Анализ вам и не снилось

Анализ вам и не снилось thumbnail

I. Подготовительный этап:

— Мы с вами будем смотреть в этом учебном году эти оба фильма, но сейчас вам предстоит решить, какой фильм будет демонстрироваться первым.

Просмотр трейлеров двух фильмов: «А если это любовь» и «Вам и не снилось».

— Сделайте свой выбор, аргументируйте.

II. Просмотр фильма

— Понравился фильм? Обсуждать увиденное мы будем на классном часе в четверг.

III. Обсуждение фильма.

— анкетирования учащихся 7 класса с целью выявления их отношения к юношеской любви

Любви все возрасты покорны.

— Любовь-это сложное и таинственное чувство. Почему вдруг начинаешь ощущать острую тягу к другому человеку? Почему именно этого человека ты хочешь видеть и не можешь жить без него? Почему в такие минуты для человека перестает существовать весь мир вокруг, или, вернее, он весь заключается в любимом или любимой?

— Есть легенда, что изначально человек соединял в себе и мужское и женское начало. Он любил себя и был счастлив. Но любить себя человеку быстро наскучило, и он сказал об этом Богу. Бог рассердился, но выполнил просьбу человека. Он разделил человека на две половинки — мужскую и женскую, но разбросал эти половинки по земле, позвал человека к себе и сказал:

Бог: Теперь обрести счастье ты сможешь только тогда, когда найдешь свою половинку. Вы должны встретиться и узнать друг друга. Когда вы обретете любовь, у вас будут

едины душа и дух.

— Сегодня мы обсудим просмотренный фильм и поговорим о юношеской любви. В фильме сталкиваются не только влюбленные и их родители, но и разные позиции по отношению к любви и ее роли в жизни человека. Вы, наверное, заметили, что в фильме параллельно с историей любви юных героев введена история любви Татьяны Николаевны.

– С какой целью делает это автор? (Противопоставить несостоявшуюся любовь взрослых и счастливую любовь детей).

– А почему не состоялась любовь Татьяны Николаевны? (взрослые люди подходят к любви с рациональных позиций).

– Почему она поддерживает любовь Романа и Кати? (сама была в сходной ситуации).

Мы видим, что сталкиваются два взгляда на любовь.

Искренне ли говорит Татьяна Николаевна? (Не совсем. Ее личный опыт убедил ее в том, что первая любовь может оказаться в жизни единственной. Т.Н. хочет помочь Кате и уберечь ее от разочарований).

Учитель: Исходя из наших рассуждений, постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока в виде проблемного вопроса.

Ученики: Каково значение любви в жизни? Какое место отводится любви в жизни человека?

Жизнь не только любовь?

Учитель: Совершенно верно.

Запись тему урока: Жизнь не только любовь?

Цели и задачи урока

Учитель: Итак, целью сегодняшнего урока и будет ответ на вопрос, заявленный в теме. Какие задачи нам предстоят для достижения нашей цели? Что нам предстоит сделать, чтобы ответить на проблемный вопрос текста?

Ученики: Нам следует проанализировать поступки героев, их характеры.

Фильм снят по мотивам повести Галины Николаевны Щербаковой

Первая публикация повести «Вам и не снилось» была в 1979 году в газете «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей и вызвала неоднозначную оценку.

В «Московском комсомольце» напечатали огромное письмо учителей, которые требовали уволить редактора журнала «Юность», а автора лишить навсегда возможности сочинять и публиковаться. В то же время автор стала получать мешки писем, в которых читатели выражали свою благодарность и просили напечатать повесть еще раз.

«Когда повесть еще готовилась к печати, – вспоминает Галина Щербакова, – меня вызвал главный редактор «Юности» Борис Полевой… и сказал: » Галина Николаевна, я прошел всю войну — я не трус, но я боюсь. Публиковать повесть с таким концом мы не будем. Вы что, хотите, чтобы завтра все мальчики стали прыгать из окошка?» И пришлось мне сделать финал помягче, хотя первоначально он должен был быть совсем трагическим», – говорит Г. Щербакова.

И Галина Николаевна изменила финал. Давайте зачитаем его.

А Роман рванул уже заклеенное на зиму окно и посмотрел вниз. Даже присвистнул от удовольствия, что уйдет так, минуя дверь и голос. Раз — и прямо на свободу. Он встал на подоконник и спружинил колени. Третий этаж — такой пустяк. Он, как крылья, расставил руки, а сумку перекинул на спину. Третий этаж — ерунда. А газон, который он себе наметил, все равно осенний — грязный и мокрый. Не страшно истоптать снова. И он присвистнул, прыгая, потому что был уверен. Третий этаж — пустяк.

Он ударился грудью о водопроводную трубу, которая проходила по газону. Из окна ее видно не было. Но, ударившись, он встал, потому что увидел, как по двору идет Юлька.

— Юль! — крикнул он и почувствовал кровь во рту. И закрыл рот ладонью, чтобы она не увидела и не испугалась.

Она подбежала, смеясь:

— Что ты делаешь на газоне?

— Стою, — сказал он и упал ей на руки.

А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были…

– Почему же, согласившись изменить финал повести, Г. Щербакова признавалась: «Для меня Роман умер»? (трагическая развязка как проявление неразрешимых противоречий, неспособность матери пойти на компромисс, что делает эту повесть трагедией).

– Первоначально повесть Галины Щербаковой была опубликована под названием «Роман и Юлька».

Наверное, вы заметили разницу в выборе имен героини. Почему героиню фильма зовут Катя?

Когда режиссер Илья Фрез задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой “Вам и не снилось”, в Госкино ему категорично заявили: “Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!”. Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю.

Учитель: Зачитайте последнюю строчку повести».

Ученики: «А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были…»

Учитель: Что хочет сказать нам этими словами автор? Какое из слов в этом предложении, с синтаксической точки зрения, играет второстепенную роль, а с лексической – чуть ли не главную?»

Ученики: «Вводное слово «оказывается», т.е. как на самом деле оказалось. Оказалось, что окружающие люди были на самом деле близко к истории двух влюбленных, но как они все же были далеки».

Читайте также:  К чему снится спасать утопающего человека

Этими словами автор хочет сказать, что даже близкие люди могут быть далекими, не сумев вовремя поддержать, не сумев понять, что жизнь без любви не имеет смысла, что даже если насильно взять и разлучить двух любящих людей, это может обернуться трагедией.

Но вернёмся к фильму.

– Конфликт – это столкновение интересов. В любом конфликте мы выделяем участников – субъектов и объект, т.е. причину.

– Что же является объектом (причиной) конфликта? (юношеская любовь).

– Какой конфликт становится центральным в фильме? (конфликт детей и родителей).

– Казалось бы, любовь взаимна, что же мешает этой любви? (отношения между родителями влюбленных).

Давайте попробуем выделить участников конфликта.

– Заполните таблицу «Участники конфликта».

Теперь давайте проследим динамику развития конфликта  между главными героями.

– Вспомните, какие этапы или стадии конфликта в художественном произведении вы выделяли на уроках литературы?

Экспозиция: переезд Катиной семьи в новый дом, приход в новый класс.

Завязка: знакомство, дружба и любовь Романа и Кати.

Нарастание конфликта: попытки матери Романа разлучить детей.

Кульминация: обман, связанный с болезнью бабушки и разоблачение Романом этого обмана, поездка Кати к Роману.

Развязка: несчастный случай и встреча влюбленных.

– Возможна ли в реальной жизни подобная ситуация? 

Давайте вспомним, как пытались разрешить этот конфликт герои повести? (Мать Романа переводит в другую школу, а потом отправляет в другой город, чтобы изолировать влюбленных друг от друга – подавление; мать Кати и отец Романа хотят урегулировать конфликт и договориться между собой; Татьяна Николаевна напрямую не участвует в конфликте, но готова вмешаться, чтобы разрешить его).

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры

Учитель: Я предлагаю некоторым из вас побыть в роли какого-либо персонажа. А все остальным ребятам, надо будет внимательно слушать рассказ героев о себе, задавать вопросы.

— Не все взрослые против отношений двух молодых влюбленных. Итак, начнем с той героини, которая помогает ребятам. Это…?»

Ученики: Татьяна Николаевна, учительница русского языка и литературы.

Учитель: Кроме поступков и реплик самой Татьяны Николаевны, по каким еще деталям мы с вами можем понять, что учительница русского языка находится на стороне подростков?

Ученики: Дети между собой называют ее по имени «Таня», а бывает и «Танечка», что говорит об их душевной близости.

Учитель предлагает побыть в этой роли одной из учениц.

