Для чего в роман включена глава сон обломова
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.
Источник
Ñî÷èíåíèå ïî ëèòåðàòóðå.
Ñîí â ðóêó.
Ïîãîâîðêà.
Ðîìàí Ãîí÷àðîâà «Îáëîìîâ» áûë ïîëíîñòüþ îïóáëèêîâàí â 1859 ã. è âûçâàë îãðîìíûé èíòåðåñ ÷èòàòåëåé. Ýòî îáúÿñíÿëîñü íå òîëüêî õóäîæåñòâåííûì òàëàíòîì àâòîðà, íî è ñâîåâðåìåííîñòüþ ïðîèçâåäåíèÿ.  íåì îòðàæàåòñÿ ãóáèòåëüíîå âëèÿíèå íà ÷åëîâåêà åãî áåçäåéñòâèÿ, óñûïëåíèÿ âñåõ ñòðåìëåíèé è ñèë. Ïèñàòåëü íå ïûòàåòñÿ ðàñòîëêîâàòü ïðè÷èíû ïîäîáíîé àïàòèè, âïå÷àòëåíèÿ ñàìîãî àâòîðà â ðîìàíå âñòðå÷àþòñÿ íå÷àñòî. Ñïîêîéíî è âäóì÷èâî îïèñûâàåò Ãîí÷àðîâ ïðåäìåò, çàèíòåðåñîâàâøèé åãî, è, çàâåðøèâ ïîâåñòâîâàíèå, ïðåäîñòàâëÿåò ÷èòàòåëþ ïðàâî ñâîáîäíî ðàññóæäàòü íàä èçîáðàæåííûì.
Ïðåä íàøèì âíóòðåííèì âçîðîì ïîÿâëÿåòñÿ êîìíàòà, â êîòîðîé áåçîòëó÷íî ëåæèò íà äèâàíå «÷åëîâåê ëåò òðèäöàòè», Èëüÿ Èëüè÷ Îáëîìîâ. Óìíûé è ÷åñòíûé, íå óòðàòèâøèé ìîðàëüíûõ öåííîñòåé, îí ïðèõîäèò ê ïîíèìàíèþ òîãî, ÷òî âñå åãî äóøåâíûå ñèëû «çàðûòû â íåì, êàê â ìîãèëå» è íå íàøëè ïðèìåíåíèÿ. «Îò÷åãî ÿ òàêîé?» — ñïðàøèâàåò ñåáÿ ãåðîé. Îòâåò íà ýòîò âîïðîñ ñîäåðæèòñÿ â XIX ãëàâå ðîìàíà — çíàìåíèòîì «Ñíå Îáëîìîâà».
×òîáû ïîêàçàòü ñâÿçü ìåæäó ñðåäîé è ÷åëîâåêîì, îáñòîÿòåëüñòâàìè è õàðàêòåðîì, ëèòåðàòóðà îáðàùàåòñÿ ê äåòñòâó è ãîäàì âîñïèòàíèÿ ñâîèõ ãåðîåâ. «Ñîí Îáëîìîâà», â êîòîðîì ðàññêàçûâàåòñÿ î òîì, êàê ðîñ Îáëîìîâ, âñêðûâàåò ïðè÷èíû îáëîìîâùèíû, îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó Èëüÿ Èëüè÷ ñòàë òàêèì, êàêèì îí èçîáðàæåí â íà÷àëå ðîìàíà.
 îïèñàíèè Îáëîìîâêè áîëüøóþ ðîëü èãðàåò ïåéçàæ. Ïðèðîäà… îòêàçûâàåòñÿ îò âñåãî «äèêîãî è ãðàíäèîçíîãî»… Æèçíü îáëîìîâöåâ óïîäîáëÿåòñÿ ïðèðîäå, îíà ïðåäñêàçóåìà è îäíîîáðàçíà. Îíè æåëàþò îäíîãî: ÷òîáû îäèí äåíü áûë ïîõîæ íà äðóãîé… Ïîñëåîáåäåííûé ñîí ñòàíîâèòñÿ ñèìâîëîì æèçíè îáëîìîâöåâ — ìàòåðèÿ ïðåîáëàäàåò íàä ñîçíàíèåì. Åäèíñòâåííàÿ ôîðìà äóõîâíîé æèçíè â Îáëîìîâêå — ïîãðóæåíèå â ìèð ñêàçîê è ëåãåíä. Òàêîé êðóãîçîð íå ìîæåò ðàçâèòü â ÷åëîâåêå ñïîñîáíîñòü ê ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, íî êóëüòèâèðóåò âäóì÷èâóþ ñîçåðöàòåëüíîñòü. Æèçíü ïðîõîäèò ìèìî îáëîìîâöåâ, è èì îñòàåòñÿ «òîëüêî íàáëþäàòü çà íåé».
