Фазиль искандер сон о боге и дьяволе читать
Фазиль Искандер
Сон о Боге и дьяволе
Бог сидит на небесном камне и время от времени поглядывает вниз, на Землю, как пастух на свое стадо. Рядом стоит дьявол. Он очень подвижен.
– Ну, смотри, смотри, что получилось из твоего возлюбленного человечества, – насмешливо сказал дьявол Богу. – Все копошатся!
– Но ведь ты не можешь отрицать, что было величие замысла, – вздохнув, отвечает Бог.
– Во всяком замысле главное – точность, – ехидно заметил дьявол. – Величие замысла – оправдание неудачников.
– А чему ты радуешься? – спросил Бог. – Люди в меня в самом деле недостаточно верят. Но и в тебя мало кто верит.
– Тут-то ты и попался! – обрадовался дьявол. – Я сам ни во что не верю! И люди, даже те, что в меня не верят, в сущности, следуют моей вере.
– Логично, но противно, – сказал Бог. – Истина должна быть красивой, иначе она не истина.
– Вот ты Бог, – продолжал дьявол, – ты ни в чем не сомневаешься, а люди полны сомнений. Страшно далеки вы друг от друга!
– Я сомневаюсь больше всех, – сказал Бог.
– В чем ты сомневаешься? – удивился дьявол.
– Я пока не уверен – слишком рано или слишком поздно я послал на помощь людям своего сына. Или все-таки вовремя? Если не вовремя, значит, я способствовал напрасной гибели своего сына. Об этом думать невыносимо.
– Кто же развеет сомнения Бога? – вкрадчиво спросил дьявол.
– Только люди. Я на них надеюсь, – вздохнул Бог, – больше мне не на кого надеяться.
– Значит, ты нуждаешься в людях?
– Да.
– А они нуждаются в тебе?
– Очень.
– Тогда какая между вами разница?
– Я твердо знаю, что нуждаюсь в них, чтобы оправдать свой замысел и не быть виновным в гибели сына. А они еще не уверены, что нуждаются во мне. Слишком многие не уверены. Вот в чем разница. Надо ждать, ждать, ждать, пока они все не уверятся, что нуждаются во мне.
– Почему ты так переживаешь гибель сына? Ты же его воскресил?
– Воскресив его, я воскресил и память его о всех предсмертных муках. Он успокоится только тогда, когда уверится, что муки его были не напрасны.
– Вот ты говоришь: надо ждать, ждать, ждать. А тебе не кажется, что люди могут уничтожить друг друга, пока ты ждешь, что они в тебя поверят?
– Такая опасность есть. Но почему ты, дьявол, так обеспокоен этим?
– Мне будет скучно без них. Они развлекают меня… А ты не можешь избавить их от этой опасности?
– В том-то и дело, что не могу. Если бы я мог избавить человечество от самоубийства, я бы давно избавил и отдельных людей от самоубийства.
– Почему ты не можешь остановить самоубийства?
– По условиям моего замысла жизнь, как и добро, – добровольны.
– Чего ты ждешь от людей?
– Ответственности.
– А как же вера?
– Это одно и то же. Ответственный человек, думая, что он не верит в Бога, на самом деле верит, только не знает об этом. И наоборот, безответственный человек, думающий, что он верит в Бога, на самом деле не верит, но не догадывается об этом.
– Как ты относишься к покаянию?
– Это очень серьезно. Любому грешнику надо дать шанс очиститься. Но мне ли не знать, что многие люди каются, чтобы грешить с освеженными силами. Кстати, про ад люди напридумали всякие страшные сказки. Но все на самом деле еще страшней. Ад – это место, где человеку раскрывается со всей ясностью бессмысленность его греховной жизни. Но при этом человек лишается права на покаяние. От этого он испытывает вечные мучения. Его мучения удваиваются еще тем, что он очень хочет, но не может эту правду передать на Землю своим близким, чтобы они потом не испытывали этих мучений.
– Почему бы тебе эту полезную информацию не помочь донести их близким? – спросил дьявол.
– Нельзя, – строго сказал Бог, – тогда они перестанут грешить не из любви к добру, а из страха.
– Признаться тебе, в чем моя сила и в чем моя слабость? – вдруг сказал дьявол.
– Ну!
– Моя слабость в том, – понизил голос дьявол, – только между нами… Моя слабость в том, что я, в конечном итоге, не смог переподличать человека. Все рекорды за ним!
– А в чем твоя сила?
– А сила как раз в том, что, если человек такой, это оправдывает мои игры с ним. Оставь людей! Пусть копошатся! У самих под ногами дерьмо, а сами в космос летают. Бедуин еще поднимает верблюда, а на космодромах уже поднимают космические корабли!
– Да, караван человечества слишком растянулся, – с хозяйской озабоченностью заметил Бог.
– Если верить слухам, которые ты же распространяешь, так говорят, ты умнее всех. Зачем тебе люди?
– Никаких слухов о себе я не распространяю, – возразил Бог. – Это люди научили тебя подхамливать? Что касается разума… Главный признак существования разума – это его повторяемость в других. Уразумить людей – значит убедиться в собственном разуме.
– Люди говорят, что ты иногда вмешиваешься в их дела и наказываешь зло.
– Никогда! Наивные люди думают, что, если зло где-то потерпело крах, значит, это дело моих рук. Случайность. По этой логике получается, что, если зло побеждает, значит, моя рука ослабла. Ни то ни другое!
Я вложил в людей искру совести и искру разума. Этого достаточно, чтобы весь остальной путь они прошли сами. При всех своих страшных заблуждениях они, в конце концов, исполнят мой замысел, если будут раздувать в себе искру совести и искру разума.
Но если они этого не смогут сделать сами, вот тогда я спущусь к ним и припомню им судьбу своего сына! Многим будет нехорошо!
– Значит, ты никогда не вмешиваешься в дела людей?
– С тех пор, как послал к ним сына, – никогда! – отвечал Бог. – Если бы я по своей воле их поправлял, это нарушило бы чистоту моего замысла. Другое дело, что некоторые чуткие люди, предугадывая мое неодобрение, сами себя поправляют. И это хорошо.
– А в незапамятные времена ты вмешивался в дела людей? – спросил дьявол.
– Изредка, – отвечал Бог, подумав. – Помнится, мне понравились скандинавы. И я направил Гольфстрим вокруг Скандинавии, чтобы они от холода не впали в слабоумие. И они оправдали мои надежды.
– А был Всемирный потоп или не было? – вдруг ни с того ни с сего спросил дьявол. – Я что-то его прозевал.
– Потоп был, но не такой уж большой, – с усмешкой ответил Бог. – Древние евреи, описывая его, погорячились… Маленькие страны преувеличивают свои беды, а большие страны не могут их обозреть… И как это Ной мог поместить в свой ковчег каждой твари по паре? Какой величины должен был быть ковчег? Так и видишь Ноя, который носится по Африке, сгоняя слонов, антилоп и тигров! Нет, Ной поместил в свой ковчег только своих домашних животных, рассчитывая на них как на живую провизию.
– Выходит, в жизни сегодняшних людей от тебя нет никакой пользы?
– Как нет! – воскликнул Бог. – Я единственная в мире инстанция, которая не отклоняет никаких жалоб! Я умиротворяю тех, кто от всей души, от всей безвыходности жаловался мне.
– Но ведь бывали на Земле чудеса. Разве это не дело твоих рук?
– Нет, – отвечал Бог, – чудеса в самом деле бывали, но не по моему велению. Необычайной силы взрыв веры внутри человека преобразует его организм, и свет загорается, слепой становится зрячим. Но не я сказал: зри!
– А может ли государство прожить без лжи? – вдруг спросил дьявол, видимо, вспомнив инстанцию, которая нередко отвергает жалобы.
– Может, но ему для этого не хватает мужества. На каждую ложь правительств народ отвечает тысячекратным обманом. Сиюминутная выгода лжи перекрывается огромной невыгодой государства от этого обмана. Но правители этого не понимают.
– Кстати, где сейчас душа Ленина? – неожиданно спохватился дьявол.
– В раю.
– Как в раю? – радостно оживился дьявол.
– Самых буйных борцов я отправляю в рай, – ответил Бог. – Там они испытывают самые адские мучения, видя, что в раю борьба невозможна.
– В таком случае скажи, что с Россией?
Источник
Фазиль Искандер
Сон о боге и дьяволе
(Козы и Шекспир)
Бог сидит на небесном камне и время от времени поглядывает вниз, на Землю, как пастух на свое стадо. Рядом стоит дьявол. Он очень подвижен.
— Ну, смотри, смотри, что получилось из твоего возлюбленного человечества, — насмешливо сказал дьявол Богу. — Все копошатся!
— Но ведь ты не можешь отрицать, что было величие замысла, — вздохнув, отвечает Бог.
— Во всяком замысле главное — точность, — ехидно заметил дьявол. — Величие замысла — оправдание неудачников.
— А чему ты радуешься? — спросил Бог. — Люди в меня в самом деле недостаточно верят. Но и в тебя мало кто верит.
— Тут-то ты и попался! — обрадовался дьявол. — Я сам ни во что не верю! И люди, даже те, что в меня не верят, в сущности, следуют моей вере.
— Логично, но противно, — сказал Бог. — Истина должна быть красивой, иначе она не истина.
— Вот ты Бог, — продолжал дьявол, — ты ни в чем не сомневаешься, а люди полны сомнений. Страшно далеки вы друг от друга!
— Я сомневаюсь больше всех, — сказал Бог.
— В чем ты сомневаешься? — удивился дьявол.
— Я пока не уверен — слишком рано или слишком поздно я послал на помощь людям своего сына. Или все-таки вовремя? Если не вовремя, значит, я способствовал напрасной гибели своего сына. Об этом думать невыносимо.
— Кто же развеет сомнения Бога? — вкрадчиво спросил дьявол.
— Только люди. Я на них надеюсь, — вздохнул Бог, — больше мне не на кого надеяться.
— Значит, ты нуждаешься в людях?
— Да.
— А они нуждаются в тебе?
— Очень.
— Тогда какая между вами разница?
— Я твердо знаю, что нуждаюсь в них, чтобы оправдать свой замысел и не быть виновным в гибели сына. А они еще не уверены, что нуждаются во мне. Слишком многие не уверены. Вот в чем разница. Надо ждать, ждать, ждать, пока они все не уверятся, что нуждаются во мне.
— Почему ты так переживаешь гибель сына? Ты же его воскресил?
— Воскресив его, я воскресил и память его о всех предсмертных муках. Он успокоится только тогда, когда уверится, что муки его были не напрасны.
— Вот ты говоришь: надо ждать, ждать, ждать. А тебе не кажется, что люди могут уничтожить друг друга, пока ты ждешь, что они в тебя поверят?
— Такая опасность есть. Но почему ты, дьявол, так обеспокоен этим?
— Мне будет скучно без них. Они развлекают меня… А ты не можешь избавить их от этой опасности?
— В том-то и дело, что не могу. Если бы я мог избавить человечество от самоубийства, я бы давно избавил и отдельных людей от самоубийства.
— Почему ты не можешь остановить самоубийства?
— По условиям моего замысла жизнь, как и добро, — добровольны.
— Чего ты ждешь от людей?
— Ответственности.
— А как же вера?
— Это одно и то же. Ответственный человек, думая, что он не верит в Бога, на самом деле верит, только не знает об этом. И наоборот, безответственный человек, думающий, что он верит в Бога, на самом деле не верит, но не догадывается об этом.
— Как ты относишься к покаянию?
— Это очень серьезно. Любому грешнику надо дать шанс очиститься. Но мне ли не знать, что многие люди каются, чтобы грешить с освеженными силами. Кстати, про ад люди напридумали всякие страшные сказки. Но все на самом деле еще страшней. Ад — это место, где человеку раскрывается со всей ясностью бессмысленность его греховной жизни. Но при этом человек лишается права на покаяние. От этого он испытывает вечные мучения. Его мучения удваиваются еще тем, что он очень хочет, но не может эту правду передать на Землю своим близким, чтобы они потом не испытывали этих мучений.
— Почему бы тебе эту полезную информацию не помочь донести их близким? — спросил дьявол.
— Нельзя, — строго сказал Бог, — тогда они перестанут грешить не из любви к добру, а из страха.
— Признаться тебе, в чем моя сила и в чем моя слабость? — вдруг сказал дьявол.
— Ну!
— Моя слабость в том, — понизил голос дьявол, — только между нами… Моя слабость в том, что я, в конечном итоге, не смог переподличать человека. Все рекорды за ним!
— А в чем твоя сила?
— А сила как раз в том, что, если человек такой, это оправдывает мои игры с ним. Оставь людей! Пусть копошатся! У самих под ногами дерьмо, а сами в космос летают. Бедуин еще поднимает верблюда, а на космодромах уже поднимают космические корабли!
— Да, караван человечества слишком растянулся, — с хозяйской озабоченностью заметил Бог.
— Если верить слухам, которые ты же распространяешь, так говорят, ты умнее всех. Зачем тебе люди?
— Никаких слухов о себе я не распространяю, — возразил Бог. — Это люди научили тебя подхамливать? Что касается разума… Главный признак существования разума — это его повторяемость в других. Уразумить людей — значит убедиться в собственном разуме.
— Люди говорят, что ты иногда вмешиваешься в их дела и наказываешь зло.
— Никогда! Наивные люди думают, что, если зло где-то потерпело крах, значит, это дело моих рук. Случайность. По этой логике получается, что, если зло побеждает, значит, моя рука ослабла. Ни то, ни другое!
Я вложил в людей искру совести и искру разума. Этого достаточно, чтобы весь остальной путь они прошли сами. При всех своих страшных заблуждениях они, в конце концов, исполнят мой замысел, если будут раздувать в себе искру совести и искру разума.
Но если они этого не смогут сделать сами, вот тогда я спущусь к ним и припомню им судьбу своего сына! Многим будет нехорошо!
— Значит, ты никогда не вмешиваешься в дела людей?
— С тех пор, как послал к ним сына, — никогда! — отвечал Бог. — Если бы я по своей воле их поправлял, это нарушило бы чистоту моего замысла. Другое дело, что некоторые чуткие люди, предугадывая мое неодобрение, сами себя поправляют. И это хорошо.
— А в незапамятные времена ты вмешивался в дела людей? — спросил дьявол.
— Изредка, — отвечал Бог, подумав. — Помнится, мне понравились скандинавы. И я направил Гольфстрим вокруг Скандинавии, чтобы они от холода не впали в слабоумие. И они оправдали мои надежды.
— А был всемирный потоп или не было? — вдруг ни с того ни с сего спросил дьявол. — Я что-то его прозевал.
— Потоп был, но не такой уж большой, — с усмешкой ответил Бог. — Древние евреи, описывая его, погорячились… Маленькие страны преувеличивают свои беды, а большие страны не могут их обозреть… И как это Ной мог поместить в свой ковчег каждой твари по паре? Какой величины должен был быть ковчег? Так и видишь Ноя, который носится по Африке, сгоняя слонов, антилоп и тигров! Нет, Ной поместил в свой ковчег только своих домашних животных, рассчитывая на них как на живую провизию.
— Выходит, в жизни сегодняшних людей от тебя нет никакой пользы?
— Как нет! — воскликнул Бог. — Я единственная в мире инстанция, которая не отклоняет никаких жалоб! Я умиротворяю тех, кто от всей души, от всей безвыходности жаловался мне.
— Но ведь бывали на Земле чудеса. Разве это не дело твоих рук?
— Нет, — отвечал Бог, — чудеса в самом деле бывали, но не по моему велению. Необычайной силы взрыв веры внутри человека преобразует его организм, и свет загорается, слепой становится зрячим. Но не я сказал: зри!
— А может ли государство прожить без лжи? — вдруг спросил дьявол, видимо, вспомнив инстанцию, которая нередко отвергает жалобы.
— Может, но ему для этого не хватает мужества. На каждую ложь правительств народ отвечает тысячекратным обманом. Сиюминутная выгода лжи перекрывается огромной невыгодой государства от этого обмана. Но правители этого не понимают.
— Кстати, где сейчас душа Ленина? — неожиданно спохватился дьявол.
— В раю.
— Как в раю? — радостно оживился дьявол.
— Самых буйных борцов я отправляю в рай, — ответил Бог. — Там они испытывают самые адские мучения, видя, что в раю борьба невозможна.
— В таком случае скажи, что с Россией?
Источник
Скачать книгу в формате:
- fb2
- rtf
- txt
- epub
Аннотация
Фазиль Искандер
Сон о боге и дьяволе
(Козы и Шекспир)
Бог сидит на небесном камне и время от времени поглядывает вниз, на Землю, как пастух на свое стадо. Рядом стоит дьявол. Он очень подвижен.
— Ну, смотри, смотри, что получилось из твоего возлюбленного человечества, — насмешливо сказал дьявол Богу. — Все копошатся!
— Но ведь ты не можешь отрицать, что было величие замысла, — вздохнув, отвечает Бог.
— Во всяком замысле главное — точность, — ехидно заметил дьявол. — Величие замысла — оправдание неудачников.
— А чему ты радуешься? — спросил Бог. — Люди в меня в самом деле недостаточно верят. Но и в тебя мало кто верит.
— Тут-то ты и попался! — обрадовался дьявол. — Я сам ни во что не верю! И люди, даже те, что в меня не верят, в сущности, следуют моей вере.
— Логично, но противно, — сказал Бог. — Истина должна быть красивой, иначе она не истина.
— Вот ты Бог, — продолжал дьявол, — ты ни в чем не сомневаешься, а люди полны со…
ЕЩЕ
Популярные книги
Аннотация:
Джефф Вандермеер Аннигиляция Посвящается Энн 01: Проникновение Башню мы обнаружили случайно. …
Блок — 6 стр.
Аннотация:
Что может быть хуже, чем погибнуть во время отбора невест? Отказать будущему императору! Ведь …
Блок — 10 стр.
Аннотация:
В ОЖИДАНИИ МАЛЫША Уильям и Марта Сирс Как пользоваться этой книгой Чтобы составить представление…
Блок — 29 стр.
Аннотация:
Барон Максимильян, чрезвычайный и полномочный посол его величества Нумеда III к Подгорному престол…
Блок — 12 стр.
Аннотация:
Более чем вероятно, что эта книга изменит вашу жизнь. Она поможет вам полностью пересмотреть свой …
Блок — 10 стр.
Аннотация:
Дем Михайлов Господство клана Неспящих. Гром небесный © Михайлов Д., 2015 © Оформление. ООО «Изд…
Блок — 12 стр.
Здравствуй, дорогой незнакомец. Книга «Сон о боге и дьяволе» Искандер Фазиль Абдулович не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Благодаря уму, харизме, остроумию и благородности, моментально ощущаешь симпатию к главному герою и его спутнице. Встречающиеся истории, аргументы и факты достаточно убедительны, а рассуждения вынуждают задуматься и увлекают. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. По мере приближения к исходу, важным становится более великое и красивое, ловко спрятанное, нежели то, что казалось на первый взгляд. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету, книга держит читателя в напряжении от начала до конца. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. «Сон о боге и дьяволе» Искандер Фазиль Абдулович читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.
Новинки
Пересказ сказки В. Ирвинга для детей. …
Аннотация:
Первый раз за десять лет Арина приехала в родные края повидать своих родителей. Много воды утекло …
Полный текст — 31 стр.
Первый раз за десять лет Арина приехала в родные края повидать своих родителей. Много воды утекло …
Аннотация:
«Чтo может быть хуже ссылки?» — именно этим вопросом задавался младший принц Амари, отправляясь в …
Полный текст — 76 стр.
«Чтo может быть хуже ссылки?» — именно этим вопросом задавался младший принц Амари, отправляясь в …
Аннотация:
Данное произведение повествует о событиях, произошедших в стенах замка «Бран», расположенного на т…
Полный текст — 35 стр.
Данное произведение повествует о событиях, произошедших в стенах замка «Бран», расположенного на т…
Аннотация:
Он и Она. Они не просто разные, они из разных миров. Алья — молоденькая девушка из погибающего маг…
Полный текст — 41 стр.
Он и Она. Они не просто разные, они из разных миров. Алья — молоденькая девушка из погибающего маг…
Аннотация:
Один несчастный случай полностью изменил мою жизнь. Но пройдя через все испытания и муки, я поднял…
Полный текст — 45 стр.
Один несчастный случай полностью изменил мою жизнь. Но пройдя через все испытания и муки, я поднял…
Аннотация:
После разрушительного инцидента университетская карьера гимнастки Авроры Крейн резко оборвалась …..
Полный текст — 54 стр.
После разрушительного инцидента университетская карьера гимнастки Авроры Крейн резко оборвалась …..
Источник