Чем сон чарткова с явлением старика и золота

Чем сон чарткова с явлением старика и золота thumbnail

Научно-практическая конференция учащихся  Миасского городского округа «Сон или явь?» (Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) Автор: Куляшова Дарья, 11 класс, МБОУ «СОШ № 10», г Миасс  Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна,  учитель русского языка и  литературы МБОУ «СОШ №10» г. Миасс 2012г.

Научно-практическая конференция учащихся Миасского городского округа

«Сон или явь?»

(Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Автор: Куляшова Дарья,

11 класс, МБОУ «СОШ № 10»,

г Миасс 

Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна,

учитель русского языка и

литературы МБОУ «СОШ №10»

г. Миасс

2012г.

Цель исследования     Выявить черты, объединяющие данные эпизоды, установить их метафорическую связь с реальной жизнью героев и характером их поступков.

Цель исследования

Выявить черты, объединяющие данные эпизоды, установить их метафорическую связь с реальной жизнью героев и характером их поступков.

Задачи  В процессе работы над данными эпизодами были поставлены следующие задачи:   Изучить психологическую литературу о роли сна в постижении и отражении действительности.   Исследовать научные статьи по данной теме, разработанные В.Ш. Кривоносом, Ю.Ф Карякиным и М. М Бахтиным.   Самостоятельно исследовать текст романа в направлении темы.   Проанализировать композиционное построение снов, определить их границы, выявить роль связующих символов.   Определить, какую роль в характеристике героев Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский отводят приёму «сновидение в сновидении».

Задачи

В процессе работы над данными эпизодами были поставлены следующие задачи:

  • Изучить психологическую литературу о роли сна в постижении и отражении действительности.
  • Исследовать научные статьи по данной теме, разработанные В.Ш. Кривоносом, Ю.Ф Карякиным и М. М Бахтиным.
  • Самостоятельно исследовать текст романа в направлении темы.
  • Проанализировать композиционное построение снов, определить их границы, выявить роль связующих символов.
  • Определить, какую роль в характеристике героев Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский отводят приёму «сновидение в сновидении».

Сон и психология Сон относят к области бессознательного Карл Густав Юнг Образы сновидений- символы, имеющие значение только в контексте сна.  Иван Михайлович Сеченов называл сновидения ”небывалой комбинацией бывалых впечатлений”. Зигмунд Фрейд  Сон- символ бессознательных потребностей и беспокойств человека.

Сон и психология

Сон относят к области бессознательного

Карл Густав Юнг

Образы сновидений-

символы, имеющие значение только в контексте сна.

Иван Михайлович Сеченов называл сновидения ”небывалой комбинацией бывалых впечатлений”.

Зигмунд Фрейд

Сон- символ

бессознательных потребностей

и беспокойств человека.

Проблематика сновидений Сон-мечта Сон-предсказание Сон-утопия Сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского Сон Обломова в романе И.А. Гончарова Сон Татьяны Лариной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Что делать?» «Обломов»

Проблематика сновидений

Сон-мечта

Сон-предсказание

Сон-утопия

Сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского

Сон Обломова в романе И.А. Гончарова

Сон Татьяны Лариной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Что делать?»

«Обломов»

Сон и явь    Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.

Сон и явь

Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.

Сон Чарткова   Сон -часть биографии  поведение во сне определяется характером героя двойственность возможность выбора

Сон Чарткова

Сон -часть биографии

поведение во сне определяется характером героя

двойственность

возможность выбора

Сон Чарткова  (дорога в преисподнюю) Третий сон Сон - падение Первый сон Второй сон Сон-искушение Сон - предупреждение  « … сжатая рука чувствует доныне, как будто бы в ней что-то было.» «страшный фантом… что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок.» , где лежали тяжёлые свёртки с «1000 червонных » «Золото блестело» «Чартков вперился в золото» Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей свёрток…»  «черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его всосать…»

Сон Чарткова (дорога в преисподнюю)

Третий сон

Сон — падение

Первый сон

Второй сон

Сон-искушение

Сон — предупреждение

« … сжатая рука чувствует доныне, как будто бы в ней что-то было.»

  • «страшный фантом… что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок.» , где лежали тяжёлые свёртки с «1000 червонных »
  • «Золото блестело»
  • «Чартков вперился в золото»
  • Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей свёрток…»

«черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его всосать…»

Сон Свидригайлова   Сон - история нарастающей личностной катастрофы сон - форма исповеди героя видит во сне самого себя реагирует на события сна не так, как в реальной жизни

Сон Свидригайлова

Сон — история нарастающей

личностной катастрофы

сон — форма исповеди героя

видит во сне самого себя

реагирует на события сна не так, как в реальной жизни

Сон Свидригайлова  (расплата за падение) Третий сон (Сон- настоящее)  Мысль о самоубийстве  Девочка, найденная в углу (место потустороннее - символ страха героя)  Смеющаяся девочка-оборотень (символ невозможности спасения)  Второй сон (мрачное, преступное прошлое героя)  Троицын день.  Гроб с девочкой, в белом тюлевом платье, «Ей было только 14 лет, но это было уже разбитое сердце и оно губило себя…» Первый сон (отражает связь с будущим)  Мышь - нечистое животное (невеста дьявола - предвестник грядущей беды )

Сон Свидригайлова (расплата за падение)

Третий сон

(Сон- настоящее)

Мысль о самоубийстве

Девочка, найденная в углу (место потустороннее — символ страха героя)

Смеющаяся девочка-оборотень (символ невозможности спасения)

Второй сон

(мрачное, преступное прошлое героя)

Троицын день.

Гроб с девочкой, в белом тюлевом платье, «Ей было только 14 лет, но это было уже разбитое сердце и оно губило себя…»

Первый сон (отражает связь с будущим)

Мышь — нечистое животное (невеста дьявола — предвестник грядущей беды )

Сон- отражение жизненной ситуации героев (момент выбора) Чартков Свидригайлов талант художника модный  Жизнь «вояж по  живописец « Я может быть, Америке»  Золотые червонцы вместо вояжа-то (смерть) женюсь; мне потусторонний  отказ согласие Невесту сватают». мир  гениальный крах личности  художник

Сон- отражение жизненной ситуации героев

(момент выбора)

Чартков

Свидригайлов

талант художника модный

Жизнь «вояж по

живописец

« Я может быть, Америке»

Золотые червонцы

вместо вояжа-то (смерть)

женюсь; мне потусторонний

отказ согласие

Невесту сватают». мир

гениальный крах личности

художник

Место сна Чартков Свидригайлов Лестница, облитая помоями и украшенная следами кошек и собак Передняя, нестерпимо холодная Квадратная комната, большая, но низенькая, с мерзнувшими окнами Узенький диван, обтянутый когда-то кожей «Нумер» в гостинице «Душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей» «Клетушка» Пахнет «мышами и чем-то кожаным»

Место сна

Чартков

Свидригайлов

  • Лестница, облитая помоями и украшенная следами кошек и собак
  • Передняя, нестерпимо холодная
  • Квадратная комната, большая, но низенькая, с мерзнувшими окнами
  • Узенький диван, обтянутый когда-то кожей
  • «Нумер» в гостинице
  • «Душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей»
  • «Клетушка»
  • Пахнет «мышами и чем-то кожаным»

Символика потустороннего мира

Мышь — нечистое животное-предвестник грядущей беды, воплощение души умершего;

запах кожи напоминает о падении первых людей, о смертности как следствии греха,

угол -место, связанное со сферой потустороннего. Угол дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших

Чартков

Свидригайлов

  • «…он видит, видит ясно: простыни уже нет… портрет открыт весь и глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, глядит просто к нему вовнутрь …»
  • «Сиянье месяца усиливало белизну простыни, и ему казалось, что страшные глаза стали даже просвечивать сквозь холстину.»
  • «…узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею , потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…»
  • « вдруг как будто что-то пробежало под одеялом по руке его и по ноге… он встряхнул одеяло, и вдруг на простыню выскочила мышь .»
  • «… где-то в углу скребла мышь , да и во всей комнате будто пахло мышами и чем-то кожаным .»
  • «… вдруг в тёмном углу … разглядел он какой-то странный предмет, что-то будто бы живое.»

 Сон - проекция аномального мира Для Чарткова Он персонифицируется в оживающем портретном изображении старика, чьи дьявольски «страшные» глаза «вперились в героя» Для Свидригайлова Это пятилетняя «камелия»- не имеющее аналогов моральное уродство- предел человеческого падения

Сон — проекция аномального мира

Для Чарткова

  • Он персонифицируется в оживающем портретном изображении старика, чьи дьявольски «страшные» глаза «вперились в героя»
Читайте также:  Моя королева подарила мне сон дорогая в поуши в тебя влюблен скачать

Для Свидригайлова

  • Это пятилетняя «камелия»- не имеющее аналогов моральное уродство- предел человеческого падения

Послесоние  (выбор сделан) Чартков Свидригайлов Глаза на портрете «уже не казались ему страшными» «… чей бы ты ни был дедушка, а я тебя поставлю за стекло и сделаю тебе за это золотые рамки» Долго смотрел на проснувшихся мух На улице ему мерещится «тот самый куст», что привиделся во сне «Свидригайлов спустил курок»

Послесоние (выбор сделан)

Чартков

Свидригайлов

Глаза на портрете «уже не казались ему страшными»

«… чей бы ты ни был дедушка, а я тебя поставлю за стекло и сделаю тебе за это золотые рамки»

Долго смотрел на проснувшихся мух

На улице ему мерещится «тот самый куст», что привиделся во сне

«Свидригайлов спустил курок»

Выводы   Сон – это приём, используемый Н.В.Гоголем и Ф.М. Достоевским в качестве обвинения героев, для которых нормой является перевёрнутый мир   Сон Свидригайлова и Чарткова – это проекция их «внутреннего ада», взгляд на себя со стороны (отражение жизненной ситуации героев), где Чартков через искушение приходит к своему падению (сменил талант на деньги), а Свидригайлов - через осознание своего прошлого к самоубийству.   Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.   Детали и символы (свёрток с червонцами во сне Чарткова, мыши, мухи и мокрый куст во сне Свидригайлова), соединяя мир сна с миром яви, также стирают границы сновидений.   Композиционный приём «сон во сне» символизирует неспособность падшего человека, если им овладело духовное бесчувствие, к пробуждению, и он живёт как сомнамбула (лунатик).

Выводы

Сон – это приём, используемый Н.В.Гоголем и Ф.М. Достоевским в качестве обвинения героев, для которых нормой является перевёрнутый мир

Сон Свидригайлова и Чарткова – это проекция их «внутреннего ада», взгляд на себя со стороны (отражение жизненной ситуации героев), где Чартков через искушение приходит к своему падению (сменил талант на деньги), а Свидригайлов — через осознание своего прошлого к самоубийству.

Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.

Детали и символы (свёрток с червонцами во сне Чарткова, мыши, мухи и мокрый куст во сне Свидригайлова), соединяя мир сна с миром яви, также стирают границы сновидений.

Композиционный приём «сон во сне» символизирует неспособность падшего человека, если им овладело духовное бесчувствие, к пробуждению, и он живёт как сомнамбула (лунатик).

Выводы   Особая роль в композиции сна отводится авторами числу 3, где третий сон означает последний, то есть завершающий ряд событий, ставящий этому ряду предел.   Для каждого героя переходы из одного сновидения в другое метафорически обозначают движение вниз – в преисподнюю.   Падение - сюжет сна героев.   Сон героев- часть их биографии, а поведение во сне определяется двойственностью героев   Сон Свидригайлова связан со сном Чарткова сюжетом падения и формой «сон во сне», а фантастичность сновидений «усиливает» реальность событий, происходящих в жизни героев.

Выводы

  • Особая роль в композиции сна отводится авторами числу 3, где третий сон означает последний, то есть завершающий ряд событий, ставящий этому ряду предел.
  • Для каждого героя переходы из одного сновидения в другое метафорически обозначают движение вниз – в преисподнюю.
  • Падение — сюжет сна героев.
  • Сон героев- часть их биографии, а поведение во сне определяется двойственностью героев
  • Сон Свидригайлова связан со сном Чарткова сюжетом падения и формой «сон во сне», а фантастичность сновидений «усиливает» реальность событий, происходящих в жизни героев.

Источник

А.М. Ремизов. Книга «Огонь вещей». Цикл «Огонь вещей». Цикл «Морок».

II
СИНИЙ ВСОС

Сон Чарткова, Портрет

Трехступенной сон — лунный всос — с пробуждением во сне — выходом в новое сновидение. Третье сновидение, после которого «действительно» проснется, происходит на поверхности первого: за простыней, которой закрыт портрет, движутся руки. Весь сон можно представить как спуск и подъем.

I. Старик выходит из рамки. II. Чартков вышел из-за ширм; губы старика вытягиваются к нему, как будто

204

хотели его высосать. III. Чартков видит в щелку, как старик силится выйти из рамки.

У Чарткова пропадает голос и ноги не слушаются. У Хомы Брута в Вии — и руки деревенеют. Невозможность сопротивляться, сонное состояние. Как и возвращение: старик ушел из-за ширмы и снова слышатся приближающиеся шаги (I). Это страх.

Действительность входит в сон звуком и цветом. Золото звенело тонко и глухо: шелест приближающихся шагов, — а это храпел Никита из передней. Игра лунного света. Холодное синеватое сияние месяца усиливается, лунная синь превращается в длинные столбики, завернутые в синюю бумагу и как отсвет, желтые червонцы, бронзовое лицо старика.

Холст, гипсовая рука, драпировка, штаны, нечищеные сапоги — лунное поле для живых изводящих глаз портрета.

Золото разворачивалось в когтистых руках старика — эти руки, они в «Страшной мести», грозящая судьба.

*

Он опять подошел к портрету, чтобы рассмотреть глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры: это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, — только ему сделалось вдруг страшно сидеть одному в комнате. Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть, а между тем глаз невольно, косясь, окидывал его. Наконец, ему сделалось даже страшно ходить по комнате: ему казалось, кто-то другой станет ходить позади его, — и он робко оглядывался.

Он не был никогда труслив, но воображение и нервы его были чутки, и в этот вечер он сам не мог истолковать себе своей невольной боязни. Он сел в уголок, но и здесь казалось ему,

205

что кто-то вот-вот взглянет через плечо. Самое храпенье Никиты, раздававшееся из передней, не прогоняло его боязни.

Наконец, робко, не подымая глаз, поднялся он со своего места, отправился к себе за ширмы и лег. Сквозь щелки в ширмах он видел освещенную месяцем свою комнату и видел прямо висевший на стене портрет. Глаза еще страшнее, еще значительнее вперлись в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него. Полный тягостного чувства, он решился встать с постели, схватил простыню и, приблизясь к портрету, закутал его всего.

I. Сделавши это, он лег спокойнее, стал думать о бедности и жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете; а между тем, глаза его невольно глядели сквозь щелку ширм на закутанный простынею портрет. Сияние месяца усиливало белизну простыни, и ему казалось, что страшные глаза стали даже просвечивать сквозь холстину. Со страхом вперил он пристальные глаза, как бы желая увериться, что это вздор. Но уже в самом деле… он видит, видит ясно: простыни уже нет… портрет открыт весь и глядит, мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, — глядит к нему вовнутрь… У него захолонуло сердце. И видит: старик пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками, приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам… Сквозь щелку видны были уже одни только пустые рамы. По комнате раздался стук шагов, который становился ближе и ближе к ширмам. Сердце стало сильно колотиться. С занявшимся от страха дыханьем он ожидал, что вот-вот глянет к нему за ширмы старик. И вот он глянул бронзовым лицом и поводя глазами. Чартков силился вскрикнуть — и почувствовал, что у него нет голоса, силился пошевельнуться, сделать какое-нибудь движение — не движутся члены. С раскрытым ртом и замершим дыханьем, смотрел он на этот странный фантом высокого роста, в

Читайте также:  Что значит во сне обниматься с покойником

206

какой-то широкой азиатской рясе, и ждал, что станет он делать. Старик сел почти у самых ног его и вслед за тем что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок. Старик развязал его и, схватив за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу и на каждом было поставлено: «1000 червонных». Высунув свои длинные, костистые руки из широких рукавов, старик начал разворачивать свертки. Золото блеснуло. Как ни велико было тягостное чувство и обеспамятевший страх художника, но он вперился весь в золото, глядя неподвижно, как оно разворачивалось в костистых руках, блестело, звенело тонко и глухо, и заворачивалось вновь. Тут заметил он один сверток, откатившийся подалее от других к самой ножке его кровати, в головах у него. Почти судорожно схватил он его и полный страха, смотрел, не заметил ли старик. Но старик был, казалось, очень занят; он собрал все свертки свои, уложил их снова в мешок и не взглянувши на него, ушел за ширмы. Сердце билось сильно у Чарткова, когда он услышал, как раздался по комнате шелест удалявшихся шагов. Он сжимал покрепче сверток в своей руке, дрожа всем телом, — и вдруг услышал, что шаги вновь приближаются к ширмам — видно, старик вспомнил, что недоставало одного свертка. И вот — он глянул к нему вновь за ширмы. Полный отчаяния, художник стиснул всею силою в руке свой сверток, употребил все усилие сделать движенье, вскрикнул — и проснулся.

II. Холодный пот облил его всего; сердце билось так сильно, как только могло биться; грудь была стеснена, как будто хотело улететь из нее последнее дыханье. «Неужели это был сон?» — сказал он, взявши себя обеими руками за голову. Но страшная живость явленья не была похожа на сон. Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки, мелькнула даже

207

пола его широкой одежды, а рука чувствовала ясно, что держала за минуту перед сим какую-то тяжесть. Свет месяца озарял комнату, заставляя выступать из темных углов — где холст, где гипсовую руку, где оставленную на стуле драпировку, где панталоны и нечищеные сапоги. Тут только заметил он, что не лежит, а стоит прямо перед портретом. Как он добрался сюда — уж этого никак не мог понять. Еще более изумило его, что портрет был открыт весь, и простыни на нем, действительно, не было. С неподвижным страхом глядел он на него и видел, как прямо вперились в него живые человеческие глаза. Холодный пот выступил на лице его; он хотел отойти, но чувствовал, что ноги его как будто приросли к земле. И видит он, — что это уж не сон, — черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его высосать… С воплем отчаяния отскочил он — и проснулся.

III. «Неужели это был сон?» С бьющимся на разрыв сердцем ощупал он руками вокруг себя. Да, он лежит на постели, в таком точно положении, как заснул. Перед ним ширмы: свет месяца наполнял комнату. Сквозь щель в ширмах виден был портрет закрытый, как следует, простынею, так, как он сам закрыл его. Итак, это был тоже сон. Но сжатая рука еще чувствует, как будто бы в ней что-то было. Биенье сердца было сильно, почти страшно; тягость в груди невыносимая. Он вперил глаза в щель и пристально глядел на простыню. И вот видит ясно, что простыня начинает раскрываться, как будто бы под нею барахтались руки и силились ее сбросить. «Господи, Боже мой, что это?» — вскрикнул он, крестясь отчаянно, — и проснулся.

Читайте также:  Брать во сне за руку мужчину

«И это был также сон!» Он вскочил с постели, полоумный, обеспамятевший, и уже не мог изъяснить, что это с ним делается: давленье ли кошмара, или домового, бред ли горячки, или живое виденье. — — — Он подошел к окну и открыл форточку. Холодный, пахнувший ветер оживил его.

208

Лунное сиянье лежало все еще на крышах и белых стенах домов. — — — Долго глядел он, высунувши голову в форточку. Уже на небе рождались признаки приближающейся зари; наконец, почувствовал он дремоту, захлопнул форточку, отошел прочь, лег в постель и скоро заснул, как убитый, самым крепким сном.

Проснулся он очень поздно и почувствовал в себе то неприятное состояние, которое овладевает человеком после угара: голова болела.

*

Пробуждение в действительность, которая мало чем отличается от сна: Чартков после своего сна пасмурный и недовольный — мокрый петух; хозяин Чарткова — цвет изношенного сюртука; соседи пепельный разряд людей, мутная пепельная наружность, молчат, ни о чем не думая; полицейские особая порода; топорное устройство полицейских рук.

Из трехступенного сна Чарткова сон Свидригайлова в «Преступлении и наказании».

Вторая часть портрета превыспренная словесность — отголосок южнорусского театра, Чартков по складу речи актер из Гамлета.

Ремизов А.М. Ахру. Огонь вещей. Сны и предсонье. Синий всос // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская книга, 2000—2003. Т. 7. С. 204—209.

© Электронная публикация — РВБ, 2012—2020.

Источник

Вообщем дайте сайт или напиши ответы на эти вопросы очень очень надо пожалуууйста

( p,s давайте не будем стоить из себя самых умных и писать «аххаах я не знаю» или «в интернете посмотри» > < я прошу по человечески

1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?
2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна и в чем они отличны?
9. Какой рассказ Чехова напоминает вам разговор хозяина с Чартковым?
10. Какое искусство нарвится простому народу, судя по лавке на Щукином рынке и рассуждениям квартального и хозяина? Почему Гоголь иронизирует над любителями парадного искусства?
11. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?
12. Какие возможности дает Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
13. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
14. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
15. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
16. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
17. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи?
18. Чем смешны претензии заказчиков?
19. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
20. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
21. Почему «Золото сделалось…страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?
22. Чем отличается русский художник , усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идет речь?
23. «Какая неизмеримая пропасть существует между созжанием и простой копией с природы», между подлинным искусством и ремеслом?
24. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
25. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер.

Часть 2.
1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной профессией?
2. Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
4. Какие перемены происходят в людях, которые связываеют себя с ростовщиком?
5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? Вчем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
8. В чем значение искусства и почему «талант …чище всех всех должен быть душою»? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?
9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого сделать не удается?

Источник