А наша то жизнь не сон

А наша то жизнь не сон thumbnail

Инфоурок

Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку «Тире между подлежащим и сказуемым»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тире между подлежащим и сказуемым .

Описание слайда:

Тире между подлежащим и сказуемым .

2 слайд

Тире между подлежащим и сказуемым ставится Сущ. – сущ. (Ненависть – плохой со

Описание слайда:

Тире между подлежащим и сказуемым ставится Сущ. – сущ. (Ненависть – плохой советчик.) Числ. – числ. Н.ф.глагола — н.ф.глаг. (инфинитив) (Убить Россию – значит отнять надежду у Земли.) Сущ. – числ. Н.ф.глагола — сущ. (Находить приметы – увлекательное занятие)

3 слайд

НЕ ставится тире Личное мест. сущ. Сущ. НЕ сущ. Сущ. ВВОДНОЕ СЛОВО сущ. Сущ.

Описание слайда:

НЕ ставится тире Личное мест. сущ. Сущ. НЕ сущ. Сущ. ВВОДНОЕ СЛОВО сущ. Сущ. ЧАСТИЦА сущ. Сущ. НАРЕЧИЕ сущ. Сущ. ВТОРОСТ.ЧЛЕН ПРЕДЛ. сущ. (Блок молодым поэтам пример для подражания.)

4 слайд

Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду словно ручьи. Пески

Описание слайда:

Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду словно ручьи. Пески как будто море. Жизнь как река. Наташины глаза как васильки. Осторожнее со сравнительными союзами!

5 слайд

Тире в простом предложении Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки

Описание слайда:

Тире в простом предложении Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду словно ручьи. Пески точно море. Жизнь как река. Наташины глаза как васильки. Путь в лесах-километры тишины. Ненависть – плохой советчик. Женьшень — ценное и редкое растение. Речь- язык в действии. Вдохновение – строгое рабочее состояние.

6 слайд

ПРОВЕРЬ себя! Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду словн

Описание слайда:

ПРОВЕРЬ себя! Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду словно ручьи. Пески как будто море. Жизнь как река. Наташины глаза как васильки. Путь в лесах-километры тишины. Ненависть – плохой советчик. Женьшень — ценное и редкое растение. Речь — язык в действии. Вдохновение – строгое рабочее состояние.

7 слайд

Потренируемся… Грибы продукт скоропортящийся. Льды как льды, пустыни как пуст

Описание слайда:

Потренируемся… Грибы продукт скоропортящийся. Льды как льды, пустыни как пустыни. Война это прежде всего расставания. Славная вещь под окном в клетке держать соловья. Пятью шесть тридцать. Охранять природу значит охранять Родину. Мы друзья. Чтение вот лучшее учение. А наша-то жизнь не сон? Ночь как камень. Длина дистанции сто метров. Зубы словно жемчуг.

8 слайд

Расставь знаки препинания (самостоятельная работа) Наше оружие наши песни. Ию

Описание слайда:

Расставь знаки препинания (самостоятельная работа) Наше оружие наши песни. Июль как говорится макушка лета. Самочувствие отличное. Доброе начало только половина дела. Но вы ничтожны. Лететь первому страшно. Наш долг защищать крепость до последнего издыхания. Все-таки самый искренний разговор это разговор с самим собой. Уметь любить значит всё уметь. Конечно почтенная вещь рыбачить. Село как село, сколько таких в России. Отдыхать на море это здорово!

9 слайд

Готовимся к ЕГЭ. Повторяем сравнение Воздух там чист, как молитва ребенка; 	И

Описание слайда:

Готовимся к ЕГЭ. Повторяем сравнение Воздух там чист, как молитва ребенка; И люди, как вольные птицы, живут без забот. Облаком волнистым Пыль встаёт вдали. Широкая полоса солнца, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату.

10 слайд

Списать , расставить знаки препинания. 1.Читать значит выр..батывать вкус пос

Описание слайда:

Списать , расставить знаки препинания. 1.Читать значит выр..батывать вкус пост..гая пр..красное. 2.Хорошая одежда украшение для тела хороший товарищ отрада для души. 3. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 4. Изучение родной речи это великое дело. 5. Книга есть главнейшее и могущественнейшее орудие культуры. 6. Ласковое слово как весе…ий день. 7. Клевета что уголь: не обожжет так замарает. 8. Голова без ума что фонарь без света.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-753338

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым ставится Сущ. – сущ. (Ненависть – плохой советчик. )

Тире между подлежащим и сказуемым ставится Сущ. – сущ. (Ненависть – плохой советчик. ) Числ. – числ. Н. ф. глагола — н. ф. глаг. (инфинитив) (Убить Россию – значит отнять надежду у Земли. ) Сущ. – числ. Н. ф. глагола — сущ. (Находить приметы – увлекательное занятие)

 НЕ ставится тире Мест. сущ. Сущ. НЕ сущ. Сущ. ВВОДНОЕ СЛОВО сущ. Сущ.

НЕ ставится тире Мест. сущ. Сущ. НЕ сущ. Сущ. ВВОДНОЕ СЛОВО сущ. Сущ. КАК, СЛОВНО, сущ. БУДТО, ТОЧНО

Тире в простом предложении Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду

Тире в простом предложении Степь как море. Лес точно терем расписной. Дорожки в саду словно ручьи. Пески точно море. Жизнь как река. Наташины глаза что васильки. Путь в лесахкилометры тишины. Ненависть – плохой советчик. Женьшень — ценное и редкое растение. Речь- язык в действии. Вдохновение – строгое рабочее состояние.

Наше оружие наши песни. Июль как говорится макушка лета. Самочувствие отличное. Доброе начало только

Наше оружие наши песни. Июль как говорится макушка лета. Самочувствие отличное. Доброе начало только половина дела. 5. Но вы ничтожны. 6. Лететь первому страшно. 7. Наш долг защищать крепость до последнего издыхания. 8. Уметь любить значит всё уметь. 9. Конечно почтенная вещь рыбачить. 10. Село как село, сколько таких в России. 1. 2. 3. 4.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Грибы продукт скоропортящийся.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Грибы продукт скоропортящийся. Льды как льды, пустыни как пустыни. Война это прежде всего расставания. Славная вещь под окном в клетке держать соловья. Пятью шесть тридцать. Охранять природу значит охранять Родину. Мы друзья. Чтение вот лучшее учение. А наша-то жизнь не сон? Ночь как камень. Длина дистанции сто метров.

Учебный тренажёр по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»

Учебный тренажёр по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым»

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Вдохновение- это строгое рабочее состояние. - Летний вечер

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Вдохновение- это строгое рабочее состояние. — Летний вечер тих и ясен. — Писать о лесах моё любимое занятие. + Простота есть необходимое условие прекрасного. —

Читайте также:  Сон целоваться во сне с любимым

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Жизнь нескончаемый экзамен. + Ещё холоден и сыр

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Жизнь нескончаемый экзамен. + Ещё холоден и сыр февральский вечер. — Дело художника – рождать радость. — Хороший вкус – это прежде всего чувство меры. —

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Облака как причудливые замки. - Очень важное проявление

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Облака как причудливые замки. — Очень важное проявление вежливости поздороваться первым. + Озеро словно зеркало. — Глаза будто вишни. —

4. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Фольклор устное народное творчество. - Деревья удивительная химическая

4. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Фольклор устное народное творчество. — Деревья удивительная химическая фабрика, созданная природой. — Геология наука, изучающая строение и состав земной коры. — Для меня жить – значит работать. +

5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Интеллигентность это способность понимать. - Изделия Фаберже подлинные

5. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Интеллигентность это способность понимать. — Изделия Фаберже подлинные произведения искусства. — Наша школа как корабль. + Красота – есть обещание счастья. —

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Площадь комнаты- двадцать пять квадратных метров. - Любовь-

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. Площадь комнаты- двадцать пять квадратных метров. — Любовь- есть источник поэзии, добра и ненависти. + Пятью пять- двадцать пять. — Жить – Родине служить. —

7. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Автор рассказа молодой московский писатель. . - Английская

7. Укажите предложение без пунктуационной ошибки. Автор рассказа молодой московский писатель. . — Английская орфография сложная + Волга полноводная река. — Ненависть плохой советчик. —

8. В каком предложении не ставится тире? . Пятью восемь сорок. - Толпа и

8. В каком предложении не ставится тире? . Пятью восемь сорок. — Толпа и народ это не одно и то же. — Бедность не порок. + Счастье любого человека глубоко использовать свой талант. —

9. В каком предложении ставится тире? Превосходная должность быть на земле человеком. + Пруд

9. В каком предложении ставится тире? Превосходная должность быть на земле человеком. + Пруд как блестящая сталь. — Он скептик и материалист. — Слово не воробей. —

10. В каком предложении ставится тире? Луг как бархат. - Точность и краткость есть

10. В каком предложении ставится тире? Луг как бархат. — Точность и краткость есть первые достоинства прозы. — Гусь свинье не товарищ. — Историзм один из важнейших принципов в творчестве писателя. +

Ответы: 1). 3 2). 1 3). 2 4). 4 5). 3 6). 2 7).

Ответы: 1). 3 2). 1 3). 2 4). 4 5). 3 6). 2 7). 2 8). 3 9). 1 10). 4

ы ц д о М л о !

ы ц д о М л о !

Источник

Все было точно так же как у нас,

но все это сияло великим,
каким-то святым торжеством.

Никогда я не видывал на нашей земле
такой красоты в человеке.

Разве только в детях наших,
в самый первый год их возраста.

Я тогда же, при первом взгляде
на их лица, понял все. Все!

Это была земля, не оскверненная
грехопадением.

На ней жили люди несогрешившие.

Я видел их сам, их познал.

Я любил их, и я страдал за них потом.

Сон, батенька мой, — бред,

галлюцинация.

Но как устроить рай?

Я не знаю, потому что не умею
передать словами.

Между тем, так это просто —

в один бы день, в один час
все сразу устроилось.

Главное — люби других как себя.

Вот главное.

Больше ровно ничего не надо.

Истину я узнал в прошлом ноябре,
и именно третьего ноября.

И с того времени я каждое мгновение
мое помню.

Я положил в эту ночь убить себя
и уж конечно бы застрелился,

если бы не та девочка.

Барин!

Там!

Мамочка!

Барин!

Барин!

Да ведь мне теперь все равно.

Ведь через час или два все угаснет,

и тогда какое мне дело до этой девочки
и до всего на свете?

Я обращаюсь в нуль,

в нуль абсолютный.

Пошел! Пошел!

Нуль, нуль…

Нуль абсолютный.

Чай вам подавать не велено,
за вами должок.

Жилец!

Кто здесь?

А ведь жизнь и мир теперь от меня
зависят.

Застрелюсь — и мира не будет,
по крайней мере, для меня.

Я еще подумал тогда: что, если бы
я жил прежде на Луне или на Марсе

и сделал бы там какой-нибудь
бесчестный поступок?

Было бы мне отсюда все равно или нет?

Вот тут-то я и заснул.

Заснул незаметно и как бы продолжая
рассуждать о тех же материях.

Кто здесь?

А, стало быть, есть и за гробом жизнь.

Неужели это такая же земля как наша?

Как же может быть подобное
повторение?

И для чего?

Э- эй!

Это была какая-то влюбленность
друг в друга —

всецелая, всеобщая.

У них была любовь, рождались дети.

Но никогда я не замечал в них порывов
того жестокого сладострастия,

которое постигает почти всех
на нашей земле,

всех и каждого,

и служит почти единственным
источником грехов человечества.

Да неужели не все равно,
сон это или нет,

если этот сон возвестил мне истину?

Неужели же мелкое сердце мое
и капризный, ничтожный ум мой

могли возвыситься до такого
откровения правды?

Я видел их сам,

их познал и убедился:
я любил их!

Я страдал за них потом.

Они дразнят меня теперь тем,
что это был только сон.

Но не все ли равно, сон это или нет,
если он возвестил мне истину?

Я видел истину!

Я видел и знаю, что люди могут быть
прекрасны и счастливы,

не потеряв способности жить на земле.

А ведь над этой верой-то моей
и смеются.

А может, это был вовсе не сон.

Я до сих пор скрывал, но теперь
расскажу и эту правду.

Дело в том, что я развратил их всех.

[смех]

Он!

Пусть мы лживы, злы и несправедливы.

Мы знаем это, но у нас есть наука,

и через нее мы отыщем вновь
истину.

Читайте также:  Видеть во сне свой дом красивым

но примем ее уже сознательно.

Знание выше чувства.

Сознание жизни выше жизни.

Каждый принадлежит всем,
а все — каждому.

Кто здесь? Кто здесь?

Кто здесь?

Кто здесь?

Сон, дескать, видел, бред,
галлюцинацию.

Сон… Что такое сон?

А наша-то жизнь не сон?

Ну и пусть сон.

Но эту жизнь, которую вы
так превозносите,

я хотел погасить самоубийством.

А сон мой, он возвестил мне новую,
великую, обновленную жизнь.

Источник

*~*~*

Âåòåð ëè ñòàðîå èìÿ ðàçâåÿë…
Íåò ìíå äîðîãè â ìîé áðîøåííûé êðàé!
Åñëè óâèäåòü ïûòàåøüñÿ èçäàëè,
Íå ðàçãëÿäèøü ìåíÿ íå ðàçãëÿäèøü ìåíÿ
Äðóã ìîé, ïðîùàé!
ß óïëûâàþ è âðåìÿ íåñåò ìåíÿ ñ êðàÿ íà êðàé
Ñ áåðåãà ê áåðåãó ñ îòìåëè ê îòìåëè
Äðóã ìîé ïðîùàé çíàþ êîãäà-íèáóäü
Ñ äàëüíåãî áåðåãà äàâíåãî ïðîøëîãî
Âåòåð âåñåííèé íî÷íîé
Ïðèíåñåò òåáå âçäîõ îò ìåíÿ
Òû ïîãëÿäè òû ïîãëÿäè òû ïîãëÿäè
Íå îñòàëîñü ëè ÷òî-íèáóäü ïîñëå ìåíÿ
 ïîëíî÷ü çàáâåíüÿ íà ïîçäíåé îêðàèíå
Æèçíè òâîåé òû ïîãëÿäè áåç îò÷àÿíüÿ
Òû ïîãëÿäè áåç îò÷àÿíüÿ
Âñïûõíåò ëè ïðèìåò ëè îáëèê áåçâåñòíîãî
Îáðàçà áóäòî ñëó÷àéíîãî
Ïðèìåò ëè îáëèê áåçâåñòíîãî îáðàçà
Áóäòî ñëó÷àéíîãî
Ýòî íå ñîí… ýòî íå ñîí,
Ýòî âñÿ ïðàâäà ìîÿ, ýòî èñòèíà!
Ñìåðòü ïîáåæäàþùèé âå÷íûé çàêîí —
Ýòî ëþáîâü ìîÿ!

Ó èíäèéñêîãî ïèñàòåëÿ è ïîýòà Ðàáèíäðàíàòà Òàãîðà (1861-1941) íåò ñòèõîòâîðåíèÿ ïîä íàçâàíèåì «Ïîñëåäíÿÿ ïîýìà», â ïåñíå ê ôèëüìó «Âàì è íå ñíèëîñü» èñïîëüçîâàíû
ôðàãìåíòû ñòèõîòâîðåíèÿ èç ðîìàíà «Ïîñëåäíÿÿ ïîýìà». Ýòîò ðîìàí áûë íàïèñàí èíäèéñêèì êëàññèêîì â 1929 ãîäó.
 ðîìàíå ðå÷ü èäåò î äâóõ âîçëþáëåííûõ — þíîøå Îìèòî è äåâóøêå Ëàáîííî, êîòîðûå â êîíöå ïîâåñòâîâàíèÿ ïîíèìàþò, ÷òî çåìíàÿ ëþáîâü ìåæäó íèìè íåâîçìîæíà, îäíàêî ïðè ýòîì óâåðåíû, ÷òî íåçðèìàÿ ñâÿçü ìåæäó èõ ñåðäöàìè íå èñ÷åçíåò íèêîãäà. Îìèòî ðåøàåò æåíèòüñÿ íà äåâóøêå ïî èìåíè Êåòîêè, îí ëþáèò å¸ íå òàê, êàê Ëàáîííî:.

«Òî, ÷òî ïðèâÿçûâàåò ìåíÿ ê Êåòîêè, — ëþáîâü. Íî ýòà ëþáîâü — êàê âîäà â ñîñóäå,
êîòîðóþ ÿ ïüþ êàæäûé äåíü. Ëþáîâü ê Ëàáîííî — ýòî îçåðî, êîòîðîå íåëüçÿ âìåñòèòü
â ñîñóä, íî â êîòîðîì îìûâàåòñÿ ìîÿ äóøà».

