Где снимали полеты во сне и наяву
Идея снять фильм о человеке, который на пороге сорокалетия решил оглянуться на прожитую жизнь, пришла к Роману Балаяну, когда он переживал не лучший период в жизни. Режиссёру был 41 год, поэтому переживания героя ему были понятны, кроме этого после удачной экранизации рассказов Ивана Тургенева «Бирюк» перед ним как будто закрылись двери в кино. Пять лет он не мог пробить ни один сценарий. Ему предлагали снимать фильмы про рабочих, а он хотел снимать совсем другое кино про других людей…
Своими идеями и переживаниями Балаян поделился со своим другом и коллегой Никитой Михалковым, и тот посоветовал обратиться к сценаристу Виктору Мережко. Тот сначала отказался, говорил, что не знает о чём писать. «Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут — кушать хотят…» — сказал Балаян, и Мережко сразу придумал название «Полёты во сне и наяву». Потом вспомнил историю брата, который в сорок лет не мог найти себя, и сел за сценарий.
В главной роли сценарист видел Никиту Михалкова и писал героя «под него». Но Балаян посмотрел фильм «Мы, нижеподписавшиеся» с Олегом Янковским и попросил Мережко познакомить его с актёром. Никита Михалков потом обижался на сценариста — он знал, что роль пишется для него, а друг пошёл на поводу у режиссёра… В фильме Михалков все-таки появился — специально для него был придуман эпизод со съёмками, в котором он сыграл режиссёра. Для главной роли режиссёр посчитал его слишком оптимистичным и жизнерадостным.
В эпизоде со съёмками фильма герой Олега Янковского обращается к одному из актёров: «Кузнечик, да?». Это на самом деле был Кузнечик — актёр Сергей Иванов, который играл лейтенанта с таким прозвищем в фильме «В бой идут одни старики».
Самому Янковскому пришлось разрываться между Владимиром, где снимались «Полёты…», Подмосковьем, где шли съёмки комедии «Влюблён по собственному желанию», и Москвой — спектакли в Ленкоме никто не отменял. Актёр спал по 3−4 часа, а большую часть свободного времени проводил за рулем по пути от сцены до какой-нибудь из съёмочных площадок. Этот период он называл «Бермудский треугольник», а к своим героям — Сергею Макарову и Игорю Брагину — относился как одному человеку в разных проявлениях.
По сценарию Сергей Макаров в финале фильма должен был погибнуть — на пикнике он падал с дерева и разбивался. Но такой финал не нравился ни режиссёру, ни исполнителю главной роли… Новый финал придумал сам Роман Балаян — по дороге на съёмочную площадку он увидел стога сена в тумане и катающихся между ними мальчишек на велосипедах. Картина показалась ему очень атмосферной и в конце фильма Макаров бежит за мальчиками, а потом падает в стог сена.
Многие актёры в фильме появились по воле случая. Жену главного героя сыграла супруга Олега Янковского — актриса Людмила Зорина, она пришла на съёмочную площадку вместе с мужем. Олег Меньшиков появился уже по ходу съёмок — режиссёр решил, что главному герою надо противопоставить кого-то помоложе и пободрее. На стадии озвучания к творческой группе присоединился актёр Юрий Богатырёв — он говорил за уехавшего в командировку Александра Адабашьяна.
Олег Янковский за роль Сергея Макарова получил Государственную премию, а вот фильму была присвоена только вторая прокатная категория — его показывали на окраинах крупных городов. Но именно этот факт заинтересовал зарубежных прокатчиков, они решили, что это запрещённый в СССР фильм и поэтому охотно его покупали. Сценаристы предложили режиссёру снять продолжение и даже написали черновой сценарий под названием «Каждый третий, или Дальше будут драконы», но Балаян отказался со словами, что это будет самоцитирование и самоистязание. Однако режиссёр настолько сработался с Олегом Янковским, что снял его ещё в пяти фильмах.
Источник
Автор:
16 марта 2018 08:57
Как Олег Янковский попал в «Бермудский треугольник», каким должен был быть финал и почему Никита Михалков обиделся на друга.
Источник:
Идея снять фильм о человеке, который на пороге сорокалетия решил оглянуться на прожитую жизнь, пришла к Роману Балаяну, когда он переживал не лучший период в жизни. Режиссёру был 41 год, поэтому переживания героя ему были понятны, кроме этого после удачной экранизации рассказов Ивана Тургенева «Бирюк» перед ним как будто закрылись двери в кино. Пять лет он не мог пробить ни один сценарий. Ему предлагали снимать фильмы про рабочих, а он хотел снимать совсем другое кино про других людей…
Источник:
Своими идеями и переживаниями Балаян поделился со своим другом и коллегой Никитой Михалковым, и тот посоветовал обратиться к сценаристу Виктору Мережко. Тот сначала отказался, говорил, что не знает о чём писать. «Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут — кушать хотят…» — сказал Балаян, и Мережко сразу придумал название «Полёты во сне и наяву». Потом вспомнил историю брата, который в сорок лет не мог найти себя, и сел за сценарий.
Источник:
В главной роли сценарист видел Никиту Михалкова и писал героя «под него». Но Балаян посмотрел фильм «Мы, нижеподписавшиеся» с Олегом Янковским и попросил Мережко познакомить его с актёром. Никита Михалков потом обижался на сценариста — он знал, что роль пишется для него, а друг пошёл на поводу у режиссёра… В фильме Михалков все-таки появился — специально для него был придуман эпизод со съёмками, в котором он сыграл режиссёра. Для главной роли режиссёр посчитал его слишком оптимистичным и жизнерадостным.
Источник:
В эпизоде со съёмками фильма герой Олега Янковского обращается к одному из актёров: «Кузнечик, да?». Это на самом деле был Кузнечик — актёр Сергей Иванов, который играл лейтенанта с таким прозвищем в фильме «В бой идут одни старики».
Источник:
Самому Янковскому пришлось разрываться между Владимиром, где снимались «Полёты…», Подмосковьем, где шли съёмки комедии «Влюблён по собственному желанию», и Москвой — спектакли в Ленкоме никто не отменял. Актёр спал по 3−4 часа, а большую часть свободного времени проводил за рулем по пути от сцены до какой-нибудь из съёмочных площадок. Этот период он называл «Бермудский треугольник», а к своим героям — Сергею Макарову и Игорю Брагину — относился как одному человеку в разных проявлениях.
Источник:
По сценарию Сергей Макаров в финале фильма должен был погибнуть — на пикнике он падал с дерева и разбивался. Но такой финал не нравился ни режиссёру, ни исполнителю главной роли… Новый финал придумал сам Роман Балаян — по дороге на съёмочную площадку он увидел стога сена в тумане и катающихся между ними мальчишек на велосипедах. Картина показалась ему очень атмосферной и в конце фильма Макаров бежит за мальчиками, а потом падает в стог сена.
Источник:
Многие актёры в фильме появились по воле случая. Жену главного героя сыграла супруга Олега Янковского — актриса Людмила Зорина, она пришла на съёмочную площадку вместе с мужем. Олег Меньшиков появился уже по ходу съёмок — режиссёр решил, что главному герою надо противопоставить кого-то помоложе и пободрее. На стадии озвучания к творческой группе присоединился актёр Юрий Богатырёв — он говорил за уехавшего в командировку Александра Адабашьяна.
Источник:
Олег Янковский за роль Сергея Макарова получил Государственную премию, а вот фильму была присвоена только вторая прокатная категория — его показывали на окраинах крупных городов. Но именно этот факт заинтересовал зарубежных прокатчиков, они решили, что это запрещённый в СССР фильм и поэтому охотно его покупали. Сценаристы предложили режиссёру снять продолжение и даже написали черновой сценарий под названием «Каждый третий, или Дальше будут драконы», но Балаян отказался со словами, что это будет самоцитирование и самоистязание. Однако режиссёр настолько сработался с Олегом Янковским, что снял его ещё в пяти фильмах.
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Новости партнёров
Источник
Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.
Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.
Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни».
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru
Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.
Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.
У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).
Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.
Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.
Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.
Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.
И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть…
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».
И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».
Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.
Афиша фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru
Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?
И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…
Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.
Источник
1 августа 2011
«Отчего люди не летают?.. Отчего люди не летают так, как птицы?..» Хотя, может быть, кто-то и летает. Те, которые «не как все».
О таких героях снято много фильмов. Для советского кино вершиной темы стали «Полеты во сне и наяву» Р. Балаяна. Фильм, где бытие человека «не как все» показано с особым трагизмом и болью.
Парадокс — вроде бы никаких трагедий в фильме нет, никто не умирает, никого не убивают. Но все по Чехову: ходят обычные люди, разговаривают, обедают, а в это время рушатся судьбы.
У героя О. Янковского — Сергея Макарова — как будто бы все есть для счастья: работа, жена, дочка, друзья, молодая любовница. Но счастья почему-то нет. Может, оттого, что молодость уходит, уходит ощущение полета, игры…
Макарову чужд весь окружающий мир, его условности, правила, его серьезность и «взрослость». Но и он чужой этому миру со своими выдумками, играми, безалаберностью, со своей вечной «детскостью».
Сергею сорок. Но он не чувствует своих сорока. Он бегает в джинсах, дурачится, строит рожи, обманывает (причем, наивный его обман быстро раскрывается). Такое поведение простили бы подростку, юнцу. Но то, что смотрится забавно в 20 лет, не прощается в 40. И мир начинает агрессивно отторгать героя. Последовательно. Везде. Во всем.
На работе его не воспринимают всерьез. Молоденькая двадцатилетняя Светочка язвит по поводу его фантастических «причин» опозданий и уходов с работы. Сергею обидно: «Она оскорбила человека вдвое старше себя!». Но и обиды не трогают никого — все привыкли к его шутовству, и лишь начальник Николай Павлович (О. Табаков) досадливо морщится — ну вот, клоунада начинается…
Сергей будто бы и не замечает надвигающейся грозы. Он чувствует себя молодым и легким, заводит интрижку с девушкой Алисой, но ему недолго удается скрывать свой роман. Жена, с которой героя «ничего не связывает, кроме долга», застает его с любовницей, с которой его связывает «все, кроме долга». Сергей не собирается оправдываться, придумывать какие-то причины. Он продолжает играть: «Бабоньки, подружки, помогите разобраться… Через три дня сорок, а дурак дураком. К кому из вас прислониться?» Но его женщины — «взрослые». Они уже в игры не играют. Они бросают его.
Впрочем, Алиса еще вернется. Сергей разыграет сердечный приступ (снова розыгрыш, снова игра) — и добрая Алиса снова рядом. Только надолго ли? Вот уже следующая сцена — вечеринка, танцы, и молодая, хорошенькая Алиса танцует с таким же молодым и хорошеньким парнем (О. Меньшиков). У соперника Сергея, возможно, нет такого ума, ироничности, и во сне он не летает. Но есть молодость. То, что от Сергея уходит безвозвратно, не удержишь…
Герой мечется, пытается убежать к матери, туда, где когда-то ему было хорошо. Но дорога в рай закрыта, пути перепутаны, как рельсы. На неведомом полустанке Макаров встречает грабителей и тут же играет в «спасателя народного достояния». Он не хочет задерживать бандитов — он просто играет, как в кино. По законам жанра бандиты должны бросить награбленное и пуститься наутек. Но жизнь — не кино. И Сергея безжалостно избивают. Добрая стрелочница подбирает его, и герой снова возвращается к своему привычному состоянию — игре. А может, стать стрелочником? Поселиться в глуши? Конечно, он не станет стрелочником, но отчего бы не поиграть в это? Поиграть в то, что жизнь только начинается…
Вот он сидит дома у своего начальника, а по совместительству друга. Кухня, разговоры по душам, водка, и неизменная песня про «синий троллейбус», все как в 60-е, блаженное время надежд и молодости. Куда все ушло? И кто уже помнит грустный гимн романтиков «Синий троллейбус»? Нет, Алиса и ее поколение слушают развеселые «Этой ярмарки краски».
Несовпадение, опоздание — важный мотив фильма. Николай Павлович безответно и трепетно любит Ларису. Он стесняется этой «не ко времени» любви, он уже не способен на игру, на развеселый обман и полеты, как Сергей. Хотя «детскость» и в нем не умерла до конца, недаром в сцене дня рождения мы видим его на детских качелях, смешного, не «монтирующегося» с этими качельками, но от этого еще более трогательного и одинокого.
Лариса (потрясающая актерская работа Людмилы Гурченко) тоже любит, но не Николая — Сергея. Героине Гурченко дано совсем немного реплик, вся драма женщины сыграна молчанием, взглядами. Все страсти, все слезы, все разрушенные надежды — все скрыто, и лишь изредка прорывается то в горьком смешке, то в грустной, какой-то виноватой улыбке. Она уже не верит в чудо, она к постоянной боли привыкла. И уже не хочет ничего менять. И Сергею помочь она ничем не может.
Ощущение ненужности героя нарастает с каждой сценой. Его гонят отовсюду — с работы, из дома, со съемочной площадки, из приемной некоего начальника. Он всем мешает, его шутки никого не веселят, постоянные выдумки раздражают, его «странность» достала всех. Надо стать, как все. Надо повзрослеть, чтобы тебя принял наконец этот мир. Но как это сделать?
Кульминация фильма — день рождения Сергея. Вот он стоит на коленях перед друзьями, покорно принимая участие в спектакле «Серёжа, как мы все тебя любим». Слушает тосты, обнимается с друзьями, флиртует. Но отчуждение никуда не уходит. Молодой и симпатичный соперник, играючи, с улыбочкой, побеждает его в поединке. И проигравший Сергей кричит свое «ку-ку», орет, закрыв глаза, как от боли. Но никому его не жалко, всем лишь неловко — ну что он там опять, в самом деле? Опять он — не как все…
Как утопающий за соломинку, хватается он за Ларису. Вечно любящая, терпеливая Лариса — вот она, она поможет, она будет с ним танцевать, вызывая восхищение окружающих. Но всё не то, не то! Полета нет! И герой, оборвав танец, уходит.
Сейчас он полетит. Он всем им докажет. Раскачается на этой тарзанке, оторвется и полетит — над речкой, над домами, над вашими растерянными лицами…
Только полет вышел очень короткий. Плюх — и в ледяную речку. Герой прячется и видит своих друзей, которые бросаются его спасать. Последний розыгрыш — вы думали, что я утонул — а вот он я, живой и невредимый! Ура! Ура? «Подонок», — кричит ему друг. Всё. Отвернулись все. Пустота. Одиночество.
Что теперь? Опять в речку? Нет, Сергей еще поборется. Игра продолжается. Он факелоносец. Он спринтер. Он бежит и вот-вот догонит и победит. Но — стоп. Конец пути. Стог сена, и в нем, сжавшись, в позе зародыша, человек. То ли плачет, то ли стонет от холода. Жизнь догнала. И победила. Не бывает полетов наяву. Да и во сне пора бы уже прекратить…
Хотя финал открыт — кто знает, вот сейчас отогреется герой, поплачет. И вновь погребет против течения.
Роль Сергея Макарова стала одной из лучших в кинобиографии Олега Янковского. Его герои часто «не как все» — Мюнхгаузен, Волшебник, Дмитриев из балаяновского фильма «Храни меня, мой талисман», Андрей из «Ностальгии». Они «выламываются» из общепринятых рамок и показывают нам, что есть что-то выше, чем быт, чем наша земная жизнь.
Великий дар Мастера — показать не то, что есть, а то, как может быть. Или — как должно быть…
Кузнецова Елена (Беларусь)
2011 год.
Источник