Бессонница гомер о чем

Бессонница гомер о чем thumbnail

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.

Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….

История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).

Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры«сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».

Эпитеты«тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,

Сравнение«как журавлиный клин… куда плывете вы».

История создания

Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.

Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.

Тема

Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.

Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.

В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.

Композиция

Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.7. Всего получено оценок: 35.

Источник

Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Предпосылки написания стихотворения

Осип Мандельштам учился на историко-филологическом факультете, но учебу не завершил. Тем не менее этот период остался в его памяти навсегда и в дальнейшем отразился в его творчестве. Студенты факультета полностью изучали «Илиаду», которая впоследствии стала основой для создания стихотворения.

 Мандельштам в молодости

Еще во время учебы Мандельштам увлекся поэзией, и однажды его творения были замечены известными писателями. В 1915 году Мандельштам был в гостях у М. Волошина в Коктебеле, и именно здесь он создал анализируемое стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Друзья и родные писателя, всегда находившиеся рядом, говорили, что на написание произведения его натолкнул обломок старинного судна, который он увидел, находясь в гостях.

Античная литература в те времена повлияла на многих знаменитых поэтов. Осип Мандельштам использовал этот жанр, для того чтобы помочь читателям понять, что такое вечная любовь. Например, в одном из своих поэтических творений он использует образ Кассандры — троянской прорицательницы. Это стихотворение было посвящено Анне Ахматовой.

Жанр произведения

Автор описывает экзистенциальные проблемы, поэтому по жанру стихотворение считается элегией. Чтобы тема была полностью раскрыта и понятна каждому читателю, поэт использует различные средства выразительности, такие как:

  • метафоры;
  • эпитеты;
  • сравнения.

Жанр стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Поэт не использует выдуманных образов и заумных фраз. Последние строки содержат описание сильного ветра и шторма, это говорит о неравнодушном отношении автора к морю.

Тема и проблематика

Произведение написано от первого лица, и по этой причине при анализе стиха «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» читатель может с легкостью следить за ходом мыслей лирика. Первый катрен развивает завязку сюжетной линии, начинающийся с того что у героя Мандельштама бессонница. Анализ стихотворения говорит о факте, связанным с учебой поэта: студенты его факультета считали, что от бессонницы помогает чтение списка кораблей.

Читает произведение Мандельштама

Поэтому герой, который не смог погрузиться в сон, обратился к этому средству. Он начинает представлять «сей длинный выводок, сей журавлиный поезд, стремящийся в даль». На самом деле в воображении лирика это состав из кораблей, которые плывут по бушующему морю.

После того как он достиг середины, начались размышления о причинах возникновения Троянской войны. Он считал, что «ахейские мужи» воевали не за саму Трою, а сердце прекрасной Елены.

В последней части поэт выражает уверенность в том, что «все движется любовью». Он бы дальше размышлял об этом, но прерывается, потому что не знает ответы на большинство вопросов, но, как показывает анализ, у Мандельштама в «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» риторические вопросы дают возможность задуматься каждому читателю, о чем размышлял сам автор.

Композиция состоит из монолога и рассуждений самого героя и делится на три основные части:

  1. Рассказ о бессоннице и неспокойных ночах.
  2. Обращение к «ахейским мужам».
  3. Мысли о прекрасном чувстве.

Произведение Мандельштама написано в трех катренах, которые соответствуют смысловой структуре всего текста.

У этого произведения есть общие черты со стихотворением Николая Языкова «Бессонница». Оба поэта пытаются через свои творения рассказать, что любовь может сподвигнуть человека на любой необдуманный поступок. Мандельштам доказывает, что миром правит любовь и все, что происходит на планете, связано только с ней. Это произведение благодаря поднятым в нем философским вопросам стало очень популярным у читателей, текст послужил основой для песни, стихотворение нередко читают с большой сцены.

Читайте также:  Сериал бессонница скачать через торрент

Источник

Автор Маргарита Малиновская На чтение 4 мин. Опубликовано 30.03.2020

Разные поэты обращались к античной культуре в своем творчестве. Не стал исключением Осип Мандельштам. Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» позволяет узнать не только историю Троянской войны, но и почувствовать силу любви. Интересно то, что от мифологического сюжета автор переходит к размышлениям над своим будущим.

История создания

Стих был написан в 1915 году. В это время Мандельштам находился в Коктебеле. До этого поэт учился в университете на историко-филологическом факультете романо-германского отделения. Он так и не закончил обучение, но он успел проникнуться античной литературой.

Студенты-филологи читали «Илиаду» полностью. Интересно, что среди учащихся ходила шутка: перечисление названий кораблей из поэмы гарантировано помогало от бессонницы.

Будучи студентом, Мандельштам решил посвятить себя поэзии. Стих «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» он написал во время отдыха на даче у Волошина. Друзья поэта утверждали, что на создание произведения Осипа вдохновил увиденный обломок старинного корабля.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания, что лирического героя мучает бессонница. Он недолго промучился и нашел выход: прочел список кораблей из поэмы Гомера «Илиада». Суден было очень много и пока он их вспоминал, представлял корабли чем-то вроде поезда или журавлиного клина.

Троянская война

Постепенно его мысли переключились на Троянскую войну. Люди отправились в другие страны для завоевания и покорения земель. Он упоминает пену на голове царей и это отсылка к появлению Афродиты. Она появляется именно из пены и символизирует любовь.

Ахейцами двигало не стремление завоевывать. Они хотели получить Троянскую Елену. Именно из-за женщины разгорелась война, умерло много людей. В последнем катрене лирический герой противопоставляет море и Гомера. Что бы человек не делал, он не сможет отказаться от душевных мук, ведь все в мире движимо любовью. Шум моря вернул героя в реальность, где он лежит в кровати и перечисляет названия кораблей.

Стихотворение выражает одну главную мысль — ради любви люди отправились на войну. Они не испугались умереть и не побоялись отправиться к чужим землям.

Лирический герой не понимал кого ему слушать — Гомера или море. Любовь подчиняла даже стихию. Биение волн можно сравнить со стуком сердца.

Художественные приемы

Стих написан в жанре элегия и на это указывает то, что автор размышляет над экзистенциальной проблемой. В тексте чувствуется свойственная лирическому герою сосредоточенность — именно это является чертой работ Мандельштама. Стихотворение написано шестистопным ямбом.

В композиции текста можно выделить несколько частей:

  1. Описание бессонницы.
  2. Обращение к Гомеру.
  3. Размышления о любви.

Стих имеет форму монолога лирического героя. В тексте можно найти множество риторических вопросов. Они отражают размышления и смятение автора. При написании стихотворения Мандельштам использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт называет паруса тугими, пену божественной, море черным;
  • метафоры — автор описывает вереницу кораблей, как поезд и журавлиную стаю;
  • сравнение — Мандельштам сравнивает судна с клином журавлиным.

Стих «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

​Стихотворение написано простым языком, но от этого оно не становится менее прекрасным.

Центральная тема произведения — великая роль любви. Поэт сделал предположение, что люди сражались не для захвата Трои, а ради Елены, супруги царя. Она считалась прекраснейшей из женщин.

В стихотворении герой пытается найти ответ на вопрос: правда ли любовь способна управлять всем в мире. Поэт воспринимает это чувство как нечто жертвенное и кровожадное. Ради нее нужно положить на алтарь все. Именно так произошло с ахейскими мужами. Стихия уничтожала корабли, люди умирали на войне. Все ради одного великого чувства любви.

Герой словно удивляется тому, как ради отношений разные народы отдавали свои жизни. Сам Мандельштам не готов положить все на алтарь. Но у него есть почва для размышлений.

В конце стихотворения автор делает главный вывод — все в мире движимо любовью. Но на многие вопросы у поэта пока нет ответа, поэтому ему только и остается, что мучиться бессонницей и считать корабли.

Источник

Бессонница гомер о чем

* * *

Áåññîííèöà. Ãîìåð. Òóãèå ïàðóñà.
ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:
Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,
×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.

Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè,-
Íà ãîëîâàõ öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà,-
Êóäà ïëûâåòå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,
×òî Òðîÿ âàì îäíà, àõåéñêèå ìóæè?

È ìîðå, è Ãîìåð — âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ.
Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò Ãîìåð ìîë÷èò,
È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò
È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäõîäèò ê èçãîëîâüþ.

1915

Ñåðåáðÿíûé âåê. Ïåòåðáóðãñêàÿ ïîýçèÿ
êîíöà XIX-íà÷àëà XX â.
Ëåíèíãðàä: Ëåíèçäàò, 1991.

È.À. Åñàóëîâ

×ÈÒÀÒÅËÜÑÊÎÅ ÑÂÎÅÂÎËÈÅ ÈËÈ ÄÈÀËÎà ÑÎÃËÀÑÈß?

(Ïðî÷òåíèå «Èëèàäû» Îñèïîì Ìàíäåëüøòàìîì) *

Íàïîìíèì òåêñò èçâåñòíåéøåãî ñòèõîòâîðåíèÿ Ìàíäåëüøòàìà, ïîïûòêè èñòîëêîâàíèÿ êîòîðîãî óæå äâàæäû ïðåäïðèíèìàëèñü íàìè Ëåéò . Êàæäûé ðàç ýòîò òåêñò ñòàâèëñÿ â íåñêîëüêî èíîé êîíòåêñò ïîíèìàíèÿ, ÷òî áóäåò îñóùåñòâëåíî çàíîâî è â ïðåäëàãàåìîì íèæå âàðèàíòå.

Áåññîííèöà. Ãîìåð. Òóãèå ïàðóñà.

ß ñïèñîê êîðàáëåé ïðî÷åë äî ñåðåäèíû:

Ñåé äëèííûé âûâîäîê, ñåé ïîåçä æóðàâëèíûé,

×òî íàä Ýëëàäîþ êîãäà-òî ïîäíÿëñÿ.

Êàê æóðàâëèíûé êëèí â ÷óæèå ðóáåæè –

Íà ãîëîâàõ öàðåé áîæåñòâåííàÿ ïåíà –

Êóäà ïëûâ¸òå âû? Êîãäà áû íå Åëåíà,

×òî Òðîÿ âàì, îäíà, àõåéñêèå ìóæè?

È ìîðå, è Ãîìåð – âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ.

Êîãî æå ñëóøàòü ìíå? È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò,

È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò

È ñ òÿæêèì ãðîõîòîì ïîäõîäèò ê èçãîëîâüþ Ìàëüâèíà .