Îáëîìîâêà âñåìè ñèëàìè îòãîðàæèâàåòñÿ îò âíåøíåãî ìèðà, ïîýòîìó âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèì ñâåäåíû äî ìèíèìóìà… Íàòóðàëüíîå õîçÿéñòâî íå òðåáóåò «áûñòðîãî è æèâîãî îáðàùåíèÿ» äåíåã, ïîýòîìó «åäèíñòâåííîå óïîòðåáëåíèå êàïèòàëîâ — äåðæàòü èõ â ñóíäóêå» óñâîåíî òàê ïðî÷íî, ÷òî îáëîìîâöû ñ áîëüøèì òðóäîì ðàññòàþòñÿ ñ äåíüãàìè… Íî â öåëîì îíè íå ñêóïû è îõîòíî äåëÿòñÿ òåì, ÷òî ïðîèçâîäÿò ñàìè…
Áîëüøàÿ ïàòðèàðõàëüíàÿ ñåìüÿ, âñå «çíàþò äðóã äðóãà êàê ñàìîãî ñåáÿ»…
Âíóòðåííåå ñîäåðæàíèå ýïèçîäà àâòîð ðàñêðûâàåò ïóòåì ïîäðîáíûõ îïèñàíèé. Ãîí÷àðîâ óìååò îñòàíîâèòü ìîìåíò, êîòîðûé îñîáåííî ïîðàçèë åãî ÷åì-íèáóäü, — è ðàçîáðàòü åãî ïîëíîñòüþ, îñìîòðåòü ñî âñåõ ñòîðîí, ïðåäúÿâèòü ÷èòàòåëþ â ïåðâîíà÷àëüíîì âèäå. Âñå äåòàëè ðîìàíà ðàññìàòðèâàþòñÿ î÷åíü îò÷åòëèâî, è ýòî ïîçâîëÿåò ãëóáæå ïîíÿòü åãî ñìûñë.
«Ñîí Îáëîìîâà» èìååò îñîáîå çíà÷åíèå â ñòðîåíèè ðîìàíà. Âòîðîé ýïèëîã ïîêàçûâàåò, ÷òî îïðåäåëÿþùåå ñëîâî â ïðîèçâåäåíèè îáëîìîâùèíà. Èìåííî äåâÿòàÿ ãëàâà ðàñêðûâàåò åå ïðè÷èíû, ÷òî âûâîäèò ïðîèçâåäåíèå íà íîâûé óðîâåíü. Ãîí÷àðîâ íå òîëüêî óêàçàë íàì ÿâëåíèå èç ðåàëüíîé æèçíè, íî è âûÿâèë ïóòü åãî âîçíèêíîâåíèÿ. Äåâÿòàÿ ãëàâà ñëóæèò êëþ÷îì ê îñòàëüíîé ÷àñòè ðîìàíà. Óñâîèâ åå, ìîæíî ïîíÿòü, êàê íàäî áîðîòüñÿ ñ îáëîìîâùèíîé. Äà è íàäî ëè?
Источник
Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.
Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.
Обломовка – крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», — решил Ильюша и остался во власти лени.
Вывод
С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.
Источник
Глава, о которой пойдёт речь, играет в романе И.А. Гончарова важную композиционную роль. Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.