Учитель: Здравствуйте, Татьяна Николаевна, рады с вами познакомиться поближе. Расскажите немного о себе: сколько вам лет, где вы работаете сейчас и где раньше, каково ваше семейное положение.

Татьяна Николаевна: Мне уже далеко за 30. Раньше я работала в театре актрисой, но «мир иллюзий меня отторг», и я ушла работать в школу, так как, по мнению моей мамы, «нужно жить в жизни, а школа – это зерно жизни: всегда есть надежда, что что-то вырастет». Я никогда не была замужем, у меня нет детей, живу одна в двухкомнатной квартире.

Учитель: Татьяна Николаевна, а вам нравится работать в школе, преподавать русский язык и литературу?

Татьяна Николаевна: Да, это моя жизнь. «Литература – это единственный предмет, который затрагивает душу.

Учитель: Ребята, а у вас есть вопросы к этой героине? ( задают свои вопросы)

Учитель: А была ли у вас школьная любовь?

Татьяна Николаевна: Когда мне было 17 лет, я была влюблена в мальчика, который катал меня на велосипеде. Это, пожалуй, и были самые счастливые моменты моей жизни. А сейчас «кто посадит тебя на велосипед, когда тебе за тридцать?

Учитель: Ребята, а почему тогда, в 17 лет, Татьяна Николаевна не продолжила встречаться с этим мальчиком, ведь в таком случае ее личная жизнь могла бы сложиться по-другому?

Ученики: Ей бы не позволила её мама, которая говорила: «Что это за фамилия «Рыженький»? Разве можно быть Рыженькой?

Учитель: Спасибо, Татьяна Николаевна, за обстоятельный рассказ о себе и вам, ребята, спасибо.

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры (продолжение)

Учитель: Нам предстоит встреча с двумя представительницами «мира взрослых» — Людмилой Сергеевной, мамой Кати, и Верой Георгиевной, мамой Ромы. (Учитель назначает двух девочек на роли этих героинь. Ребята вместе с учителем задают им по очереди одинаковые вопросы. Цель учителя: показать, насколько различными будут их ответы).

Ученики: Сколько вам лет? Каково ваше семейное положение?

Вера Георг.: Женщине неприлично задавать вопросы о ее возрасте. Я более 16 лет замужем, есть сын-девятиклассник.

Люд. Серг.: Мне 41 год, но выгляжу я на 25, второй раз замужем, дочери – 16 лет, сыну еще нет и года.

Учитель: Ребята, какие особенности вы уже заметили в ответе двух героинь? О чем это говорит.

Ученики: Мама Юли, в отличие от мамы Ромы, не скрывает свой возраст, так как уверена в своей женской привлекательности. Мама Ромы подчеркивает солидный срок своего брака, а мама Юли наоборот акцентирует внимание на том, что они с мужем молодожены.

Учитель: Почему вы не хотите, чтобы ваши дети встречались?

Люд. Серг.: В школьные годы у меня был роман с отцом Ромы. Все бы ничего, но на протяжении долгих лет он не оставлял меня в покое: звонил, канючил, умолял…Я не хочу, чтобы с таким безвольным и слабохарактерным человеком меня и мою семью что-то связывало.

Вера Георг.: Я очень боюсь, что из-за отношений моего сына с этой Кати, взаимоотношения моего мужа и Катиной мамы станут чересчур теплыми. Я ревную своего мужа к Людмиле Сергеевне.

Учитель: Что для каждой из вас главное в жизни?

Людм. Серг.: Моя недавно создавшаяся семья.

Вера Георг.: Вся моя жизнь направлена на воспитание сына и на сохранение брака.

Учитель: У обеих героинь ценность жизни заключается в их семьях, но посмотрите, как по-разному они подходят к этому вопросу. Что делает одна и что делает другая?

Учитель: Какой прием лежит в основе изображения этих двух героинь?

Ученики: Противопоставление

Учитель: Хотелось бы выслушать мнение непосредственного участника Вериного счастья – её мужа, Константина Лавочкина».

Читайте также:  К чему снится лететь на самолете на отдых

Учитель: Вы когда-нибудь любили?

