Бессонница фильм 1997 актеры

Создатели:
,
Стеллан Скарсгард
,
Мария Матьезен
,
Сверре Анкер Оусдаль
,
Гискен Арманд
,
Кристиан Фидженшоу
,
Тур Михаэль Омодт
,
Фроде Расмуссен
,
Бьорн Моан
,
Мария Бонневи
,
Марианне О. Ульриксен
,
Бьёрн Флоберг
,
Гури Джонсон
,
Томас Бакстрём
,
Петтер Дж. Боргли
,
Том Ремлов
,
Эрлинг Турманн-Андерсен
,
Эли Бё
,
Руна Фённе
,
Николай Фробениус
,
Гейр Йенссен
,
Хокон Эверос
Норвежский детективный триллер, действие которого происходит в заполярных краях. Фильм вышел в прокат в 1997 году, и его режиссером стал Эрик Шелдбьерг. Иногда грань между преступником и хранителем порядка может быть стерта, и вот уже детектив становится убийцей, а преступник, некогда им преследуемый, превращается в главного свидетеля убийства.
История разворачивается в маленьком норвежском городе. Йонас Энгстрем и Эрик Вик – детективы, прибывшие из столицы для расследования убийства молодой девушки. Все шло своим чередом, пока в один прекрасный момент не случилось непоправимое. Детективы нашли нить, ведущую к расследованию этого дела, и устроили засаду убийце. Это станет самым кошмарным днем для Йонаса, ведь в непроглядном тумане, окутавшем местность, он не разглядит преступника и выстрелит в своего напарника. Эрик мертв, а Йонас объявляет всем, что это совершил тот самый убийца. Увы, но один свидетель у этого несчастного случая все же был…
Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Бессонница».
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Небольшой норвежский городок под названием Тромсе, где на первый взгляд никогда и ничего не происходит, сотрясает чудовищное преступление: юная девушка Таня найдена мертвой. Для расследования дела в поселок приезжают двое детективов: Эрик Вик и Йонас Энгстрем. Согласно проведенной экспертизе оказывается, что причина смерти – кровоизлияние в мозг.
Детективы разрабатывают план, чтобы заманить убийцу Тани в ловушку, однако округу неожиданно затягивает предрассветным, густым, словно молоко, туманом. Погнавшись за ускользающим в белой мгле преступником, Йонас случайно убивает собственного напарника, но не находит в себе сил признаться в содеянном. Он представляет все так, будто человек, расправившийся с девушкой, выстрелил в Вика, а сам продолжает вести расследование. Это и приводит его к писателю Джону Холту, с которым тайно встречалась Таня.
Мучимый совестью и бессонницей, неожиданно он получает странный звонок – человек говорит, будто знает все. Чтобы скрыть свою вину, Энгстрем решает помочь преступнику. Оказывается, это тот же литератор, но он уверяет, что все получилось случайно. Полицейский решает все же сдать настоящего убийцу, о чем и сообщает Холту. Завязывается драка, в которой Джон погибает и скрывать все, кроме смерти Вика, больше не имеет смысла. Однако эксперт местной полиции находит гильзу из пистолета Йонаса, но не выдает его, и тот отправляется восвояси.
Источник
«Бессо́нница» (англ. Insomnia) — детективный триллер Кристофера Нолана, ремейк одноимённого норвежского фильма Эрика Шёльдбьерга.
Сюжет[править | править код]
Действие фильма происходит на Аляске, в маленьком городке Найтмьют. Мирную жизнь города нарушает убийство молодой 17-летней Кей Коннелл (Кристал Лоу), чье тело находят на свалке. Для расследования этого дела из Лос-Анджелеса прилетают детективы полиции Уилл Дормер (Аль Пачино) и Хэп Экхарт (Мартин Донован). Им помогают местные полицейские, в частности Элли Бёрр (Хилари Суонк), молодая детектив, которая является поклонником следственной работы Дормера. Ситуацию усугубляет тот факт, что Дормер, расследуя одно из своих предыдущих дел, сфабриковал улики против одного из подозреваемых, и того посадили. А Экхарт об этом узнал и пообещал Дормеру дать против него показания по возвращении в Лос-Анджелес в обмен на свою неприкосновенность.
Полицейские находят рюкзак убитой Кей на лодочной станции. Дормер приказывает им дать объявление на радио о поиске этого рюкзака и вернуть его обратно на станцию, чтобы поймать убийцу «на живца». Когда они находятся в засаде, на место преступления приходит подозреваемый. Поймать его не получается, потому что он скрывается в потайном лазу на станции. Далее полицейские во главе с Дормером преследуют подозреваемого в лесу, где стоит густой туман. Скрываясь от полиции, убийца ранит одного из копов в ногу, но пуля проходит на вылет. Дормер замечает фигуру в тумане и стреляет из своего запасного револьвера. Спеша к раненному им человеку, Дормер находит пистолет 38-го калибра, оставленный подозреваемым. Затем он обнаруживает, что застрелил не убийцу, а Экхарта. Понимая, как выглядит убийство напарника на фоне событий о его разоблачении, Дормер говорит всем, что Экхарт был застрелен подозреваемым. Также он не упоминает о находке пистолета 38-го калибра.
Элли Бёрр отвечает за расследование перестрелки в лесу. Ей с командой удается найти пулю 38-го калибра, которой был ранен первый полицейский. Той же ночью Дормер идет в переулок и стреляет из найденного им пистолета в тушу мертвого животного, а затем извлекает и очищает пулю. Потом Дормер едет в морг, где забирает у патологоанатома пулю, извлеченную из тела Экхарта, и подменяет её пулей 38-го калибра.
В течение следующих нескольких дней Дормер страдает от бессонницы, вызванной чувством вины за убийство Экхарта и усугубляемой постоянным солнечным светом. Кроме того Дормеру начинает звонить убийца Кей Коннелл, который утверждает, что видел, как Дормер убил своего напарника. Когда полиция узнаёт, что Кей была поклонницей местного писателя Уолтера Финча (Робин Уильямс), Дормер едет к нему домой и взламывает дверь. В это время Финч возвращается, но понимает, что в квартире кто-то есть. Он бежит из дома, преследуемый Дормером, и в конце концов сбегает. Дормер возвращается в квартиру Финча и прячет в вентиляции найденный им в лесу пистолет, чтобы подставить Финча.
Спустя некоторое время Финч связывается с Дормером и назначает встречу в людном месте, на пароме. Финч хочет перевести подозрение с себя на Рэнди (Джонатан Джексон), парня, с которым Кей встречалась в школе. В ответ он обещает никому не рассказывать о том, что Дормер убил Экхарта. После этого Финч сходит с парома, оставляя Дормера одного и показывая детективу диктофон, на который он записал их разговор. Следующей ночью Финч снова звонит Дормеру и говорит, что смерть Кей была «несчастным случаем». Он избил девушку до смерти в приступе ярости за то, что она посмеялась над его чувствами. На следующий день Финч даёт ложные показания в полицейском участке, утверждая, что у Рэнди есть пистолет, которым он угрожал Кей. Дормер понимает, что Финч нашел спрятанное в вентиляции оружие и перепрятал его в доме Рэнди. Полицейские немедленно выезжают к дому Рэнди, где и находят пистолет 38-го калибра, из которого велась стрельба в лесу. Рэнди арестовывают.
Бёрр возвращается на место смерти Экхарта и находит там гильзу от 9-миллимитрового пистолета, которая не вписывается в картину произошедших событий. Она находит в материале одного из дел, которое расследовал Дормер, что у него есть такой же 9-миллиметровый пистолет. Сопоставив эти улики, Бёрр начинает подозревать Дормера в смерти Экхарта. Тем временем мучимый совестью Дормер рассказывает хозяйке отеля, в котором он жил, о расследовании, проводимом Отделом внутренних расследований Лос-Анджелеса: он сфабриковал доказательства, чтобы помочь осудить педофила, который, как подсказывало ему чутьё, был виновен в убийстве ребёнка. Его напарник Экхарт узнал об этом, но не успел никому рассказать. Если бы эта информация «всплыла», то убийца вышел бы на свободу.
Бёрр, в надежде довести дело до конца, приходит домой к Финчу. Тот находит и собирается отдать Бёрр письма Кей, в которых девушка писала об издевательствах со стороны Рэнди. В этот момент Бёрр пытается достать пистолет, чтобы арестовать Финча, но тот бьёт женщину и скрывается в сарае у озера. Дормер приезжает на помощь к Бёрр и находит её без сознания. Детектив слишком дезориентирован из-за недостатка сна, чтобы справиться в одиночку с Финчем. Бёрр приходит в себя и говорит Дормеру, что знает про убийство им напарника. Дормер же признаёт, что больше не уверен был ли это несчастный случай. В это время находящийся в сарае Финч начинает стрелять по ним из дробовика. Бёрр стреляет в ответ, а Дормер под прикрытием пробирается к сараю. Проникнув внутрь, Дормер вступает в бой с Финчем, в результате которого Финч погибает, а Дормер получает смертельное ранение. Бёрр бросается навстречу к вышедшему из сарая умирающему Дормеру и утешает его, говоря, что убийство Экхарта было случайным, а затем собирается выкинуть 9-миллиметровую гильзу, чтобы сохранить всё в секрете. Однако Дормер останавливает девушку, говоря ей не изменять своим принципам, и просит дать ему уснуть.
В ролях[править | править код]
Съёмочная группа[править | править код]
- Режиссёр: Кристофер Нолан
- Сценарист: Хиллари Сайц
- Оператор: Уолли Пфистер
- Композитор: Дэвид Джулиан
Факты[править | править код]
- У двух детективов, приехавших расследовать обстоятельства преступления, «говорящие» имена. Фамилия «Дормер» похожа на французское слово «спящий» (фр. dormeur). Имя Экхарта — «Хэп» в переводе с английского означает «удача» (англ. hap). В фильме Дормер будет страдать от бессонницы, а Экхарту не очень повезёт.
- На главную роль приглашали Харрисона Форда.
- Режиссёром картины «Бессонница» должен был стать Джонатан Демми, но в итоге фильм снял Кристофер Нолан.
- Первый (и пока единственный) фильм Кристофера Нолана, к которому сценарий писал не он.
Награды и номинации[править | править код]
- 2003 — две номинации на премию «Сатурн»: лучшая мужская роль второго плана (Робин Уильямс), лучший сценарий (Хиллари Сайц)
- 2003 — номинация на премию «Спутник» за лучший монтаж (Доди Дорн)
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Бессонница» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Источник
«ÐеÑÑоÌнниÑа» (ноÑв. Insomnia) â ноÑвежÑкий деÑекÑивнÑй ÑÑÐ¸Ð»Ð»ÐµÑ ÑежиÑÑÑÑа ÐÑика ШÑлÑдбÑеÑга о полиÑейÑком, ÑаÑÑледÑÑÑем ÑбийÑÑво в гоÑоде, ÑаÑположенном за ÐолÑÑнÑм кÑÑгом.
СÑжеÑ
РгоÑоде ТÑомÑÑ Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÐ½Ð¾ Ñело ÑбиÑой 17-леÑней девÑÑки Тани. Ðа ÑаÑÑледование дела из ÐÑло пÑибÑли два деÑекÑива ноÑвежÑкой кÑиминалÑной полиÑии â ÐÐ¾Ð½Ð°Ñ ÐнгÑÑÑÑм (СÑеллан СкаÑÑгаÑд), Ñанее ÑабоÑавÑий в ÑведÑкой полиÑии, и ÐÑик Ðик. ÐолиÑÐ¸Ñ Ð´Ð¾Ð¿ÑаÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð±Ð¾Ð¹ÑÑенда Тани ÐйлеÑÑа, но он говоÑиÑ, ÑÑо бÑл на веÑеÑинке, оÑкÑда Ð¢Ð°Ð½Ñ ÑÑла Ñ Ð´ÑÑгим мÑжÑиной. ÐÑкоÑе возле забÑоÑенного дома Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ ÑÑкзак Тани. ÐолиÑÐ¸Ñ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ð²Ð»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ñам заÑадÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ð¼Ð°ÑÑ ÑбийÑÑ, коÑоÑÑй ÑкоÑее вÑего веÑнÑÑÑÑ Ð·Ð° ÑÑкзаком, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ оÑÑавлÑÑÑ ÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñии. Ðднако опеÑаÑÐ¸Ñ Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½ÐµÑдаÑно: пÑеÑÑÑпник поÑвлÑеÑÑÑ, но ÑкÑÑваеÑÑÑ Ð² подземном Ñ Ð¾Ð´Ðµ внÑÑÑи дома, а заÑем вÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¸Ð· него возле Ñеки. Ðз-за ÑилÑного ÑÑмана ÐнгÑÑÑÑм ÑлÑÑайно ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ðика, дÑмаÑ, ÑÑо ÑÑÑелÑÐµÑ Ð² пÑеÑÑÑпника.
ÐеÑнÑвÑиÑÑ Ð² оÑделение полиÑии, ÐнгÑÑÑÑм ÑÑвеÑждаеÑ, ÑÑо Ðика Ñбил пÑеÑÑÑпник. Сам он ÑкÑÑваеÑ, ÑÑо бÑал на опеÑаÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑжие, коÑоÑое Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑалоÑÑ Ñо вÑемÑн ÑабоÑÑ Ð² ШвеÑии. Ðолее Ñого, он подменÑÐµÑ Ð¿ÑлÑ, коÑоÑÑÑ Ð¸Ð·Ð²Ð»ÐµÐºÐ»Ð¸ из Ñела Ðика. ÐÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑги Тани ÐнгÑÑÑÑм ÑзнаÑÑ, ÑÑо Ð¢Ð°Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑалаÑÑ Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелем Ðоном ХолÑÑом, поклонником ÑвоÑÑеÑÑва коÑоÑого она бÑла. ÐнгÑÑÑÑм ÑазÑÑÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¥Ð¾Ð»ÑÑа и обвинÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ в ÑбийÑÑве, и ÑÐ¾Ñ Ð¿ÑизнаÑÑÑÑ, Ñ Ð¾ÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ, ÑÑо Ñделал ÑÑо непÑеднамеÑенно в поÑÑве гнева. Ðднако ХолÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑ, ÑÑо видел, как ÐнгÑÑÑÑм Ñбил Ðика, и обеÑÐ°ÐµÑ ÑаÑкÑÑÑÑ ÑÑо полиÑии. ÐнгÑÑÑÑм договаÑиваеÑÑÑ Ñ Ð¥Ð¾Ð»ÑÑом, ÑÑо не вÑдаÑÑ ÐµÐ³Ð¾, еÑли ХолÑÑ Ð½Ðµ бÑÐ´ÐµÑ ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð¾Ð± ÑбийÑÑве Ðика. ХолÑÑа допÑаÑиваÑÑ Ð² полиÑии, но пÑоÑив него Ð½ÐµÑ Ñлик. ÐнгÑÑÑÑм подбÑаÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¸ÑÑÐ¾Ð»ÐµÑ ÐйлеÑÑÑ, коÑоÑого аÑеÑÑовÑваÑÑ. У ХилÑде Хаген, коллеги ÐнгÑÑÑÑма, возникаÑÑ ÑÐ¾Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑеÑÑноÑÑи ÐнгÑÑÑÑма и невиновноÑÑи ХолÑÑа, но Ñ Ð½ÐµÑ Ð½ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑелÑÑÑв.
ÐÑÑ ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ ÐнгÑÑÑÑм ÑÑÑÐ°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¾Ñ Ð±ÐµÑÑонниÑÑ, ÑÑÑгÑблÑÑÑейÑÑ Ð²Ð¸Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñми ÑбиÑого им Ðика. Хаген пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ ÑÑÑÑоиÑÑ Ð¾Ð±ÑÑк в кваÑÑиÑе ХолÑÑа, однако ÑÐ¾Ð¼Ñ ÑдаÑÑÑÑ ÑкÑÑÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾ до пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð° полиÑии. Ðо ÑоÑогÑаÑиÑм в кваÑÑиÑе ÐнгÑÑÑÑм понимаеÑ, кÑда ÑÐµÑ Ð°Ð» ХолÑÑ, и пÑÐ¸ÐµÐ·Ð¶Ð°ÐµÑ Ðº пÑÑÑÑнной бÑÑ Ñе, вокÑÑг коÑоÑой Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑазÑÑÑеннÑе деÑевÑннÑе ÑÑÑоениÑ. ХолÑÑ Ð¿ÑÑаеÑÑÑ ÑбиÑÑ ÐнгÑÑÑÑма, ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸ÐµÑ Ð°Ð» ÑбиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ñамого. Ð£Ð±ÐµÐ³Ð°Ñ Ð¾Ñ ÐнгÑÑÑÑма, ХолÑÑ Ð¿ÑоваливаеÑÑÑ ÑÐºÐ²Ð¾Ð·Ñ Ð´ÐµÑевÑннÑе моÑÑки и ÑонеÑ. ÐнгÑÑÑÑм обÑÑÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð³Ð¾ÑоднÑй дом ХолÑÑа и Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñам плаÑÑе Тани. Таким обÑазом, ХолÑÑ Ð¿Ñизнан ÑбийÑей и дело закÑÑваеÑÑÑ.
ÐеÑед оÑÑездом ÐнгÑÑÑÑма к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð² гоÑÑиниÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¥Ð°Ð³ÐµÐ½ и говоÑиÑ, ÑÑо наÑла на меÑÑе ÑбийÑÑва Ðика гилÑÐ·Ñ Ð¾Ñ Ð¿Ð¸ÑÑолеÑа Norma, иÑполÑзÑемого ÑведÑкой полиÑией. ÐиÑего не говоÑÑ ÐнгÑÑÑÑмÑ, она оÑдаÑÑ ÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¸Ð»ÑÐ·Ñ Ð¸ ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ.
Ð ÑолÑÑ
Ремейк
ÐмеÑиканÑкий Ñемейк ÑилÑма, дейÑÑвие в коÑоÑом бÑло пеÑенеÑено на ÐлÑÑкÑ, бÑл ÑнÑÑ Ð² 2002 Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐÑиÑÑоÑеÑом Ðоланом.
СÑÑлки
Источник
Средняя оценка: 1997. Норвегия. 96 минут. Жанр: детектив / нуар / триллер. Режиссер: В главных ролях: Стеллан Скарсгард. Интересные факты о фильме: Это дебютный фильм Эрика Скъюлдбьерга, известного постановкой «Нации прозака» 2001 года. Это также дебютный сценарий известного норвежского писателя Николая Фробениуса, автора знаменитых «Каталога Латура» и «Застенчивого порнографа». В 2002 году в США вышел римейк этого фильма, снятый Кристофером Ноланом с Алем Пачино, Робином Уильямсом и Хилари Свонк в главных ролях. Оба фильма называются одинаково — Insomnia. Версия для печати Купить лицензионный диск на Ozon.ru. |
Дмитрий Савочкин:
Преступление и наказание по-новонорвежски
Фильм Эрика Скъюлбьерга «Бессонница» — удивительная картина. Не потому, что Скъюлбьергу (вы не обидитесь, если я дальше буду запанибратски называть его «Эрик»? Очень уж трудно набирать его фамилию…) удалось сделать какое-то заоблачное зрелище, или, там, показать невероятные философские глубины, нет. Просто Эрик, будучи, вероятно, последователем Тарковского, умудрился изящно совместить в своей картине несовместимое: он сделал фильм в жанре «бытовушного символизма».
После бодрого вступления (немного неожиданного и изящного, и сами авторы, понимая, что оно режется с остальной картиной, весь фильм дальше стебутся над этими «вымытыми волосами») следуют пресные будни скандинавской полиции. Начиная с первого кадра в самолёте мы понимаем, что нас сейчас будут потчевать телевизионной любительщиной. Да и антураж под стать: заброшенный городок на самом севере Норвегии (из тех, где разговаривают на Нюношке), за полярный кругом. Пара каких-то заводов. Рыболовецкие артели (или как они там называются в Норвегии?). Школа. В школе учатся дети — типичные местечковые задроты, они во всех странах одинаковые. И вот одну такую детку кто-то убил. Всё как-то буднично, тускло, очень знакомо почему-то, хотя я в Норвегии никогда не был, и даже не подозревал, насколько провинциальная Норвегия похожа на провинциальную Украину. На фоне этого болота главный герой — мужественный шведский полицейский — очень выделяется. Во-первых, он говорит по-шведски, или, если нужно, то по-букмольски, но уж точно не по-нюношски (поэтому половина персонажей фильма его вообще не понимает). Во-вторых, у него с собой пистолет (тссс, никому не говорите), и вообще он крутой перец с яйцами. Он носится по всему городку, как электровеник, и раздаёт деревенщине бодрые команды, типа — сидеть здесь, смотреть сюда! Естественно, все бабы в городке мгновенно на него западают, и хотят от него детей, ну или хотя бы аборт. И вот нашему бравому пацану улыбается удача: он находит зацепку, которая может помочь наебать преступника, и схватить его с поличным. Они устраивают засаду, и почти ловят его, но из-за этой поганой местной деревенщины преступнику удаётся сбежать. Бросившись за ним в погоню, наш герой попадает в дикий туман, чего-то спотыкается, падает, а потом видит перед собой тень, и стреляет в неё. И оказывается, что он убил своего напарника.
В дикой прострации он возвращается в участок, и говорит: «я увидел тень, и выстрелил». «Ага», говорят ему, «вы выстрелили в преступника, а он убил вашего напарника. И что дальше?» И тут у нашего бравого парня появляется надежда. Надежда, что не всё потеряно. Надежда, что он выберется из этого дерьма без потерь, и практически ничего плохого не сделав. Ведь его напарник не вернётся к жизни, если он во всём сознается?
И с этого момента в фильме словно ПРОЯВЛЯЕТСЯ второй пласт, как на фотобумаге, когда кладёшь её в проявитель. Картина вдруг оказывается насыщенной самыми разными символами, и всё, буквально каждый бытовушный элемент, от бродячей собаки до ебущихся школьников, оказывается вдруг аллегорией какой-то части мировоззрения героя. Мы видим пустынную мусорную свалку, и понимаем, что это — внутренний мир персонажа. Мы видим слепых котят — и понимаем, что это забитое и запуганное эго героя. Но главный, доминирующий символ — это луч света, настойчиво пробивающийся к нему. И ты не можешь скрыться от этого света ни днём, ни ночью. Ты не можешь спрятаться от этого света ни за толстыми стенами, ни за шторами, приклеенными к подоконнику скотчем, ни за покрывалом, повешенным на окно. Свет проделает дырку в покрывале. Потому что это — СВЕТ ПРАВДЫ.
А потом вдруг появляется и главный плохой — убийца, и мы понимаем, что окончательно запутались. Потому что оказывается, что это обычный мужик, более того — интеллигент, писатель. И убил он чувиху не специально, и вообще не собирался ничего такого делать. Просто она хотела ебаться, он снял штаны, а у него не встал хуй. Представляете себе такую оказию? А девка взяла, да и заржала в голос. И он её ёбнул. Знаете что? Я бы тоже её ёбнул на его месте. Вот только она взяла и окочурилась. Ну а он уже — не будь дураком — стал заметать следы и мыть ей волосы. (Тут есть ещё один забавный пласт — писатель и убийство, книжное и настоящее, причём судя по тому, как полноценно этот пласт раскрыт в фильме — особенно по сравнению с нолановский римейком — кажется, что Фробениус сначала хотел написать сценарий именно об этом, а потом уже добавил сюда детектива и карающий луч света). То есть, убийца-то на самом деле ничуть не более плохой человек, чем главный герой. Уж всяко не такой озлобленно-помешанный. Но убийца. И что теперь делать?
Норвежцы, по сути дела, изобразили перед нами иллюстрацию к старой сентенции о том, что преступник может иногда избежать наказания, но никогда — страха перед ним. Главный герой может уехать из заполярья, туда, где бывает нормальная, человеческая ночь. Или может заехать в какой-нибудь автомобильный туннель. Но только ведь луч света никуда не денется. Потому что этот свет идёт изнутри его. Он идёт из его глаз.
Источник