Долго мне снились вопли рыданий
Решила опубликовать анализ стихотворения А. Фета, выполненный в ходе написания исследовательской работы учеником 11 класса. Может, кто-нибудь из ребят, затрудняющихся в написании комментария к стихотворению, посмотрит, как это делается, и создаст свой комментарий на основе другого стихотворения. Просьба не «срисовывать» бездумно.
Стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих» было написано А. Фетом 2 апреля 1886
года, когда поэту было уже 66 лет. По мнению исследователей, оно входит в знаменитый цикл стихотворений,
посвящённых М. Лазич — возлюбленной поэта.
Как мы видим, произведение навеяно воспоминаниями об
утраченном счастье. Оно состоит из трёх строф, в
которых радость и боль сменяют друг друга.
Первая строфа — воспоминания о снах, преследующих и
мучающих лирического героя. В снах «вопли рыданий», «голос
обиды», «бессилия плач». Это ключевые слова первой строфы,
рисующие трагическую картину расставания. Невозможно не заметить, что
снились не просто рыдания, а «вопли рыданий», и это более
ярко показывает всю глубину переживаний. Возникает вопрос: »
Кем была обижена женщина? Перед чем они оба оказались бессильны?»
Поэт не даёт нам конкретных ответов на вопросы, преображая конкретный
факт своей биографии в поэтическую картину. Себя он называет здесь несчастным палачом. Что же заставляет его стать палачом,
если сам он от этого несчастен? Вероятно, те обстоятельства, о которых А.
Фет писал в письме в марте 1849 года близкому другу И. Борисову: «Это
существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как
возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой
действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего… » Возникает
невольно ощущение, что он не только судит себя за то, что оттолкнул любящего
человека, но и пытается оправдать, называя не просто палачом, а
несчастным палачом. Особенно ясно это звучит во втором четверостишии, где
он говорит, что ему «пришлось уходить», что его
«уносило» в неизвестную даль». Использованные
автором глаголы подчёркивают зависимость поступка (разрыва с любимой) от
каких-то неведомых сил.
Вторая строфа звучит не так трагично, как первая, в тот
момент, когда автор описывает былые отношения, наполненные взаимной любовью.
«Расцветала улыбка», — вспоминает он. Для А. Фета,
поэта-импрессиониста, характерно использование слов, казалось бы, в
несвойственном для них значении, слов, вступающих в странные сочетания.
Так улыбка в его стихах «расцветает, а печаль грустит».
Третья строфа вновь рисует читателю картину прощания и
последний разговор возлюбленных. «Слёзы и холодная дрожь» —
характерные детали, показывающие, как тяжелы были её страдания в этот
момент. Вопрос, который она задаёт, очень краток. Это всего одно слово:
«Идёшь?» Оно ясно показывает, что между ними всё уже решено,
ничего нельзя изменить. Его страдания впереди, тогда, когда он
поймёт, как много он потерял в те минуты. Его «бессонные ночи»
будут длиться долгие годы. А. Фет не дает индивидуальных образов женщины
и мужчины; они лишены социально-бытовой и характерологической
конкретности. Фет живописует чувства, переживания, но не тех, кто их переживает.
Автор на протяжении стихотворения рисует два пласта
времени: настоящее с его бессонными ночами и мучительными воспоминаниями и
прошлое, когда они сначала «умели любить», а потом вынуждены были
расстаться.
Передать угнетенное состояние лирического героя помогают
выразительные средства, использованные поэтом. Их не так много в стихотворении,
но они передают глубокие переживания героев. Это и повтор: «Долго,
долго…», — подчёркивающий длительность страданий, и близкие по
смыслу и построению фразы: «Проходили года», «проносились
года», и необычные эпитеты у слов «палач» (несчастный) ,
«дрожь» ( холодная), и упомянутые выше сочетания:
«Расцветала улыбка, грустила печаль».
Ключевые слова стихотворения создают смысловые оппозиции. С
одной стороны, мы видим слова: радостный миг, улыбка, а с другой стороны:
рыдания, обида, плач, слёзы, бессилие, холодная дрожь, печаль. Заметно,
что слов, передающих трагическое ощущение, гораздо больше. Причина этого ясна:
лирический герой долгие годы страдает от ощущения вины и утраты.
