Анализ стихотворения сон некрасова по плану
- Анализ стихов
- Некрасов
- Сон
Стихотворение Николая Некрасова « Сон » было написано 12 ноября 1877 года. После прочтения стихотворения у меня остались хорошие впечатление о нем, само произведение не имеет в своей структуре поэтического звучания и рифмы, как это было в стихах, например Есенина, но если вдуматься, то оно проникнуто большим смысловым значением, который не сразу удаётся захватить силой размышления. Но так как сюжетная линия стихотворения развивается во сне, то в этом случае объясняется неясная структура повествования, в пользу создания эффекта реалистичности. А в остальном произведение соответствует модели и особому стилю творчества Некрасова.
В основе сюжета этого произведения является односторонний диалог ангела и лирического героя, который в печали лелеял мысли о самоубийстве, но наш герой был найден спасительным взором ангела, который неминуемо решает спасти его, и является ему во сне. На основе этого можно предположить, что основной темой в творение является надежда, в которой так нуждается наш лирический герой. И действительно наш персонаж испытывает трудные переживания, и тяжелое время в своей жизни, о чем мы можем судить по немногословному обращению ангела, в котором он обещает очистить разум и прояснить мысли. И герой снова обретет блаженные часы, во время своего труда. Можно предположить, что сюжет стихотворения перекликается с жизненными переживаниями самого автора и Некрасов находит отражение своих мыслей в своем творчестве. В целом мне понравилось данное стихотворение, так как в нем мы находим пример надежды людей в трудный период.
Обобщая наш анализ, хочется отметить, что в стихотворение преобладает чувство некого облегчения, которое особо проявляется в последних строчках. И это особенно подтверждает главную мысль, что надежда является одним из главных составляющих нашей жизни.
Картинка к стихотворению Сон
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Батюшкова К другу
В стихотворении Константина идет речь о войне которая произошла в 1812 году она очень повлияла на самого героя и его жизнь, он переживает очень сильные страдания к примеру спрашивает в мудреца с огорчением про то где найти
- Анализ стихотворения Гумилева Память
Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.
- Анализ стихотворения Есенина Вечером синим, вечером лунным
Это короткое стихотворение, которое писатель написал в очень интересном стиле, стиле, который является полным признанием всех своих ошибок и промахов, так как в нем существует огромная доля сожаления: он очень грустит,
- Анализ стихотворения Гиппиус Игра
Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Игра» читается свободно и непринужденно. Она использовала в нём простые и легкие слова. В стихотворении нет случайных, ненужных слов. Каждое стоит на своём месте, взвешенно, обдуманно. В каждой строчке
- Анализ стихотворения Блока Родина
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны,
Свое стихотворение «Сон» Некрасов написал во второй половине XIX века. Оно вызывает исключительно положительные эмоции. Хоть само стихотворение не сравнится с поэтическим построением и рифмой, к примеру Есенина, но если призадуматься оно пронизано большой смысловой нагрузкой, которую и не сразу можно приметить.
В лирике поэт всегда пытался придерживаться собственной линии. Но это стихотворение, очевидно разнится с теми привычными стихами, той знакомой манерой писания которую мы привыкли читать у Некрасова. Сам стих полон глубокого смысла. Непонятная структура повествования объясняется развитием сюжета в сновидении. Во всем же прочем в стихотворении видно его соответствие оригинальному подходу Некрасова.
Сюжет состоит из разговора ангела и главного героя, в грусти обдумывающего идею о лишении себя жизни. Однако, наш герой попал под взгляд доброго ангела, в свою очередь посчитавшего немедленно думает помочь тому, и появляется у него в сновидении. Таким образом, есть основания предполагать что главной идеей, темой в творении выступает надежда, которая так остро необходима лирическому герою. И вправду наш герой переживает нелегкий период, его одолевает печаль: доказывает это краткое обращение ангела, в котором тот обещает прояснить мысли и очистить разум. Тогда лирический герой вновь наконец обретет долгожданные часы блаженства, во время своего творчества, своего труда. Стихотворение «Сон» — отражение реальных переживаний поэта Некрасова, оно перекликается с мыслями автора.
Подводя итоги, не лишним будет отметить, что в стихе видно как доминирует чувство легкости, проявляющееся в последних строках. Эти строки — лишнее подтверждение главной мысли о том что надежда является неотъемлемой частью человеческой жизни.
Некрасов Николай Алексеевич появился на свет в 1821 году, в один год с другой великой творческой личностью — Достоевским Ф. М. Известен всем нам как выдающийся поэт и писатель, способствовавший гуманизации русской литературы, которая является сегодня величайшей в мире. Его большие заслуги на литературном поприще несомненны.
Анализ 2
Произведение относится к философской лирике Некрасова. Смысл в нем скрыт под покровом многозначных символов, которые трудно истолковать, в особенности, в отрыве друг от друга.
Начинается стихотворение с выражения безмерного отчаяния. Лирический герой поэта говорит о желании совершить самоубийство. Показательно, что спасение от добровольного самоуничтожения приходит свыше, из сверхестественного мира. Помощь ангела может означать и как оптимизм, пробивающийся через отчаяние и как указание на то, что в этой жизни все безнадежно.
Причину подавленности героя стихотворения автор поясняет словами ангела. Тот говорит, что вернет его музе голос. Следовательно, причина отчаяния 0 не болезнь или финансовые проблемы, а потеря возможности творить. Подобное, действительно, может привести человека, наделенного художественным талантом, к мысли о лишении себя жизни.
Кроме этого, ангел обещает снять туман, покрывающий голову и сон, охвативший героя. Здесь, возможно, указание не просто на охватившее его творческое бессилие, но и на общую апатию. Туман в голове – это ясный символ потери ориентиров, жизненных целей. Сон также может быть не просто забвением, но отходом от активной деятельности. Косвенно на идейный кризис указывает и личность самого автора. Некрасов боролся за облегчение участи трудового народа, и только он может ответить, что для него было важнее: социально-политические идеи переустройства общества или литературное творчество. Скорее всего, они были для него неразрывно связаны.
Последние строки стихотворения, также указывают на то, что борьба за народная счастье занимала мысли автора, в момент создания произведения. Это покой назван блаженным, он отличается от сна — забвения, в котором пребывает лирический герой. Ангел обещает герою, что тот обретет истинный покой (достигаемый через удовлетворение хорошо сделанной работой) в терминах крестьянского труда. Говориться о сжатой пшенице.
Здесь также видно сопоставление собственного литературного труда автора с физической работой крестьян на полях. Возможно, что именно сомнения в полезности своей агитации с призывом осознать тяжелое положение крестьян, привело Некрасова к душевным сомнениям, которые он выразил поэтическим путем.
Ангел в стихотворении, скорее всего, просто художественный образ. Он олицетворяет помощь извне в безнадежных ситуациях и не походит на ангелов в христианском понимании. Утешения небесного посланца должны укрепить поэта в правильности выбранного пути. Словами ангела Автор хочет доказать себе самому или читателям, борьба за светлые идеи, которую он ведет, используя свой литературный дар, необходима. Ангел призывает поэта дождаться весны, что означает наступление периода, когда его труд даст плоды.
Как в случае с другими философскими произведениями «Сон» выражает сложные идеи, которые могут иметь один или более скрытых смыслов. Однако представляется, что речь в нем идет о творческом кризисе, вызванном сомнениями в действенности своей деятельности на благо простого народа.
Анализ стихотворения Сон по плану
Сон
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина
В стихе Опять раскинулся узорно мы видим диалог с возлюбленной, мечтания и грезы, которые перемежаются с основными аспектами миропонимания лирического героя. Вероятно, этот герой во многом соответствует характеру
- Анализ стихотворения Вижу сон. Дорога чёрная Есенина
Стихотворение Вижу сон. Дорога чёрная было написано в 1925 году и принадлежит к позднему творчеству Есенина. Оно предстает в вариационной форме парадоксального любовного переживания
- Анализ стихотворения Вдали огонек за рекою Фета
Произведение «Вдали огонек за рекою» было написано в 1842 году, оно открывается с перечисления обстоятельств, внутри которых происходит лирическая ситуация. Взгляд наблюдающего со стороны
- Анализ стихотворения Осень Фета
Произведение, относящееся к позднему творчеству поэта, является по жанровой направленности пейзажной лирикой, отличающейся особым философским смыслом, отражающим соединительную связь описания природы и поэтической жизни.
- Анализ стихотворения Толстого Благовест 7 класс
Как ни банально, но в данном случае название творения говорит само за себя: практически с самого начала читатель может догадаться, что речь пойдет о религии и духовности. Однако в каком ключе будет идти повествование можно понять
Текст научной статьи
на тему «НЕИЗВЕСТНЫЙ НЕКРАСОВ (ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА «СОН»)»
А. Т. ГРЯЗНОВА
Москва
Неизвестный Некрасов
(Лингвопоэтический анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Сон»)
Мне голос был. Он звал утешно…
А. Ахматова
К философской лирике Н. А. Некрасова исследователи его творчества обращаются довольно редко. А ведь подобных стихотворений у поэта не так уж мало: «Смерти» (1838), «Жизнь» (1939), «Ангел смерти» (1839), «Истинная мудрость» (1839), «Моя судьба» (1839), «Сомнение» (1839), «Час молитвы» (1839), «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876), «Молебен» (1876), «Сон» (1877).
Анализируя список названий, можно прийти к некоторым любопытным выводам. Прежде всего, стихотворения четко поляризуются по времени написания. Первые опыты философской лирики относятся к началу творчества Некрасова, они опубликованы в раннем сборнике «Мечты и звуки» (1840). Поздние стихотворения философского характера написаны поэтом незадолго до смерти и составляют сборник «Последние песни» (1877). Таким образом, философская лирика образует в творчестве Некрасова логическое кольцо, которое нашло выражение и в названиях сборников: слова звуки («Мечты и звуки») и песни («Последние песни») образуют окказиональную синонимо-антоними-ческую пару.
Обратимся к стихотворению «Сон» (1877?), в котором нашли отражение многочисленные интертекстуальные связи лирики Некрасова.
Сон
Мне снилось: на утесе стоя, Я в море броситься хотел, Вдруг ангел света и покоя Мне песню чудную запел: «Дождись весны! Приду я рано, Скажу: будь снова человек! Сниму с главы покров тумана И сон с отяжелелых век; И музе возвращу я голос, И вновь блаженные часы Ты обретешь, сбирая колос С своей несжатой полосы».
Грязнова Анна Тихоновна, кандидат филол. наук, преподаватель вуза.
Легко заметить, что стихотворение разительно отличается от привычной нам некрасовской манеры письма, которая у большинства читателей ассоциируется с использованием прозаизмов и диалектизмов1. В стихотворении «Сон», напротив, преобладают единицы высокого, традиционно-поэтического стиля. Среди них есть и церковнославянизмы (глава, блаженные, сбирая), и библеизмы (ангел света, колос; ср. злачное место), и элементы поэтических клише (сон, утес, море, ангел, песня чудная, туман, муза, голос). На первый взгляд кажется, что большинство этих слов употреблено в прямом значении, но детальный анализ свидетельствует о том, что многие лексемы использованы метонимически (человек — «духовная личность»; муза -«вдохновение»; голос — «творческие способности»; блаженные часы — «блаженство»). Встречаются и метафоры (туман, сон). Изобразительно-выразительными возможностями в стихотворении обладают и грамматические формы: единственное число слова колос употреблено в значении множественного, а множественное число слова часы, напротив, передает значение единственного числа (ср. блаженство, время).
Но насколько характерны эти особенности для позднего стиля поэта? Даже беглое знакомство с содержанием сборника «Последние песни» свидетельствует о том, что пространные, сюжетные, обнаруживающие сходство с прозой стихотворения2 сменились у Некрасова произведениями, в которых мысль и чувство сжаты до предела; ср.:
Скоро — приметы мои хороши, —
Скоро покину обитель печали:
1 Термины Ю. Н. Тынянова. См. статью «Стиховые формы Некрасова» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.
— С. 24.
2 О «прозаизации» лирики Н. А. Некрасова писал Ю. Н. Тынянов; см., например, цит. изд.
Вечные спутники русской души — Ненависть, страх — замолчали.
В этих стихах выражено гораздо больше, чем написано. Чтобы осмыслить их в полной мере, нужно уметь «читать между строк». Отнюдь не трафаретность образов, а пушкинская краткость, за которой стоит колоссальный объем информации, — вот итог эволюции художественного стиля Некрасова. Этого художественного эффекта поэт достигает как с помощью интенсивного использования символов, так и актуализацией реминисценций.
Символ в литературе «не сводится как знак лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте»3. Центральным символом, который организует все пространство художественной ткани стихотворения «Сон», является образ сна.
Смысл стихотворения, скорее всего, может пониматься по-разному. Кто-то решит, что в стихотворении пересказывается реальный сон, увиденный поэтом. Это самое простое и самое буквальное толкование опирается на одно из словарных значений лексемы: «То, что снится, видение, грезы спящего». Кому-то покажется, что речь идет о болезни Некрасова, который, увидев чудесный сон, поверил в возможность исцеления. В основе такой интерпретации лежит, с одной стороны, знание обстоятельств жизни поэта; с другой — владение фоновой информацией, закрепленной за упомянутым лексико-семантическим вариантом слова сон: «чудесный знак, посылаемый человеку свыше», в данном случае Богом, чьим посланником становится ангел. Эта версия получает подтверждение в строках: Сниму с главы покров тумана И сон с отяжелелых век, где значение слова сон может быть истолковано как «бездеятельное, пассивное существование кого-либо», безразличное, апатичное отношение к окружающей действительности. Наконец, зная, что слово сон обладает таким этнокультурным компонентом значения, как «предсказание», можно предположить, что поэт в аллегорической форме
3 Полная энциклопедия символов / Сост.
В. М. Рошаль. — М„ 2005. — С. 18.
пишет о духовном возрождении России (образ несжатой полосы ассоциируется именно с русской темой в творчестве поэта).
Однако толкование слова сон может быть и иным. Дело в том, что у этого слова есть комплекс лексико-семанти-ческих вариантов, принципиально отличающихся по семантике от перечисленных выше. Так, в Словаре под ред. Д. Н. Ушакова выделяется вариант, сопровождающийся пометой поэтическое: «Мечта, греза, нечто, увлекающее воображение и чувство». В этом лексико-семантическом варианте обнаруживается смысловой комплекс «нечто существующее лишь в сознании (воображении) человека, весьма далекое от реальной действительности и, скорее всего, несбыточное». В таком случае интерпретация стихотворения будет резко отличаться от первоначальной. Указанное значение будет доведено до логического предела, если читатель сделает упор на такой фоновой семантике , как «ложь, обман, призрак». Наконец, к парадигме сценариев развития лирического сюжета следует отнести и тот, в котором актуализирована сема «смерть» (ср.: сон — младший брат смерти; вечный [мертвый, мертвецкий, могильный, последний1 сон). Именно такое значение мы найдем, например, в стихотворении Лермонтова «В полдневный жар в долине Дагестана…».
Столь же непросто интерпретировать символы утеса и моря. В каждом случае требуется не только опора на словарные значения, но и использование фоновой информации.
Образ утеса генетически связан с символом горы: «Гора (а также холм, курган и т. п.) — вертикаль, связывающая верх и низ, что определяет двойственность представлений о горе, с одной стороны, как о чистом, с другой — как о демоническом локусе. …В русских заговорах гора, с одной стороны, — место, где находятся Бог, Христос, Богородица, а с другой — место, связанное с нечистью. …С горой связано представление о потустороннем мире (ср. рус. выражение отправиться на горку — «умереть»; страна с золотыми горами — царство мертвых; рай находится на железной горе или — за горами). Гора — место обитания нечистой силы. Лысая
гора — традиционное место шабаша ведьм»4. А в стихотворении Лермонтова «Утес» центральный образ тесно связан с идеей одиночества. В конечном счете обе составляющие (одиночество и пограничная ситуация) актуальны для понимания произведения Некрасова.
Образ моря, чрезвычайно популярный у писателей-романтиков, символизировал в их произведениях свободу и революционный вызов. Однако Некрасов употребляет его скорее в христианском понимании — как «море житейское». Об этом свидетельствуют и строки раннего стихотворения поэта:
…Когда я, дум высоких полный, Безгрешен сердцем и душой, И бурной суетности волны Меня от жизни неземной Увлечь не в силах за собой; Когда я мыслью улетаю В обитель к горнему Царю, Когда пою, когда мечтаю, Когда молитву говорю, Я близок к небу — смерти время! Нетруден будет переход; Душа, покинув жизни бремя, Без страха в небо перейдет…
(«Смерти», 2 ноября 1838).
В стихотворении выстраивается оппозиция: бурной суетности волны — жизнь неземная, т. е. вечная, посмертное бытие души человека.
Задача интерпретатора в процессе анализа стихотворения усложняется тем обилием реминисценций, которые обнаруживает короткий текст стихотворения. Заметим, что чрезвычайно часто реминисценции используются писателем сознательно. Проблема исследователя заключается в верификации — доказательстве целенаправленности авторского выбора.
В свое время Ю. Н. Тынянов, обратив внимание на частотность пушкинских реминисценций в творчестве Некрасова, отметил: «У него часты повторения классических стиховых формул. Ср. «И с отвращением кругом кидая взор…» («Родина») с пушкинским: «И с отвращением читая жизнь мою…» …Перед самою смертью он пишет «Пускай чуть слышен голос твой…», «Мне снилось: на утесе стоя…» — стихотворения, и по строфике, и по лексике, и в особенности по
4 https://ec-dejavu.rU/g/Gora.htrnl
ритмико-синтаксическому рисунку примыкающие к пушкинскому стиху»5. Пушкинские реминисценции вместе с символами образуют неделимое целое, существенно углубляя смысл художественного текста и делая его многомерным.
Интертекстуальные вкрапления в стихотворении «Сон» не ограничиваются лишь теми, которые были упомянуты Тыняновым. Стихотворение, написанное Некрасовым незадолго до смерти, обнаруживает гораздо больше пересечений с русской поэзией Золотого века, чем это заметно на первый взгляд. Оно все построено на реминисценциях из русской литературы и мировой культуры.
В стихотворении встречаются не только лексические, но и фонетические реминисценции: при анализе звуковых повторов становится ясно, что доминирующим среди них является аллитерация группы согласных сн. Безусловно, она связана с темой стихотворения Не
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.