Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната thumbnail

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (исп. Sueño causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar) — картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Информация о картине[править | править код]

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей[1].

Сальвадор Дали так писал о своей картине:

Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы[2].

Символизм[править | править код]

Слон[править | править код]

В 1667 году по инициативе папы римского Александра VII в Риме на площади Минервы был установлен монумент в виде слона, несущего на спине египетский обелиск. Скульптором монумента был Джованни Лоренцо Бернини[3]. Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из романа «Гипнэротомахия Полифила»[4]. Этот роман анонимного автора вышел в 1499 году в типографии Альда Мануция. В основе сюжета — сон героя, в котором он становится свидетелем различных фантастических картин и событий[5]. Среди прочего ему встречается конструкция со слоном, пронзённым обелиском. В издании романа на одной из иллюстраций был изображён этот слон[4].

При написании картины целью художника было изобразить открытый Зигмундом Фрейдом вид длительного осмысленного сновидения, которое вызывается внешним раздражителем, что одновременно и создаёт сон и провоцирует пробуждение. На заднем плане картины изображён слон с длинными тонкими суставчатыми ногами и обелиском на спине. Подобным образом художник сюрреалистически изобразил монумент Бернини, что является отсылкой к истории Фрейда, когда тот видел сон о похоронах папы римского, вызванный колокольным звоном. Образ слона на длинных худощавых ногах понравился Дали, и художник использовал его в других своих работах[6].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (англ.) в галерее работ Сальвадора Дали

Источник

«Кажется, они считают меня своим святым покровителем», — посмеивался  Фрейд над сюрреалистами, которых называл придурками. Дали же зачитывался  книгами отца психоанализа и многократно пытался воспроизвести на картинах  образы, порожденные во сне бессознательным

У художника был особый метод — он спал на работе. Если верить рассказам  Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда  предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот  будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось  состояние между сном и явью. На картине «Сон, вызванный полетом пчелы  вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет  сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд  ассоциативных образов.

Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой  подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее  Тиссена-Борнемисы). 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было  впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного  мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение».  Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический  фрейдистский сон — о противостоянии мужского и женского начал,  подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним.  Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.

Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь  однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны  друг другом.

1. Женщина. Это Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и  вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе  двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

2. Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения  классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря  Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», —  писал Дали.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

3. Пчела. Насекомое и плод — часть реального мира; жужжание пчелы —  первопричина и сна, и пробуждения.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

4. Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает  возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из  лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

5. Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы  пробуждения, разрушения сна. По Фрейду — символ мужских гениталий. «В  страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом  или огнестрельным оружием», — отмечал создатель психоанализа в своих  лекциях.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

6. Тигры. Полосатые рычащие хищники — отражение в мире снов жужжания и  окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.

Читайте также:  Видеть во сне любимого у себя дома

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

7. Рыба. Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз  пчелы из реального мира.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

8. Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты  папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся  Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример  причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади  Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо  Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие  суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

9. Обелиск. Камень на спине слона — знак доминирования, ярко выраженный  символ мужского начала.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

10. Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи — времени  сновидений.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

11. Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику  человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море  бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса,  именно оно изображено на картине.

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг гранатаХудожник
Сальвадор Дали

1904 — Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя  получил в честь умершего до его рождения брата.
1922–1925 — Учился в Королевской академии искусств в Мадриде.
1929 — Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни — Галу  (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор».
1931 — Создал «Постоянство памяти».
1934 — Зарегистрировал отношения с Галой во Франции.
1940–1948 — Жил в США.
1944 — Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до  пробуждения».
1947–1949 — Работал над «Атомной Ледой».
1969 — Придумал логотип компании «Чупа-чупс».
1989 — Умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией,  похоронен в Фигерасе в Театре-музее Дали.

Фото: Alamy / Legion-Media, Carl Van Vechten / Library of Congress

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2015

Источник

Сальдвадор Дали – художник, творивший в очень необычным ключе. Его работы, в том числе «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», всегда имеют скрытую подоплёку.