Ïðèâåäåííûé òåêñò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ íå ÷òî èíîå, êàê ïîýòè÷åñêóþ ðåöåïöèþ ãîìåðîâñêîé ýïîïåè. Óæå â ïåðâîé ñòðîêå çàÿâëåíî îñîáîå âçàèìîäåéñòâèå «ñâîåãî», ÷èòàòåëüñêîãî è «÷óæîãî», àâòîðñêîãî; åñëè «Áåññîííèöà» — ýòî «ñâîå», íàñòîÿùåå, æèçíåííîå, ñâèäåòåëüñòâóþùåå î ïðåáûâàíèè «çäåñü è ñåé÷àñ» ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ, òîìèìîãî áåññîííèöåé, òî çà ñëîâîì «Ãîìåð» ìåðöàåò «÷óæîå», ïðîøëîå, êíèæíîå. Êðàéíå âàæíà íåðàñïðîñòðàíåííîñòü ïðåäëîæåíèé, ãðàíèöû êîòîðûõ â äàííîì ñëó÷àå ñîâïàäàþò ñ îòäåëüíûìè ðàññìîòðåííûìè íàìè ñëîâàìè: ÷èòàòåëüñêîå è àâòîðñêîå ïîêà åùå íàõîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè íåêîòîðîé èçîëèðîâàííîñòè äðóã îò äðóãà, ïðåîäîëåíèå êîòîðîé ëèøü óãàäûâàåòñÿ â ìàíäåëüøòàìîâñêîì çàâåðøåíèè ñòðîêè, ãäå ïðèëàãàòåëüíîå óæå ñàìèì ôàêòîì ñâîåãî ïîÿâëåíèÿ â òåêñòå íåñêîëüêî ðàçìûêàåò ïðåæíþþ èçîëèðîâàííîñòü äâóõ ïðåäûäóùèõ íàçûâíûõ ïðåäëîæåíèé, ñîñòîÿùèõ èç îäíîãî-åäèíñòâåííîãî ñëîâà. Îäíàêî âòîðîå ïðåäëîæåíèå, íàðÿäó ñ ýòèì, ÿâëÿåòñÿ è ñâîåãî ðîäà ïîñðåäíèêîì ìåæäó àêòóàëüíûì ÷èòàòåëüñêèì ñîñòîÿíèåì è îòíîñÿùèìñÿ óæå ê õóäîæåñòâåííîìó ìèðó Ãîìåðà, à ñòàëî áûòü, ïðèíàäëåæàùèìè ãîìåðîâñêîé æå êíèæíîñòè «òóãèìè ïàðóñàìè». Òî÷íåå æå ãîâîðÿ, ýòè «òóãèå Äâåñòè Øåñòüäåñÿò ïàðóñà», âîçíèêøèå â âîîáðàæåíèè ÷èòàòåëÿ, ðàâíûì îáðàçîì ïðèíàäëåæàò è ìèðó ãîìåðîâñêèõ ãåðîåâ è ìèðó ìó÷èìîãî áåññîííèöåé ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ Ìàíäåëüøòàìà. Îíè, êîíå÷íî, íàõîäÿòñÿ «ìåæäó» òåêñòîì Ãîìåðà è ñîçíàíèåì ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ÷èòàòåëÿ. Îäíàêî åñëè äëÿ ïîñëåäíåãî ýòî ëèøü «âòîðàÿ» ðåàëüíîñòü, ñâîåãî ðîäà êíèæíàÿ èëëþçèÿ è «êàæèìîñòü», «äðóãàÿ æèçíü», òî äëÿ ãåðîåâ Ãîìåðà ìèð «òóãèõ ïàðóñîâ» — ýòî èìåííî æèçíåííàÿ (íî èõ æèçíåííàÿ) ñôåðà, èõ åäèíñòâåííîå è âå÷íîå íàñòîÿùåå. Âìåñòå ñ òåì, äëÿ òîãî, ÷òîáû ìåæåóìî÷íîå «ìåæäó» âïîëíå ðåàëèçîâàëîñü è ïîëó÷èëî õàðàêòåðíóþ äëÿ ýòîãî ïðîèçâåäåíèÿ íàïðÿæåííî-àêòèâíóþ ôîðìó ïðèñóòñòâèÿ (îòñþäà «Òóãèå ïàðóñà»), íåîáõîäèìà îñîáàÿ âñòðå÷à «ñâîåãî» è «÷óæîãî». Ñîáñòâåííî, ïîñëåäíåå ïðåäëîæåíèå ñòðîêè è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ ïîêà åùå ïðåäâàðèòåëüíóþ ðåçóëüòèðóþùóþ ïðåäïîëàãàåìîé ýñòåòè÷åñêîé âñòðå÷è: èìåííî ïîýòîìó ýòîò ñâîåîáðàçíûé èòîã è íàõîäèòñÿ â êîíöå ñòðîêè, à íå áóêâàëüíî «ìåæäó» ÷èòàòåëüñêîé è àâòîðñêîé ñôåðàìè ïðèñóòñòâèÿ.

Читайте также:  У меня бессонница стихи прикольные

Çíàìåíèòûé «ñïèñîê êîðàáëåé» îñìûñëÿåòñÿ åãî òîëêîâàòåëåì ïîî÷åðåäíî êàê «äëèííûé âûâîäîê», «ïîåçä æóðàâëèíûé», «æóðàâëèíûé êëèí».  ýòîì èñòîëêîâàíèè ñîåäèíÿåòñÿ íå òîëüêî êíèæíîå è æèçíåííîå, íî ÷åëîâå÷åñêîå è ïðèðîäíîå. Íà÷àëüíîå «ïòè÷üå» ñðàâíåíèå ñ «âûâîäêîì» çàòåì óòî÷íÿòñÿ ÷åðåç ñîîòíåñåíèå ñ ÷åëîâå÷åñêèì («ïîåçä»), ÷òîáû çàòåì çàâåðøèòüñÿ «ïòè÷üèì» óïîäîáëåíèåì.  ðåçóëüòàòå íåïîâòîðèìîå ñîáûòèå ÷åëîâå÷åñêîé èñòîðèè – ïîõîä íà Òðîþ, îêàçûâàåòñÿ, èìååò íå òîëüêî «÷åëîâå÷åñêèå» àíàëîãè, íî è ïðèðîäíûå: åæåãîäíî ïîâòîðÿþùèåñÿ ñåçîííûå ìèãðàöèè æóðàâëåé, òàê æå äâèæèìûå «ëþáîâüþ» («âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ»), êàê è ïîõîä ãðåêîâ.

Õîòÿ èñòîðè÷åñêîå âðåìÿ ïîõîäà àõåéöåâ íåîáðàòèìî îñòàëîñü â ïðîøëîì, îí ìîæåò áûòü îñìûñëåí è ïîíÿò ìàíäåëüøòàìîâñêèì òîëêîâàòåëåì êàê ñóùåñòâåííî âàæíûé èìåííî äëÿ åãî æèçíè, à íå òîëüêî êàê îäèí èç çâåíüåâ ëèíåéíîé èñòîðèè, ïîñðåäñòâîì ïîìåùåíèÿ â èíîé (íå ëèíåéíûé) êîíòåêñò âîñïðèÿòèÿ: ýòî èñòîðè÷åñêîå ñîáûòèå ñîïîñòàâëåíî è îñîçíàíî íàñòîé÷èâûì óïîäîáëåíèåì åãî ñ ïðèðîäíûì ÿâëåíèåì: æóðàâëèíûì êëèíîì, òî åñòü òåì, ÷òî áûëî è äî ïîõîäà, è âî âðåìÿ ïîõîäà, è ïîñëå íåãî.

