Аккорды зачем снятся сны

Аккорды зачем снятся сны thumbnail

Аккорды зачем снятся сны

Ранний этап творчества (1984–1986)

В конце 1982 года Летовым был создан проект-предшественник «Гражданской обороны» — группа «Посев», названная в честь известного диссидентского журнала Народно-трудового союза российских солидаристов. За два с половиной года в рамках проекта было записано десять альбомов. Среди участников проекта были и будущие музыканты «Гражданской обороны»: Константин Рябинов, Андрей Бабенко, Евгений Деев.

8 ноября 1984 года была образована группа «Гражданская оборона». Первый её состав:

  • Егор Летов — вокал, ударные, гитара;
  • Константин Рябинов (Кузя УО) — бас-гитара;
  • Андрей Бабенко (Босс) — гитара.

В марте 1985 года коллектив покинул Бабенко.

Материалом первых двух альбомов («Поганая молодёжь» и «Оптимизм») были ранние сочинения 1982–1985 годов, однако записать эти два альбома группе в 1985 году не удалось по причине преследований её членов со стороны КГБ: Рябинов, несмотря на проблемы с сердцем, был отправлен на армейскую службу, а Летов принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу. Первые два альбома были впоследствии частично реставрированы, частично заново записаны в 1988 году с использованием раритетных дорожек 1985–1987 годов.

Летом 1986 года Летов совместно с Евгением Филатовым записал акустический альбом «Гражданской обороны» — «Красный альбом (акустика)» (Игра в бисер перед свиньями), материал которого впоследствии будет переписан Летовым в одиночку и выйдет под названием «Красный альбом».

Известность (1987–1990)

Студийный период

В 1987 году группа выехала на первый Новосибирский рок-фестиваль (10–13 апреля 1987 года). Помимо Летова в концертный состав группы вошли Олег Лищенко и Евгений Лищенко (оба — дуэт «Пик Клаксон»). В тот момент оргкомитет фестиваля находился в замешательстве: областной комитет комсомола запретил приезд групп «Звуки Му» и «АукцЫон». В программе была «дыра», и президент рок-клуба представил начальству прибывшую в качестве замены омскую команду как «пай-мальчиков». Летов выступил как «Адольф Гитлер» (название совместного проекта Летова и Лищенко). Прежде, чем организаторы опомнились, группа успела отыграть 25 минут. Выступление впечатлило публику. Многочисленные гости фестиваля разнесли легенду о группе по всей стране. Воодушевлённый Летов за май—июнь 1987 года записал пять альбомов «Гражданской обороны»: («Красный альбом» (электрический), «Мышеловка», «Хорошо!!», «Тоталитаризм», «Некрофилия»). Хотя все пять альбомов и были записаны в одиночестве, в аннотации к ним состав группы указывался так:

  • Джа Егор — вокал;
  • Лукич — ударные;
  • Майор Мешков — гитара;
  • Килгор Траут — бас;
  • Дохлый — гитара.

Под всеми этими псевдонимами скрывался сам Летов. Мифический «Майор Мешков» получил имя в честь майора КГБ Мешкова Владимира Васильевича, который вел дело против Летова и его соратников, Килгор Траут — это один из любимых Летовым персонажей Курта Воннегута, Лукич — ссылка на Ильича, Егор Дохлый — давний псевдоним Летова.

Зимой 1988 года снова практически без посторонней помощи Летов записал ещё три альбома группы: («Так закалялась сталь», «Всё идёт по плану», «Боевой стимул»). Альбомы записывались в квартирных условиях (позже комната в квартире Летова, где происходила запись альбомов «Гражданской обороны» и других групп, получила название «ГрОб-Records»). Магнитоальбомы распространялись поклонниками самостоятельно. СМИ игнорировали группу, и сам Летов высокомерно относился к вниманию СМИ к своей группе, полагая, что телевидение и радио убивают рок-музыку. Тем не менее, песни «Гражданской обороны» в конце 80-х стали популярны в СССР, и группа могла составить конкуренцию таким признанным в советских СМИ группам, как «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус». Отчасти эта слава поддерживалась из-за проблем Летова с властями — Летову приходилось сидеть в психиатрической лечебнице и скрываться от КГБ вместе с Янкой Дягилевой после скандального выступления на Новосибирском рок-фестивале.

