Бессонница после клинической смерти

Бессонница после клинической смерти thumbnail

§ 9. Личностные изменения людей, побывавших в клинической фазе умирания

Читатель помнит, что я начал изложение результатов исследований Р. Моуди с рассказа о том, как он однажды встретил удивительно доброго и великодушного человека и узнал, что он дважды перенес клиническую смерть.

Оказывается, что глубокие изменения личности — одно из главных последствий пребывания человека в клинической фазе — наблюдались во всех тех случаях, о которых мы уже знаем. Если собранные Р. Моуди, Э. Кюблер-Росс и другими исследователями данные достоверны (а мы не имеем оснований сомневаться в этом), то можно утверждать, что клиническая смерть и оживление человека приводят к глубокой психологической конверсии его личности.

В чем она, эта конверсия, выражается?

Опыт умирания и возрождения оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Эти люди чувствуют, что для них жизнь стала глубже и интереснее. Их теперь значительно больше интересуют философские вопросы, чем раньше. Отмечу, что так бывает вообще после психологических потрясений, потери близких, после глубоких фрустраций вообще. Клиническая смерть — крайняя форма экзистенциальной фрустрации — не могла не привести к значительным изменениям личности.

После оживления появляется также желание знать как можно больше, жажда знаний о мире и человеке. Некоторые начали понимать, что приобретение знаний — вечный процесс и следует учиться независимо от возраста.

Человек больше, чем раньше, размышляет о своей жизни, о том, что сделано и что еще предстоит сделать, как стоит жить дальше. Он начинает разбирать мотивы своих поступков, приобретает привычку как следует подумать перед тем, как действовать. Углубляется моральная оценка своих действий. Почти все пережившие опыт клинической смерти начинают больше, чем раньше, ценить жизнь, особенно ее духовные аспекты, разум. Поскольку во время клинической смерти физическое тело становится чем-то внешним и даже чужим, малоценным по сравнению с духом, такая установка сохраняется и после возвращения к земной жизни.

Одна женщина призналась: «До этого в моей жизни все было как раз наоборот. Мое основное внимание и главные интересы были сосредоточены на моем теле, а то, что происходит с моим разумом, меня как-то не занимало, — все шло само по себе. Но после того как это произошло, именно состояние моего разума стало основным предметом моих забот, и уже на втором месте забота о теле — оно просто нужно для поддержания разумной жизни. Тогда для меня не имело значения, — есть ли у меня тело или нет. Я не думала об этом. Самым главным для меня тогда был мой разум»[85].

Говоря «тогда» женщина имела в виду свое состояние вне тела в фазе клинической смерти.

Духовная обновленность — вот основное, новое ощущение этих людей. Появляется более тонкая и глубокая интуитивная способность понимания других людей. Один из них рассказал, что стал тоньше чувствовать, чем озабочены люди и как можно им помочь. Появляются даже элементы ясновидения.

Вот один такой пример опять из работы Р. Моуди: «После того как я переболел, я чувствую, что могу улавливать мысли и чувства людей. Я хорошо чувствую, когда человек чем-то обижен. Я часто могу понять, что человек хочет сказать еще до того, как он начинает говорить. Многие не поверят мне, но у меня было несколько действительно поразительных примеров. Однажды я был в компании и продемонстрировал свое умение. Несколько человек, которые до этого меня не знали, после этого встали и ушли. Они испугались, что я, наверное, колдун или что-нибудь в этом роде. Я не знаю, появилась ли у меня эта способность в тот момент, когда я был мертв, или это свойство было у меня и раньше, но как бы дремало, и я никогда не использовал его до того, как это со мной произошло»[86].

Научный подход к таким явлениям состоит в том, что потенциальные внутренние возможности, зачатки способности у человека были, но для их раскрытия и развития необходимые условия создались только под воздействием клинической фазы умирания. Но вопрос в том, каковы механизмы «раскрытия» этих потенциальных возможностей? Что происходит во время клинической смерти, что личность и ее способности претерпевают такие существенные изменения?

