Андрей белый бессонница анализ

Андрей белый бессонница анализ thumbnail

«Отчаянье» Андрей Белый

Довольно: не жди, не надейся —
Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади и разбейся
За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.
Позволь же, о родина-мать,
В сырое, в пустое раздолье,
В раздолье твое прорыдать:-

Туда, на равнине горбатой, —
Где стая зеленых дубов
Волнуется купой подъятой
В косматый свинец облаков,

Где по полю Оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом,
И в ветер пронзительно свищет
Ветвистым своим лоскутом,

Где в душу мне смотрят из ночи.
Поднявшись над сетью бугров,
Жестокие, желтые очи
Безумных твоих кабаков, —

Туда, — где смертей и болезней
Лихая прошла колея, —
Исчезни в пространстве, исчезни,
Россия, Россия моя!

Анализ стихотворения Андрея Белого «Отчаянье»

Стихотворением «Отчаянье» открывается раздел «Россия» в сборнике «Пепел». Андрей Белый написал его в июле 1908 года в имении Серебряный Колодезь. Как гласит эпиграф, это стихотворение посвящено Зинаиде Николаевне Гиппиус, которая была близким другом поэта и вместе с мужем, Дмитрием Сергеевичем Мережковским, фактически опекала его, когда тот восстанавливался после тяжёлой болезни.

Произведение состоит из шести четверостиший. Рифма в них перекрёстная, а размер – амфибрахий. Лирический герой – это сам поэт, который обращается то к народу своей страны, то непосредственно к Родине.

В первой же строфе автор произносит, казалось бы, ужасные слова по отношению к населению страны: «пади и разбейся», «рассейся». Он даже усиливает их градацией «не жди, не надейся». Подобные речи обращены и к Родине. Поэт восклицает: «Исчезни, Россия…». Создаётся впечатление, что он ненавидит Россию и желает зла народу, представителем которого сам и является.

Однако это совсем не так. На самом деле, автор жалеет и Россию, и русских, но по-своему. Дело в том, что Андрей Белый, как и многие другие поэты его поколения, был очень внимателен и чуток. Он замечал, как нелегко живётся простым крестьянам и рабочим, как трудно приходится солдатам. Что уж там, в промежутке между революциями, в этот период неопределённости даже представителям интеллигенции и дворянства жилось трудно. Большинство людей на глазах теряло почву под ногами, не знало, как жить дальше и что предпринимать.

Это время в стихотворении изображается с помощью мрачных, пронзительных эпитетов. Жизнь людей поэт называет «мучительными годами», «лихой колеёй». Не забыто им и тяжёлое прошлое простых русских. Для него автор применяет метафору «века нищеты и безволья», указывая на период господства крепостного права. Состояние неопределённости и отсутствия надежд на спокойное будущее поэт и вовсе делает живым существом, используя приём персонификация. Оно предстаёт в виде чудовища по имени Оторопь, страшный облик которого видится в очертании кустов, а блеск глаз – в каждом светящемся окне.

Даже по описанию пейзажа становится ясно, что Родина поэта в беде. Для отчего дома автор применяет не менее пугающие эпитет. Русские равнины больше не просторные и ровные, а «горбатые»; облака не бегут весело по небу белыми барашками, а медленно ползут, нависая «косматым свинцом». Даже древние дубы не кажутся гордыми существами, а толпой диких животных.

Ясно, что поэт не желает своей стране такой горькой судьбы. Он не хочет, чтобы она прозябала в бедности и страдании, поэтому умоляет Родину исчезнуть и попасть туда, где все беды миновали.

Метки: Белый

Источник

«Вспомни!» Андрей Белый

Вспомни: ароматным летом
В сад ко мне, любя,
Шла: восток ковровым светом
Одевал тебя.

Шла стыдливо, — вся в лазурных
В полевых цветах —
В дымовых, едва пурпурных,
В летних облачках.

Вспомни: нежный твой любовник,
У ограды ждал.
Легкий розовый шиповник
В косы заплетал.

Вспомни ласковые встречи —
Вспомни: видит бог, —
Эти губы, эти плечи
Поцелуем жег.

Страсти пыл неутоленной —
Нет, я не предам!..
Вон ромашки пропыленной —
Там — и там: и там —

При дороге ветром взмыло
Мертвые цветы.
Ты не любишь: ты забыла —
Всё забыла ты.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Вспомни!»

Стихотворение «Вспомни!» входит в цикл «Горемыки» сборника «Пепел», одной из самых мрачных и пессимистичных книг Андрей Белого. Известно, что поэт написал это произведение в 1906 году в Мюнхене, куда поехал, чтобы утолить тоску после расставания с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Этой печалью мы можем проникнуться, читая стихотворение.

Произведение «Вспомни!» состоит из шести четверостиший. Рифма везде перекрёстная, размер – хорей, причём в нечётных строках содержится по четыре стопы, в чётных – по три.

Главный приём в стихотворении – анафора. Три из шести строф начинаются с призыва «Вспомни» — то страстного, то робкого и нежного. Лирический герой – сам автор. Этим воззванием он старается оживить в памяти своей возлюбленной те счастливые моменты, что они делили когда-то.

В начальном четверостишии тон спокоен. Поэт обрисовывает пейзаж, в котором разворачивается свидание молодой пары. По живописным эпитетам мы понимаем, что оно происходит погожим летним вечером. Автор использует, на первый взгляд, нелогичные выражения: лето он называет ароматным, а свет – ковровым. Но именно такие фразы подчёркивают, как ласковы рассеянные лучи закатного солнца и мягок тёплый воздух.

Читайте также:  Бар бессонница в калуге

Поведение героев перекликается с окружающей природой. Отношения между влюблёнными подобны нежной уютной атмосфере скромного вечернего сада, они деликатны и сдержанны. Юноша терпеливо ждёт свою зазнобу, а она в свою очередь не торопится, идёт «стыдливо». Когда же они встречаются, то не предаются сразу бурным ласкам, а трогательно ухаживают друг за другом: герой вплетает цветы в волосы девушки и покрывает её плечи и губы нежными поцелуями.

Большое значение в стихотворении имеет цветовая гамма. Мы видим такие оттенки, как лазурный, розовый, «дымовой», «едва пурпурный», «пропылённый». Можно сказать, что поэт использует приглушённую пастельную палитру, как бы смягчая страсть, которую испытывает лирический герой. На то же самое ориентированы и эпитеты, с помощью которых автор характеризует своих героев и их отношения – «ласковые встречи», «нежный твой любовник».

Образ сада и цветов очень символичен в этом произведении. Думается, что он выражает любовь героя. Но это не яркая роковая страсть, для которой был бы уместен образ розы – цветка роскошного, но одновременно опасного. Наоборот, поэт чаще упоминает полевые цветы, ромашки, которые рассыпаны «там – и там: и там…». Он указывает, что пусть его чувство скромно и нежно, но оно всеобъемлюще.

Увы, даже такая любовь не гарантирует счастья. В последней строфе мы видим новый символ – мёртвые цветы. То есть, чувство обречено – возлюбленная разлюбила героя. Поэт сокрушённо повторяет: «Всё забыла ты», показывая, что между молодыми людьми всё кончено.

Метки: Белый

Источник

«Меланхолия» Андрей Белый

Пустеет к утру ресторан.
Атласами своими феи
Шушукают. Ревет орган.
Тарелками гремят лакеи —

Меж кабинетами. Как тень,
Брожу в дымнотекущей сети.
Уж скоро золотистый день
Ударится об окна эти,

Пересечет перстами гарь,
На зеркале блеснет алмазом…
Там: — газовый в окне фонарь
Огнистым дозирает глазом.

Над городом встают с земли, —
Над улицами клубы гари.
Вдали — над головой — вдали
Обрывки безответных арий.

И жил, и умирал в тоске,
Рыдание не обнаружив.
Там: — отблески на потолке
Гирляндою воздушных кружев

Протянутся. И всё на миг
Зажжется желтоватым светом.
Там — в зеркале — стоит двойник;
Там вырезанным силуэтом —

Приблизится, кивает мне,
Ломает в безысходной муке
В зеркальной, в ясной глубине
Свои протянутые руки.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Меланхолия»

Стихотворение «Меланхолия» входит в цикл «Город» в сборнике «Пепел». Оно было написано Андреем Белым в Москве в 1904 году и впервые публиковалось в альманахе «Гриф» в 1905 году. Посвящено произведение переводчику Максимилиану Яковлевичу Шику, который служил корреспондентом журнала «Весы», и в чьём обществе поэт иногда проводил вечера во время встреч литераторов.

В своих воспоминаниях Андрей Белый отзывается о М. Я. Шике не самым лестным образом. Во втором томе автобиографии он пишет, что рядом с приехавшим из Германии франтоватым переводчиком он испытывал напряжение и даже уныние: «соскучился с шикарным Шиком из Берлина…»

Видимо, об этом неприятном состоянии тоски и идёт речь в стихотворении «Меланхолия». Автор, не скрываясь, говорит в нём от первого лица. Время действия – раннее утро, место – некогда шумный весёлый ресторан. Но в этот предрассветный час до лирического героя доносятся только звуки, которые издают служащие – лакеи, усталый музыкант. Последние гости покидают зал, оставляя героя в одиночестве бродить по пустеющим коридорам. Поэт использует необычный эпитет: он называет посетительниц в элегантных платьях феями, которые своими «атласами шушукают». Этот глагол вызывает интерес. Благодаря нему создаётся впечатление, что одежды дам – это тоже живые существа, которые тихонько шелестя переговариваются между собой.

Этот приём одушевления неживых предметов и явлений поэт ещё не раз использует в произведении. Например, он говорит о наступающем дне так:
Уж скоро золотистый день
Ударится об окна эти.

Благодаря этим строкам читатель может представить себе, что день – это огромная сказочная птица, которая бьётся в стёкла, чтобы впустить в мрачное помещение ресторана животворный солнечный свет.

Не менее живописен и образ усталого газового фонаря, что «дозирает», то есть бросает последние взгляды на пустые улицы и тёмные окна. Для усиления впечатления автор использует эффектный эпитет «огнистый глаз». Содержащиеся в этом словосочетании резкие свистящие согласные «с» и «з» могут напомнить нам о треске искр, медленно вспыхивающих и угасающих в старом фонаре.

Оживает под пером поэта и отражение в зеркале, в которое всматривается лирический герой. Мы не знаем, как ведёт себя сам протагонист, но его двойник очень эмоционален – он протягивает руки, заламывает их. Стоит заметить, что поэт говорит об «зазеркалье» как о «ясной глубине», в то время как в его настоящем мире мы видим клубы гари, отблески, обрывки звуков, какой-то беспорядок, путаницу. Более того, на протяжении всего стихотворения мы встречаем один и тот же повтор «Там – …», указывающий на стремление лирического героя покинуть этот неуютное место, в котором он бродит, как тень. Возможно, именно там, за прозрачным стеклом поэта ждёт то, чего он ищет в тёмных коридорах опустевшего ресторана.

Читайте также:  Медитация от бессонницы скачать бесплатно

Метки: Белый

Источник

«Посвящение» Андрей Белый

Я попросил у вас хлеба – расплавленный камень мне дали,
И, пропаленная, вмиг, смрадно дымится ладонь…
Вот и костер растрещался, и пламень танцует под небо.
Мне говорят: «Пурпур». В него облеклись на костре.
Пляшущий пурпур прилип, сдирая и кожу, и мясо:
Вмиг до ушей разорвался черный, осклабленный рот.
Тут воскликнули вы: «Он просветленно смеется…»
И густолиственный лавр страшный череп покрыл.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Посвящение»

С 1912 года Андрей Белый всерьёз увлёкся антропософским учением. Адепты этого философского течения придерживаются представлений о том, что человек может постичь собственную душу, а через неё и Вселенную, с помощью познающего разума. Они верили, что чистому уму под силу приобщиться через определённые ритуалы к секретам мироздания. Похоже, что именно эту способность поэт раскрывает в стихотворении «Посвящение».

Это произведение было написано в 1915 году. Оно представляет собой одну строфу, состоящую из восьми строк. Рифмы в стихотворении нет, но чувствуется ритм, обеспечивающийся размером – дактилем.

Лирическим героем является сам поэт. Как бедный странник он приходит к неким людям, которых он называет просто «вы», и просит милостыню в виде куска хлеба. Приняв дар, протагонист понимает, что его ладонь покрывается ожогами, ведь вместо хлеба ему вручили раскалённый камень. Поэт применяет нелогичный эпитет «расплавленный», хотя понятно, что если что-то расплавлено, то оно пребывает скорее в жидком состоянии, нежели в твёрдом.

Герой наверняка испытывает при этом чудовищные страдания, но вместо того, чтобы рыдать и кричать от боли, он обращает своё внимание на разворачивающуюся на его глазах фантасмагорию. Дело в том, что поблизости разгорается костёр. «Пламень танцует под небо» – так эффектно описывает автор это зрелище. Вокруг собираются люди. Они объясняют протагонисту, что это пурпур. Этот цвет, как объяснял Андрей Белый в письме Э. К. Метнеру, символизирует божественный огонь, который является своего рода вратами в рай – праведники пройдут сквозь пламя невредимыми, а грешники превратятся в пепел.

Некто восходит в костёр. По реплике «Он просветлённо смеётся…», которая доносится из толпы, становится ясно, что это мужчина. Поэт подробно описывает, что происходит с телом в этом жертвенном пламени, обозначенном пугающим выражением «пляшущий пурпур». Далее в тексте стихотворения присутствуют не менее жуткие эпитеты: «чёрный, осклабленный рот», «страшный череп». Градация «и кожу, и мясо» усиливает и без того тяжёлое впечатление от зрелища.

Таким образом, оба персонажа – и тот, что стоит в костре, и лирический герой, – испытывают невыносимую муку, но у них хватает воли преодолевать физические страдания. Недаром стихотворение носит название «Посвящение». Из его текста становится ясно, что этот акт превозмогания боли является обрядом, дающим неофиту ключи к тайнам мироздания. А поскольку герои выдерживают испытание, то и инициация может считаться свершившейся. Потому-то в финале произведения человек, объятый пламенем, награждается «густолиственным лавром», то есть становится мудрецом – посвящённым.

Метки: Белый

Источник

«Мои слова» Андрей Белый

Мои слова — жемчужный водомет,
средь лунных снов бесцельный,
но вспененный, —
капризной птицы лёт,
туманом занесенный.
Мои мечты — вздыхающий обман,
ледник застывших слез, зарей горящий —
безумный великан.
на карликов свистящий.
Моя любовь — призывно-грустный звон,
что зазвучит и у летит куда-то, —
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Мои слова»

Стихотворение Андрея Белого «Мои слова» входит в сборник «Золото в лазури». Оно состоит из трёх четверостиший, написанных ямбом (количество стоп меняется в разных строках). Рифма – ровная перекрёстная вида abab. Произведение было создано в 1901 году в усадьбе Серебряный Колодезь.

Это стихотворение можно счесть одним из выдающихся образцов символистской лирики. В нём автор подвергает осмыслению сам язык поэзии; объясняет, что представляют собой различные проявления его души в творческом преломлении. В каждой строфе Андрей Белый рассматривает какую-либо из сторон собственного «я».

В первом четверостишии автор старается понять, чем является для него поэзия. Во второй строфе он исследует мир воображения. Третья строфа посвящена любви. Объединены части стихотворения анафорой – «Мои слова…», «Мои мечты…», «Моя любовь…».

Думается, что самым важным в этом произведении является именно осмысление значения творчества, ибо мечты и любовь являются источником впечатлений для него. Это легко подтвердить с помощью перекликающихся образов: когда автор говорит о словах, он упоминает «лунные сны», откуда эти слова приходят. В последней же строфе эпитетом «неясно-милый сон» наделена любовь. То есть она и есть та субстанция, что подпитывает творческий дух автора.

Читайте также:  Иван чай при бессоннице как принимать

Итак, в начальном четверостишии Андрей Белый рассуждает о слове и его значении. Стоит уточнить, что этот автор отказывался от концепции дуализма, которая господствовала в культуре незадолго до зарождения и развития символизма. Поэты–предшественники, романтики, делили мир на две противоборствующие части: личность и толпу, искусство и жизнь, реальность и воображение, духовное и материальное. Белый отвергает эту концепцию. В его картине мира сущности не только не враждуют, но и соединяются друг с другом посредством слова.

Именно оно способно выразить и перенести в грубый мир вещей и предметов те эмоции и образы, что живут в душе человека. Потому поэт наделяет слово удивительным эпитетом «жемчужный водомёт средь лунных снов». Лунные сны, как уже отмечалось, – это подсознание, воображение, откуда поэт черпает вдохновение для своей деятельности, которую находит, думается, весьма важной. Ведь если он сравнивает слова с жемчугом, то наверняка считает их драгоценными, по крайней мере, для себя. Однако в этом же фрагменте мы видим эпитет «бесцельный». То есть поэзия никуда не направлена, она только передаёт внутренний мир автора, но не реализует какую-либо миссию. Более того, сам по себе творческий процесс переменчив, что передано с помощью метафоры «капризной птицы лёт, туманом занесённый».

Таким образом, творчество в понимании Андрея Белого – это сложный, непредсказуемый и глубоко личный путь, который, однако, имеет огромное значение для того, кто им следует.

Метки: Белый

Источник

Произведение представляет собой итог и выражение переосмысления собственной жизни, произошедшее после драматических событий в личной жизни.

В стихотворении говорится о маге. Этот образ неоднозначен. Он, с одной стороны, говорит о могуществе, достигнутом собственными усилиями, власти над природой и людьми. С другой же, маг пытается идти против законов мироздания, подтасовывать их под себя. Само название «Упорный маг, постигший числа», намекает на ограниченность его власти. Числа и узор звезд, которые постиг маг, представляют собой отвлеченные предметы, они сродни техническим знаниям и не могут принести счастья в отношениях между людьми. Оказалось, что он постигал совсем не то.

К восприятию себя подобным образом поэта подтолкнул неудачный роман с женой Александра Блока. После разрыва с ней, Андрей Белый уезжает за границу, где размышляет о своей жизни и дает себе оценку.

Произведение наполнено образами, вызывающими ощущение нестабильности. Маг изображен висящим над бездной. Это образ не катастрофы, а скорее безвременья, бесполезного существования, которое не нарушает даже угроза для жизни. Поэт показывает, что бездна ледяная. Это образ сна, прострации или даже смерти (в духовном понимании). Подчеркивается отсутствие воды и пыль вокруг. Вода течет и меняет форму, поэтому она является общепринятым символом жизни. Наоборот, пыль – это всегда образ увядания и угасания. Кроме того, она подчеркивает бессмысленность происходящего, так как сложно найти что-либо более бесполезное, чем пыль.

Вселенная вокруг мага показана каким-то круговоротом, наполненным движением, но лишенным смысла. Выстраивая символ мира, где находится лирический герой, Белый подчеркивает пустоту. Именно пустая волна приводит в движение огромные планеты и само время.

Сочетание вечной неподвижности мага, вокруг движущегося мира, изображает жизненный крах. Причиной его стал «люциферический путь», которым шел маг, символизирующий поэта. Попытки подстроить под себя мир привели к разрыву с любимой женщиной, но он не видел способа вернуть все и пойти другим путем.

Вероятно, под магическими занятиями на тот момент Андрей Белый понимал свое излишнее увлечение творчеством. Он всецело предался конструированию форм и образов, в результате чего потерял то, что ему дорого и оказался один, погруженный навсегда в «злую грусть», не имея возможности пойти «путем примирения»

Анализ стихотворения Маг (Упорный маг, постигший числа) по плану

Маг (Упорный маг, постигший числа)

Маг (Упорный маг, постигший числа)

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Мандельштама

    Анализ произведений Мандельштама

  • Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц

    Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски

  • Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина

    Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю…

    Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

  • Анализ стихотворения Приговор (И упало каменное слово…) Ахматовой

    Стихотворение Приговор было написано спустя совсем немного времени после трагических событий в жизни поэтессы. В 1938 году был расстрелян муж, через год попал в ссылку её единственный сын.

Источник