Электрические сны филипа к дика обзор

Пока в кинотеатрах идет «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева (основанный на романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), на телеэкранах продолжается сериал «Электрические сны Филипа Дика» — сборник экранизаций разных произведений американского фантаста. Шоу началось в сентябре, в эфир уже вышли три эпизода. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин рассказывает, почему сериал, как и фильм Вильнева, лучше не пропускать и чем «Электрические сны» напоминают «Черное зеркало».
«Электрические сны Филипа Дика» — отражение «Черного зеркала». Оба сериала-антологии снимались разными производственными компаниями, но по заказу одного канала — британского Channel 4. В каком-то смысле для него «Электрические сны Филипа Дика» — это попытка заполнить лакуну после продажи «Черного зеркала» американцам из Netflix. Английская публика ценит футурологию и ожившую литературу, но еще больше ценит свое время, поэтому мини-сериалы и антологии — то, в чем британское телевидение по-прежнему опережает весь мир. История с перепродажей прав, кстати, может повториться: в Америке «Электрические сны» показывает интернет-гигант Amazon, которому в перспективе понадобится свой ответ Netflix.
Что касается содержания, то «Электрические сны Филипа Дика» похожи на «Черное зеркало» диапазоном тем и разнообразием жанров. Первая серия — фантастический триллер на фоне антиутопии. Вторая — любовная драма в интерьерах «Соляриса». Третья — безжалостная сатира на институт брака и семьи, разыгранная актером и сценаристом из «Гарри Поттера». Всего в сериале будет десять эпизодов. Первый блок из шести эпизодов закончится уже в октябре. Вторую часть покажут в 2018 году.
Кто в кадре и за кадром? Как и «Черное зеркало», новая антология сильно зависит от своих фронтменов: когда у каждого героя есть лишь 45-50 минут, чтобы привязать к себе зрителя, то без харизмы не обойтись. В первом эпизоде играют Ричард Мэдден и Холлидей Грейнджер — Робб Старк из «Игры престолов» и Бонни из мини-сериала «Бонни и Клайд» (2013). Во втором выпуске есть скромный двойник Криса Пратта Джек Рейнор и едва узнаваемая Джеральдина Чаплин — дочь Чарли Чаплина. В третьем — радикально похудевший для роли Тимоти Сполл, Питер Петтигрю в «Гарри Поттере». Впереди — встречи со Стивом Бушеми, Анной Пакуин, Брайаном Крэнстоном, Верой Фармигой и другими.
Среди постановщиков — театральные режиссеры из Королевской шекспировской компании, снимавшие эпизоды «Острых козырьков» и «Войны и мира», и даже ветераны, работавшие над «Коломбо». В телепроизводстве имя режиссера значит гораздо меньше, чем в кино, но и этих регалий достаточно, чтобы понять: сериал хочет быть максимально разносторонним и экспериментальным. И судя по первым трем эпизодам, ему это вполне удается.
О чем эпизод «Создатель капюшонов»? Первая серия любого шоу — декларация намерений на весь сезон, поэтому «Электрические сны» начинаются с размахом — и с отсылками к двум самым популярным экранизациям Дика: «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта и «Особому мнению» Стивена Спилберга.
На дворе — постапокалипсис, главный герой — хмурый сыщик в сером пальто: очень похожий на молодого Харрисона Форда Ричард Мэдден. Вместе с девушкой-телепатом герой предотвращает преступления: она читает для него мысли подозреваемых, а он надевает наручники на еще ничего не совершивших людей. Героиня — в некотором роде репликант: представитель касты изгоев, наделенных и проклятых сверхчеловеческой силой. Но вместо того, чтобы стать ремейком «Бегущего по лезвию», эта серия цитирует чуть ли не «Гадких лебедей» Лопушанского по Стругацким — пронзительную историю о даре как инвалидности и о жесткости, которой может обернуться для ребенка родительская любовь. В финале эпизод делает финт в духе «Черного зеркала» — и мы понимаем, что перед нами сериал, который будет обманывать ожидания и водить за нос. Главное — заранее не читать соответствующие повести Дика: тогда радость неофита перекроет разочарование от неуверенной режиссуры и проблем с темпоритмом.
О чем эпизод «Планета, которой не было»? О любви, которая была у каждого, но всего раз в жизни. По космосу плывет круизный лайнер с жуликоватыми туроператорами в капитанской рубке. Пока туристы просаживают деньги в казино и спа-салонах, организаторы путешествий меняют слайды в иллюминаторе. Но однажды на борт поднимется немногословный робот с загадочной спутницей (Джеральдина Чаплин) — женщиной, уверяющей, что ей почти триста лет. Она предложит туроператорам баснословные деньги с одним условием: те доставят ее на Землю и спустятся с ней на планету. Проблема в том, что колыбель человечества давно сгорела.
«Планета, которой не было» — пока что сильнейший из трех эпизодов сериала. И вновь все дело в том, что он обманывает ожидания, созданные первой частью. Готовишься к циничной антиутопии о том, что в будущем люди окончательно согласятся на подмену настоящих переживаний приятной симуляцией, а получаешь мелодраму, чуть ли не «Титаник» и «Касабланку» в безвоздушном пространстве. Настраиваешься на элегическое сновидения — но на заднем плане все время маячит жуткий робот, готовый превратиться в HAL из «Космической одиссеи 2001» и подменить грезы кошмаром.
О чем эпизод «Проездной билет»? О станционном смотрителе. Место действия — современная Англия. Главный герой — продавец билетов на поезда (Тимоти Сполл). После работы его ждут только проблемы: грязный район, охладевшая жена, больной сын. Но на работе еще скучнее — до тех пор, пока настойчивая пассажирка не потребует билет на поезд до места, которого не существует. И не растворится в воздухе, прежде чем продавец успеет съязвить на этот счет. Когда герой отважится отправиться на поиски города-призрака, его жизнь вдруг начнет меняться: болезни исчезнут, жена позовет в спальню, а в детской комнате не останется от сына и следа.
«Проездной билет» — пока что самая хулиганская из выходок сериала. Сценарист эпизода — Джек Торн, драматург, написавший пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя». Его звезда Тимоти Сполл — актер из кинематографической «поттерианы». А сама концепция «станции, которой нет» — хоть и была выдумана Диком, но сегодня звучит как издевательство над платформой «девять и три четверти» — тоже известно откуда. Только вот «Гарри Поттер» — это сага о том, как потерявший семью ребенок десятилетием труда и отваги создает эту семью заново. А «Проездной билет» — вопрос зрителю прямо в лоб: а нужна ли вообще семья? не лучше ли в принципе обойтись без детей?
Не то чтобы в этих вопросах есть какая-то смелая новизна: американское телевидение задает их в каждом втором сериале. Но одно дело получать индульгенцию от безупречных голливудских звезд, а другое — от неказистого старичка из билетной кассы. Электрические сны могут присниться каждому, что тут добавишь.
Егор Москвитин
Источник
К сериалу
Все рецензии
- Сергей Ю.14 декабря 2018
Электрические сны о чем-то большем
Экранизации – штука абсолютно непредсказуемая. Случается, что кино, созданное на основе хорошей книги, никуда не годится, а иногда (очень редко) мы получаем два очень непохожих шедевра. Филип К. Дик один из самых экранизируемых писателей фантастов. Почему это так – для меня лично загадка. В когорту самых великих Дик точно не входит. Его наградной список – одна премия Хьюго, одна номинация на ту же Хьюго (за лучший роман). Плюс одна номинация на Небьюлу. А теперь сравните, кого больше экранизировали, Дика или такую рекордсменку, как Лоис Буджолд! Видимо, что-то в его книгах такое имеется, что притягивает как магнитом сценаристов и режиссеров. И экранизируются не только романы Филипа К. Дика. Сериал «Электрические сны Филипа К. Дика» представляет собой воплощение на экране целого одноименного сборника рассказов писателя. Одна серия – один рассказ.
Рассказ «Капюшонщик», которому посвящена первая серия первого сезона – довольно незамысловатая история на тему, которую истоптали целые поколения фантастов. В результате техногенной катастрофы на Земле появились мутанты, обладающие телепатическими способностями. Нормальные люди их терпеть не могут: кому понравится, что кто-то ковыряется в его мозгах. А потому тэпов (слэнговое наименование телепатов) поселяют в гетто, на них накалываются различные ограничения, радикалы ксенофобы устраивают демонстрации с требованиями их изничтожить, ученые изыскивают способы экранирования телепатических волн. Иногда способности тэпов используют в извращенной форме: сексуальные маньяки развлекаются тем, что заставляют девушек телепаток озвучивать их самые непристойные мечтания. А вот Онор (Холлидей Грейнджер) вроде бы повезло. Ее назначили напарницей агента Росса (Ричард Мэдден), который служит в департаменте цензуры. Тут как раз власти отменили закон о неприкосновенности мысли, и теперь подозреваемых и задержанных можно допрашивать с применением телепатических способностей, без разрешения гражданина. В это же время таинственный капюшонщик проводит веерную рассылку специальных масок-капюшонов, экранирующих людские мысли от тэпов.
Я пролистал первоисточник и снова убедился: Филип К. Дик писатель очень слабенький: сюжет излагается суконным языком, характеры персонажей даже не обозначены. Этакая проходная визионерская вещица: дескать, пройдет время и эти негодяи (правительство, бизнес, криминал) точно к нам в мозги залезут, наплюют на священные и неприкосновенные гражданские права.
А экранизация этой безделки явила нам небольшое чудо: зрители получили пронзительную историю об обманутой любви. Ничего подобного у Дика не было, это полностью заслуга авторов сериала и пары прекрасных актеров, исполнивших главные роли. Чуть-чуть иначе расставленные акценты. Включение некоторых эпизодов и исключение других – и получилась вроде все та же антиутопия, но сны мы увидели не о борьбе за гражданские права, а о чем-то более важном и глубинном. А если вам все-таки хочется что-то про телапатов – лучше, чем «Человек без лица» Альфреда Бестера, еще никто не написал (недаром за него писатель получил первую в истории премию Хьюго).
Вторая история называется «Планета, которой не было». Тоже тривиальный сюжет. Почтенная старушка, обитающая где-то на задворках галактики, решила на закате жизни посетить легендарную планету, на которой провела детство ее бабушка – Землю. И вот мисс Ирма Гордон (великолепная Джеральдина Чаплин) с верным роботом РБ-27 отправляется в путешествие. За немалые деньги она нанимает пару авантюристов, которые берутся доставить ее к голубой планете, где на просторах вечнозеленого штата Каролина имеется водопад с такой прозрачной водой, что бабушка и дедушка Ирмы имели счастье купаться там в голом виде, никого не стесняясь и не беспокоясь о гигиенических последствиях такого немыслимого в цивилизованном обществе поступка.
Проблема в том, что Земля давным-давно исчезла в облаке раскаленного космического газа, о чем старушка почему-то не ведает. Хотя эту информацию любому желающему выдает межгалактический поисковик. Авантюристы подбирают планетную систему, слегка напоминающую Солнечную, обнаруживают там едва похожую на Землю планету и берутся устроить Ирме путешествие к местам гидро-эротических забав ее предков.
И здесь тоже происходит чудесная трансформация. Вместо напичканного псевдофилосфскими рассуждениями (Филипа Дика как-то заметили с томиком Платона в руках) сюжета о далеком будущем, которое все еще прозябает под гнетом неистребимого дикого капитализма, мы получаем лирическую притчу о неподвластной возрасту любви, о встречах и не встречах, о джентльменской чести и дамской верности. И здесь успех фильму приносит отменная актерская игра. На этот раз блистает не тридцатилетняя исполнительница, а звезда, которая годится ей в бабушки. Интересно, какие истории Джеральдина Чаплин могла бы рассказать о юности своего дедушки Юджина О’Нила? Ведь водопады в то время были гораздо чище, чем сегодня.
2017, Великобритания, Фантастические
Правила размещения рецензии
- Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
- Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
- В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
- При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
- На ivi запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
- В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
- При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
- В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
- Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
- В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
- На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Источник
Филипу Дику повезло. Мало какой фантаст так часто вдохновлял режиссёров большого кино. «Вспомнить всё», «Бегущий по лезвию», «Особое мнение» — это лишь самые известные экранизации его книг. Главная тема, пронизывающая творчество писателя, — человечность, где она начинается и где заканчивается, и это неизменно привлекает киностудии. Недавно вышел сериал «Электрические сны Филипа Дика» — успешная экранизация ранних рассказов фантаста. Сериал чем-то напоминает «Чёрное зеркало»: он снят в формате антологии — отдельные серии не связаны друг с другом. Если вы ещё не смотрели его, сделайте это хотя бы ради актёров. Стив Бушеми и Брайан Крэнстон — это уже знак качества.
Как это часто бывает в экранизациях Филипа Дика, сюжеты эпизодов довольно сильно расходятся с первоисточником. Мы решили сравнить сериал с книгами — и постарались избежать больших спойлеров. Впрочем, даже если вы читали все десять рассказов, антология всё равно вас удивит. Начнём по порядку.
![]() | Осторожно, спойлеры!Предполагаем, что вы смотрели сериал. Если нет и у вас обострённая спойлерофобия — вернитесь к этой статье позже. Впрочем, больших спойлеров мы постарались избежать. |
Мир «Капюшонщика» раздирают социальные конфликты. Среди людей появились могущественные телепаты, и властям приходится с этим считаться. Только специальные «Капюшоны», надетые на голову, защищают от чтения мыслей. Обаятельный офицер полиции получает в напарники девушку-телепата. По неизвестным причинам мысли именно этого копа остаются для неё скрытыми.
Телепаты Дика — злые и коварные манипуляторы, разрушающие общество изнутри. Так же карикатурно в семидесятые изображали коммунистов. А в сериале это угнетённое страдающее меньшинство, очень похожее на мутантов из «Людей Икс», и для пущей драмы есть романтическая линия.
Два туристических гида получают предложение, от которого трудно отказаться. Трёхсотлетняя старушка обещает золотые горы тому, кто доставит её на Землю. Есть один нюанс: родина человечества давно уничтожена в катастрофе. Но это же не повод отказываться от чемодана с деньгами? В итоге бабушка летит совсем в другую галактику.
Обе истории большую часть времени тонко намекают, что точка назначения и есть настоящая Земля, но сериал более лиричен. Один из гидов разочарован в жизни, и неосуществимая мечта старушки, которую играет дочка Чарли Чаплина, становится для него важнее собственного благополучия. Концовка рассказа гораздо более однозначна и не так сильно напоминает об «Интерстелларе».
Скромный продавец билетов жил скучной жизнью, пока в его окошко не постучала уставшая девушка. Гостья попросила билет в Мэкон Хайтс, несуществующий город. Заинтригованный служащий в итоге сам решил проехать по маршруту и, спрыгнув с поезда, обнаружил маленький уютный городок, где остановилось время. В несуществующем городе рады всем, но, как ни странно, не каждый готов порвать с серыми буднями.
В рассказе несколько главных героев, а визиты в Мэкон Хайтс приводят к изменению нашей реальности, например, исчезают или появляются новые дети. В сериале такого не происходит — на первый план выходит метания персонажа Тимоти Сполла между местом, где тебе всегда рады, и семьёй, полной проблем.
Самый сумбурный и непонятный эпизод сериала не имеет с рассказом практически ничего общего. Совпадают лишь имена героев и завязка: к семейной паре, в которой намечается разлад, приходит незваный гость и предлагает, нет, прямо-таки втюхивает не самую выгодную сделку.
В рассказе герой пытается спасти от незадачливого продавца собственный дом, в сериале всё сложнее. Здесь таинственная женщина просит примерного семьянина пойти на преступление и достать ей искусственную душу. Дом готов обрушиться сам, а ещё здесь люди с генами животных, и всё стоит на тонком слое почвы над листовым металлом.
Передовые технологии позволяют отдыхать, буквально жить во сне. Преуспевающий историк из будущего перемещается в прошлое и становится офисным работником… только чтобы начать сомневаться в своём выборе. История Филипа Дика — это вопрос предназначения человека, готовности бросить всё ради чего-то простого, но более близкого.
Экранизация предлагает гораздо больше интриги. Главная героиня, полицейская из будущего, перемещается между двумя мирами во сне, с помощью устройства виртуальной реальности, попадая в жизнь геймдизайнера из настоящего. Очень скоро они перестают понимать, какой из двух миров настоящий. В обоих случаях герой делает выбор, в каком времени жить, и в обоих случаях последствия этого выбора оказываются страшными.
В серии «Человек» люди ведут войну с коварными инопланетянами, способными принимать человеческий облик. После одной из военных операций офицер возвращается домой с изменившимся характером — в лучшую сторону. Возможно, инопланетяне подменили полковника. Распознать шпиона сможет только жена офицера. А она, стараясь не думать, кто перед ней, пытается спасти разваливающийся брак.
Это самая близкая к первоисточнику история. У персонажей поменялись только имена. И некоторые мелочи: в сериале герои заметно старше, у них нет детей, а роль бдительного брата героини играет другой персонаж, генерал Олин в исполнении Лиама Каннингема.
А вот тут рассказ не имеет ничего общего с сериалом — разве что возрастающее чувство паранойи у героя. По замыслу Дика, герой обнаруживает, что инопланетяне, похожие на насекомых, подменили двойниками население целого штата. Захватчики использовали подвешенные на видных местах трупы как ловушки, чтобы справиться с оставшимися людьми. В сериале же предвыборная кампания с единственнным кандидатом становится с каждым днём всё агрессивнее. Но не все готовы убивать «всех иных» по первому призыву политика… или все? Эпизод убедительно показывает, что авторитарное правительство и равнодушие общества куда страшнее инопланетян.
В далёком будущем человечество пережило войну и откатилось в развитии далеко назад. Но автоматические фабрики золотого века промышленности продолжают высасывать из планеты последние соки. Так ли нужны айфоны и модные туфли людям, которые стремятся просто выжить и прокормить семью? Машины не задаются вопросом, пока юная хакерша не взламывает службу поддержки огромной фабрики. Повод помириться с машинами…или устроить диверсию.
«Автофак» — это насмешка над обществом потребления, где из цепочки этого самого потребления выпадает человек. И если в рассказе фабрики всего лишь научились воспроизводить сами себя, то в сериале… скажем так, они нашли новые рынки сбыта.
Рассказ «Фостер, ты мёртв», в отличие от сериала, отправляет нас в прошлое, а не в будущее. Страх перед ядерной войной заставлял поколение шестидесятых разоряться. Главный герой, Фостер, не в меру впечатлительный мальчик, живёт в непопулярной семье. Его отец привык экономить деньги и не готов выбрасывать их на ветер, снаряжая и без того дорогое убежище всё новым и новым оборудованием.
В сериале холодная война давно закончилась. Но правительство продолжает придумывать всё новые и новые угрозы, чтобы заставить людей покупать дорогие гаджеты и шпионить друг за другом в пользу частных компаний и государства. Мать и дочь прибывают в город с дипломатическим визитом. Девочка без разрешения подключает электронный браслет — и становится участницей шпионской операции. В одном эпизод и книга едины: на войне можно хорошо заработать, а если не с кем воевать, врага нужно придумать.
Последний эпизод аккуратно следует сюжету рассказа. Храбрый мальчик подозревает, что его отца заменил пришелец. Он пытается выяснить правду и начинает с ним бороться — сначала сам, а потом вместе с друзьями. Маме — ни слова! В сериале уделено больше внимания флешбэкам: разговорам за столом, игрой в бейсбол. Впрочем, до уровня «Очень странных дел» серии добраться не удалось, хотя актёры старались. Кстати, эпизодического персонажа, директора школы, совершившего самоубийство, зовут Филип Дик.
* * *
Одни эпизоды «Электрических снов» следуют букве рассказов, другие — следуют их духу. Создатели третьих пытаются придумать что-то новое, лишь прикрываясь именем писателя. Но в этом нет ничего плохого: новое прочтение получилось очень интересным для тех, кто уже читал Филипа Дика, а посмотревшие, возможно, захотят прочитать оригинальные рассказы, чтобы выстроить полную картину. Напоминаем, что сборник «Электрические сны» можно приобрести со скидкой по ссылке под этим видео. Смотрите и читайте только лучшее, а мы постараемся найти для вас и другие хорошие сериалы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Математик, игрок, ролевик, руководитель студии разработки настольных игр.
Филип Дикэкранизация
Показать комментарии ()
Подпишитесь на нашу рассылку!
Источник