Какой сон приснился софье горе от ума
Спящая Софья
Героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Софья, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением своего отца, Фамусова, оправдывается, рассказывает свой сон о любви ― сон возможный, психологически оправданный, но явно выдуманный:
«Сказать вам сон: поймёте вы тогда…
Позвольте… видите ль… сначала
Цветистый луг; и я искала траву,
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим — будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умён,
Но робок… Знаете, кто в бедности рождён…
Фамусов отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара».
Софья продолжает:
«Потом пропало всё: и луг, и небеса.
Мы в тёмной комнате. Для довершенья чуда.
Раскрылся пол — и вы оттуда,
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Тут с грохотом распахнулися двери,
Какие-то не люди и не звери,
Нас врозь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рёв, хохот, свист чудовищ,
Он вслед кричит».
Сон ― талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость её возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим.
Александр Сергеевич Грибоедов – один из русских литературных гениев начала XIX века, слишком рано ушедший из жизни (он трагически погиб на дипломатической службе в возрасте 34 лет). Дворянин, разносторонне образованный человек, построивший блестящую карьеру на дипломатическом поприще, Грибоедов успел написать совсем немного. Перу этого талантливого литератора были подвластны переводы с иностранных языков, драматургия, проза и поэзия, а среди его произведений наибольшую известность получила пьеса в стихах «Горе от ума», написание которой было завершено в 1824 г. К основным идеям пьесы можно отнести непримиримое противостояние двух мировоззрений – приверженцев старого, закосневшего быта и молодого свободолюбия. Среди многих образов выделяется главная героиня – Софья Фамусова. Она полна противоречий, неоднозначна. Есть в ней какая-то недосказанность. Такова уж характеристика Софьи («Горе от ума» никого не возводит в идеал), что девушка не может быть однозначно причислена к разряду сугубо положительных героев. Неглупая, со слов самого автора, но и не ставшая пока разумной. Ситуация вынуждает её выступать в роли лгуньи, врать отцу и изворачиваться, чтобы скрыть свои чувства к человеку, которого тот считает недостойным её руки. Юная семнадцатилетняя прелестница, она обладает достаточной силой воли, чтобы иметь собственные взгляды на вещи, подчас полностью противоречащие устоям её окружения.
Если для отца Софьи, Фамусова, мнение общества превыше всего, то сама девушка позволяет себе презрительно высказываться об оценках со стороны посторонних людей. Иногда кажется, что основная характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» – это стремление к свободе от навязанной воли, страсть к иной, независимой жизни и наивная чистота помыслов. Как каждой молодой девице, ей хочется любви и преданности достойного человека, какового она видит в секретаре отца, Молчалине. Создав в воображении идеальный образ возлюбленного, она не замечает несоответствия своих фантазий с действительностью. Не желает замечать чувств Александра Чацкого, влюблённого в неё и разделяющего многие из её устремлений, близкого ей духом. Того, кто на фоне её окружения – отца, полковника Скалозуба, Молчалина и прочих – может показаться глотком чистого воздуха во время удушья.
Фамусовское общество
Её любовь к Молчалину – это тоже своеобразная характеристика Софьи. «Горе от ума» показывает его неким антиподом главного героя – Чацкого. Тихий, скромный, молчаливый человек «себе на уме». Но в её глазах он похож на романтического героя. Страстная натура девушки помогает ей убедить себя в исключительности этого посредственного человека. В то же время Чацкий, воплощающий в себе дух свободолюбия, честности, прямоты и неприятия старых нравов общества и их приверженцев, кажется Софье грубым и злым.
Сергей Юрский в роли Чацкого, Татьяна Доронина в роли Софьи
Девушка не понимает, что сама во многом схожа с ним. Она так же не озабочена мнением толпы, позволяет себе быть непосредственной, не сдерживать чувств в угоду обществу и проявлять свои душевные порывы на глазах у посторонних. Некая уверенность в правильности своих действий и чувств – ещё одна характеристика Софьи. «Горе от ума» всё же не раскрывает полностью характера героини (даже А. С. Пушкин высказал мнение, что образ этот выписан «неясно»). Обладая живым умом и возвышенной натурой, Софья не имеет достаточной стойкости в убеждениях и силы духа их отстаивать.
Гончаров рассматривал образы Софьи Фамусовой и пушкинской Татьяны Лариной как во многом схожие. Действительно, показательна характеристика Софьи («Горе от ума») и Татьяны («Евгений Онегин»), в дурмане любви забывших обо всём и бродящих по дому, словно в приступе лунатизма. Обе героини готовы открыть свои чувства с детской простотой и непосредственностью.
По ходу пьесы «Горе от ума» характеристика Софьи в глазах читателя меняется. Из наивной и доброй девушки та превращается в клеветницу и человека, готового ради мелкой мстительности уничтожить авторитет Чацкого в глазах знакомых. Тем самым она теряет его уважение и разрушает тёплые чувства. Наказанием ей служит неверность Молчалина и позор в глазах общества.
Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, — Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося — и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.
Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.
Обращайтесь: Лихачев Сергей Сергеевич
likhachev007@gmail.com
Источник
Горе уму – Горе от ума
Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.
«Горе от ума» — этот фразеологизм содержит ироническую оценку. Чацкий обижен на Софию – она полюбила другого, и обида Чацкого служит поводом для войны, которую Чацкий объявляет обществу.
В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.
То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.
Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)
Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).
АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).
С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.
Как соотносятся реальные события с вымышленным Софией сном?
Напрямую соотносятся, вымышленный сон частично стал пророческим. «Нас врознь» — София и Молчалин действительно расстанутся по причине, потрясшей Софию (вскрывшееся предательство Молчалина). Мотив разверзшейся земли («раскрылся пол») характеризует грядущее состояние Софии. Гнев отца также станет реальным станет реальным событием комедии. «Хохот,свист чудовищ»,символизирующий светские сплетни, не стал реальным событием комедии, так как отношения Софии с Молчалиным не успели приобрести известность в свете.
Детали – упоминается трава, ворожба – древний знак любви; портретная деталь «дыбом волоса», «не то люди, не то звери» — те, кто могут осудить любовь С к М, теряют для нее человеческий облик; «раскрылся пол» — отсыл к реализованной метафоре – «разверзлась земля под ногами»
Татьяна Ларина, Светлана, «Жених» Пушкин Одна из традиций классицизма – «говорящие» фамилии. ГФ потому, что сообщают о персонаже какие-то его качества.
Но многие считают, что фамилия Чацкий(Чадский) созвучна фамилии Чаадаева, который был другом Грибоедова.
Чацкий – есть мнение, что от слова «чад» — дым, затуманил его рассудок. Горе от ума – оттого, что умный человек повел себя неумно, любовь и ревность замутили его разум.
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же], русский мыслитель и публицист.
Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1811). Участвовал в Отечественной войне 1812. Уйдя в отставку (1821), он много занимался самообразованием, обратился к религии и философии. Жил за границей (1823-1826), познакомился с Шеллингом, с которым в дальнейшем переписывался. В 1836 в журнале “Телескоп” было опубликовано “Философическое письмо” Чаадаева. Содержащаяся в нем резкая критика прошлого и настоящего России вызвала в обществе шоковый эффект. Реакция властей была суровой: журнал закрыли, Чаадаева объявили сумасшедшим. Более года он находился под полицейским и врачебным присмотром. Затем наблюдение было снято, и Чаадаев вернулся к интеллектуальной жизни московского общества. Он поддерживал отношения с людьми самых разных взглядов и убеждений: Киреевским, Хомяковым, Герценом, Грановским, Вл. Одоевским и др. Чаадаев был другом Грибоедова. Пушкин посвятил ему несколько стихотворений. (Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман…)
В своих черновиках Грибоедов пишет фамилию главного героя несколько иначе – Чадский. Что интересно, позднее Чаадаев во многом повторил судьбу своего прототипа, а к концу жизни высочайшим императорским указом был объявлен сумасшедшим.
Горе уму – Горе от ума
Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.
«Горе от ума» — этот фразеологизм содержит ироническую оценку. Чацкий обижен на Софию – она полюбила другого, и обида Чацкого служит поводом для войны, которую Чацкий объявляет обществу.
В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.
То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.
Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)
Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).
АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).
С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.
Источник
Выявите функциональную значимость сна Софьи
София Я гнева вашего никак не растолкую. Он в доме здесь живет, великая напасть! Шел в комнату, попал в другую. Фамусов Попал или хотел попасть? Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно. София Вот в чем, однако, случай весь: Как давиче вы с Лизой были здесь, Перепугал меня ваш голос чрезвычайно, И бросилась сюда я со всех ног… Фамусов Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. Не в пору голос мой наделал им тревог! София По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда. Фамусов Что за история? София Вам рассказать? Фамусов Ну да. (Садится.) София Позвольте… видите ль… сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок… Знаете, кто в бедности рожден… Фамусов Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара. София Потом пропало все: луга и небеса. — Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол — и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с громом распахнули двери Какие-то не люди и не звери, Нас врознь — и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему — вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ! Он вслед кричит!.. — Проснулась. — Кто-то говорит, — Ваш голос был; что, думаю, так рано? Бегу сюда — и вас обоих нахожу.
