Бунин и снилось мне что осенней порой комментарий

Бунин и снилось мне что осенней порой комментарий thumbnail

     Печален долгий вечер в октябре…

     И. Бунин

     И. А. Бунин — наследник лучших поэтических традиций «золотого века» русской литературы. Читая его стихи, датированные годами, когда уже были известны и популярны А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, В. Хлебников, Н. Гумилев, кажется, что их голоса так никогда и не достигли его ушей. Если сравнивать искусство с хрустальной башней, то в начале нашего века ее едва ли не единственным жителем оставался Иван Бунин.

     Прекрасные пейзажи и дали, которые открывались ему, поэт озвучивал своей грустной, осенней интонацией.

     Вспомним финальную сцену чеховского «Вишневого сада»: забытый всеми старый Фирс, и звук с неба, звук лопнувшей струны. Стихи Бунина, почти каждое его стихотворение содержательно и интонационно — это печальный и прощальный звук. Кажется, Бунин нашел одну-единственную верную дыхательную возможность сохранить холодную чистоту и меланхолию усадебных образов, натюрмортов и пейзажей.

     Заметим, что поэтика усадьбы имеет несколько ключевых примет, без которых она теряет свое содержание. Обязательно должен

     быть дом — белая, ветшающая усадьба, запущенный сад с прудом или рекой, липовая или березовая аллея, скамейка и лес вдалеке за полем, где, возможно, по краю его тянется железная дорога.

     И все? И этих образов достаточно, чтобы на них выросла поэзия? Их с избытком хватило на всю чеховскую драматургию. И на них выросла поэтическая муза Ивана Бунина:

     Томит меня немая тишина.

     Томит гнезда родного запустенье.

     Я вырос здесь. Но смотрит из окна

     Заглохший сад. Над домом реет тленье…

     Что бы ни делал лирический герой Бунина и где бы он ни находился, какие бы пейзажи ни наблюдал, он почти всегда в доме, и всякий пейзаж — это вид из окна или прогулка:

     Облака, как призраки развалин,

     Встали на заре из-за долин.

     Теплый вечер темен и печален,

     В темном доме я совсем один.

     Внутренний мир поэта, его переживания, составляющие истинное содержание его души, породили странное явление: русскую интеллектуальную поэзию, умную и тихую, поэзию-разговор, поэзию- воспоминание.

     Проснулся я внезапно без причины.

     Мне снилось что-то грустное, и вдруг

     Проснулся я. Сквозь голые осины

     В окно глядел туманный лунный круг.

     Однако кроме усадебных примет поэзия Бунина имеет еще один очень важный содержательный символ — осень. Она проступает в его стихах чаще не самостоятельно, а как фон, как театральный задник, но она так ощутима и рельефна, так совершенна, что приобретает самостоятельное звучание, как некий прощальный образ. Она возникает в ранних стихах поэта и не покидает его до конца жизни, ибо даже там, в изгнании, эта русская осень золотит его строки:

     И чья-то крепость, всепрощенье

     И утешенье: все пройдет!

     И золотые отраженья

     Дворцов в лазурном глянце вод.

     Это цитата из стихотворения «Венеция», написанного в 1922 году, а вот несколько строк из предсмертного, 1952 года, стихотворения «Ночь»:

     Ледяная ночь, мистраль

     (он еще не стих).

     Вижу в окна блеск и даль

     Гор, холмов нагих.

     Золотой недвижный сет

     До постели лег.

     Никого в подлунной нет,

     Только я да Бог.

     Прожита огромная жизнь, полная творческих исканий, длиною в несколько исторических эпох, но восьмидесятилетний старец, увенчанный Нобелевскими лаврами, осиянный мировой славой, хранит верность тому печальному звуку с небес, тем скромным приметам невозвратно ушедшего времени. Определенно, ему был известен секрет вечной молодости. И в прозе и в поэзии он всегда тот же: скромный, образованный гениальный молодой человек. А иначе чем объяснить камерную точность его стихов?

     …И снилось мне, что осенней порой

     В холодную ночь я вернулся домой.

     Эти строки написаны в 1893 году. Они отстоят почти на шестьдесят лет от «Ночи», но кто осмелится сказать, что юноша, которым был этот старец, исчез. Наоборот, старец так и остался юношей — гениальным юношей-поэтом.

