Гумилев и его стих бессонница

Гумилев и его стих бессонница thumbnail

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Анализ стихотворения «Бессонница» Тютчева

Федор Иванович Тютчев в произведении «Бессонница» рассуждает о метафизических предметах в духе немецкой романтической традиции.

Стихотворение написано в 1829 году. Автору его исполнилось 26 лет, он женат, счастливый отец, служит в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой (во 2 строфе) рифмовкой. Стихотворение состоит из 6 строф, рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам поэт. Впрочем, на его месте может быть любой человек. Именно поэтому Ф. Тютчев употребляет местоимение «мы», а не «я». Восклицания, риторический вопрос и многоточие подчеркивают взволнованность поэта. Невольный холодок бежит по спине современного читателя, ведь «томительная ночи повесть» для автора этих строк уже закончена. Поэт не описывает ночь, собственную комнату, какие-то личные житейские переживания. Он обращается к потаенному страху человека: язык для всех чужой и внятный. Бой часов, такой мирный, может быть и грозным, и безжалостным. Уходящее время не только покрывает забвением прошлое, но и напоминает — «как совесть» — о сделанных ошибках, преступлениях. «Среди всемирного молчанья» ночи «наша жизнь стоит пред нами, как призрак».

В 3 строфе почти отчаяние: мы природой покинуты на нас самих. В эту минуту он даже теряет веру в бессмертие души, ищет защиты не у Бога, а у природы, которая ему не отвечает. «Рок» — по античным представлениям, неотвратимая судьба. Это слово он пишет с прописной буквы. А вот слово «смерть» не названо впрямую. Не картины, а звуки – главные в этом стихотворении: язык, стенанье, глас, металла голос. Поэт на новом уровне словно обыгрывает старинный народный жанр плача. «Друзья, наше время давно забвеньем занесло!» Даже «новое, младое племя» способно понять предостережение поэта. Ведь Ф. Тютчев в эту пору и сам еще молодой человек. Мучимый бессонницей, он вдруг вглядывается в темноту ночи, где его ожидает конец. Лексика возвышенная, местами напоминает классическую оду, есть индивидуально-авторский эпитет: пророчески-прощальный. Среди прочих эпитетов: неотразимый, осиротелый, однообразный, сумрачной, погребальный. Соединение метафоры и олицетворения: металла голос (бой часов) оплакивает нас. Сравнения: как призрак, как совесть.

Ф. Тютчев передал в журнал «Галатея», издававшийся в Москве, свою «Бессонницу». Поэт сумел вдохнуть в старые образы новую жизнь, вызвать отклик в сердцах читателей любого века.

  • Следующий стих → Федор Тютчев — Как океан объемлет шар земной
  • Предыдущий стих → Федор Тютчев — Как ни бесилося злоречье

Читать стих поэта Федор Тютчев — Бессонница на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Как великая поэтесса, Анна Ахматова, изводила мужа изменами, а в своих стихах признавалась в нелюбви к нему и намекала на садистские наклонности. А Николай Гумилев, основоположник литературного течения «акмеизм», обвинял ее в пассивности, театральности и вечной грусти.

3 мужа Анны Ахматовой: несчастливая судьба поэтессы

А. Ахматова и В. Шилейко: брак со знаменитым египтологом

Анна Ахматова и А. Модильяни: роман поэтессы с известным художником во время медового месяца

Навигация по статье:

1. Знакомство А. Ахматовой и Н. Гумилева

2. 3 предложения руки и сердца, 3 отказа, 3 попытки суицида

3. 1910-1918 гг. — брак, измены, разрушение образа супругов

4. Взаимные публичные упреки: садизм, «со смертью по жизни», нелюбимый муж

Николай Гумилев, Анна Ахматова и их сын — Лев Гумилев. — commons.wikimedia.org

⚡ Знакомство А. Ахматовой и Н. Гумилева

17-летний Гумилев и 14-летняя Ахматова познакомились в 1903 году в Царскосельской гимназии. Эта встреча в корне изменила жизнь юного поэта, который в то время увлекался Оскаром Уайлдом, всячески подражая ему, и играл роль трагического героя.

Для полного образа ему недоставало неразделенной любви и разбитого сердца. С этой миссией легко справилась Ахматова — став его музой и трижды отвергая его предложения руки и сердца.

