И что теперь и где все это и долговечен ли был сон

И что теперь и где все это и долговечен ли был сон thumbnail

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим» Тютчева

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью автобиографично. Оно основано на реальной трагедии в жизни Тютчева. Будучи женатым человеком, имея детей, поэт увлекся молодой подругой своих дочерей – Е. Денисьевой. Никто не подозревал об этом романе, пока в 1851 г. любовница не родила поэту дочь. Скрывать отношения дальше было уже невозможно. В обществе разразился громкий скандал. Перед Денисьевой закрылись двери приличных домов. Она не смогла отречься от своей любви и продолжала оставаться любовницей Тютчева, став матерью еще двоих детей. Сам поэт разрывался между законной и гражданской семьями. Постоянные переживания и стыд за свое положение быстро состарили Денисьеву и привели к ее ранней смерти. Стих «О, как убийственно мы любим…» Тютчев написал сразу же после открывшейся тайны, в 1851 г.

Вряд ли поэт подозревал, что его произведение станет пророческим, и эпитет «убийственно» воплотится в реальной жизни. По сути, он стал главным виновником смерти своей возлюбленной. Несмотря на то, что в стихотворении явно просматривалась личная история поэта, Тютчев не употребляет местоимения «я». Он обращается к самому себе словно бы со стороны. Вероятно, это связано с тем, что поэт очень резко реагировал на упоминания о его связи и стремился пресечь все разговоры об этом.

Произведение построено на противопоставлении начала отношений и того положения, к которому они привели. Зарождение романа характеризуется «улыбкой уст» и «волшебным взором» главной героини. Счастье и упоение любовью продолжалось недолго и сменилось «горючей влагою» слез. Прошедшее безмятежное время теперь напоминает мимолетный сон, исчезнувший без возврата.

Тютчев обвиняет лирического героя, страсть которого обернулась трагедией для молодой девушки. Общественный позор и презрение стали для нее божественной карой. Естественно, автор тоже испытывает страдания, но они несравнимы с отчаянным положением его любовницы. Людская молва – самый страшный судья, от которого нет спасения и защиты. Поэт понимает, что закономерным результатом стала «злая боль», которая до конца жизни будет преследовать его возлюбленную. Это утверждение можно считать непосредственным личным наблюдением автора. Современники говорили, что после разоблачения характер Денисьевой резко испортился. Милая добродушная девушка стала замкнутой и злобной. Тютчев прекрасно понимал свою вину в этой ужасной перемене.

Последняя строфа стихотворения повторяет первую. Кольцевая композиция подчеркивает замкнутый круг, в котором оказался автор. Разорвать его смогла сама Денисьева, покинув этот мир в 1864 г.

  • Следующий стих → Федор Тютчев — Она сидела на полу
  • Предыдущий стих → Александр Пушкин — Разговор книгопродавца с поэтом

Читать стих поэта Федор Тютчев — О, как убийственно мы любим на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

* * *

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

Читайте также:  Отошли воды во сне к чему это

В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.

Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий, подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан. Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему. До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию. И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

Источник

    (ïåðåâîä ñ ðóññêîãî íà óêðàèíñêèé)
 
Ôåä³ð Òþò÷åâ. Íà æàëü, ÿê ìè óáèâ÷î ëþáèì.
    (óêðà¿íñüêîþ ìîâîþ)
 
Íà æàëü, ÿê ìè óáèâ÷î ëþáèì,               
ßê â áóéí³é ñë³ïîò³ ñòðàñòåé,               
Ìè òèõ â³ðí³øå âñüîãî ãóáèì,
Õòî íàì ìèë³øå ³ç ëþäåé.

Äàâíî ÷è, ñâÿòêóâàâ ïîá³äó,
Òè ãîâîðèâ: âîíà ìîÿ…
гê íå ïðîéøî⠖ ñïèòàé, äîâ³äàé,
Ùî çáåðåãëîñü â ¿¿ æèòòÿ?

Êóäè ëàí³ò ïîä³ëèñü ðîçè,
Óñì³øêà âóñò ³ áëèñê î÷åé?
Âñ³ îïàëèëè, ç’¿ëè ñëüîçè
¯äêîþ â³ëüãîþ íî÷åé. 

Òè ïàì’ÿòàºø ÷è, ïðè ñòð³÷³, 
Ôàòàëüí³é, ïåðø³é ³ áëàã³é,
¯¿ êàçêîâèé ïîãëÿä, ðå÷³
² ñì³õ äèòÿ÷èé, ³ æèâèé?

² äå âñå öå? Æèòòÿì ðîçìèòî?
×è öå áóâ ò³ëüêè ñîí îäèí? 
Àëå, íåìîâ ï³âí³÷íå ë³òî,
Áóâ øâèäêîïëèííèì ãîñòåì â³í!

Ñóäüáè áåçæàë³ñíèì âåðäèêòîì
Äëÿ íå¿ öÿ ëþáîâ áóëà,
Ëþäñüêèì îñóäæåííÿì ñåðäèòèì
Íà äí³ ¿¿ âîíà ëÿãëà!

Äí³ â³äöóðàííÿ ³ ñòðàæäàííÿ!
 ¿¿ äóøåâí³é ãëèáèí³,
¯é çàëèøàëèñü ñïîìèíàííÿ…
Àëå çì³íèëè ³ âîíè.

² íà çåìë³ ¿é äèêî ñòàëî,
Çàìèëóâàííÿ âæå  ïðîéøëî,
Òîâïà íàõëèíóëà é âòîïòàëà
Ó ãðÿçü – òå, ùî â äóø³;  öâ³ëî. 

Читайте также:  Повышается температура тела во время сна

² ùî æ â³ä äîâãîãî ñòðàæäàííÿ,
¯é çáåðåãòè âäàëîñü, ÿê ïðèñê?
Ëèø á³ëü, çëèé á³ëü ðîç÷àðóâàííÿ
Á³ëü áåç â³äðàäè ³ áåç ñë³ç!

Íà æàëü, ÿê ìè óáèâ÷î ëþáèì,
ßê â áóéí³é ñë³ïîò³ ñòðàñòåé
Ìè òèõ â³ðí³øå âñüîãî ãóáèì,
Õòî íàì ìèë³øå ³ç ëþäåé.

 
Óêðàèíñêèé òåêñò ñ óäàðåíèÿìè ìîæíî ïîñìîòðåòü â 1-îé ðåöåíçèè

 
Ïîñòðî÷íûé ïåðåâîä äëÿ ðóññêîÿçû÷íûõ ÷èòàòåëåé.
 
«Íà æàëü, ÿê ìè óáèâ÷î ëþáèì» – «Óâû, êàê ìû óáèéñòâåííî ëþáèì»;  («Íà æàëü» – «óâû», «ê ñîæàëåíèþ»)
«ßê â áóéí³é ñë³ïîò³ ñòðàñòåé» – «Êàê â áóéíîé ñëåïîòå ñòðàñòåé»
«Ìè òèõ â³ðí³øå âñüîãî ãóáèì» – «Ìû òåõ âåðíåå âñåãî ãóáèì»
«Õòî íàì ìèë³øå ³ç ëþäåé.» – «Êòî íàì ìèëåå èç ëþäåé»
«Äàâíî ÷è, ñâÿòêóâàâ ïîá³äó» – «Äàâíî ëè, ïðàçäíîâàë ïîáåäó»
«Òè ãîâîðèâ: âîíà ìîÿ…» – «Òû ãîâîðèë: îíà ìîÿ»
«Ð³ê íå ïðîéøî⠖ ñïèòàé, äîâ³äàé» – «Ãîä íå ïðîø¸ë – ñïðîñè, ïðîâåäàé»
«Ùî çáåðåãëîñü â ¿¿ æèòòÿ?» – «×òî ñîõðàíèëîñü â å¸ æèçíè?»
«Êóäè ëàí³ò ïîä³ëèñü ðîçè?» – «Êóäà ëàíèò ïîäåâàëèñü ðîçû?»
«Óñì³øêà âóñò ³ áëèñê î÷åé?» – «Óëûáêà óñò è áëåñê î÷åé?»
«Âñ³ îïàëèëè, ç’¿ëè ñëüîçè» – «Âñå îïàëèëè, ñúåëè ñë¸çû»
«¯äêîþ â³ëüãîþ íî÷åé» – «Åäêîé âëàãîþ íî÷åé»                («â³ëüãà» – Òå ñàìå, ùî «âîëîãà» – âëàãà)
«Òè ïàì’ÿòàºø ÷è, ïðè ñòð³÷³» – «Òû ïîìíèøü ëè, ïðè âñòðå÷å»    ( «ñòð³÷à» – Òå ñàìå, ùî «çóñòð³÷» – âñòðå÷à)
«Ôàòàëüí³é, ïåðø³é ³ áëàã³é» – «Ðîêîâîé, ïåðâîé è áëàãîé»
«¯¿ êàçêîâèé ïîãëÿä, ðå÷³» – «Å¸ ñêàçî÷íûé âçãëÿä, ðå÷è»               («ðå÷³» âiä «ð³÷» – â çíà÷åíí³ «ìîâà» – ðå÷ü)
«² ñì³õ äèòÿ÷èé, ³ æèâèé?» – «È ñìåõ äåòñêèé è æèâîé»
«² äå âñå öå? Æèòòÿì ðîçìèòî?» – «È ãäå âñå ýòî? Æèçíüþ ðàçìûòî?»
«×è öå áóâ ò³ëüêè ñîí îäèí?» – «Èëè ýòî áûë òîëüêî ñîí îäèí?»
«Àëå, íåìîâ ï³âí³÷íå ë³òî,» – «Íî, ñëîâíî ñåâåðíîå ëåòî,»
«Áóâ øâèäêîïëèííèì ãîñòåì â³í!» – «Áûë ìèìîëåòíûì ãîñòåì îí!»        («øâèäêîïëèííèé» – ìèìîëåòíûé, áûñòðîòå÷íûé)
«Ñóäüáè áåçæàë³ñíèì âåðäèêòîì» – «ñóäüáû áåçæàëîñòíûì âåðäèêòîì»
«Äëÿ íå¿ öÿ ëþáîâ áóëà» – «Äëÿ íå¸ ýòà ëþáîâü áûëà»
«Ëþäñüêèì îñóäæåííÿì ñåðäèòèì» – «Ëþäñêèì îñóæäåíèåì ñåðäèòûì»     («Îñóäæåííÿ» – Òå ñàìå, ùî «îñóä» – îñóæäåíèå,    
                ïîðèöàíèå)
«Íà äí³ ¿¿ âîíà ëÿãëà!» – «Íà äíè å¸ îíà ëåãëà!»
«Äí³ â³äöóðàííÿ ³ ñòðàæäàííÿ!» – «Äíè îòðå÷åíüÿ è ñòðàäàíüÿ»               («â³äöóðàííÿ» – Òå ñàìå, ùî «çðå÷åííÿ» – îòðå÷åíèå)
«Â ¿¿ äóøåâí³é ãëèáèí³,» – «Â å¸ äóøåâíîé ãëóáèíå»
«¯é çàëèøàëèñü ñïîìèíàííÿ…» – «Åé îñòàâàëèñü âîñïîìèíàíèÿ»             («ñïîìèíàííÿ» – Òå ñàìå, ùî «ñïîãàä» ÷è «ñïîãàäè»)
«Àëå çì³íèëè ³ âîíè»  – «Íî èçìåíèëè è îíè»
«² íà çåìë³ ¿é äèêî ñòàëî» – «È íà çåìëå åé äèêî ñòàëî»
«Çàìèëóâàííÿ âæå  ïðîéøëî» – «Âîñõèùåíèå óæå ïðîøëî»                («Çàìèëóâàííÿ» – Òå ñàìå, ùî «çàõâàò» – âîñõèùåíèå)
«Òîâïà íàõëèíóëà é âòîïòàëà» – «Òîëïà íàõëûíóëà è âòîïòàëà»            («Òîâïà» – Òå ñàìå, ùî «íàòîâï» – òîëïà)
«Ó ãðÿçü – òå, ùî â äóø³;  öâ³ëî» – «Â ãðÿçü – òî, ÷òî â äóøå öâåëî»
«² ùî æ â³ä äîâãîãî ñòðàæäàííÿ» – «È ÷òî æ îò äîëãîãî ñòðàäàíèÿ»
«¯é çáåðåãòè âäàëîñü, ÿê ïðèñê?» – «Åé óäàëîñü ñîõðàíèòü, êàê óãîëüêè»   («ïðèñê» – Òå ñàìå, ùî «ïðèñîê» –  òëåþùèå, åù¸
                ñ èñêîðêàìè  óãîëüêè» )
«Ëèø á³ëü, çëèé á³ëü ðîç÷àðóâàííÿ» – «Ëèøü áîëü, çëóþ áîëü ðàçî÷àðîâàíèÿ»
«Á³ëü áåç â³äðàäè ³ áåç ñë³ç!» – «Áîëü áåç îòðàäû è áåç ñëåç!»
Äàëåå ïîâòîð 1-îãî ÷åòâåðîñòèøèÿ.

 
Òåêñò îðèãèíàëà:
 
Ô¸äîð Òþò÷åâ. Î, êàê óáèéñòâåííî ìû ëþáèì.
 
Î, êàê óáèéñòâåííî ìû ëþáèì,
Êàê â áóéíîé ñëåïîòå ñòðàñòåé
Ìû òî âñåãî âåðíåå ãóáèì,
×òî ñåðäöó íàøåìó ìèëåé!

Äàâíî ëü, ãîðäÿñü ñâîåé ïîáåäîé,
Òû ãîâîðèë: îíà ìîÿ…
Ãîä íå ïðîøåë – ñïðîñè è ñâåäàé,
×òî óöåëåëî îò íåÿ?

Êóäà ëàíèò äåâàëèñü ðîçû,
Óëûáêà óñò è áëåñê î÷åé?
Âñå îïàëèëè, âûæãëè ñëåçû       
Ãîðþ÷åé âëàãîþ ñâîåé.               

Òû ïîìíèøü ëè, ïðè âàøåé âñòðå÷å,
Ïðè ïåðâîé âñòðå÷å ðîêîâîé,
Åå âîëøåáíûé âçîð, è ðå÷è,
È ñìåõ ìëàäåí÷åñêè æèâîé?

È ÷òî æ òåïåðü? È ãäå âñå ýòî?
È äîëãîâå÷åí ëè áûë ñîí?
Óâû, êàê ñåâåðíîå ëåòî,
Áûë ìèìîëåòíûì ãîñòåì îí!

Ñóäüáû óæàñíûì ïðèãîâîðîì
Òâîÿ ëþáîâü äëÿ íåé áûëà,
È íåçàñëóæåííûì ïîçîðîì
Íà æèçíü åå îíà ëåãëà!

Æèçíü îòðå÷åíüÿ, æèçíü ñòðàäàíüÿ!
 åå äóøåâíîé ãëóáèíå
Åé îñòàâàëèñü âñïîìèíàíüÿ…
Íî èçìåíèëè è îíå.

È íà çåìëå åé äèêî ñòàëî,
Î÷àðîâàíèå óøëî…
Òîëïà, íàõëûíóâ, â ãðÿçü âòîïòàëà
Òî, ÷òî â äóøå åå öâåëî.

È ÷òî æ îò äîëãîãî ìó÷åíüÿ
Êàê ïåïë, ñáåðå÷ü åé óäàëîñü?
Áîëü, çëóþ áîëü îæåñòî÷åíüÿ,
Áîëü áåç îòðàäû è áåç ñëåç!

Читайте также:  Что во сне означает крушение самолета

Î, êàê óáèéñòâåííî ìû ëþáèì,
Êàê â áóéíîé ñëåïîòå ñòðàñòåé
Ìû òî âñåãî âåðíåå ãóáèì,
×òî ñåðäöó íàøåìó ìèëåé!

Источник

Фёдор Иванович Тютчев

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.

Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий, подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан. Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему. До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию. И именно она помогла поэту справиться с горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

Текст: pishi-stihi.ru

Источник