Анабиоз сон разума 2 дата выхода
Анабиоз: Сон разума (название за рубежом — Cryostasis: Sleep of Reason) — компьютерная игра в жанре survival horror, разработанная украинской компанией Action Forms. Игра издана компанией 1C 5 декабря 2008 года (на западе — в 4 квартале компанией 505 Games). Сюжет игры ссылается на легенду о Данко.
Предыстория[править | править код]
Скриншот из игры; игрок идет по замерзшим помещениям корабля.
1981 год. Северный полярный круг. Мёртвая гладь ледяных полей. Дрейфующую станцию «Полюс 21» только что оставил последний обитатель — метеоролог Александр Нестеров. Он получил срочную телеграмму с Большой земли и теперь должен покинуть бескрайнюю Арктику на «комфортабельном» судне, которое подберет его в установленном месте в назначенный час. Однако вместо тёплого приёма учёного ждёт настоящий кошмар: по воле случая он скоро окажется на борту атомного ледокола «Северный ветер», много лет назад затерявшегося во льдах небытия. Мёртвый холод, тьма одиночества и забвения — в замкнутом пространстве погибшего корабля остановилось время и замерло всё, что некогда было живым и разумным. Блуждая в огромном лабиринте трюмов и отсеков, наводнённых страхом и отчаянием, герою предстоит узнать драматическую историю капитана и его команды и, преодолевая соблазн погрузиться в летаргию и отдаться безмятежности, твёрдо и решительно действовать…
Графика[править | править код]
Качество графики в игре находится на высоком уровне при максимальных настройках. Множество полигонов, реалистичная физика с технологией PhysX. Например, видно, как вода течёт по стенам, при включении источника тепла всё замёрзшее начинает таять, вода выглядит очень реалистично. Остальные физические эффекты сделаны на обычном уровне[1]. При этом за качество приходится платить — игра требует достаточно мощного компьютера.
Игровой процесс[править | править код]
Персонаж[править | править код]
Основной персонаж игры «Анабиоз: Сон разума» — советский полярник метеоролог Александр Нестеров — сильный, выносливый и любознательный человек. Такого не напугают страшные загадки, таящиеся внутри мертвого Корабля. Он «ехал домой, а попал на войну», поэтому на борту «Северного ветра» Александр оказался, не имея при себе никакого оружия. На первых порах ему придется использовать в борьбе за жизнь собственные кулаки и найденные на судне предметы — цепь с замком и водопроводный вентиль, отломанный от ржавой трубы высокого давления…
Саундтрек[править | править код]
В саундтрек вошли 3 лицензионных композиции:
- Георгий Абрамов — Море шумит
- Леонид Утёсов — Моряки
- Клавдия Шульженко — Синий платочек
Рецензии и награды[править | править код]
Награды, присуждённые игре до её выхода[править | править код]
На КРИ 2006, Анабиоз: Сон разума получил приз в номинации «Лучшая технология»[9].
На КРИ 2007, Анабиоз: Сон разума получил приз в номинации «Лучшая игровая графика»[10].
Обзоры игры[править | править код]
Российский игровой сайт Absolute Games оценил игру в 74 % из 100 со статусом «неплохо». Рецензенты довольно положительно отозвались об игре и напоследок заявили: «В любом случае, студию Action Forms можно поздравить с успехом — она первой преодолела древнее проклятие „шутера из СНГ“, не согнулась пополам под весом амбиций и осуществила задуманное. Да ещё и с душой.»[11].
Известный российский игровой ресурс и сервер PlayGround.ru 26 декабря 2008 года написал очень положительную рецензию на игру «Анабиоз: Сон разума». Обозреватели особенно положительно оценили атмосферу игры («Главное достоинство „Анабиоза“ — атмосфера — дает о себе знать в первые же секунды после запуска»), дизайн уровней («Отдельного упоминания достоин феноменальный уровень разнообразия, учитывая единство места и действия») и инновационность («Ничего подобного в жанре — да и вообще — вы ранее не видели точно»). Геймплей и графика были оценены в 8 баллов, звук и музыка — в 10 баллов, интерфейс и управление, а также авторская оценка равняются 9 баллам. Итоговый рейтинг — 8.8 баллов[12].
Награды, присуждённые игре после её выхода[править | править код]
31 декабря 2008 года на крупнейшем русскоязычном игровом сайте PlayGround.ru прошла ежегодная церемония «Итоги 2008 года. Церемония награждения», в которой редакция и зарегистрированные пользователи сайта выбирали лучшие игры по жанрам и другим особенностям. Редакцией сайта игре «Анабиоз: Сон разума» была присуждена награда «Лучшая игра в жанре Survival horror»[13].
См. также[править | править код]
- You Are Empty
- Singularity
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Сравнительные видео/скриншоты с PhysX и без
22 августа 2018
[Noob Ann’s Game] — Анабиоз: Сон разума
Не время спать — замерзнуть можно
20 августа 2018
Анабиоз: Сон разума — ТРИ ФИНАЛА (прохождение на русском)
И вот он конец… Но не просто, а целых три (!!!). Нам предоставляется уникальная возможность повернуть время вспять и исправить все ошибки… Неужели всё реально можно изменить?
10 августа 2018
Анабиоз: Сон разума — 13 серия — Причина всего (прохождение на русском)
И вот мы на самой вершине корабля… В святая святых — капитанском мостике… Мы пришли чтобы узнать тайну… Что же привело к столь плачевным последствиям… Но может еще можно всё изменить?
6 августа 2018
Анабиоз: Сон разума — 12 серия — Верхние палубы (прохождение на русском)
Карабкаемся своим окоченевшим телом всё выше и выше, и наконец почти выползли на самый верх… К капитану… Но еще предстоит преодолеть несколько верхних палуб и кают-комнат… А там притаилось самое веселье…. И те кто нам…
30 июля 2018
Анабиоз: Сон разума — 11 серия — В глубины тайн (прохождение на русском)
Продолжаем погружаться в тайны и безумие… И конца этому нет… Перебегая по палубам в 10 серии мы достигли столовой, где нам мерещатся всякие ужасы и ждут настырные ребята… Мой канал: youtu.be/hJyU6pcw2tc
23 июля 2018
Анабиоз: Сон разума — 10 серия — Прогулки снаружи (прохождение на русском)
Блуждая по коридорам и стукаясь головой о различных непонятных товарищей мы наконец выходим на свет… В пургу и лютый холод…. Но только высунув нос, понимаем, что ловить там нам нечего.. И бегом назад… Но потом…
16 июля 2018
Анабиоз: Сон разума — 9 серия — Это ещё что за типчики?!?! (прохождение на русском)
Поняв что всё здесь очень сложно и запутанно из той истории, что нам привиделась в реакторе, мы неожиданно для себя обнаруживаем, что мы всё же не одни в этом странном месте…. Нет, понятно что нам…
9 июля 2018
Анабиоз: Сон разума — 8 серия — Да у них тут мор! (прохождение на русском)
Пробираясь во тьме реактора — узнаём довольно неожиданные и шокирующие подробности…. К чему же это всё нас ведёт? Видео на YOUTUBE: youtu.be/9FSbV1uK8Y4
6 июля 2018
Анабиоз: Сон разума — 7 серия — Реактор (прохождение на русском)
Хоть и по тёмным закоулкам, но мы всё же добрались в самое сердце корабля — в реактор… Какие тайны откроет нам его остывшее жерло? Видео на YOUTUBE: youtu.be/_ff3kvRESW0
2 июля 2018
Анабиоз: Сон разума — 6 серия — Весёлые обитатели (прохождение на русском)
Встречаем весёлых и необычных обитателей этих прекрасных мест… И потихоньку раскрываем тайны, а дело довольно таки запутанное… Видео на YOUTUBE: youtu.be/grg9_T4xPJk
25 июня 2018
Анабиоз: Сон разума — 5 серия — Массовые психозы (прохождение на русском)
По пути нашего движения в глубины неизведанного мы все чаще встречаем тела людей, прикоснувшись к которым мы можем узнать что произошло и как-то повлиять на судьбу этого человека…. Подробности мы узнаем самые разные, но в…
18 июня 2018
Анабиоз: Сон разума — 4 серия — Ужасы радиорубки (прохождение на русском)
Открываем темные и жуткие закоулки заброшенного корабля… Не смотря на то что у нас есть оружие и мы можем раздавать лещей налево и направо, некоторые места оказываются совсем мрачными и непредсказуемыми… Радиорубка открывает нам свои…
11 июня 2018
Анабиоз: Сон разума — 3 серия — Даём отпор (прохождение на русском)
Всё дальше уходим в глубину этого мрачного места и потихоньку начинаем к нему привыкать… Уже не так страшны шатающиеся вокруг члены экипажа, да и наш новый друг показывается не так часто… Вообще если найти чем…
27 мая 2018
Анабиоз: Сон разума — 2 серия — Новый друг (прохождение на русском)
Продолжаем выбираться из нашего ледяного плена… С упорством идём вперед, осознав всю безисходность нашего положения… Нас никто не найдёт, не будет искать, никто даже не знает что мы нарвались во льдах на этот промерзший насквозь…
21 мая 2018
Анабиоз: Сон разума — 1 серия — Холодный плен (прохождение на русском)
Весьма не стандартная ситуация (хотя, смотря для кого?)… Мы приходим в себя в сугробе… Но не просто в сугробе, а в каюте на заброшенном ледоколе, вмерзшего во льдах Арктики… Вот так история… Как мы попали…
25 июля 2017
Атмосферное прохождение хоррора «Анабиоз: Сон Разума»
Представляю вам мое атмосферное видеопрохождение хоррора «Анабиоз: Сон Разума». Давайте вместе разгадаем секреты замерзшего корабля?
26 июля 2016
Обзор игры Cryostasis: Sleep of Reason (Анабиоз: Сон разума)
Всем привет! Предлагаю ознакомиться с моим обзором на игру Cryostasis: Sleep of Reason.
20 октября 2015
Ретроспектива Анабиоз- Сон Разума В. Банникова.
Ретроспектива Анабиоз- Сон Разума В. Банникова.
2 октября 2015
Обзор Анабиоз — Сон Разума от WildGamer
Обзор Анабиоз — Сон Разума.
12 октября 2014
Недооцененные. Часть 5. Последний обзор.
Украинский игропром действительно удивителен, и не мало брилиантов я там увидел, о двух из них мы сейчас и поговорим.
16 апреля 2012
Впечатления от ПК эксклюзива!
Прошёл данную игру. На максимальных настройках качества с PhysX. Очень таки довольно необычная игра. В особенности сюжет. По началу нифига не понятно куда идти и что я вообще здесь делаю. Но по мере развития сюжета…
2 марта 2010
Лентяи!
Пройдено. Не с удовольствием. Из принципа. Атмосфера напрягающая, понравилась. 3адумка хороша, но исполнение — какашечное. Взялись бы буржуи за эту идею = конфетка бы получилась. Например, создатели неоднократно вышеупомянутого шедеврального «dead space» от корого у…
26 декабря 2008
«Анабиоз: Сон разума». «Нечто» новое
«Ледорубщики» резко отличаются от флота торгового. У последних преобладают меркантильные соображения, а у «ледорубщиков» стихия, атмосфера сражения выковывает определенные человеческие качества. Там абсолютно неприемлемы ложь и лицемерие. Абсолютно. Юрий Сергеевич Кучиев, первый капитан атомохода «Арктика…
26 декабря 2008
Рецензия и видеообзор «Анабиоз: Сон разума» на PlayGround.ru
Киевская студия Action Forms известна не только как создатель шутера «Вивисектор», но и как разработчик первого отечественного шутера вообще — назывался он Chasm: The Rift и вышел в 1997-ом году. Однако новый проект украинских разработчиков…
26 декабря 2008
Видеообзор — Анабиоз: Сон разума
Рецензия на «Анабиоз: Сон разума» в видеоформате от PlayGround.ru — максимум об игре всего за несколько минут. Текстовую рецензию по данной игре вы найдёте здесь.
21 августа 2008
Анабиоз «GC 2008: Trailer»
Ролик с выставки.
11 июня 2008
Анабиоз «Blood Glove Trailer»
Замерзший корабль на дне океана.
31 июля 2007
«Анабиоз: Сон Разума». Заветам Ницше верны
«Твои дикие псы хотят на свободу, они лают от радости в своем погребе, пока твой дух стремится отворить все темницы» Ницше Фанатом horror’a я, должен признаться, вовсе не являюсь. Легендарные Silent Hill и Suffering как-то…
21 июля 2007
Тизер-ролик Анабиоз: Сон Разума
Эксклюзивный и абсолютно новый ролик, посвященный игре «Анабиоз: Сон Разума». За предоставление мерси Action Forms.
19 июля 2007
Открылись сайты «Анабиоза» и «Ониблэйд»
Запущен тизер-сайт хоррор-шутера «Анабиоз: Сон Разума», разрабатываемого командой Action Forms. На страничке можно понаблюдать за ледоколом «Северный Ветер», который отсчитывает время до прибытия к финальной точке своего пути. Релиз намечен на четвертый квартал сего года…
У каждого более-менее заметного игрового проекта есть образ, который вспоминается геймерами. У отечественного «Коллапса» это мечи из рукава да разрушенный Майдан, у заморского Dead Space — пилы с левитирующими лезвиями и светящие глазами монстры. «Анабиоз» свои образы несколько раз менял: сначала был первой игрой с эффектом Motion Blur, потом превратился в многообещающий долгострой, а на прилавках стал продвигать близкую всем россиянам тему холода. Даже не так — культ холода.
Брррр!
Сразу после запуска становится понятно, что за все эти годы разработчики не учились делать компьютерные игры, а ваяли шедевр. Потихоньку, не спеша, писали громоздкие шейдеры, продумывали каждую секунду роликов и по листочку собирали ледокол «Северный ветер», скопированный, кстати, со вполне существующего покорителя полюса — «Арктики».
Нестеров ещё не знает… Или знает?
Александр Нестеров — полярник и вообще смелый человек. Хотя этого не скажешь — лежит на металлическом полу, зарастая льдом. То ли спит, то ли умер — непонятно. Экран обволакивает темнота, и место действия меняется: наш герой на собачьей упряжке несется к застрявшему меж льдин кораблю. В кармане телеграмма с сухим приказом подняться на борт, а под ногами — трескающийся лёд. Бежать поздно. Александру предстоит впервые использовать Mental Echo — возможность проникать в чужое прошлое и менять его. Он спасет сам себя, а потом примется за экипаж.
Обнаружив тело, в котором едва бьётся сердце, мы подходим к нему и погружаемся в воспоминания. «Северный ветер» погибал медленно, и вся команда отчаянно пыталась его спасти, жертвуя собой. При этом всегда существовала возможность выбраться, однако люди забывали о ней. Нестеров глядит со стороны, и оттого ему полегче. Каждое видение — головоломка, в которой обычно нужно не сражаться с толпами монстров, а пошевелить мозгами и предотвратить фатальные события.
Систему пожаротушения прорвало, и теперь ядовитый газ стремительно заполнил отсек. Запертые у реактора люди замерзли, потому что не могли открыть дверь. Обезумевший охранник застрелил своих коллег из винтовки. Это не сводка новостей, а обычные для «Анабиоза» события, которые нужно собственноручно исправлять и каждый раз по-особенному. Для системы пожаротушения изготовить фильтр всего за минуту, дверь выломать грузовым краном, а охранника вынудить потратить весь боезапас и самому остаться в живых. Почти каждое приключение яркое и неповторимое.
Когда мы согреваем замерзшие руки, на одежде тают льдинки. О, как красиво-то!
Назад в будущее
А пока герой находится не в чужой голове, но в собственном замерзающем теле, ему нужно сражаться с теми, кого он спасает. Такая вот дилемма: некоторые замерзшие матросы приспособились к холоду, образовав собственную эко-систему, и теплолюбивый Нестеров в неё ну никак не помещается. Желание у них одно: «закалампуцать» полярника.
Да, в «Анабиозе» есть экшен-составляющая с огнестрельным оружием и, на первых порах, неплохими рукопашными боями. Средств для утяжеления удара здесь кот наплакал — толстенная цепь, сорванный вентиль или пожарный топор. А вот пострелять можно было бы вдоволь, если бы не дефицит патронов: где-то среди обмёрзших помещений покоятся три винтовки разной убойной силы и меткости, пистолет-пулемет Шпагина и сигнальный пистолет. У каждого оружия свои достоинства и недостатки: винтовки почти не «мажут», однако новый патрон удастся высадить разве что спустя 3-4 секунды, ППШ не годится для схваток на большом расстоянии, а «сигналка» должна угодить точно в тело монстра, чтобы как следует прожечь его. Из-за низкой скорострельности здешнего оружия в боях присутствует изрядная доля цинизма: игрок и противник около минуты силятся попасть друг в друга, а затем, стоя в двух шагах друг от друга, спешно перезаряжают оружие — кто первым выстрелит, в живых и останется.
Вместо аптечек — тепло. Кое-где на корабле ещё догорают костры и факелы, раскаляются лампочки и кипят кастрюли. Обнаружив источник тепла, герой снимает варежки и греет об него руки. Жаль, что концепции не дали раскрыться полностью — места «для сугреву» можно найти почти на каждом шагу, и особо горячие предметы словно предупреждают о близости противника, убивая всю неожиданность в корне.
Впрочем, «Анабиоз» — не хоррор, что бы там ни заявляли пиар-менеджеры и сайты. Это грустная, тягучая повесть о людях, добрых и не очень поступках и том, что даже ледокол — не груда металла, а живое существо. Издающее таинственные и прекрасные звуки, хранящее в себе советские песни и прекрасно выглядящее.
Прогулки в батискафе планируются аж в количестве двух штук.
nVidia!
У «Анабиоза» много недостатков. Первый, самый главный и мешающий — тормоза. Не легкое падение FPS при особо масштабных сценах, а чудовищно низкая производительность, ничем особенно не оправданная. Узенький коридор, ещё уже, чем мы видели в каком-нибудь Doom 3, способен перегреть видеокарту, выдавая всего 5 кадров в секунду на средних графических настройках. Да, этот коридор, обрамленный замысловатыми морозными узорами, наполненный тысячами полигонов и наростами сосулек, уделывает все «зимние» уровни из Crysis, но почему он так тормозит? Ответа пока нет, да и обещанная оптимизация под карты от nVidia не шибко помогает: судя по сообщениям с форумов, очень многие обладатели карточек этой компании не могут толком поиграть.
Вторым номером идет словно вырванная середина игры. Сюжетные перипетии отходят куда-то в сторону, а разработчики заваливают нас толпами «мяса», руша всю философскую концепцию каждого монстра и слишком уж редко подбрасывая нам свежие находки, вроде сражения с врагами прямо на киноэкране. В конце былой игровой дух вернется, однако ураганная стрельба «Анабиозу» явно не к лицу.
Ну и, наконец, технические недоработки. Схлопотав особо серьёзный удар по лицу, герой может выпасть за пределы уровня, заставляя нас загружать последнее сохранение и скрещивать пальцы в надежде, что игра не вывалится в Windows.
Вот он, «Северный ветер».
***
Но, что удивительно, все эти мытарства забываются после прекрасной концовки и финальных титров. И вспоминать игру хочется только добрым словом. Потому что сотни деталей и идей, ювелирно расставленные скрипты, фоновая история о Данко и невиданная до сих пор романтика крайнего севера.
Плюсы: прекрасный драматический сюжет; отличная графика; интересный геймплей.
Минусы: не очень интересная середина игры; дичайшие тормоза.
В фильме «Пароль «Рыба-меч» герой Джона Траволты говорит: «У Голливуда есть одна проблема. Они снимают чушь. Режиссура, операторская работа, игра актеров, сценарий — все на высоте. Нет глубины». Эта фраза отлично характеризует большинство современных игр. Графика, спецэффекты, постановка роликов, геймплей в пределах жанра — к качеству исполнения никаких претензий (мы сейчас говорим преимущественно о тех играх, которые получили у нас от восьми баллов и выше). А вот рассказать по-настоящему интересную и глубокую историю могут единицы.
За два года ожидания игры «Анабиоз: Сон разума» мы практически поверили, что она как раз будет относиться к немногочисленным исключениям. Action Forms нарисовали почти идеальные декорации для качественного триллера, придумали интригующую предысторию и предложили несколько интересных геймплейных решений. С сожалением признаем — дальше этого у них дело не пошло.
Подвиг во льдах
Если вдруг вы пропустили все пять наших превью, то, должно быть, не знаете, что «Анабиоз» — это украинский экшен-хоррор от первого лица. Главный герой (сами разработчики ласково называют его «крутым полярником») Александр Нестеров отправляется на застрявший во льдах атомный ледокол «Северный ветер», чтобы расследовать случившееся там преступление: предательство и убийство капитана. В процессе выясняется, что на простой поножовщине в кают-компании дело не закончилось: многие члены команды под действием радиации, холода и сверхъестественных сил потеряли человеческий облик и превратились в чудовищ.
Надо признать — все, что касается корабля и его обитателей, в «Анабиозе» сделано ровно так, как и было обещано. «Северный ветер» — огромное судно, по которому блуждаешь часами, причем масштаб удается оценить не сразу. Ключевой момент знакомства — вид реактора. Взрыв вспорол судно в поперечнике, от самого низа до верхних палуб. Три раза мы заглянем в мерцающую красным пропасть. Сначала — почти у самого дна, потом — чуть выше, а после — с палубы ледокола. Все это создает ощущение того, что мы действительно находимся на корабле, а не в абстрактной кишке из коридоров.
Помимо всего прочего, в «Анабиозе» есть такой тонкий, проникновенный момент, как дуэли на пожарных топорах. |
Обитатели ледокола выглядят не менее внушительно. Чувствуется, что когда-то они были людьми, и даже после уродливых, гротескных мутаций в них можно разглядеть какие-то человеческие черты. Самые яркие примеры: «паук» — матрос в защитном костюме, из спины которого торчат четыре железных штыря; омерзительная «бабочка» (тоже матрос, только с тонкими трепещущимися крыльями) и ставший символом игры «танк» — здоровяк в плащ-палатке, с замком на голове, вооруженный двумя ППШ. Все они приносят с собой стужу — свет в помещении тускнеет, экран покрывают морозные узоры — а после их смерти комната на глазах оттаивает. То есть почти каждая встреча с монстром (нападают они строго по одному) воспринимается как что-то особенное.
Образ капитана получился немного странным. То он тиран корабля, самоуверенный и властный; то — сентиментальный, инфантильный старик, который не может принимать адекватных решений. |
С противниками, правда, вышел досадный казус: их поведение жестко заскриптовано. С одной стороны, это чудесно: враги не просто прут на нас, они удивляют. То «сварщик» попытается замуровать героя в комнате, заварив дверь; то монстр с топором подловит его в узком проходе, обезглавив одним ударом; то рядовой зомби, окинув Нестерова на прощание грустным взглядом, рыбкой сиганет в студеную воду вместо того, чтобы драться. Но когда дело доходит непосредственно до схваток… Все, чему обучены противники, — это подбегать в упор к герою, чтобы бить, или стоять вдалеке — чтобы стрелять. Случайная сцена, где враг пытается обойти упавший шкаф, по драматизму не уступает многим скриптовым постановкам — физически ощущаешь, с каким скрежетом вращаются шестерни в голове монстра, как обдумывает он каждый свой шаг. Теоретически противники умеют кувыркаться и бегать зигзагами, чтобы уклоняться от пуль. Проблема в том, что их выкрутасы никак не привязаны к действиям игрока. Представьте ту же «бабочку», которая отчаянно катается по полу, стоит на голове, увлеченно сучит ногами в воздухе, — до вас ей явно нет дела. С врагами в этой игре интересно ровно до того момента, пока не ослабнут нити невидимого кукловода: после этого даже самый оригинальный монстр превращается в нелепого клоуна (хотя это крайний случай, в остальных враги просто глупо себя ведут), которого хочется пристрелить, чтоб не мучился. Пожалуйста, не стесняйтесь, поступайте именно так.
Сам игрок недалеко ушел от противников в плане тактического мастерства. «Анабиоз» работает по правилам старой шутерной школы времен Quake — надо только целиться и давить на спуск. Для огнестрельного оружия (трех видов винтовок, ППШ и ракетницы) постоянно не хватает патронов, поэтому часто приходится вступать в ближний бой. Незамысловатая система комбо работает только в кулачных поединках, которые заканчиваются в самом начале игры, как только герой находит топор, — дальше работает только старый прием с закликиванием до смерти.
Вспомнить все | |
Здесь собраны четыре самых удачных, на наш взгляд, сцены с ментал эхо. Они почти никак не связаны с основным сюжетом, так что можете ознакомиться с ними, не боясь испортить себе впечатление от игры. | |
Отважный ныряльщик Облачившись в тяжелый и громоздкий акваланг, мы спускаемся в затопленный отсек, чтобы исправить поломку. Товарищ ведет нас, плывя в надувной лодке. Он не знает, что в глубине ждет неприятная компания — зомби-утопленник. | Станок Чтобы остановить потоки дыма, мы в экстренном порядке выпиливаем на станке «заглушку». Станок выполнен бесподобно. Внешний вид и звуки позаимствованы из ближайшей каморки токаря. Любой, у кого в школе был урок труда, по достоинству оценит этот флэшбек. |
Попытка бегства Честный помощник капитана не хотел оставить его в беде, но под дулом автомата все же решился бежать с корабля на вертолете. Заключенные (откуда они взялись на атомном ледоколе, никто так и не объяснил) изо всех сил стараются помешать взлету. | Белый медведь Рядом с каютой капитана стоит чучело белого медведя — в него тоже можно вселиться. В зверином обличье мы перенесемся в ледяную пещеру, чтобы, ползая на брюхе по холодному полу, проскользнуть мимо охотников и убежать на волю. |
Иди и смотри
Сигнальные ракеты, попав в тело жертвы, продолжают гореть. Сразу вспоминается Blood, самый страшный и сумасшедший шутер от Monolith. |
Еще одна причина, по которой исследовать заброшенный корабль не надоедает, — ментал эхо (честное слово, по-русски так и пишут!). Путешествуя по «Северному ветру», герой находит тела погибших моряков (а также коров и белых медведей) и переносится в их прошлое, за несколько мгновений до гибели. Задача — понять, что стало причиной смерти, и избежать ее. Например, отобрать у врага винтовку, опустить нужный рубильник, починить сломанный кран (подробнее см. на врезке). По возвращении из флэшбека реальность меняется: открываются двери, исчезают окоченевшие трупы в дверных проемах и так далее.
В плане геймплея ментал эхо примитивны и решаются без труда — фактически это интерактивные ролики, в которых от нас почти ничего не требуют. Куда важнее их художественный, сценарный смысл. По сути, это аналог магнитофонных записей из Doom 3, BioShock, Dead Space и им подобных. Только тут вместо того, чтобы просто слушать, мы попадаем в самый центр событий. Самый яркий пример — этап в лазарете. Мы бродим по пустынным помещениям и периодически мучаемся флэшбеками, в которых последовательно излагается хроника событий: как команду охватывает паника, как доктора не могут ничего поделать с заражением…
Побег с корабля нам показывают то от лица пилота, то глазами вот этих прекрасных ребят, которые явно не согласны с тем, что им не хватило места. |
На возможности вернуться в прошлое и исправить трагические ошибки строится как минимум половина игры. Это очень хорошо. Во-первых, игрок видит, что происходило с кораблем в момент катастрофы, с разных позиций наблюдает один и тот же момент. Ближайший аналог — сериал Lost («Остаться в живых»). Вспомните ключевую сцену всей эпопеи — падение самолета, мы наблюдаем его с разных точек зрения: то из кабины, откуда вываливаются люди, то с центральной части острова, видя, как самолет разваливается в воздухе, то с пляжа, куда упал хвост. Так и здесь: например, сцену, в которой с палубы взлетает вертолет, сначала нужно отыграть от лица пилота, а потом — с позиции брошенных заключенных, пытающихся ему помешать. Ну а во-вторых, ментал эхо дает возможность увидеть «Северный ветер» в его изначальном виде, когда тот еще не был покрыт льдом. Поэтому каждое помещение предстает в двух состояниях: сперва — изуродованное холодом; затем — еще не замерзшее, каким оно было до катастрофы.
У «Анабиоза» свой особенный ритм. В шутерах мы зачастую несемся вперед, упуская при этом какие-то мелкие, но значимые детали. Здесь все иначе: попали в замерзшую комнату, где лежит труп, прошли ментал эхо, вернулись из флэшбека — что-то изменилось, может, здесь, а может — в соседней комнате; где-то открылся проход. В «Анабиозе» нужно внимательно смотреть по сторонам, вникать в то, что происходит в игровом мире. Таким элегантным способом нас, пусть и принудительно, знакомят с кораблем. «Северный ветер» — вообще полноправный герой игры, следить за его судьбой ничуть не менее интересно, чем за злоключениями Александра Нестерова.
Еще один приятный сюрприз: разработчики показали, что умеют играть на нервах игрока. Вот один показательный пример. В «Анабиозе» очень специфически открываются двери — долго, со скрипом и — чаще всего — в сторону главного героя, а не от него. Они просто созданы для эффектного входа монстра. Через некоторое время начинаешь в буквальном смысле готовиться к таким встречам: прежде чем открыть дверь, поглубже вдыхаешь, крепче сжимаешь в ладони мышь и только потом дергаешь за ручку.
Анабиоз: инструкция по применению | |
Игра работает по очень специфическим правилам, в отрыве от большинства современных тенденций. Это не страшно, но к ним еще надо привыкнуть. Чтобы вы не заблудились в мире «Анабиоза» — несколько советов. | |
Двери Обратите внимание, есть ли у двери ручка. Если есть — в нее можно войти, если нет — нельзя. Корабль испещрен различными дверьми, ставнями и задвижками. Чтобы не проверять каждую, помните это простое правило. | Дежавю Вам кажется, что вы видели эту же дверь на картинке слева? Это нормально. В этой игре вам часто придется идти в обратную сторону, проходить уже знакомые помещения после того, как в них что-то изменилось. |
Тепло Это единственный источник здоровья в игре. Даже если в комнате не холодно, не стесняйтесь подойти к источнику тепла (лампочкам, обогревателям, факелам и даже источникам радиоактивного излучения), чтобы погреться про запас. | Ой… Без паники! Подобные оказии случаются в «Анабиозе» сплошь и рядом. Вы можете подолгу размышлять над ними, пытаясь разглядеть тайный смысл, а можете просто не обращать внимания. Разницы, по большому счету, никакой. |
Наводнение
А вот что у Action Forms, к сожалению, не получилось, так это история. Вся игра, по большому счету, состоит из многочисленных скриптовых постановок, от наших действий зависит не так уж много. Такой расклад ничуть нас не смущает, мы бы с удовольствием досмотрели этот интерактивный фильм до конца. Но проблема в том, что у разработчиков никак не выходит слаженного повествования — все подается размыто, путано и какими-то урывками. «Анабиоз» то и дело скатывается до каких-то мизансцен (вроде тех же флэшбеков), между которыми нет никакой логической связи. Вооружившись таким выразительным средством, как ментал эхо, можно было позволить игроку понять мотивы героев, лично побывав в их шкуре. Но интриги нет, персонажи одномерны и примитивны, говорят много и не по делу.
Вместо понятной, с хорошо расставленными акцентами детективной истории тут длинные, пространные размышления капитана непонятно о чем, цитаты из Максима Горького, кадры формирования планеты Земля и космические ландшафты. Вместо кульминации в отношениях героев — вылезший из реактора огромный монстр, не то Нептун, не то Фемида, с повязкой на глазах, вооруженный якорем и песочными часами. Когда понимаешь, что весь спектакль, который ты смотрел на протяжении нескольких часов, не имеет под собой никакой идейной основы, что все метафоры ни к чему не привязаны, становится по-детски обидно.
Двое на одного — нечестно! Хорошо, что такие схватки в игре большая редкость. Чаще всего мы деремся с врагом один на один. | Северный полюс здесь похож на поверхность Марса из фантастических фильмов. Все время бушует буря, здоровью мгновенно наносится урон. |
***
Создается ощущение, что где-то на середине разработки все сценаристы Action Forms всей толпой ушли в отпуск, и игру пришлось доделывать без них. Получилось, по сути, не так уж плохо: «Анабиоз» — игра с густой, тягучей атмосферой отчаяния, холод и пустота преследуют нас в каждой каюте обледенелого ледокола. Беда в том, что разработчики, похоже, сами не до конца понимали, что же они хотели нам сказать своей игрой. В данном случае это — критический промах, который превращает интерактивный триллер в комнату страха из вашего районного луна-парка: как бы качественно она ни была сделана, она все равно останется аттракционом.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — нет
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 6
Графика: 8
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 7
Дождались? История капитана и корабля оказалась неоднозначной. Собственно история получилась слабой, зато корабль действительно удался.
Рейтинг «Мании»: 7,0
«Хорошо»