Èäåþ íåáåñíîé ëþáâè Îìèòî âûðàæàåò â ñòèõîòâîðåíèè, êîòîðîå îí ïîñûëàåò Ëàáîííî:

Òû, óõîäÿ, ñî ìíîé îñòàëàñü íàâñåãäà,
Ëèøü ïîä êîíåö ìíå äî êîíöà îòêðûëàñü,
 íåçðèìîì ìèðå ñåðäöà òû óêðûëàñü,
È ÿ êîñíóëñÿ âå÷íîñòè, êîãäà,
Çàïîëíèâ ïóñòîòó âî ìíå, òû ñêðûëàñü.
Áûë òåìåí õðàì äóøè ìîåé, íî âäðóã
 íåì ÿðêàÿ ëàìïàäà çàñâåòèëàñü,—
Ïðîùàëüíûé äàð òâîèõ ëþáèìûõ ðóê,—
È ìíå ëþáîâü íåáåñíàÿ îòêðûëàñü
 ñâÿùåííîì ïëàìåíè ñòðàäàíèé è ðàçëóê.

Âñêîðå Îìèòî ïîëó÷àåò îòâåò íà ñâîå ïèñüìî. Ëàáîííî ïèøåò, ÷òî ÷åðåç ïîëãîäà âûõîäèò çàìóæ çà äðóãîãî, òàêæå â ïèñüìå åñòü
ñòèõîòâîðåíèå, ãäå Ëàáîííî ïî-ñâîåìó âûðàæàåò èäåþ íåâîçìîæíîñòè çåìíîé ëþáâè ìåæäó íåé è Îìèòî, íî ïðè ýòîì å¸ ñòèõîòâîðåíèå,
êàê è ñòèõîòâîðåíèå Îìèòî, äûøèò âåðîé â íåáåñíóþ ëþáîâü.
Ôðàãìåíòû ïðîùàëüíîãî ñòèõîòâîðåíèÿ Ëîáàííî è ïîñëóæèëè îñíîâîé òåêñòà ïåñíè «Ïîñëåäíÿÿ ïîýìà».

Ïîëíûé òåêñò ñòèõîòâîðåíèÿ:

… Ñëûøèøü ëè øîðîõ ëåòÿùåãî âðåìåíè?
Âå÷íî åãî êîëåñíèöà â ïóòè…
Ñåðäöà óäàðû íàì ñëûøàòñÿ â íåáå,
Çâåçäû âî òüìå êîëåñíèöåé ðàçäàâëåíû, —
Êàê íå ðûäàòü èì ó òüìû íà ãðóäè?..

Äðóã ìîé!
Âðåìÿ ìíå áðîñèëî æðåáèé,
 ñåòè ñâîè çàõâàòèëî ìåíÿ,
Ì÷èò â êîëåñíèöå îïàñíîé äîðîãîé,
Ñëèøêîì îò ìåñò, ãäå òû áðîäèøü, äàëåêîé,
Òàì, ãäå óæå íå óâèäèøü ìåíÿ,
Òàì, ãäå íåâåäîìî, ÷òî âïåðåäè…
Êàæåòñÿ ìíå: êîëåñíèöåé çàõâà÷åíà,
Ñìåðòü óæå òûñÿ÷ó ðàç ïîáåäèâ,
Âîò ÿ ñåãîäíÿ âçîøëà íà âåðøèíó,
 áëåñêå çàðè îáàãðåííî-ïðîçðà÷íóþ… —
Êàê íå çàáûòü ñâîå èìÿ â ïóòè?

Âåòåð ëè ñòàðîå èìÿ ðàçâåÿë?
Íåò ìíå äîðîãè â ìîé áðîøåííûé êðàé…
Åñëè óâèäåòü ïûòàåøüñÿ èçäàëè, —
Íå ðàçãëÿäèøü ìåíÿ…

Äðóã ìîé,
Ïðîùàé!
Çíàþ — êîãäà-íèáóäü â ïîëíîì ñïîêîéñòâèè,
 ïîçäíåì ïîêîå êîãäà-íèáóäü, ìîæåò áûòü,
Ñ äàëüíåãî áåðåãà äàâíåãî ïðîøëîãî
Âåòåð âåñåííèé íî÷íîé ïðèíåñåò òåáå âçäîõ îò ìåíÿ!
Öâåòîì áàêóëÿ îïàâøèì è ïëà÷óùèì
Íåáî òåáÿ îïå÷àëèò íå÷àÿííî, —
Òû ïîãëÿäè, íå îñòàëîñü ëè ÷òî-íèáóäü
Ïîñëå ìåíÿ?…
 ïîëíî÷ü çàáâåíüÿ
Íà ïîçäíåé îêðàèíå
Æèçíè òâîåé
Ïîãëÿäè áåç îò÷àÿíüÿ, —
Âñïûõíåò ëè?
Ïðèìåò ëè îáëèê áåçâåñòíîãî ñîííîãî îáðàçà,
áóäòî ñëó÷àéíîãî?…

…Ýòî íå ñîí!
Ýòî — âñÿ ïðàâäà ìîÿ, ýòî — èñòèíà,
Ñìåðòü ïîáåæäàþùèé âå÷íûé çàêîí.
Ýòî — ëþáîâü ìîÿ!
Ýòî ñîêðîâèùå —
Äàð íåèçìåííûé òåáå, ÷òî äàâíî åùå
Áûë ïðèíåñåí…
 äðåâíèé ïîòîê èçìåíåíèé çàáðîøåíà,
ß óïëûâàþ, — è âðåìÿ íåñåò ìåíÿ
Ñ êðàÿ íà êðàé,
Ñ áåðåãà ê áåðåãó, ñ îòìåëè ê îòìåëè…
Äðóã ìîé, ïðîùàé!

Òû íè÷åãî íå óòðàòèë, ïî-ìîåìó…
Âïðàâå è ïåïëîì è ïðàõîì èãðàòü —
Ñîçäàë áåññìåðòíîé âîçëþáëåííîé îáðàç, —
Áëåñê è ñèÿíüå áåññìåðòíîé âîçëþáëåííîé
âûçâàòü èç ñóìðàêà ìîæåøü îïÿòü!

Äðóã!
Ýòî áóäåò âå÷åðíåé èãðîþ,
Íå ïîìåøàåò ìåíÿ âñïîìèíàòü…
Æàäíûì äâèæåíüåì îáèæåí íå áóäåò
Òðåïåò ëåâêîåâ íà æåðòâåííîì áëþäå.
Òû îáî ìíå íå ïå÷àëüñÿ íàïðàñíî —
Äåëî äîñòîéíîå åñòü ó ìåíÿ,
Åñòü ó ìåíÿ ìèð ïðîñòðàíñòâà è âðåìåíè…
Ðàçâå èçáðàííèê ìîé áåäåí? Î íåò!
Âñþ ïóñòîòó ÿ çàïîëíþ îïàñíóþ, —
Âåðü, ÷òî âñåãäà âûïîëíÿòü ÿ íàìåðåíà
Ýòîò îáåò.
Åñëè æå êòî-íèáóäü, îçàáî÷åííûé,
Æäàòü ìåíÿ áóäåò ñ òàéíîé òðåâîãîþ, —
Ñ÷àñòëèâà áóäó — âîò ìîé îòâåò!

Èç ïîëîâèíû ñâåòëîé ìåñÿöà â òåìíóþ
ïîëîâèíó âûíåñÿ
Áëàãîóõàþùèé ñíîï òóáåðîç, —
Êòî — ïðîíåñÿ èõ äîðîãîþ äîëãîþ,
 íî÷ü òåíåâîé ïîëîâèíû ìåñÿöà
Æåðòâåííûé ìîã áû óêðàñèòü ïîäíîñ?

Читайте также:  Смотреть мультики перед сном для малышей

Êòî è ìåíÿ óâèäàë áû â ðàäîñòè
Áåçãðàíè÷íîãî âñåïðîùåíèÿ?..
Ñîåäèíÿòñÿ çëîå è äîáðîå, —
Èì íà ñëóæåíüå ñåáÿ îòäàì!

Âå÷íîå ïðàâî ÿ ïîëó÷èëà,
Äðóã ìîé, íà òî, ÷òî ñàìà îòäàëà òåáå…
Òû ïðèíèìàåøü ìîé äàð ïî ÷àñòÿì.

