизна, благополучие, счастье, (для женщины) предложение.

3 мая

Выберите лучший день для стрижки

Стрижка сегодня навредит волосам, потому что они более чувствительны к воздействию на них. Если есть возможность, отложите посещение парикмахерской.

Читать дальше

Источник