Йога сновидений и йога сна и сновидений
Что такое йога сновидений? Как данная практика может помочь в жизни? С какими сложностями и проблемами можно столкнуться при ее изучении? Узнайте в нашей новой статье.
В статье:
Йога сновидений — древняя тибетская мудрость в действии
Для начала стоит уточнить, что есть две разновидности йоги — непосредственно йога сновидений и йога сна, которую также обозначают как Йога Ясного Света. Под этим подразумевается сохранение сознания при самых глубоких фазах сна, при которых над нами не имеют власти ни разум, ни чувства. Что же дарует нам использование подобной практики? Улучшение кармы, нарастающее ощущение счастья и свободы, которое со временем переходит из сферы снов и в реальную жизнь.
Наши предки издавна толковали сны, видя в них в первую очередь возможность узнать о своем будущем, грядущих проблемах и радостях. Тибетцы же смотрели на них немного иначе. Например, для них все сны делятся на три основные группы: сансарные, ясности и Ясного Света.
Сансарные сны — те, которые снятся всем людям без исключения. Их источником являются кармические следы, то есть все то, что человек сделал за всю свою прошлую и нынешнюю жизни. Образы, эмоции и смысл в подобных снах подсознательно закладываются самим человеком исходя из его опыта.
Сны ясности порой бывают и у тех, кто не практикует йогу сна. Именно после них появляется приятное чувство возвышенности, будто довелось прикоснуться к неизведанному, открыть тайну, будоражащую разум долгие годы. Сюжеты и образы в таких снах тоже есть, но, в отличие от сансарных, основанных на эмоциях, они идут из сознания, благодаря чему человек получает информацию о своих эмоциональных и телесных страданиях.
Сны ясности обычно нерегулярны. Но когда практика сновидений длится довольно долго и достигла определенной устойчивости, самое главное для человека в такие моменты понять, какие именно из снов уже несут подсознательную информацию, а какие — все еще не более чем последствия пережитых страхов и фрустрация над невыполненными желаниями.
Когда человек окончательно достигает просветления, прана, которая является жизненной энергией, двигающейся по нашему ментальному телу системой мельчайших каналов, открывается пониманию и выводится непосредственно в сознание. Благодаря этому тибетские мудрецы могут исцелять раны не только своего тела, но и успешно ставить диагнозы пациентам лучше любого традиционного врача. Множество проблем, которые люди привыкли списывать на мелкие физиологические заболевания, на самом деле появились из-за энергетических застоев в организме.
Тибетская йога сна и сновидений
Тибетская практика сновидений в целом состоит из нескольких шагов. Первый — это шинэ, состояние покоя, подразумевающее развитие устойчивости ума. Он нужен для того, чтобы открыть путь сознанию в космос. Поза медитации на этом этапе следующая — ноги скрещены, спина прямая, но относительно расслабленная, руки сложены ладонями вверх.
Обязательно нужно поставить какой-то предмет примерно в полуметре от себя. Благодаря ему в самом начале будет легче сконцентрироваться, очистив разум от пустых тревог. Со временем от данного объекта можно отказаться, сосредотачиваясь на небе или стене комнаты. Следует помнить, что возбужденность, как вялость и сонливость, являются помехой для достижения состояния просветления. После этого стоит каждый день напоминать себе о том, что реальность — лишь сон, а страхи и тревоги не более чем его составляющая. Конечно же, не стоит уходить от реальности окончательно, ибо даже во сне существуют определенные правила и условности.
Второй шаг — искоренение влечения и злости. Яркие полярные эмоциональные реакции, вроде ненависти и любви, омрачают сознание и дают ощущение тревожности. В ответ на резкий внешний раздражитель следует подавлять в себе желание столь же резко отреагировать. Благодаря этому можно избавиться от депрессии и неудовлетворенности.
Третий — укрепиться в своих намерениях. Все вокруг — это сон, все наши воспоминания, мысли, идеи. На этом этапе формируется желание узнать все о ночных сновидениях и то, чем они являются на самом деле.
Четвертый — развитие памяти. Обычно этот шаг применяют рано утром. Проснувшись, следует начать размышлять о приснившемся, стараясь наиболее четко и подробно запомнить все произошедшее.
Сон не зря называют младшим братом смерти. Погружение в бессознательность подобно путешествию в неведомые дали. Именно потому перед подготовкой ко сну нужно максимально обезопасить себя. Для этого рекомендуют расставить защитные предметы в спальне — статуэтки или талисманы. Если же их нет, то нужно попробовать представить себе цветы лотоса, которые как бы со всех сторон окружают вашу постель.
У каждого человека есть способность к осознанным сновидениям — состоянию, при котором мы понимаем, что спим. Однако главная цель йоги сновидений не в достижении этого состояния, а в развитии гибкости ума. Если неокрепший разум погружается в осознанный сон, он очень легко может заблудиться на различных его уровнях. Особенно на высших, чья действительность порой куда ярче привычной нам реальности.
Важно помнить, что нельзя резко и кардинально менять что-то во снах. Так как в такие моменты мы работаем на уровне подсознания, влияние, оказываемое нами на нереальное, может перейти в плоскость физического. Хотя в снах нам предоставляется огромная свобода, не следует забывать о карме и неприятных последствиях, которые могут повлечь за собой наше вмешательство.
В управлении сновидениями есть два основных подхода. Первое — это поиск смысла в видениях. Часто они становятся источником вдохновения, и, как упоминалось ранее, способствуют исцелению от физических, эмоциональных и психических недуг. Однако стоит помнить, что смысл в снах не появляется из неоткуда, а идет либо из ноосферы, в которой хранится знание всего человечества, либо из нашего же подсознания, либо из памяти о прошлых жизнях.
Йога сновидений и практика естественного света
Естественным светом называют чувство ясности, переживаемое человеком во время осознанного сна. О нем мы уже упоминали чуть ранее в статье — это приятное ощущение возвышенности, силы, раскрытия тайны в себе самом. Лучше всего это было описано в одноименной книге Чогьяла Намкая Норбу — тибетского учителя Дзогчена, практики, утверждающей, что изначально индивид обладает полным совершенством, которое теряется при соприкосновении с нашим миром.
Он говорит, что все наши проблемы разрешимы. Например, у его учеников и последователей часто был один и тот же сон — хрустальный младенец в ледяных волнах прибоя у берега. Если человек бесстрашно бросался в море и вытягивал ребенка, тот оживал на его руках, а после пробуждения сердце спасителя наполнялось теплом и уверенностью. Если же опускал руки, считая, что бессилен перед бурной стихией, то просыпался подавленным и постепенно в жизни наступала черная полоса.
Чогьял Намкай Норбу утверждает, что без удаления кармических следов все усилия по погружению в осознанный сон пройдут даром. В йоге сна важна расслабленность, так как именно благодаря этому люди достигают вышеупомянутого света — эмоционального, логического, проистекающего из работы разума, или телесного. Благодаря этому можно настроиться на энергетический поток вселенной, вспомнить до тысячи прожитых жизней и удалить пятна негатива, мешающие нашей карме.
Итак, йога сновидений — это постепенная подготовка ума и тела к осознанным сновидениям, благодаря которым можно очистить карму и добиться просветления. Важность практики состоит в тренировки гибкости ума и подавлению чрезмерно бурных эмоциональных реакций. Основные подходы к данному учению описана в книге Чогьяла Намкая Норбу «Йога сновидений и практика естественного света».
Вконтакте
Одноклассники
Источник
Тендзин Вангьял Ринпоче
ТИБЕТСКАЯ ЙОГА СНА И СНОВИДЕНИЙ
Под редакцией Марка Далби
«Карма Йеше Палдрон»,
Фонд буддийских изданий и переводов
Санкт-Петербург, 1999
Tenzin Wangyal Rinpoche
THE TIBETAN YOGAS OF DREAM AND SLEEP
Edited by
Mark Dahlby
Snow Lion Publications
Ithaca, New York
1998
Если мы не умеем выполнять практику во сне, пишет Тендзин Вангьял Ринпоче, если каждую ночь впадаем в забытье, каковы же наши шансы сохранить осознавание, когда придет смерть? Взгляните на свои переживания в сновидениях – вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на свои переживания во сне – и вы обнаружите, пробуждены ли вы по-настоящему.
В этой книге даны подробные наставления по йоге сновидений, в том числе основополагающие практики, которые выполняют в течение дня. В тибетской традиции способность видеть осознанные сны – не самоцель, а дополнительная область, которую можно освоить, выполняя действенные практики более высокого уровня, ведущие к освобождению.
За йогой сновидений следует йога сна, называемая также йогой Ясного Света. Эта еще более высокая практика сродни наиболее тайным тибетским практикам. Ее цель в том, чтобы сохранять осознавание во время глубокого сна, когда грубый оперирующий понятиями ум и чувства прекращают свою деятельность. Большинство людей на Западе даже не может себе представить, что такая глубина осознавания возможна, но в тибетских духовных традициях, буддийской и бонской, это явление хорошо известно.
Плоды этих практик – возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению.
Тендзин Вангьял Ринпоче, лама тибетской традиции Бон, в настоящее время живет в городе Шарлоттсвиль, штат Виржиния. Он является основателем и директором Института Лигминча, организации, которая занимается исследованием и практикой учений традиции Бон. Родился в Индии, в городе Амритсар, куда его родители бежали, спасаясь от китайского вторжения в Тибет. Учился у буддийских и бонских учителей и получил звание геше, высшую ученую степень в традиционной тибетской культуре. С 1991 года живет в Соединенных Штатах, проводит много учебных семинаров по всей Америке и в Европе.
В книге Тендзина Вангьяла Ринпоче, ламы древней тибетской традиции Бон, даны подробные наставления по йоге сна и сновидений. Плоды этих практик – возрастание счастья и свободы, как в состоянии бодрствования, так и во время сна. «Тибетская йога сна и сновидений» дает мощные методы для продвижения по пути к освобождению. Обращенная непосредственно к личному опыту читателя, эта книга, безусловно, является одной из глубочайших работ в данной области.
Содержание От автора
Предисловие
Введение
Как получить учения ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРИРОДА СНОВИДЕНИЙ
1. Сновидение и реальность
2. Как возникают переживания
Неведение
Действия и их результаты: карма и кармические следы
Благая карма
Освобождение эмоций
Омраченность сознания
Кармические следы и сновидение
Шесть миров сансарного бытия
Почему эмоции называют отрицательными?
3 Энергетическое тело
Каналы и прана
Каналы (ца)
Прана (лунг)
Уравновешивание праны
Прана и ум
Чакры
Слепой конь, хромой ездок
4. Краткий итог: как возникают сновидения
5. Образы «материнской тантры»
Метафоры, способствующие пониманию ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ВИДЫ СНОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
1. Три вида снов
Сансарные сновидения
Сны ясности
Сны Ясного Света
2. Использование сновидений
Переживания в сновидении
Руководство и руководящие указания
Прорицание
Учения в сновидениях
3. Открытие практики чод
4. Два уровня практики ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ПРАКТИКА ЙОГИ СНОВИДЕНИИ
1. Видение, действие, сновидение, смерть
2. Пребывание в покое: шинэ
Шинэ с усилием
Естественное шинэ
Окончательное шинэ
Препятствия
3. Четыре основополагающие практики
Первая практика: изменение кармических следов
Вторая практика: устранение влечения и неприязни
Третья практика: укрепление намерения
Четвертая практика: развитие памяти и радостного усилия
Постоянство
4. Подготовка к ночи
Девять очистительных дыханий
Гуру-йога
Защита
5. Главная практика
Введение осознавания в центральный канал
Увеличение ясности
Усиление присутствия
Развитие бесстрашия
Поза
Сосредоточение ума
Последовательность
6. Осознанность
Развитие гибкости
7. Препятствия
Отвлечение
Вялость
Возбуждение
Забывчивость
Четыре препятствия в описании Шардза Ринпоче
8. Управление сновидениями и уважение к ним
9. Простые практики
Бодрствующий ум
Подготовка ко сну
10. Объединение ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: СОН
1. Сон и погружение в сон
2. Три разновидности сна
Сон неведения
Сансарный сон
Сон ясного света
3. Практика сна и практика сновидений ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПРАКТИКА ЙОГИ СНА
1. Дакини Салчже Дудалма
2. Предварительная практика
3. Практика сна
Погружение в сон
4. Тигле
5. Продвижение
6. Препятствия
7. Поддерживающие практики
Учитель
Дакини
Поведение
Молитва
Растворение
Распространение и вбирание
8. Объединение
Объединение Ясного Света с тремя ядами
Объединение с циклами времени
9. Непрерывность ЧАСТЬ ШЕСТАЯ: УТОЧНЕНИЯ
1. Контекст
2. Ум и ригпа
Ум, оперирующий понятиями
Недвойственное осознавание – ригпа
3. Основа – кунжи
Сознание и материя
4. Познание
5. Распознавание ясности и пустоты
Равновесие
Различение
6. Я
7. Парадокс относительного «я»
Заключение
Приложение. Обзор практик сновидений
Четыре начальные практики
Подготовительные практики перед сном
Главные практики
Глоссарий
Библиография
От автора
Хочу поблагодарить тех, кто способствовал подготовке книги к печати и прежде всего и больше всех – Марка Далби, моего ученика и близкого друга, работать с которым мне было очень приятно. Мы провели немало часов в кафе в окрестностях Беркли, обсуждая разные вопросы. Без него эта книга не увидела бы света.
Источник
Обычный человек, не зная принципов медитации, оставляет на ночь все дневные стрессы, эмоции, мысли и волнения. У такого человека нет в запасе ни специальной практики, ни специального времени, чтобы справиться с дневными невзгодами или успокоиться перед сном. Сон настигает его в разгар рассеянности, и отрицательные состояния сохраняются в уме на протяжении всей ночи. Когда из этих отрицательных состояний возникает сновидение, спящему недостает устойчивого присутствия и его увлекают за собой образы и волнения мира сновидений. Тело остается напряженным от тревоги или отягощенным печалью, прана — грубой и неуравновешенной, а ум беспорядочно мечется. Сон беспокоен, сновидения тревожны или помогают на время убежать от действительности, и утром человек просыпается усталым и разбитым, зачастую сохраняя на весь день дурное расположение духа.
Даже если вы не практикуете йогу сна или сновидений, полезно готовиться ко сну, относиться к нему серьезно. Если перед сном, как и перед медитацией, постараться очистить ум, это углубляет присутствие и другие полезные качества. Нужно не оставлять отрицательные эмоции на ночь, а использовать все свои умения, чтобы освободиться от таких эмоций. Если вы умеете предоставлять эмоциям возможность самоосвободиться, раствориться в пустоте, займитесь этим. Если вы умеете их преображать или прибегать к противоядиям, воспользуйтесь этим умением. Постарайтесь установить связь с ламой, йидамом* и дакини, молитесь буддам и божествам, зарождайте сострадание. Делайте всё возможное, чтобы избавиться от напряженности тела и отрицательных состояний ума. Если вы свободны от тревог, если на душе у вас светло и безмятежно, сон ваш будет более спокойным и целительным. Даже если вы неспособны выполнять остальные практики, эта практика — полезное средство, которое каждый может взять на вооружение в повседневной жизни.
Ниже приведены некоторые общие способы подготовки к ночи, но не ограничивайте себя только ими. Важно осознавать, что происходит у вас в уме, как это влияет на вас, и использовать это знание, чтобы обрести покой и присутствие, а также открыть для себя возможности ночной практики.
ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ
Возможно, вы замечали, какое большое напряжение накапливается в теле и как напряженность влияет на дыхание. Когда в комнату входит человек, с которым нам трудно ладить, тело каменеет, а дыхание становится более коротким и жестким. Когда мы пугаемся, дыхание становится быстрым и поверхностным. Когда нам грустно, дыхание часто бывает глубоким и перемежается вздохами. Если же в комнату входит человек, которого мы искренне любим, тело расслабляется, а дыхание становится легким и открытым.
Можно не ждать подходящих переживаний, чтобы дыхание изменилось, а намеренно изменить дыхание, чтобы изменить переживания. Девять очистительных дыханий — это короткая практика, направленная на очищение каналов и расслабление ума и тела.
Сядьте в позу медитации со скрещенными ногами. Опущенные руки сложите ладонями вверх, левую поверх правой. Голову слегка опустите, чтобы выпрямить шею.
Представьте в теле три энергетических канала. Центральный канал — синий и проходит точно посередине тела: он толщиной со стебель тростника и слегка расширяется кверху, начиная от уровня сердца и до макушки, где заканчивается отверстием. Боковые каналы толщиной с карандаш; они соединяются с центральным каналом у его основания, сантиметров на десять пониже пупка. Эти каналы поднимаются вертикально вверх по обе стороны от центрального, делают изгиб под черепной коробкой, проходят позади глаз и впадают в ноздри. У женщин правый канал красный, а левый белый. У мужчин правый канал белый, а левый красный.
Три первых дыхания
Для мужчин: Поднимите правую руку, прижав большой палец к основанию безымянного. Закрыв безымянным пальцем правую ноздрю, вдохните через левую зеленый свет. Затем, закрыв левую ноздрю безымянным пальцем правой руки, сделайте полный выдох через правую ноздрю. Сделайте три таких вдоха и выдоха.
Для женщин: Поднимите левую руку, прижав большой палец к основанию безымянного. Закрыв безымянным пальцем левую ноздрю, вдохните через правую зеленый свет. Затем, закрыв правую ноздрю безымянным пальцем левой руки, сделайте полный выдох через левую ноздрю. Сделайте три таких вдоха и выдоха.
С каждым выдохом представляйте, что все препятствия, связанные с мужскими качествами, выходят из белого канала в виде голубоватого воздуха. К ним относятся болезни ветра (праны), а также препятствия и омрачения, имеющие отношение к прошлому.
Три вторых дыхания
Для мужчин и женщин: Поменяйте руку и ноздрю и сделайте еще три вдоха и выдоха. С каждым выдохом представляйте, что все препятствия, связанные с женскими качествами, выходят из красного канала в виде светло-розового воздуха. К ним относятся болезни желчи, а также препятствия и омрачения, имеющие отношение к будущему.
Три третьих дыхания
Для мужчин и женщин: Сложите опущенные руки ладонями вверх, левую поверх правой. Через обе ноздри вдохните целительный зеленый воздух. Представьте, как он движется по боковым каналам вниз, к соединению трех каналов, расположенному на четыре пальца ниже пупка. Выдыхая, представляйте, как энергия поднимается по центральному каналу и выходит из макушки. Сделайте три таких вдоха и выдоха. На каждый выдох представляйте, что все предрасположенности к болезням, вызванным злыми духами, выходят из отверстия в макушке в виде черного дыма. Сюда же относятся болезни слизи, а также препятствия и помрачения, имеющие отношение к настоящему.
ГУРУ-ЙОГА
Во всех школах тибетского буддизма и учения Бон гуру-йога считается одной из важнейших практик. Это справедливо для Сутры, Тантры и Дзогчена. Благодаря гуру-йоге развивается сокровенная связь с учителем. Постоянно укрепляя свою преданность, мы обретаем в самих себе центр чистой преданности, которая становится прочной и неколебимой опорой практики. Сущность гуру-йоги состоит в слиянии ума практикующего с умом учителя.
Что такое подлинный учитель? Это не имеющая облика коренная природа ума, изначальное осознавание всеобщей основы. Но поскольку мы пребываем в двойственности, нам легче представить это в каком-то облике. Поступая так, мы умело используем двойственность обычного ума, чтобы еще больше укреплять преданность, способствовать устремленности к практике и создавать благие качества.
В традиции Бон мы часто созерцаем учителя в облике Тапихрицы* или Будды Шенлха Одкара*, который олицетворяет единство всех учителей. Если вы уже занимаетесь практикой, можно созерцать и другое божество, скажем, Гуру Ринпоче, какого-то йидама или дакини. Поскольку важно работать с той линией передачи, с которой у вас установлена связь, нужно понимать, что учитель, которого вы созерцаете, является воплощением всех учителей, с которыми вы связаны, всех наставников, у которых вы учились, всех божеств, перед которыми у вас есть обязательства. В гуру-йоге учитель — это не просто один из людей, а сущность просветления, изначальное осознавание, то есть ваша истинная природа.
Учитель — это еще и наставник, от которого вы получаете учения. В тибетской традиции говорится, что учитель важнее Будды. Почему? Потому что учитель — это непосредственный глашатай учений, тот, кто передает ученику мудрость Будды. Без учителя мы не смогли бы найти дорогу к Будде. Поэтому мы должны испытывать по отношению к учителю такую же преданность, какую испытали бы к Будде, появись он внезапно перед нами.
Смысл гуру-йоги не только в том, чтобы вызвать некое чувство к воображаемому образу. Ее выполняют для того, чтобы обнаружить природу своего ума, которая тождественна природе ума всех ваших учителей, всех будд и всех реализовавших существ, которые когда-либо жили. Обретая нераздельность с гуру, вы становитесь нераздельны со своей изначальной истинной природой — подлинным учителем и наставником. Но эта практика не должна быть абстрактной. Выполняя гуру-йогу, старайтесь испытать такую сильную преданность, чтобы волосы зашевелились, по лицу потекли слезы, а сердце раскрылось и наполнилось великой любовью. Слейтесь в единстве с умом гуру — своей просветленной природой будды. Именно так нужно практиковать гуру-йогу.
ПРАКТИКА
После девяти дыханий, по-прежнему сидя в позе медитации, представьте вверху перед собой своего учителя. Это не должно быть плоское двухмерное изображение — вы должны видеть реального человека в трех измерениях, чистого, сотканного из света, обладающего сильным присутствием, которое оказывает влияние на ваше тело, энергию и ум. Ощущая глубокую преданность, подумайте о великом даре учений и огромной удаче, которая выпала на вашу долю, позволив вам установить связь с ними. Обратитесь к учителю с искренней молитвой и попросите об устранении препятствий и омрачений, о развитии добрых качеств и реализации йоги сновидений.
Потом представьте, что вы получаете от учителя благословения в виде лучей трех цветов, которые струятся из его трех врат мудрости — врат тела, речи и ума — в ваши. Эти лучи света следует получать в такой последовательности: белый свет струится из чакры, расположенной во лбу учителя, между бровей, в такую же вашу чакру, очищая и расслабляя все ваше тело и материальное измерение. Потом красный свет струится из горлового центра учителя в ваш, очищая и расслабляя ваше энергетическое измерение. Наконец, синий свет струится из сердечной чакры учителя в вашу, очищая и расслабляя ваш ум.
Когда эти лучи света входят в ваше тело, почувствуйте их. Пусть ваши тело речь и ум расслабятся, наполняясь светом мудрости. Используйте воображение, чтобы ощутить подлинность благословений во всем своем переживании, в теле, энергии и образах ума.
Получив благословения, представьте, что учитель растворяется в свете, который входит вам в сердце и пребывает там как ваша сокровенная сущность. Представьте, что сами вы растворяетесь в этом свете и пребываете в чистой осознанности, ригпа.
Есть и более пространные наставления по гуру-йоге, которые могут быть посвящены простираниям, подношениям, мудрам, мантрам и более сложным визуализациям, но суть практики в том, чтобы нераздельно слить свой ум с умом учителя — чистым недвойственным осознаванием. Гуру-йогу можно выполнять в любое время дня, чем чаще, тем лучше. Многие учителя говорят, что самая важная из всех практик — гуру-йога. Она дарует благословения линии передачи и способна открыть и смягчить сердце и усмирить непокорный ум. Полностью завершить гуру-йогу — значит завершить путь.
ЗАЩИТА
Погружение в сон немного похоже на смерть, на путешествие в неведомое, которое мы совершаем в одиночку. Обычно сон не внушает нам опасений, потому что он нам знаком, но задумайтесь о том, что с ним сопряжено. На какой-то период времени мы полностью исчезаем в пустоте, пока снова не возникнем в сновидении. При этом мы можем обрести другую личность и другое тело. Можем оказаться в незнакомом месте, в окружении чужих людей, в гуще неблагоприятных событий, грозящих нам опасностью.
Даже если приходится ночевать в непривычном месте, это может стать причиной беспокойства. Само место может быть совершенно безопасным и удобным, но нам не спится так же хорошо, как дома, в привычной обстановке. Возможно, нам не подходит энергия этого места. А может быть, нам не дает покоя собственная незащищенность. Даже в знакомом месте мы можем ощущать тревогу, ожидая прихода сна, или испугаться того, что увидим в нем. Если мы засыпаем в беспокойстве, наши сновидения смешаны со страхом и напряжением, сон приносит меньше отдыха, а практика дается труднее. Поэтому хорошо перед сном создать чувство защищенности и превратить место, где мы спим, в священное пространство.
Для этого следует вообразить вокруг своей постели дакини-хранительниц. Представляйте дакини в облике прекрасных богинь, просветленных существ женского пола. Они зеленого цвета, излучают любовь и обладают мощной защитной силой. Дакини остаются рядом, когда вы засыпаете, и не покидают вас всю ночь, словно мать, оберегающая дитя, или стража, охраняющая царя и царицу. Представьте, что они повсюду: сторожат окна и двери, сидят рядом с вами на постели, прогуливаются по саду или двору и т. д. — и вы почувствуете себя в полной безопасности.
Эта практика — тоже нечто большее, чем попытка что-то вообразить: нужно не только мысленно представлять дакини, но и использовать воображение, чтобы ощутить их присутствие. Создание такого священного защитного окружения успокаивает, расслабляет и обеспечивает освежающий сон. Именно так живут мистики: видят чудеса, силой ума изменяют окружение и наполняют смыслом все действия, даже действия ума.
Ощущение покоя в своем спальном пространстве можно усилить, если держать в спальне священные предметы: изображения, исполненные покоя и любви, священные и религиозные символы и другие предметы, направляющие ум на путь.
В «Материнской тантре» говорится, что, готовясь ко сну, нужно сохранять осознавание источников сновидений, объекта сосредоточения, защитников и себя самого. Соедините все это в осознавании не как несколько предметов, а как единое целое — это окажет большое влияние на ваш сон и сновидения.
Источник