Где мы в какой благословенный уголок земли перенес нас сон обломова

Где мы в какой благословенный уголок земли перенес нас сон обломова thumbnail

Перед вами текст изложения по русскому языку «Сон Обломова». Текст предназначен для учеников 10 класса.

Сон Обломова

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильные стрелы, а разве только чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром; скинет крестьянин полушубок, выйдет в одной рубашке на воздух и, прикрыв глаза рукой, долго любуется солнцем, с удовольствием пожимая плечами.

Не возвращаются внезапные вьюги весной, не засыпают полей и не ломают снегом деревья.

Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживает свой характер вплоть до узаконенной поры тепла; не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами; все идет обычным, предписанным природой общим порядком.

В ноябре начинается снег и мороз, который к Крещенью усиливается до того, что крестьянин, выйдя на минуту из избы, воротится непременно с инеем на бороде; а в феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны.

Но лето, лето особенно упоительно в том краю. Там надо искать свежего, сухого воздуха, напоенного не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи; там искать ясных дней, слегка жгучих, но не палящих лучей солнца и почти в течение трех месяцев безоблачного неба.

Как пойдут ясные дни, то и длятся недели три- четыре; и вечер тепел там, и ночь душна. Звезды так приветливо, так дружески мигают с небес.

Дождь ли пойдет — какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, а только перестанет — солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки: и вся страна опять улыбается счастьем в ответ солнцу.

Радостно приветствует дождь крестьянин: «Дождичек вымочит, солнышко высушит!» — говорит он, подставляя с наслаждением под теплый ливень лицо, плечи и спину.

Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно, как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.

Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, громоздится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывает там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

Источник

Первое впечатление, которое производит на читателя герой романа И.Гончарова «Обломов», — это впечатление лени, неподвижности, скуки. Тем разительнее перемена тона в начале девятой главы романа «Сон Обломова»: “Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!” До девятой главы «Обломов» казался сатирой на “лишнего человека” — и вдруг в девятой главе — взлёт к высокому, эпически размашистому слогу. Где ещё мы можем найти подобные стилистические перепады, с резким переходом от сатиры к эпической торжественности? Прежде всего в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в финале первого тома, когда сатирический смех вдруг переходит в таинственно-патетическое вопрошание: “Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа”. И в «Мёртвых душах», и в «Обломове» происходит своего рода чудо. В «Мёртвых душах» “прозаическая” бричка Чичикова стремительно и неожиданно превращается в волшебную “птицу-тройку”. В «Обломове» столь же неожиданно выясняется: место рождения “скучного” героя — волшебная страна.

Вместе с тем что-то в этой волшебной стране напоминает нам о страхах, что сеют в обывателях города Калинова Феклуша и Кабаниха из «Грозы» А.Н. Островского. Жителей Калинова пугают “некто лицом чёрен” и “люди с пёсьими головами”. Примерно такие же представления о мире передаются из поколения в поколение обитателями Обломовки: “За Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”. И для калиновцев, и для обломовцев за пределами их тесного мирка начинается страшный мир, полный тёмного, угрожающего волшебства.

Что же роднит «Мёртвые души», «Грозу» и «Сон Обломова»? Мир сказки — с его светлой и тёмной сторонами. Светлое чудо (превращение чичиковской брички в “птицу-тройку”) и тёмное колдовство (превращение в сознании обитателей Калинова поезда в змея) — и то, и другое отсылает к сказке.

Вот и во «Сне Обломова» за околицей деревни начинаются чудеса — светлые чудеса народного воображения и тёмные чудеса мертвящего суеверия. Одно незаметно переходит в другое — так, что трудно провести грань между добром и худом. Вот стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к лесу задом, к нему передом”. Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и леший, и разбойники, и страшные звери”. По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова — радостное чудо, подальше — сказочная жуть.

Обитатели Обломовки воспринимают мир без счёта и мер. Для них есть только свой дом, а далее воображение обломовца сразу перепрыгивает в небывалую даль — ту, что “за тридевять земель”. Там, “в некотором царстве-государстве”, грезится всё та же Обломовка, но только преображённая. Реальная Обломовка — это только первое приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

Читайте также:  Волосы на голове брить во сне

Прелесть обломовской сказки в том, что она проникнута любовью. В Обломовке — всё любовь, всё поэзия: “Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью”. В гармонии с любящей матерью-природой — образ “маменьки”. Как “мать сыра земля” заботится о тех, кого она приютила, так печётся и “маменька” о своём сыне: “Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами…” Сын же отвечает ей горячей взаимностью — и тот взрослый Обломов, который спит и видит сон, и тот маленький Обломов, который снится ему: “Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”.

Но вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового, незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует русскому “авось”. Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Человек там во власти вековой скуки и лени.

И эту высокую любовь, и эту лень находим в русских сказках. По словам философа Е.Н. Трубецкого, есть в них влечение “к неумирающему добру, к вечной красоте, к той светлой запредельной полосе, где не заходит солнце”. В них русский человек находит “ту чудесную силу, те могучие крылья, которые уносят его прочь от житейской низменности, ту магию, которая превращает его из жалкого дурака в сказочного красавца”. Такова возвышающая сила сказок.

Но, с другой стороны, в русских сказках, по мнению Трубецкого, преобладает пассивное начало: “В ней сказывается настроение человека, который ждёт всех благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей, личной ответственности… Это прелестная поэтическая грёза, в которой русский человек ищет по преимуществу успокоения и отдохновения; сказка окрыляет его мечту и в то же время усыпляет”.

Получается, что в «Сне Обломова» дан ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов — не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека — его величие и его постыдную слабость.

На это ключевое значение «Сна Обломова» указывали многие современники И.А. Гончарова. Так, Дружинин писал, что до девятой главы герой Гончарова кажется “засаленным, нескладным куском мяса”, после же девятой главы читатель узнаёт “сердцу милого Обломова”. Критик заключает: “«Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скреп связал его с сердцем русского читателя”.

Источник

Глава «Сон Обломова» начинается описанием дворянской усадьбы,
одной из тысяч подобных в дореволюционной России.
За великой русской рекой Волгой дремала патриархальная
Обломовка, тихое, захолустное поместье, где жизнь текла вяло и по
привычке и куда почти совсем не проникали вести.
И описание природы этого «благословенного уголка»,и нравы оби­тателей,
и круговорот их обычного дня — всё сводится в один образ **тишины**, ***неподвижности** или *сна*.
Умственные интересы в жиз­ни обломовцев отсутствовали.
Реальное понимание и восприятие жизни у них занимал наивный вымысел.
Сама природа, кажется поддерживает их:» Ни страшных бурь,
ни разрушений не слыхать в том краю»,
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова?
Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих
лесов-нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное?
Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека:
глядя на него, хочется плакать.
Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод,
и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием
бесконечной картины.»
«не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда;
нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…»
Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние
природе, готовность отразить её атаки.
Природа помогает жить в Покое,» на авось».
Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце,
чистое небо.
Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда
не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы
и людям, и природе.
Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину.
Никогда “… не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги
морозами… ”.
Всё идет по календарю.
В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце,
просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий.
Горы в Обломовке — это не мрачные отвесные скалы, а плодородные
холмы.
Речка весело течет, шаля и играя своими водами.
“Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски
нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так,
а не иначе.
Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго
дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда
не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг,
ни картин.
Всё время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании
мира, а чаще всего во сне.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам.
Главной своей обязанностью родители считали накормить
и оградить любимое чадо от всего опасного.
Самой неприятной повинностью был труд.
Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен.
Его естественное любопытство постепенно угасало,
он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал
жизни в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране,
где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает,
а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы.
Где все делается “по щучьему велению”и где женят на
неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали
детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
Детство, отрочество — в них начало судьбы Обломова,
недаром картины патриархальной жизни в родном доме навсегда
остались для Ильи
Ильича идеалом настоящей жизни — спокойной и сытой.
И никакие последующие влияния — книги, университетский быт,
служба в Москве — не смогли его серьезно поколебать.

Источник

Первое впечатление, которое производит на читателя герой романа И.Гончарова «Обломов», — это впечатление лени, неподвижности, скуки. Тем разительнее перемена тона в начале девятой главы романа «Сон Обломова»: “Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!” До девятой главы «Обломов» казался сатирой на “лишнего человека” — и вдруг в девятой главе — взлёт к высокому, эпически размашистому слогу. Где ещё мы можем найти подобные стилистические перепады, с резким переходом от сатиры к эпической торжественности? Прежде всего в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в финале первого тома, когда сатирический смех вдруг переходит в таинственно-патетическое вопрошание: “Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа”. И в «Мёртвых душах», и в «Обломове» происходит своего рода чудо. В «Мёртвых душах» “прозаическая” бричка Чичикова стремительно и неожиданно превращается в волшебную “птицу-тройку”. В «Обломове» столь же неожиданно выясняется: место рождения “скучного” героя — волшебная страна.

Читайте также:  Звуки для сна скачать бесплатно mp3

Вместе с тем что-то в этой волшебной стране напоминает нам о страхах, что сеют в обывателях города Калинова Феклуша и Кабаниха из «Грозы» А.Н. Островского. Жителей Калинова пугают “некто лицом чёрен” и “люди с пёсьими головами”. Примерно такие же представления о мире передаются из поколения в поколение обитателями Обломовки: “За Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”. И для калиновцев, и для обломовцев за пределами их тесного мирка начинается страшный мир, полный тёмного, угрожающего волшебства.

Что же роднит «Мёртвые души», «Грозу» и «Сон Обломова»? Мир сказки — с его светлой и тёмной сторонами. Светлое чудо (превращение чичиковской брички в “птицу-тройку”) и тёмное колдовство (превращение в сознании обитателей Калинова поезда в змея) — и то, и другое отсылает к сказке.

Вот и во «Сне Обломова» за околицей деревни начинаются чудеса — светлые чудеса народного воображения и тёмные чудеса мертвящего суеверия. Одно незаметно переходит в другое — так, что трудно провести грань между добром и худом. Вот стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к лесу задом, к нему передом”. Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и леший, и разбойники, и страшные звери”. По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова — радостное чудо, подальше — сказочная жуть.

Обитатели Обломовки воспринимают мир без счёта и мер. Для них есть только свой дом, а далее воображение обломовца сразу перепрыгивает в небывалую даль — ту, что “за тридевять земель”. Там, “в некотором царстве-государстве”, грезится всё та же Обломовка, но только преображённая. Реальная Обломовка — это только первое приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

Прелесть обломовской сказки в том, что она проникнута любовью. В Обломовке — всё любовь, всё поэзия: “Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью”. В гармонии с любящей матерью-природой — образ “маменьки”. Как “мать сыра земля” заботится о тех, кого она приютила, так печётся и “маменька” о своём сыне: “Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами…” Сын же отвечает ей горячей вза

Источник

Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.

Цели урока: вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;

Тип урока: урок углубленной работы над текстом;

Методы: метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;

Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;

Виды деятельности учащихся: выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста,ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;

Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова»; слайдовая презентация;

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута);

  2. Целеполагание (1 минута);

  3. Вступительный этап (8 минут):

-постановка проблемных вопросов;

— беседа с учениками;

  1. Основная работа с текстом (25 минут);

  2. Заключительный этап (8 минут);

  3. Домашнее задание (2 минуты)

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Целеполагание

  3. Работа над темой:

Слово учителя.

В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».

Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?

Увертюра – (франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.

  1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.

  2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.

Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».

В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?

У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» — сон Татьяны, в «Капитанской дочке» — сон Петруши Гринева, у В. Жуковского в балладе «Светлана».

1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон — как идиллия, мечта.

3. Сон — как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Сообщение ученика (Карина Панова)

Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.

Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия.
Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно.
Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.

 В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?

I часть сна. Экспозиция

— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

— Что же снится Илье Ильичу?

(Краткий пересказ 9 гл.).

— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

— С какой целью автор использует пейзаж?

II часть сна. Чудесная страна.

— Каков переход от первой части сна ко второй?

(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)

Читайте также:  Потребность необычайного может быть самая сильная после сна голода и любви

— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?

III часть сна. Обломову 13-14 лет.

— Каков здесь механизм связки частей?

(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)

— Что происходит далее?

(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).

— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?

(Зачитать).

— В чем корни «обломовщины»?

Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?

Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.

Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.

В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?

Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.

Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, знали, «что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю».
Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает счастливое «житьё-бытьё», и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.
Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.

Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни.
Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов..
На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера.
А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.

Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным. 

С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?

Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.

Каким изображает автор маленького Ильюшу?

В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.

Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»

Но ребенок, живший в барской семье, был ничем не обременен. Вокруг него всегда были няни, родители. Он и интересов наблюдал за всем, что происходило вокруг него. Но со временем, его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному. Он видел, что безделье — обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Слово учителя.

Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?

Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?

Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».

Литература:

  • Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

  • Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)

  • https://lit.1september.ru/article.php?ID=200402206

Источник