Итак, герою снится Обломовка его детства. Она предстаёт перед нами своеобразным оазисом, неким островом, оторванным от всего остального мира. Обитатели этого райского уголка не ведают житейских бурь и чувствуют себя абсолютно защищёнными. В Обломовке не знают даже страха перед смертью: «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
Обращает на себя внимание размеренность существования в Обломовке. Жизнь здесь идёт по кругу — подобно тому, как повторяются природные явления, наблюдаемые обломовцами из года в год. Время в Обломовке как бы остановилось.
Оторванность Обломовки от остального мира приводила к тому, что в неё не проникали никакие новости извне, а потому её обитателям было не с кем себя сравнивать и они не задумывались о смысле жизни, никогда не задавали себе лишних вопросов. Их идеал заключался в том, чтобы один день походил на другой: «сегодня как вчера, вчера как завтра». Главной заботой обитателей Обломовки была вкусная и обильная еда: обсуждение блюд для предстоящего обеда являлось основным событием дня.
На мой взгляд, снящаяся Илье Ильичу Обломовка сама является сонным царством и в прямом, и в переносном смысле. Послеобеденный сон в Обломовке — картина, заставляющая вспомнить сказку о спящей красавице: каждый сваливается там, где застиг его сон. И это было единственное время, когда ребёнок — он один бодрствовал среди спящих взрослых — мог утолить своё любопытство к окружающему миру.
Сонную жизнь обломовцев не нарушали никакие происшествия. Здесь не ведали ни грабежей, ни убийств, ни других «страшных случайностей». Точно так же не волновали обитателей Обломовки «ни сильные страсти, ни отважные предприятия».
Таким образом, изолированность от деятельного мира, растительное существование, отсутствие духовных запросов — таковы особенности среды, в которой формировался характер героя. Возможно, жизнь в Обломовке представляется по-своему привлекательной (сон Обломова неуловимо окрашен поэзией детства), но, безусловно, такая атмосфера губительна для развивающейся души.
Погружаясь вместе с Обломовым в его сон, мы прослеживаем жизнь героя с самого начала и видим, что, будучи ребёнком, он, как и все дети, был непоседлив и любознателен. Однако взрослые гасили все его порывы, ограждая мальчика от возможных опасностей, формируя у него презрительное отношение к труду ради хлеба насущного (труд в Обломовке считался наказанием, написанным на роду), внушая превратное представление о жизни.
Не о героях и не о богатырях рассказывала няня маленькому Илюше — в её сказках говорилось о стране, где «текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает». В других же няниных сказках действовали страшные призраки, мертвецы и оборотни, что сеяло в душе впечатлительного мальчика тоску и боязливость по отношению к окружающему миру. Вот и вырос он тяжёлым на подъём и несмелым человеком, хотя в молодые годы, подобно многим, мечтал о деятельной жизни.
Прочитав главу «Сон Обломова», мы понимаем, что характерные черты личности героя: робость и леность, непрактичность и беспомощность перед жизнью — берут истоки в его детстве. Беда, погубившая Обломова, носит имя его рода. Обломовщина — особое состояние души, при котором воля парализована, а чувства не находят выхода.
«Погиб, пропал ни за что», — подвёл итог его жизни Штольц. Хороший человек ни на что не пригодился в жизни — что может быть трагичнее! Остаётся думать, что сыну Обломова предназначена другая судьба.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004
Источник
Сон Обломова. Своеобразие эпизода и его роль в романе
«Сон
Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе»
«Сон Обломова» — это особая глава романа.
«Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер
Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья,
уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух
деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили
их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира,
боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и
приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и
тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить
грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь
день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она
наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы
дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его
растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться.
Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время,
когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время
всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и
галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир.
Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов
стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому
привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить
в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью
зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу
сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали
поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во
взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень
и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за
житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место
обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что
чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не
любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие
отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с
учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его
другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим
развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и
упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать,
как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления
обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление
многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана»
потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность
Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на
некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с
ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через
несколько лет умер.
Источник
«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)
Сон всегда был загадкой для человека. Как и каждая тайна, он необычайно притягателен, поэтому и собрал вокруг себя
множество народных верований, преданий. Сон нашел свое отражение во всем, в том Сон нашёл своё отражение во всём, в
том числе и в произведениях литературы, начиная поэзией Шекспира и заканчивая прозой современных писателей. Причём
каждый автор описывает сновидения и преследует свою цель.