Концерты по СССР

В 1988–1990 годах началась концертная деятельность группы. Состав группы многократно менялся, помимо Летова и Рябинова и барабанщика Аркадия Климкина в группе в разное время играли: Олег Судаков (Манагер), Игорь Жевтун (Джефф), Дмитрий Селиванов, Янка Дягилева, Евгений Деев (Дабл), Игорь Староватов. В начале 1989 года группа приезжает в Ленинград, здесь с ними в качестве продюсера работает Сергей Фирсов. Он организовывает концерт в рок-клубе, устраивает запись «живого» альбома «Песни радости и счастья», а также болванки к альбомам «Здорово и вечно», «Армагеддон-попс», «Война», «Русское поле экспериментов». Большая часть записывается в студии группы «АукцЫон», а акустический сольник Летова «Русское поле эксперимента» — у Фирсова дома, там же ими записан альбом «Продано!» Янки.

После этого Фирсов организовал поездку ГрОб в Таллин, в Симферополь, где они в марте выступили с концертами в ДК МВД, в Ялту, в Гурзуф. Оттуда они отбыли на поезде в Тюмень. В том же 1989 году на ГрОб-студии были записаны ещё четыре альбома «Гражданской обороны»: «Здорово и вечно», «Армагеддон Попс», «Война» и «Русское поле экспериментов». В 1988–1990 годах Летов, Рябинов и Судаков активно работали в параллельном «Гражданской обороне» проекте «Коммунизм» (записано 15 альбомов).

В 1990 году был записан альбом «Инструкция по выживанию», состоящий в основном из песен Романа Неумоева — лидера тюменской группы «Инструкция по выживанию», от которых он на момент записи альбома временно отказался по своим убеждениям. Егор записал эту пластинку вдвоём с Джеффом, который стоял у истоков «Инструкции». Егор Летов также часто исполнял песни «Непрерывный суицид» и «Родина-смерть» на концертах. Впоследствии, в начале 2000-х годов, Роман Неумоев опубликовал на своём сайте главы «Мифологии» с воспоминаниями, в которых фигурировали, в том числе, Егор и Янка, после чего отношения между Неумоевым и Летовым были прекращены. Егор назвал эти воспоминания «баснями пасквильного содержания». Проблемы возникли и с изданием на CD. Буклеты к первому изданию альбома пришлось перепечатывать, так как Неумоев потребовал написать «Гражданская оборона исполняет песни группы Инструкция по Выживанию» на лицевой стороне обложки. В дальнейшем при переиздании этот альбом был вычеркнут из каталога группы. Однако, он ценим многими поклонниками. Считается, что Летов популяризировал этой записью группу «Инструкция по Выживанию»; многие считали, что эти песни сочинил сам Летов. Для первого трибьюта «Гражданской обороны» Шнур и группа «Ленинград» записали кавер на песню «Красный смех», которая написана Романом Неумоевым.

Читайте также:  К чему снится спускаться вниз

В начале 1990 года концертная деятельность группы продолжалась.

Состав группы в то время таков:

  • Егор Летов — вокал, гитара;
  • Константин Рябинов — бас;
  • Игорь Жевтун — гитара;
  • Аркадий Климкин — ударные.

Однако Летов к тому моменту пресытился обрушившейся на него и его группу славой и начал опасаться превращения группы в коммерческий проект, а постоянные драки и беспорядки, которыми сопровождались концерты «Обороны», ещё больше подталкивали Летова к решению о прекращении деятельности группы. 13 апреля 1990 года состоялся последний концерт группы в Таллине, после чего на три года группа под названием «Гражданская оборона» прекратила существование. Летов, переставший к тому моменту давать концерты и интервью, создал в 1990 году психоделический проект под названием «Егор и Опизденевшие», просуществовавший до 1993 года. В рамках проекта было записано три альбома: «Прыг-скок: детские песенки», «Сто лет одиночества» и «Психоделия Tomorrow».

Возрождение (1993–1994)

В конце 1993 года Егор объявил о воссоединении группы с названием «Гражданская оборона». Первая же акция, прошедшая в Москве в декабре 1993 года в ДК им. Горького, носила название «Руководство к действию» и закончилась вместо концерта крупными беспорядками и массовым уличным побоищем между поклонниками группы и ОМОНом. Организаторы, не поставив никого в известность, дали массированную рекламу, вплоть до телевизионной, и продали в 800-местный зал несколько тысяч билетов, после чего сняли кассу и скрылись с деньгами. Ближе к объявленному времени начала концерта у ДК собралась многотысячная толпа, многие приехали на концерт из других городов. Людей не пускали внутрь даже по билетам. Милиция не контролировала ситуацию, и на подмогу прибыло несколько машин с бойцами ОМОНа, которые применяли для разгона толпы слезоточивый газ и стрельбу в воздух. Разъярённая толпа сняла с рельсов трамвай. Масла в огонь подлило заявление Летова о своих коммунистических убеждениях, на что многие фанаты группы, считавшие его доселе анархистом и антисоветчиком, отвернулись от него и обвинили в предательстве. Аналогично поступят многие поклонники группы, придерживавшиеся коммунистических взглядов, после того, как Летов «завяжет» с политикой.

В 1994 году группа активно гастролировала в рамках рок-движения «Русский прорыв» совместно с другими двумя группами-участницами этого движения: «Инструкция по выживанию» (лидер Роман Неумоев) и «Родина» (лидер Олег Судаков). Также «Гражданская оборона» в это время сотрудничала с НБП и поддерживала Зюганова на президентских выборах 1996 года.

Кризис состава (1995–1999)

В 1996 году были записаны альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия» (в 2005 году пересведены, переосмыслены и переименованы соответственно в «Лунный переворот» и «Сносную тяжесть небытия»). После чего «Гражданская оборона» несколько лет не записывала альбомы, а первый альбом с новым авторским материалом группы появился только в 2004 году. В своём роде это был переходный период с большим количеством концертов. Старый состав группы постепенно распался, сформировался новый.

На концерте в Новосибирске летом 1997 года Егор Летов познакомился с Натальей Чумаковой (до этого они виделись лишь однажды, на похоронах Янки), которая вскоре стала бас-гитаристкой группы, женой и верным спутником Егора до последних дней. Вот как Летов рассказывал про это знакомство:

Источник

  • https://sheets-piano.ru/grazhdanskaya-oborona-moya-oborona/

Источник

Заче́м сня́тся сны? — двадцать третий, последний прижизненный альбом Егора Летова и группы «Гражданская Оборона», записанный в 2006-07 гг. и изданный лейблом Выргород при участии лейбла 2+2=5. «Метафизический» релиз альбома[1] состоялся в День Победы — 9 мая 2007 года. Альбом посвящён памяти Артура Ли и Сида Барретта — родоначальников психоделического рока. Во внутреннем буклете присутствует название другого проекта Егора Летова «Егор и Опизденевшие». Переиздан на LP в 2012 году.

История создания[править | править код]

Поводом к созданию альбома послужила передозировка ЛСД и последующий бэд-трип. По словам Летова, такого с ним прежде не случалось. Он описывает состояние, в котором он устал от собственных устоявшихся мнений: «Это даже не депрессия была, а ощущение чего-то совсем безнадежного, когда задыхаешься просто от своих мнений, от своих полностью устоявшихся точек зрения».[2]
Переосмысливая полученные переживания Летов, гуляя по лесам и прочим безлюдным местам, записывал на диктофон новые песни. В результате появился цикл песен, по смыслу близкий скорее к его проекту 1990 годов «Егор и Опизденевшие», чем к Гражданской Обороне. Демоверсия этого альбома, где Летов играл на ударных, по его словам отличалась более прозрачным звуком, а окончательная версия получила более жесткое и тяжелое звучание. Летов прокомментировал это так:

Читайте также:  К чему снится что стрижешь волосы

…это альбом Егора и Опизденевших, но в процессе записи выяснилось, что материал Опизденевших сыгран и записан именно ГО, причём самым классическим образом. Со всеми характерными составляющими, от свободной импровизации до жёсткого, демонстративного минимализма. Причём задуман он был чисто и прозрачно звучащим от начала и до конца, а получился в целом довольно плотным и тяжёлым.

