И снились милые черты
К Керн*
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина
Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».
Ссылка за недозволенные стихи в Михайловское тяжело действует на поэта. Его угнетает не отрыв от столичной жизни, к которой он испытывал только презрение. Главной проблемой Пушкина «во мраке заточенья» был отрыв от привычного творческого общества, отсутствие возможности поделиться с кем-нибудь своими замыслами. Внезапно он узнает, что в соседнем Тригорском поместье находится А. Керн. Александр спешит к ней. Женщина потеряла мужа и на этот раз благосклонно встречает поэта. Для Пушкина эта встреча стала спасительным лучом надежды. В его душе вновь просыпаются «и жизнь, и слезы, и любовь».
В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.
Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.
Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.
- Следующий стих → Михаил Лермонтов — Утес
- Предыдущий стих → Александр Пушкин — Я вас любил, любовь еще, быть может
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Александр Пушкин — Я помню чудное мгновенье (Керн) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Я помню чудное мгновенье слушать онлайн бесплатно
Я помню чудное мгновенье текст стихотворения
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина
Первые строки стихотворения «Я помню чудное мгновенье» известны практически каждому. Это одно из самых известных лирических произведений Пушкина. Поэт был очень влюбчивым человеком, и многие свои стихи посвящал женщинам. В 1819 г. он познакомился с А. П. Керн, которая на долгое время захватила его воображение. В 1825 г., во время ссылки поэта в Михайловском, состоялась вторая встреча поэта с Керн. Под влиянием этой неожиданной встречи Пушкин и написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
Короткое произведение является образцом поэтического признания в любви. Всего в нескольких строфах Пушкин разворачивает перед читателем долгую историю взаимоотношений с Керн. Выражение «гений чистой красоты» очень емко характеризует восторженное преклонение перед женщиной. Поэт влюбился с первого взгляда, но Керн во время первой встречи была замужем и не могла ответить на ухаживания поэта. Образ прекрасной женщины преследует автора. Но судьба на несколько лет разлучает Пушкина с Керн. Эти бурные годы стирают из памяти поэта «милые черты».
Ссылка за недозволенные стихи в Михайловское тяжело действует на поэта. Его угнетает не отрыв от столичной жизни, к которой он испытывал только презрение. Главной проблемой Пушкина «во мраке заточенья» был отрыв от привычного творческого общества, отсутствие возможности поделиться с кем-нибудь своими замыслами. Внезапно он узнает, что в соседнем Тригорском поместье находится А. Керн. Александр спешит к ней. Женщина потеряла мужа и на этот раз благосклонно встречает поэта. Для Пушкина эта встреча стала спасительным лучом надежды. В его душе вновь просыпаются «и жизнь, и слезы, и любовь».
В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» Пушкин показывает себя великим мастером слова. Он обладал удивительной способностью сказать о бесконечно многом всего лишь в нескольких строках. В небольшом стихе перед нами предстает промежуток в несколько лет. Несмотря на сжатость и простоту слога автор доносит до читателя перемены в своем душевном настроении, позволяет пережить радость и печаль вместе с ним.
Стихотворение написано в жанре чистой любовной лирики. Эмоциональное воздействие усилено лексическими повторами нескольких фраз. Их точная расстановка придает произведению свою неповторимость и изящество.
Творческое наследие великого Александра Сергеевича Пушкина огромно. «Я помню чудное мгновенье» — одна из самых дорогих жемчужин этого сокровища.
Источник
«Я помню чудное мгновенье…» — традиционное название (по первой строке)
стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно
общепринятой версии) к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя
Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
Стихотворение было написано не позже 19 июля 1825 года. В это время Пушкин
вынужден был находиться на территории фамильного имения Михайловское. Впервые
стихотворение «К***» было напечатано в известном альманахе «Северные цветы»,
издателем которого был лицейский товарищ Пушкина Антон Антонович Дельвиг, в 1827
году. В первый раз Пушкин увидел Керн ещё задолго до своего вынужденного
затворничества; встреча состоялась в Санкт-Петербурге в 1819 году, Анна Керн
произвела на поэта неизгладимое впечатление. В следующий раз Пушкин и Керн
увиделись только в 1825 году, когда Керн гостила в имении своей тётки Прасковьи
Осиповой в имении Тригорское; Осипова была соседкой Пушкина и хорошей его
знакомой. Считается, что новая встреча, состоявшаяся после столь длительного
перерыва, вдохновила Пушкина на создание эпохального стихотворения. Известно,
что автограф произведения А. С. Пушкин лично подарил Анне Керн перед её отъездом
из Тригорского в Ригу, который состоялся 19 июля 1825 года, однако автограф,
согласно её воспоминаниям, находился в рукописи второй главы «Евгения Онегина»,
которую А. П. Керн должна была взять с собой перед отъездом. Пушкин неожиданно
отобрал автограф и лишь после просьб вернул его опять (Губер П. Дон-Жуанский
список А. С. Пушкина. Харьков, 1993). Помимо прочего, этот эксклюзивный беловой
вариант был безвозвратно утерян — судя по всему, именно в Риге, в доме
коменданта.
Главной темой стихотворного послания Пушкина является тема любви, которая всегда
занимала ключевое место в его творчестве. Именно биографические реалии
организуют композиционное единство этого значимого в мировой литературе образца
любовной лирики. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой
встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные
события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны,
период горького разочарования в жизни, в который были созданы художественные
произведения, проникнутые ощущениями неподдельного пессимизма («Демон», «Свободы
сеятель пустынный»), подавленное настроение в период новой ссылки в родовое
имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения
жизни, обусловленное явлением божественного образа музы, которая приносит с
собой прежнюю радость творчества и созидания, которая открывается автору в новом
ракурсе. Именно в момент духовного пробуждения и прилива витальной энергии
лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало
пробужденье:/ И вот опять явилась ты…».