Ñëûøà ïå÷àëüíûõ ìãíîâåíèé òå÷åíèå,

Èìè íàïîëíè ëàäîíü — è íàïåéñÿ:
Ñåðäöå ìîå, êàê ïðèãîðøíþ, ëþáîâíî
ß ïîäñòàâëÿþ òâîèì óñòàì…

Î, íåñðàâíåííûé!
ß äàð ïðèíåñëà òåáå:
Âñå, ÷òî äàðþ, — ìíå òîáîþ äàðîâàíî:
Ñêîëüêî òû ïðèíÿë — íàñòîëüêî äîëæíèöåþ
Òû ìåíÿ ñäåëàë…
Î äðóã ìîé, ïðîùàé.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 18.07.2015. Ïîñëåäíÿÿ ïîýìà
  • 11.07.2015. Öèòàòû äëÿ ñàìîðàçâèòèÿ
  • 08.07.2015. Ïîëåçíûå öèòàòû î ãëàâíîì

Источник

* * *

Было уже утро, то есть еще не рассвело, но было около шестого часу. Я очнулся в тех же креслах, свечка моя догорела вся, у капитана спали, и кругом была редкая в нашей квартире тишина. Первым делом я вскочил в чрезвычайном удивлении; никогда со мной не случалось ничего подобного, даже до пустяков и мелочей: никогда еще не засыпал я, например, так в моих креслах. Тут вдруг, пока я стоял и приходил в себя, — вдруг мелькнул передо мной мой револьвер, готовый, заряженный, — но я в один миг оттолкнул его от себя! О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое. Да, жизнь, и — проповедь! О проповеди я порешил в ту же минуту и, уж конечно, на всю жизнь! Я иду проповедовать, я хочу проповедовать, — что? Истину, ибо я видел ее, видел своими глазами, видел всю ее славу!

И вот с тех пор я и проповедую! Кроме того — люблю всех, которые надо мной смеются, больше всех остальных. Почему это так — не знаю и не могу объяснить, но пусть так и будет. Они говорят, что я уж и теперь сбиваюсь, то есть коль уж и теперь сбился так, что ж дальше-то будет? Правда истинная: я сбиваюсь, и, может быть, дальше пойдет еще хуже. И, уж конечно, собьюсь несколько раз, пока отыщу, как проповедовать, то есть какими словами и какими делами, потому что это очень трудно исполнить. Я ведь и теперь все это как день вижу, но послушайте: кто же не сбивается! А между тем ведь все идут к одному и тому же, по крайней мере все стремятся к одному и тому же, от мудреца до последнего разбойника, только разными дорогами. Старая это истина, но вот что тут новое: я и сбиться-то очень не могу. Потому что я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. А ведь они все только над этой верой-то моей и смеются. Но как мне не веровать: я видел истину, — не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки. Я видел ее в такой восполненной целости, что не могу поверить, чтоб ее не могло быть у людей. Итак, как же я собьюсь? Уклонюсь, конечно, даже несколько раз, и буду говорить даже, может быть, чужими словами, но ненадолго: живой образ того, что я видел, будет всегда со мной и всегда меня поправит и направит. О, я бодр, я свеж, я иду, иду, и хотя бы на тысячу лет. Знаете, я хотел даже скрыть вначале, что я развратил их всех, но это была ошибка, — вот уже первая ошибка! Но истина шепнула мне, что я лгу, и охранила меня и направила. Но как устроить рай — я не знаю, потому что не умею передать словами. После сна моего потерял слова. По крайней мере, все главные слова, самые нужные. Но пусть: я пойду и все буду говорить, неустанно, потому что я все-таки видел воочию, хотя и не умею пересказать, что я видел. Но вот этого насмешники и не понимают: «Сон, дескать, видел, бред, галлюцинацию». Эх! Неужто это премудро? А они так гордятся! Сон? что такое сон? А наша-то жизнь не сон? Больше скажу: пусть, пусть это никогда не сбудется и не бывать раю (ведь уже это-то я понимаю!), — ну, а я все-таки буду проповедовать. А между тем так это просто: в один бы день, в один бы час — все бы сразу устроилось! Главное — люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь как устроиться. А между тем ведь это только — старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же! «Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья — выше счастья» — вот с чем бороться надо! И буду. Если только все захотят, то сейчас все устроится.

* * *

А ту маленькую девочку я отыскал… И пойду! И пойду!

Источник