Лавочкин: «Еще в школьные годы я был влюблен в Людмилу Сергеевну, Люсю. Перед свадьбой с Верой я честно ей сказал: «Она была для меня всем». И еще долго после свадьбы, даже уже после рождения сына я пытался вновь и вновь добиться ее расположения ко мне. Увы, это не удалось»

Вспомним фрагмент фильма, который введен режиссером. Это разговор, в котором Вера, мать Романа, рассказывает Татьяне Николаевне, что они разыграли Романа. Обратите внимание на поведение героини и, особенно, на реакцию отца Романа.

– Для чего режиссер вводит сцену ссоры родителей Романа? 

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры (продолжение)

Учитель: В фильме «Вам и не снилось» не только Татьяна Николаевна является представителем школы. Обратим свое внимание на саму важную в школе персону – директора.

Мария Алексеевна, а что вы думаете о любви в школьном возрасте?

Директор: Чего вы боитесь, Мария Алексеевна? — Татьяна Николаевна, учительница 
— Любовей, милочка! Любовей! Я же не Господь Бог, я прекрасно понимаю, что это та сфера, в которой я бессильна. Случись у них роман — и плевать они на нас хотели. Они делаются дикими, неуправляемыми, они знать ничего не хотят. Смотришь — и уже эпидемия, пандемия. Все дикие. Все неуправляемые
».

Вопросы детей

Анализ художественного фильма посредствам ролевой игры (продолжение)

Просмотр отрывка из фильма (свидание в парке перед отъездом Романа в Ленинград)

Учитель: Следующее знакомство нам предстоит, как вы догадались, с Романом и Катей.

Учитель назначает двух учеников на эти роли.

Учитель: Что такое для вас любовь? О чем вы мечтаете?

Катя: Без любви я бы просто не жила. Я мечтаю выйти замуж, нарожать детей и умереть в один день.

Рома: Любовь сама по себе целый мир. Должна быть такой, во всяком случае». Для меня это не просто поцелуи под луной, для меня это еще и забота, ответственность, чувство долга! Катя учится неважно, поэтому я должен быть вдове образованней, чтобы суметь в будущем содержать семью, вовремя защитить ее, ведь она такая маленькая.

Учитель: Ребята, у вас есть возможность задать свои вопросы юным героям.

Заключение.

Это в фильме Ромка нечаянно оступился, а в книге он совершает прыжок намеренно, не страшась смерти!

Учитель: Так жизнь только любовь? А как же Танечка? Алена? Им теперь всем тоже надо умереть?

Ученики: Без любви прожить, может быть, и можно. Но такую жизнь сложно назвать счастливой.

Учитель: «Не стоит торопить жизнь и искать любовь. Настоящая любовь тебя найдет сама. Важно ее потом суметь сберечь».

Домашнее задание: напишите свой отзыв.

Источник

Анализ вам и не снилось

Галина Щербакова была популярной советской писательницей и сценаристом, автором более 20 книг. Ее визитной карточкой стала повесть, по которой сняли культовый фильм молодежи 1980-х гг. «Вам и не снилось». Щербакова писала о сложных взаимоотношениях родителей и детей-подростков, а сама так и не смогла наладить контакта со своими близкими. Настоящая семейная драма разыгралась через 30 лет после экранизации повести, когда собственная дочь обвинила писательницу в безнравственности и отсутствии материнского инстинкта…

Писательница в молодости | Фото: 24smi.org

Писательница в молодости | Фото: 24smi.org

Галина Щербакова (в девичестве – Руденко) родилась в 1932 г. в Дзержинске (сейчас – Торецк) Донецкой области. После окончания школы она поступила на филологический факультет университета в Ростове, а после переезда с мужем в Челябинск продолжила обучение в местном педагогическом институте. Какое-то время она работала учительницей русского языка и литературы, затем – журналистом и редактором областной молодежной газеты в Волгограде, но через несколько лет оставила и эту работу ради того, чтобы все свое время посвятить литературному творчеству.

Галина Щербакова в молодости | Фото: eg.ru

Галина Щербакова в молодости | Фото: eg.ru

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: 24smi.org

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: 24smi.org

Долгое время ее писательский талант не находил признания – ее романы нигде не публиковали. Когда Щербакова начала работу над повестью о современных Ромео и Джульетте, которую назвала «Роман и Юлька», она даже не рассчитывала на то, что легкая любовная история вызовет такой оживленный интерес и у читателей, и у кинематографистов.

