И подушка ее горяча и горяч утомительный сон
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
Анализ стихотворения «На заре ты ее не буди» Фета
Стихотворение «На заре ты ее не буди…» стало очень популярным и красивым романсом. В сознании большинства читателей и слушателей оно воспринимается как прекрасное произведение о любви. Но немногие знают, что оно было написано Фетом по поводу очень трагической ситуации. В 1842 г. поэт ночевал у своих друзей. В их доме поселилось страшное горе: от неизлечимой болезни умирала маленькая дочь. Фет принял это известие очень близко к сердцу. Под свежим впечатлением он создал удивительно проникновенные строки, за которыми скрыта искренняя боль за судьбу невинного ребенка.
Люди, находящиеся на краю смерти, находят забвение от страданий только во сне. В спящем состоянии они предстают перед окружающими в своем прежнем облике, который еще не обезображен болезнью. Считается, что Фет обращается к убитой горем матери с просьбой не прерывать сна девочки. Пробуждение вернет ее к суровой действительности. А во сне она уносится в неведомые страны, где ей уже никогда не суждено побывать. В это время девочка переживает настоящее счастье. Поэт призывает просто полюбоваться на нее, ведь этот сон вполне может стать последним.
Фет вспоминает состояние девочки в прошедший вечер. Он традиционно сравнивает его с самой природой. Вероятно, малышке уже запрещено выходить на улицу, поэтому ей остается лишь «долго-долго» сидеть у окна. Окно становится для девочки единственным и последним звеном, связывающим ее с огромным непознанным миром. «Игра луны» и «свист соловья» для умирающей наполнены глубоким смыслом. Жизнь в природе продолжается и зовет к себе девочку. В ней оживают нерастраченные юные силы и надежды. Но чрезмерное волнение усугубляет ее состояние: девочка еще больше бледнеет, у нее усиливается сердцебиение.
Бурлящая в природе жизнь невольно приближает смерть несчастной. Поэт возмущен этим трагическим несоответствием, но признает свое бессилие перед фактом. Боли в груди долгое время не дают девочке покоя. Долгожданный сон становится для нее лучшим лекарством.
В финале Фет повторяет свой призыв к безутешной матери. Родителям остается уповать лишь на помощь Бога и благодарить его за те последние счастливые мгновенья, которые он подарил их дочери.
По неподтвержденным сведениям современников девочка умерла во сне. Для нее это был лучший и самый безболезненный выход. Незаслуженную смерть малышка встретила с улыбкой на губах, находясь в счастливом и таинственном мире сновидений.
- Следующий стих → Анна Ахматова — Мне голос был
- Предыдущий стих → Афанасий Фет — Ласточки пропали
Читать стих поэта Афанасий Фет — На заре ты её не буди на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Афанасий Афанасьевич Фет
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.
Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей, у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.
Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку, часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».
Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.
Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.
Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.
Текст: pishi-stihi.ru
* * *
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди…»
Лирика Афанасия Фета подразделяется на два периода. Первый из них, относящийся к юности поэта, характеризуется легкостью и безмятежностью. Произведения этого времени практически лишены драматизма, хотя жизнь самого Фета складывается далеко не безоблачно. Однако после 1849 года направленность стихов поэта резко меняется, так как он переживает смерть девушки, в которую был безумно влюблен. Его произведения не утрачивают своей легкости, однако отныне они наполнены печалью и раскаяньем.
Принято считать, что стихотворение «На заре ты ее не буди» также было посвящено Марии Лазич, с которой поэт расстался, не желая связывать себя узами брака без достаточного материального благополучия. Однако на самом деле это произведение появилось на свет в 1842 году, когда 22-летний поэт еще не был знаком с Марией Лазич. По воспоминаниям очевидцев, Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸ у которых от сердечной недостаточности умирала маленькая дочь. Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов.
Данное произведение начинается со строк, обращенных к матери малышки, в которых автор просит не будить смертельно больную кроху, которая, промучившись всю ночь от болей в груди, уснула лишь с восходом солнца. «Утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит» — эти достаточно красивые и романтичные строки на самом деле полны грусти и страха за девочку, часы которой уже сочтены. Автор отмечает, что накануне она долго не могла уснуть, сидела у окна « и следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Однако даже такое невинное и безобидное занятие доставляло девочке страдания, так как «все бледней становилась она, сердце билось больней и больней».
Утомленная недугом, малышка не скоро смогла уснуть, и этот сон принес ей короткое облегчение. Поэтому автор отмечает, что «на заре она так сладко спит» и просит не тревожить малышку. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна. Поэтому можно предположить, что поэт, зная о дальнейшей судьбе девочки, хочет, чтобы она ушла в иной мир спокойной и счастливой, не чувствуя постоянной боли и страха. Но это знание дается автору нелегко, так как весь трагизм последующих событий он тщательно маскирует в своем стихотворении. В нем нет намека на то, какая участь ждет ту, которой он посвятил эти волнующие, полные нежности и заботы строки. Видимо, поэт хотел сохранить в своей памяти ее прекрасный образ, не омраченный печатью смерти.
Собственно говоря, к этому моменту Афанасию Фету уже приходилось видеть, как умирали люди, и одним из них был его приемный отец Афанасий Шеншин. Но, будучи 14-летним подростком, Фет не воспринял его кончину, как трагедию. В произведении «на заре ты ее не буди…» прослеживается подобное отношение к смерти, которая неизбежна, поэтому, по мнению автора, относиться к ней нужно без преувеличенных страданий.
