Белые сны севера или бархатный песок юга

Белые сны севера или бархатный песок юга thumbnail

Урок ИЗО (2 класс)

Педагог Каталеева Ирина Валериевна

МБОУ «Гимназия №23» Иваново

Тема урока: «Вместе собираем звезду. Роза ветров. Губерния как на ладони» (итоговая работа по разделу «ПРИРОДА — ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК»)

Этот урок — итоговый в разделе «ПРИРОДА — ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК». Коллективная работа объединяет, обобщает и сосредотачивает внимание на пройденном материале и представляет его в целостном образе розы ветров.Созданный образ закрепит полученные знания и оставит в памяти полученные впечатления, на которые в будущем будет проще нанизывать новые знания и опыт. Роза ветров относится к территории области.

Личностные УУД: интерес к различным видам художественно-творческой деятельности, к коллективной работе; ценностного отношения к образу Родины, отраженному в художественном произведении Б.М. Кустодиева «Морозный день»

Регулятивные УУД: самооценка достигнутых результатов

Познавательнве УУД: использование дополнительных источников информации для достижения положительных результатов

Коммуникативных УУД: продуктивное общение в совместной деятельности; проявление толерантности в общении; соблюдение правил вербального и невербального общения.

***Информационная доска

«Природа так обо всём позаботилась,

Что повсюду ты находишь чему учиться»

Леонардо да Винчи

  1. Леонардо да Винчи сделал несколько открытий в живописи и одно из них – передача воздушной перспективы.

Вспомните и назовите тему по которой мы работаем на протяжении нескольких уроков. («ПРИРОДА – ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК»)

Какие работы мы сделали на предыдущих уроках? («Белые сны севера», «Бархатный песок юга», «Запад есть запад», «Восток есть восток»)

Сегодня заключительный урок по теме и традиционно я предлагаю завершить коллективной работой.

Как называется обозначение на картах географических сторон света в виде звезды с лучами? (Роза ветров.) !!!! тема на доску

Роза ветров относится только к физической карте России? (нет ) Используя данные с информационной доски назовите карту с которой будем работать. (карта ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Тема урока «Роза ветров. Губерния как на ладони»

????????Что должно стать результатом нашей работы на уроке?

Но прежде чем мы начнем, я хочу, чтобы каждый из вас поставил перед собой задачи, которые вы постараетесь достичь на этом уроке. Перед вами листочки, на которых прописано много различных задач. Отметьте каждый для себя то, что считает наиболее важным. Закрасьте половину кружка.

(???????????? По розе ветров) Лист

Уметь отбирать соответствующую замыслу цветовую гамму

Знать жанр «Городской пейзаж»

Рассматривать картину

Познакомиться с новой репродукцией картины

Узнать о художнике

Понимать, что изображает художник на картине

Учиться говорить красиво

Выражать свои чувства и мысли

Проявлять инициативу в процессе обсуждения выполнения коллективной работы

  1. Разделитесь на группы по 4 человека. Покажите готовность.

Внимание!!!!!! ЗАДАНИЕ

По выполненным ранее рисункам уточните цветовые гаммы и создайте свою розу ветров из 4-х лучиков

Работу в группе организуйте по типу индивидуальных вкладов

Как построите работу в группе?

  1. Распределим геогр. стороны света м/д собой

  2. Выберем соответствующую цветовую гамму

  3. Раскрасим свой лучик

  4. Соберём звезду)

По выполненным ранее рисункам уточните цветовые гаммы и создайте свою розу ветров из 4-х лучиков. Время выполнения 7 мин.

Объединитесь в группы по 8 человек и проверьте выполненную работу. И покажите готовность.

Наложите две звезды так, чтобы получилась РОЗА ВЕТРОВ из восьми лучиков.

  1. Ознакомьтесь с информацией на карточках и расположите фотографии Великих людей нашей губернии на лучиках вашей РОЗЫ ВЕТРОВ (относительно областного центра ИВАНОВА)

Откройте атлас ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, карты. Время выполнения 7 мин.

(эл.доска/ ПАЗЛ) Проверка. Кто жил и работал на СВ нашей губернии? …

(открылась картина Бориса Кустодиева «Морозный день»)

  1. Кто автор и как называется картина? (Борис Кустодиев «Морозный день»)

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ (Обращение к картине)

Автор назвал картину «Морозный день». Можно ли иначе назвать эту картину? («Зима», «Зима в городе»)

Что обязательно должно отражаться в картине? (образ)

ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ (Подробное рассматривание)

Каждая группа (четвёрка) получает задание по изучению репродукции картины. Вы будете с помощью инструментов находить детали картины и как можно точнее характеризуйте каждую подробность.

ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ (Обращение к картине — к целостному впечатлению, названию картины)

Кто автор картины? ( Б. Кустодиев) Как называется картина? (Морозный день)

Можно ли сказать, что название картины точно передаёт ощущение от картины, выражает впечатления автора. (да)

Ощущение морозного дыхания русской зимы старинного провинциального города исходит от художественного образа морозного дня

— Кто поделится своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями?

ГДЕ несколько лет жил и работал Борис Кустодиев?

-Какую цель вы ставили перед собой? У каждого они свои. Положите перед собой листочек, с которым вы работали в начале урока. Давайте посмотрим, достигли вы своих поставленных целей или нет.

-Прочитайте еще раз те высказывания, которые отмечены у вас жёлтым цветом и определите, смогли вы достичь поставленных целей. Если цели достигли — закрасьте вторую половину кружка.

Читайте также:  Видеть во сне огонь в печке

Посмотрите, все ли кружки ваши закрашены полностью? Если ваши кружки не полностью закрашены, не расстраивайтесь! У нас еще есть время, чтобы всему научиться.

Источник

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Назарово Красноярского края

662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А

тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07

E-mail:school8zavuch@mail.

Принято                                         Согласовано

школьным                                        заместителем директора

методическим                                  по УВР

объединением

«28» августа 2014 г.                       «    » ____________ 2014 г.

Протокол № 1

                                           Утверждено.

                               Приказ №        от «     » сентября 2014 г.

ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ДЛЯ 2 КЛАССА

НА 2014 / 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,

С.Г. Ашикова. Изобразительное искусство: Учебник для 2 класса /

под  ред.  А.А. Мелик-Пашаева, С. Г. Яковлевой. —

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.  

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы

учитель начальных классов: Пляскина Инна Юрьевна

первая квалификационная категория, педстаж 27лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 8, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ СОШ № 8, Программы курса «Изобразительное искусство» автор С.Г. Ашикова (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).

Цель курса:  духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Цель на 2 класс: продолжить знакомство с основами  изобразительного искусства; способствовать реализации творческого потенциала ученика средствами художественной деятельности, развитию воображения и фантазии ребёнка.

        Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Данная программа создаёт условия для формирования патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа; нравственных чувств, этического сознания; ценностного отношения к природе и окружающей среде, к здоровью.

Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.

Программа целостно реализовывается в 1 – 4 классах.

Формы контроля: промежуточный через процессуальный мониторинг. Количество проверочных работ (за год) -1

        На реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено во 2 классе 34  часа (34 недели по 1 часу в неделю).

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итого

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

3

7

8

8

26

Азбука искусства. Как говорит искусство.

20

17

16

16

69

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство

10

10

10

10

40

Итого

33

34

34

34

135

Планируемые результаты, содержание, тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс

Личностные универсальные учебные действия

Выявляет действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика.

Осуществляет  мотивацию к познавательной деятельности.

Учитывает нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Проявляет интерес  к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран, к художественно- творческой деятельности;

Понимает чувства других людей.

Выражает в собственном творчестве свои чувства и настроение.

Принимает на первоначальном уровне нравственное содержание произведений изобразительного искусства.

Понимает значение изобразительного искусства в собственной жизни.

Воплощает в реальную жизнь эстетические замыслы.

Раздел

программы

Содержание

Кол-во часов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

1. Азбука искусства. Как говорит искусство?

1.1. Природа — главный художник.

(Рисунок и графика. Штрих. Фон.

Фактура. Воздушная перспектива.

Горный, морской пейзажи)

Азбука рисования:  Мы — семья фломастеров. Знакомство с новыми графическими материалами (базовые упражнения).

Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.

Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков).

«Горы — это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение).

Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге).

«Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке).

«Славный остров. Где-то там…» (знакомство с особенностями  изображения острова).

 Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).

Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России  творческая  работа).

10

Использует  правила

перспективы для передачи пространства на плоскости.

Изображает  линию горизонта.

Различает  хроматические и ахроматические цвета.

Владеет дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами.

Выбирает  характер линий для передачи выразительных образов природы разных  географических широт.

Использует  базовые формы композиции: геометрическая форма- предмет.

Создает средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов  мира.

Различает и изображает различные виды линии  горизонта.

Подбирает  соответствующий материал для выполнения замысла.

Передаёт воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными

приемами.

Применяет хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства.

Передаёт эмоциональное состояние героев литературных произведений

средствами рисунка и живописи

Регулятивные

универсальные учебные действия

Планирует последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Оценивает учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Осуществляет самостоятельно контроль учебной деятельности.

Понимает смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

Выполняет  дифференцированные задания.

Познавательные

универсальные учебные действия

Осуществляет логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков

Осуществляет логическое действие синтез.

Осуществляет логическое действие сравнение по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие классификация по заданным или самостоятельно выбранным критериям.

Осуществляет логическое действие обобщение

Устанавливает причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Строит простые умозаключения по аналогии.

Осуществляет поиск дополнительной информации;

Соотносит  различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности, схематические изображения с содержанием заданий;

Выбирает из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя.

Коммуникативные

универсальные учебные действия

Строит речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

Формулирует точку зрения.

Аргументирует свою точку зрения (в коммуникативной  ситуации)

Задает вопросы для получения необходимых сведений.

Контролирует свои действия в

коллективной работе;

Проявляет инициативу, участвуя

в создании коллективных художественных работ;

Ведёт диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению.

1.2. Мир цвета.

(Живопись цвета.

Иллюзия пространства. Ахроматические

и хроматические цвета. Противоположные

цвета)

Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).

 Впечатление. Выражение: Близко — далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко — высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе).

Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете).

Краски на воде (особенности изображения водоемов – цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).

В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи); Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса).

Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).

7

2. Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Искусство в человеке.

(Знакомство с композицией. Базовые

формы цветов. Детали рисунка. Роспись)

Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.

Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы  пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде).

Каменный цветок (способ   моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами).

Мастер-золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла).

Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде, — отражение, перспектива).

В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).

 Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).

7

Различает  виды художественной деятельности.

Воспринимает шедевры русского и мирового искусства.

Передаёт в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним.

Воспринимает красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека.

 Понимает общее и особенное в картине и фотографии.

Воспринимает произведения изобразительного искусства.

Видит проявления художественной

культуры вокруг.

Высказывает суждение.

3. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Человек в искусстве.

(Иллюстрация. Портрет. Ракурсы.

Книжные иллюстрации. Стилизованный

рисунок)

Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.

Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете).

Старик-годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм).

Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек).

Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа).

Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).

В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллюстраторов).

Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).

Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства.

10

Использует  различные художественные  материалы для передачи пейзажей  разных географических широт.

Передаёт характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам.

Осознаёт  красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и

отражает их в собственной художественно-творческой деятельности.

Соединяет различные графические материалы в одной работе над образом.

Создаёт узоры народов мира.

Подбирает соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений.

Совмещает работу на плоскости и в объеме.

Читайте также:  Ты только будь во сне и наяву

Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема

1

Мы – семья фломастеров. Знакомство с новыми графическими материалами (учебник с. 4-7)

2

Воздушная перспектива (учебник с. 8-9)

3

Место встречи неба и земли (учебник с. 12-13)

4

Мой друг рисует горы, далекие, как сон. Горы — это небо, покрытое камнем и снегом        
(учебник с. 10, 14-17; альбом заданий и упражнений «Учимся у великих художников» с. 6-7)

5

Белые сны Севера или бархатный песок Юга? (учебник с. 18-19)

6

Запад есть Запад, Восток есть Восток (учебник с. 20-21)

7

Славный остров Гдетотам (учебник с. 22-23)

8

Шум далекий водопада (учебник с. 24-25)

9

Вместе собираем звезду. Роза ветров (учебник с. 26-27) проектная задача.

10

Весь мир как на ладони. Золотое кольцо России (коллективная работа-проектная задача) (учебник с. 28-29)

11

Хроматичес кие и ахрома тические цвета (учебник с. 34-35; альбом с. 8-11)

12

Близко-далеко (учебник с. 34, 36-37)

13

Низко-высоко (учебник с. 38-39)

14

Ночь и день (учебник с. 40-43; альбом заданий и упражнений с. 12-17)

15

Закат и рассвет (учебник с. 44-45, цветовой круг в учебнике и в альбоме заданий и упражнений)

16

Разноцветная вода. Краски под водой (учебник с. 46-47;  с. 48-49, 50-51; альбом заданий и упражнений с. 18-19)

17

 Красота подводного мира (коллективная работа) (учебник с. 52-53)

18

Базовые формы цветов (учебник с. 56-57; альбом заданий и упражнений с. 20-21)

19

И аромат цветов плывет (учебник с. 58-59)

20

Водяные лилии (учебник с. 60-61, 62-63; альбом заданий и упражнений с. 22-23)

21

Каменный цветок (учебник с. 64-65)

22

Мастер золотые руки – стеклодув (учебник с. 66-67)

23

Чудеса архитектуры (учебник с. 68-69)

24

Здравствуй, Венеция! (коллективная работа) (учебник с. 70-71)

25

Портрет человека (учебник с. 74-75, 76-77; альбом заданий и упражнений с. 24-25)

26

Женский портрет (учебник с. 78-79, 80-81; альбом заданий и упражнений с. 28-29)

27

Мужской портрет (учебник с. 82-83, 80-81; альбом заданий и упражнений с. 30-31)

28

Я напишу сказку — ты ее нарисуешь (учебник с. 84-85, 118-119; альбом заданий и упражнений с. 34-35)

29

Старик-годовик (учебник с. 86-87)

30

Маугли: жизнь в лесу. Маугли: встреча с Ситой (учебник с. 88-89; с. 90-91) 

31

Золотая рыбка (учебник с. 92-93, 118-119)

32

Каникулы Бонифация (учебник с. 94-95)

33

Книга сказок (коллективная работа)  (учебник с. 96-97)

34

Знакомство с музеем. Проверочная работа: выставка рисунков.

Читайте также:  Продать квартиру во сне к чему

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: Рабочая тетрадь для 2 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

  • стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
  • разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества;
  • электронные библиотеки по искусству: репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, портреты русских и зарубежных ху дожников;

— записи классической и народной музыки;

— магнитная доска;

— экспозиционный экран; мультимедийный проектор

— персональный компьютер;

Интернет ресурсы

 www. museum. ru-/palekh

www. arts-museum. ru (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина)

www. jrientmuzeum. ru(государственный музей культуры народов Востока)

www.vserov.ru     ValentinSerjv.ru  (работы Серова)

www.redsea.dive/ru (энциклопедии, журналы об обитателях морей)

www. zolotoe-koltso.ru (карта Золотого кольца России)

сайт: ТПХВ.РУ (художники и их картины)

Источник