Дорожки для массажа стоп после сна в доу
Елена Кузнецова
Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
1 слайд. Уважаемые родители представляю Вашему вниманию один из способов формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование массажных ковриков и дорожек в оздоровлении детей.
Всем давно известно, что движение –это: врожденная, жизненно необходимая потребность человека, эффективное лечебное средство, познание окружающего мира, важное средство воспитания и общения. Это доказано многочисленными исследованиями известных ученых, педагогов и психологов.
2 слайд. Общеизвестно, что массаж оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.
Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов.
— Одни развивают сообразительность
— другие — смекалку
— третьи — воображение и творчество.
Но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр.
3 слайд. Мы применяем массажные коврики и дорожки с целью:
1. Закаливание организма.
2. Профилактика и коррекция плоскостопия.
3. Развития чувства равновесия и координации движений.
4. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
4 слайд. Массажные коврики-дорожки, которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Во время ходьбы по этим дорожкам, дети сопровождают свои действия речью, трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки, отмечая качество материалов,из которых они сделаны: колючие или нет, мягкие или твердые, шершавые или гладкие; что у некоторых дорожек внутри: камешки, горошек, песочек. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции.
Какое отношение имеет закаливание к массажным коврикам?
Закаливание – это не задание на неделю и не тренировки на результат.
Закаливание – это образ жизни.
Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой.
Когда Вы идете по пляжу босиком – это закаливание.
Когда Вы купаетесь в реке – это тоже закаливание.
Если Вы идете лицом против ветра, даже не думая о закаливании – это все равно закаливание.
Поэтому, когда Вы стоите на массажном коврике или играете с ребенком босиком на массажном коврике — это конечно тоже закаливание. Это и массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма.
Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.
Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.
Массажные коврики имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.
Ходьба по дорожкам и коврикам может быть обычной, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег. Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов, а так же, словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей в двигательной активности.
Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.
Лужа
Я иду, я иду.
Поднимаю ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа –то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то большая
и т. д.
Дорожки здоровья, используемые в работе нашей группы, сделаны при помощи родителей, а так же руками педагогов.
Источник
Участник выставки
Инструктор по физической культуре:
Минина Елена Владимировна
МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик»
Комплекс массажных дорожек «Весёлое путешествие»
ФОТОГРАФИИ РАБОТ
Комплекс массажных дорожек
«Весёлое путешествие»
Комплекс массажных дорожек
«Весёлое путешествие»
Инструктор по физической культуре:
Минина Елена Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 6 «Цветик»
Дидактическое пособие
Комплекс массажных дорожек «Весёлое путешествие»
Данное пособие предназначено для детей 3-7 лет.
Массаж стоп оказывает благотворное влияние не только на формирование ног и опорно-двигательного аппарата, ребенка, но и на центральную нервную систему, а через нее – на весь организм в целом. Поэтому он является одним из самых эффективных способов укрепления здоровья.
Цель: оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.
Задачи:
- Закаливание организма.
- Профилактика и коррекция плоскостопия.
- Развитие чувства равновесия и координации движений.
- Сенсорное развитие.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
Массажные дорожки имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Благодаря этому дорожки обеспечивают массаж стоп, способствуют укреплению голеностопного сустава и предотвращают появление и развитие плоскостопия у детей.
Ходьба по дорожкам может быть: обычной, на носках, на пяточках, на внешней и внутренней стороне стопы, ползание с опорой на руки и стопы, прыжки, бег. Ребенок ставит ноги по-разному, при этом по-разному работают мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. К тому же дети приучаются ходить друг за другом в колонне, не толкаться, сдерживать себя. Использовать массажные дорожки можно на занятиях по физической культуре и при выполнении гимнастики после сна. Эффективнее такой вид закаливания проводить под музыкальное сопровождение, используя мелодии различных темпов. Можно усложнить задачу, и при остановке музыки спрыгивать с дорожки на ровную поверхность пола. А так же, при ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой» и отправиться в весёлое путешествие, или по отдельности исходя из целей и задач занятия.
Описание и характеристика массажных дорожек:
- «Волшебные следочки»
Такие следочки хорошо использовать для тренировки правильного развода стоп, при ходьбе, можно в подвижных играх и развлечениях.
- «Мягкие пенёчки»
«Пенёчки» используются на занятиях физической культуры и утренней гимнастики для профилактики плоскостопия, а так же для перешагивания, перепрыгивания, бега и ползания «змейкой».
- «Подсолнухи»
Подсолнухи сделаны из поролона, к центральной части пришиты бусины и деревянные жучки. Используется для профилактики плоскостопия, ходьбы, ползания (с опорой на ладони и стопы, «змейкой» между цветами), перепрыгивания (с цветка на цветок или через цветы), для эстафет и подвижных игр.Работу с подсолнухами можно начать со стихотворения:
Вот подсолнухи стоят,
Вдоль забора целый ряд!
К солнцу тянутся они,
Черных семечек полны!
- «Жуки»
Каждый жук наполнен разными крупами: горохом, пшеном, фасолью. Подразумевается не только хождение, но и топтание для того, чтобы ребёнок смог ощутить полное воздействие на стопы различных материалов. Также дети любят трогать жуков руками, пытаясь понять, что внутри, а это воздействует на мелкую моторику. Занятие с жуками можно сопровождать стихотворением:
Летом, в жаркий день на луг,
Прилетел огромный жук.
Сел на травке посидел,
Зажужжал и улетел.
- «Капельки»
Пособие представляет собой дорожку из линолеума, на которую в хаотичном порядке наклеены цветные камушки. Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, через неё можно перепрыгивать («перепрыгнем через ручеёк»), а также пальцами ног камушки можно погладить и посчитать. Занятия на этой дорожке можно сопровождать четверостишием:
Тучка по небу летала,
Капли на поля роняла.
Их решила сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
- «Бесконечная верёвочка»
Эта дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы. Используется для разного вида ходьбы, прыжков, ползания.
- «Весёлая полянка»
К этой дорожке из линолеума рядами пришиты: искусственная трава, цветы и приклеена галька. Такое чередование вызывает желание наступить на каждый ряд. Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, особенно детям нравится ходьба боком приставными шагами. Ходьбу можно сопровождать четверостишием:
Наши маленькие ножки
дружно ходят по дорожке
раз, два, три, четыре, пять
пойдём по полю гулять.
- «Дорожка из пробок»
Эта дорожка используется для ходьбы прямо, боком, сохраняя равновесие, осанку; для перепрыгивания прямо, боком; для подлезания, в подвижных играх.
- «Цветочки и камушки»
Эту дорожку хорошо использовать для развития равновесия и координации. Идти можно прямо, наступая на каждый камушек и цветочек или, наступая только на цветочки, перешагивая через камушки, или только по камушкам, перешагивая через цветочки. Также через эту дорожку хорошо прыгать боком. Можно использовать в подвижных играх.
- «Коврик из пробок»
К ДВП или фанере с помощью саморезов прикручиваем крышки от бутылок отверстием в верх (можно пришить к ткани или линолеуму, в крышках легко сделать отверстия при помощи шила). Эта дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы. Используется для разного вида ходьбы, прыжков.
- «Радужный мостик»
Дорожка сделана из бигудей, используется на занятиях для ходьбы прямо, боком, ползания, прыжков.
- «Лесенки из карандашей»
Эта дорожка сделана из строительных карандашей, которые расположены в чередовании горизонтально и вертикально. Такое расположение лучше массирует стопы. Используется на физкультурных занятиях для профилактики плоскостопия.
Таким образом, использование массажных дорожек очень поможет в укреплении мышц и формировании свода стопы у ребёнка, в профилактике плоскостопия, при нарушении работы опорно-двигательного аппарата; при неправильном распределении физической нагрузки на стопу; при ассиметричной походке; при деформации стопы и плоскостопии.
Минина Елена ВладимировнаVLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 /VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100VLUU L100, M100 / Samsung L100, M100
Версия для печати:
МБДОУ «Детский сад №6 «Цветик» – инструктор по физкультуре Минина Елена Владимировна – массажные дорожки
Источник
Я применяю массажные коврики и дорожки с целью:
1. Закаливание организма.
2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.
3. Профилактика и коррекция плоскостопия.
4. Развития чувства равновесия и координации движений.
5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
6. Представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
“Берегите здоровье смолоду” — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждого ДОУ.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника — это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Закаливание
Напомню известную фразу, что закаливание – это во многом тренировка сосудов. Что это означает? При контрастных процедурах (смена теплой и холодной воды) сосуды сначала расширяются (в теплой воде), а потом сужаются (в холодной). Такая тренированность сосудов на воздействия холодовых рецепторов поможет снизить теплоотдачу, если Вы выходите на улицу. У закаленного человека сосуды реагируют быстрее. Сужение периферических сосудов уменьшает потери тепла организмом. (Кожные покровы холодные, но внутри сохраняется тепло). У незакаленного человека периферические сосуды реагируют дольше. То есть, потери тепла выше. Именно потому, что кожные покровы теплые. Это конечно, упрощенно. Кроме сосудистой, тренируется эндокринная (гормональная) и нервная системы. Тренируется термогенез (выработка тепла организмом).
- Какое отношение имеет закаливание к массажным коврикам?
Закаливание – это не задание на неделю и не тренировки на результат.
Закаливание – это образ жизни.
Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой.
- Когда Вы идете по пляжу босиком – это закаливание.
- Когда Вы купаетесь в реке – это тоже закаливание.
- Когда утром на даче Вы умываетесь на улице – и это закаливание.
- Если Вы идете лицом против ветра, даже не думая о закаливании, просто так получается – это все равно закаливание.
Поэтому, когда Вы стоите на массажном коврике или играете с ребенком босиком на массажном коврике — это конечно тоже закаливание. Это и массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма.
Плоскостопие. Лечение плоскостопия. Профилактика плоскостопия.
Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.
Многие авторы сходятся во мнении, что с приходом цивилизации частота возникновения плоскостопия у детей увеличилась. Это связывают с ранним ношением обуви, а также с хождением, пусть и босиком, но по ровным поверхностям. Действительно, деревенские детки раньше постоянно ходили босиком по земле, что, во-первых, способствовало формированию сводов стопы и нормальному тону мышц стопы, а во-вторых – являлось прекрасной закаливающей процедурой.
Сегодня дети очень редко ходят босиком по земле. С раннего детства мы ходим в обуви (которая, кстати, больше напоминает «колодки»). И даже шлепанье босиком по голому полу, как отмечают ортопеды, скорее вредно для профилактики плоскостопия.
Для предотвращения развития плоскостопия, поверхность, по которой мы ходим босиком, должна быть неровной. Лучше всего – земля, песок или прибрежная галька.
Применение массажных ковриков для профилактики плоскостопия даже лучше природных помощников.
Мои массажные коврики имеют несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Занятия будут проходить интересно и результативно, если малышам представится возможность регулярно ходить, бегать или делать упражнения по таким «дорожкам здоровья»:
Они обеспечивают глубокий терапевтический эффект и незабываемое удовольствие малышам. Великолепный массаж стоп и профилактика различных заболеваний и хорошее настроение.
На стопах и ладонях человека расположены рефлексогенные зоны, связанные практически со всеми внутренними органами. Раздражение этих зон оказывает нормализующее воздействие на все функции организма.
Массажный коврик – гениальное изобретение. Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей. Возникает приятное ощущение легкости.
Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей.
Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными стимулами для детей.
Профилактические упражнения с применением профилактических ковриков направлены на формирования правильного свода стопы, массажа стоп, корректировки осанки. Чтобы суметь заинтересовать детей, взрослому необходимо в совершенстве научится самому владеть оборудованием. И чтобы у детей был стойкий интерес к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой, необходимо разнообразить предметную среду.
Для формирования мотивации и повышения интереса к двигательной активности, профилактическим упражнениям, было изготовлено авторское нестандартное оборудование, которое способствует: общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; профилактике нарушения осанки; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.
Упражнения с нестандартным оборудование способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.
Основные принципы использования массажных ковриков и дорожек:
• Оборудование используется во время гимнастики после сна и в самостоятельной двигательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей и уровня их физической подготовки.
• Упражнения выполнять от простых к сложным, добавлять новые движения. Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления мышц.
• Развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стопы при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.
• С целью развития воображения, памяти и речи необходимо предлагать детям самим придумывать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.
Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой, повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.
«Солнышко»
Материал: пряжа, материал, крупа, песок, галька, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, колпачки от фломастеров.
«Морские звезды»
Материал: резиновый коврик, пуговицы разных размеров.
«Улица»
Материал: одеяло, пластмассовые фигуры от пирамидки, губка, веревка.
«Таинственные следы»
Материал: поролоновая основа, искусственный мех, пластмассовые фигуры от пирамидки, веревка, колпачки от фломастеров.
«Цветочная полянка»
Материал: махровое полотенце, крышки от пластиковых бутылок, шнур, кружева.
«Цветник»
Материал: пряжа, пластмассовые бигуди, целлофановые пакеты, пропилен.
Ходьба по дорожкам и коврикам — обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.
При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе.
Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые из них.
Лужа
Я иду, я иду.
Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа – то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки вперед)
Высоко-высоко-высоко,
Подпрыгну,
Не боюсь, не боюсь,
Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)
Да-да-да, да-да-да,
Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)
Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)
Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)
Бурый мишка
Бурый мишка топал,
Топал, топал,
Громко ножками стучал,
Он стучал так!
Мишка головой вертел,
Все вертел, все вертел.
Во все стороны смотрел,
Он смотрел так!
Бурый мишка расшалился
И на месте закружился,
Закружился, закружился
И свалился – бах!
Кошкина зарядка
Посмотрите, у окошка
Разминает лапки кошка.
Тянется – потянется,
Малюткой не останется.
Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает к верху хвостик.
Когти выпускает,
Царапает, играет.
Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала «Мяу…»
Ёжик
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ — топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук отпущены; делает маленькие шажки)
Ищет ягодки, грибочки
Для сына и для дочки. (Ищет)
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)
Ощетинит ёж иголки –
Не достанется он волку.
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)
Упражнения:
- Ходьба «По медвежьи» — на руках и ногах и высоким подниманием таза.
- «Ласточка» — стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад.
- «Солдатик» — шаги на мешочки и «ножки».
- «Незнайка» — подъем на носках с одновременным подъемом плеч.
Массажные коврики и дорожки использую во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, для сенсорного развития, счета и т.д.
Автор: Розлач Оксана Сергеевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Теремок» с. Малый Атлым, Октябрьский район, ХМАО – Югра, Тюменская область.
Статья размещена в авторской редакции
Источник