Позже, когда в пожаре погибла возлюбленная поэта Мария Лазич, он кардинально изменил свое отношение к философским вопросам жизни и смерти. Это был как раз тот случай, с которым поэт не хотел мириться и считал, что, будь он рядом со своей избранницей, то сумел бы предотвратить ее нелепую и трагическую гибель. Поэтому поздняя лирика Афанасия Фета уже не так безмятежна, как в юности, и даже романтические события он рассматривает сквозь призму личной трагедии, которая отложила отпечаток на всем последующем творчестве поэта.
События, которые поражали до глубины души, А. Фет запечатлевал в стихотворениях. Этот пласт его лирики поражает трогательными образами и особой атмосферой. К нему относится и стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На заре ты ее не буди» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На заре ты ее не буди.
История создания – стихотворение было написано в 1842 г. в том же году его напечатали в журнале «Москвитянин».
Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девочки; смерть.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».
Эпитеты – «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон».
История создания
Если не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты ее не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасиевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.
Строки появились из-под его пера в 1842 г. после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил ее мать не будить ребенка.
Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.
Тема
Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть ее по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девочки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».
В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты ее не буди».
Он боится спугнуть утро со щек и груди девочки. Не зная, при каких обстоятельствах было написано стихотворение, трудно догадаться, что его главная героиня умирает. Однако, внимательному читателю об этом «кричат» детали: «горяч утомительный сон», бледность и боль в сердце. Портрет девочки также соткан из деталей. Автор обращает внимание на черные косы и румянец на груди. Он не может поверить, что юное создание так рано покидает этот мир.
Лирический герой признается, что вечером видел, как девочка наблюдала за луной и слушала соловья. Видимо она понимала, что каждая ночь для нее может стать последней, поэтому так долго и засиживалась у окна. Она чувствовала боль в сердце, но не спешила прилечь. Лирический знает, что только во сне девочка может отвлечься от мыслей о смерти и хоть ненадолго избавиться от боли, поэтому свой монолог завершает повторением начальной просьбы.
Композиция
По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девочки, рассказ о том, как маленькая героиня наблюдала вечером за луной. Стихотворение состоит из пяти катренов. Особенность композиции – повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, организация произведения кольцевая.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как автор поднимает экзистенциальную проблему. В монологе лирического героя ощущается тоска. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, рифмы только мужские.
Средства выразительности
Образ главной героини создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «подушка ее горяча», «горяч утомительный сон». Сравнения в тексте нет. Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» – «бледней становилась она».
В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передает при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания.
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 41.
Эх, если б я умел думать…
думаю что будить ее не стоит. а то укусит….
романс на эти стихи есть… и если сравнить нынешние тексты песен с этим… то слушать сейчас такое вряд ли кто станет… (не потому что плохо — а потому что «не про нас»))))…а стихи …как по мне.. . светлые… свотло-грустные…
Лирический герой обращается к невидимому собеседнику, которым становится каждый читатель произведения. Важно, что таким образом поэт как бы приобщает нас к тому, что он описывает в стихотворении, – из наблюдателей мы превращаемся в сопереживающих участников.
О чем же идет речь в этом лирическом произведении? Герой описывает нам прекрасную спящую девушку. Вся она – воплощение красоты, гармонии, полного слияния с окружающим миром:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Уже в первой строфе мы отмечаем анафору, которая станет одним из ведущих синтаксических приемов в этом произведении. С его помощью поэт акцентирует внимание на ключевых, значимых для понимания стихотворения, словах. В первой строфе подчеркивается слово «на заре» – мы понимаем, что героиня молода и прекрасна, чиста и невинна, как утренняя заря.
Вторая строфа, казалось бы, продолжает развивать эту тему красоты:
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
Но один эпитет – «утомительный» сон – вносит диссонанс в основное настроение, заставляет нас насторожиться и встревожиться. Картина счастливой красоты «дала трещину» , настроение от мажорного начинает постепенно меняться, раскрывая нам душевную драму героини:
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
В этой строфе ведущим приемом является антитеза. Поэт показывает, что в момент страдания разрушается не только красота, но и гармония с окружающим миром. Поэтому девушка не радуется свету луны и пению соловья – душевная боль заставляет ее мучительно страдать.
Последняя строфа почти повторяет первую, поэтому можно говорить о кольцевой композиции произведения. Но как по тональности отличаются эти строфы! Если первая полна гармонии, неги, прозрачности утра и красоты, то последняя несет в небе драматический заряд, выражает красоту, надломленную болью:
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди.. .
На заре она сладко так спит!
Теперь нам становится ясно, почему не нужно будить эту прелестную молодую девушку – чтобы не разрушить красоту страданием, чтобы помочь героине как можно дольше не испытывать душевных мук.
Повтор слов и стихотворных строк в этом произведении помогают выразить как душевную драму героини, так и переживания лирического героя по поводу надломленной красоты. Этой же цели служат лексические средства стихотворения: эпитеты (сладко спит, ярко пышет, горяч утомительный сон, ярче играла, билось больней и больней, юная грудь) ; метафоры (утро дышит, пышет; бегут косы, игру затевала луна) , сравнения (косы лентой бегут) . Помимо этого, здесь присутствуют анафора и антитеза, широко используется звукопись: аллитерация (повторение звука «Ч» ) помогают передать душевные муки героини, настроить читателя на тревожный лад.
Таким образом, раннее стихотворение Фета «На заре ты ее не буди» является характерным для творчества этого поэта, выражая все основные особенности его творческой манеры.