Писательница и ее второй муж, журналист Александр Щербаков | Фото: 24smi.org

Писательница и ее второй муж, журналист Александр Щербаков | Фото: 24smi.org

Писательница с семьей | Фото: 24smi.org

Писательница с семьей | Фото: 24smi.org

Тему повести ей подсказала собственная жизнь: однажды ее сын-десятиклассник полез по водосточной трубе на 6-й этаж к девочке, в которую был влюблен, и сорвался вниз. К счастью, все обошлось без серьезных травм, но эта история дала писательнице повод к размышлениям о том, к каким иногда трагическим последствиям приводит первая любовь, и как часто подростки не могут найти понимания и поддержки у своих близких.

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: 24smi.org

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: 24smi.org

После того, как работа над повестью была завершена, Щербакова отнесла ее в редакцию журнала «Юность», но долгое время не получала ответа. Тогда она отправила ее на Киностудию им. Горького на имя известного режиссера Сергея Герасимова. К ее удивлению, уже через несколько дней ей позвонила жена режиссера, актриса Тамара Макарова, сказав, что повесть ей очень понравилась, и что она приложит все усилия, чтобы ее экранизировали.

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: eva.ru

Татьяна Аксюта и Никита Михайловский в фильме *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: eva.ru

Тем временем Щербакова отправилась к редактору «Юности» Борису Полевому и поинтересовалась о судьбе своего произведения. Тот ответил, что не может опубликовать повесть с таким мрачным финалом – в конце юноша, семья которого была категорически против его отношений с одноклассницей, выбрасывался из окна и разбивался. Полевой опасался, что после этого «влюбленные мальчики начнут прыгать из окон». И писательнице пришлось изменить финал: Рома прыгнул, но выжил. А в фильме он и вовсе случайно оступился, пытаясь привлечь внимание героини, стоявшей внизу под окнами. Из-за слишком явных аллюзий с «Ромео и Джульеттой» название «Роман и Юлька» тоже пришлось исправить – повесть была опубликована под редакторским названием «Вам и не снилось».

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Вам и не снилось…*, 1980 | Фото: kino-teatr.ru

В Госкино параллелей с Шекспиром тоже не оценили. Когда режиссер Илья Фрэз приступил к работе над экранизацией повести, руководство возмущенно заявило: «Влюбленных зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!» И Юльку пришлось переименовать в Катю. Однако претензии к автору на этом не закончились. Опубликованная в 1979 г. в «Юности» повесть вызвала небывалый ажиотаж у читателей – этот номер журнала невозможно было достать, многомиллионный тираж разошелся за несколько дней! Подростки узнавали в героях самих себя и присылали писательнице письма с выражением благодарности, а вот учителей произведение возмутило: мол, в этом возрасте подросткам следует думать об учебе, а не о любовных переживаниях. Щербакову даже обвиняли в безнравственности и пропаганде разврата!

Читайте также:  С пятницы на субботу снятся сны

Книги Галины Щербаковой | Фото: 24smi.org

Книги Галины Щербаковой | Фото: 24smi.org

А вот профессионалы оценили произведение Щербаковой по достоинству. Писатель и журналист Дмитрий Быков сказал: «В известном смысле эта повесть предваряла собою взрыв перестройки, потому что всегда во время оттепели в русской литературе поднимается вопрос… о детской и подростковой любви… Вот эта повесть, безусловно, сыграла некоторую роль спускового крючка, потому что именно с «Вам и не снилось» началась молодежная активность, программы «Спорклуб» и «12-й этаж», фильм Быкова «Чучело». Именно с этого момента начался активный разговор о том, какая молодежь вырастет».

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: 24smi.org

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: 24smi.org

В 1980-х гг. по произведениям Галины Щербаковой было снято еще несколько фильмов: «Карантин», «Личное дело судьи Ивановой», «Двое и одна», «Пусть я умру, Господи…», в 2004 г. Юрий Мороз по книге Щербаковой снял сериал «Женщины в игре без правил». Однако визитной карточкой писательницы так навсегда и осталась повесть «Вам и не снилось», которая у читателей пользовалась наибольшей популярностью. Щербакову это удручало. Она говорила: «…случается, приглашают на встречи с читателем. Только я отказываюсь. Потому что разговор опять будет крутиться вокруг одной лишь «Вам и не снилось». А у меня уже скулы сводит ее обсуждать. Да она никогда и не была для меня главной вещью. Скажем, другая моя повесть, «Дверь в чужую жизнь», – так она куда лучше. Она серьезнее, глубже… «Вам и не снилось» – не лучшая моя книга. Были повести и сильнее, и точнее. Но тут, видимо, я сумела найти такие слова, которые запали в душу многим».