Он влюбился в ее таинственность и красоту: «серые глаза, густые длинные черные волосы, античный профиль.»

Ахматова в молодости — commons.wikimedia.org

3 предложения руки и сердца, 3 отказа, 3 попытки суицида

В 1905 году Н.Гумилев делает ей предложение, но получает отказ. Сердце поэтессы было занято ее репетитором — Владимиром Голенищевым-Кутузовым. На Пасху Н.Г. делает неудачную попытку покончить с собой, чем еще больше отдаляет от себя свою музу. Поэтому, раздосадованный, просто уезжает на учебу в Париж.

Однако, потеряв такого пылкого поклонника, Ахматова начинает частенько в беседе с друзьями упоминать его — либо посмеиваясь, либо сожалея об отказе. И в конце концов пишет ему письмо и признается, что скучает.

В 1907 году Н.Гумилев бросает учебу и мчится к А.А. в Крым, куда переехала мать поэтессы после развода с мужем. Он убеждает ее в своей любви и в очередной раз предлагает пожениться, но ветреная натура Ахматовой берет вверх — снова отказ.

Есть легенда, что на отказ Ахматовой повлияли мертвые дельфины, выброшенные на берег во время прогулки двух поэтов.

И снова Н.Г. уезжает из страны (в курортный город Турвиль), и снова пытается покончить с собой. А неудавшуюся попытку воспринимает как знак судьбы и посылает Ахматовой письмо с третьим предложением руки и сердца, а получает письмо с отказом. От горя, он пытается опять покончить с собой, только теперь в Булонском лесу, выпив яд. Эта попытка тоже не увенчалась успехом — его нашли лесничии.

Читайте также:  Меня начала мучать бессонница

Поэтому Гумилев решает путешествовать по Африке

В 1908 году он возвращается в Россию и встречается с Ахматовой. А в 1910 году они женятся, но на свадьбу не приходят ни родственники со стороны жениха, ни родственники со стороны невесты — все уверены в недолговечности брака.

Приняв предложение Гумилева, Ахматова пишет свою возлюбленному — Владимиру Голенищеву-Кутузову:«Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.«

Николай Гумилев в молодости — commons.wikimedia.org

1910-1918 гг. — брак, измены, разрушение образа супругов

В 1910 году в Париже, во время медового месяца, Ахматова заводит роман с начинающим итальянским художником — Амадео Модельяни, с которым ведет переписку. А в 1912 году снова приезжает к нему в Париж.

В 1911 году Николай Гумилев уезжает на полгода в Африку, однако сразу же после его приезда они ссорятся. И разъезжаются — она в Париж, а он в имение матери, где влюбляется в свою племянницу Марию Кузьмину-Караваеву. Она смертельно больна, но это не мешает их роману, а сам Гумилев снова выступает в образе трагического героя.

А в 1912 году Н.Гумилев выпускает сборник стихов «Чужое небо», первую часть которого посвящает своей возлюбленной — Марии.

Ахматова глубоко оскорблена и в переписке с друзьями замечает: «Самой страшной я становлюсь в «Чужом небе» (1912), когда я, в сущности, рядом (влюбленная в Мефистофеля Маргарита, женщина-вамп в углу, Фанни с адским зверем у ног, просто отравительница, киевская колдунья с Лысой Горы…). Там борьба со мной! Не на живот, а на смерть!»

В этом сборнике много стихов было посвящено и А.Ахматовой. Правда в них он обвинял ее в чрезмерной, напускной и показательной трагичности, грусти, скорби. В стихотворение «Из логова змиева» он так описывает ее:

В отместку, Ахматова вложила страстные письма от Модильяни с рисунками обнаженной себя в одну из книг, которую частенько читал Гумилев. И женское самолюбие было частично восстановлено.

1 октября 1912 родился их общий сын Лев Гумилев, но это не могло сохранить брак — поэт вел разгульную жизнь, а поэтесса была не очень приспособлена к семейной жизни и быту.

А в 1914 году, с началом I Мировой войны, героически настроенный Н. Гумилев отправляется на фронт. И вплоть до 1918 года они с Ахматовой не видятся.

Однако, за это время у поэтессы закрутился роман с Борисом Анрепом, русским литератором из Великобритании. А к концу войны с историком Владимиром Шилейко, ради которого она развелась с Н.Г.

В 1921 году расстреляли Н. Гумилева. И уже после его смерти поэтесса стала посвящать ему проникновенные стихи и назвать себя вдовой Гумилева.

Взаимные публичные упреки

Гумилев ненавидел пассивность Ахматовой, ее вечные лежания на диване и томные вздыхания. Он не понимал ее и писал:

«Аня не только в жизни, но и в стихах постоянно жаловалась на жар, бред, одышку, бессонницу и даже на чахотку. <…> …хотя отличалась завидным здоровьем и аппетитом, плавала как рыба <…> и спала как сурок. <…> У неё было всё, о чем другие только мечтают. Но она проводила целые дни, лёжа на диване, томясь и вздыхая. Она всегда умудрялась тосковать и горевать и чувствовать себя несчастной. Я шутя советовал ей подписываться не Ахматова, а Анна Горенко – Горе – лучше не придумать». 

Сама же поэтесса не воспринимала увлечения мужа путешествиями и считала их баловством и детским садом, а когда Н.Г. рассказывал о приключениях в Африке, об охоте на диких зверей и показывал сувениры из далеких стран — то демонстративно уходила из комнаты.

Ахматова не любила Гумилева, поэтому в стихах не стеснялась писать об этом. Из-за этих стихов все посмеивались над ним, но он с гордостью терпел насмешки.

«Страшно, страшно к нелюбимому,

Страшно к тихому войти…»

Однако А.А. решила идти дальше и написала стихи, в которых изображала своего мужа садистом, обрекая его на сплетни:

«Муж хлестал меня узорчатым,

Вдвое сложенным ремнём…»

Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева — классическая иллюстрация отношений двух творческих натур, двух поэтов, которые сначала рисуют образ возлюбленного, а затем в него влюбляются. Но после нескольких лет семейной жизни пелена сходит с глаз и вскрываются совсем другие стороны человека. И оказывается, что таинственная и возвышенная муза — не такая уж невинная, томный взгляд и вселенская скорбь — лишь образ. А поклонение мужчины временно: сегодня — ты муза, а завтра — колдунья.

Подписывайтесь и ставьте «палец вверх»!

Вам может быть интересно:

Марина Цветаева: романы с мужчинами и женщинами

Почему в изменах не виновны любовник и любовница?

Марина Цветаева: сдать детей в приют и не навещать (почти)

М.Цветаева: подписать дочери приговор на голодную смерть!

Ломовая лошадь: почему мне жаль женщин России?

Дж. Оруэлл — плагиатор?! ???? Или как английский писатель присваивал идеи русских

Источник

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Читайте также:  Алла пугачева бессонница слушать

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

Анализ стихотворения «Она» Гумилева

Стихотворение «Она» Николая Степановича Гумилева создано в период перехода поэта от символизма к акмеизму. Образ женщины в произведении раскрыт и с психологической, и с романтической точки зрения. Героиня стихотворения — жена Н. Гумилева поэтесса Анна Андреевна Ахматова.

Стихотворение «Она» появилось в 1912 году на страницах сборника «Чужое небо». Автору в эту пору 26 лет и он женат на любимой женщине — А. Ахматовой. В этом же году у семейной пары родился сын Лев.

По жанру — любовная лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 5 строф. По композиции условно делится на 3 части. В первой поэт смотрит как бы со стороны на свою возлюбленную, во второй части появляется намек на болезненность их отношений, в третьей он возводит героиню на пьедестал, признавая себя простым смертным перед ней. Он словно в раю, но песок его обжигает, а молнии в ее руке не дают ему приблизиться, мешают им понять, принять и удержать друг друга.

Лексика возвышенная, книжная, много кратких прилагательных: дольней, истоме, томлений, жажду, пред, своеволий, плавен, светла, высокомерна, глуха. Форма слова «счастие» подчеркивает глубину чувства поэта. Третье четверостишие в чем-то перекликается с сонетом Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи». Из общего ряда мировой любовной лирики стихотворение выделяется тем, что его героиня не просто любимая женщина, а тоже поэт.

Поэт описывает ее внешность несколькими штрихами: расширенные зрачки, плавен шаг, типичной красавицей не назовешь. Он робеет перед ее молчаливостью, ведь даже шаг ее — «неслышный, неторопливый», а ее холодность причиняет ему боль. Впрочем, лирический герой сознает уникальность этой встречи и отношений, дорожит этой любовью, считает ее единственной в своем роде, сбывшейся мечтой любого поэта. Известно, что жена словно отвечала ему на стихи своими стихами. В том же 1912 году она писала, что ей «надоело быть незнакомкой, чужой».

Много ярких эпитетов: таинственном, медной, отрадной, райском огненном, мудрой сладкой. Есть и сравнение: сны, как тени. Оксюморон: сладкой боли. Метафоры: усталость горькая, медной музыке стиха, душа открыта. Гипербола: держит молнии в руке.

Чувство, которое долго было неразделенным, трудная любовь двух талантливых людей, Н. Гумилева и А. Ахматовой, легли в основу стихотворения «Она». Это произведение — проба сил молодого поэта, искавшего новые пути в литературе модерна.

  • Следующий стих → Николай Гумилев — Отравленный
  • Предыдущий стих → Николай Гумилев — Озеро Чад

Читать стих поэта Николай Гумилев — Она на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Мы продолжаем рассматривать стихотворения русских поэтов в проекте 50 великих стихотворений, акцентируя внимание на христианских образах и мотивах. На этот раз в центре внимания – Николай Гумилёв и одно из его последних стихотворений — “Слово”. Можно ли словом разрушить город? Остановить солнце? Что такое “мёртвые слова”? И отчего они омертвели? Разбираемся вместе!

Слово

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Исторический контекст

Стихотворение написано в Петрограде в 1919 году. Монархия низвержена, Временное правительство тоже, Учредительное собрание разогнано. В стране к власти пришли большевики во главе с Лениным, второй год бушует Гражданская война, и кто в ней окажется победителем, еще неясно. На территории, подконтрольной большевикам, действует политика военного коммунизма, развязан террор, жертвами которого оказываются не только активные противники советской власти, но и обычные люди, имеющие «подозрительное» социальное происхождение: дворяне, купцы, духовенство, бывшие офицеры царской армии, чиновники и так далее.

Петроград, 1919 г.

Петроград, 1919 г.

Подвергается гонениям Православная Церковь, поскольку в ней большевики, убежденные атеисты, видят своего наиболее последовательного идейного противника.

Активно насаждается атеизм, открытое исповедание своей веры становится смертельно опасным.

Автор

Автор «Слова» — поэт Николай Гумилёв, к моменту написания стихотворения он широко известен в России, у него вышло немало поэтических сборников.

Фотография Максимилиана Волошина, Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г.

Фотография Максимилиана Волошина, Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г.

Революцию Гумилёв не принял и со всем патриотическим воодушевлением заявляет, что он — монархист. Поэт читает революционным матросам поэтические строки о «портрете государя», никогда не отказывается от своих взглядов, но публично против советской власти не выступает. Веря в то, что Россия все-таки встанет на истинный путь, Гумилёв занимается самым главным своим делом — литературой. Он читает лекции, руководит поэтическими кружками, переводит и подчас ведет себя абсолютно аполитично:

Вы знаете, что я не красный,

Но и не белый — я поэт!

Николай Гумилев. Фотография М.С. Наппельбаума, 1918 год

Николай Гумилев. Фотография М.С. Наппельбаума, 1918 год

К.И. Чуковский пишет об еще одной опасной «привычке» Гумилёва: «Он совсем особенно крестился перед церквами. Во время самого любопытного разговора вдруг прерывал себя на полуслове, крестился и, закончив это дело, продолжал прерванную фразу».

Голос Николая Гумилева, стихотворение “Осень”(gumilev.ru)

В августе 1921 года Гумилёв был арестован в Петрограде. Чекисты обвинили его в участии в контрреволюционном офицерском заговоре и расстреляли.

В тюремную камеру Гумилёв взял с собой две книги: Евангелие и «Илиаду» Гомера.

Гумилев и его стих бессонница

“Фамилии лиц я назвать не могу…” Собственноручные показания Н. С. Гумилёва от 20 августа 1921 года. Источник https://gumilev.ru

Один из очевидцев рассказывал о том, как держался Гумилёв перед расстрелом: «Этот ваш Гумилев… Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете. Шикарно умер. Я слышал из первых рук. Улыбался, докуривал папиросу… Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало кто так умирает. Что ж — свалял дурака. Не лез бы в контру, шел бы к нам, сделал бы большую карьеру. Нам такие люди нужны».

О произведении

«Слово» всегда признавалось программным стихотворением Гумилёва, последним и наиболее громким возгласом поэта. Известный издатель, поэт и переводчик начала ХХ в. Николай Оцуп писал, что именно это стихотворение «звучит как церковный колокол, утром изгоняющий ночных бесов».

“Слово” в исполнении Евгения Евтушенко (gumilev.ru)

«Слово» — одно из самых известных и цитируемых произведений Н. С. Гумилёва (наряду с «Жирафом» и «Заблудившимся трамваем»).

Оно было опубликовано в 1921 году в сборнике «Огненный столп», который вышел из печати уже после того, как Гумилёв был расстрелян.

Стихотворение в образной форме говорит о том, что потеря веры в Бога обесценивает и обессмысливает жизнь, что безбожие губительно, что отказ от веры ведет к распаду самих основ бытия, к смерти духовной.

“Слово”в исполнении Маргариты Тереховой (gumilev.ru)

Полина Агуреева, песня на слова стихотворения “Слово” (gumilev.ru) 

Отсылки к Библии

Для того чтобы продемонстрировать былую власть слова над миром, Гумилёв пишет, что оно было способно остановить солнце и разрушить города. Эти образы не случайны.

Когда и где в библейском тексте было остановлено солнце?

Материал по теме

Зачем христианину Ветхий Завет?

Зачем христианину Ветхий Завет?

Закон как детоводитель и лестница в небо.

Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего.

Где в Библии «словом разрушали города»?

Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19).

Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса.

Photograph of "The Страшный суд, Виктор Васнецов. 1904.

Страшный суд, Виктор Васнецов (фрагмент). 1904.

Что такое «огненный столп»?

Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии.

В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22).

Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела […], сходившего с неба […], и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1).

Переход евреев по дну Красного моря. Картина Даниэля Герхарца

Переход евреев по дну Красного моря. Картина Даниэля Герхарца

«В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв?

«И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».

Христос. Автор: Наталья Гончарова Рисунок с дарственной надписью Н. С. Гумилёву. Источник https://gumilev.ru

Христос. Автор: Наталья Гончарова
Рисунок с дарственной надписью Н. С. Гумилёву. Источник https://gumilev.ru

Что такое «умное число»?

В «Слове» Гумилёва показано противопоставление слова и числа. В этом отрывке замена слов числом знаменует несчастливое событие: все те «оттенки смысла», которые передает «умное число», оказываются теперь более важными, чем созидательная сила слова. Та живая сила, божественный звук, однажды потрясший стены города, сменяется немым, недвижимым числом.

Образ седого патриарха, который молча чертит на песке число, восходит к образу Пифагора или, как отмечают некоторые исследователи, пророка Моисея, жизнь которого описана в ветхозаветной Книге Чисел.

Чем же пахнет слово?

Образ мертвых, дурно пахнущих слов указывает на мифологические представления, согласно которым благоухание является знаком блаженства, а дурной запах — знаком смерти, зла.

Гумилёв имеет в виду, что в современном мире слова утратили свою священную (сакральную) силу.

Он сопоставляет былое Божественное слово с обыкновенными словами, которые оказываются «мертвыми».

Непонятные слова

Оный (устар.) — тот, тот самый;

Осиянный (устар. высок.) — озаренный, освещенный;

Подъяремный (устар.) — находящийся в порабощении у кого-то, под ярмом. У самого же слова «ярмо» два значения: 1) деревянный хомут для рогатого скота; 2) бремя, тяжесть.

Патриарх — изначально это слово означало главу рода, большой семьи. Именно в этом смысле оно и употреблено в стихотворении.

Читайте также:

50 великих стихотворений. Валерий Брюсов. Библия

50 великих стихотворений. Фёдор Тютчев. Наш век

50 великих стихотворений. Александр Блок. Успение

Толковый словарь. В начале было слово

Источник