     Отсюда эта преемственность чеховских образов, это постоянство поэтических пристрастий, которые так легко объясняются.

     Эти старые усадьбы, мелкопоместный быт, природа, аллеи и всепрощающие осени — словом, вся бунинская эстетика — приметы «золотого века», который для И. А. Бунина не в будущем, а в прошлом. В том, что было. Именно отсюда щемящая печаль в музыке образов. «Я не здесь! — поясняет поэт. — Я там. Всегда там, где»:

     Листья падают в. саду,

     Пара кружится за парой…

     Одиноко я бреду

     По листве в аллее старой,

     В сердце новая любовь,

     И мне хочется ответить

     Сердцу песнями и вновь

     Беззаботно счастье встретить.

Источник

ИВАН БУНИН (1870-1953)

——————————-

***

В поздний час мы были с нею в поле.
Я дрожа касался нежных губ…
«Я хочу объятия до боли,
Будь со мной безжалостен и груб!»

Утомясь, она просила нежно:
«Убаюкай, дай мне отдохнуть,
Не целуй так крепко и мятежно,
Положи мне голову на грудь».

Звезды тихо искрились над нами,
Тонко пахло свежестью росы.
Ласково касался я устами
До горячих щек и до косы.

И она забылась. Раз проснулась,
Как дитя, вздохнула в полусне,
Но, взглянувши, слабо улыбнулась
И опить прижалася ко мне.

Ночь царила долго в томном поле,
Долю милой сон я охранял…
А потом на золотом престоле,
На востоке тихо засиял

Новый день, — в полях прохладно стало…
Я ее тихонько разбудил
И в степи, сверкающей и алой,
По росе до дому проводил.

1901

***

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.

28 сентября 1917

***

… И снилося мне, что осенней порой 

В холодную ночь я вернулся домой. 
По тёмной дороге прошёл я один 
К знакомой усадьбе, к родному селу… 
Трещали обмёрзшие сучья лозин 
От бурного ветра на старом валу… 
Деревня спала… И со страхом, как вор, 
Вошёл я в пустынный, покинутый двор.

И сжалося сердце от боли во мне, 
Когда я кругом поглядел при огне! 
Навис потолок, обвалились углы, 
Повсюду скрипят под ногами полы 
И пахнет печами… Заброшен, забыт, 
Навеки забыт он, родимый наш дом! 
Зачем же я здесь? Что осталося в нём, 
И если осталось — о чём говорит?

И снилося мне, что всю ночь я ходил 
По саду, где ветер кружился и выл, 
Искал я отцом посажённую ель, 
Тех комнат искал, где сбиралась семья, 
Где мама качала мою колыбель 
И с нежною грустью ласкала меня, — 
С безумной тоскою кого-то я звал, 
И сад обнажённый гудел и стонал…

И. Бунин, 1893г.

***

  Мил мне жемчуг нежный, чистый дар морей!
В лоне океана, в раковине тесной.
Рос он одиноко, как цветок безвестный,
На обломках мшистых мертвых кораблей.

Бурею весенней выброшен со дна.
Он лежал в прибое на прибрежье диком,
Где носились чайки над водою с криком,
Где его качала шумная волна…

Читайте также:  К чему снятся гнилые ногти на руках

Мил мне жемчуг нежный на груди твоей!
Сладко упиваюсь юной красотою,
В светлом божьем мире я брожу мечтою

И. Бунин  

***

«Листопад» 
Иван Бунин

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,—
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар —
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья».

***

Иван Бунин

В дачном кресле, ночью, на балконе… 
Океана колыбельный шум… 
Будь доверчив, кроток и спокоен, 
Отдохни от дум.

Ветер приходящий, уходящий, 
Веющий безбрежностью морской… 
Есть ли тот, кто этой дачи спящей 
Сторожит покой?

Есть ли тот, кто должной мерой мерит 
Наши знанья, судьбы и года? 
Если сердце хочет, если верит, 
Значит — да.

То, что есть в тебе, ведь существует, 
Вот ты дремлешь, и в глаза твои 
Так любовно мягкий ветер дует — 
Как же нет Любви?

Иван Бунин

Последний шмель

Черный бархатный шмель, золотое оплечье, 
Заунывно гудящий певучей струной, 
Ты зачем залетаешь в жилье человечье 
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, 
Безмятежны и жарки последние дни, 
Полетай, погуди — и в засохшей татарке, 
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, 
Что давно опустели поля, 
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый 
Золотого сухого шмеля!

26 июля 1916

ИВАН БУНИН.

В стороне далекой от родного края
Девушкой-невестой снится мне Весна:
Очи голубые, личико худое,
Стройный стан высокий, русая коса.
Весело ей в поле тёплым, ясным утром!
Мил ей край родимый — степь и тишина,
Мил ей бедный север, мирный труд крестьянский,
И с приветом смотрит на поля она:
На устах улыбка, а в очах раздумье —
Юности и счастья первая весна!

Читайте также:  К чему снятся много крыс во сне

Художник Дж.У.Уотерхаус.

***

Иван Алексеевич Бунин

В цирке

С застывшими в блеске зрачками,
В лазурной пустой вышине,
Упруго, качаясь, толчками
Скользила она по струне.

И скрипка таинственно пела,
И тысячи взоров впились
Туда, где мерцала, шипела
Пустая лазурная высь,

Где некая сжатая сила
Струну колебала, свистя,
Где тихо над бездной скользила
Наяда, лунатик, дитя.

28 июня 1916

***

Бунин Иван Алексеевич

«Как все спокойно и как все открыто!..»

Как все спокойно и как все открыто!
Как на земле стало тихо и бедно!
Сад осыпается, — все в нем забыто,
Небо велико и холодно-бледно…

Небо далекое, не ты ли, немое,
Меня пугаешь своим простором?
Здесь, в этой бедности, где все родное,
Встречу я осень радостным взором.

Еще рассеян огонь листопада,
И редкие краски ласково-ярки;
Еще синицы свищут из сада,
И как им тихо в забытом парке!

И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, все чуждо снова…
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!

1902

Иван Алексеевич
Бунин

Открыты окна. В белой мастерской
Следы отъезда: сор, клочки конверта.
В углу стоит прямой скелет мольберта.
Из окон тянет свежестью морской.
Дни все светлей, все тише, золотистей –
И ни полям, ни морю нет конца.
С корявой, старой груши у крыльца
Спадают розовые листья.

Источник: https://bunin.niv.ru/bunin/stihi/437.htm

Иван Алексеевич 
Бунин

«Ты жила в тишине и покое…»

Ты жила в тишине и покое. 
По старинке желтели обои, 
Мелом низкий белел потолок, 
И глядело окно на восток.

Зимним утром, лишь солнце всходило, 
У тебя уже весело было: 
Свет горячий слепит на полу, 
Печка жарко пылает в углу.

Книги в шкапе стояли, в порядке 
На конторке лежали тетрадки, 
На столе сладко пахли цветы… 
«Счастье жалкое!» — думала ты.

————

ИВАН БУНИН

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору 
Дышать сухим смолистым ароматом, 
И весело мне было поутру 
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет, 
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой 
И чувствую: мне только десять лет, 
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна, 
Но как тепла, как солнцем вся прогрета! 
И кажется, что пахнет не сосна, 
А зной и сухость солнечного лета.

Художник Константин Маковский

Источник

Читайте также:  Мертвые медведи к чему снятся

Лирика усадьбы и осени в поэзии И.А. Бунина

     Печален долгий вечер в октябре…
     И. Бунин
     И. А. Бунин — наследник лучших поэтических традиций «золотого века» русской литературы. Читая его стихи, датированные годами, когда уже были известны и популярны А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, В. Хлебников, Н. Гумилев, кажется, что их голоса так никогда и не достигли его ушей. Если сравнивать искусство с хрустальной башней, то в начале нашего века ее едва ли не единственным жителем оставался Иван Бунин.
     Прекрасные пейзажи и дали, которые открывались ему, поэт озвучивал своей грустной, осенней интонацией.
     Вспомним финальную сцену чеховского «Вишневого сада»: забытый всеми старый Фирс, и звук с неба, звук лопнувшей струны. Стихи Бунина, почти каждое его стихотворение содержательно и интонационно — это печальный и прощальный звук. Кажется, Бунин нашел одну-единственную верную дыхательную возможность сохранить холодную чистоту и меланхолию усадебных образов, натюрмортов и пейзажей.
     Заметим, что поэтика усадьбы имеет несколько ключевых примет, без которых она теряет свое содержание. Обязательно должен
     быть дом — белая, ветшающая усадьба, запущенный сад с прудом или рекой, липовая или березовая аллея, скамейка и лес вдалеке за полем, где, возможно, по краю его тянется железная дорога.
     И все? И этих образов достаточно, чтобы на них выросла поэзия? Их с избытком хватило на всю чеховскую драматургию. И на них выросла поэтическая муза Ивана Бунина:
     Томит меня немая тишина.
     Томит гнезда родного запустенье.
     Я вырос здесь. Но смотрит из окна
     Заглохший сад. Над домом реет тленье…
     Что бы ни делал лирический герой Бунина и где бы он ни находился, какие бы пейзажи ни наблюдал, он почти всегда в доме, и всякий пейзаж — это вид из окна или прогулка:
     Облака, как призраки развалин,
     Встали на заре из-за долин.
     Теплый вечер темен и печален,
     В темном доме я совсем один.
     Внутренний мир поэта, его переживания, составляющие истинное содержание его души, породили странное явление: русскую интеллектуальную поэзию, умную и тихую, поэзию-разговор, поэзию- воспоминание.
     Проснулся я внезапно без причины.
     Мне снилось что-то грустное, и вдруг
     Проснулся я. Сквозь голые осины
     В окно глядел туманный лунный круг.
     Однако кроме усадебных примет поэзия Бунина имеет еще один очень важный содержательный символ — осень. Она проступает в его стихах чаще не самостоятельно, а как фон, как театральный задник, но она так ощутима и рельефна, так совершенна, что приобретает самостоятельное звучание, как некий прощальный образ. Она возникает в ранних стихах поэта и не покидает его до конца жизни, ибо даже там, в изгнании, эта русская осень золотит его строки:
     И чья-то крепость, всепрощенье
     И утешенье: все пройдет!
     И золотые отраженья
     Дворцов в лазурном глянце вод.
     Это цитата из стихотворения «Венеция», написанного в 1922 году, а вот несколько строк из предсмертного, 1952 года, стихотворения «Ночь»:
     Ледяная ночь, мистраль
     (он еще не стих).
     Вижу в окна блеск и даль
     Гор, холмов нагих.
     Золотой недвижный сет
     До постели лег.
     Никого в подлунной нет,
     Только я да Бог.
     Прожита огромная жизнь, полная творческих исканий, длиною в несколько исторических эпох, но восьмидесятилетний старец, увенчанный Нобелевскими лаврами, осиянный мировой славой, хранит верность тому печальному звуку с небес, тем скромным приметам невозвратно ушедшего времени. Определенно, ему был известен секрет вечной молодости. И в прозе и в поэзии он всегда тот же: скромный, образованный гениальный молодой человек. А иначе чем объяснить камерную точность его стихов?
     …И снилось мне, что осенней порой
     В холодную ночь я вернулся домой.
     Эти строки написаны в 1893 году. Они отстоят почти на шестьдесят лет от «Ночи», но кто осмелится сказать, что юноша, которым был этот старец, исчез. Наоборот, старец так и остался юношей — гениальным юношей-поэтом.
     Отсюда эта преемственность чеховских образов, это постоянство поэтических пристрастий, которые так легко объясняются.
     Эти старые усадьбы, мелкопоместный быт, природа, аллеи и всепрощающие осени — словом, вся бунинская эстетика — приметы «золотого века», который для И. А. Бунина не в будущем, а в прошлом. В том, что было. Именно отсюда щемящая печаль в музыке образов. «Я не здесь! — поясняет поэт. — Я там. Всегда там, где»:
     Листья падают в. саду,
     Пара кружится за парой…
     Одиноко я бреду
     По листве в аллее старой,
     В сердце новая любовь,
     И мне хочется ответить
     Сердцу песнями и вновь
     Беззаботно счастье встретить.

Источник