Образ героини существенно обобщён и максимально поэтизирован; он значительно
отличается от того образа, который предстаёт на страницах пушкинских писем в
Ригу и друзьям, созданных в период вынужденного времяпровождения в Михайловском.
Вместе с тем неоправданна постановка знака равенства, равно как и отождествление
«гения чистой красоты» с реальной биографической Анной Петровной Керн. На
невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания
указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим
текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году.
Многие поэтические символы, употребляющиеся в стихотворении, утратили своё
первоначальное значение в контексте канонизации романтического дискурса:
«видение», «божество», «слёзы»; черты лица героини «милые» и «небесные».
Одновременно неподражаемая простота пушкинского нарратива оживляет старые
клишированные формулы романтической лирики, одаряя их новым поэтическим
звучанием. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты» взята из
романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича
Жуковского.
Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в
смысле дарования творческого вдохновения, желания творить. В заглавной строфе
описывается первая встреча поэта и его возлюбленной. Пушкин характеризует этот
момент очень яркими, выразительными эпитетами («чудное мгновение», «мимолетное
виденье», «гений чистой красоты»). Любовь для поэта – это глубокое, искреннее,
волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Дальнейшие три строфы
стихотворения описывают следующий этап в жизни поэта — его изгнание. Тяжелое
время в судьбе Пушкина, полное жизненных испытаний, переживаний. Это время
«томленья грусти безнадежной» в душе поэта. Расставание с его юношескими
идеалами, этап взросления («Рассеял прежние мечты»). Возможно, были у поэта и
моменты отчаяния («Без божества, без вдохновенья») Упоминается также о ссылке
автора («В глуши, во мраке заточенья …»). Жизнь поэта словно замерла, потеряла
смысл. Жанр – послание.
Выдвигались и другие версии по поводу героини стихотворения Пушкина. Михаил
Дудин считал ей крепостную девушку Ольгу Калашникову, чему посвятил свое
стихотворение «Об Ольге Калашниковой моя песня». Вадим Николаев (В. Николаев,
«Кому было посвящено «Чудное мгновенье»?», «Литературная учёба», 2008, № 3)
выдвинул версию, согласно которой стихотворение посвящено Татьяне Лариной, что
это «не любовная лирика, а стихи о создании образа».
В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс,
посвятив его своей любовнице Катеньке Керн (дочь Анны Керн). Стихи Пушкина в
сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких
кругах.
Об А. П. Керн в связи с этим стихотворением Пушкина ярко пишет Ю. Лотман: «А. П.
Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой
судьбой. Её подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь, чего
она, в конце концов, добилась, выйдя уже после сорока лет, вторично и весьма
счастливо замуж. Но в тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным,
это — женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной
репутацией. Искреннее чувство Пушкина к А. П. Керн, когда его надо было выразить
на бумаге, характерно трансформировалось в соответствии с условными формулами
любовно-поэтического ритуала. Будучи выражено в стихах, оно подчинилось законам
романтической лирики и превратило А. П. Керн в «гений чистой красоты».3
Стихотворение представляет собой классический катрен4 — классический в том
смысле, что каждая строфа заключает в себе законченную мысль.
Это стихотворение выражает в поэтическом смысле концепцию Пушкина, согласно
которой – можно согласиться с интерпретацией Лотмана5 – движение вперед, то есть
развитие, мыслилось Пушкиным как возрождение: «первоначальные, чистые дни» —
«заблужденья» — «возрождение». Эту идею Пушкин в 20-е годы с разными вариациями
формулировал в своей поэзии. И наше стихотворение – одна из вариаций на эту
тему.
Романс Глинки. Пушкин: я помню чудное мгновенье.
Александр Пушкин: я помню чудное мгновенье.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.
Источник
Ê***
ß ýòî ìãíîâåíèå ïîìíþ,-
óâèäåë òåáÿ â ïåðâûé ðàç,
òîãäà â äåíü îñåííèé ÿ ïîíÿë,
ïîïàëñÿ â ïëåí äåâè÷üèõ ãëàç.
Âîò òàê ïîëó÷èëîñü, òàê âûøëî
ñðåäè ãîðîäñêîé ñóåòû,
ìîþ æèçíü íàïîëíèëà ñìûñëîì
äåâ÷îíêà èç äåòñêîé ìå÷òû.
Ñóõàÿ, õîðîøàÿ îñåíü,
êîðîòêèå äíè, âñå ñïåøàò,
ïóñòûííî íà óëèöàõ â âîñåìü,
îêòÿáðü, çà îêíîì ëèñòîïàä.
Ÿ öåëîâàë â ãóáû íåæíî,
êàêàÿ áûëà áëàãîäàòü!
 ëþäñêîì îêåàíå áåçáðåæíîì
Îíà áûëà òèõàÿ ãëàäü.
ß ýòî ìãíîâåíèå ñëûøó,
«- Äà, çäðàâñòâóé,
— Ïðèâåò,
-Ýòî ß!»
ß ïîìíþ, ÿ çíàþ, ÿ âèæó,
Îíà áûëü è ñêàçêà ìîÿ!
Ñòèõîòâîðåíèå Ïóøêèíà ïî ìîòèâàì êîòîðîãî áûëî íàïèñàíî ìî¸ ñòèõîòâîðåíèå.
Ê ***
ß ïîìíþ ÷óäíîå ìãíîâåíüå:
Ïåðåäî ìíîé ÿâèëàñü òû,
Êàê ìèìîëåòíîå âèäåíüå,
Êàê ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû.
 òîìëåíüÿõ ãðóñòè áåçíàäåæíîé
 òðåâîãàõ øóìíîé ñóåòû,
Çâó÷àë ìíå äîëãî ãîëîñ íåæíûé
È ñíèëèñü ìèëûå ÷åðòû.
Øëè ãîäû. Áóðü ïîðûâ ìÿòåæíûé
Ðàññåÿë ïðåæíèå ìå÷òû,
È ÿ çàáûë òâîé ãîëîñ íåæíûé,
Òâîé íåáåñíûå ÷åðòû.
 ãëóøè, âî ìðàêå çàòî÷åíüÿ
Òÿíóëèñü òèõî äíè ìîè
Áåç áîæåñòâà, áåç âäîõíîâåíüÿ,
Áåç ñëåç, áåç æèçíè, áåç ëþáâè.
Äóøå íàñòàëî ïðîáóæäåíüå:
È âîò îïÿòü ÿâèëàñü òû,
Êàê ìèìîëåòíîå âèäåíüå,
Êàê ãåíèé ÷èñòîé êðàñîòû.
È ñåðäöå áüåòñÿ â óïîåíüå,
È äëÿ íåãî âîñêðåñëè âíîâü
È áîæåñòâî, è âäîõíîâåíüå,
È æèçíü, è ñëåçû, è ëþáîâü.
1825
À.Ïóøêèí. Ïîëíîå ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé.
Ìîñêâà, Áèáëèîòåêà «Îãîíåê»,
èçä-âî «Ïðàâäà», 1954.
Ýòî ñòèõîòâîðåíèå íàïèñàíî ïåðåä âîññòàíèåì äåêàáðèñòîâ. À ïîñëå âîññòàíèÿ ñïëîøíîé êðóãîâîðîò è ÷åõàðäà.
Ïåðèîä äëÿ Ïóøêèíà ñëîæíûé. Âîññòàíèå ãâàðäåéñêèõ ïîëêîâ íà Ñåíàòñêîé ïëîùàäè â Ïåòåðáóðãå. Èç áûâøèõ íà Ñåíàòñêîé ïëîùàäè äåêàáðèñòîâ Ïóøêèí çíàë È. È. Ïóùèíà, Â. Ê. Êþõåëüáåêåðà, Ê. Ô. Ðûëååâà, Ï. Ê. Êàõîâñêîãî, À. È. ßêóáîâè÷à, À. À. Áåñòóæåâà è Ì. À. Áåñòóæåâà.
Ðîìàí ñ êðåïîñòíîé äåâóøêîé Îëüãîé Ìèõàéëîâíîé Êàëàøíèêîâîé è íå íóæíûé, íåóäîáíûé Ïóøêèíó áóäóùèé ðåáåíîê îò êðåñòüÿíêè. Ðàáîòà íàä «Åâãåíèåì Îíåãèíûì». Êàçíü äåêàáðèñòîâ Ï. È. Ïåñòåëÿ, Ê. Ô. Ðûëååâà, Ï. Ã. Êàõîâñêîãî, Ñ. È. Ìóðàâüåâà-Àïîñòîëà è Ì. Ï. Áåñòóæåâà-Ðþìèíà.
Óñòàíîâëåíèå Ïóøêèíó äèàãíîçà « âàðèêîç» (Íà íèæíèõ îêîíå÷íîñòÿõ, à â îñîáåííîñòè íà ïðàâîé ãîëåíè, ïîâñåìåñòíîå ðàñøèðåíèå êðîâåâîçâðàòíûõ æèë.) Ñìåðòü Àëåêñàíäðà Ïåðâîãî è âîñøåñòâèå íà ïðåñòîë Íèêîëàÿ Ïåðâîãî.
Âîò ìî¸ ñòèõîòâîðåíèå â ïóøêèíñêîé ñòèëèñòèêå è â ïðèâÿçêå ê òîìó âðåìåíè.
Àõ, îáìàíóòü ìåíÿ íå òðóäíî,
ß ñàì îáìàíûâàòüñÿ ðàä.
Ëþáëþ áàëû, ãäå ìíîãîëþäíî,
Íî ñêó÷åí öàðñêèé ìíå ïàðàä.
Ñòðåìëþñü òóäà, ãäå äåâû, øóìíî,
ß æèâ ëèøü òåì, ÷òî ðÿäîì âû.
Ëþáëþ ÿ âàñ â äóøå áåçóìíî,
À âû ê ïîýòó õîëîäíû.
ß òðåïåò ñåðäöà íåðâíî ïðÿ÷ó,
Êîãäà âû íà áàëó â øåëêàõ.
ß íè ÷åãî äëÿ âàñ íå çíà÷ó,
Ñóäüáà ìîÿ â òâîèõ ðóêàõ.
Òû áëàãîðîäíà è êðàñèâà.
Íî ìóæ òâîé ñòàðûé èäèîò.
ß âèæó, ñ íèì òû íå ñ÷àñòëèâà,
Íà ñëóæáå îí ãíåò¸ò íàðîä.
ß âàñ ëþáëþ, ÿ âàñ æàëåþ,
Áûòü ðÿäîì ñ âåòõèì ñòàðèêîì?
È â ìûñëÿõ î ñâèäàíüå ìëåþ,
 áåñåäêå â ïàðêå íàä ñòàâêîì.
Ïðèäèòå, ñæàëüòåñü íà äî ìíîþ,
Íå íàäî áîëüøèõ ìíå íàãðàä.
 ñåòÿõ ÿ âàøèõ ñ ãîëîâîþ,
Íî ýòîé çàïàäíå ÿ ðàä!
Âîò îðèãèíàëüíîå ñòèõîòâîðåíèå.
Ïóøêèí Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷.
ÏÐÈÇÍÀÍÈÅ
Ê ÀËÅÊÑÀÍÄÐÅ ÈÂÀÍÎÂÍÅ ÎÑÈÏÎÂÎÉ
ß âàñ ëþáëþ õîòü ÿ áåøóñü,
Õîòü ýòî òðóä è ñòûä íàïðàñíûé,
È â ýòîé ãëóïîñòè íåñ÷àñòíîé
Ó âàøèõ íîã ÿ ïðèçíàþñü!
Ìíå íå ê ëèöó è íå ïî ëåòàì…
Ïîðà, ïîðà ìíå áûòü óìíåé!
Íî óçíàþ ïî âñåì ïðèìåòàì
Áîëåçíü ëþáâè â äóøå ìîåé:
Áåç âàñ ìíå ñêó÷íî, ÿ çåâàþ;
Ïðè âàñ ìíå ãðóñòíî, ÿ òåðïëþ;
È, ìî÷è íåò, ñêàçàòü æåëàþ,
Ìîé àíãåë, êàê ÿ âàñ ëþáëþ!
Êîãäà ÿ ñëûøó èç ãîñòèíîé
Âàø ëåãêèé øàã, èëü ïëàòüÿ øóì,
Èëü ãîëîñ äåâñòâåííûé, íåâèííûé,
ß âäðóã òåðÿþ âåñü ñâîé óì.
Âû óëûáíåòåñü ìíå îòðàäà;
Âû îòâåðíåòåñü ìíå òîñêà;
Çà äåíü ìó÷åíèÿ íàãðàäà
Ìíå âàøà áëåäíàÿ ðóêà.
Êîãäà çà ïÿëüöàìè ïðèëåæíî
Ñèäèòå âû, ñêëîíÿñü íåáðåæíî,
Ãëàçà è êóäðè îïóñòÿ,
ß â óìèëåíüå, ìîë÷à, íåæíî
Ëþáóþñü âàìè, êàê äèòÿ!..
Ñêàçàòü ëè âàì ìîå íåñ÷àñòüå,
Ìîþ ðåâíèâóþ ïå÷àëü,
Êîãäà ãóëÿòü, ïîðîé, â íåíàñòüå,
Âû ñîáèðàåòåñÿ âäàëü?
È âàøè ñëåçû â îäèíî÷êó,
È ðå÷è â óãîëêó âäâîåì,
È ïóòåøåñòâèå â Îïî÷êó,
È ôîðòåïüÿíî âå÷åðêîì?..
Àëèíà! ñæàëüòåñü íàäî ìíîþ.
Íå ñìåþ òðåáîâàòü ëþáâè:
Áûòü ìîæåò, çà ãðåõè ìîè,
Ìîé àíãåë, ÿ ëþáâè íå ñòîþ!
Íî ïðèòâîðèòåñü! Ýòîò âçãëÿä
Âñ¸ ìîæåò âûðàçèòü òàê ÷óäíî!
Àõ, îáìàíóòü ìåíÿ íå òðóäíî!..
ß ñàì îáìàíûâàòüñÿ ðàä!
1826.
Èíòåðåñíà ïîñëåäîâàòåëüíîñòü íàïèñàíèÿ Ïóøêèíîì ñòèõîòâîðåíèé
ïîñëå ïðèçíàíèÿ Îñèïîâîé.
Íå íàøåë Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ îòêëèêà â äóøå
ó Îñèïîâîé, íå íàïîèëà îíà åãî ëþáîâüþ è
âîò îí ñðàçó òîìèìûé äóõîâíîé,
à ìîæåò ëþáîâíîé æàæäîé
ïèøåò «Ïðîðîêà.»
ÏÐÎÐÎÊ
Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì,
 ïóñòûíå ìðà÷íîé ÿ âëà÷èëñÿ, —
È øåñòèêðûëûé ñåðàôèì
Íà ïåðåïóòüå ìíå ÿâèëñÿ.
Ïåðñòàìè ëåãêèìè êàê ñîí
Ìîèõ çåíèö êîñíóëñÿ îí.
Îòâåðçëèñü âåùèå çåíèöû,
Êàê ó èñïóãàííîé îðëèöû.
Ìîèõ óøåé êîñíóëñÿ îí, —
È èõ íàïîëíèë øóì è çâîí:
È âíÿë ÿ íåáà ñîäðîãàíüå,
È ãîðíèé àíãåëîâ ïîëåò,
È ãàä ìîðñêèõ ïîäâîäíûé õîä,
È äîëüíåé ëîçû ïðîçÿáàíüå.
È îí ê óñòàì ìîèì ïðèíèê,
È âûðâàë ãðåøíûé ìîé ÿçûê,
È ïðàçäíîñëîâíûé è ëóêàâûé,
È æàëî ìóäðûÿ çìåè
 óñòà çàìåðøèå ìîè
Âëîæèë äåñíèöåþ êðîâàâîé.
È îí ìíå ãðóäü ðàññåê ìå÷îì,
È ñåðäöå òðåïåòíîå âûíóë,
È óãëü, ïûëàþùèé îãíåì,
Âî ãðóäü îòâåðñòóþ âîäâèíóë.
Êàê òðóï â ïóñòûíå ÿ ëåæàë,
È áîãà ãëàñ êî ìíå âîççâàë:
«Âîññòàíü, ïðîðîê, è âèæäü, è âíåìëè,
Èñïîëíèñü âîëåþ ìîåé,
È, îáõîäÿ ìîðÿ è çåìëè,
Ãëàãîëîì æãè ñåðäöà ëþäåé».
Ïîæåã îí ãëàãîëàìè è ñóùåñòâèòåëüíûìè ñåðäöà è óìà ëþäåé,
íàäåþñü ïîæàðíóþ êîìàíäó íå ïðèøëîñü âûçûâàòü
è ïèøåò ê Òèìàøåâîé, è ìîæíî ñêàçàòü äåðçèò
«ß ïèë îòðàâó â âàøåì âçîðå,»
Ê. À. ÒÈÌÀØÅÂÎÉ
ß âèäåë âàñ, ÿ èõ ÷èòàë,
Ñèè ïðåëåñòíûå ñîçäàíüÿ,
Ãäå âàøè òîìíûå ìå÷òàíüÿ
Áîãîòâîðÿò ñâîé èäåàë.
ß ïèë îòðàâó â âàøåì âçîðå,
 äóøîé èñïîëíåííûõ ÷åðòàõ,
È â âàøåì ìèëîì ðàçãîâîðå,
È â âàøèõ ïëàìåííûõ ñòèõàõ;
Ñîïåðíèöû çàïðåòíîé ðîçû
Áëàæåí áåññìåðòíûé èäåàë…
Ñòîêðàò áëàæåí, êòî âàì âíóøàë
Íå ìíîãî ðèôì è ìíîãî ïðîçû.
Ðàçóìååòñÿ äåâà áûëà ãëóõà ê äóõîâíîé æàæäå ïîýòà.
È êîíå÷íî â ìèíóòû òÿæåëåéøåãî äóøåâíîãî êðèçèñà
êóäà âñå èäóò? Ïðàâèëüíî! Êîíå÷íî ê ìàìå èëè íÿíå.
Æåíû â 1826 ãîäó ó Ïóøêèíà åùå íå áûëî, äà åñëè áû è áûëà,
÷òî îíà ìîãëà ïîíÿòü â ëþáîâíûõ,
äóøåâíûõ òðåóãîëüíèêàõ òàëàíòëèâîãî ìóæà?
ÍßÍÅ
Ïîäðóãà äíåé ìîèõ ñóðîâûõ,
Ãîëóáêà äðÿõëàÿ ìîÿ!
Îäíà â ãëóøè ëåñîâ ñîñíîâûõ
Äàâíî, äàâíî òû æäåøü ìåíÿ.
Òû ïîä îêíîì ñâîåé ñâåòëèöû
Ãîðþåøü, áóäòî íà ÷àñàõ,
È ìåäëÿò ïîìèíóòíî ñïèöû
 òâîèõ íàìîðùåííûõ ðóêàõ.
Ãëÿäèøü â çàáûòûå âîðîòû
Íà ÷åðíûé îòäàëåííûé ïóòü:
Òîñêà, ïðåä÷óâñòâèÿ, çàáîòû
Òåñíÿò òâîþ âñå÷àñíî ãðóäü.
Òî ÷óäèòñÿ òåáå…
Ðàçóìååòñÿ ñòàðóøêà íå ìîæåò óñïîêîèòü ïîýòà.
Íóæíî áåæàòü èç ñòîëèöû â ïóñòûíþ, ãëóøü, äåðåâíþ.
È Ïóøêèí ïèøåò áåëûé ñòèõ, íåò íè êàêîé ðèôìû,
ïîëíàÿ õàíäðà è èñòîùåíèå ïîýòè÷åñêèõ ñèë.
Ïóøêèí ìå÷òàåò è ôàíòàçèðóåò î ïðèâåäåíèè.
Òîëüêî ñêàçî÷íàÿ äåâà èç åãî ãð¸ç ìîæåò
óñïîêîèòü åãî ðàçî÷àðîâàíèå â æåíùèíàõ.
Àõ Îñèïîâà è Òèìàøåâà, çà÷åì æå âû òàê
ïîèçäåâàëèñü íàä Àëåêñàíäðîì?
* * *
Êàê ñ÷àñòëèâ ÿ, êîãäà ìîãó ïîêèíóòü
Äîêó÷íûé øóì ñòîëèöû è äâîðà
È óáåæàòü â ïóñòûííûå äóáðîâû,
Íà áåðåãà ñèõ ìîë÷àëèâûõ âîä.
Î, ñêîðî ëè îíà ñî äíà ðå÷íîãî
Ïîäûìåòñÿ, êàê ðûáêà çîëîòàÿ?
Êàê ñëàäîñòíî ÿâëåíèå åå
Èç òèõèõ âîëí, ïðè ñâåòå íî÷è ëóííîé!
Îïóòàíà çåëåíûìè âëàñàìè,
Îíà ñèäèò íà áåðåãó êðóòîì.
Ó ñòðîéíûõ íîã, êàê ïåíà áåëûõ, âîëíû
Ëàñêàþòñÿ, ñëèâàÿñü è æóð÷à.
Åå ãëàçà òî ìåðêíóò, òî áëèñòàþò,
Êàê íà íåáå ìåðöàþùèå çâåçäû;
Äûõàíüÿ íåò èç óñò åå, íî ñêîëü
Ïðîíçèòåëüíî ñèõ âëàæíûõ ñèíèõ óñò
Ïðîõëàäíîå ëîáçàíüå áåç äûõàíüÿ,
Òîìèòåëüíî è ñëàäêî — â ëåòíèé çíîé
Õîëîäíûé ìåä íå ñòîëüêî ñëàäîê æàæäå.
Êîãäà îíà èãðèâûìè ïåðñòàìè
Êóäðåé ìîèõ êàñàåòñÿ, òîãäà
Ìãíîâåííûé õëàä, êàê óæàñ, ïðîáåãàåò
Ìíå ãîëîâó, è ñåðäöå ãðîìêî áüåòñÿ,
Òîìèòåëüíî ëþáîâüþ çàìèðàÿ.
È â ýòîò ìèã ÿ ðàä îñòàâèòü æèçíü,
Õî÷ó ñòîíàòü è ïèòü åå ëîáçàíüå —
À ðå÷ü åå… Êàêèå çâóêè ìîãóò
Ñðàâíèòüñÿ ñ íåé — ìëàäåíöà ïåðâûé ëåïåò,
Æóð÷àíüå âîä, èëü ìàéñêîé øóì íåáåñ,
Èëü çâîíêèå Áîÿíà Ñëàâüÿ ãóñëè.
È óäèâèòåëüíî, ïðèçðàê, èãðà âîîáðàæåíèÿ,
óñïîêîèëè Ïóøêèíà. È âîò:
«Tel j’etais autrefois et tel je suis encor.
Êàêîâ ÿ ïðåæäå áûë, òàêîâ è íûíå ÿ:
Áåñïå÷íûé, âëþá÷èâûé. Âû çíàåòå, äðóçüÿ,»
Ãðóñòíîâàòî, íî âïîëíå æèçíåðàäîñòíî.
* * *
Tel j’etais autrefois et tel je suis encor.
Êàêîâ ÿ ïðåæäå áûë, òàêîâ è íûíå ÿ:
Áåñïå÷íûé, âëþá÷èâûé. Âû çíàåòå, äðóçüÿ,
Ìîãó ëü íà êðàñîòó âçèðàòü áåç óìèëåíüÿ,
Áåç ðîáêîé íåæíîñòè è òàéíîãî âîëíåíüÿ.
Óæ ìàëî ëè ëþáîâü èãðàëà â æèçíè ìíîé?
Óæ ìàëî ëü áèëñÿ ÿ, êàê ÿñòðåá ìîëîäîé,
 îáìàí÷èâûõ ñåòÿõ, ðàñêèíóòûõ Êèïðèäîé,
À íå èñïðàâëåííûé ñòîêðàòíîþ îáèäîé,
ß íîâûì èäîëàì íåñó ìîè ìîëüáû…
×òîáû íå áûòü â ñåòÿõ îáìàí÷èâîé ñóäüáû,
Ïüþ ×àé è íå âåäó áåññìûñëåííîé áîðüáû
 çàâåðøåíèå åù¸ îäíî ìî¸ ñòèõîòâîðåíèå â òåìå.
Áîëåçíü ëþáâè íå èçëå÷èìà? Ïóøêèí! Êàâêàç!
Áîëåçíü ëþáâè íå èçëå÷èìà,
Ìîé äðóã ïîçâîëü ìíå äàòü ñîâåò,
Ñóäüáà ê ãëóõèì íå óìîëèìà,
Íå áóäü, êàê ìóë äîðîæíûé ñëåï!
Ê ÷åìó ñòðàäàíüÿ íå çåìíûå,
Çà÷åì òåáå îãîíü äóøè
Îäíîé îòäàòü, êîãäà äðóãèå,
Âåäü òîæå î÷åíü õîðîøè!
 ïëåíó âîëíåíèé ñîêðîâåííûõ,
Æèòü íå äëÿ äåëà, à äëÿ ãðåç?
È áûòü âî âëàñòè äåâ íàäìåííûõ,
Êîâàðíûõ, æåíñêèõ, õèòðûõ ñëåç!
Ñêó÷àòü, êîëü ðÿäîì íåò ëþáèìîé.
Ñòðàäàòü, áåññìûñëåííîé ìå÷òîé.
Æèòü êàê Ïüåðî ñ äóøîé ðàíèìîé.
Ïîäóìàé, âåòðåíûé ãåðîé!
Îñòàâü âñå âçäîõè è ñîìíåíüÿ,
Êàâêàç íàñ æäåò, ÷å÷åí íå ñïèò!
È êîíü, ïî÷óÿâ áðàíü, â âîëíåíüè,
 êîíþøíå áåç ñåäëà õðàïèò!
Âïåðåä ê íàãðàäàì, öàðñêîé ñëàâå,
Ìîé äðóã, Ìîñêâà íå äëÿ ãóñàð
Íàñ ïîìíÿò øâåäû ïîä Ïîëòàâîé!
Òóðåöêèõ áèëè ÿíû÷àð!
Íó ÷òî æå êèñíóòü çäåñü â ñòîëèöå?
Âïåðåä íà ïîäâèãè ìîé äðóã!
 áîþ ìû áóäåì âåñåëèòüñÿ!
Âîéíà çîâåò ïîêîðíûõ ñëóã!
Ñòèõîòâîðåíèå íàïèñàíî,
ïîä âïå÷àòëåíèåì èçâåñòíîé ôðàçû Ïóøêèíà:
«Áîëåçíü ëþáâè íåèçëå÷èìà!»
Èç ëèöåéñêèõ ñòèõîòâîðåíèé 1814-1822,
ïå÷àòàâøèåñÿ Ïóøêèíûì â ïîçäíåéøèå ãîäû.
ÍÀÄÏÈÑÜ ÍÀ ÑÒÅÍÅ ÁÎËÜÍÈÖÛ
Âîò çäåñü ëåæèò áîëüíîé ñòóäåíò;
Åãî ñóäüáà íåóìîëèìà.
Íåñèòå ïðî÷ü ìåäèêàìåíò:
Áîëåçíü ëþáâè íåèçëå÷èìà!
È â çàâåðøåíèè õî÷ó ñêàçàòü. Æåíùèíû, Æåíùèíû, Æåíùèíû!
Ñêîëüêî îò âàñ ïå÷àëåé è âîëíåíèé. Íî áåç âàñ íåëüçÿ!
Åñòü õîðîøàÿ ñòàòüÿ â èíòåðíåòå î Àííå Êåðí.
Ïðèâåäó å¸ áåç êóïþð è ñîêðàùåíèé.
Ëàðèñà Âîðîíèíà.
Íåäàâíî ÿ áûëà íà ýêñêóðñèè â ñòàðèííîì ðóññêîì ãîðîäå Òîðæêå Òâåðñêîé îáëàñòè. Êðîìå ïðåêðàñíûõ ïàìÿòíèêîâ ïàðêîâîãî ñòðîèòåëüñòâà 18 âåêà , ìóçåÿ çîëîòîøâåéíîãî ïðîèçâîäñòâà, ìóçåÿ äåðåâÿííîãî çîä÷åñòâà, ìû ïîáûâàëè â ìàëåíüêîé äåðåâíå Ïðóòíÿ, íà ñòàðîì ñåëüñêîì êëàäáèùå, ãäå ïîõîðîíåíà îäíà èç ïðåêðàñíåéøèõ æåíùèí, âîñïåòûõ À.Ñ.Ïóøêèíûì — Àííà Ïåòðîâíà Êåðí.
Òàê óæ ñëîæèëîñü, ÷òî âñå, ñ êåì ïåðåñåêàëñÿ æèçíåííûé ïóòü Ïóøêèíà, îñòàëèñü â íàøåé èñòîðèè, âåäü íà íèõ ïàäàëè îòáëåñêè òàëàíòà âåëèêîãî ïîýòà. Åñëè áû íå ïóøêèíñêîå «ß ïîìíþ ÷óäíîå ìãíîâåíüå» è ïîñëåäîâàâøèå çàòåì íåñêîëüêî òðîãàòåëüíûõ ïèñåì ïîýòà, èìÿ Àííû Êåðí äàâíî áû çàáûëîñü. À òàê èíòåðåñ ê æåíùèíå íå óòèõàåò ÷òî æå â íåé áûëî ýòàêîå, çàñòàâèâøåå çàïûëàòü ñòðàñòüþ ñàìîãî Ïóøêèíà? Àííà ðîäèëàñü 22 (11) ôåâðàëÿ 1800 ãîäà â ñåìüå ïîìåùèêà Ïåòðà Ïîëòîðàöêîãî. Àííå áûëî âñåãî 17 ëåò, êîãäà îòåö âûäàë å¸ çàìóæ çà 52-ëåòíåãî ãåíåðàëà Åðìîëàÿ Ô¸äîðîâè÷à Êåðíà. Ñåìåéíàÿ æèçíü ñðàçó æå íå çàëàäèëàñü. Çà ñëóæåáíûìè äåëàìè âðåìåíè íà ìîëîäóþ æåíó ó ãåíåðàëà îñòàâàëîñü ìàëîâàòî. Òàê ÷òî ðàçâëåêàòü ñåáÿ Àííà ïðåäïî÷èòàëà ñàìà, àêòèâíî çàâîäÿ ðîìàíû íà ñòîðîíå. Ê ñîæàëåíèþ, îòíîøåíèå ê ìóæó Àííà ÷àñòè÷íî ïåðåíåñëà è íà äî÷åðåé, çàíèìàòüñÿ âîñïèòàíèåì êîòîðûõ ÿâíî íå õîòåëà. Ïðèøëîñü ãåíåðàëó óñòðàèâàòü èõ â Ñìîëüíûé èíñòèòóò. À âñêîðå ñóïðóãè, êàê ãîâîðèëè â òî âðåìÿ, «ðàçúåõàëèñü», ñòàëè æèòü ðàçäåëüíî, ïîääåðæèâàÿ òîëüêî âèäèìîñòü ñåìåéíîé æèçíè. Âïåðâûå Ïóøêèí ïîÿâèëñÿ «íà ãîðèçîíòå» Àííû â 1819 ãîäó. Ïðîèçîøëî ýòî â Ïåòåðáóðãå â äîìå å¸ ò¸òóøêè Å. Ì. Îëåíèíîé. Ñëåäóþùàÿ âñòðå÷à ïðîèçîøëà â èþíå 1825 ãîäà, êîãäà Àííà çàåõàëà ïîãîñòèòü â Òðèãîðñêîå, èìåíèå ñâîåé ò¸òóøêè, Ï. À. Îñèïîâîé, ãäå âíîâü ïîâñòðå÷àëàñü ñ Ïóøêèíûì. Ìèõàéëîâñêîå íàõîäèëîñü ðÿäîì, è âñêîðå Ïóøêèí çà÷àñòèë â Òðèãîðñêîå. Íî Àííà çàêðóòèëà ðîìàí ñ åãî ïðèÿòåëåì Àëåêñååì Âóëüôîì, òàê ÷òî ïîýòó îñòàâàëîñü òîëüêî âçäûõàòü è èçëèâàòü ÷óâñòâà íà áóìàãå. Òîãäà-òî è ðîäèëèñü çíàìåíèòûå ñòðîêè. Âîò êàê îá ýòîì âñïîìèíàëà âïîñëåäñòâèè Àííà Êåðí: «Ñòèõè ýòè ÿ ñîîáùèëà òîãäà áàðîíó Äåëüâèãó, êîòîðûé èõ ïîìåñòèë â ñâîèõ «Ñåâåðíûõ öâåòàõ»
». Ñëåäóþùàÿ âñòðå÷à ó íèõ ïðîèçîøëà ÷åðåç äâà ãîäà, è îíè äàæå ñòàëè ëþáîâíèêàìè, íî íåíàäîëãî. Âèäèìî, ïðàâà ïîñëîâèöà, ÷òî ñëàäêèì áûâàåò òîëüêî çàïðåòíûé ïëîä. Ñòðàñòü âñêîðå óòèõëà, íî ÷èñòî ñâåòñêèå îòíîøåíèÿ ìåæäó íèìè ïðîäîëæàëèñü.