Писательница и сценарист Галина Щербакова | Фото: ariadna-crimea.org

Писательница и сценарист Галина Щербакова | Фото: ariadna-crimea.org

Однако настоящая драма разыгралась не в ее произведениях, а в реальной жизни. Писательница, которую называли тонким психологом и настоящим экспертом в семейных отношениях, не смогла найти общего языка с собственной дочерью. В начале 2010 г., за несколько месяцев до смерти Щербаковой, разразился скандал: ее дочь, 45-летняя Екатерина Шпиллер написала автобиографическую книгу «Мама, не читай!», где утверждала, что мать превратила ее жизнь в ад, и обвиняла ее в непонимании, нелюбви, отсутствии материнского инстинкта и пьянстве. В аннотации она заявляла: «Всегда проповедуя нравственность, Галина Щербакова вела бесстыдно безнравственную жизнь. Она могла талантливо придумывать красивые чувства в своих книгах, но в реальной жизни предпочитала их топтать. Оказывается, можно убить нелюбовью. Как это страшно! Люди, будьте бдительны!».

Писательница с семьей | Фото: 24smi.org

Писательница с семьей | Фото: 24smi.org

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: kino-teatr.ru

Автор повести *Вам и не снилось* Галина Щербакова | Фото: kino-teatr.ru

Сначала книга вышла в интернет-версии, а опубликована она была уже после смерти Щербаковой. В предисловии Екатерина писала: «Для кого же эта книга? Наверное, для когда-то близких мне людей, ставших совсем чужими. А еще для тех, кто был «обожжен» нелюбовью и непониманием родителей и воспринимает жизнь как муку, как наказание, часто задумываясь об избавлении от страданий вместе с самой жизнью. И для тех, кто хочет, чтобы их дети были счастливыми. Мамы больше нет. Но у меня ее не было уже давно. Поэтому боль от утраты некогда самого дорогого мне человека возникла гораздо раньше ее физической кончины, а боль от маминых поступков растянулась на долгие-долгие годы и не утихла до сих пор. Поэтому нет точного дня, про который я могла бы сказать: сегодня я потеряла маму…».

Дочь Галины Щербаковой Екатерина Шпиллер | Фото: ariadna-crimea.org

Дочь Галины Щербаковой Екатерина Шпиллер | Фото: ariadna-crimea.org

Эта книга вызвала в обществе неоднозначную реакцию: кто-то сочувствовал Екатерине, а кто-то усомнился в ее словах и заподозрил в ревности к материнской славе и успеху. Даже ее брат Александр, сын Щербаковой от первого брака, встретил это произведение с негодованием. В ответ он написал статью, где утверждал обратное: писательница была хорошей матерью, а дочь – избалованной девочкой, которая требовала к себе повышенного внимания: «У меня ведь, Катя, прости, даже слезы от этого наворачиваются, тоже в детстве не было мамы, которая, читала мне по вечерам книжки, ждала, волнуясь, с обедом, клала завтраки в портфель перед школой, сходила с ума от того, надел я шарф или нет, не было папы, который играл со мной футбол, ходил на рыбалку или учил хитрым приемчикам борьбы, другими словами, не было канонизированных идеальных родителей из какой-нибудь слащавой книжицы. Но у меня были родители, с которыми никогда не было скучно. Я, открыв рот и выпучив от удивления глаза, мог бесконечно слушать их истории. Я знал, что всегда могу задать самый хитрый не обязательно детский вопрос и получу интереснейший нестандартный ответ… И я с детства понял, что каждый человек может дать только то, что может».

Писательница и сценарист Галина Щербакова | Фото: kino-teatr.ru

Писательница и сценарист Галина Щербакова | Фото: kino-teatr.ru

По мнению сына, книга дочери ускорила уход Щербаковой – в последние годы она тяжело болела, а обвинения Екатерины окончательно ее подкосили. Наверное, правду о Щербаковой лучше искать в ее произведениях, на которых выросло не одно поколение читателей, и которые до сих пор не теряют своей актуальности и популярности. К сожалению, путь Никиты Михайловского, воплотившего образ Ромки на экранах, был еще более сложным, чем жизнь писательницы: Трагическая судьба актера фильма «Вам и не снилось».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник