Как сон обломова помогает понять его характер
«Сон Обломова» — это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.
Анонимный вопрос · 14 ноября 2018
4,6 K
Художник, иллюстратор, болею за «Арсенал», постоянно в дороге, люблю мотоциклы…
План:
«Благословенный уголок земли»
Обломов в семь лет в родительском доме:
распорядок дня ребенка
восприятие окружающей действительности ребенком
занятия воспитанием и обучением мальчика
Чудесная страна. Сказки няни.
Обломов в возрасте 12-13 лет:
образование
взгляды жителей Обломовки на существование
«Сон Обломова» — это вставной и внесюжетный элемент, который нужен только для того, чтобы ярче показать характер Обломова. Автор в главе встает на место главного героя, рассказывая о «благословенном уголке земли». Он говорит таким языком, который создает ощущение деревенского быта, сказки, где все живое и одухотворенное: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, что б обнять её покрепче, с любовью», «Река бежит весело, шаля и играя».
Избы тоже похожи на сказочные, на избушки Бабы Яги: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
Вся Обломовка пропитана ленью и довольством, люди похожи друг на друга, независимо от сословия. Показательно, что «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком, который все хочет узнать, но мать и няня не дают этого сделать. «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку — буде болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!» Свободен он был только во время дневного сна, когда все засыпали, а Илюша занимался тем, чем хотел.
Дальше он видит себя 12-13-летним мальчиком, который уже почти смирился с тем, что надо жить, как его родители. Он не хочет учиться, потому считает – незачем это делать. Его мать всегда следила, чтобы он был толст, весел и здоров, а остальное было второстепенным. И мальчик это запомнил.
Няньку в это время сменил Захар, которые одевает Илью, напоминает, что нужно умываться. В Обломовке у мальчика не осталось ни любознательности, ни резвости. Причины ясно показаны в этом моменте: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?»
Сон показывает, как проходило детство Обломова, как деятельную натуру полностью загубила забота домашних. И даже будучи взрослым он продолжает переносить свои сны в реальную жизнь
Каким вы представляете себе богатыря Илью Муромца? Попробуйте создать его устный портрет по былине «Три поездки Ильи Муромца»?
Аналитик, учусь на магистра фин.менеджмента, люблю Италию, папа — шеф-повар
Илья Муромец -это известный и загадочный герой русских сказок. Кажется все в России слышали о славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает только то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, но они бывают поражены сложностью и неординарностью этого образа. Илья Муромец входил в знаменитую тройку русских богатырей вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Среди них он был самым старшим. Ему приписывают такие качества характера, как смелость, решительность, доброта, справедливость, упорство, честность, бескорыстие, верность своему Отечеству и товарищам, преданность. Благодаря этим качествам он всегда достигал поставленной цели, никакие враги ему были не страшны, а князю он служил верой и правдой. Илья муромец — народный богатырь и этим многое сказано. То есть он в полной мере обладает всеми качествами народного защитника и заступника. Многие ученые пытались разгодать загадку, Илья Муромец — это реальная историческая личность, он воин, служивший киевскому князю, хотя в русских летописях не упоминается его имени. Илья Муромец — является главным действующим лицом в наших былинах и в германских эпических поэмах 13 века, которые основаны на еще более ранних сказаниях. В этих сказаниях Илья Муромец представлен нам могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, то есть им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста, останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В последствии было выяснено по останкам Ильи Муромца, что он жил 450 лет назад.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского ?
Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.
Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.
Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.
Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.
В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу». Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.
В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.
Прочитать ещё 1 ответ
Мог ли Обломов измениться и перебороть свой «сон»?
Вот во второй раз отвечаю на подобный вопрос (первый был о Татьяне и Онегине) и да, это максимально субъективно, но я убеждена, что герои литературных произведений априори не могли бы поступить иначе, чем поступили или прожить иную жизнь, чем проживают внутри произведения, ведь они были созданы для этой конкретной судьбы, характера, линии поведения. Если бы герой мог иначе, то книги бы не было — автор несёт свою идею, хуманизируя её, если угодно, в образе героя. Персонаж — это заданный вектор, всё что мы мыслим как его «потенциальное» — это домысливания с опорой на быт и реальность, которая не соответствует и не равняется реальности художественного произведения.
Поэтому — нет, не только Обломов, но и любой герой (по крайней мере НЕ в постмодернизме) не мог бы реализовать иную судьбу, чем та, которой его наделил «всевидящий автор».
Прочитать ещё 2 ответа
Какое влияние старшие могут оказать на своих детей ? по роману обломов
Знаток в области красоты, стиля, здоровья, фитнеса. Увлекаюсь кино и…
Посмотрим на главного героя романа «Обломов». Его лень безгранична, его любимое занятие — лежать на диване, предаваясь фантазиям и воспоминаниям. Кажется, что ни одна сила не способна поднять его с дивана и заставить вести активный образ жизни. Если задуматься о том, почему Обломов стал таким, становится понятно, что такой образ жизни он усвоил с самого детства. И эпизод, в котором Обломову снится его детство, лишь подтверждает, что он с малых лет был приучен к праздности и безделью. Если бы родители с детства воспитывали в нем тягу к активности и деятельности, Обломов вырос бы совершенно другим человеком. Именно родители играют огромную роль в формировании характера и привычек человека. Ребенок вырастет с тем, что в него заложили в детстве.
В каких произведениях поднимается тема уходящего лета?
«Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, там вся книжка про все лето, про начало, середину и конец тоже.
И вдруг лето кончилось.
Дуглас обнаружил это, когда они однажды шли по улице. Том ахнул, схватил его за руку и ткнул пальцем в витрину дешевой лавчонки. Они остановились как вкопанные: из витрины невозмутимо, с ужасающим спокойствием на них глядели предметы совсем иного мира.
— Карандаши, Дуг, десять тысяч карандашей!
— Тьфу ты, пропасть!
— Блокноты, грифельные доски, ластики, акварельные краски, линейки, компасы — сто тысяч штук!
— Не смотри. Может, это просто мираж!
— Нет, — в отчаянии простонал Том. — Это школа.
Самая настоящая школа! Ну с какой стати паршивые лавчонки выставляют все это напоказ, когда лето еще не кончилось? Половину каникул отравили!
***
Дедушка поглядел вверх, в оконце погреба, на предосенние деревья — листва шелестела под ветром, и ветер уже дышал прохладой.
— Конечно, ты его запомнишь. Том, — сказал он. — Конечно, запомнишь.
И они оторвались от мягкого мерцанья вина из одуванчиков и вышли из погреба: надо было совершить последние обряды лета, ибо настал последний день и последняя ночь. А к вечеру они вдруг спохватились — оказывается, вот уже три дня, как веранды пустеют совсем рано. И в воздухе пахнет как-то по-другому, суше, и бабушка поговаривает теперь не о ледяном чае, а о горячем кофе; открытые окна, в которых трепетали белые занавески, понемногу закрываются; холодные закуски уступают место горячему мясу. На верандах больше нет москитов, они покинули поле боя — и тут войне со Временем настал конец, люди тоже отступили, укрылись в теплых комнатах.
***
Дуглас закрыл глаза.
Июньские зори, июльские полдни, августовские вечера — все прошло, кончилось, ушло навсегда и осталось только в памяти. Теперь впереди долгая осень, белая зима, прохладная зеленеющая весна, и за это время нужно обдумать минувшее лето и подвести итог. А если он что-нибудь забудет — что ж, в погребе стоит вино из одуванчиков, на каждой бутылке выведено число, и в них — все дни лета, все до единого. Можно почаще спускаться в погреб и глядеть прямо на солнце, пока не заболят глаза, а тогда он их закроет и всмотрится в жгучие пятна, мимолетные шрамы от виденного, которые все еще будут плясать внутри теплых век, и станет расставлять по местам каждое отражение и каждый огонек, пока не вспомнит все, до конца…
С этими мыслями он уснул.
И этим сном окончилось лето тысяча девятьсот двадцать восьмого года.
«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.
Структура эпизода
Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению