Электрические сны филипа к дика вики

Оригинальные названия
Electric Dreams
Philip K. Dick’s Electric Dreams
Другое название
Электрические сны Филипа К. Дика
Год
2017-2018
Страна
Великобритания, США
Фотоальбом
Капюшонщик | 1-я серия | The Hood Maker | 1 сезон
Эпизод основан на рассказе «Капюшонщик».
В мире, в котором нет передовых технологий, среди людей появляются те, кто обладает способностями к телепатии. Правительство издает специальный закон, позволяющий читать мысли подозреваемых в преступлении или неверности государству. Однако общество выступает против, и в среде недовольных появляются люди в загадочных капюшонах, оберегающих от чтения мыслей. Детектив Росс вместе с новой напарницей Хонор начинают поиски Капюшонщика…
Планета, которой не было | 2-я серия | Impossible Planet | 1 сезон
Земляне путешествуют по всей Галактике в круизном космическом лайнере с туроператорами в капитанской рубке. Пока туристы просаживают деньги в казино и спа-салонах, организаторы путешествий меняют слайды в иллюминаторе. Но однажды на борт поднимется немногословный робот с загадочной спутницей — женщиной по имени Ирма, уверяющей, что ей почти триста лет. Она предложит туроператорам баснословные деньги с одним условием: те доставят ее на Землю и спустятся с ней на планету.
Проблема лишь в том, что Земли больше не существует…
Проездной билет | 3-я серия | The Commuter | 1 сезон
Эд Джейкобсон, сотрудник железнодорожной станции, был удивлен, когда пассажир просит продать билет на поезд в город, который невозможно найти ни на одной карте мира.
Увлеченный расследованием загадки, Эд попадает в неведомый городок, где живут счастливые люди и бегают радостные дети. Вернувшись на поезде домой Эд осознает, что он предпочитает реальный мир с его проблемами – пластиковой фантазии социальных инженеров и готов на всё, чтобы вернуть в свою жизнь свою главную беду и несчастье – сына.
Сумасшедший бриллиант | 4-я серия | Crazy Diamond | 1 сезон
Эпизод основан на рассказе «Спешите приобрести».
Эд Моррис не хочет есть генномодифицированные продукты, которые сгнивают меньше чем за сутки. Ему надоела до ужаса навязчивая реклама, которая повсюду. Он не хочет жить в мире, девиз которого — «Купи или умри».
Эд мечтает сбежать из этого рушащегося мира в море на своей яхте, но продолжает работать в компании, производящей генномодифицированных людей на основе синтеза со свиной ДНК, которые приходят в негодность за несколько лет. И вот одна из таких женщин, Джилл, обращается к нему с просьбой похитить с работы материалы, которые помогут ей продлить жизнь. Эд решает помочь ей и его мир начинает рушиться…
Настоящая жизнь | 5-я серия | Real Life | 1 сезон
Сара работает в полиции, живет в счастливом однополом браке. Однажды она обнаруживает странную связь с молодым человеком Джорджем. Он разрабатывает компьютерные игры, и каким-то образом может влиять на мысли главной героини. Это отвлекает ее от поисков маньяка-убийцы. Однако постепенно Сара осознает, что связь с Джорджем может пойти на пользу расследованию.
Сам же Джордж начинает страдать от потери воспоминаний, самым важным из которых оказывается образ его погибшей супруги. Однако какая же из этих двух жизней настоящая, а какая — лишь созданная разумом иллюзия?
Человек | 6-я серия | Human Is | 1 сезон
Вера, страдающая от безразличия жесткого и холодного супруга Сайласа, подобранного ей системой, тем не менее волнуется, когда тот отправляется в рискованную экспедицию по добыче жизненно необходимого для выживания Терры вещества. После выполнения трудной миссии Сайлас возвращается на Терру… другим.
Он теперь любящий заботливый муж, способный к сочувствию и пониманию. Но вскоре все начинают подозревать, что перед ними не прежний Сайлас, а интегрированный в его тело инопланетянин, однако на суде Вера свидетельствует в его пользу, так как он проявляет главное качество человека не присущее инопланетянам — эмпатию…
Убей всех других | У.В.Д. | 7-я серия | Kill All Others | 1 сезон
На роль президента Единой Америки от Юкатана до Юкона выдвигается единый и единственный кандидат – женщина.
Однажды неравнодушный к политике Филберт Нойс замечает оговорку в предвыборном интервью единственного кандидата в президенты. Та между делом призывает жителей страны к уничтожению всех других. Но кто эти другие, и почему их нужно уничтожать?
Совсем скоро Филберт на собственной шкуре узнает, что значит быть «другим»: Единую Америку охватывает охота на ведьм, страна покрывается рекламами с повешенными человеческими фигурами, которых все сначала принимают за куклы. И вот уже людей начинают убивать и развешивать на фонарных столбах, но никому из окружающих нет до этого никакого дела…
Автофабрика | 8-я серия | Autofac | 1 сезон
Спустя годы после ядерной войны немногочисленные оставшиеся в живых люди стараются наладить быт. Они все еще надеются дать отпор огромному роботизированному промышленному комплексу — Автофабрике, продолжающей создавать никому не нужную продукцию. Автофабрика функционирует в соответствии с принципами потребительства — люди потребляют продукты, чтобы быть счастливыми, а для того, чтобы они хотели постоянно потреблять, им должно быть отказано в свободе выбора.
Но только в новом мире продукция Автофабрики никому не нужна, а нужны чистая вода, воздух, ресурсы, которые этот промышленный монстр поглощает в огромных количествах. Выжившие люди сначала пытаются договориться с Автофабрикой, убедив её отключиться, а когда диалога не получается – решают его уничтожить, чтобы победой над роботами дать жизни шанс.
Молодому технарю Эмили Забриски и ее соратникам наконец выпадает шанс осуществить задуманное и пробраться в автофак, чтобы взорвать его изнутри…
Безопасность превыше всего | 9-я серия | Safe and Sound | 1 сезон
Эпизод основан на рассказе «Фостер, ты мертв!»
Посткатастрофическая Америка разделена на Запад и Восток большим Рифом. На Востоке — либерализм и свобода нравов, на Западе — настоящие «белые гетто». На Востоке превыше всего ценится безопасность, главным предметом обихода является Браслет – гаджет, который обеспечивает постоянную слежку и контроль со стороны службы поддержки.
Фостер Ли с матерью покидают дом на Западе, чтобы начать новую жизнь за Большим Рифом, в системе тотального наблюдения и безопасности. Несмотря на резкую критику матери по поводу ограничения свободы, девушке, попавшей под влияние нового общества, хочется соответствовать принятым на Востоке нормам жизни. И однажды, с помощью одноклассника, тайком покупает Браслет, взломав материнский банковский аккаунт. И тут же в её голове зазвучал сладкий голос из службы поддержки. На почве сообщений о якобы бушующем в ее родных землях терроризме, девушка постепенно погружается в пучину паранойи…
Отец-двойник | 10-я серия | The Father Thing | 1 сезон
Мир захватили инопланетяне. Пришельцы подменяют людей, и теперь любимый отец Чарли – не его отец. Подменные люди повсюду, включая полицию и ФБР. Отец-двойник убеждает Чарли, что с ним ему будет лучше. Мальчик должен принять трудное решение, чтобы защитить свою мать и человеческую расу. Вместе со своими друзьями он расправляется с пришельцами.
последнее обновление информации: 01.12.19
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Электрические сны (2017-2018): новости >>
28 июля 2019
Актриса не появится во втором сезоне сериала «Возвращение домой».
4 марта 2019
Дважды лауреат премии «Оскар» сыграет в научно-фантастической ленте от продюсеров «Прибытия».
13 февраля 2018
Разыгрываем книги для наших читателей!
14 сентября 2017
Премьера фантастической антологии состоится в России одновременно со всем миром.
Все новости >>
Источник
Филипу Дику повезло. Мало какой фантаст так часто вдохновлял режиссёров большого кино. «Вспомнить всё», «Бегущий по лезвию», «Особое мнение» — это лишь самые известные экранизации его книг. Главная тема, пронизывающая творчество писателя, — человечность, где она начинается и где заканчивается, и это неизменно привлекает киностудии. Недавно вышел сериал «Электрические сны Филипа Дика» — успешная экранизация ранних рассказов фантаста. Сериал чем-то напоминает «Чёрное зеркало»: он снят в формате антологии — отдельные серии не связаны друг с другом. Если вы ещё не смотрели его, сделайте это хотя бы ради актёров. Стив Бушеми и Брайан Крэнстон — это уже знак качества.
Как это часто бывает в экранизациях Филипа Дика, сюжеты эпизодов довольно сильно расходятся с первоисточником. Мы решили сравнить сериал с книгами — и постарались избежать больших спойлеров. Впрочем, даже если вы читали все десять рассказов, антология всё равно вас удивит. Начнём по порядку.
![]() | Осторожно, спойлеры!Предполагаем, что вы смотрели сериал. Если нет и у вас обострённая спойлерофобия — вернитесь к этой статье позже. Впрочем, больших спойлеров мы постарались избежать. |
Мир «Капюшонщика» раздирают социальные конфликты. Среди людей появились могущественные телепаты, и властям приходится с этим считаться. Только специальные «Капюшоны», надетые на голову, защищают от чтения мыслей. Обаятельный офицер полиции получает в напарники девушку-телепата. По неизвестным причинам мысли именно этого копа остаются для неё скрытыми.
Телепаты Дика — злые и коварные манипуляторы, разрушающие общество изнутри. Так же карикатурно в семидесятые изображали коммунистов. А в сериале это угнетённое страдающее меньшинство, очень похожее на мутантов из «Людей Икс», и для пущей драмы есть романтическая линия.
Два туристических гида получают предложение, от которого трудно отказаться. Трёхсотлетняя старушка обещает золотые горы тому, кто доставит её на Землю. Есть один нюанс: родина человечества давно уничтожена в катастрофе. Но это же не повод отказываться от чемодана с деньгами? В итоге бабушка летит совсем в другую галактику.
Обе истории большую часть времени тонко намекают, что точка назначения и есть настоящая Земля, но сериал более лиричен. Один из гидов разочарован в жизни, и неосуществимая мечта старушки, которую играет дочка Чарли Чаплина, становится для него важнее собственного благополучия. Концовка рассказа гораздо более однозначна и не так сильно напоминает об «Интерстелларе».
Скромный продавец билетов жил скучной жизнью, пока в его окошко не постучала уставшая девушка. Гостья попросила билет в Мэкон Хайтс, несуществующий город. Заинтригованный служащий в итоге сам решил проехать по маршруту и, спрыгнув с поезда, обнаружил маленький уютный городок, где остановилось время. В несуществующем городе рады всем, но, как ни странно, не каждый готов порвать с серыми буднями.
В рассказе несколько главных героев, а визиты в Мэкон Хайтс приводят к изменению нашей реальности, например, исчезают или появляются новые дети. В сериале такого не происходит — на первый план выходит метания персонажа Тимоти Сполла между местом, где тебе всегда рады, и семьёй, полной проблем.
Самый сумбурный и непонятный эпизод сериала не имеет с рассказом практически ничего общего. Совпадают лишь имена героев и завязка: к семейной паре, в которой намечается разлад, приходит незваный гость и предлагает, нет, прямо-таки втюхивает не самую выгодную сделку.
В рассказе герой пытается спасти от незадачливого продавца собственный дом, в сериале всё сложнее. Здесь таинственная женщина просит примерного семьянина пойти на преступление и достать ей искусственную душу. Дом готов обрушиться сам, а ещё здесь люди с генами животных, и всё стоит на тонком слое почвы над листовым металлом.
Передовые технологии позволяют отдыхать, буквально жить во сне. Преуспевающий историк из будущего перемещается в прошлое и становится офисным работником… только чтобы начать сомневаться в своём выборе. История Филипа Дика — это вопрос предназначения человека, готовности бросить всё ради чего-то простого, но более близкого.
Экранизация предлагает гораздо больше интриги. Главная героиня, полицейская из будущего, перемещается между двумя мирами во сне, с помощью устройства виртуальной реальности, попадая в жизнь геймдизайнера из настоящего. Очень скоро они перестают понимать, какой из двух миров настоящий. В обоих случаях герой делает выбор, в каком времени жить, и в обоих случаях последствия этого выбора оказываются страшными.
В серии «Человек» люди ведут войну с коварными инопланетянами, способными принимать человеческий облик. После одной из военных операций офицер возвращается домой с изменившимся характером — в лучшую сторону. Возможно, инопланетяне подменили полковника. Распознать шпиона сможет только жена офицера. А она, стараясь не думать, кто перед ней, пытается спасти разваливающийся брак.
Это самая близкая к первоисточнику история. У персонажей поменялись только имена. И некоторые мелочи: в сериале герои заметно старше, у них нет детей, а роль бдительного брата героини играет другой персонаж, генерал Олин в исполнении Лиама Каннингема.
А вот тут рассказ не имеет ничего общего с сериалом — разве что возрастающее чувство паранойи у героя. По замыслу Дика, герой обнаруживает, что инопланетяне, похожие на насекомых, подменили двойниками население целого штата. Захватчики использовали подвешенные на видных местах трупы как ловушки, чтобы справиться с оставшимися людьми. В сериале же предвыборная кампания с единственнным кандидатом становится с каждым днём всё агрессивнее. Но не все готовы убивать «всех иных» по первому призыву политика… или все? Эпизод убедительно показывает, что авторитарное правительство и равнодушие общества куда страшнее инопланетян.
В далёком будущем человечество пережило войну и откатилось в развитии далеко назад. Но автоматические фабрики золотого века промышленности продолжают высасывать из планеты последние соки. Так ли нужны айфоны и модные туфли людям, которые стремятся просто выжить и прокормить семью? Машины не задаются вопросом, пока юная хакерша не взламывает службу поддержки огромной фабрики. Повод помириться с машинами…или устроить диверсию.
«Автофак» — это насмешка над обществом потребления, где из цепочки этого самого потребления выпадает человек. И если в рассказе фабрики всего лишь научились воспроизводить сами себя, то в сериале… скажем так, они нашли новые рынки сбыта.
Рассказ «Фостер, ты мёртв», в отличие от сериала, отправляет нас в прошлое, а не в будущее. Страх перед ядерной войной заставлял поколение шестидесятых разоряться. Главный герой, Фостер, не в меру впечатлительный мальчик, живёт в непопулярной семье. Его отец привык экономить деньги и не готов выбрасывать их на ветер, снаряжая и без того дорогое убежище всё новым и новым оборудованием.
В сериале холодная война давно закончилась. Но правительство продолжает придумывать всё новые и новые угрозы, чтобы заставить людей покупать дорогие гаджеты и шпионить друг за другом в пользу частных компаний и государства. Мать и дочь прибывают в город с дипломатическим визитом. Девочка без разрешения подключает электронный браслет — и становится участницей шпионской операции. В одном эпизод и книга едины: на войне можно хорошо заработать, а если не с кем воевать, врага нужно придумать.
Последний эпизод аккуратно следует сюжету рассказа. Храбрый мальчик подозревает, что его отца заменил пришелец. Он пытается выяснить правду и начинает с ним бороться — сначала сам, а потом вместе с друзьями. Маме — ни слова! В сериале уделено больше внимания флешбэкам: разговорам за столом, игрой в бейсбол. Впрочем, до уровня «Очень странных дел» серии добраться не удалось, хотя актёры старались. Кстати, эпизодического персонажа, директора школы, совершившего самоубийство, зовут Филип Дик.
* * *
Одни эпизоды «Электрических снов» следуют букве рассказов, другие — следуют их духу. Создатели третьих пытаются придумать что-то новое, лишь прикрываясь именем писателя. Но в этом нет ничего плохого: новое прочтение получилось очень интересным для тех, кто уже читал Филипа Дика, а посмотревшие, возможно, захотят прочитать оригинальные рассказы, чтобы выстроить полную картину. Напоминаем, что сборник «Электрические сны» можно приобрести со скидкой по ссылке под этим видео. Смотрите и читайте только лучшее, а мы постараемся найти для вас и другие хорошие сериалы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Математик, игрок, ролевик, руководитель студии разработки настольных игр.
Филип Дикэкранизация
Показать комментарии ()
Подпишитесь на нашу рассылку!
Источник
«Мечта́ют ли андро́иды об электроо́вцах?», другой перевод «Бегущий по лезвию бритвы» (также известен вариант «Бегущий по лезвию») или «Снятся ли андроидам электроовцы?» (англ. Do Androids Dream of Electric Sheep?, вариант перевода «Снятся ли андроидам электроовцы?») — научно-фантастический роман американского писателя Филипа Дика, написанный в 1968 году. В романе рассказывается история «охотника за головами» Рика Декарда, который преследует андроидов — существ, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле. Действие происходит в отравленном радиацией и частично заброшенном Сан-Франциско будущего.
Наряду с «Человеком в высоком замке» этот роман является одним из самых известных произведений Дика. Это одно из классических фантастических произведений, в котором исследуются этические проблемы создания андроидов — искусственных людей.
По мотивам романа английский режиссёр Ридли Скотт снял в 1982 году фильм «Бегущий по лезвию». В нём роль Рика Декарда исполнил американский актёр Харрисон Форд. Сценарий фильма, написанный Хэмптоном Фэнчером и Дэвидом Пиплсом, довольно сильно отличается от сюжета книги. В 2017 году вышло продолжение фильма под названием «Бегущий по лезвию 2049», действие которого разворачивается спустя тридцать лет после событий оригинального фильма. Действие компьютерной игры «Бегущий по лезвию» происходит в той же фантастической вселенной, но во многих отношениях игра ближе к роману, чем кинематографическая интерпретация.
Сюжет[править | править код]
Концепции и предыстория[править | править код]
Действие романа происходит в 1992 году (в более поздних редакциях — в 2021), через несколько лет после того, как Завершающая мировая война опустошила значительную часть Земли. После войны ООН стала активно пропагандировать эмиграцию во внеземные колонии, чтобы защитить человечество от пагубных эффектов радиоактивной пыли. В качестве дополнительного стимула каждому эмигранту в качестве работника-слуги предоставлялся бесплатный андроид (уничижительно называемый а́нди) любой марки, на выбор.
Люди, оставшиеся на Земле, живут в полузаброшенных городах, где радиационное заражение вызывает серьёзные заболевания и генетические отклонения. Все животные либо вымерли, либо находятся под угрозой вымирания. Поэтому обладание и уход за животным считается добродетелью, практически долгом каждого, а вид домашнего животного во многом определяет социальный статус его владельца. Торговля животными идёт по ценам, указанным в каталоге Сидни, для вымерших видов указывается цена последней проданной особи. Многие люди, которые не могут позволить себе домашнего питомца, покупают искусственное животное-робота. У главного героя, Рика Декарда, была овца, которая умерла от столбняка и была им заменена на электроовцу, чтобы создать видимость владения животным.
Андроиды используются только на планетах-колониях, но многие из них совершают побег, убив своих хозяев, и отправляются на Землю, чтобы освободиться от своего рабского положения. Андроиды — полностью биологические создания и физически почти неотличимы от людей. В связи с тем, что клетки их организма не способны делиться, андроиды живут не больше четырёх лет. Охотники за головами (англ. bounty hunters) выслеживают и «усыпляют» беглых андроидов, которые скрываются на Земле, выдавая себя за людей. У каждого усыплённого андроида берут анализ костного мозга, который позволяет определить, что это действительно был андроид, а не человек. Охотники обязаны проводить проверки, такие как придуманный в СССР тест Войта-Кампфа на эмпатию (сочувствие), чтобы отличить андроида от человека. Этот тест измеряет мозговую активность и движение глаз в ответ на эмоционально-заряженные вопросы, большинство из которых связаны с причинением вреда животным. Так как андроиды не способны к эмпатии, их реакция радикально отличается от реакции людей. Более простой тест Бонелли определяет скорость рефлекторной реакции ганглиев грудного отдела спинного мозга.
Мерсеризм — распространённое на Земле религиозно-философское движение будущего. Оно основано на легендах об Уилбере Мерсере, человеке, жившем до войны. Последователи мерсеризма сжимают рукоятки электронного прибора под названием «эмпатоскоп» и смотрят на его экран, коллажи на котором не имеют смысла для стороннего наблюдателя. При контакте с эмпатоскопом чувства и сознание зрителя воспринимают мир Мерсера, где как бы сливаются с ним и со всеми остальными, кто пользуется прибором в данный момент. Мерсеризм объединяет архетип умирающего и воскресающего божества с этическими ценностями единения и сочувствия. По легенде, Уилбер Мерсер обладал даром оживления погибших животных, но власти сперва запретили ему использовать эту способность, а потом и уничтожили позволявшую делать это аномалию в мозгу радиоактивным кобальтом. Из-за этого Мерсер попал в Загробный мир (Tomb world). Мерсер пытается остановить распад Загробного мира и вернуться на Землю, карабкаясь на вершину огромного холма под ударами брошенных в него камней. Но даже если он достигает вершины, его сбрасывают обратно в Загробный мир и восхождение начинается снова.
Ещё одно ключевое устройство в книге — модулятор настроения Пенфилда (названный в честь невролога Уайлдера Пенфилда). С помощью модулятора пользователь может выбрать себе настроение, набрав числовой код на панели устройства. Примеры из книги включают «деловое, профессиональное отношение к работе», «удовольствие от признания превосходства мужского здравомыслия в любых жизненных ситуациях», «шестичасовую депрессию с уклоном в самобичевание», «желание смотреть любую телепередачу», код 3, вызывающий желание выбирать настроение с помощью модулятора и др. У многих пользователей есть ежедневный график выбора настроений.
Самая известная культурная икона Земли в «Андроидах» — Бастер Френдли (букв. Дружелюбный), ведущий развлекательного ток-шоу. Оно транслируется по радио и телевидению по 23 часа в сутки, из чего следует, что Бастер — андроид. Он, по всей видимости, ведёт борьбу с мерсеризмом за контроль над умами людей, вплоть до прямых нападок на мерсеризм.
Краткое содержание[править | править код]
Перед самым началом истории романа лучший охотник за головами Сан-Франциско и окрестностей Дейв Холден был тяжело ранен андроидом, оснащённым искусственным мозгом новейшей модели «Нексус-6». Всего на Землю нелегально прибыло восемь андроидов c мозгом данного типа. Охотнику Рику Декарду поручено найти и усыпить оставшихся шестерых. Задача усложняется тем, что данный тип андроидов обладает сверхинтеллектом и довольно сложно отличить андроидов с мозгом «Нексус-6» от обычных людей.
Декард рассчитывает потратить премиальные за это задание на покупку живой овцы, так как уход за искусственным животным — электроовцой — вызывает у него психологический дискомфорт. Тем временем, его жена также переживает кризис. Она не выходит из дома, изо дня в день модулируя себе депрессию на специальном модуляторе настроения.