— Егор Летов.[1]

Альбом был записан в довольно короткие сроки, что роднит его с ранним творчеством группы. Альбом выделяется на фоне других позитивной направленностью и светлым настроением,[3] а также отсылками к прошлому творчеству, включая как название (так называлась композиция с изданного ограниченным тиражом альбома «Егора и Опизденевших» «Психоделия Tomorrow»), так и кавер-версию на песню Олега Лищенко «Я чувствую себя не в своих штанах» и перепевку песни с первого альбома группы «Поганая молодёжь» «Я летаю снаружи всех измерений». Летов называл альбом одним из самых лучших своих произведений, отмечая что впервые сделал вещь для себя, ни на кого не нападая в песнях. В интервью после выхода, он говорил что альбом забрал весь материал, и возможно новых альбомов выпускать он больше не будет.

Все мои последние путешествия <…> стали трансперсональными. Это то, про что словами говорить невозможно, а стало быть, невозможно ни поделиться, ни передать. Во всяком случае, я пока не знаю, как это сделать.<…>Этот опыт — он уже с точки зрения творчества неприменим, к сожалению. Я даже не знаю, что я буду делать дальше, поскольку я об этом говорить словами не могу.

Отзывы об альбоме[править | править код]

Сам Летов охарактеризовал альбом так:

Альбом расхваливать не буду, хотя и очень хочется<…> Если в «ДСЖ» и «Реанимации» задуманное было воплощено на 200 процентов, то здесь на все 500. На данный момент — это максимальная реализация того, что я хотел сказать и сделать.

— Егор Летов.[1]

Критики восприняли альбом в основном положительно.

  • Максим Семеляк в журнале «Афиша» положительно оценил альбом, назвав «демонстрацией спасательного оборудования» и самым внятным и сознательным альбомом группы[3].
  • Портал «Km.ru» назвал его «столетним сияющим звездопадом»[4], «непостижимым сплавом „Ста лет одиночества“ со „Звездопадом“» (на альбоме «Звездопад» Летов пел свои любимые советские песни).
  • Портал «InterMedia» отметил наличие на альбоме самоповторов («Танец для мёртвых») и неестественный цифровой гитарный звук[5].
  • Журнал «Rolling Stone» сравнил интонации Летова с «травоядными», назвав тексты «сеансом самоцитирования», однако выделив среди прочих «Значит, ураган», «Калейдоскоп», «Сияние»[6].
  • Православно-политическое интернет-издание Pravaya.ru в своей рецензии на альбом критически отнеслось к наркотической тематике альбома и отсутствию темы любви, хоть и называя его «сияющим».[7].
  • Обозреватель деловой газеты «Взгляд» отметил «краткую мощную психоделию» альбома, назвав его «не тьмой, не светом, а солнечным затмением», сравнив Летова с Борисом Гребенщиковым[8].

Список композиций[править | править код]

Слова и музыка всех песен Егор Летов, кроме №13 (автор — Олег Лищенко). 

1.«Слава психонавтам»3:48
2.«Кто-то другой»2:53
3.«Фейерверк»3:44
4.«Значит, ураган»3:52
5.«Сияние»2:31
6.«Танец для мёртвых»4:09
7.«Куда мы есть»3:09
8.«Упадок»0:47
9.«Где»3:53
10.«Потрясающий вид из окна»3:01
11.«Калейдоскоп»4:40
12.«К тебе»3:04
13.«Я чувствую себя не в своих штанах»1:45
14.«Всё это с тобой»4:55
15.«Резвые»2:17
16.«Снаружи всех измерений»4:53
17.«Кролики»2:28
18.«Ночью»7:29
19.«Осень»4:31
Читайте также:  К чему снится что во сне плачешь

О композициях[править | править код]

  • Слава психонавтам — открывает альбом композиция «Слава психонавтам», в которой Летов воспевает психонавтов и людей, исследующих глубины своего сознания. В их ряды Летов зачислял Альберта Хофманна, Тимоти Лири, Теренса МакКену, Александра и Энн Шульгиных и прочих людей «расширяющих границы внутреннего космоса».[9] С исполнением песни связан скандал с выступлением «Гражданской Обороны» на фестивале «Мир без наркотиков», где группа выступила с программой, не совсем совпадающей с идеей фестиваля[10]. По словам Летова, это было сознательным поступком, тем более что психоделики он к наркотикам не относил.[11]
  • Кто-то другой
  • Фейерверк — на этой композиции Летов декламирует стихотворение под инструментальный трек.
  • Значит, ураган — в черновиках Летова изначально называется «В огне брода нет».[12]
  • Сияние — песня была сочинена в декабре 2005 года. Куплетная часть была задумана Летовым в стиле колыбельной. По мнению некоторых критиков, песня является центральной в альбоме.[1][5]
  • Танец для мёртвых
  • Куда мы есть — на черновике этой песни впервые появляется посвящение альбома «астронавтам внутренних пространств всех времен и народов».[12]
  • Упадок — под шумовой аккомпанемент Летов декламирует короткое стихотворение.
  • Где — инструментальная композиция, Летов подпевает мелодии на заднем фоне.
  • Потрясающий вид из окна — это единственная песня попавшая в ротацию «Нашего радио», прозвучав в передаче «Чартова дюжина» 28 апреля 2007 года[13].
  • Калейдоскоп — в конце песни Егору Летову подпевает Наталья Чумакова.
  • К тебе — на вопрос посетителя официального сайта группы имеет ли отношение композиция к Иисусу Христу и обложке альбома (где изображен Ноев ковчег), Летов иронично ответил: «По Вашему разумению, получается, это Христос всех вывез на ковчеге?»[11]
  • Я чувствую себя не в своих штанах — кавер-версия песни группы Пик Клаксон с альбома «Лишние звуки».
  • Всё это с тобой — в черновиках Летова песня фигурирует сначала как «Духи уносятся прочь» и не включает длинное перечисление («… и радуга на кубическом сантиметре снега»)[14], затем фигурирует в более полной версии с названием «(Пыточное) колесо завертелось вспять».[12]
  • Резвые — на этой композиции Наталья Чумакова декламирует стихотворение Летова под краутроковый аккомпанемент.
  • Снаружи всех измерений — перепевка Летовым песни с первого официального альбома «Гражданской Обороны» «Поганая молодёжь». Включение её в этот альбом Летов прокомментировал так: «…эта песня просто создана для „Снов“. А то, что она изначально возникла не в своё время, — случаются такие казусы».[9]
  • Кролики — песня была сочинена и записана в последний момент, уже после записи и сведения основных композиций.
  • Ночью — рабочее название композиции, сохранившееся в черновиках, — «Прыг-Скок 2» («Прыг-Скок» — композиция с альбома «Прыг-скок: детские песенки», одна из знаковых песен Летова начала 90-х, десятиминутная композиция, которую он неоднократно называл вершиной творчества). Текст был написан Летовым после ночного кислотного трипа в течение нескольких дней. В середину песни были вставлены фрагменты поэзии Летова 1992—1994 годов. Песня была укорочена по сравнению с черновым вариантом.[11][12]

Участники записи[править | править код]

  • Егор Летов — голоса, гитары.
  • Александр Чеснаков — гитары, бас, орган.
  • Наталья Чумакова — голоса, бас, орган.
  • Павел Перетолчин — ударные.

Информация с буклета[править | править код]

Светлой памяти Артура Ли и Сида Барретта посвящается.
Записано с 28 июля 2006 по 18 сентября 2006 в ГрОб-студии, кроме «Кроликов», записанных 23 января 2007 там же.
Сведено с 24 по 31 января 2007, а также с 3 по 10 февраля 2007 в ГрОб-студии Егором Летовым, Натальей Чумаковой и Александром Чеснаковым.
Мастеринг для LP: Наталья Чумакова, февраль 2012.
Оформление: Егор Летов, Наталья Чумакова, Андрей Батура.
На лицевой стороне обложки — картина Эдварда Хикса «Ноев Ковчег» (1846). Также в оформлении использованы работы Даниэля Феррары и Фела.
Директор: Сергей Попков

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Альбом на официальном сайте группы. Дата обращения 17 июля 2010. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  • Зачем снятся сны? на сайте Last.fm
  • Зачем снятся сны? на сайте Discogs
  • Гражданская Оборона (англ.) на сайте MusicBrainz
  • Зачем снятся сны? (англ.) на сайте MusicBrainz

Источник