Знаменитый испанский художник, график, скульптор Дали принадлежал к направлению сюрреализма. В его произведениях всегда существовал подтекст, который по сей день привлекает искусствоведов и просто любителей необычного. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната…» — воплощение стиля Дали, его стремление к тому, чтобы показать человеческие сны и подсознание.

Для того, чтобы понять этого мастера, необходимо обратиться к методам его работы. Как и вся жизнь художника, его рабочий процесс отличался своеобразностью. Дело в том, что в то время, пока он работал над картинами, сюрреалист периодически спал. Казалось бы, какого результата можно добиться, если всё время спать? Но когда Дали садился подремать в кресле, он всегда сжимал в пальцах что-нибудь, например, кисть или ложку, а на пол у ног ставил металлическую тарелку. Понемногу дремота окутывала творца, пальцы слабели, разжимались, и предмет, падая, грохотом будил Дали. Это помогало уловить удивительные видения между сном и реальностью.

Дальше дело за малым – взяться за кисть и зарисовать пришедшие образы.

Так родился «Сон…». Героиня картины находится в состоянии, столь любимом Дали. Спящий разум ещё рождает невероятные картины, непостижимым образом связанные друг с другом, звук жужжания, который проникает в сон, добавляет новые элементы, но именно он вскоре прервёт череду видений.

Картина была создана художником в США в то время, пока он скрывался там вместе с женой Галой от угрозы фашистов. В ней нашёл воплощения интерес Дали к фрейдизму. Творение должно было показать долгий связный сон, вызванный неким мгновенным воздействием, которое затем приводит к пробуждению.

Примечательно, что Фрейд не любил сюрреалистов, считал их шутами. Правда, картины Дали впечатлили его, а вот статья о паранойе совсем не заинтересовала.

Тем не менее, многие идеи фрейдизма нашли своё воплощение во «Сне…». Каждая деталь имеет своё особенное значение.

Начать стоит с центральной фигуры картины, с женщины. Она не просто спит, она пребывает на стыке мира яви и мира сна. Эти два мира не просто изображены на полотне, они сплетаются и переходят друг в друга, являясь единым целым.

Женщина – это Гала, возлюбленная супруга Дали, которая вдохновляла его в творчестве. Художник даже считал её своим вторым «Я».

Что интересно, спящая не лежит, она парит в воздухе. Полёт, согласно Фрейду – это и есть подавленное сексуальное желание.

Ниже женщины в воздухе находится плод граната с летающей вокруг него пчелой. Он — то, что связывает героиню картины с настоящим миром, ведь плод является его частью, но пчела – это первопричина происходящего.

Вместе с тем в композиции присутствует ещё один гранат – тот, что снится женщине. В античности и христианстве гранат – символ возрождения и плодородия, поэтому неудивительно, что именно из него рождаются остальные персонажи сновидения, представляющие собой трансформацию пчелы и переживаний спящей.

Рыба, покрытая чешуёй, изображает фасеточные глаза пчелы, тигры – жужжащий звук, что она издаёт, и полоски на теле. Их изображение было взято с вывески на цирке.

Ружьё со штыком – одновременно жало пчелы и выражение опасности, нависшей над сном. Прозвучит выстрел – и вся дремота исчезнет. Но ружьё – это ещё и символическое изображение мужских гениталий, что указывает на сексуальные страхи героини. Фрейд писал, что девушки с подобными проблемами часто видят сны, где мужчины гонятся за ними с оружием.

Читайте также:  Мальчика на руках держать во сне

Слон – образ, впервые появившийся у Дали именно на этой картине. В дальнейшем художник часто использовал его в творчестве. Здесь у слона длинные и неустойчивые ноги. Они будто готовы сломаться и потому изображают шаткость мира снов.

Обелиск на спине слона и луна – символы начал мужчины и женщины. Кроме того луна выражает собой ночь, то есть время сна, а острота обелиска в сочетании с острыми когтями тигров показывает животный страх.

Море, простирающееся внизу, — вечность и, возможно, бессознательное, так как психика человека, по мнению Фрейда, подобна айсбергу, большая часть которого находится в бессознательном.

По словам Дали, когда он увидел эту сцену, она была абсолютно живой, дышала, двигалась. Сам художник был на грани падения в море, чистое и прохладное, и ему было интересно, успеет ли он упасть до того, как героиня проснётся, разбудит ли её своим падением. Дали задавался вопросом, заговорят ли они, когда он вынырнет.

Остаётся неизвестным, почему именно Гала выступает героиней картины, и связано ли это с реальными событиями.

Несомненно, Сальвадор Дали – автор полотна, на котором он сумел запечатлеть и свои собственные мысли, и идеи фрейдизма. Он соединил всё это и передал в произведении мир снов с его особенной логикой.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Раздел:

По жанру
(849 )

По художнику
(2679 )

Фрески, монументальная живопись, роспись стен
(123 )

 

1944 г.,
х., м., Фонд Тиссен-Борнемисца, Музей Тиссен, Мадрид

художник: Сальвадор Дали (1904-1889)

Самые длинные, связные и впечатляющие сны снятся человеку непосредственно перед пробуждением. Сон может длиться несколько секунд, но субъективно оставить ощущение нескольких часов, насыщенных событиями. Мир сновидений – именно то пространство, где отсчет времени ведется по мягким часам Сальвадора Дали; а они, по словам мастера, всегда показывают точное время.

Сошедшие с цирковой афиши тигры летят вперед. Когти выпущены, пасти раскрыты, грозные клыки оскалены в пароксизме ярости. Один тигр появляется из пасти другого. Тот, в свой черед, выпрыгивает изо рта огромной рыбы, а та выныривает из гигантского граната со вспоротой кожурой. Два гранатовых зернышка каплями крови светятся над сонной гладью моря. Русскоязычному зрителю эта анфилада образов неизбежно напомнит куклу-матрешку – или же кащееву смерть, спрятанную во вложенных друг в друга тайниках.

Пространство до линии горизонта заполнено безмятежным неподвижным морем. Это материя сна: то самое Бессознательное, из которого, как из внутриутробных вод, рождаются образы и сюжеты. Далеко, почти у горизонта, из воды вздымается скалистый островок, и у края холста желтеют скалы из песчаника, без которых Дали не мыслил морской пейзаж. Эти камни, причудливо изрезанные волнами и безжалостными каталонскими ветрами, вдохновляли художника на создание двойственных образов и обманчивых иллюзий, когда одно изображение перетекает в другое, – подобно тому, как трещины в камне складываются в новые и новые картины.

На заднем плане, прямо по воде, вышагивает слон на паучьих ногах. Он, подобно известной скульптуре с римской площади Минервы, – слонику Бернини – несет на спине обелиск-кристалл. Его парадоксально тонкие ноги заставят бодрствующего зрителя изумиться, но во сне возможно все. В том числе и совместить несовместимое, и бросить вызов законам гравитации.

С земным притяжением спорит и обнаженное тело Гала, парящее над каменной плитой. Ее голова откинута назад, руки заведены за голову, одна нога подогнута. Она выглядит аллегорией мирного сна, находясь в гармонии с безмятежным морским пейзажем. Тем сильнее бросается в глаза контраст между статикой женского тела и динамикой яростных агрессивных образов. Еще более усиливает этот диссонанс винтовка с примкнутым штыком, который замер в каких-то миллиметрах от кожи спящей Гала.

Рядом с ней, крошечный на фоне порожденных подсознанием образов, парит плод граната. Он, в отличие от гигантского граната-из-сна, реален. Вокруг него вьется пчела. И гранат, и пчела попали в это сонное царство неслучайно. Они послужили катализатором для всего этого пиршества грез. Жужжание пчелы породило в голове спящей женщины цепочку тревожащих картин. Укол острием штыка стал логическим завершением сюжета сновидения, подменив собой в этой реальности укус пчелы.

Чуть поодаль зависла над камнем пара морских раковин – математически совершенных форм, которыми так восхищался Дали. Они смотрятся как крошечный, но неотъемлемый штрих, завершающий картину идеального сновидения.

И все это благословленное учением Фрейда торжество бессознательного осеняет ущербная луна, призрачное светило мира снов.

автор рецензии: Белова Елена © wm-painting.ru

Загружено: VaLeNt

Мировые шедевры, репродукции картин (1-8)
Скрыть комментарии (5)

Случайные картины, в том числе современных художников:

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

Дали сон навеянный полетом пчелы вокруг граната

Источник

mp-3 плейер

(музыкальное сопровождение)

Озеро в Вилабертране (1920)

 

Скалы на побережье Льянэ (1926)

 

Мрачная игра (1929)

 

Сюрреалистическая композиция (1928)

 

Незримые лев, конь и спящая женщина (1930)

Рука (1930)

 

Постоянство памяти (1931)

Головокружение (1931)

 

Тревожный знак (1934)

Явление моей кузины Каролинеты на побережье в Росасе (Плавно надвигающееся предчувствие) (1933)

Астральный параноический образ (1934)

 

Женщина с головой из роз (1935)

 

Явление города Делфта (1935-1936)

 

Белое безмолвие (1936)

Геологическое правосудие (1936)

Медиумически-параноический мотив (1935)

 

Леди Луис Маунтбеттен (1940)

 

Археологический отголосок Анжелюса Милле (1935)

 

Сон (1937)

Лебеди, отражённые в слонах (1937)

Явление лица и вазы с Фруктами на берегу моря (1938)

Беконечная загадка (1938)

Исчезающие образы (1938)

Африканские впечатления (1938)

Телефон на тарелке с тремя жареными сардинами в конце сентября (1939)

 

Овцы (1942)

 

Тристан и Изольда (1944)

Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943)

Галарина (1944-1945)

Искушение святого Антония (1946)

Атомная Леда (Leda Atomica) (1949)

Христос святого Хуана де ля Крус (1951)

Assumpta corpuscularia lapislazzulina (1952)

Вид Порт-Льигата с Ангелом-хранителем и рыбаками (1950)

 

Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды (1950)

 

Колосс Родосский (1954)

 

Тайная вечеря (1955)

Живой натюрморт (1956)

Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959)

Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца (1977)

Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах (1977)

В поисках четвертого измерения (Fourth-dimension) 1979 г.

 

Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа (1981)

 

Жемчужина  (Рearl) 1981 г.

 

Три знаменитые загадки Гала  (ЕnigmaGala)  (1982)

Воин (Warrior) (1982)

 

Ласточкин хвост  (Swallow) (1983 г.)

    Дали Сальвадор,(полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч, Dali y Domenech),(11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония — 23 января 1989, там же),испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма.

Рисовать стал с юности. В 1924-1926 учится в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистам и футуристами.

В 1928 переезжает в Париж, в 1929 встречает свою будущую жену — Гала (Елена Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин.

Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор», «Раскрашенные удовольствия».

Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения , дать описание безумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях.

Знамениты образы Дали:  расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника растет, выставки устраиваются одна за другой.

Вскоре Дали порывает с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя единственным истинным представителем этого движения  и  в 1940 уезжает в США. Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.

В 1948 возвращается в родной Фигуэрас, хотя временами наезжает в США.

После возвращения домой Дали все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат», «Христос св. Ионна на кресте»,   «Тайная вечеря»,  «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба».

В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант  («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»).

Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника.

Здесь он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом…

Высказывания Дали:

Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые я даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.

***

Новую религию можно создать только с благословения банкиров.

***

Врагов я забрасываю цветами — в гробу.

***

Художник думает рисунком.

***

Совершенно очевидно одно — то, что я ненавижу простоту во всех ее формах.

***

Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.

***

Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.

***

Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.

***

Люблю трансатлантические суда. Это роскошные больницы для здоровых людей.

***

В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.

***

Я люблю Gala больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.

Источник

Читайте также:  Видеть во сне фейерверк в ночном небе