Как во сне выучить иностранный язык
Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение)) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.
Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы — затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.
На чем же авторы строят свои гипотезы
Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.
Результаты эксперимента от Mosalingua
Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.
Количество участников | 136. |
Период проведения эксперимента | 2 недели. |
Возрастная группа | 18-30 лет (40%), 31-40 (10%), 40-60 (40%), от 60 (10%). |
Уровень владения языком | от A1 до B2. |
Условия | Участникам предлагались как ранее изученные слова и фразы, так и совершенно неизвестные в периоды легкого сна. |
Результаты | 67% участников смогли более эффективно запоминать ранее изученные слова и фразы, но лишь 28% показали прогресс в запоминании абсолютно неизвестных слов. |
Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:
Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.
Что обычно предлагается изучать
Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.
Типичные алгоритмы запоминания во сне
Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:
- Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
- Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна — это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
- Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
- Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.
Методика Близниченко
А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:
- Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
- Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
- Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.
Как наш мозг работает в течение суток
Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.
Послеполуденное время — это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.
Вечер — это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.
Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие — это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать.
Что полезного можно почитать на эту тему:
- «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» — Геннадий Кибардин.
- «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — Павлов И. П.
- «Как работает мозг» — Пинкер Стивен.
Так возможно ли вообще обучение во сне
И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.
Автор: Ольга Гладкова.
Источник
Опыт нашего редактора Яны по изучению английского. Чем для нее закончился интересный эксперимент с методикой изучения английского во сне.
***
Несколько лет назад, когда я училась на переводчика в одном московском университете, то пробовала за студенческие годы самые разные методики изучения языка и запоминания слов. Хочу рассказать о самом интересном и неоднозначном способе, который испытала на собственном опыте.
Суть методики заключается в том, чтобы перед сном включать себе зацикленную запись на английском и засыпать, пока она проигрывается. Поскольку наш мозг работает постоянно, то должен, по задумке, воспринимать и запоминать информацию с аудиозаписи.
На втором курсе я устроилась работать переводчиком на 0,5 ставки, поэтому на учебу времени оставалось невероятно мало. Именно тогда я решила опробовать данную методику с изучением английского во сне. Я не ставила цель выучить правила или сложные конструкции, мне требовалось лишь запомнить побольше слов и самые распространенные идиомы. Тогда эта затея казалась очень интригующей. “Выглядит смешно, но вдруг сработает”, – думала я.
Для изучения было подобрано около 50 самых популярных идиом и более 500 на английском. Идиомы и слова поместила на отдельные записи, чтобы лучше структурировать свои “занятия”. К процессу подошла очень ответственно. Даже сами записи делала собственными руками, проговаривая каждое слово и выражение на диктофон.
Первая ночь эксперимента. Решила начать с идиом. Включаю старенький айпод и ставлю нужную запись с первым десятком выражений. Лежу в кровати, с интересом слушаю новые для себя идиомы и воображаю как классно я буду завтра ими “козырять” в университете. Прошел час, а сном, как говорится, и не пахнет. В голове пусто, а на лекции нужно вставать уже через 5 часов. К половине третьего ночи уже сильно хотелось спать и болела голова, так что я попросту отключила все и легла спать.
Утром проснулась с опозданием на 2 часа, при этом ощущение было такое, словно ночью мне в глаза песка насыпали. Понятно, что никаких идиом не запомнила. Расстроилась, но сдаваться было рано. Решила с идиом перейти просто на слова, чтобы мозгу было проще. В этот раз я смогла заснуть под запись, но слов было слишком много и я запомнила только 3 из нескольких сотен. Это прогресс.
К следующему “сеансу” я уменьшила количество слов на записях до 10 и все получилось. Нормально заснула и даже хорошо выспалась, утром помнила 8 из 10 слов. Это было потрясающе. Сложно было поверить, что это реально работает.
Провела остаток недели, применяя мое новое секретное оружие для пассивного изучения английского. Все шло превосходно, но появился совершенно неожиданный побочный эффект. Сложно поверить, но я стала моментально засыпать при прослушивании собственных записей. В качестве снотворного они действовали безотказно, а вот уровень запоминания слов упал практически до нуля.
За следующую неделю все стало только хуже. Слова уже не запоминались, появились нарушения сна и головная боль. Самое странное, что без записей уснуть было невыносимо тяжело. Мозг словно требовал их включить. Стало понятно, что эксперимент провалился, нужно было возвращаться к прежнему состоянию и восстанавливаться. Во всяком случае, для меня это был невероятно интересный опыт.
***
Интересно узнать какими необычными способами для изучения английского и других языков пользовались наши читатели. Оставьте свой комментарий под этой историей!
Ставьте лайк и подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, чтобы получать новые материалы!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Анна, для меня этот вопрос совершенно «недетский», а наоборот, один из самых интересных в моей профессиональной области. Попробую отделить некоторую мистическо-эзотерическую шелуху от того опыта, который доступен мне лично или моим клиентам и вполне объясним с научной точки зрения. Разумеется, хочется пригласить в пост тех, кто занимается сном профессионально: нейрофизиологов, психиатров например. Очень интересно, что они скажут.
Мне лично неизвестны случаи, когда человек выучивал язык исключительно за счет того, что, например, слушал речь в момент ночного сна. Более того: я хотел бы предостеречь Вас от сколь-либо продолжительных экспериментов над собой в этом направлении. Дело в том, что у ночного сна есть основная функция, и она заключается отнюдь не в том, обеспечить Вам период, когда Вы в наушниках храпите под BBC или телесериалы 🙂 Экспериментируя над собой таким образом, Вы рискуете себя лишить того эффекта, который дает человеку здоровый сон. Как минимум, будете хуже высыпаться и не чувствовать себя отдохнувшей с утра.
Но здесь интересно то, что сон, насколько мне известно — не какое-то одно состояние, а сочетание разных явлений. Во-первых, существуют различные фазы сна. Хорошо известна стадия сна, которая называется REM (rapid eye movement). Во время этой стадии, которая повторяется каждые полтора — два часа, наш мозг демонстрирует повышенные уровни активности и Вы видите сны, которые потом можете запоминать или забывать. В числе прочего, в эти периоды происходит обработка и систематизация информации, которую мозг получил ранее в состоянии бодрствования. И в каком-то смысле, если Вы изучаете иностранные языки в дневное время, Вы _уже_ неизбежно изучаете их ночью. И ничего дополнительного делать для этого не надо.
Все мои клиенты, позволившие себе погрузиться в язык достаточно интенсивно и изучающие его некоторое время, рано или поздно проходили через ситуацию, когда им начинали сниться англоязычные сны. Для меня это всегда косвенный признак, что мы достигли определенных успехов, что клиент находится на пороге очередного масштабного скачка в развитии и что и интерязык клиента (=тот язык, который у клиента в голове) сейчас как раз активно трансформируется. По моим наблюдениям, примерно в это время резко меняется грамматический строй речи, интонационный рисунок приближается к речи носителей, улучшается произношение, речь становится экспрессивнее.
Это про ночной сон. Но как быть с теми состояниями, которые находятся на полпути между сном и бодрствованием? Ведь каждый из нас переживал состояние, когда внимание блуждает, когда слушаешь лекцию, а рука сама собой рисует каракули на полях тетрадки, предсонные состояния или состояния сразу после пробуждения, транс различной глубины, состояния медитативного созерцания, и т.д.? Вот в этой области, мне кажется, заложен колоссальный потенциал для создания новых, более эффективных форм и техник обучения, в том числе, обучения языкам. Я не единственный, кто так считает, но до сих пор попытки были достаточно примитивные и, что называется, фронтальные. Все знают 25й кадр, многим знакома техника суггестопедии Лозанова (wikipedia.org). Штука в том, что техники эти работают достаточно выборочно и нестабильно. Но это совершенно не значит, что надо прекращать попытки! Наоборот, я уверен, что уже в этом столетии мы увидим новые методики, которые будут намного совершеннее той же Суггестопедии.
Пока могу поделиться правилом, которое работает для меня и для 100% моей клиентской базы в течение последних 7 лет практики. Освоение языка сильно ускорится, если слушать иностранную речь в уже упомянутые моменты «полубодрствования». Когда Вы чувствуете, что внимание плавает, втыкайте наушники и просто позвольте себе думать о том, о чем думается. Возможно, мысли будут уплывать от того, что звучит. Позвольте им плыть и развиваться своим ходом (встреча завтра в одиннадцать, ух ты какая плитка на этом здании). Внимание может двигаться по синусоиде и в какой-то момент возможно Вы на короткое время сосредоточитесь на звучащей речи. Опять-таки, позвольте себе это сделать. Часто в эти моменты мои клиенты замечают какое-то новое слово или какую-то конструкцию.
Некоторые слушают перед сном. Проверьте, что работает для Вас, поэкспериментируйте с разным временем суток. Только не оставляйте наушники на ночь.
Ну и последнее, самое важное.
Причина, по которой многие задают вопрос про обучение во сне, заключается в том, что до сих пор способы, которыми человек пытался учить язык, были сопряжены для него со значительной степенью дискомфорта. Отсюда желание сделать так, чтобы оно «само выучилось». Это нормально: если Вы все время исключительно заставляете, заставляете, заставляете себя учиться, скорее всего Вы сорветесь рано или поздно, т.е. ничего из этого не выйдет. И задача, конечно, заключается в том, чтобы Вас не нужно было заставлять. В случае успеха наступит момент, когда Вы будете не успевать другие дела, опаздывать на встречи и т.д., занимаясь при этом языком спонтанно, в свободное время и без принуждения. И для этого совершенно не обязательно отключать сознание и «отрубаться». Достаточно грамотно выстроить процесс 🙂
Источник
— Хэллоу, ви вуд лайк э тэйбл фор ту, эвэй фром… э-э-э… Елки, как по-английски «кухня», не помнишь? Так в приложении посмотри. Вай-фай не ловит? Засада. Ну, занесла нелегкая за бугор! Крым надо было брать, как в прошлом году. Там и шпрехать не надо, все свои.
И так – каждый сезон отпусков, в любом ресторане мира (музее, театре – выберите свой вариант). Пять минут позора – и вы у цели, если повезет. А если нет? И ведь так хочется не лопотать на ломаном инглише, а бодро жонглировать словами.
Соблазнительных способов освоения английского быстро и без хлопот в интернете множество. Мы взяли пять самых обсуждаемых и проверили на себе. Сразу оговоримся: на тестирование одного метода тратим ровно один день. А там – практика покажет.
Сплю и слышу
Первый способ навеян знаменитым фильмом «Большая перемена». Кто не помнит, там герой Евгения Леонова безуспешно пытался вызубрить урок истории. А потом придумал учиться во сне: «Все можно «на корочку» записать, как на магнитофон!».
Правда, вместо причин зарождения капитализма в Германии, «на корочку» записались обрывки радиодетектива о разведчике Джонсе и прогноз погоды в Прибалтике. Дочка включила радио, пока он почивал.
Но кино есть кино, а как оно в реальности? Да и метод уж очень заманчивый: ты спишь – учеба идет. А какая экономия времени! Для ночного освоения выбрали урок на Youtube – от популярного педагога. Поехали. Кнопка «старт», наушники – и на боковую. Жди меня, Great Britain!
Под бормотание учителя отключаешься довольно быстро. Но не до конца: какой-то полусон-полудрема. К тому же через каждые 20 минут врубают рекламу. На всю катушку, на несколько порядков громче, чем остальное. Через три блока хотелось убивать. На автомате дотянулась до кнопки «выкл». Но в сон не провалилась. «Кошмарило» всю ночь, утром проснулась, как вареная. По дороге на работу включила тот же урок. И поняла: не помню ровным счетом ничего. А от английского просто воротит. Так, что на следующий день взяла тайм-аут.
Вывод: «Наука подвела, – сетовал еще герой Леонова. – Зубрить надо». Под первым подписываюсь. А со вторым еще поспорим. Но ночью теперь – только сон. Иначе все превращается в пытку, и английский тем более.
Загрузимся перед «спячкой»
Перелопачивая сеть, мы наткнулись на другой любопытный способ. И тоже связанный со сном. Только учить иняз надо перед тем, как отправишься в объятия Морфея.
Оказывается, еще советские ученые доказали: лучшее время для запоминания нового – последние 15 минут ДО ночного сна. И примерно полчаса после пробуждения.
Решено: надо пробовать. Для ознакомления остановились на теме «Ресторан», всегда пригодится. Источник – обучающий сайт в интернете. Если запомнишь 20-30 слов или фраз, уже хорошо, постановили мы. С официантом объясниться сможем.
Вперед. На первый взгляд, ничего сложного. Короткие, емкие фразы вроде «Is it spicy?», «I am allergic to honey», «Can I get this to go?». Каждую повторяешь раз по 5-7, пока не выйдет время. А потом в сон. Благо, от словесной «каши» мозг не взрывается. Наутро – отключив будильник – тянусь за планшетом.
Вывод: из всего массива в памяти остался пяток фраз. Самых простых. Зато остальные уже не кажутся незнакомыми. При повторении вспоминаются довольно быстро. Если практиковать метод постоянно, толк будет. Осеняет: «Мы же так в школе стихи учили!».
К слову, способ можно усовершенствовать. Записать материал на диктофон под успокоительную музыку. Желательно не самому: женщины лучше воспринимают мужской голос, и наоборот. Слушать на ночь и утром. Повторять вслед за диктором.
Сериалы нам помогут
Любимый многими способ. И полезно тебе, и интересно. Живая речь – со сленгом, сокращенными формами слов, фразовыми глаголами.
Начали с классики. Разумеется, это «Друзья». «Вряд ли там сложные диалоги, — предположили мы. – Прокатит и без субтитров».
Примерно через полчаса ловишь себя на том, что понимаешь куда больше.Фото: Вадим МАЦНЕВ
Не прокатило. Понять, что именно с пулеметной скоростью выпаливают герои, не удалось. Выхватывали отдельные слова, фразы. Но в целом попытка №1 обернулась неудачей. И раздражало: над чем они все смеются?
Переигрываем: включаем субтитры на русском. Другое дело: все понятно, даже… слишком. Минуте на пятой осознаешь, актеров не слушаешь вообще. Читаешь себе «бегущую строку» — наслаждаешься. Значит, отметаем.
Остается последнее – видео с английскими субтитрами. Ну, хотя бы «Очень странные дела», мегапопулярный в свое время сериал. И поначалу – лучше те серии, которые уже видели. Испытано на себе: так не надо будет всякий раз жать на паузу — лезть в словарь. Кстати, примерно через полчаса ловишь себя на том, что понимаешь куда больше.
Вывод: дело хорошее, берем на вооружение. Месяца два-три, и смотреть сериалы можно без субтитров. Только совет, незнакомые слова и фразы стоит записывать. А после, конечно же, активно употребляем. Иначе опять забудем.
Учимся смеясь
Как вариант – заменить сериал любым телешоу. Там вообще – сплошная «актуалка», жизненнее не бывает. Мы выбрали «Шоу Эллен Дедженерес». Одно из самых раскрученных в США, на него подписаны миллионов 20. А мы чем хуже? Чтобы вы понимали, в шоу 15 сезонов. Герои – самые разные.
Первым делом попытались посмотреть «взрослые» выпуски, где ведущая беседует со звездами. Ну, как беседует? Скорость речи опять же космическая. Пять минут – и голова раскалывалась. Что тут запомнишь?
Маленький лайхак: для старта ищите выпуски, в которых Элен общается с детьми. Мы начали с того, где она знакомит их со «старинным» телефоном да печатной машинкой. А малыши пытаются угадать, для чего были нужны эти странные агрегаты? Все просто: ребенок говорит медленнее. И успеваешь хоть что-то сообразить.
Вывод: метод годный. Практиковать можно. При повторном просмотре речь телезвезды можно было разобрать куда легче. Подсказка: если будет все-таки тяжело, смотрим шоу на замедленной скорости. Переслушиваем непонятные моменты, фиксируем для себя.
Без бумажки ты…
И в завершении эксперимента мы проверили старый добрый (но вовсе не изживший себя) способ с карточками.
Нашли в интернете специальный сайт, автоматически их создающий. Причем бесплатно. Наштамповали карточек с переводом на обратной стороне, расклеили по стенам. И после работы битых два часа буравили их взглядом. Один вечер, 50 карточек. Ночью, рассчитывали мы, новые слова мозг разложит по «полочкам». Утро показало: в памяти остались 10, от силы 15 штук. Но после того как обежишь их глазами, всплывает примерно столько же.
Вывод: неплохо, но могло быть лучше. Уже позже нам внушили: карточки должны быть разных цветов, по темам. Писать на них можно не только слова, но и предложения. Но! Если внести в тему (из 5-10 слов) одно чужое, оно запомнится скорее. И еще – карточки бывают не только бумажными, но и электронными. Есть специальные приложения с ними. Скачиваем на телефон – и учим – дома, в дороге, на отдыхе, везде.
Подытоживаем
Кто бы спорил, одного дня для «обкатки» на себе языковых методик мало катастрофически. Но кое-что понять можно. Английский во сне, на наш взгляд, утопия. Из остального надо выбирать, что подходит лично вам. И непременно «юзаем» новые слова. Иначе они уйдут в пассив. Удачи!
Источник