Пример — видение Екатерины в “Грозе” Островского. Они только раскрывают характер главной героини, рассказывают о мыслях
и чувствах любящей женщины.
Особая роль у сна, в произведениях Гончарова. Автор специально рассказывает о детстве Обломова не в самом начале
романа. Оно прошло незамеченным. Читатели, узнавая о жизни Ильи Ильича настоящем, с интересом и вниманием читают о его
детстве. Они пытаются найти ответ на один вопрос: что же могло сделать человека таким?
Начало романа Гончарова — в сне Обломова. Эпизод из неоконченного романа важен потому, что в нём проявляется основная
проблема произведения.
Этот отрывок и “Сон” Пушкина очень похожи. Поэт также рассказывает о роли няни в воспитании русского ребёнка. Писателю
показывают, что дворянская культура порой неделима от своих народных истоков. Одна из главных черт Обломова,
мечтательность, сформировалась в Обломовке.
Няня была первым учителем героя. Всё, что занимало Илюшу, она объяснила как могла, то есть народными поверьями,
приметами, остальное ребёнок черпал из сказок. Естественно, Обломов не видел настоящей жизни. Конечно, позже Илюша
понял, что рек из мёда и молока не существует, но не переставая мечтать о волшебном крае, “…где нет зла, хлопот,
печали, … где так хорошо кормят и одевают даром…” Поэтому, став взрослым, он удивляется тому, что все торговцы
требуют отдать им долг, а иначе грозятся посадить в острог и не отпускать продукты.
Несомненно, эти традиции остались на всю последующую жизнь героя. Но, благодаря тем же устоям, Илья Ильич сохранил свою
душу красивой, простой и естественной. Он не принимал всего грязного в мире, не понимал смысла чинов и богатств. И от
всего, что его душа отвергла, Обломов отгородился.
Во сне открывается причина поступков, совершаемых настоящим Ильёй Ильичём. Не зная его характера, который в большей
части сформировался в детстве, нельзя понять героя до конца.
Явная параллель видна между Ильёй Обломовым и Ильёй Муромцем, который сиднем сидел тридцать три года.
С самого детства героя окружала праздность. Мать оберегала своего сына, следила за тем, чтобы он был пухленьким,
беленьким, с розовыми щёчками, “которые другой малыш и надует, а такие не сделает”. Родители подавляли в своём ребёнке
резвость и любознательность. И добились того, что Обломов стал ленив и апатичен. Всё реже и реже чувствовал потребность
вскочить и сделать всё самому и чаще давал указания Захару.
Родители же “отвили” у своего ребёнка желание учиться. Они видели только внешнюю сторону образования и не понимали, что
оно помогает духовному развитию человека. Поэтому в семье очень часто находились предлоги, чтобы оставить Илюшу дома, а
не отвозить к Штольцам. Позже он сам делал вид, что болен и нехотя выполнял задание. Сам Обломов не понимал, чем ему
может послужить образование и наука. И это привело к тому, что однажды он сложил все книги в угол комнаты и равнодушно
наблюдал за тем, как их покрывала пыль.
Таким образом, сон объясняет, почему Обломов стал таким, каким мы его видим.
Важна и композиционная роль этого эпизода в романе. Гончаров рассказывает о людях, навещавших Обломова. Герой с
удивлением воспринимает то существование, которое они называют жизнью. Они не понимают, как можно так жить. Сон же
отделяет визит от появления Штольца. Он объясняет неспособность Ильи Ильича жить так, как жил его друг, Ольга, люди его
навещавшие. У него нет энергии для такой жизни, да она ему и не нужна.
Сон, по словам Дружинина, играет главную роль в произведении. Он писал, что этот эпизод опоэтизировал героя и связал
его невидимыми нитями с сердцами читателей. Поэтому “Сон” как отдельное художественное произведение поражает своим
огромным значением в романе.
Задачи и тесты по теме ««Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)»
Источник