Стихотворение «Долго….» написано четырёхстопным
анапестом с мужскими рифмами и перекрёстной рифмовкой. Это придаёт произведению
напряжённость, лишая его лёгкости и напевности, так как речь в нём идёт не о
гармонии счастливой нежной любви, а о трагедии разрыва. Звуки Ч (плаЧ, палаЧ, Щ
(неСЧастный), С (СнилиСь, беССилие) заставляют стихотворение звучать не так,
как звучит успокаивающая лёгкая мелодия, а так, как звучит музыка тревоги
и отчаяния.
Таким образом, «Долго………»
Фета – трагически звучащее произведение, посвященное утраченной любви и последующему одиночеству
героя. Построенное на метафорах, с широким использованием фонетических
изобразительных средств, это стихотворение погружает нас во внутренний мир
человека, опустошенного страданием и тоской, но в жизни которого, однако, была
когда-то настоящая любовь, на долгие годы сохранившаяся в сердце.
Источник
Долго снились мне вопли рыданий твоих, —
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я — несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, — и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.
2 апреля 1886
Год написания: 1886
***
Анализ стихотворения Фета «Долго снились мне вопли рыданий твоих…»
В молодые годы Афанасий Фет пережил бурный роман с Марией Лазич, однако отказался жениться на возлюбленной, приданное которой было весьма скромным. Впоследствии поэт очень сильно сожалеет о столь опрометчивом решении, так как испытать столь сильные чувства ему больше не довелось. Даже супруга поэта, к которой Фет относился с уважением и теплотой, не могла составить конкуренцию Марии Лазич.
Вместе с любовью к этой девушке Фет испытывал и сильное чувство вины, так как считал себя причастным к ее трагической гибели. Поэтому до конца своей жизни поэт посвящал избраннице полные нежности, грусти и боли стихи, ведя с ней мысленный диалог. Тайна Фета была раскрыта лишь после его смерти, когда в отдельной тетради обнаружилось огромное количестве стихов, посвященных Марии Лазич. Среди них оказалось и произведение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…», написанное в 1886 году.
Какой-либо последовательности или же закономерности в цикле стихов, посвященных этой девушке, Фет не придерживался. Он просто выхватывал воспоминания и облекал их в рифму. Стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» посвящено последним дням, которые возлюбленные провели вместе. Между ними произошло неизбежное объяснение, после чего пара объявила не о долгожданной помолвке, а о разрыве отношений.
Надо отметить, что навязчивая идея Фета жениться на состоятельной особе объяснялась довольно просто: в 14 лет будущий поэт был лишен всех титулов и огромного наследства, так как его приемный отец своевременно не позаботился о правильном оформлении всех документов. В итоге Фету пришлось выбрать военную карьеру, а также свести знакомство с представительницами знатных дворянский семей, чтобы составить выгодную партию. Если бы не роман с Марией Лазич, то Фет сумел бы осуществить задуманное гораздо раньше. Поэтому он признался возлюбленной, что не намерен на ней жениться, услышав в ответ «голос обиды, бессилия плач». Спустя годы поэт раскаялся в своем поступке и тысячи раз пожалел о том, что поддался голосу разума, а не сердца. «Тебя умолил я – несчастный палач», — признается поэт, намекая на то, что разлука с Лазич, вероятно, и стала причиной гибели девушки. Однако те нежные чувства, которые он испытывал к ней, сохранились в сердце поэта на всю оставшуюся жизнь.
«Проходили года, мы умели любить» — с сожалением вспоминает Фет, отмечая, что теперь настало время покидать этот мир. Автор надеется, что смерть соединит его с возлюбленной, которая встретит его на пути в вечность.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Афанасий Афанасьевич Фет
Долго снились мне вопли рыданий твоих:
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я — несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, — и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.
Афанасий Фет
В молодые годы Афанасий Фет пережил бурный роман с Марией Лазич, однако отказался жениться на возлюбленной, приданное которой было весьма скромным. Впоследствии поэт очень сильно сожалеет о столь опрометчивом решении, так как испытать столь сильные чувства ему больше не довелось. Даже супруга поэта, к которой Фет относился с уважением и теплотой, не могла составить конкуренцию Марии Лазич.
Вместе с любовью к этой девушке Фет испытывал и сильное чувство вины, так как считал себя причастным к ее трагической гибели. Поэтому до конца своей жизни поэт посвящал избраннице полные нежности, грусти и боли стихи, ведя с ней мысленный диалог. Тайна Фета была раскрыта лишь после его смерти, когда в отдельной тетради обнаружилось огромное количестве стихов, посвященных Марии Лазич. Среди них оказалось и произведение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…», написанное в 1886 году.
Какой-либо последовательности или же закономерности в цикле стихов, посвященных этой девушке, Фет не придерживался. Он просто выхватывал воспоминания и облекал их в рифму. Стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» посвящено последним дням, которые возлюбленные провели вместе. Между ними произошло неизбежное объяснение, после чего пара объявила не о долгожданной помолвке, а о разрыве отношений.
Надо отметить, что навязчивая идея Фета жениться на состоятельной особе объяснялась довольно просто: в 14 лет будущий поэт был лишен всех титулов и огромного наследства, так как его приемный отец своевременно не позаботился о правильном оформлении всех документов. В итоге Фету пришлось выбрать военную карьеру, а также свести знакомство с представительницами знатных дворянских семей, чтобы составить выгодную партию. Если бы не роман с Марией Лазич, то Фет сумел бы осуществить задуманное гораздо раньше. Поэтому он признался возлюбленной, что не намерен на ней жениться, услышав в ответ «голос обиды, бессилия плач». Спустя годы поэт раскаялся в своем поступке и тысячи раз пожалел о том, что поддался голосу разума, а не сердца. «Тебя умолил я – несчастный палач», — признается поэт, намекая на то, что разлука с Лазич, вероятно, и стала причиной гибели девушки. Однако те нежные чувства, которые он испытывал к ней, сохранились в сердце поэта на всю оставшуюся жизнь.
«Проходили года, мы умели любить» — с сожалением вспоминает Фет, отмечая, что теперь настало время покидать этот мир. Автор надеется, что смерть соединит его с возлюбленной, которая встретит его на пути в вечность.
Текст: pishi-stihi.ru
Источник
Poesy.site
Стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» на русском языке, написанное в 1886 год. Автором произведения является Фет, Афанасий Афанасьевич.
Переключатель меню
Долго снились мне вопли рыданий твоих:
То был голос обиды, бессилия плач;
Долго, долго мне снился тот радостный миг,
Как тебя умолил я — несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить,
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года, — и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?»
Чуть в глазах я заметил две капельки слез;
Эти искры в глазах и холодную дрожь
Я в бессонные ночи навек перенес.
2 апреля
Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Долго снились мне вопли рыданий твоих…»
В молодые годы Афанасий Фет пережил бурный роман с Марией Лазич, однако отказался жениться на возлюбленной, приданное которой было весьма скромным. Впоследствии поэт очень сильно сожалеет о столь опрометчивом решении, так как испытать столь сильные чувства ему больше не довелось. Даже супруга поэта, к которой Фет относился с уважением и теплотой, не могла составить конкуренцию Марии Лазич.
Вместе с любовью к этой девушке Фет испытывал и сильное чувство вины, так как считал себя причастным к ее трагической гибели. Поэтому до конца своей жизни поэт посвящал избраннице полные нежности, грусти и боли стихи, ведя с ней мысленный диалог. Тайна Фета была раскрыта лишь после его смерти, когда в отдельной тетради обнаружилось огромное количестве стихов, посвященных Марии Лазич. Среди них оказалось и произведение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…», написанное в 1886 году.
Какой-либо последовательности или же закономерности в цикле стихов, посвященных этой девушке, Фет не придерживался. Он просто выхватывал воспоминания и облекал их в рифму. Стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» посвящено последним дням, которые возлюбленные провели вместе. Между ними произошло неизбежное объяснение, после чего пара объявила не о долгожданной помолвке, а о разрыве отношений.
Надо отметить, что навязчивая идея Фета жениться на состоятельной особе объяснялась довольно просто: в 14 лет будущий поэт был лишен всех титулов и огромного наследства, так как его приемный отец своевременно не позаботился о правильном оформлении всех документов. В итоге Фету пришлось выбрать военную карьеру, а также свести знакомство с представительницами знатных дворянский семей, чтобы составить выгодную партию. Если бы не роман с Марией Лазич, то Фет сумел бы осуществить задуманное гораздо раньше. Поэтому он признался возлюбленной, что не намерен на ней жениться, услышав в ответ «голос обиды, бессилия плач». Спустя годы поэт раскаялся в своем поступке и тысячи раз пожалел о том, что поддался голосу разума, а не сердца. «Тебя умолил я – несчастный палач», — признается поэт, намекая на то, что разлука с Лазич, вероятно, и стала причиной гибели девушки. Однако те нежные чувства, которые он испытывал к ней, сохранились в сердце поэта на всю оставшуюся жизнь.
«Проходили года, мы умели любить» — с сожалением вспоминает Фет, отмечая, что теперь настало время покидать этот мир. Автор надеется, что смерть соединит его с возлюбленной, которая встретит его на пути в вечность.
Источник
Ðнализ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¤ÐµÑа «Ðолго ÑнилиÑÑ Ð¼Ð½Ðµ вопли ÑÑданий ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ …»
РмолодÑе Ð³Ð¾Ð´Ñ ÐÑанаÑий Ð¤ÐµÑ Ð¿ÐµÑежил бÑÑнÑй Ñоман Ñ ÐаÑией ÐазиÑ, однако оÑказалÑÑ Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÑÑÑÑ Ð½Ð° возлÑбленной, пÑиданное коÑоÑой бÑло веÑÑма ÑкÑомнÑм. ÐпоÑледÑÑвии поÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑилÑно ÑÐ¾Ð¶Ð°Ð»ÐµÐµÑ Ð¾ ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð¾Ð¿ÑомеÑÑивом ÑеÑении, Ñак как иÑпÑÑаÑÑ ÑÑÐ¾Ð»Ñ ÑилÑнÑе ÑÑвÑÑва ÐµÐ¼Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе не довелоÑÑ. Ðаже ÑÑпÑÑга поÑÑа, к коÑоÑой Ð¤ÐµÑ Ð¾ÑноÑилÑÑ Ñ Ñважением и ÑеплоÑой, не могла ÑоÑÑавиÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑÑенÑÐ¸Ñ ÐаÑии ÐазиÑ.
ÐмеÑÑе Ñ Ð»ÑбовÑÑ Ðº ÑÑой девÑÑке Ð¤ÐµÑ Ð¸ÑпÑÑÑвал и ÑилÑное ÑÑвÑÑво винÑ, Ñак как ÑÑиÑал ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÑиÑаÑÑнÑм к ее ÑÑагиÑеÑкой гибели. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð¾ конÑа Ñвоей
жизни поÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑал избÑанниÑе полнÑе нежноÑÑи, гÑÑÑÑи и боли ÑÑÐ¸Ñ Ð¸, Ð²ÐµÐ´Ñ Ñ Ð½ÐµÐ¹ мÑÑленнÑй диалог. Тайна ФеÑа бÑла ÑаÑкÑÑÑа лиÑÑ Ð¿Ð¾Ñле его ÑмеÑÑи, когда в оÑделÑной ÑеÑÑади обнаÑÑжилоÑÑ Ð¾Ð³Ñомное колиÑеÑÑве ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð², поÑвÑÑеннÑÑ ÐаÑии ÐазиÑ.
СÑеди Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¾ÑÑ Ð¸ пÑоизведение «Ðолго ÑнилиÑÑ Ð¼Ð½Ðµ вопли ÑÑданий ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ …», напиÑанное в 1886 годÑ.
Ðакой-либо поÑледоваÑелÑноÑÑи или же закономеÑноÑÑи в Ñикле ÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð², поÑвÑÑеннÑÑ ÑÑой девÑÑке, Ð¤ÐµÑ Ð½Ðµ пÑидеÑживалÑÑ. Ðн пÑоÑÑо вÑÑ Ð²Ð°ÑÑвал воÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ облекал Ð¸Ñ Ð² ÑиÑмÑ. СÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑение «Ðолго ÑнилиÑÑ Ð¼Ð½Ðµ вопли ÑÑданий ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ …» поÑвÑÑено поÑледним днÑм, коÑоÑÑе возлÑбленнÑе
пÑовели вмеÑÑе.
ÐÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ пÑоизоÑло неизбежное обÑÑÑнение, поÑле Ñего паÑа обÑÑвила не о долгожданной помолвке, а о ÑазÑÑве оÑноÑений.
Ðадо оÑмеÑиÑÑ, ÑÑо навÑзÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¤ÐµÑа жениÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑоÑÑоÑÑелÑной оÑобе обÑÑÑнÑлаÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно пÑоÑÑо: в 14 Ð»ÐµÑ Ð±ÑдÑÑий поÑÑ Ð±Ñл лиÑен вÑÐµÑ ÑиÑÑлов и огÑомного наÑледÑÑва, Ñак как его пÑиемнÑй оÑÐµÑ ÑвоевÑеменно не позабоÑилÑÑ Ð¾ пÑавилÑном оÑоÑмлении вÑÐµÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑов. РиÑоге ФеÑÑ Ð¿ÑиÑлоÑÑ Ð²ÑбÑаÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½ÑÑ ÐºÐ°ÑÑеÑÑ, а Ñакже ÑвеÑÑи знакомÑÑво Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелÑниÑами знаÑнÑÑ Ð´Ð²Ð¾ÑÑнÑкий Ñемей, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑоÑÑавиÑÑ Ð²ÑгоднÑÑ Ð¿Ð°ÑÑиÑ. ÐÑли Ð±Ñ Ð½Ðµ Ñоман Ñ ÐаÑией ÐазиÑ, Ñо Ð¤ÐµÑ ÑÑмел Ð±Ñ Ð¾ÑÑÑеÑÑвиÑÑ Ð·Ð°Ð´Ñманное гоÑаздо ÑанÑÑе.
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½ пÑизналÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð»Ñбленной, ÑÑо не намеÑен на ней жениÑÑÑÑ, ÑÑлÑÑав в оÑÐ²ÐµÑ «Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ обидÑ, беÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°Ñ». СпÑÑÑÑ Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ÑÑ ÑаÑкаÑлÑÑ Ð² Ñвоем поÑÑÑпке и ÑÑÑÑÑи Ñаз пожалел о Ñом, ÑÑо поддалÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾ÑÑ ÑазÑма, а не ÑеÑдÑа. «Ð¢ÐµÐ±Ñ Ñмолил Ñ — неÑÑаÑÑнÑй палаѻ, — пÑизнаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑ, Ð½Ð°Ð¼ÐµÐºÐ°Ñ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо ÑазлÑка Ñ ÐазиÑ, веÑоÑÑно, и ÑÑала пÑиÑиной гибели девÑÑки. Ðднако Ñе нежнÑе ÑÑвÑÑва, коÑоÑÑе он иÑпÑÑÑвал к ней, ÑÐ¾Ñ ÑанилиÑÑ Ð² ÑеÑдÑе поÑÑа на вÑÑ Ð¾ÑÑавÑÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ.
«ÐÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¸ года, Ð¼Ñ Ñмели лÑбиÑÑ» — Ñ Ñожалением вÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¤ÐµÑ, оÑмеÑаÑ, ÑÑо ÑепеÑÑ Ð½Ð°ÑÑало вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¸Ð´Ð°ÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¸Ñ. ÐвÑÐ¾Ñ Ð½Ð°Ð´ÐµÐµÑÑÑ, ÑÑо ÑмеÑÑÑ ÑÐ¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð»Ñбленной, коÑоÑÐ°Ñ Ð²ÑÑÑеÑÐ¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ на пÑÑи в веÑноÑÑЬ.
Ðнализ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑвоÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¤ÐµÑа «Ðолго ÑнилиÑÑ Ð¼Ð½Ðµ вопли ÑÑданий ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ …»
ÐавигаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ запиÑÑм
Источник