Исследовательская работа на тему сон в жизни человека
Каждый день, на всей планете
Ночью спать ложатся дети.
Вместе с ними спят игрушки,
Книжки, зайцы, погремушки.
Только фея сна не спит
Над Землей она летит
Дарит детям сны цветные,
Интересные, смешные…
Приложение.
I. Введение.
Мама говорит, что я должен во время ложиться спать, хорошо высыпаться и тогда
у меня будет хорошее настроение, я буду бодро себя чувствовать, а значит мне
легко будет учиться и со всеми делами я успешно справлюсь. Но ведь получается
что столько времени уходит на сон… Я бы мог в это время поиграть за компьютером,
посмотреть любимые передачи по телевизору, собрать новую машину из конструктора,
поиграть с друзьями и много, много чего еще…. А приходится ложиться спать… И
каждый раз так неохота засыпать…. А утром, что интересно, когда звенит будильник
с трудом открываю глаза и неохота расставаться с любимой подушкой и одеялом…
Мне стало интересно, что же за такое явление “сон”? Именно его я выбрал
объектом своей работы. Почему иногда так сложно уснуть, а утром
наоборот “открыть глаза”? Сколько времени мне надо, чтобы выспаться? Во сколько
надо ложиться спать? Во сколько вставать? А еще, когда мы спим – видим сны…. И
порой они такие интересные, смешные…. А иногда страшные… А бабушка говорит, что
я расту во сне…И вот я решил провести свое исследование, чтобы прояснить все эти
вопросы.
Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье человека. В ходе
исследований мы должны подтвердить гипотезу, что хороший сон положительно
влияет на здоровье человека, его настроение и работоспособность. Задачи
работы:
- узнать, что же происходит с человеком во время сна;
- определить наилучшее время для сна и его продолжительность;
- выяснить, как легко засыпать и просыпаться.
II. Основная часть.
1. Сон – дар природы.
Итак, сон…. В электронной энциклопедии Википедия я нашел такое определение
“сон – естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным
уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий
млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе
насекомым”.
Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом
сна – крылатым Морфеем, одним из сыновей бога Гипноса. И, пожалуй, они были
правы, сон – это действительно дар Природы, значение, которого трудно
переоценить. Как утверждают врачи, исследователи, во время сна происходят
процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В
результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы.
Многие ученые изучают данное явление. В разных источниках я нашел много
интересного о сне:
1. Оказывается, что у каждого из нас есть два сна: сон “медленный” и сон
“быстрый”: за 6–8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут
несколько раз меняется быстрым – на 10–20 минут и как раз за это время человек и
видит сновидения.
2. Ученые проводили опыты и лишали людей возможности видеть сновидения, то
есть будили их до наступления быстрого сна и как выяснилось у людей без
сновидений появлялись неврозы – чувство страха, тревоги, напряженности.
Получается, что наши сновидения – это столь же необходимая работа мозга, как и
обычная умственная деятельность. Сновидения нужны нам, как дыхание или
пищеварение!
3. Во время “медленного” сна высвобождается гормон роста. И существуют даже
специальные методики увеличения роста с использованием сна.
4. Известно немало случаев, когда во сне происходили знаменательные
открытия. Общеизвестно, что именно во сне Д.И.Менделеев сумел упорядочить
Периодическую систему химических элементов, Нильс Бор “увидел” структуру атома.
Многие писатели и художники видят свои произведения во сне. Так, Моцарт во сне
слышал целые симфонии, Пушкин видел стихи. Сальвадор Дали научился вызывать в
полудреме целые картины: усаживался в кресло, зажимал в руке чайную ложку и
ставил на пол поднос. Когда художник засыпал, ложка со звоном падала, художник
вскакивал и зарисовывал увиденное во сне. Бетховен во сне сочинил пьесу.
Державин сочинил последнюю строфу оды “Бог” именно во сне. По мнению ученых,
такие озарения возможны, потому что сновидения создают условия для
самопогружения, подсознательной проработки информации, над которой творческий
человек интенсивно размышлял в состоянии бодрствования.
5. Домашние питомцы тоже видят сны. Наверное, многие замечали, как
подергивается во сне кошка или собака. Есть объяснение, что это происходит
потому, что ночью одна часть мозга расслабляет мышцы тела, а другая в это же
время посылает им команду двигаться. В ответ на это мышцы только обозначают
движение. В результате, если во сне собаке снится, как она гонится за кошкой, то
ее лапы будут двигаться как бы в беге. Кошка во сне может шипеть и выгибать
спину.
6. У летящих аистов каждые десять минут в середину косяка залетает очередная
птица и дремлет, лежа на струе воздуха и едва шевеля крыльями.
7. Слоны спят стоя в течение медленной фазы, и ложатся на землю во время
быстрой фазы сна.
8. В какой-то степени сон для человека важнее пищи. Человек может
прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. В
древнем Китае была казнь: человека лишали сна. И он не жил дольше 10 дней.
9. Самый долгий промежуток времени без сна – восемнадцать дней, двадцать один
час и сорок минут. Человек, поставивший подобный рекорд позже рассказывал об
ужасающем психическом состоянии – ему мерещились различные образы, ухудшилось
зрение, возможность вести себя адекватно, память и логика. Этим человеком был
семнадцатилетний студент Ренди Гарднер.
Рекорд был поставлен в 1964 году и с тех пор так и не был побит. После рекорда,
Ренди спал всего пятнадцать часов подряд, чего ему хватило для того, чтобы
полностью выспаться.
2. Исследования с моими друзьями.
Я провел свои исследования. Мои друзья Леня и Миша согласились мне помогать.
Исследование № 1: сколько нам нужно спать?
Во-первых, я решил выяснить, сколько нам нужно спать. Существует
мнение, что дети от 7 до 12 лет должны спать 9–10 часов. 3 дня мы спали – по 8
часов, потом 3 дня – по 10 часов и 3 дня – по 11 часов. Свое самочувствие мы
оценили по 10-ти бальной шкале. И вот что получилось:
Как видно, наилучшее самочувствие, у нас было с 4-ого по 6-ой дни, то есть
получается, что нам действительно лучше спать по 10 часов. 8 часов нам
мало, а больше 10-ти тоже не идет на пользу. Нужно отметить, что последние 3
дня, когда мы спали по 11 часов, то последний час мне и Мише спать уже совсем не
хотелось, и мы просто лежали в кровати.
Исследование № 2: во сколько нам нужно ложиться спать?
Потом, когда мы определились с продолжительностью сна, я решил выяснить есть
ли разница, во сколько ложиться спать. Сначала 5 дней мы ложились в 8
часов, потом 5 дней – в 9 и 5 дней в 10. Я и мои друзья отметили, что в 8 часов
нам было трудно засыпать, а вот в 9 часов мы с Леней быстро отключались после
трудовых будней. Хотя Миша отметил, что ему было трудно засыпать и в 9 часов. А
когда стали ложиться в 10 часов, то чувствовали усталость и очень хотелось спать
после 9 часов. Миша же сказал, что для него 10 часов – наилучшее время для
засыпания. Как выяснилось, мы с Леней и раньше ложились спать в 9 часов, а Миша
– в 10. И мы сделали вывод, что это зависит от привычек человека, но ложиться
спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.
3. Засыпаем легко.
Но кроме определенного времени для легкого засыпания, есть и другие
рекомендации:
- не употреблять пищу за 2–3 часа до сна;
- небольшая прогулка (30 мин.) перед сном;
- теплая ванна перед сном;
- проветривание комнаты перед сном;
- засыпать в полной тишине;
- спать на животе или левом боку.
Я также проверил некоторые из них. 5 дней я и мои друзья гуляли перед сном,
принимали ванну и проветривали комнату. Обсудив свои ощущения, мы поняли, что
данные рекомендации действительно работают: засыпали мы быстрее.
4. Советы врачей.
А вот как же утром легко встать? Врачи советуют:
- постепенно вставать, потягиваясь в кровате минут 10;
- массаж пальцев и мочек ушей, так как именно на них расположено большое
количество нервных окончаний, и организм просыпается при их стимуляции; - прохладный, тонизирующий душ;
- чашка ароматного чая.
А еще я узнал маленькую хитрость…. Оказывается, есть интересное упражнение,
которое позволяет побыстрей освободиться из цепких объятий сна. Еще в
полусне-полудреме нужно перевернуться на спину, убрать из-под головы подушку,
лечь ровненько “солдатиком” и имитировать движения пойманной рыбы: верхняя часть
туловища должна оставаться почти неподвижной, а ногами – точнее стопами и
голенями, соединенными вместе, нужно двигать из стороны в сторону (при этом
стопы тянуть на себя).
Мы с друзьями стали опробовать именно это веселое упражнение. Помотав утром
“хвостами” чувствуем себя и бодрыми и настроение повышается.
III. Заключение.
На самом деле, сон является наиболее важной составляющей деятельности
человека. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день.
Сон – это не время “вычеркнутое” из активной жизни. Это процесс, в течение
которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает
нам силы, мы чувствуем себя в форме, мыслим ясно. Он позволяет нам
сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все,
что мы запланировали – это дать нашему телу время отдохнуть во сне.
Интернет-ресурсы.
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Сон
- Интересные факты о сне https://www.passion.ru
- Интересные факты о сне https://uucyc.ru
- Интересные факты о сне https://www.kariguz.ru/articles/a14.html
- Интересные факты о сне https://www.SLEEP-DRIVE.ORG.RU
- Как легко проснуться утром https://www.znaikak.ru/legkostanduputrom.html
- ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА https://www.shitoryu.narod.ru/shitoryu/bibliotek/index2.htm
- Наука сна, или что происходит за закрытыми глазами? https://www.spa.su/rus/content/view/133/746/0/
- Про Сон https://www.kariguz.ru/articles/a3.html
- Сон ребенка https://www.rusmedserver.ru
- Тайны сна https://www.kariguz.ru/articles/a1.html
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
______________________________________________________________________________________
V-я РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ПЕРВЫЙ ШАГ — 2014»
Сон и здоровье
Выполнил:
Данильченко Никита, 3 «Б» класс
Руководитель:
Робова Лариса Валентиновна,
учитель начальных классов
МКОУ ШР «СОШ №5»
Шелехов
2014
Содержание
I. Введение …………………………………………………………………
3
II. Основная часть: Сон и здоровье…………………………………..
4
1. Зачем мы спим?…….……………………………………………………..
2. Сновидения……. ………………………………………………………..
4
5
3. Третьеклассники и сон …… …………………………………………
5
4. Эксперимент…………………………………………………………….
6
III. Заключение …………………………………………………………….
7
Список используемых источников ………………………………………
8
Приложение 1 Анкета для учащихся …………………………………..
8
Приложение 2 Анализ анкеты в диаграммах……………………………
9
Приложение 3 Памятка ………………………………………………….
9
Введение
С наступлением вечера все вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываются спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?
Я заметил, что по утрам могу быть бодрым, а иногда – вялым, даже если не болею. От чего это зависит? Может, от того, как я спал?
Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Я решил разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:
Объект исследования:
— сон человека.
Предмет исследования:
— условияполноценного сна младшего школьника.
Цель:
-изучить роль сна в сохранении здоровья человека.
Задачи:
— исследовать сон, как процесс;
— выявить связь сна и здоровья;
— изучить особенности организации сна учащихся 3 классов школы № 5;
— разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.
Методы исследования:
— сбор и анализ информации из различных источников;
— беседа;
— анкетирование;
— опыты.
Гипотеза исследования: Сон – это не бесполезная трата времени, а очень важная часть нашей жизни, которая влияет на наше здоровье и трудоспособность.
С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнал много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.
Основная часть
Зачем мы спим?
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.
Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза («спячки» у животных), гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья.
Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.
Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым — на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей.
Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».
Сновидения
Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние — субъективное восприятие образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне.
3.Третьеклассники и сон
Сколько же должны спать наши третьеклассники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки;
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 3 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки.
В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток в организме гормона сна — мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых — с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Чтоб проанализировать, правильно ли организуют свой сон наши ребята, мы провели анкетирование среди 50 учащихся 3А и 3Б классов. (Приложение 1)Результаты оказались грустными.
Ответы на первые два вопроса показали, что 68% детей спят меньше 10 часов, а значит – недосыпают. Эти же дети ответили, что не чувствуют себя выспавшимися и бодрыми. Значит, недостаток сна сказывается на их самочувствии. Ответ на вопрос о сновидениях показал, что 36% детей чаще видят тревожные сны, 24% — вообще страшные, и только 32%- хорошие сны (при этом 8% детей утверждают, что сны не видят). Те же дети, кто видит тревожные и страшные сны, просыпаются по ночам – 56% и с трудом засыпают – 52%. Итак, наши третьеклассники не только недостаточно спят, но еще и сон их не является полноценным. (Приложение 2) Возможно, причина кроется в том, что они просто не знают, какие правила нужно соблюдать, чтоб сон приносил максимальную пользу? Это подтвердили и ответы детей на соответствующий вопрос. Донести до ребят правила и необходимость их соблюдения – важная задача. Мы нашли эти правила в разных источниках. Они практически одинаковые. Попросили дать рекомендации школьного врача – Людмилу Васильевну. Но требовалось экспериментально убедиться, что они действуют. Я провел такой эксперимент на себе.
Эксперимент
В течение 5 дней я менял время сна и условия засыпания. Вот что получилось.
День 1.
Время сна – 8 часов. Перед сном играл на компьютере 1 час. Комнату решил не проветривать. Съел перед сном яблоко.
Спал спокойно. Утром – встал хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда был внимателен, допускал ошибки. Настроение не очень.
День 2.
Время сна – 7 часов. Перед сном смотрел фильм по телевизору. Комнату не проветривал. Перед сном плотно покушал.
Долго не мог уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе был невнимательным, из-за всего сердился. После обеда чувствовал усталость.
День 3.
Время сна – 6 часов. Перед сном снова играл на компьютере. Комнату не проветривал. Немного поел перед сном.
Уснул быстро. Ночью просыпался 1 раз. Сон не помню. Встал утром с трудом. В школе устал уже на втором уроке. Всё раздражает.
День 4.
Время сна – 10 часов. Перед сном принял душ. Немножко почитал. Проветрил комнату. Выпил стакан кефира.
Уснул сразу. Спал, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулся утром легко. Чувствовал себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.
День 5.
Время сна – 10 часов. Перед сном поиграл на компьютере, принял душ. Комнату не проветрил. Немного поел перед сном.
Заснул не сразу. Ночью просыпался 1 раз. Приснился страшный сон. Встал утром легко. В школе почти все хорошо. Устал во второй половине дня.
Вывод: рекомендации врача действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спал. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановил силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей. (Приложение 3)
Заключение
Наша гипотеза, подтвердилась: проведенное нами исследование показало, что сон является жизненной необходимостью. Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов. Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.
В процессе работы я выяснил, что при выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон. Цель достигнута и поставленные задачи решены. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся, которые представлены в памятке. Работа имеет практическое значение.
Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.
Список используемых источников
1. Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.
2. Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). — Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.
3. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 592 с.
4. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. 432 с.
5. https://sonan.ru/news/normy_sna_dlja_detej/2012-05-21-125
6. https://www.medinfo.ru/sovety/gig/01.phtml
Приложение 1
Анкета для учащихся
1.
Во сколько ты ложишься спать?
2.
Во сколько ты встаёшь в рабочие дни?
3.
Чувствуешь ли ты себя бодрым и выспавшимся?
4.
Видишь ли ты сны? Какие (радостные, страшные, тревожные)?
5.
Просыпаешься ли ты ночью?
6.
Как быстро ты засыпаешь (сразу, через небольшой промежуток времени, долго не можешь заснуть)?
7.
Какие правила нужно соблюдать, чтоб хорошо отдохнуть во время сна?
Приложение 2
1.Сколько времени спят третьеклассники
32%
68%%
2. Какие сны ты видишь?
32%
24%
36%
3. Просыпаешься ли ты по ночам?
56%
44%
4. Как быстро ты засыпаешь?
52%
38%
10%
Приложение 3
Памятка
Перед сном:
1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.
2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.
3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.
4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.
5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.
Как спать:
6. Спи в тишине и полной темноте.
7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.
8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.