Что человек когда он занят только сном и едой животное не больше эссе
Сорокина Мария,
МБОУ МПЛ г. Димитровграда
«Что человек, когда он занят только Сном и едой?
Животное – не боле…» (У. Шекспир)
«Что человек, когда он занят только Сном и едой? Животное – не боле…» — именно так говорит известный драматург У. Шекспир в своей пьесе «Гамлет». Автор убежден, что человек, который подчиняется лишь первичным своим потребностям, не развивается духовно и морально, становится подобен животному. Но ведь человеку, в отличие от животного, дан разум, способность мыслить и творить, и он должен максимально использовать свои возможности. Их использование означает ещё культурное и духовное обогащение, развитие личности, постижение чего-то нового, учение и самосовершенствование. Однако далеко не все люди осознают важность духовных и социальных потребностей.
Примером человека, уподобившегося животному, в литературе может служить герой романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич, барин 33 лет, человек ленивый, апатичный, чрезмерно мечтательный и совершенно неприспособленный к реальной жизни. У Обломова есть потребность в семье, детях, размеренной, тихой и спокойной жизни. Но герой не делает ничего, чтобы приблизиться к этой идиллии, она остается только в его мечтах. Все свое время герой проводит в постели, его день составляют только сон и непрерывное создание иллюзий. В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прячется от реального мира, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а тем более трудиться и продолжать движение вперед, даже сталкиваясь с неудачами.
Причины такого поведения стоит искать прежде всего в атмосфере, в которой воспитывался герой. Его родная деревня Обломовка – тихий и живописный уголок, где жизнь имеет циклический характер, идет своим чередом: рождение, взросление, старение, смерть. Она действительно основана лишь на животных потребностях. Вся жизнь обломовцев сосредоточена на обильной еде, а сон после обеда называют мертвым («истинное подобие смерти»): спит вся деревня. Они не привыкли к общению, контакту с внешней средой. Когда в Обломовку впервые за много лет пришло письмо, жители взволновались, испугались, и даже не решились его открыть. Выросший на таких традициях, герой не пересматривает ничего из усвоенных в детстве привычек, воспринимает такой тип мышления, как норму жизни и не признает другого.
А жизнь вокруг Обломова кипит — приходят бывшие коллеги, приятели, люди женятся, ходят в гости, работают, однако Илью Ильича это не волнует. Светское общество он критикует, считает, что «беспокоить себя» ради «вечной беготни, игры дрянных страстишек» не имеет смысла. Но ведь человеку, чтобы стать человеком, то есть биосоциальным существом, обязательно необходимо общение с другими людьми.
Обломов – не «ком теста», он наделен живым умом, способный к мышлению, самоанализу. В нем есть мощный потенциал, который он не может реализовать (не случайно он сопоставляется автором с Ильей Муромцем!). С отказом героя принимать участие в жизни общества, его физическим «замиранием» Илья Ильич останавливается и в своем духовном движении. Среда и воспитание убили в Обломове все задатки деятельности и активности, заразили его «обломовщиной». В сознании героя укоренился лишь этот «блаженный уголок», «сонное царство», которое вращается вокруг своего громадного пирога.
Именно этот культ биологических потребностей, сна и еды, превращает жизнь героя в существование, не дает герою вырасти от животного состояния до настоящего человека, с желанием трудиться, развиваться и впитывать в себя все, что может дать ему окружающий мир.
Источник
Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года
Реальные примеры экзаменационных эссе школьников и их оценки
Чтобы научиться писать эссе (мини-сочинение) по обществознанию важно понять требования экзаменаторов. Особенный интерес представляют материалы, которыми руководствуются сами экзаменаторы. Как пишут эссе школьники? Что думают об этих эссе эксперты?
Оценка за эссе (мини-сочинение) по обществознанию выставляется по трем критериям.
Первый критерий (1 балл). Экзаменуемый должен раскрыть смысл избранного для анализа высказывания. Согласно правилам, если эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
Второй критерий (2 балла). Оценивается теоретическая аргументация: наличие явных определений, классификаций, аргументов «за» и «против». Если в эссе (мини-сочинении) допущены ошибки, т.е. приведены положения, противоречащие научному обществознанию, то это влечет снижение оценки на 1 балл.
Третий критерий (2 балла). Выпускник должен проиллюстрировать свою позицию, позицию автора высказывания или какой-либо из аргументов несколькими фактами. Источниками фактической аргументации могут служить личный опыт, сообщения СМИ, знания, почерпнутые из других дисциплин. Важно, чтобы было приведено не менее двух фактов из различных источников.
Эссе на 5 баллов.
Тема: «Существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона» (Ф. Бэкон)
Ответ школьника на ЕГЭ:
Английский философ, историк и политический деятель Фрэнсис Бэкон высказал мысль, что существует три источника несправедливости: насилие как таковое, злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона и жестокость самого закона. Какой смысл несет в себе столь категоричное высказывание? Стоит с ним соглашаться или опровергать?
Мне бы хотелось согласиться с высказывание автора и чтобы обосновать свою точку зрения, привести аргументы в поддержу данной мысли.
Прежде всего, речь идет о законе. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы являются важнейшим источником права в государстве. Они представляют собой сложную систему с определенной внутренней иерархией.
В чем же проявляется несправедливость, о которой говорит автор, в случае, если законы обладают указанными признаками? Для сравнения рассмотрим понятие «правовое государство». Правовое государство – это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Закон является источником права. Как же может быть соблюдена справедливость в государстве, если его правовую основу составляют заведомо несправедливые элементы?
Еще древнеримский философ и политик Цицерон утверждал: «Благо народа – вот высший закон». Может ли осуществляться благо народа через насилие, жестокость, коварство? Естественно, нет. Именно когда закон обладает данными признаками в государстве и процветает несправедливость и противоправность. Исполнять жестокие законы люди просто не смогут, так как они в большинстве своем базируются лишь на индивидуальных волеизъявлениях диктатора или глупого правителя.
Томас Джефферсон говорил: «Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла». Данная мысль, по моему мнению, может являться продолжением высказанной Бэконом мысли. Так как привила здравого смысла изначально отрицают насилие, коварство, жестокость. Законы, основанные на здравом смысле не несут в себе несправедливости.
Справедливость законов – их неотъемлемая часть. Особенно ярко это проявляется в уголовных законах, ведь именно они, как никакие другие должны быть в высшей степени справедливы, чтобы мера наказания в полной мере соответствовала совершенному деянию, однако не была жестче, чем это необходимо. Ведь если за небольшие проступки будут следовать жестокие наказания, то люди просто озлобятся на существующую несправедливость.
В тоже самое время, закон не должен быть и слишком лояльным и мягким. Например, как известно из современных новостей, закону об ограничении курения предсказываются сложности в Думе. Хотя, казалось бы, закон вполне справедлив… Но курильщики яро заявляют о своих правах курить в общественных местах, они не хотят терпеть ущемления… С другой же стороны, это курение ущемляет права некурящих граждан, вынужденных вдыхать едкий дым. Еще одной влиятельной силой являются производители табачных изделий, которые не хотят лишаться прибыли… В такой ситуации получается, что кажущаяся суровость закона все же необходима, хотя это и вызывает многочисленные дискуссии.
Таким образом, я считаю мнение Фрэнсиса Бэкона абсолютно справедливым, так как, действительно, насилие, злонамеренное коварство и жестокость закона порождают лишь несправедливость.
Оценка эксперта ЕГЭ:
Критерий | Балл | Комментарий |
К 1 | 1 | Смысл высказывания раскрыт |
К2 | 2 | Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы |
К3 | 2 | Факты и примеры почерпнуты из различных источников |
***
Эссе на 2 балла.
Тема: «Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше! (У. Шекспир)
Ответ школьника на ЕГЭ:
Высказывание английского поэта Уильяма Шекспира, жившего на рубеже 16-17 веков, связано с проблемой становления и развития личности. Я полностью согласна с автором относительно того, что человек, удовлетворяющий только физиологические потребности, похож на животных.
Человек – это биосоциальное существо, и именно наша социальная составляющая требует развития своих духовных, а не только физиологических качеств. Человек, стремящийся получить знания, усвоить культурный опыт, достичь определенного социального статуса, постоянно работает над собой, развивая свой интеллект, повышая культурный уровень, достигая целей своих действий.
Люди, которые кроме первичных потребностей (согласно школе А. Маслоу – физиологических, потребностей в безопасности) стремятся удовлетворить еще и вторичные, приобретенные потребности – престижные, а главное, духовные, проходят процесс социализации. Социализация – это процесс усвоения культурного опыта, социальных ролей, результатом которого является становление личности. Личность – это целостность социальных качеств человека, формирующихся на основе его включения в систему социальных отношений.
Настоящая личность занята не только заботой о хлебе насущном, но активно участвует в социальном процессе, приобретает новые общественно значимые качества, стремится к постижению нового, к творческой деятельности. Это делает духовный мир человека богаче, ярче, следовательно, он больше может принести самому обществу, он становится значимым для других людей.
Я считаю, цель и предназначение человека – в служении обществу, в духовном развитии, а не только в удовлетворении своих простейших интересов. Только тогда мы становимся выше животных, не просто живыми существами, а творцами, созидателями.
Оценка эксперта ЕГЭ:
Критерий | Балл | Комментарий |
К 1 | 1 | Смысл высказывания раскрыт. |
К2 | 1 | Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений о социализации ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. |
К3 | 0 | Фактическая аргументация отсутствует. |
***
Эссе на 3 балла.
Тема: «Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин)
Ответ школьника на ЕГЭ:
Я полностью согласна с высказыванием известного русского историка, философа-идеалиста,
профессора Московского университета Б.Н. Чичерина.
Действительно, власть, в первую очередь, должна прислушиваться к настроениям народа, и тогда народ будет ее поддерживать.
Противоречия в обществе, недовольство властью чаще всего и возникают из-за того, что власть действует, не учитывая интересы народа. Вспомним пример из русской истории 20 в. – правление Николая II. Царь не желал прислушиваться к интересам народа, несмотря на то, что общество и правительство осознавали необходимость реформ, царь медлил в их проведении, что привело к многочисленным восстаниям и забастовкам, революции и к свержению царской власти. Вот к чему может привести нежелание учитывать «мысли и чувства» народа. Чтобы не возникало проблем между взаимодействием власти и общества, большинство государств пришли к такой политической организации жизни общества как демократия. Демократия – политическая организация жизни общества, основанная на признании народа основным источником власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократия бывает двух видов: прямая (непосредственная), предполагает участие в свободных выборах и референдумах) и представительная (занятие гражданами должностей в высших органах государственной власти).
В первой статье Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация – правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления». «Демократическое» говорит о том, что наши граждане непосредственно участвуют в политической жизни общества. Недавно В.В. Путин провел совещание по вопросам общественной демократии на котором рассматривалось предложение введения общественной экспертизы при принятии законов. Это говорит о том, что российская власть стремится увеличить участие в политике людей, далеких от политический жизни и участь их мнение при принятии важнейших государственных решений.
Подводя итог вышесказанному, хочется добавить, что государство будет развиваться и процветать только при активном содействии граждан этому развитию, а чтобы граждане стремились принимать участие в политике государства, власть долна считаться с их мнением, ведь власть для того и существует, чтобы править на благо народа. Поэтому, несомненно, власть и народ должны выбрать такую форму взаимодействия как сотрудничество.
Оценка эксперта ЕГЭ:
Критерий | Балл | Комментарий |
К 1 | 1 | Содержание ответа дает представление о его понимании |
К2 | 1 | Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения |
К3 | 1 | Приведен(ы) пример(ы) из источников одного типа. |
***
Эссе 0 баллов.
Тема: «Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией» (И.А. Ильин)
Ответ школьника на ЕГЭ:
«Смысл данного высказывания в том, что именно народ и никто другой имеет исключительно ключевую роль в жизни государства. От того, каковы его ценности, цели и намерения зависит его будущее. Многие народы за всю историю существования переживали трудные времена и наоборот, — подъемы.
Вспомним знаменитую теорию Тойнби: он также представлял историю как волновой процесс. Причиной таких изменений, как кажется на первый взгляд, была власть. Но если мы заглянем глубже в историю, то увидим, что только народ мог повлиять на свою судьбу. Когда народ не участвовал в жизни государства в силу своей разобщенности, неспособности, неопытности, был настроен против власти и имел с ней множество противоречий, то складывалась анархия или деспотия. Такой народ по мнению Ильина, лишен искусства свободы. Примером может послужить правление Ивана Грозного – время, когда государство оказалось в пропасти между царем-деспотом и народом. Существуют также мнения, согласно которым судьба государства, а значит и народа зависит от отдельно взятых людей. Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может опрокинуть. Однако устойчивость лодки будет зависеть от умения гребца. Следовательно, значимость отдельных людей имеет место. И истории известны случаи, когда в слаборазвитом государстве появлялся могущественный лидер и вместе с народом они обретали величие. Среди таких людей – Александр Македонский, Петр Великий. Они были близки духом с народом. А. Македонский знал всех воинов по именам.
«Работает ли это в наши дни?» — Безусловно. Но в современном мире лишение свободы неции чаще отождествляется с ее богатством. Но на самом деле оно не выражается в количестве газа или нефти, а в умении народа качественно решать насущные проблемы. Таким образом народ играет главную роль в государстве».
Оценка эксперта ЕГЭ:
Критерий | Балл | Комментарий |
К 1 | 0 | Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании |
К2 | 0 | |
К3 | 0 |
***
Раздел ожидает пополнения в ближайшее время.
Источник
Совсем не знак бездушья — молчаливость. Гремит лишь то, что пусто изнутри.
Над шрамом шутит тот, кто не был ранен.
Чем меньше слов, тем больше будет чувства.
Тогда лишь двое тайну соблюдают,
Когда один из них ее не знает.
Чем страсть сильнее, тем печальней бывает у нее конец.
Искать того напрасно, кто не желает, чтоб его нашли.
Лживое лицо скроет все, что задумало коварное сердце.
Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею.
Как можешь ты судить о том, чего не знаешь?..
Поплакать в меру — знак большой любви,
А плач без меры — признак тупоумья.
Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, и не исполняют даже возможного.
Наши сомнения — это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать.
Мы знаем, что мы есть, но не знаем, чем мы можем быть.
Кто служит только для того, чтоб извлекать доходы,
Тебя оставит одного во время непогоды.
Что тянет неудачников на дно?
Их собственная лень и трусость.
Оденьте преступление в золото — и крепкое копьё правосудия переломится, не поранив.
Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше.
Как движется к земле морской прибой,
Так и ряды бессчетные минут,
Сменяя предыдущие собой,
Поочередно к вечности бегут.
И всё ж рисует глаз лишь то, что видит он, —
А душу познавать возможности лишён!
Ты не со мной — и день покрыла мгла;
Придешь во сне — и ночь, как день, светла.
Чтобы оценить чье-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.
Рыбы в море поступают как люди на земле: большие поедают малых.
Грехи других судить вы так усердно рвётесь,
Начните со своих и до чужих не доберётесь.
Когда дружба начинает слабеть и охлаждаться, она всегда прибегает к усиленной вежливости.
Но помню я, мы ангельски прекрасны,
Пока желают нас и жаждут страстно:
Всем любящим полезно это знать —
Мужчина хвалит то, что хочет взять.
Но, чуть достигнут им предел желаний,
Бледнеет пыл молений и мечтаний.
Понятен мне любви закон один:
Просящий — раб, достигший — властелин.
Страшится или любит женский пол —
В нем все без меры, всюду пересол.
Кто предаёт себя же самого —
Не любит в этом мире никого!
Любовь — блеск солнечный, дождю идущий вслед,
А похоть — мрак грозы вослед за блеском света;
Любовь всегда свежа, как яркий вешний цвет,
А похоти зима приходит раньше лета;
В любви нет жадности, — в обжорстве похоть мрёт;
В любви — всё истина, а похоть вечно лжёт.
Во всяком деле, чтобы добиться успеха, нужна некоторая доля безумия.
Одно из прекраснейших утешений, которые предлагает нам жизнь, — то, что человек не может искренне пытаться помочь другому, не помогая самому себе.
Одни рождаются великими, другие достигают величия, третьим его навязывают.
Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить ее.
Трус и до смерти часто умирает.
Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга.
В лучшие свои минуты он немножко хуже, чем человек, а в худшие — немного лучше, чем животное.
Ничто не хорошо, когда некстати.
Тот человек мне гадок, в ком мысли гнусные, язык же льстив и гладок.
Если нас уколоть — разве у нас не идет кровь?
Если нас пощекотать — разве мы не смеемся?
Если нас отравить — разве мы не умираем?
А если нас оскорбляют — разве мы не должны мстить?
Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник.
Как люди ни хитры, пора приходит —
И все на воду чистую выводит.
Увы, любовь, хотя она слепа,
Без глаз найдёт, какими ей путями
Дойти до нас и властвовать над нами.
Не будь ни расточителем, ни скрягой:
Лишь в чувстве меры истинное благо.
Но если уж мужское слово ненадёжно,
Чего тогда от женщины ждать можно?
Неладно что-то в датском королевстве.
Можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом.
Как часто нас спасала слепота,
Где дальновидность только подводила.
Безумье сильных требует надзора.
Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!
Люблю, — но реже говорю об этом,
Люблю нежней, — но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Старость приводит в упадок умного человека, а дурака совершенствует.
Источник: Quote-Citation.Com
Источник