À Àííó êðóæèëè âèõðè íîâûõ ðîìàíîâ, âûçûâàÿ ïåðåñóäû â îáùåñòâå, íà êîòîðûå îíà íå î÷åíü-òî îáðàùàëà âíèìàíèå. Êîãäà åé áûëî 36 ëåò, Àííà âíåçàïíî èñ÷åçëà èç ñâåòñêîé æèçíè, õîòÿ ïåðåñóäîâ îò ýòîãî ìåíüøå íå ñòàëî. È ïîñóäà÷èòü áûëî î ÷åì, âåòðåíàÿ êðàñàâèöà âëþáèëàñü, ïðè÷åì å¸ èçáðàííèêîì ñòàë 16-ëåòíèé êàäåò Ñàøà Ìàðêîâ-Âèíîãðàäñêèé, áûâøèé ÷óòü ñòàðøå å¸ ìëàäøåé äî÷åðè. Âñå ýòî âðåìÿ îíà ïðîäîëæàëà ôîðìàëüíî îñòàâàòüñÿ æåíîé Åðìîëàÿ Êåðíà. À êîãäà îòâåðãíóòûé ìóæ â íà÷àëå 1841 ãîäà ñêîí÷àëñÿ, Àííà ñîâåðøèëà ïîñòóïîê, âûçâàâøèé íå ìåíüøå ïåðåñóäîâ â îáùåñòâå, ÷åì å¸ ïðåæíèå ðîìàíû. Êàê ãåíåðàëüñêîé âäîâå, åé ïîëàãàëàñü ñîëèäíàÿ ïîæèçíåííàÿ ïåíñèÿ, íî îíà îò íå¸ îòêàçàëàñü è ëåòîì 1842 ãîäà îáâåí÷àëàñü ñ Ìàðêîâûì-Âèíîãðàäñêèì, ïðèíÿâ åãî ôàìèëèþ. Ìóæ Àííå äîñòàëñÿ ïðåäàííûé è ëþáÿùèé, íî íå áîãàòûé. Ñåìüÿ ñ òðóäîì ñâîäèëà êîíöû ñ êîíöàìè. Åñòåñòâåííî, ÷òî èç äîðîãîãî Ïåòåðáóðãà ïðèøëîñü ïåðåáðàòüñÿ â íåáîëüøîå ïîìåñòüå ìóæà â ×åðíèãîâñêîé ãóáåðíèè.  ìîìåíò î÷åðåäíîãî îñòðîãî áåçäåíåæüÿ Àííà äàæå ïðîäàëà ïèñüìà Ïóøêèíà, êîòîðûìè î÷åíü äîðîæèëà. Ñåìüÿ æèëà î÷åíü áåäíî, íî ìåæäó Àííîé è ìóæåì áûëà èñòèííàÿ ëþáîâü, êîòîðóþ îíè ñîõðàíèëè äî ïîñëåäíåãî äíÿ. Îíè è ñêîí÷àëèñü â îäèí ãîä. Àííà ïåðåæèëà ñóïðóãà âñåãî-òî íà ÷åòûðå ìåñÿöà ñ íåáîëüøèì. Îíà óøëà èç æèçíè â Ìîñêâå 27 ìàÿ 1879 ãîäà.
Ñèìâîëè÷íî, ÷òî â ïîñëåäíèé ïóòü Àííó Ìàðêîâó-Âèíîãðàäñêóþ âåçëè ïî Òâåðñêîìó áóëüâàðó, ãäå êàê ðàç ìîíòèðîâàëè ïàìÿòíèê Ïóøêèíó, îáåññìåðòèâøåìó å¸ èìÿ. Ïîõîðîíèëè Àííó Ïåòðîâíó âîçëå íåáîëüøîé öåðêâóøêè â äåðåâíå Ïðóòíÿ ïîä Òîðæêîì, íåäàëåêî îò ìîãèëû, â êîòîðîé áûë ïîõîðîíåí åå ìóæ.  èñòîðèè Àííà Ïåòðîâíà Êåðí òàê è îñòàëàñü «Ãåíèåì ÷èñòîé êðàñîòû», âäîõíîâèâøèì Âåëèêîãî ïîýòà íà ïðåêðàñíûå ñòèõè.
Источник