Äëÿ Ãîìåðà ïîõîä àõåéöåâ «â ÷óæèå ðóáåæè» çíà÷èì è ñóùåñòâåíåí èìåííî åãî óíèêàëüíîñòüþ è ïðèíöèïèàëüíîé íåâîñïðîèçâîäèìîñòüþ: ýòî òî, ÷òî íè íà ÷òî íå ïîõîæå. Åãî ýïè÷åñêîå âåëè÷èå, ñ ýòîé ïîçèöèè, íåêîëåáèìî è óñòîé÷èâî, ñêîëüêî áû íå ïðîøëî âåêîâ ñî âðåìåíè Òðîÿíñêîé âîéíû. Ñ ýòîé «ýïè÷åñêîé» òî÷êè çðåíèÿ, çíà÷èòåëüíî (è äîñòîéíî òîãî, ÷òîáû îñòàòüñÿ â ïàìÿòè ïîòîìêîâ) ëèøü òî, ÷òî óíèêàëüíî è íåâîñïðîèçâîäèìî: âñå îñòàëüíîå æå òåðÿåò ïðèâèëåãèþ ïåðåæèòü âåêà è íå ñòîèò òîãî, ÷òîáû åãî îïèñûâàòü. Ýòî «îñòàëüíîå» ñëîâíî áû íå ñóùåñòâóåò äëÿ ýïè÷åñêîãî ñîçíàíèÿ (êàê äëÿ ðóññêîãî ëåòîïèñöà èìåëèñü òàêèå ãîäû, â êîòîðûõ «íå áûëî íè÷åãî»). Îòòîãî Ãîìåð, ñàì óæå îòäåëåííûé îò âðåìåíè ýòîãî ïîõîäà ýïè÷åñêîé äèñòàíöèåé, è îáðàùàåòñÿ èìåííî ê ýòîìó èñòîðè÷åñêîìó ñîáûòèþ, îòòîãî îí è ïûòàåòñÿ â ñâîåì îïèñàíèè ãåðîåâ «ðåêîíñòðóèðîâàòü» òå èëè èíûå «òî÷íûå» äåòàëè, îòíîñÿùèåñÿ ê ó÷àñòíèêàì è ãåðîÿì âîéíû ñ Òðîåé.

Îòñþäà çíàìåíèòîå îïèñàíèå êîðàáëåé, èõ ïåðå÷åíü («ñïèñîê»), êîòîðûé, ïî ñëîâàì È.Ô. Àííåíñêîãî, «áûë íàñòîÿùåé ïîýçèåé, ïîêà îí âíóøàë (âûäåëåíî àâòîðîì. – È.Å.» Àëèñà . Ýòîò «ñïèñîê» ÿâëÿåòñÿ ñëîâîì Ãîìåðà, îòïðàâëåííîì èì ïîòîìêàì. Êàê ñïðàâåäëèâî çàìå÷àåò ðóññêèé ïîýò è ïðåêðàñíûé çíàòîê àíòè÷íîñòè, «èìåíà íàâàðõîâ, ïëûâøèõ ïîä Èëèîí, òåïåðü óæå íè÷åãî íå ãîâîðÿùèå, ñàìûå çâóêè ýòèõ èìåí, íàâñåãäà óìîëêøèå è ïîãèáøèå, â òîðæåñòâåííîì êàäàíñå ñòðîê, òîæå áîëåå äëÿ íàñ íå ïîíÿòíîì, âëåêëè çà ñîáîé â âîñïîìèíàíèÿõ äðåâíåãî Ýëëèíà æèâûå öåïè öâåòóùèõ ëåãåíä, êîòîðûå â íàøè äíè ñòàëè ïîáëåêøèì äîñòîÿíèåì ñèíèõ ñëîâàðåé, íàïå÷àòàííûõ â Ëåéïöèãå. ×òî æå ìóäðåíîãî, åñëè íåêîãäà äàæå ñèìâîëû èìåí (âûäåëåíî àâòîðîì. – È.Å.) ïîä ìóçûêó ñòèõà âûçûâàëè ó ñëóøàòåëåé öåëûé ìèð îùóùåíèé è âîñïîìèíàíèé, ãäå êëèêè áèòâû ìåøàëèñü ñî çâîíîì ñëàâû, à áëåñê çîëîòûõ äîñïåõîâ è ïóðïóðîâûõ ïàðóñîâ ñ øóìîì òåìíûõ ýãåéñêèõ âîëí» .

Ïî÷åìó çíàìåíèòûé «ñïèñîê êîðàáëåé» ïðî÷òåí ëèøü «äî ñåðåäèíû»? Îòòîãî ëè, ÷òî ñîâðåìåííîìó ÷èòàòåëþ ýòîò «ïåðå÷åíü… êàæåòñÿ…äîâîëüíî ñêó÷íûì» Íýò , èáî íàâåêè ïîòåðÿí êóëüòóðíûé êîä, à áåç íåãî íåâîçìîæíî àäåêâàòíî ïîíÿòü ýòî ñëîâî Ãîìåðà? Åñëè òàêîå ïðåäïîëîæåíèå ïðàâèëüíî, òî âåêòîð ïðî÷òåíèÿ ìàíäåëüøòàìîâñêîãî òåêñòà ìîæåò áûòü òàêèì: èçíà÷àëüíàÿ «áåññîííèöà» ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ òàê «ïðåîäîëåíà» ãîìåðîâñêèì êàòàëîãîì, ÷òî ïðè åãî ÷òåíèè íà ñåðåäèíå ýòîãî áåñêîíå÷íîãî è ñêó÷íîãî ïåðå÷íÿ ãåðîé, íàêîíåö, çàñûïàåò. Âñå îñòàëüíîå ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ îáëàñòü ñíà, ãäå ïåðåìåøèâàþòñÿ ðåàëèè «Èëèàäû» è çâóêè ìîðÿ, ïîäñòóïàþùåãî «ê èçãîëîâüþ» çàñíóâøåãî ÷èòàòåëÿ…

Îäíàêî áîëåå àäåêâàòíûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ èíîå ïîíèìàíèå. Âîçâðàùàÿñü ê èñòîëêîâàíèþ ñìûñëà «ïòè÷üåãî» ñðàâíåíèÿ ñïèñêà êîðàáëåé ñ æóðàâëèíûì êëèíîì, çàìåòèì, ÷òî è ñàì ãîìåðîâñêèé ãåêçàìåòð, êîòîðûì íàïèñàíà «Èëèàäà», òàêæå íàïîìèíàåò ñâîåãî ðîäà «êëèí»: ïîâûøåíèå òîíà çàâåðøàåòñÿ öåçóðîé ïîñëå òðåòüåé ñòîïû, à çàòåì ñëåäóåò åãî ïîíèæåíèå. Ñóùåñòâîâàëè è ïðåäàíèÿ î ïðîèñõîæäåíèè ãåêçàìåòðà êàê çâóêîïîäðàæàíèÿ øóìó íàáåãàþùèõ è îòêàòûâàþùèõñÿ îò áåðåãà ìîðñêèõ âîëí. Èç ýòîãî ñëåäóåò, ÷òî ñïèñîê êîðàáëåé (òåêñò Ãîìåðà), øóì ìîðÿ è æóðàâëèíûé êëèí èìåþò îáùóþ âíóòðåííþþ ñòðóêòóðó Ñòàíèñëàâ Êîçëîâ , êîòîðàÿ àêòóàëèçèðîâàíà â ðàññìàòðèâàåìîì ïðîèçâåäåíèè . Åñëè ýòî òàê, òî «çåðêàëüíûé» ïîâòîð ïåðâîé ÷àñòè ýòîé ñòðóêòóðû åå âòîðûì êîìïîíåíòîì (áóäü òî îòêàòûâàþùàÿñÿ âîëíà, âòîðàÿ ïîëîâèíà æóðàâëèíîãî êëèíà, ëèáî æå âòîðîå ïîëóñòèøèå ãåêçàìåòðà ïîñëå öåçóðû) ïîçâîëÿåò íàáëþäàòåëþ «óãàäàòü» ýòîò ïîâòîð (è ñàìó íåîáõîäèìîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ ýòîãî ïîâòîðà) – áåç åãî íåïîñðåäñòâåííîãî îáÿçàòåëüíîãî ñîçåðöàíèÿ, â÷èòûâàíèÿ èëè âñëóøèâàíèÿ – óæå ïîñëå çíàêîìñòâà ñ ïåðâîé ÷àñòüþ ýòîé äâó÷ëåííîé ñòðóêòóðû.

Åñëè «ñïèñîê êîðàáëåé» ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äåéñòâèòåëüíî îáðàùåííîå ê íàì, êàê ê ÷èòàòåëÿì, ñëîâî Ãîìåðà, òî ìàíäåëüøòàìîâñêèé ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâøèé ýòîò ñïèñîê «äî ñåðåäèíû», à çàòåì èñòîëêîâûâàþùèé Ãîìåðà â ñîáñòâåííîì êîíòåêñòå âîñïðèÿòèÿ, ìîæíî ñêàçàòü, ïîíèìàåò åãî ñ ïîëóñëîâà: òàê ïî îäíîé ïîëîâèíå âèäèìîãî íàáëþäàòåëþ æóðàâëèíîãî êëèíà ìîæíî áåç òðóäà âîññòàíîâèòü, «óãàäàòü» äðóãóþ åãî ïîëîâèíó, äàæå íå âèäÿ åå íåïîñðåäñòâåííî. Äîñòàòî÷íî ëèøü çíàòü (ïîíÿòü), ÷òî ýòî èìåííî æóðàâëèíàÿ ñòàÿ.

Êîíå÷íî æå, â òàêîì ñëó÷àå âîçíèêàåò ïðîáëåìà àäåêâàòíîñòè ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ïðî÷òåíèÿ ãåðîè÷åñêîé êàê-íèêàê ýïîïåè Ãîìåðà â çàäàííîì êîíòåêñòå. Ñòóäåíò, íå äî÷èòàâøèé äî êîíöà íå òîëüêî «Èëèàäó», íî è äàæå «ñïèñîê êîðàáëåé», à çàòåì, â ñóùíîñòè, óòâåðæäàþùèé, ÷òî ïåðåä íàìè ïîýìà «î ëþáâè» (âî âñÿêîì ñëó÷àå, «äâèæèìàÿ» ëþáîâüþ êàê ïåðâîïðè÷èíîé), âðÿä ëè ìîæåò ðàññ÷èòûâàòü íà óäîâëåòâîðèòåëüíóþ îöåíêó ó ïðîôåññîðà-àíòè÷íèêà… Â ñàìîì äåëå, «ñîãëàñèëñÿ» ëè áû ñîçäàòåëü ýïîïåè ñ òåì, ÷òî Åëåíà («Êîãäà áû íå Åëåíà») äåéñòâèòåëüíàÿ ïðè÷èíà (à íå ïîâîä) äëÿ èñòîðè÷åñêîãî ïîõîäà, áåç êîòîðîãî ÿêîáû îáåññìûñëèâàåòñÿ è çàâîåâàíèå Òðîè («÷òî Òðîÿ âàì îäíà, àõåéñêèå ìóæè»)?

Íå ïðèâîäèò ëè ïîäîáíîå «ñâîåâîëüíîå» ïðî÷òåíèå, êàê áóäòî ïðåäâîñõèùàþùåå ïîçäíåéøèå ïîñòìîäåðíèñòñêèå ýêñòðàâàãàíòíûå òîëêîâàíèÿ êëàññè÷åñêèõ òåêñòîâ, ê ìîë÷àíèþ ïîòðÿñåííîãî àâòîðà, ñëîâíî îáèæåííîãî íà íåäî÷èòàâøåãî åãî «ñïèñîê» ïîòîìêà, â èòîãîâîé òðåòüåé ñòðîôå («È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò»)? Íå ñëó÷àåí çäåñü è «ïðîâîêàòèâíûé» âîïðîñ ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ÷èòàòåëÿ, îáðàùåííûé ê ãîìåðîâñêèì ãåðîÿì è ïðåäïîëàãàþùèé ðàñïîäîáëåíèå àâòîðñêèõ äåêëàðàöèé, ñîâïàäàþùèõ ñ óáåæäåíèÿìè «öàðåé», è íåêîé ïîòàåííîé – è äëÿ ñîçíàíèÿ ñàìèõ ãåðîåâ è èõ àâòîðà! — öåëè: «Êóäà (ò.å. íà ñàìîì äåëå êóäà è çà÷åì. – È.Å.) ïëûâåòå âû?» Êàæåòñÿ, ÷òî ðàâíîïðàâèå êíèæíîãî è ïðèðîäíîãî âñëåäñòâèå ýòîãî ÷èòàòåëüñêîãî «íåäîâåðèÿ» íàðóøàåòñÿ: øóìÿùåå «ìîðå ÷åðíîå» ñëîâíî áû âîçíîñèòñÿ íàä ãîìåðîâñêîé êíèæíîñòüþ.

Читайте также:  Домашнее народное средство от бессонницы

Íà ñàìîì æå äåëå ýòî íå òàê. Óæå ñêàçàâøåãî ñâîå ñëîâî, ñîãëàñíî ðàññìàòðèâàåìîé ðåöåïòèâíîé ëîãèêå, Ãîìåðà ñìåíÿåò ñëîâî ìîðÿ, åäèíîñóùíîå, êàê ìû óæå íàìåêíóëè, ãåðîè÷åñêèì ãåêçàìåòðàì «Èëèàäû». Îêàçûâàåòñÿ, ÷òî ýòî èìåííî ïðîäîëæåíèå ãîìåðîâñêîãî âûñêàçûâàíèÿ (òàê ñêàçàòü, âòîðàÿ – ïîñëå öåçóðû — ïîëîâèíà ñòðîêè ãåêçàìåòðà), à íå îïðîâåðæåíèå åãî. Ïðèðîäíàÿ «âå÷íîñòü» «ñëîâà» ìîðÿ íå îòâåðãàåò «èñòîðè÷íîñòè» ñëîâà Ãîìåðà, íî íàâñåãäà óêîðåíÿåò åãî â ìèðå ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðû.

Ýòîãî «íå ïîíèìàåò» íè Ãîìåð, íè åãî ãåðîè, «àõåéñêèå ìóæè», ïîýòîìó âîïðîñû ìàíäåëüøòàìîâñêîãî ÷èòàòåëÿ, ê íèì àäðåñîâàííûå, è îñòàþòñÿ áåç îòâåòà. Ñ ïîçèöèé ýïîïåéíîãî ñîçíàíèÿ, ïðèðîäíîìó õàîñó âå÷íî èçìåíÿþùåãîñÿ ìîðÿ êàê ðàç è äîëæíà áûòü ïðîòèâîïîñòàâëåíà îðãàíèçîâàííàÿ âûñòðîåííîñòü áîåâîãî ïîðÿäêà êîðàáëåé, îïèñàííàÿ Ãîìåðîì. Íà óðîâíå ëèíåéíîãî âîñïðèÿòèÿ íå òîëüêî ãåðîè Ãîìåðà, íî è îí ñàì ïðîòèâîïîñòàâëåíû ìîðþ, êàê «ìîë÷àíèå» — «øóìó». Ìîæíî âïîëíå ñêàçàòü, ÷òî íà ýòîì óðîâíå êîíå÷íûå ãëàãîëû îòäåëüíûõ ñòðîê ìàíäåëüøòàìîâñêîãî òåêñòà («ìîë÷èò»-«øóìèò») ÿâëÿþòñÿ ðèôìîâàííîé ïàðîé, îáðàçóþùåé òèïè÷íóþ «áèíàðíóþ îïïîçèöèþ». Îäíàêî íà áîëåå ãëóáîêîì óðîâíå ïîíèìàíèÿ îáíàðóæèâàåòñÿ òðàíñãðåäèåíòíûé ýòîé îïïîçèöèè ìîìåíò – ñèíòàêñè÷åñêîå ïîñòðîåíèå ôðàçû, êîòîðàÿ â èçáûòêå àâòîðñêîãî âèäåíèÿ è ñíèìàåò ïðîòèâîïîñòàâëåííîñòü ýòèõ ìíèìûõ «ïîëþñîâ» (ñàìà èõ ïðîòèâîïîëîæíîñòü, êàê è îïïîçèöèÿ «êóëüòóðû» è «ïðèðîäû» íå ðàáîòàåò, òî÷íåå æå, «îòìåíÿåòñÿ» ïîýòèêîé ïðîèçâåäåíèÿ).

Ãîìåð è ìîðå äâàæäû ñâÿçûâàþòñÿ ñîåäèíèòåëüíûì ñîþçîì «è». Íàïðèìåð: «È âîò, Ãîìåð ìîë÷èò, / È ìîðå ÷åðíîå, âèòèéñòâóÿ, øóìèò». Íàëèöî íå áåçóñëîâíî ïðîòèâîïîñòàâëÿþùåå «à», íî èìåííî «è». Ïîýòîìó ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ÷èòàòåëü Ìàíäåëüøòàìà ïîíèìàåò ãåðîåâ Ãîìåðà (è ñàìîãî Ãîìåðà) ëó÷øå èõ ñàìèõ. Èëè æå, âî âñÿêîì ñëó÷àå, ïðåòåíäóåò íà òàêîå ïîíèìàíèå. ßâëÿåòñÿ ëè ïîäîáíàÿ ÷èòàòåëüñêàÿ ïðåòåíçèÿ âûõîäîì çà ïðåäåëû ñïåêòðà àäåêâàòíîñòè Ëèñà â èñòîëêîâàíèè ãîìåðîâñêîãî òåêñòà? Ìû ïîëàãàåì, ÷òî íåò.

Êîíå÷íî, ñîáñòâåííî «ãîìåðîâñêîå» â «Èëèàäå» è òîò âåêòîð ïîíèìàíèÿ ýïîïåè, êîòîðûé íàìå÷åí ó Ìàíäåëüøòàìà, ðàçèòåëüíî íå ñîâïàäàþò. Íî ïîäîáíîå íåñîâïàäåíèå ÿâëÿåòñÿ íåïðåìåííûì è îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì «äèàëîãà ñîãëàñèÿ» (Ì.Ì. Áàõòèí), áåç êîòîðîãî ÷èòàòåëüñêîå ñîçíàíèå îáðåêàåòñÿ íà íåíóæíóþ è ïóñòóþ òàâòîëîãè÷íîñòü àâòîðñêîìó «çàìûñëó», õîòÿ áû è ñîäåðæàùåìóñÿ â òåêñòå, à ôèëîëîãè÷åñêîå èñòîëêîâàíèå â ñâîåì ïðåäåëå â òàêîì ñëó÷àå ñëîâíî áû îáðå÷åíî ñòðåìèòüñÿ ê íåïëîäîòâîðíîìó «êëîíèðîâàíèþ» ãîòîâîé àâòîðñêîé óñòàíîâêè, âîïëîùåííîé â «èçó÷àåìîì» òåêñòå (ïðàâäà, íèêîãäà íå äîñòèãàÿ ýòîãî ïðåäåëà).  êîíå÷íî æå èòîãå, ýòî áóêâàëèñòñêîå ñëåäîâàíèå «áóêâå», à íå «äóõó» ïðîèçâåäåíèÿ, íàñëåäóåò ãîòîâûé «çàêîí» òåêñòîïîñòðîåíèÿ è èãíîðèðóåò íåçàìåñòèìóþ ëè÷íîñòíîñòü ÷èòàòåëÿ: òåì ñàìûì àâòîðñêèé «çàêîí» ïèñüìà âîçíîñèòñÿ íàä ÷èòàòåëüñêîé (÷åëîâå÷åñêîé) ñâîáîäîé è ïîòåíöèàëüíî ëèøü «êîíñåðâèðóåò» àâòîðñêîå æå ïðîøëîå â íàñòîÿùåì ÷èòàòåëÿ âìåñòî ñóùåñòâåííîãî ðàçìûêàíèÿ âåêòîðà ýòîãî ïðîøëîãî â ïðîñòîðàõ íåçàâåðøèìîãî «áîëüøîãî âðåìåíè».

«Ìîäåðíèçèðóåò» ëè Ìàíäåëüøòàì ãîìåðîâñêèé òåêñò ÿâíûì àêöåíòèðîâàíèåì ðîëè Åëåíû è, íàðÿäó ñ ýòèì, ðåøèòåëüíûì óòâåðæäåíèåì «âñ¸ äâèæåòñÿ ëþáîâüþ»? Ýòî ïðîèçîøëî áû â òîì ñëó÷àå, åñëè «ëþáîâü» èñòîëêîâûâàëàñü èì â êîíòåêñòå ïîíèìàíèÿ, ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷íîì îò àíòè÷íîãî. Îäíàêî îáðàòèì âíèìàíèå íà òî, ÷òî ó Ìàíäåëüøòàìà «ëþáîâüþ» äâèæåòñÿ äåéñòâèòåëüíî «âñ¸»: íå òîëüêî àíòè÷íûå ïåðñîíàæè, ñàìè íå âåäàÿ ýòîãî, íî è æóðàâëè, è ìîðå, è âîçäóøíàÿ ñôåðà. Âåäü «ïàðóñà» èìåííî ïîòîìó «òóãèå», ÷òî èõ òàêæå ðàçäóâàåò «ëþáîâü». ×òî îçíà÷àåò â òàêîì êîíòåêñòå ñàìî ñëîâî «ëþáîâü»? Âåäü îíî ðàçèòåëüíî îòëè÷àåòñÿ îò íîâîåâðîïåéñêîãî (èíäèâèäóàëèçèðóþùåãî) çíà÷åíèÿ ýòîãî ñëîâà.  íàøåì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ëþáâè-ýðîñå, î òîì ìîãó÷åì Ýðîñå, êîòîðûé äåéñòâèòåëüíî ïðîíèçûâàåò ñîáîþ âñþ àíòè÷íóþ êóëüòóðó, è êîòîðîìó ïîäâëàñòíû íå òîëüêî ñòèõèè ìèðà, íî è àíòè÷íûå áîãè. Ìîðñêàÿ ïåíà, òàêæå èìåþùàÿ ýðîòè÷åñêèé – â àíòè÷íîì çíà÷åíèè – ñìûñë, íå ëîêàëèçóþòñÿ â ýòîì òèïå êóëüòóðû ëèøü ôèãóðîé Àôðîäèòû, íî è, îïðåäåëÿåìàÿ êàê «áîæåñòâåííàÿ», íàõîäèòñÿ «íà ãîëîâàõ öàðåé», ïëûâóùèõ ê Òðîå è æàæäóùèõ Åëåíû. Ýòî äîëè÷íîñòíàÿ (â õðèñòèàíñêîì êîíòåêñòå ïîíèìàíèÿ) êóëüòóðà, ïðîíèçàííàÿ âñåîáúåìëþùåé òåëåñíîñòüþ, òàê ïîðàæàþùåé íàñ, íàïðèìåð, â àíòè÷íîé ñêóëüïòóðå, ìîæåò âîñïðèíèìàòüñÿ êàê öåëîå ëèøü ñ ïîçèöèè âíåíàõîäèìîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ýòîé êóëüòóðå: èìåííî òàêàÿ ïîçèöèÿ è çàÿâëåíà Ìàíäåëüøòàìîì.

Ñîãëàñíî ñòàðîé ãèìíàçè÷åñêîé øóòêå, äðåâíèå ãðåêè íå çíàëè î ñåáå ñàìîãî ãëàâíîãî: òîãî, ÷òî îíè – äðåâíèå. Íåñìîòðÿ íà ðåçêèå, ïîðîé ñóùåñòâåííåéøèå ðàçëè÷èÿ ìåæäó äðåâíåãðå÷åñêèìè ëèòåðàòóðíûìè ðîäàìè è æàíðàìè, à òàêæå ìåæäó ïîçèöèåé àâòîðîâ, âûðàæàþùèõ ðàçëè÷íûå ýñòåòè÷åñêèå âçãëÿäû, âñå õóäîæåñòâåííûå òåêñòû, ïðèíàäëåæàùèå àíòè÷íîé êóëüòóðå, âñå-òàêè òàê èëè èíà÷å ìàíèôåñòèðóþò äîìèíàíòû ýòîé êóëüòóðû, åå êóëüòóðíûå àðõåòèïû, åå óñòàíîâêè. Ìàíäåëüøòàì ïîïûòàëñÿ ïîíÿòü è ñôîðìóëèðîâàòü èìåííî òàêèå àðõåòèïè÷åñêèå óñòàíîâêè, òàêîå êóëüòóðíîå áåññîçíàòåëüíîå, â êîòîðîì íå îòäàâàë è íå ìîã îòäàâàòü ñåáå îò÷åòà Ãîìåð, íàõîäÿñü âíóòðè ýòîé êóëüòóðû è îïðåäåëÿÿñü ïî îòíîøåíèþ ê ñâîåìó ñîáñòâåííîìó ëèòåðàòóðíîìó îêðóæåíèþ – áëèæàéøåìó ïðîøëîìó, íàñòîÿùåìó è áëèæàéøåìó æå áóäóùåìó. Ìàíäåëüøòàì æå «ðàçîìêíóë» ýòó ñôîêóñèðîâàííóþ íà «àíòè÷íîì íàñòîÿùåì» óñòàíîâêó, áëàãîäàðÿ ÷åìó ãîëîñ Ãîìåðà, íå óòðàòèâ åãî ñîáñòâåííîé «ñàìîñòè», îáðåë ñêðûòûå ñìûñëû, íå íàâÿçàííûå åìó àêòóàëüíîé äëÿ Ìàíäåëüøòàìà «ñîâðåìåííîñòüþ» ÕÕ âåêà, îäíàêî õîòÿ ïðèñóùèå ãîìåðîâñêîìó òåêñòó, íî âïîëíå ïðîÿâèâøèåñÿ èìåííî â äèàëîãè÷åñêîé ñèòóàöèè, êîãäà èíòóèöèÿ òåëåñíîñòè ïåðåñòàëà áûòü ãîñïîäñòâóþùåé â Åâðîïå, áóäó÷è «ïðåîäîëåííîé» (íî íå îòìåíåííîé) èíûì òèïîì êóëüòóðû.

Ëåéò Ñì.: Åñàóëîâ È.À. Èäèëëè÷åñêîå ó Ìàíäåëüøòàìà // Òâîð÷åñòâî Ìàíäåëüøòàìà è âîïðîñû èñòîðè÷åñêîé ïîýòèêè. Êåìåðîâî: Êåìåðîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò, 1990. Ñ. 38-57; Åãî æå. «Âåùü» ó Ìàíäåëüøòàìà è àâàíãàðäèñòîâ // Ïîýçèÿ ðóññêîãî è óêðàèíñêîãî àâàíãàðäà: èñòîðèÿ, ïîýòèêà, òðàäèöèè. Õåðñîí: Õåðñîíñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò, 1990. Ñ. 26-28.

Ìàëüâèíà Ìàíäåëüøòàì Î. Êàìåíü. Ì.: Íàóêà, 1990. Ñ. 73.

Àëèñà Àííåíñêèé È. Êíèãè îòðàæåíèé. Ì.: Íàóêà, 1979. Ñ. 204.

Òàì æå.

Íýò Òàì æå.

Ñòàíèñëàâ Êîçëîâ Ìîã æå Ìàíäåëüøòàì â äðóãîì ñâîåì òåêñòå ïðèáëèçèòåëüíî ýòîãî æå âðåìåíè («Ðàâíîäåíñòâèå») çàÿâèòü: «Êàê áû öåçóðîþ çèÿåò ýòîò äåíü».

Ëèñà Ñì.: Åñàóëîâ È.À. Ñïåêòð àäåêâàòíîñòè â èñòîëêîâàíèè ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÐÃÃÓ, 1995.

* Îïóáëèêîâàíî: Ôèëîëîãè÷åñêèé æóðíàë. 2007. ¹ 2 (5). Ñ. 260-266.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 29.04.2008. Ñåðãåé Õðåíîâ. Ïîýçèÿ êîíöà âåêà
  • 21.04.2008. Êíèãà ïðîðîêà Èåçåêèëÿ. Ãëàâà 2
  • 19.04.2008. Áîðèñ Âèàí. Ìûñëèòåëü
  • 18.04.2008. Ìàðêî Ðîò. Ïðîðîê, çàíóäà, áèòíèê, ïñèõ
  • 14.04.2008. Èâ Áîíôóà. ×àñòèöû áûòèÿ
  • 10.04.2008. Íèêîëàé Ãóìèëåâ. Øåñòîå ÷óâñòâî
  • 09.04.2008. Â òåàòðå áîÿòñÿ ýòó ïüåñó ñòàâèòü.
  • 08.04.2008. Äìèòðèé Ñàâèöêèé Ïàðèæ. Òðè ðàññêàçà
  • 07.04.2008. Ñòèõè àíãëèéñêèõ ïîýòîâ-êàâàëåðîâ
  • 05.04.2008. Óðîêè ëþáâè îò Øàòîáðèàíà
  • 04.04.2008. Âëàäèìèð Õàçàí. Remarques
  • 03.04.2008. Êíèãà ïðîðîêà Èåçåêèëÿ
  • 02.04.2008. Îñèï Ìàíäåëüøòàì. Áåññîííèöà. Ãîìåð. Òóãèå ïàðóñà.
  • 01.04.2008. Þëèÿ Êà÷àëêèíà. Ñâîáîäíûå îò ñòèõà

Источник