Перед началом охоты Декард летит в Сиэтл на встречу с представителями корпорации Роузена — производителями искусственного мозга «Нексус-6», — чтобы убедиться, что тест Войта — Кампфа работает и для этой новой модели. Там он встречается с Рейчел Роузен, которая представляется как наследница компании. Рейчел первой проходит тест, который показывает, что она андроид. Тем не менее Роузены сообщают Декарду, что Рейчел провела первые четырнадцать лет своей жизни на борту космического корабля; у неё шизоидное расстройство личности, она — человек, а не андроид, следовательно, тест Войта — Кампфа несостоятелен и необходим новый тест. Декард проводит последнюю проверку, говоря Рейчел, что его портфель сделан из кожи ребёнка, и её запоздалая реакция позволяет ему убедиться, что она всё-таки андроид. Декард возвращается к работе, но его уверенность в принципиальном отличии андроидов от людей подорвана.
Декард обыскивает квартиру первого андроида из своего списка, Макса Полокова. Затем встречается с агентом Русского отдела Всемирного полицейского управления Шандором Кадали, который внезапно оказывается Полоковым. Декарду удаётся застрелить андроида из своего «Магнума» 38-го калибра (автор, наверное, имел в виду 357 Магнум), когда тот набросился на него в кабине ховера. Следующей в его списке значится оперная певица Люба Люфт. Попытка проверить её на тесте Войта — Кампфа проваливается, так как Люба вызывает полицию, обвинив Декарда в сексуальных домогательствах. Декарда доставляют в управление, о существовании которого он даже и не подозревал. Там его поручают офицеру Гарленду, который, как обнаруживается, есть в декардовском списке на усыпление. Для того чтобы понять, что происходит, вызывают охотника за головами Фила Реша, который приписан к управлению. После того как анализом костного мозга подтверждается, что Полоков был андроидом, Реш и Гарленд вступают в спор о целесообразности применении теста Бонелли к сотрудникам управления. Реш выходит за оборудованием, а Гарленд признаётся Декарду, что он и все сотрудники его управления, включая Реша, являются андроидами, проникшими на Землю с Марса. Однако, по словам Гарленда, Реш ещё не знает, что он сам и все его коллеги — андроиды, так как ему вживили искусственную память. После этого Гарленд достаёт лазерный пистолет, но колеблется, применять ли его. Реш возвращается, убивает Гарленда и вместе с Декардом покидает управление.
После того как они вдвоём усыпляют Любу Люфт, Декард проводит тест Войта — Кампфа на Реше, который уже и сам боится, что он андроид. Декард же в этом почти уверен, видя, с какой готовностью и удовольствием Реш усыпляет андроидов, но результаты теста не подтверждают его подозрения. Декард всё более обеспокоен тем сочувствием, которое вызывают у него андроиды, в особенности женщины. В депрессии он покупает в кредит козу чёрной нубийской породы, потратив все премиальные на первый взнос.
Последние три андроида с мозгом модели «Нексус-6» скрываются в заброшенном пригородном доме вместе с Джоном Изидором, «пустоголовым» (так называют людей, чей мозг слишком пострадал от радиации; им запрещено эмигрировать с Земли). Изидор относится к андроидам дружелюбно, хотя они относятся к нему безразлично. Отняв у Джона Изидора найденного им живого паука, они, не задумываясь и не обращая внимания на протесты Джона, отрывают пауку лапки одну за одной, чтобы проверить, сколько ему нужно, чтобы передвигаться.
Начальник Декарда настаивает, чтобы он усыпил оставшихся трёх «анди» (так пренебрежительно называют андроидов) в тот же день, пока они не перебрались в другое место. Декард решает, что ему нужна помощь Рейчел Роузен и назначает ей встречу в отеле в Сан-Франциско. При встрече они пьют настоящий довоенный бурбон и после беседы о трёх оставшихся андроидах занимаются сексом. Рейчел признаётся, что спала со многими охотниками за головами и все они, кроме Фила Реша, оставили работу. Тогда Декард грозится убить её, но осознаёт, что не может. Роузены добились определённого успеха, но Декард всё же продолжает своё задание.
Декард прибывает в дом Изидора, чтобы «усыпить» оставшихся андроидов. Появляется Мерсер и даёт Декарду силы убить Прис Стрэттон — точную копию Рейчел. После этого Декард легко усыпляет двух оставшихся андроидов. Вернувшись домой, он узнаёт, что Рейчел убила козу, столкнув её с крыши. Декард отправляется в последнее путешествие на своём ховере, в орегонскую пустыню. Там он поднимается на холм, подобно Мерсеру, но в него попадает камень, и он идёт обратно к машине. По пути он находит живую жабу (в каталоге Сидни жабы обозначены как вымерший вид) и возвращается домой. Но дома его жена Айрен обнаруживает, что жаба искусственная. Когда Декард засыпает, она заказывает для жабы фунт электромух.
Награды[править | править код]
Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был номинирован на «Небьюлу» 1968 года. В 1998 году он занял 51-е место в списке «Лучшие НФ-романы всех времён до 1990 года» (Locus Poll Award).
Использование идей и мотивов в других произведениях[править | править код]
- Роман «Бегущий по лезвию — 2» (в оригинале называется «The Edge of Human») Кевина Уэйна Джетера, продолжение романа Дика, выпущенный в 1995 году (на русском языке выходил в 1997-м).
- В компьютерной игре Fallout 4 присутствует тайная организация «Институт», занимающаяся созданием человекоподобных андроидов, называемых «синтами». В середине игры становится известно, что в руинах Содружества (место, где разворачиваются действия четвёртой части) находятся синты-охотники, предназначенные для ловли беглых андроидов. Это является отсылкой к основным действиям сюжета книги.
- Часть идей произведения, вероятно, заимствована из более раннего рассказа Ли Брекетт «Танцовщица с Ганимеда» (1950 год): объявление андроидов вне закона, охота на них специально подготовленными людьми, пренебрежительное к ним отношение, высокое интеллектуальное развитие андроидов при низком развитии эмоциональной сферы, перемещение группы андроидов, состоящих из нескольких мужчин и женщины, отличающейся внешней привлекательностью и др.
- Фильмы «Бегущий по лезвию» и «Бегущий по лезвию 2049».
- Музыкальная композиция «Nexus 6» (в стиле IDM) исполнителя Аndrew Bayer, из его альбома 2011 года под названием «It’s Artificial».
- В игре «WarCraft 3» шаман орков произносит фразу «Мечтают ли орки об электросвиньях?», которая является прямой отсылкой к названию данного произведения.
- Аниме Bubblegum Crisis (OVA, 1988—1992 гг.) — использована идея охоты людей на андроидов. Имя главной героини — Асагири Присс (один из персонажей фильма «Бегущий по лезвию»); музыкальная группа, в которой она поёт, в американском дубляже называется Priss and the Replicants.
- Аниме Покемон (TV, 1997—2002 гг.) — в оригинальном сериале, не адаптированном американцами, 30-я серия называется «Мечтает ли Койру об электрической мыши?», что является прямой отсылкой к названию данного произведения.
- Аниме EVE no Jikan (ONA, 2008—2009 гг.) — многочисленные аллюзии на произведение Филипа Дика (андроиды в рабстве у людей, обсуждаются их права и наличие у них чувств и разума, помимо самообучающегося искусственного интеллекта; также в сериале дословно цитируются «три закона робототехники» Айзека Азимова).
- Сериал Грань (2008—2012 гг.) — в названии четвёртого эпизода третьего сезона «Мечтают ли оборотни об электроовцах?» (Do Shapeshifters Dream of Electric Sheep?) явно просматривается ссылка на данное произведение.
- Южнокорейский фильм en:Natural City, использующий сюжетные линии «Бегущего по лезвию».
- Название проекта распределённых ?