Анализ стихотворения пора уснуть последним сном

Анализ стихотворения пора уснуть последним сном thumbnail

Анализ стихотворения пора уснуть последним сном

   Сон.
     В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Они расстались в безмолвном и гордом страданье,
И милый образ во сне лишь порою видали.

И смерть пришла: наступило за гробом свиданье…
Но в мире новом друг друга они не узнали.

Анализ стихотворения «Сон» М.Ю. Лермонтова.
Мотив сна и забвения в творчестве М. Ю. Лермонтова (по стихотворению «Сон» В творчестве М. Ю. Лермонтова наряду с мотивами тоски и одиночества присутствуют темы сна, забвения как способы уйти от той безысходности и как душевное состояние, ставшее приметой современной поэту эпохи. Попытке проанализировать состояние человека, находящегося между жизнью и смертью, представить читателю тему сна в форме потока сознания посвящено стихотворение Лермонтова «Сон».

В произведении нет четкого указания на конкретного рассказчика: с одной стороны, повествование может вестись от лица человека, видящего сон, с другой стороны, в роли повествователя может выступать умирающий человек, которого постепенно оставляет жизнь.

     
    В полдневный жар в долине Дагестана
    С свинцом в груди лежал недвижим я;
    Глубокая еще дымилась рана,
    По капле кровь точилася моя.
     

Состояние человека между жизнью и смертью, испытание жизни «в минуты роковые» характерно для творчества Лермонтова. И в данном произведении сон тоже выступает словно бы предтечей смерти, это так называемый сон в кубе, как бы 3 сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна несут в себе значение видения или предвидения происходящего где-то очень далеко, поэтому сон обретает новый смысл, становясь грезами утомленного сознания раненого человека.

Стихотворение «Сон» новеллистично: в нем есть сюжетная линия чувств, действий и поступков. Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести тонкую грань между реальностью и грезой человека, спящего «мертвым сном». Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:

     
    И в грустный сон душа ее младая
    Бог знает чем была погружена…
     

Из одной реальности, в которой мы видим лирического героя, возникает другая, существующая параллельно: это «долина Дагестана», с одной стороны, и «вечерний пир в родимой стороне» – с другой. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.

     
    И снилась ей долина Дагестана;
    Знакомый труп лежал в долине той,
    В его груди, дымясь, чернела рана,
    И кровь лилась хладеющей струей.
     

Пониманию содержания стихотворения способствует и кольцевая композиция: в первой и последней строфах почти полностью совпадают детали. Если в первой строфе мы встречаем словосочетания «кровь точилася» (в значении «еле-еле»), «дымилась рана», то во втором – «кровь лилась хладеющей струей», «дымясь, чернела рана». Это совпадение мироощущения лирических героев позволяет любящим преодолеть расстояние.

Форма стихотворения позволяет дойти до самой сути в понимании его смысла. Так, первая строфа представляет собой описание происходящего, здесь довольно своеобразная экспозиция; вторая строфа вводит нас в действие, изобилующее реалиями: здесь мы ясно видим местность, где умирает лирический герой. Тире в последней строке этой строфы как бы сообщает читателю о выходе действия за пределы реальности: герой «спал мертвым сном». В третьей строфе уже сон героя, и точка, заключающая строфу, своеобразно соединяет два сна.

В стихотворении почти нет возвышенной лексики, немногочисленные примеры таковой («хладеющий», «увенчанных», «младая») создают контраст между возвышенным и конкретным, сном и реальностью, а детальность описания – весьма зримую картину происходящего.

Данное стихотворение отнюдь не выбивается из общей концепции творчества Лермонтова. Напротив, оно продолжает излюбленную тему поэта об отчужденности героя, который уходит из жизни в гордом одиночестве, и лишь одна душа это чувствует. Герой лежит в долине один, в жару, и это еще один контраст: день – символ жизни, а герой уже уходит из нее, его уже как бы и нет.

Стихотворение вроде бы не вызывает никаких особых чувств, его содержание передано на редкость сухо, без лишней эмоциональности, свойственной лирическому произведению. Но без слов и эмоций создается психологически достоверное представление о происходящем за счет композиции сна «в кубе».

Источник

Пора уснуть последним сном,
Довольно в мире пожил я;
Обманут жизнью был во всем,
И ненавидя и любя.

Еще стихотворения:

  1. Спать пора! С полуночи до утра, С полуночным сном в разладе, Слышу я в соседнем саде: «Спать пора! Спать пора!» С полуночи до утра Это перепел крикливый В барабан бьет на мотивы:…
  2. Все прошлое нам кажется лишь сном Все прошлое нам кажется лишь сном, Все будущее — лишь мечтою дальней, И только в настоящем мы живем Мгновенной жизнью, полной и реальной. И непрерывной молнией мгновенья В явь настоящего…
  3. Довольно! Пора мне забыть этот вздор Довольно! Пора мне забыть этот вздор, Пора мне вернуться к рассудку! Довольно с тобой, как искусный актер, Я драму разыгрывал в шутку! Расписаны были кулисы пестро, Я так декламировал страстно,…
  4. Пора заканчивать стихи Пора заканчивать стихи. Пора дописывать баллады. А новых начинать — не надо. Пора достраивать дворцы, Пора — отделки и отчистки. Пора — разборки и расчистки. Пора мечты осуществить. Да, без…
  5. Выди, Тирсис, отсюду, пора любовь кинуть Выди, Тирсис, отсюду, пора любовь кинуть: Довольно и долго зде в любви могл ты гинуть. Не в сем то острове, где мысль бывает уныла, Находится честь, что всем добрым людей…
  6. Между сном и просыпаньем Между сном и просыпаньем есть мгновенная страна. Там другие все названья и другие имена. Между сном и просыпаньем напишу мгновенный стих. Там все площади, все зданья в измерениях других. Там…
  7. Умереть, уснуть без покаянья Умереть, уснуть без покаянья, Надоели и позор и стыд… За окном пятнистое сиянье, И в пушистом кресле кот сидит. Ты, взращенный на домашней пище И не знающий, как пахнет мышь,…
  8. Пора, пора писать без рассуждений Пора, пора писать без рассуждений, с первого взгляда, на зеленой развилке, в росе, Пока не побило морозом. Ре-же! Прибавить шаг! Шире шаг! Военный рожок. Полевая почта. Походная кухня. Медсанбат. Я,…
  9. Пора вставать Пора вставать… Ресниц не вскинуть сонных. Пора вставать… Будильник сам не свой. В окно глядит и сетует подсолнух, покачивая рыжей головой. Ерошит ветер зябнущую зелень. Туманами покрыта вся река, как…
  10. Ни уснуть, ни проснуться, ни выжить и ни помереть Ни уснуть, ни проснуться, ни выжить и ни помереть. В землю вперясь глазами, Сунув корни и лапы и ноги в небесную твердь, Мир стоит вверх ногами. Мир стоит вверх ногами…
  11. Пора любви, пора стихов Пора любви, пора стихов Не одновременно приходят… Зажжется стих — молчит любовь, Придет любовь — стихи уходят. Зачем, когда моя мечта Любимый образ представляла, Молчали мертвые уста И память рифм…
  12. Пора снимать янтарь Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… Февраль 1941…
  13. Пора, мой друг, пора! Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз…
  14. Пора в дорогу, старина Пора в дорогу, старина. Пора действительно в дорогу… Лежит великая страна — Струна. Струна… Жена застыла у порога. Пора в дорогу, старина, Пора действительно в дорогу. И люди, будто бы…
  15. Не пора ли Не пора ли, Не пора ли Нам игрушки собирать. Мы все игры доиграли, Больше не во что играть. И в любви Не портить крови, Ибо знаю наперед, Что количество любовей…

Вы сейчас читаете стих Пора уснуть последним сном, поэта Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник

«Сны»

И пора уснуть, да жалко,

    Не хочу уснуть!

Конь качается качалка,

    На коня б скакнуть!

Луч лампадки, как в тумане,

    Раз-два, раз-два, раз!..

Идет конница… а няня

    Тянет свой рассказ…

Внемлю сказке древней, древней

    О богатырях,

О заморской, о царевне,

    О царевне… ах…

Раз-два, раз-два! Конник в латах

    Трогает коня

И манит и мчит куда-то

    За собой меня…

За моря, за океаны

    Он манит и мчит,

В дымно-синие туманы,

    Где царевна спит…

Спит в хрустальной, спит в кроватке

    Долгих сто ночей,

И зеленый свет лампадки

    Светит в очи ей…

Под парчами, под лучами

    Слышно ей сквозь сны,

Как звенят и бьют мечами

    О хрусталь стены…

С кем там бьется конник гневный,

    Бьется семь ночей?

На седьмую — над царевной

    Светлый круг лучей…

И сквозь дремные покровы

    Стелятся лучи,

О тюремные засовы

    Звякают ключи…

Сладко дремлется в кроватке.

    Дремлешь? — Внемлю… сплю.

Луч зеленый, луч лампадки,

    Я тебя люблю!

Дата написания: 1912 год

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Анализ стихотворения Блока «Сны»

Произведение, написанное в октябре 1912 г., замыкает сборник поэтических сказок для детей. Обстоятельства лирического сюжета традиционны: вечер, няня укладывает спать своего воспитанника. Субъект речи стихотворения — мальчик, который тщетно пытается бороться с дремотой. Содержание текста воспроизводит сбивчивый ход мыслей засыпающего ребенка, в который вплетаются фрагменты няниного рассказа.

В зачине представлено упрямое желание малыша продолжать дневные игры: «жалко» тратить время на отдых. Особенно привлекает мальчика конь-качалка, вещная деталь убранства детской.

Взгляд героя переключается на неверный свет лампадки. Его внимание постепенно захватывает «древняя» сказка няни, первоначальный интерес к которой вызывают энергичные интонации счета. Детское сознание полностью погружается в фантастическое художественное пространство.

Няня пересказывает известную европейскую сказку, интерпретацию бродячего сюжета о спящей красавице. В русской литературе трансформация фольклорной основы связана с творчеством Пушкина, поэтому в читательском сознании закономерно возникают аллюзии на произведения классика.

Отважный витязь, одерживающий победу в долгом бою, и нежная дева, покоящаяся под парчой в хрустальной усыпальнице, — трактовка образов персонажей традиционна.

Сказочный сюжет представлен отдельными эпизодами. За рамками лирического повествования остаются обстоятельства, при которых рыцарь узнал о принцессе, и загадочные враги, препятствовавшие планам героя. О продолжительной битве и победе «конника в латах» сообщается опосредованно, при помощи комплекса признаков. Важные сюжетные точки отмечены акустическими и визуальными образами: звоном холодного оружия, дневным светом, звяканьем ключей. Внезапно обрываясь, рассказ няни остается без финальной сцены, которая связана с освобождением девы от сна-смерти и любовью, вспыхнувшей между персонажами.

Особого упоминания заслуживает зеленый огонек лампадки, который светит в глаза царевне. С его помощью автор показывает, как сознание ребенка балансирует на границе бодрствования и сна, последний из которых постепенно побеждает.

В концовке возникает обрывок диалога няни и засыпающего мальчика. Завершает стихотворный текст простодушное признание в любви к лучу лампадки. Зеленый свет, символизирующий гармоничную картину детства, в глазах мальчика наделяется волшебной умиротворяющей силой.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

ночное небо

Стихотворение Пастернака «Ночь» посвящено тем, кто предпочитает таинственному царству Морфея труд на благо спящих, творчество и созерцание звёздного неба. Ночью не всем дано спать, мир продолжает жить даже под звёздами, чтобы утром в лице неспящих сказать «мы сделали своё дело и передаём день остальным».

Кто не спит ночью

Ночью не спят многие и причин для этого хватает. В барах снимают груз дневной усталости и снимают шляпы перед Вакхом, в казармах стоят на посту дежурные, чтобы в любой момент разбудить рать для защиты Отечества, а вокзалы не могут спать по определению – это сердце, которое круглые сутки качает кровь жизни человечества. Не могут спать истопники, ведь они согревают сны других, страдают бессонницей художники и другие творческие люди, пытаясь найти в полночь сюжеты, которые останутся в вечности.

Над всеми ними висит Млечный Путь, освещающий ночь с незапамятных времён и питающий энергией всех лунатиков, ночных трудоголиков и искателей вечного. Он показывает путь к новым мирам, стимулирует к жизни, дабы ещё при земной жизни открыть для себя новое.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.

Ночная вечность

Всегда над нами Венера и Марс. Они выбраны автором стихотворения не случайно, ведь Венера – это символ любови и красоты, а Марс вечный спутник войны. К сожалению, любовь и смерть идут нога в ногу с человеком вечность и никогда не изменят ему и не бросят в пути. Примиряет их только ночь, когда настаёт время для продолжения рода, а солдаты устали от дневной битвы и уснули.

Кто-то не спит без причины, но не тратит время бессонницы даром – он наблюдает вечное небо, взвешивает ошибки и достижения прошедшего дня и ищет, чему посвятить себя завтра. Чердак для него превращается в дворец, планы разрывают границы фантазии, а взгляд заглядывает в самые далёкие и неведомые миры.

Борис Пастернак в лице своего героя призывает бороться с дремотой, как борются с ней звёзды и летчики:

Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Ночь для творческого человека

Автор строк понимает, что ночь может подарить немало новых идей и мыслей, а работа некоторых просто необходима для жизни других. Особенно важно не спать ночью творческим людям, отмеченным строками в лице художника. Они заложники вечности, так как создают её в картинах, строках и скульптурах, но находятся у времени в плену, ведь жизненный путь ограничен и надо успеть создать будущее здесь и сейчас.

Стихотворение «Ночь» легко читается и быстро запоминается. Его любил и сам Борис Леонидович, ведь строки наполнены гармонией и их чтение в спокойной обстановке похоже на медитацию.

Текст

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.

1957 год

Слушаем стихотворение

Это и другие стихотворения Пастернака можно послушать на этой странице. Читают авторы — Есенин, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Маяковский и другие..

Источник

Читайте также:  Подарили машину во сне к чему это