Какой сон приснился раскольникову на каторге
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Сон
Содержание
Значение
Символика
Сон о лошади
Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.
Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.
Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.
Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.
Сон об Африке
Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.
Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.
Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.
Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.
Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.
Сон о смеющейся старухе
По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.
Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.
Сон означает полный провал эксперимента над собой.
Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.
Сон о конце света
Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.
Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.
Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.
Сон как символ обновления души, ее очищения.
С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.
В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.
Тема сна | Описание | Глава |
Сон о лошади | Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу: «…Страшный «…в «…Он Сон отражает двойственность натуры | Часть 1, Глава V |
Сон об Африке | Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В «…Ему Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой. | Часть 1, Глава VI |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке | После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче, Во «…Вдруг «…Но, «…Страх, В этом сне воплощается страх Раскольникова за то, | Часть 2, Глава II |
Сон о смеющейся старухе | Перед В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. «…старушонка Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в «…все В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, | Часть 3, Глава VI |
Сон о конце света | Это – «…Он Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней | Эпилог |
В творчестве Достоевского роман «Преступление и наказание» по праву занимает особое место. Именно в этом произведении автор наиболее широко показал нищету и страдания бедных слоев населения, а также жестокость и бесчеловечность современной жизни.
Роман возник на основе глубоких и неутешительных размышлений писателя по поводу важнейших проблем того времени. Прежде всего, Достоевского волновали нравственные последствия массового обнищания, повсеместного пьянства, роста преступности, которые были вызваны реформой 1861 года.
Писатель остро осознавал, что будничная, повседневная жизнь буржуазного города рождает бесправие и материальную нищету, а кроме того, она еще и отравляет мозг людей различного рода фантастическими идеями.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
В уме главного героя романа, Родиона Раскольникова, возникла одна из таких идей, которая развилась в целую теорию. Суть ее заключалась в разделении людей на два класса: первый — «твари дрожащие», которые способны лишь к размножению, они привыкли подчиняться и выполнять приказы; второй – необыкновенные люди, которые собственными усилиями управляют прогрессом. Такая теория дала Раскольникову право на убийство человека, старухи-процентщицы. Он верил, что совершает это преступление ради спасения человечества.
Однако, столкнувшись с реальностью жизни, теория Раскольникова начала рушиться. Главный герой, совершенно измотанный боязнью разоблачения, вынужден был пересмотреть свое собственное место в теории. Он осознал, что не способен, как его кумир Наполеон, спокойно жертвовать жизнями других людей, пускай даже ради благого дела. Раскольников не в состоянии справиться с угрызениями совести даже после убийства одной противной и «гаденькой старушонки». Он пытается определить, когда же им была допущена ошибка. Раскольников понимает, что убить он хотел не конкретного человека, а просто желал проверить, сможет ли он переступить через принцип, т. е. через собственную совесть. Именно совесть, а также доброта его души мешают Раскольникову стать «властелином». Мысли о раскаянии все чаще начинают посещать главного героя. Он заставляет Соню читать притчу из евангелия о воскресении Лазаря. Именно любовь к этой прекрасной и чуткой девушке, Соне Мармеладовой, заставляет Раскольникова признаться в своем ужасном преступлении. Однако, даже будучи на каторге, главный герой по-прежнему уверен, что его теория справедлива, просто он по ошибке отнес себя не к тому классу и за это расплачивается.
Однажды на каторге Раскольникову приснился сон, который помог ему осознать неправильность своей теории и окончательно от нее отказаться. Ему приснилось, будто весь мир охватила страшная и невиданная напасть, ужасная болезнь, от которой люди сразу же становились сумасшедшими и бесноватыми. Однако сами зараженные считали себя невероятно умными и были абсолютно уверены в своей правоте. В какой-то бессмысленной злобе люди начали убивать друг друга, жестоко и хладнокровно. Этот сон отражает читателю внутреннюю сторону того, что произошло с Раскольниковым. Главный герой видит сон, в котором наконец-то осуществилась его «проклятая мечта». Этот фрагмент романа наполнен глубоким символическим содержанием. Автор предупреждает о страшной опасности для людей, о том, что утрата нравственных норм и правильных критериев добра и зла неизбежно приведет к гибели всего человечества.
Сон Раскольникова является противопоставлением его теории. Раньше он был уверен, что «необыкновенных людей» рождается на земле очень мало, а в его сне дело обстоит совсем по-другому — миру не хватает обычных, чистых людей. Именно такие люди становятся избранными, их предназначение – начать новую жизнь, возобновить род людской на земле.
Осознание самоуничтожающей и разрушающей сущности эгоизма, ненависти и зла, а также сострадание ко всем людям помогают главному герою избавиться от «трихинов» своей больной души, излечиться и воскреснуть для жизни новой.
«Преступление и наказание» — это роман, посвященный истории трагедии души человека, которая через ошибки и страдания приходит к постижению истины. В произведении Достоевского остро стоят проблемы добра и зла, падения и возрождения человеческой души. Писатель активно пропагандирует гуманизм, идею любви к человеку, каким бы он не был. Поэтому и своему грешному герою автор дает возможность прозреть, осознать свои ошибки и начать новую жизнь.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3663
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Но давайте по порядку. Попробуем, к примеру, узнать, о чем бы думал, если бы оказался реальным человеком, один из персонажей, которого Достоевский блестяще описал в романе «Преступление и наказание». Речь, конечно же, идет о Родионе Раскольникове. Нас прежде всего будут интересовать его сновидения. Обсуждаемое произведение включает в себя три таких эпизода.
Первый из них намечает канву душевного конфликта. Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона. «И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак». Беспокойство мальчика всем понятно: «кладбище» напоминает о бренности человеческой жизни, «питейное заведение» — о бездумном прожигании последней людьми. Далее разыгрывается настоящая трагедия: «Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобылку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет».
Образ старой лошади как бы расширяет смысловое поле, связанное с мрачным кладбищенским ландшафтом. Этот бессловесный персонаж символизирует те границы, которые установила перед человеком сама природа. И потому избиение беспомощного существа означает бунт против природных ограничений и человеческой судьбы в целом. В прошлом веке такие умонастроения назывались «богоборческими». Психологически же такого рода взглядам соответствуют подверженность иллюзиям, тайное чувство собственной ущербности, зависть к успехам ближнего.
В чем же все-таки состоит главное преступление Раскольникова? В том, что этот опустившийся молодой человек совершил убийство, или же в его намерении самоутвердиться любым способом? Второй сон о старухе-процентщице, приснившийся ему уже после известного события, показывает, что осуществить такие замыслы не так-то просто: «Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. … Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старуха сидела и смеялась…».
Причина провала — присутствие на площадке и лестнице людей, которые вдруг заполнили все свободное пространство. В этом случае старуха олицетворяет совесть, а люди — общественный характер такого переживания. Оказывается, перешагнуть через внутренние преграды не так-то просто.
С этой минуты в Родионе начинает пробуждаться чувство виновности, которое, христианские мыслители называли «первородным грехом». Это — своеобразный общечеловеческий долг, который прямо или косвенно заставляет каждого из нас принять на себя ответственность за все происходящее в мире. В том числе, и за его несовершенство. Другими словами, человек должен всегда оставаться самим собой.
В конце романа мы сталкиваемся с третьим сновидным эпизодом. Точнее, это даже и не сон, а некое помрачение рассудка, пережитое Раскольниковым на каторге во время поразившей его лихорадки. Тогда перед глазами Родиона развернулись грандиозные фантастические картины.
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве… Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные».
Описание этой галлюцинации обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Именно в этот момент мы начинаем понимать уродливый характер непомерной человеческой гордыни, следствием которой является неугасаемое желание подчинить своей воле все окружающее.
Отсюда — борьба за власть, агрессивность, стяжательство, неразборчивость в средствах, которые используются для достижения цели. Однако готов ли наш герой принять столь простую истину? «Вот в чем одном признавал он свое преступление, — отвечает на этот вопрос Достоевский, — только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».
Видеть мир таким, какой он есть — задача, безусловно, не из простых и далеко не из самых приятных. А примириться с собственным несовершенством — на это способны немногие. Но можно ли двигаться вперед, не имея достоверных сведений относительно того, хватит ли у тебя сил на оставшуюся дорогу?
Сны Раскольникова – важная составляющая романа «Преступление и наказание». В них он более полно раскрывается как личность, как многогранная фигура. Так какова же суть снов Раскольникова?
Сон как художественный прием
На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.
В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.
Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.
Сны Раскольникова до преступления
Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.
Еще один сон перед преступлением- сон про оазис. Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).
Сны Раскольникова после преступления
После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.
В другом сновидении Родион практически повторяет совершенное наяву. Он отправляется в дом старухи-процентщицы и собирается ее убить. Только старуха не боится его, а лишь смеется над его попытками. Благодаря этому сну главный герой понимает, что он не «особенный человек», которому позволено быть вершителем судеб.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Сон Раскольникова». Сны являются отражением нашей души и переживаний, и главный герой не стал исключением. Сновидения мучают его, заставляют переживать ужасные моменты, что ведет к саморазрушению в реальной жизни.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению