Я так ясно вижу ее и наяву и во сне
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
ПОТЕРЯННЫЙ ДЕНЬ
(1)Для Календаря наступила осень… (2)Вообще-то осень у него — всю жизнь, потому что круглый год с него опадают листки, но когда листков остаётся так мало, как сейчас, то это уже настоящая осень.
(3)Календарь шлёпал по лужам, глядя в них — много ли на небе туч.
(4)У него уже не хватало сил поднять голову. (5)Вот тут-то ему и повстречалась тёплая компания. (6)Тридцать Первое Ноября, Восьмой День Недели и Двадцать Пятый Час Суток сидели вне времени и пространства и говорили об осенних делах.
(7)— Эге, папаша, неважно ты выглядишь! — крикнули они Календарю. (8)— Смотри, доконает тебя эта осень.
(9)— Доконает, — вздохнул Календарь.
(10)—Да ты присаживайся, чего стоишь?
(11)— Надо идти, — сказал Календарь, — нет времени.
(12)— Это у тебя-то нет времени? — рассмеялся Восьмой День Недели. (13)— А что же нам тогда говорить? (14)На нашу долю и вообще времени не досталось.
(15)— Да, — проворчал Двадцать Пятый Час, — ночей не спишь, всё стараешься попасть в ногу с временем — никак не удаётся. (16)Дождёшься двадцати четырёх часов, только попробуешь приткнуться — глядь — уже час ночи.
(17)— Или первое декабря, — вставило Тридцать Первое Ноября.
(18)— Сразу после тридцатого.
(19)— А я уж как извёлся с этими воскресеньями и понедельниками! (20)Так держатся друг за дружку, как будто их кто-то связал.
(21)— Восьмой День Недели с укором посмотрел на Календарь.
(22)— А всё ты, папаша, виноват. (23)Нет у тебя порядка.
(24)— Как это нет порядка? — обиделся Календарь. (25)— Я за порядком сам слежу, у меня каждый день на учёте.
(26)— А толку-то от этих дней! — воскликнуло Тридцать Первое Ноября. (27)— Каждый из них отбирает у тебя день жизни.
(28)— Отбирает, это правда…
(29)— Слышь, папаша, ты бы плюнул на них, а? (З0)Взял бы лучше нас — мы бы у тебя ни минутки не тронули.
(31)— Вас? — с сомнением посмотрел на них Календарь.
(32)— Ну конечно, нас! — сказал Восьмой День Недели.
(33)— У нас бы время никуда не двигалось, на месте стояло. (34)Ни четвергов, ни пятниц, ни суббот — живи, ни о чём не думай.
(35)— И всё время ночь, — подхватил Двадцать Пятый Час.
(36)— Спи себе, знай, похрапывай!
(37)— Это бы ничего, — улыбнулся Календарь. (38)— И все листки целы?
(39)— Все до одного! (40)Если время стоит — куда им деваться?
(41)Календарь сел, аккуратно подобрав листки.
(42)— Я бы тогда в библиотеку поступил, — мечтательно произнёс он. (43)— Там с книгами хорошо обращаются. (44)Взял, почитал, на место поставил… (45)Вот жизнь!
(46)— Выдана книга тридцать первого ноября…
(47)— В восьмой день недели…
(48)— В двадцать пять ноль-ноль…
(49)— Вернуть книгу тридцать первого ноября…
(50)— В восьмой день недели…
(51)— В двадцать пять ноль-ноль…
(52)— Постойте, постойте, — забеспокоился Календарь. (53)— Это как же? (54)Одну книгу читать целый год?
(55)— А что — разве много? (56)Если время стоит — чего там его экономить?
(57)Это сказало Тридцать Первое Ноября. (58)А Восьмой День Недели добавил:
(59)— Да и читать-то никто не будет. (60)Время стоит — значит, всё стоит, разве не понимаешь?
(61)— Всё стоит? (62)И жизнь, и всё остальное?
(63)— Стоит, папаша, стоит! (64)И тебе — прямая дорога на пенсию. (65)Наработал своё, довольно!
(66)— А как же библиотека?
(67)— На кой она тебе? (68)Плюнь, не думай!
(69)Календарь встал, расправил свои листки.
(70)— Ну, вот что, нечего мне тут с вами время терять. (71)Поговорили и хватит!
(72)— А осень, папаша? (73)Она же не пощадит! — напомнил Двадцать Пятый Час.
(74)— Ну и ладно!
(75)— Ох, смотри, доведут тебя твои дни!
(76)— Вы мои дни не судите, — рассердился Календарь.
(77)— Не вам их судить! (78)Они у меня все при деле. (79)А вы что? (80)Так, в стороне? (81)3начит, вы вроде и не существуете.
(82)Календарь оторвал от себя листок.
(83)— Вот, потерял с вами целый день. (84)Возьмите себе — на память о потерянном времени.
(85)И он зашагал по лужам. (86)Но теперь уже в них не глядел. (87)Календарь смотрел высоко и далеко — туда, где кончается его жизнь и начинается жизнь других календарей, которые сейчас выходят из печати.
(Ф. Кривин *)
* Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г.) — русский советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривим — автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.
Источник
Вопрос № 1
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Я так ясно вижу её и наяву и во сне.
Интуиция помогает писателям-историкам воссоздать не только подлинную картину жизни прошедших эпох но и самый их воздух.
Заря уже чуть приподняла на востоке тёмный полог ночи и осветила край неба ещё пока что очень далёкой голубизной.
В свободные и редкие часы отдыха он думал над всем услышанным и никак не мог прийти к определённому решению.
Подевались куда-то и свежая прохлада и сверкание росы.
Вопрос № 2
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Со своего коврика пёс смотрит на нас пристальным и укоризненным и одновременно насмешливым взглядом.
Вокруг молчаливо мокли сосны и туи молодые оливы и разные диковинные кусты.
Здания многих факультетов соединены между собой длинными переходами коридорами лестницами и мостками.
Какая-то благочестивая умиротворяющая душу тишина царила над озером.
Из-за нехватки воды хозяйки после стирки белья не выливали воду и использовали её для мытья полов и окон.
Вопрос № 3
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Иногда Куприн сам не выдерживал беспросветного горя и старался смягчить судьбу своих персонажей по своей писательской воле.
Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний.
Звезды светились на вершинах скал и над головой нет-нет да и срывалась долго дрожавшая одинокая звезда.
Рядом с нами ревело море и первобытный хаос ударял в берега и уходил обратно в клубящийся мрак и терялся там.
Он был не только прост со всеми но и временами застенчив.
Вопрос № 4
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Отец достал из рюкзака бумагу и спички и занялся разведением костра.
Отражения звёзд дрожали на поверхности воды и светились под рукой огоньки каких-то морских рачков.
И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки стройных осин.
Из окна были видны только стены домов да кусочек осеннего неба.
В старом парке сердито ухал филин или заливисто пел соловей.
Вопрос № 5
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.
После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.
Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.
Сумерки приближались и надо было торопиться домой.
Вопрос № 6
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Секретарь взял со стола документы и ручку и отправился в кабинет начальника.
Бурный селевой поток начисто смыл и столовую и строящиеся жилые корпуса.
Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?
Море искрилось и шумело и играло волнами
Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.
Вопрос № 7
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
Озёра прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.
Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.
Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.
Вопрос № 8
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Лес пахнет сыростью и листвой и убаюкивает пением птиц.
Что это за человек и какое нужно с ним обращение?
К кормушке прилетали юркие синицы и наведывались красно-лиловые дятлы.
Пляж оказался закрыт и нам пришлось искать новое место для купания.
Листья срываются с деревьев кружатся и падают прямо под ноги.
Вопрос № 9
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Солнце уже заливает своим светом лес поле и речку.
Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.
Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.
Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.
В саду дозревает рябина и липа роняет листья.
Вопрос № 10
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Глянули звёзды и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.
Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.
Вдалеке слышались чьи-то голоса и звук топора дровосека.
Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.
Источник
Георгий Шуминов
Полеты во сне и падения наяву
Часть 1
Хроники моих сновидений
Взгляните на свои переживания в сновидениях
– и вы узнаете, каково вам будет в смерти.
Тензин Вангьял Ринпоче
1. Свой первый сон
Каждый человек на Земле соприкасается ежедневно (а точнее по ночам) с великим таинством своего бытия. Речь, конечно, идет не о сексе. Это наши сны. С древних времен люди пытаются разгадать тайну этого явления. Сколько книг было написано. Различные научные, религиозные, эзотерические и философские течения, каждый по-своему, предоставляли человечеству свои трактовки. Вот и мне захотелось самому разобраться в этом. А началось все с того что где-то в середине 1997 года я решил записывать свои сны. Уже даже и не помню, что побудило меня к фиксированию сновидений и почему именно в то время (хотя есть одна версия, о которой я напишу в одной из следующих глав). И что самое интересное, записывал на обычном листке (т. е. не очень серьезно занимался этим).
Как-то у меня возник вопрос. Есть ли хоть один человек на свете, который бы помнил свое самое первое сновидение? Естественно – ответ отрицательный. Неясно даже в какой период жизни возникают сновидения. Скорее всего, у всех по-разному. Возможно в первый же год жизни, возможно позже. А может быть еще в утробе матери? Но есть люди, которые помнят свое первое сновидение, которое они запомнили (простите за каламбур).
В этой связи хочется рассказать одну историю. Это было в 1962 году. В самом центре города Баку – столице Азербайджана (одной из республик бывшего в те времена государства под названием Советский Союз или СССР) – была улица Басина, на которой стояли одноэтажные и двухэтажные дома построек конца 19 начала 20 веков. И вот в Горсовете (то есть Мэрии) решили снести некоторые дома на этой улице. В том числе под снос пошел и дом, в котором жила наша семья. Обычной практикой для того государства в то время был эпизод, который произошел с несколькими семьями, – наша семья оказалась на улице, а я (мне было три года) оказался в круглосуточном детском саду.
И так…
Объективная реальность
Дети в круглосуточном детском саду находились под присмотром воспитательниц и нянек пять дней в неделю. На выходные родители забирали своих детей.
Субъективная реальность
Меня будит посреди ночи няня. Моя постель была мокрая. Все дети спокойно спят в своих кроватках. Няня берет меня за руку, выводит из спальной палаты и ведет по коридору, который мне показался бесконечно длинным. Коридор был освещен тусклым светом. Все это время она мне что-то говорила. Помню только что интонация по отношению ко мне была враждебной. Наконец мы дошли до какого-то помещения, в которое она меня затащила. Это была прачечная. Внутри свет не горел, но было не темно. Все помещение было озарено, красноватые блики плясали на стенах. Мой взгляд буквально приковал источник всего этого. Прямо перед нами были три каменные белые печи, на которых стояли котлы с варящимся в них постельным бельем. Из оцепенения меня вывела фраза, которая выделилась в моем сознании из общего потока брани в мою сторону – еще раз подобное повториться посажу тебя голой попой на печку.
Сновидение
Ясно вижу двор перед детским садом, огороженный зеленым забором с воротами из металлических прутьев. Появляется мой отец, проходит через двор к двери одноэтажного здания и заходит внутрь. В затемненном коридоре происходит стычка отца с няней и разговоры на повышенных тонах…
Субъективная реальность
Этот сон мне запомнился на всю жизнь и как-то, обсуждая с матерью тот эпизод, она рассказала мне, что однажды в очередной раз, забирая меня на выходные из сада, я ей пожаловался на няню. А главное умолял ее не рассказывать об этом папе. Она так и сделала, и сама разбиралась с персоналом заведения.
Позже, занимаясь Йогой сна на протяжении нескольких лет и записывая свои сны, я пришел к определенному выводу; в том далеком 1962-ом я поневоле изменил будущее. Неясно, как бы закончилась вся эта история, если бы отец узнал обо всем. По характеру своему он тогда был человеком непредсказуемым.
Еще один важный момент. Благодаря этому сну я знаю, как выглядели двор, забор, ворота и даже няня. Не подумайте только, что я страдаю криптомнезией, т. е. нарушением памяти, при котором исчезает различие между действительно происходившими событиями и событиями, увиденными во сне.
И на похоронах играла рок-музыка
Если человек не занимается Йогой сна, он не способен запоминать сновидения, за исключением некоторых случаев.
Есть что-то общее в тех случаях, которые я запомнил до 1997 года. Во-первых – эти сны я кому-нибудь рассказывал. Во-вторых – сновидения, сопровождавшиеся бурными переживаниями. Вот несколько примеров…
Надеяться только на себя Объективная реальность 1964 год, Баку. Наша семья живет в районе недалеко от центра – в самом конце Проспекта Ленина. В тот период это был район сплошных новостроек. Недалеко от нашего дома было несколько строящихся домов (в основном пятиэтажки – хрущевки, как их тогда так называли). Кто хочет себе представить, как выглядели стройки в то время, достаточно вспомнить первую часть фильма «Операция Ы и …».
Субъективная реальность
Я, будучи пятилетним мальчиком, был страстным любителем лазить по стройкам, когда там никого не было. Возможно, меня привлекала некая таинственность, царившая на них, или абсолютная тишина, дающая ощущение свободы и покоя.
Сновидение
Вижу себя внутри помещения, напоминающего стройку изнутри (кирпичи, балки, бетонные плиты, зияющие дыры вместо окон). Но вот проблема; никак не могу найти выход оттуда. Начинаю волноваться и беспокоиться. Постепенно беспокойство перерастает в панику. Хочется, чтобы пришла мама и поскорей забрала бы меня отсюда. Но она не приходит. Сильный всплеск отрицательных эмоций …
Субъективная реальность
В дальнейшем в моей жизни часто возникали, казалось бы, безвыходные ситуации и проблемы, с которыми я оставался без помощи от кого-либо. И было все; и страхи и волнения и паники. Но с годами я все больше учился справляться с этим в одиночку. Возможно, это сновидение, запомнившееся на всю жизнь, подсознательно помогало мне в этом…
Сновидения и явь как единое целое нашего сознания
Объективная реальность
В 1969 году среди мальчишек Баку были популярны французские фильмы про Фантомаса.
Субъективная реальность
Я, как и другие мои сверстники, десятилетний мальчик, по несколько раз посмотрел каждую из серий этого фильма. Это были оригинальные для того времени комедии с элементами фантастики с участием моих любимых артистов, таких как Луи Дэ Фюнес и Жан Марэ.
Случилось так, что я заболел – не помню уже чем, но была у меня высокая температура. Я лежал в постели и бредил.
Моя мать в это время спорила со своей свекровью (моей бабушкой со стороны отца) о том, кто виноват, что я заболел, и что надо предпринять для выздоровления.
Сновидение
Обстановка нашей квартиры. Мама о чем-то спорит с бабушкой, которая вдруг начинает смеяться и превращается в Фантомаса и прячется за дверью спальни …
Субъективная реальность
Просыпаюсь в бреду. В квартире тихо; мать утюжит какие-то вещи. Я испугано говорю матери, что Фантомас спрятался за дверью. Ей кое-как удалось меня успокоить, и заглянула даже за дверь.
Возможно, сам того не подозревая, из-за высокой температуры и бредового состояния, я впервые почувствовал себя во сне как наяву, а наяву как во сне. И, как писал в книге «Тибетская йога сна и сновидений» Тендзин Вангьял Ринпоче:
«Обычно мы считаем сны чем-то „нереальным“, в противоположность „реальной“ жизни наяву. Однако нет ничего реальнее сновидения. Это утверждение имеет смысл только в том случае, если вы понимаете, что обычная явь точно так же нереальна, как и сон. Тогда можно понять, что йога сновидений распространяется на все переживания – не только на ночные сны, но и на сны наяву»…
Спонтанные попытки управлять сновидениями
Объективная реальность
Основным занятием подростков Баку начала 70-х, в свободное от школьных занятий время, было шатания по улицам, дворам, подъездам. Тогда не было ни компьютеров, ни кабельного телевидения. Даже возможность послушать музыку была далеко не в каждом доме.
Субъективная реальность
Когда мне исполнилось 14 лет, я получил в подарок магнитофон, который фактически сыграл огромную роль в моей судьбе. И, хотя я очень любил слушать музыку и читать книги, большую часть времени пропадал на улице со своими сверстниками. В зимние вечера любили коротать время в подъездах, куря сигареты.
Возвращаясь откуда-то, захожу в наш подъезд. Там темновато, но я вижу незнакомых ребят, которые подходят ко мне. Один из них вытаскивает нож…
Субъективная реальность
Просыпаюсь от страха, еще не открыв глаза, понимаю, что это сон, тут же мысль – а чего это я собственно испугался, интересно было бы досмотреть его. Засыпаю снова и вижу все тот же сон; то же место, те же ребята, тот же нож, зная, что это сновидение, пытаюсь что-то предпринять. Но страх побеждает и во второй раз; снова просыпаюсь – на сей раз окончательно. Помню, как меня потряс тот случай и то, что я видел продолжение сна, рассказывал всем, как что-то невероятное.
Это сейчас я знаю, что сновидениями можно управлять; менять окружение, персонажей, действия и даже сюжеты. Что-то похоже на «ССР – Сам Себе Режиссер». Ринпоче писал: – «Многие – вероятно, большинство людей – хотя бы раз в жизни имели осознанное сновидение. Может быть, это был кошмар, в котором вы поняли, что видите сон, и заставили себя проснуться, чтобы от него избавиться. Или это было всего лишь необычное переживание. Некоторые люди часто видят осознанные сны совершенно непреднамеренно»…
Музыка в сновидениях
Объективная реальность
В 70-х годах Баку был интернациональным городом. Мы жили в таком районе города, где преобладало армянское большинство, в длинном многоблочном доме. Каждый месяц можно было видеть несколько похоронных процессий. По армянским традициям гроб с покойным выставлялся перед домом на столе, вокруг которого стояли родные, родственники, соседи и знакомые. В течение часа, а может и дольше, играла похоронная музыка на народных инструментах.
Субъективная реальность
С детства я очень люблю музыку, а с юности стал увлекаться музыкой в стиле Hard-Rock. Ежедневно я слушал записи и диски, которые в то время не так легко было приобрести, находясь за «железным занавесом». Поэтому в квартире часто собиралась компания из моих друзей и брата и, включая музыку на полную громкость, мы часами говорили о чем-то и травили анекдотами. Но иногда на фоне тяжелых гитарных ритмов, доносящихся из колонок нашей аппаратуры, с улицы прорывались тоскливые завывания кларнета. И тогда кто-нибудь из нас предлагал убавить звук; неудобно перед соседями. Но чаще всего я выключал музыку, и мы шли на балкон посмотреть, кого это хоронят на этот раз.
В 1979 году в мои руки попал диск группы «Barclay». С первого же прослушивания мне очень понравилась музыка на диске, и последующие несколько дней я многократно слушал ее.
Нахожусь в нашей квартире. Слышу третью песню диска группы «Barclay», доносящейся с улицы. Выхожу на балкон и смотрю вниз. Вижу траурную процессию, проходящую прямо под нашим балконом. Музыка играет все громче, она льется отовсюду, я ощущаю каждый нюанс, ноту и звучание каждого инструмента и голоса…
Субъективная реальность
Возможно, это сновидение мне запомнилось потому, что я впервые слышал музыку во сне. Как потом оказалось и не в последний раз. Но как мне показала практика, звуки во снах мы ощущаем и чувствуем своим сознанием, а слух наш только улавливает звуки извне, которые, кстати, могут только помешать нашему сну. Поэтому ощущение музыки во сне дает нам гораздо более сильные эмоции, чем обычное прослушивание ее наяву. И, конечно, на следующий же день я с восхищением рассказывал свой сон и брату и друзьям, что способствовало запоминанию его на всю жизнь. И в дальнейшем меня не удивляли рассказы о композиторах, которые написали некоторые произведения, после того как услышали их во сне. Я и сам очень часто слышу во снах незнакомую мне музыку или мелодию.
И вот что писал Роберт Монро в книге «Окончательное путешествие»:
«…а еще здесь звучит музыка… тысячи инструментов, тысячи голосов…
Источник