Поскольку мы уже начали обсуждать вопрос об изменениях интеллектуальных и других психических способностей после клинической смерти и оживления, приведем другой, очень впечатляющий пример, зафиксированный уже в другом месте и другими исследователями. Он хорошо подкрепляет выводы специалистов по психологической и медицинской танатологии.

37-летняя Юлия Федоровна Воробьева 3 марта 1978 года была поражена током высокого напряжения (380 вольт) и упала в бессознательном состоянии. Она работала крановщицей лесного склада шахты «Петровская» (Донецк, Украина). Ее считали мертвой и отвезли в морг. Об этом случае и о последовавших событиях рассказал собственный корреспондент «Известий» Н. Лисовенко («Известия», 15 июня 1987 года, № 166, в заметке «Вижу невидимое, или Что бывает в медицинской практике»). Вот некоторые отрывки из этого сообщения.

Читайте также:  От чего бессонница алкоголь

«В понедельник кто-то из преподавателей привел группу студентов в морг. И здесь обнаружилось, что женщина, считавшаяся умершей, жива… Один из студентов-практикантов взял хирургические инструменты… И вдруг брызнула кровь, женщина зашевелилась!»

Женщина была спасена, но стала инвалидом второй группы и страдала от ужасных головных болей.

«Во мне все переменилось, — говорит она. — За пол года я ни на минуту не уснула. Мозг отказывался служить, в нем все время что-то двигалось, вспыхивало, терзало каждую клеточку тела. Именно эта страшная боль сделала меня сострадательной к боли других».

Через 6 месяцев Ю. Ф. Воробьева заснула долгим и крепким сном и проснулась без головных болей. После этого она обнаружила в себе странные способности. Вот что она рассказала журналисту.

«Вышла я утром за хлебом в магазин. Добралась до автобусной остановки. Там женщина стояла. Подхожу к ней, и вдруг — ужас меня обуял: мне показалось, что я вижу внутренности этой женщины! Как изображение на экране телевизора…» — «Она стала видеть, — пишет Н. Лисовенко, — черно-фиолетовые лучи восходящего солнца, провалы почвы под дорожным асфальтом, и многое, многое другое. Мозг ее стал тончайшим „детектором“, способным улавливать самые разные „импульсы“ окружающего мира».

Она может смотреть на человека и сказать, что он ел, так как видит внутренние органы и их содержимое, в том числе желудок. Она успешно диагностирует болезни: ее глаза — своеобразный естественный эндоскоп. Врач С. Седлерова говорила: «Юлия Федоровна — человек уникальный. Она ставит диагноз самым запущенным больным. И ни разу, повторяю, ни разу не ошиблась».

А рассказ врача Ю. Эйжвертина свидетельствует о том, что дело не только в «эндоскопии»: по-видимому, у нее открылись и другие, более тонкие способы восприятия. Вот что сказал этот врач: «Воробьева — непревзойденный диагност. Она, не имея медицинского образования, изучила начала нашей пауки и свободно владеет медицинской терминологией. Лично мне она сказала, что зрение правого глаза слабее левого (раньше я этого и сам не знал), что я левым ухом слышу хуже (а я действительно во время занятий подводным плаванием перенес баротравму), точно определила и давление, которое я специально измерил накануне визита к ней. И все это было проделано в течение 5-10 секунд».

Это, конечно, фантастические способности!

Итак, по мнению специалистов, Воробьева, вследствие электротравмы, приобрела способность воспринимать инфракрасное излучение. Так определил врач профессор Л. Тараненко. Но я полагаю (исходя даже только из приведенных довольно скудных фактов), что раскрывшиеся в ней способности значительно шире. Появились особые сенсорные способности, это верно. Но ее следовало исследовать также для выяснения экстрасенсорных способностей. Сделано ли это? У нас, к сожалению, нет новых сведений.

Продолжим свой рассказ о том, какие личностные изменения происходят в людях, переживших клиническую смерть.

Самое глубокое изменение претерпевает отношение к смерти. Оно выражается в нескольких формах.

Во-первых, ослабевает или даже исчезает страх перед смертью, особенно у тех, кто раньше думал, что после смерти ничего нет.

Во-вторых, самоубийство эти люди считают недозволенным способом ухода из земной жизни. И это даже несмотря на новое знание о том, что процесс умирания не только не страшен, но даже приятен и манит человека. Мужчина после клинической смерти, признаваясь, что с раннего детства очень боялся умереть, говорил: «Но после этого опыта я не боюсь смерти. Это ощущение исчезло. Я больше пе чувствую себя ужасно на похоронах. Я даже в каком-то смысле рад за умерших, потому что знаю, где находятся те, которые умерли». Таких признаний сейчас уже очень много.

Подобные результаты получили и другие авторы. Например, американский психиатр P. Ноеш (R. Noyes) обследовал 215 пациентов и прокомментировал результаты своего общения с больными. Картина изменения отношения к вопросу о смерти у большинства людей, переживших near death, выглядит, по мнению автора, примерно следующим образом: имеет место значительное снижение страха перед лицом смерти; ощущение относительной неуязвимости; вера в то, что спасение — дар Бога или судьба; вера в долгую жизнь; осознание огромной ценности жизни. Некоторые религиозные больные говорили, что пережитое ими состояние укрепило их веру в существование загробной жизни[87].

Отсутствие страха перед смертью не приводит к готовности умереть прямо сейчас. Эта жизнь на земле тоже считается людьми, перенесшими клиническую смерть, желательной, но они не боятся ее конца, так как знают, что смерть не является концом жизни. Более того, сознание, психика умирающих как бы поднимается на более высокий уровень существования. Душа в значительной степени освобождается из «тюрьмы», из телесной организации.

Читайте также:  Безвредный препарат от бессонницы

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Глава 6
Кризис умирания и его сопровождение

Если хочешь вынести жизнь, готовься к смерти.
З.

Посещения в момент умирания
В следующих примерах приведено описание околосмертного опыта двух детей, когда каждый из них решал вопрос о жизни и смерти в присутствии и при помощи удивительных существ, которые уверили детей, что у них есть выбор относительно жизни в этом

§ 3. Клиническая фаза умирания (продолжение)
После рассмотрения этого примера, заслуживающего того, чтобы над ним размышляли, продолжим наше знакомство с теми изменениями, которые происходят в организме человека в фазе его клинической смерти. Оказывается, что активность

Глава 6. Психические переживания человека в клинической фазе умирания
Как мы видели, во время клинической смерти человека еще нельзя считать умершим. В таком случае возникает естественный вопрос: а протекают ли в его психике какие-либо образные и мыслительные процессы?

§ 2. «Кривые умирания»
Заслуживает пристального внимания один любопытный факт, свидетельствующий о связи процессов умирания с состоянием психики и мозга в фазе ортодоксального (или «медленного»[103], как часто говорят) сна.О нем стоит говорить с самого начала, поскольку в

Визуализация в альфа-фазе
В своей альфа-фазе я чаще всего пребываю на моем любимом пляже на маленьком греческом острове. Мысленно я слышу мягкий и спокойный шепот морской волны, вдыхаю соленый воздух и ощущаю теплый песок под ногами. Меня окружает спокойствие.Это место

6.4.1. Группы ветеранов войн и их личностные изменения
Послебоевые личностные изменения комбатантов играют существенную роль в процессе их адаптации к условиям мирной жизни. Многолетние исследования J. F. Borus (1970–1980) позволили автору выделить по характеру реагирования три

Личностные изменения

Be the change you want to see
in the world.
Gandhi1
Постоянным преобразованиям подвергаются не только организации. Мы сами, наше тело, наши мысли, привычки и убеждения тоже находятся в постоянном движении. Большинство перемен протекают эволюционно, для нас практически

Изменения на фазе роста
Компания прошла фазу становления. Бизнес-модель более-менее устоялась. Стало увеличиваться число работающих сотрудников. Формируется базис организационной структуры. Более четко происходит разделение труда и растет специализация. Коммуникации

Глава 13. Методы позитивного изменения жизни посредством изменения мышления
Как вы уже поняли, все идеи, предложенные в этой книге, просты и понятны. Многие из них, скорее всего, были знакомы вам и прежде, но, вероятно, как и в моем случае, не будет лишним подумать о них еще

Терапия во время умирания
Для специалиста, помогающего семье пережить смерть, важно знать структуру семьи, функциональную роль умирающего в семье и общий уровень жизненной адаптации. Попытка рассматривать все смерти с одинаковой колокольни может привести к промаху.

4. Переживание смерти и умирания
Трудно даже представить себе нечто такое, что более затрагивало бы всех нас вместе и каждого человека в отдельности, нежели смерть и умирание. В течение жизни каждому из нас приходится терять знакомых, друзей и близких и в конце концов

Навык умирания
Разнообразные традиции обучения через личное переживание, задействующие холотропные состояния сознания, показали себя важнейшими причинами, предопределяющими отношение к смерти и переживаниям при умирании. Все они включают в себя повторяющиеся

Источник

Термин “Клиническая смерть”

Термин “Клиническая смерть” закрепился в официальном медицинском лексиконе на рубеже 20 и 21 столетий, хотя использовался еще в 19 веке. Его применяют в тех случаях, когда сердце пациента перестало биться, что означает остановку циркуляции крови, снабжающей тело кислородом, без которого жизнь невозможна.

Тем не менее, у клеток есть кое-какой метаболический запас, на котором они могут недолго просуществовать без обогащения кислородом. Костная ткань, например, может сохраняться часы, а нервные клетки мозга умирают гораздо быстрее – от 2 до 7 минут. Именно за это время нужно вернуть человека к жизни. Если это удалось, то в таких случаях говорят, что человек пережил клиническую смерть.

Считается, что именно в мозге формируются те удивительные переживания, о которых свидетельствуют люди, пережившие клиническую смерть.

Поразительная схожесть воспоминаний о клинической смерти

Многие поражаются тому, насколько схожи воспоминания людей, переживших клиническую смерть: в них всегда присутствует свет, тоннель, видения. Скептики задаются вопросам – не сфабрикованы ли они? Мистики и апологеты паранормального считают, что схожесть опыта восставших из состояния клинической смерти доказывает реальность потустороннего мира.

Видения генерируются за мгновения до клинической смерти

С точки зрения современной науки на эти вопросы есть ответ. Согласно медицинским моделям функционирования организма, когда сердце остановилось – мозг замирает, его активность останавливается. Это означает, что какой бы опыт не переживал человек, в самом состоянии клинической смерти у него нет и не может быть ощущений, а значит и воспоминаний. Следовательно, и видение тоннеля, и присутствие якобы потусторонних сил, и свет – всё это генерируется до клинической смерти, буквально за считанные мгновения до неё.

Читайте также:  Бессонница при беременности на поздних сроках форум

Все человеческие организмы работают одинаково – похожи и воспоминания

Что же определяет схожесть воспоминаний в таком случае? Ни что иное, как схожесть наших, человеческих организмов. Картина наступления клинической смерти едина у тысяч людей: сердце бьётся хуже, кислородное обогащение мозга не происходит, наступает гипоксия. Условно говоря, мозг наполовину засыпает, наполовину галлюцинирует – и каждому видению можно сопоставить свой тип нарушенной работы.

Клиническая смерь на самом деле

Захлёстывающее чувство эйфории, неожиданной умиротворённости и добра — не предвестники загробного царства, а следствие резкого увеличения концентрации серотонина. В обычной жизни этот нейромедиатор регулирует в нас чувство радости. Исследования, проведённые в Германии под руководством А. Вутцлера, показали, что во время клинической смерти концентрация серотонина повышается минимум в три раза.

Тоннельное зрение

Многие люди сообщают, что видели коридор (или тоннель), а также свет в конце тоннеля. Медики объясняют это эффектом возникновения «тоннельного зрения». Дело в том, что в обычной жизни мы видим при помощи глаз только чёткое цветное пятно в центре, и мутную чёрно-белую периферию. Но наш мозг с младенчества умеет синтезировать картинки, создавая целостное поле зрения. Когда же мозг испытывает дефицит ресурсов, сигналы с периферии сетчатки не обрабатываются, что и вызывает характерное видение.

Чем дольше гипоксия, тем сильнее мозг начинает смешивать внешние сигналы с внутренними, галлюцинируя: верующие в эти моменты видят бога/дьявола, души своих умерших близких, тогда как у людей, не обладающих религиозным сознанием, сверхинтенсивно проносятся эпизоды их жизни.

Выход из тела

Перед самым «отключением» от жизни вестибулярный аппарат человека перестаёт вести себя нормальным образом, и люди испытывают чувство вознесения, полёта, выхода из тела.

По поводу этого феномена существует и такая точка зрения: многие учёные не считают внетелесный опыт как нечто паранормальное. Он переживается, да, но всё зависит от того, какие следствия мы этому приписываем. По мнению ведущего специалиста Института мозга человека Российской академии наук Дмитрия Спивака, есть малоизвестная статистика, согласно которой около 33% всех людей как минимум однажды переживали внетелесный опыт и воспринимали себя со стороны.

Учёный исследовал состояния сознания женщин в процессе родов: по его данным каждая 10-ая роженица испытывала чувство, как будто она видела себя со стороны. Отсюда делается вывод, что такое переживание – результат срабатывающей в предельных состояниях психической программы, встроенной глубоко на уровне психики. А клиническая смерть – пример предельного напряжения.

Люди после клинической смерти – есть ли последствия?

Одно из самых загадочных в клинической смерти – её последствия. Даже если человека удалось «вернуть с того света», можно ли уверенно говорить о том, что c “того света” вернулся тот же самый человек? Существуют множество зафиксированных примеров изменения личности, произошедших с пациентами — вот 3 истории из отчётов о случаях клинической смерти в США:

  • тинэйджер Гарри вернулся к жизни, но не сохранил и следы от былых весёлости и дружеской расположенности. После инцидента он стал проявлять столько злобы, что даже его семье стало тяжело справляться с «этим человеком». В итоге родные сделали местом его постоянного проживания обособленный домик для гостей, чтобы как можно реже с ним контактировать. Его поведение стало жестоким до опасного уровня.
  • девочка 3-х лет, пролежавшая 5 дней в коме, повела себя совершенно неожиданным образом: стала требовать алкоголь, при том, что никогда не пробовала его раньше. Кроме того, у неё проявилась клептомания и страсть к курению.
  • замужняя женщина Хизер Х. поступила в отделение с повреждением черепа, в результате которого нарушилось кровообращение в мозге и наступила клиническая смерть. Несмотря на тяжесть и обширность повреждений, она вернулась к жизни, причём более чем насыщенной: её стремление к сексуальным контактам стало постоянным и непреодолимым. Врачи называют это «нимфоманией». Итог: муж подал на развод, и суд его удовлетворил.

Клиническая смерть снимает блокировку социальных запретов?

Нет исследований, которые бы давали однозначный ответ насчёт природы подобных изменений, но существует довольно реалистичная гипотеза.

В наиболее критические минуты гипоксии из-за нехватки кислорода разрушаются нервные связи, выполняющие в соответствующих отделах мозга функции социально обусловленные «блокировки» табуированных обществом действий.

Следует отметить, что у многих переживших клиническую смерть трансформации были положительными. Чаще всего в таких случаях обострялись эмоциональная чувствительность, искренность, чувство красоты окружающего мира и ощущения полноты жизни.

Возможно, вам будет интересно:

  • Почему хоронят на 3-й день после смерти?
  • Копать могилу во сне
  • Жилые гробы в Китае

11 сентября 2018

Источник