Ходит сон по лавке а дремота по избе ищет поищет деточку мою
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проект «Малые жанры фольклора» Подготовили проект ученицы 5 класса В Негомядзянова Карина и Губина Виктория Руководитель: Галайдич Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2 слайд
Описание слайда:
Устное народное творчество. Фольклор. Фольклор — народное творчество совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта англ. folk – народ, lore – мудрость, знание
3 слайд
Описание слайда:
Малые жанры фольклора – небольшие по размеру фольклорные произведения. Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка
4 слайд
Описание слайда:
Колыбельная песня — Представляется будущее младенца; ребенку обещают счастье и богатство; навевают ребенку крепкий спокойный сон; пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения. Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга. песня, которой убаюкивают ребенка.
5 слайд
Описание слайда:
Пестушка – Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку. короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
6 слайд
Описание слайда:
Потешка – Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока». Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кого били? Машку. песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
7 слайд
Описание слайда:
Прибаутка – Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Сова, совинька, сова, Большая голова, На кол сидела, в стороны глядела, Головой вертела. стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
8 слайд
Описание слайда:
Закличка — — Весна красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! Иди, дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу! короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
9 слайд
Описание слайда:
Приговорка – От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку. Во время купания ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне стальной. коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
10 слайд
Описание слайда:
Считалка – Считалки-числовики: Раз, два, три, четыре, пять – Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. Считалки-заменки. Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: Кто возьмени? Кто возьмени? Заумные считалки. Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб. короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.
11 слайд
Описание слайда:
Скороговорка — Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша. От топота копыт Пыль по полю летит. Ехал грека через реку, Видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, Рак за рук грека цап. стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
12 слайд
Описание слайда:
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. 2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Загадка – Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление. выражение, которое нуждается в разгадке.
13 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 1. Определите малый жанр фольклора: Ходит сок по лавке, А дремота по избе, Ищет – поищет деточку мою, Где найдет, тут и спать укладет. Прибаутка Потешка Колыбельная песня Пестушка
14 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 2. Определите малый жанр фольклора: Едут, гонят семеро на конях, Все на лошадях, в красных шапках По кочкам, по кочкам – В яму бух. Потешка Считалка Закличка Прибаутка
15 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 3. Определите малый жанр фольклора: Потягунюшки, порастунюшки! Роток – говорунюшки, Руки – хватунюшки Ноги – ходунюшки. Считалка Пестушка Загадка Скороговорка
16 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 4. Определите малый жанр фольклора: Матушка – репка, Уродилась крепка, Капуста – виласта, Будь пудаста. Потешка Прибаутка Закличка Скороговорка
17 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 5. Определите малый жанр фольклора: Ягодка малина, Медок, сахарок Поди вон, королек, Там тебе место- В кислое тесто. Загадка Считалка Приговорка Прибаутка
18 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 6. Определите малый жанр фольклора: Шли сорок мышей Несли сорок грошей, Две поплоше Несли по два гроша. Загадка Считалка Скороговорка Прибаутка
19 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 7. Определите малый жанр фольклора: А у нас во дворе Поросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился. Загадка Считалка Приговорка Нескладушка
20 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 8. Определите малый жанр фольклора: Зимою греет, Весною тлеет, Летом умирает, Зимой оживает. Загадка Считалка Приговорка Прибаутка
21 слайд
Описание слайда:
Поиграем! 9. Определите малый жанр фольклора: Обманули дурака На четыре кулака, На пятом – стуло, Чтоб тебя раздуло! На шестое – колесо, Чтоб тебя разнесло! Загадка Дразнилка Приговорка Прибаутка
22 слайд
Описание слайда:
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький
23 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-259704
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
[3]
1. Сон да Дрёма,
Поди дитятку в глаза!
Лю-лю, лю-лю!
2. Сон-от говорит:
«Я дитя усыплю!»
Лю-лю, лю-лю!
3. Дрёма говорит:
«Я милого удремлю!»
Лю-лю, лю-лю!
4. Сон ходит по сеням,
Дрёма – по терему.
Лю-лю, лю-лю!
5. Ищут они
Да колыбелочки.
Лю-лю, лю-лю!
6. Где-то здесь
Колыбелочка висит?
Лю-лю, лю-лю!
7. Висит колыбелка
В высоком терему.
Лю-лю, лю-лю!
8. В высоком терему
Да на кленовом очепу.
Лю-лю, лю-лю!
9. На серебряных на кольцах,
На шелковом поясу.
Лю-лю, лю-лю!
10. Лежит мой [ имярек ]
В шитом-браном пологу.
Лю-лю, лю-лю!
[4]
Висит колыбелка
Во высоком терему;
Во высоком терему,
В шитом-браном пологу,
5. На серебряных на кольцах,
На кленовом очепу;
На кленовом очепу,
На шелковом поясу.
Спи-тко, мило́й,
10. Даусни-тко, дорогой!
Спи-усни здорово́,
Вставай весело́!
Вставай весело́,
На улице рассвело;
15. На улице рассвело,
Да мы по́йдем на село!
[5]
Сон ходит по терему,
Дрёма по высоку.
Сон с Дрёмой
Да перессорились.
5. Как Дрёма-то говорит:
«Удремлю, удремлю!»
Сон-то говорит:
«Усыплю, усыплю!»
На всю тёмную ночь
10. И на весь белый день,
Пусть-ка выспится мой младень
И не ломается,
И не карается!
[6]
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
«Я спати хочу!»
5. Дремота говорит:
«Я дремати хочу!»
По полу, по лавочкам
Похаживают,
[ имярек ] в зыбочку
10. Заглядывают,
Заглядывают —
Спать укладывают!
[7]
Сон идёт по сеням,
Дрёма по терему.
Сон говорит:
«Усыплю да усыплю!»
Дрёма говорит:
«Удремлю даудремлю!»
[8]
Ходит Сон по лавке,
А Дремота по избе,
Ищет-поищет деточку мою,
Где найдёт, тут и спать укладёт!
[9]
Спи, усни,
Бай, бай, бай!
Угомон тебя возьми!
Сон да Дрёма в глазах,
5. Кунья-то шуба
У тя в ногах,
Соболина-то шапка
У тя в головах.
Спи, посыпай,
10. Бай, бай, бай!
[10]
Спи, [ имярек ], усни,
Угомон тебя возьми!
Спи по ночам,
Расти по часам;
Вырастешь велик,
Будешь в золоте ходить,
В серебре почивать,
Своих детушек качать;
Своих детушек качать,
Родителей величать!
[11]
Спи-ко, спи-ко, баю-бай,
Свои глазки закрывай!
Поскорее засыпай,
Баю, баю, баю, бай!
5. Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!
А Сониха по другой,
10. Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!
[12]
Сон да Дрёма —
Да младенцу во глаза!
Серые коты
Из заморья шли,
Моему-то младенцу
Много снов принесли.
Спи, мой сыночек,
Всю долгую ночку!
Спи, ты усни!
[13]
Сон да Дрёма
Моей дочке во очи!
Серые коты Из заморья шли,
5. Моей-то дочке
Много снов принесли.
Спи-тко, моя дочка,
Да во всю-то ночку,
С Велесом, с Макошею,
10. Спи, моя хорошая!
[14]
У кота-воркота
Была мачеха лиха.
Она била кота
По серёдке живота.
5. Она била кота, Приговаривала:
Не ходи-ка ты, коток,
К старой бабке в погребок,
К старой бабке в погребок
10. По сметану и творог!
[15]
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить!
5. [ Имярек] будет спать,
Котик – [ имярек ] качать
Да, серенький, величать:
«Сон да Дрёма, приходите,
[ имярек ] усыпите!
10. [ имярек ], мой хороший,
[ имярек ], мой пригожий!»
[16]
Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок,
Чем люлечку подцепить
Да [ имярек ] положить.
5. Детка будет спать,
Котик – люлечку качать.
Пошёл котик на гору,
Принёс котик Сон-Дрему,
А и Сон-то говорит:
10. «Я [ имярек ] усыплю!»
А и Дрёма говорит:
«Я [ имярек ] удремлю!»
Пошёл котик за горку,
Набрал котик соломку,
15. Мягкую соломку —
Стелить под головку!
[17]
Ой, ты, котенька-коток,
Котик – серенький хвосток!
Ходи, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
5. Приговаривать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшинчик молока!
10. А ещё заплачу —
Бел-платочек повяжу,
Надену сапожки —
Лаковы носочки!
Будешь, котик, ты плясать,
15. Будешь детку потешать!
[18]
Пошёл котик во лесок,
Принёс котик поясок,
Привязал за люлечку,
Покачал [ имярек ]:
5. Баюшки-баю,
Баю детку мою!
Моё дитятко, спи,
А кота домой пусти.
Серому коту,
10. Ему дома недосуг:
Коту сына женить,
Сладки мёды варить,
Всех гостей напоить!
Баюшки-баю,
15. Баю детку мою!
[19]
А баю, баю, баю,
Спать укладываю,
Приговориваю:
«Не ходи ты, коток,
5. По чужим дворам;
Не качай ты, коток,
Чужих деточек,
Малолеточек;
Приди, котик, ночевать,
10. Моё дитятко качать!
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога,
15. Ушки вызолочу,
Лапки высеребрю!»
[20]
Уж как серые коты
Из-за моря шли;
Из-за моря шли,
Много снов принесли;
Много снов принесли,
Всё по зыбочкам трясли!
[21]
Баю-баюшки, бай-бай,
Спи-ко, [ имярек ], не вставай!
Шёл по улочке Бабай,
Скажет: «[Имярек] отдай!»
Я ведь [ имярек ] не отдам,
Пригодится [ имярек ] нам!
[22]
Спи-тко, [ имярек ], здорово́,
А вставай весело́!
Уж ты спи камушком,
Вставай пёрышком!
[23]
Ай, качи, качи, качи,
Под подушкой калачи,
В ручках – прянички,
В ножках – яблочки!
[24]
Люшеньки, люли,
Спи, дитя, усни!
До Утренней Зари,
До свежей росы!
[25]
Сон да покой,
Дитя мило успокой,
Лю-лю, лю-лю!
Баю-баюшки-баю,
Баю детку мою,
Лю-лю, лю-лю!
[1]
Храните, все Боги, а бо́ле – Велесе,
Мой сон-почивание!
Лодьею быстрою, лёгкою мыслею,
В отдохновение от трудов Праведных,
5. Перенесите мя в Ино Заречное!
Мару да Мо́рока, страхи, прито́роки,
Чары Кикиморы, Навии, Иновы
Узы да наузы смойте-отвадите!
В ладе, в усладе со мною пребудьте,
10. Чтоб в здраве проснуться,
В Явь возвернуться! Гой!
[2]
Сон да мне в очи,
Да во сей ночи,
А за дня дела —
Поклоном чела
5. Богам Родным многим,
Чьи Пути-Дороги
По весь мой век
Творят Оберег.
Тут сну достаток,
10. Новудню початок.
Боги со мной!
Велесе, гой!
[3]
Сон да мне в очи Да во сей ночи,
Стани до утра В Оберег чела!
Тут сну достаток,
Нову дню початок,
А боле всего
Оберег – добро ! Гой!
[4]
Домовой Хозяин,
Хозяюшка-Матушка
С малыми детушками!
Благословите на всю ночку спать
Меня, внука Даждьбожьего [ имярек ],
Родных моих: [ имярек ],
Да гостей моих: [ имярек ]! Гой!
[5]
Даруй, Велесе,
Мне сон-угомон —
На всю ночку спать,
На доброе здравие!
Мир Всемирью! Гой!
[6]
Спать ложусь я,
Внук Даждьбожий [имярек]:
Сварог – в окошках,
Перун – в дверях,
Велес – в головах,
Чур с печатью – в ногах!
Все Ро́дны Боги со мной —
От вечера и до утра,
От века до века! Гой!
[7]
Спать ложусь
Я, внучка Даждьбожья [ имярек ],
На бок повернусь —
Худого не боюсь,
Лихого не страшусь!
Лада-Матушка при мне,
Что Матери, то и мне! Гой-Ма!
[8]
Велес Вещий, Сторож Добрый!
Стереги меня до полуночи,
А от полуночи до Рассвета,
А от дня до века! Гой!
[9]
Батюшка Велес!
Во сне храни,
Мару прочь гони! Гой!
[10]
Заря-Заряница,
Красна девица
По полю гуляла,
Травы сбирала:
На сон, на угомон
На доброе здравие! Гой-Ма!
[11]
Заря-Заряница,
Красна девица,
Дай мне сон-угомон,
Доброе здравие! Гой-Ма!
Урок «Что такое фольклор? Фольклорные жанры»
Цель урока. Познакомить с терминами “фольклор”, “жанры фольклора”; вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора.
I. Сообщение учителя
Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Термин “фольклор”, который впервые в 1846 году ввёл в науку английский учёный У.Дж. Томс, в переводе означает “народная мудрость”. Понимают этот термин по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и прочее), иногда — только словесное.
Фольклор отличается следующими чертами: устная форма бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусства.
У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры. Хороший сказочник знал на память до десяти произведений. Естественно, чтобы запомнить и воспроизвести какое-нибудь произведение, народ выработал свои подсказки. Это набор традиционных зачинов и концовок, повтор слов, эпизодов, использование фольклорных символов (кукушка, осина-горе), общих типических мест (формула красоты — “ни в сказке сказать, ни пером описать”; формула повелевания — “встань передо мной, как лист перед травой”), постоянных эпитетов.
II. Игра «Литературное лото»
1. Учащиеся делятся на команды по 4 человека в каждой команде.
2. Лото «Малые жанры фольклора»
Группа № 1(сильные 4 человека) получает разрезанные карточки лото и собирает карточки в нужной последовательности , прикрепляя к доске с помощью магнитов.
Группа № 2 получает разрезанные карточки с образцами произведений. Во время проверки составленной цепочки участники второй группы прочитывают вслух соответствующий фрагмент. Командам раздают карточки с напечатанными литературоведческими терминами: “пословица”, “поговорка”, “загадка”, “считалка”, “скороговорка”, “потешка”, “колыбельная песенка” и так далее.
III. Проверка вариантов лото
ИГРОВОЕ ПОЛЕ
Небылицы К нам приехали с бахчи полосатые мячи. Из-за леса, из-за гор, едет бабушка Егор. | Игровые припевки У медведя на бору | Заклички — Весна красна! На чем пришла? Солнышко, солнышко, | Прибаутки Чики, чики, чикалочки! Зайчик волка испугался, удирает от него. Из-за лесу, из-за гор | |
Скороговорки На дворе — трава, На траве — дрова, Не руби дрова: На дворе — трава. Кукушка кукушонку Свинья тупорыла | ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР | Дразнилки Ленка – пенка, Обманули дурака Чтоб тебя разнесло! | ||
Пестушки, потешки — У бабушки. Потягунишки, порастунюшки! Едут, гонят семеро на конях, В ямку-бух! | Считалки В поле сеяли бобы, В саду выросли грибы. Раз, два, три, четыре, пять — Мы пришли сюда играть. В саду деревья и кусты, А найти нас сможешь ты? Раз, два, три, четыре, | Колыбельные песни Ходит сок по лавке, Баюшки,баюшки Баю, баю, баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет мой сынок ходить, Новы валенки носить. Киса, кисонька, коток, | Загадки Лежал, лежал, |
Составляется таблица в тетрадь
ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА (работа группы 1)
1. Пословица | — краткое изречение. |
2. Поговорка | —изречение, которое не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. |
3. Считалка | — стихотворное произведение прикладного характера. Имеет две части. “Формула” — тот и выйдет вон. |
4. Загадка | — стихотворное или прозаическое произведение иносказательно описывает предмет. |
5. Побасёнка | — разговор о действиях героев, проявляющих их черты характера. |
6. Небылица | — рассказывает необычную, выдуманную, “перевёрнутую” картину жизни. |
7. Потешка | — исполняется в процессе действий, выполняемых малышами вместе с взрослыми. |
8. Игровая припевка | — частушка, песенка, исполнявшаяся на посиделках и гуляньях. |
9. Прибаутка | —стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывают ребенку. |
10. Закличка | — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла |
11. Колыбельная | —песня, которой убаюкивают ребенка. |
12. Дразнилка | —насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляемая детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь |
IV. Задание на дом (по выбору)
1. Подобрать свои задания для карточек лото.
2. Написать рассказ, в который бы вошли пословицы, поговорки, загадки.
Карточки к лото
DOCX / 15.88 Кб
Карточки с определениями
DOCX / 0 байт
Игровое ПОЛЕ для лото
DOCX / 12.06 Кб
Опубликовано 24.07.16 в 16:19 в группе «Занимательные «помощники» на уроках русского языка и литературы »