Что нового вносит глава сон обломова в раскрытие образа обломова

Что нового вносит глава сон обломова в раскрытие образа обломова thumbnail

Глава, о которой пойдёт речь, играет в романе И.А. Гончарова важную композиционную роль. Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Итак, герою снится Обломовка его детства. Она предстаёт перед нами своеобразным оазисом, неким островом, оторванным от всего остального мира. Обитатели этого райского уголка не ведают житейских бурь и чувствуют себя абсолютно защищёнными. В Обломовке не знают даже страха перед смертью: «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Обращает на себя внимание размеренность существования в Обломовке. Жизнь здесь идёт по кругу — подобно тому, как повторяются природные явления, наблюдаемые обломовцами из года в год. Время в Обломовке как бы остановилось.

Оторванность Обломовки от остального мира приводила к тому, что в неё не проникали никакие новости извне, а потому её обитателям было не с кем себя сравнивать и они не задумывались о смысле жизни, никогда не задавали себе лишних вопросов. Их идеал заключался в том, чтобы один день походил на другой: «сегодня как вчера, вчера как завтра». Главной заботой обитателей Обломовки была вкусная и обильная еда: обсуждение блюд для предстоящего обеда являлось основным событием дня.

На мой взгляд, снящаяся Илье Ильичу Обломовка сама является сонным царством и в прямом, и в переносном смысле. Послеобеденный сон в Обломовке — картина, заставляющая вспомнить сказку о спящей красавице: каждый сваливается там, где застиг его сон. И это было единственное время, когда ребёнок — он один бодрствовал среди спящих взрослых — мог утолить своё любопытство к окружающему миру.

Сонную жизнь обломовцев не нарушали никакие происшествия. Здесь не ведали ни грабежей, ни убийств, ни других «страшных случайностей». Точно так же не волновали обитателей Обломовки «ни сильные страсти, ни отважные предприятия».

Таким образом, изолированность от деятельного мира, растительное существование, отсутствие духовных запросов — таковы особенности среды, в которой формировался характер героя. Возможно, жизнь в Обломовке представляется по-своему привлекательной (сон Обломова неуловимо окрашен поэзией детства), но, безусловно, такая атмосфера губительна для развивающейся души.

Погружаясь вместе с Обломовым в его сон, мы прослеживаем жизнь героя с самого начала и видим, что, будучи ребёнком, он, как и все дети, был непоседлив и любознателен. Однако взрослые гасили все его порывы, ограждая мальчика от возможных опасностей, формируя у него презрительное отношение к труду ради хлеба насущного (труд в Обломовке считался наказанием, написанным на роду), внушая превратное представление о жизни.

Не о героях и не о богатырях рассказывала няня маленькому Илюше — в её сказках говорилось о стране, где «текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает». В других же няниных сказках действовали страшные призраки, мертвецы и оборотни, что сеяло в душе впечатлительного мальчика тоску и боязливость по отношению к окружающему миру. Вот и вырос он тяжёлым на подъём и несмелым человеком, хотя в молодые годы, подобно многим, мечтал о деятельной жизни.

Прочитав главу «Сон Обломова», мы понимаем, что характерные черты личности героя: робость и леность, непрактичность и беспомощность перед жизнью — берут истоки в его детстве. Беда, погубившая Обломова, носит имя его рода. Обломовщина — особое состояние души, при котором воля парализована, а чувства не находят выхода.

«Погиб, пропал ни за что», — подвёл итог его жизни Штольц. Хороший человек ни на что не пригодился в жизни — что может быть трагичнее! Остаётся думать, что сыну Обломова предназначена другая судьба.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник

Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.
Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов – старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», – с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.
В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».
У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.

Читайте также:  Мультфильмы для детей 3 лет перед сном

Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение.

<a rel=»nofollow» href=»https://www.litra.ru/composition/get/coid/00090901184864173151″ target=»_blank»>https://www.litra.ru/composition/get/coid/00090901184864173151</a>

Источник

Ñî÷èíåíèå ïî ëèòåðàòóðå.

Ñîí â ðóêó.
Ïîãîâîðêà.

Ðîìàí Ãîí÷àðîâà «Îáëîìîâ» áûë ïîëíîñòüþ îïóáëèêîâàí â 1859 ã. è âûçâàë îãðîìíûé èíòåðåñ ÷èòàòåëåé. Ýòî îáúÿñíÿëîñü íå òîëüêî õóäîæåñòâåííûì òàëàíòîì àâòîðà, íî è ñâîåâðåìåííîñòüþ ïðîèçâåäåíèÿ.  íåì îòðàæàåòñÿ ãóáèòåëüíîå âëèÿíèå íà ÷åëîâåêà åãî áåçäåéñòâèÿ, óñûïëåíèÿ âñåõ ñòðåìëåíèé è ñèë. Ïèñàòåëü íå ïûòàåòñÿ ðàñòîëêîâàòü ïðè÷èíû ïîäîáíîé àïàòèè, âïå÷àòëåíèÿ ñàìîãî àâòîðà â ðîìàíå âñòðå÷àþòñÿ íå÷àñòî. Ñïîêîéíî è âäóì÷èâî îïèñûâàåò Ãîí÷àðîâ ïðåäìåò, çàèíòåðåñîâàâøèé åãî, è, çàâåðøèâ ïîâåñòâîâàíèå, ïðåäîñòàâëÿåò ÷èòàòåëþ ïðàâî ñâîáîäíî ðàññóæäàòü íàä èçîáðàæåííûì.

Ïðåä íàøèì âíóòðåííèì âçîðîì ïîÿâëÿåòñÿ êîìíàòà, â êîòîðîé áåçîòëó÷íî ëåæèò íà äèâàíå «÷åëîâåê ëåò òðèäöàòè», Èëüÿ Èëüè÷ Îáëîìîâ. Óìíûé è ÷åñòíûé, íå óòðàòèâøèé ìîðàëüíûõ öåííîñòåé, îí ïðèõîäèò ê ïîíèìàíèþ òîãî, ÷òî âñå åãî äóøåâíûå ñèëû «çàðûòû â íåì, êàê â ìîãèëå» è íå íàøëè ïðèìåíåíèÿ. «Îò÷åãî ÿ òàêîé?» — ñïðàøèâàåò ñåáÿ ãåðîé. Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ñîäåðæèòñÿ â XIX ãëàâå ðîìàíà — çíàìåíèòîì «Ñíå Îáëîìîâà».

×òîáû ïîêàçàòü ñâÿçü ìåæäó ñðåäîé è ÷åëîâåêîì, îáñòîÿòåëüñòâàìè è õàðàêòåðîì, ëèòåðàòóðà îáðàùàåòñÿ ê äåòñòâó è ãîäàì âîñïèòàíèÿ ñâîèõ ãåðîåâ. «Ñîí Îáëîìîâà», â êîòîðîì ðàññêàçûâàåòñÿ î òîì, êàê ðîñ Îáëîìîâ, âñêðûâàåò ïðè÷èíû îáëîìîâùèíû, îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó Èëüÿ Èëüè÷ ñòàë òàêèì, êàêèì îí èçîáðàæåí â íà÷àëå ðîìàíà.

 îïèñàíèè Îáëîìîâêè áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ïåéçàæ. Ïðèðîäà… îòêàçûâàåòñÿ îò âñåãî «äèêîãî è ãðàíäèîçíîãî»… Æèçíü îáëîìîâöåâ óïîäîáëÿåòñÿ ïðèðîäå, îíà ïðåäñêàçóåìà è îäíîîáðàçíà. Îíè æåëàþò îäíîãî: ÷òîáû îäèí äåíü áûë ïîõîæ íà äðóãîé… Ïîñëåîáåäåííûé ñîí ñòàíîâèòñÿ ñèìâîëîì æèçíè îáëîìîâöåâ — ìàòåðèÿ ïðåîáëàäàåò íàä ñîçíàíèåì. Åäèíñòâåííàÿ ôîðìà äóõîâíîé æèçíè â Îáëîìîâêå — ïîãðóæåíèå â ìèð ñêàçîê è ëåãåíä. Òàêîé êðóãîçîð íå ìîæåò ðàçâèòü â ÷åëîâåêå ñïîñîáíîñòü ê ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, íî êóëüòèâèðóåò âäóì÷èâóþ ñîçåðöàòåëüíîñòü. Æèçíü ïðîõîäèò ìèìî îáëîìîâöåâ, è èì îñòàåòñÿ «òîëüêî íàáëþäàòü çà íåé».

Îáëîìîâêà âñåìè ñèëàìè îòãîðàæèâàåòñÿ îò âíåøíåãî ìèðà, ïîýòîìó âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì ñâåäåíû äî ìèíèìóìà… Íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî íå òðåáóåò «áûñòðîãî è æèâîãî îáðàùåíèÿ» äåíåã, ïîýòîìó «åäèíñòâåííîå óïîòðåáëåíèå êàïèòàëîâ — äåðæàòü èõ â ñóíäóêå» óñâîåíî òàê ïðî÷íî, ÷òî îáëîìîâöû ñ áîëüøèì òðóäîì ðàññòàþòñÿ ñ äåíüãàìè… Íî â öåëîì îíè íå ñêóïû è îõîòíî äåëÿòñÿ òåì, ÷òî ïðîèçâîäÿò ñàìè…

Читайте также:  Что значит выпавший зуб без крови во сне

Áîëüøàÿ ïàòðèàðõàëüíàÿ ñåìüÿ, âñå «çíàþò äðóã äðóãà êàê ñàìîãî ñåáÿ»…

Âíóòðåííåå ñîäåðæàíèå ýïèçîäà àâòîð ðàñêðûâàåò ïóòåì ïîäðîáíûõ îïèñàíèé. Ãîí÷àðîâ óìååò îñòàíîâèòü ìîìåíò, êîòîðûé îñîáåííî ïîðàçèë åãî ÷åì-íèáóäü, — è ðàçîáðàòü åãî ïîëíîñòüþ, îñìîòðåòü ñî âñåõ ñòîðîí, ïðåäúÿâèòü ÷èòàòåëþ â ïåðâîíà÷àëüíîì âèäå. Âñå äåòàëè ðîìàíà ðàññìàòðèâàþòñÿ î÷åíü îò÷åòëèâî, è ýòî ïîçâîëÿåò ãëóáæå ïîíÿòü åãî ñìûñë.

«Ñîí Îáëîìîâà» èìååò îñîáîå çíà÷åíèå â ñòðîåíèè ðîìàíà. Âòîðîé ýïèëîã ïîêàçûâàåò, ÷òî îïðåäåëÿþùåå ñëîâî â ïðîèçâåäåíèè – îáëîìîâùèíà. Èìåííî äåâÿòàÿ ãëàâà ðàñêðûâàåò åå ïðè÷èíû, ÷òî âûâîäèò ïðîèçâåäåíèå íà íîâûé óðîâåíü. Ãîí÷àðîâ íå òîëüêî óêàçàë íàì ÿâëåíèå èç ðåàëüíîé æèçíè, íî è âûÿâèë ïóòü åãî âîçíèêíîâåíèÿ. Äåâÿòàÿ ãëàâà ñëóæèò êëþ÷îì ê îñòàëüíîé ÷àñòè ðîìàíà. Óñâîèâ åå, ìîæíî ïîíÿòü, êàê íàäî áîðîòüñÿ ñ îáëîìîâùèíîé. Äà è íàäî ëè?

Источник

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем

общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание

читателя на главную черту своего героя : «Душа так открыто и ленно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении

головы и рук». Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживание и мысли о мире, в рамках

довольно объёмного романа.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным

произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства. Именно «Сон

Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт

удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души. Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её

с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот

беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь

засело в сердце Обломова. Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В

том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен

семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что

поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться. И в этом период как раз и начинает

формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во

многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем

ощущение это росло. Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак

семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум

был уже пародией на родителей. Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для

них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой!

он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием. Тогда его детскому любопытству были открыты все границы, и он мог

наслаждаться в полной мере этой свободой. В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького

Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с

сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что

обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться. Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же

остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо

от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Но нужно отдать

справедливость и тому, что, находясь под крылом своих родителей, Илюша большей частью воспринимал мир сердцем, а не

умом. Он был изолирован от этого мирского зла, которое цар!

ило везде. Все эти нянины сказки о реках с молочными берегами странах, где нет забот и хлопот обломов закладывал себе в

сердце на всю жизнь. Макет быть, именно таким представляется ему мир за пределами Обломовки, может быть, именно сказкой

представлялась ему жизнь, которая была там, за Обломовкой. Мне кажется, что так и думал маленький Илюша Обломов, ведь

сама жизнь в Обломовке была такой, монотонной сказкой. Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши

богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс,

данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением

жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни

Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя. Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он

должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя

чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор. Но я считаю, что и в этом

случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не

научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть

времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи. И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей

Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни

Обломова, ни его родителей, ни родителей его р!

одителей. Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием –

обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих

грязных цепей обломовщины. К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут

же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно. Но иногда в нём

просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где

резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова

варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу

в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё

плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, ин всё-таки тонет. То же самое произошло и с Обломовым.

Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился

бы работать, но было ещё одно «но». В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой

семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта,

которому был подвержен. Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно

создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Обломов с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его от туда, так как он

ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для

всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной. Но сила Обломова в том,

что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в

душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть

чувства жалости и сострадания. Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда

благодатным краем, но под руками варваров( а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Читайте также:  Скачать я целовал тебя во снах

Источник