Показать текст целиком
Сон Софьи Фамусовой играет немаловажную роль в комедии Грибоедова ‘Горе от ума’ , так как предсказывает последующие события произведения и то, как сложатся отношения между героями. Неслучайно сон находится в начале комедии. Мы ещё мало знаем о героях, но благодаря сну Софьи можем многое понять. Например, мы убеждаемся, что Софья любит Молчалина. Девушка рассказывает, что ее избранник из сна — человек, ‘который в бедности рождён’ и отмечает те его качества , которые ценит в Молчалине. Её возлюбленный из сна ‘вкрадчив’, ‘робок’ и ‘умён’. Однако Фамусов, недослушав Софью, прерывает девушку восклицанием: ‘Кто беден, тот тебе не пара!’ Фамусов относился к чиновникам ‘века минувшего’, которые склонны оценивать людей не по душевным качествам, а по чинам и наличию богатства. Это лишь подтверждает, что взгляды дочери и отца на брак расходятся: Софья влюблена в человека, который ниже ее по социальной лестнице, и фамусовское общество не может принять это. ‘Хочу к нему, вы тащите с собой’ — говорит Софья отцу. Фамусов не позволил бы ей выйти за Молчалина, даже
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Критерии
- 2 из 3К1Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
- 1 из 1К2Следование нормам речи
- ИТОГО: 3 из 4
Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов
✅ 46 идеальных эссе по истории
✅ 30 образцовых эссе по обществознанию
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Источник
Выявите функциональную значимость сна Софьи. | |
Просмотров: 436 | Добавил: Oleg74 (04.03.2019) (Изменено: 04.03.2019) |
Всего ответов: 8 | |
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 8 Порядок вывода комментариев: Forget В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны. Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пытается импровизировать, составляя свой «сон» в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка («цветистый луг»), человек, которого «увидим — будто век знакомы», — затем «темная комната» и устращающие детали. Скорее всего, сама того не замечая, Софья выдает себя и Молчалина: она испытывает к нему, к тому, «кто в бедности рожден», симпатию, ему же присущи те качества, которые Софья ценила в Молчалине; также сюжет сна отражает произошедшее: персонажи не спали, а проводили время вместе в комнате, описываемой, как луг. Более того, Фамусов как во сне, так и наяву предстает преградой воображаемому будущему счастью героев: там он — «бледен, как смерть, и дыбом волоса», здесь — говорит: «Кто беден, тот тебе не пара.» Однако, возможно, образы, представленные Софьей во сне, — это лишь вспомнившиеся пейзажи, события тех «французских книг», против которых снова выступает Фамусов. Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании. Ninaarc Вспомните, каковы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художественный приём, и особое средство познания мира. Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини — импровизация, он придуманный, вымышленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта импровизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого. Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозрения от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусова. Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи («цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери» и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, её мечты о счастье с «милым человеком» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению. Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «вещим». Объясните, почему литературоведы называют его сном «наоборот». Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи. spring В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» сон Софьи играет большую роль. Он показывает, что героиня полностью отказалась от своих прежних чувств к Чацкому. «Был робок», «он все роптал» — эти детали помогают безошибочно узнать в «милом человеке» именно Молчалина. Восклицание же Фамусова «кто беден — тот тебе не пара» раскрывают характер главного героя, показывают нам хозяина дома как человека, для которого главным приоритетом являются деньги. Неудивительно, что счастье своей дочери он меряет толщиной кошелька ее будущего мужа. В конце своего рассказа Софья признается отцу, что видела его в совсем не лестном свете — со смертью на щеках в окружении страшных лиц. Фамусов увлекал свою дочь в пропасть под «рев, хохот, свист чудовищ». Этот фрагмент показывает, что Софья подсознательно не признает общество своего отца, оно кажется ей диким, злым, враждебным. И свое спасение девушка видит в Молчалине. Но даже во сне он не смог ей помочь, а лишь кричал вслед. Однако, как мы увидим впоследствии, Софья не откажется от своих намерений остаться с Молчалиным, безоговорочно приняв всего его недостатки. Она не хочет видеть рядом с собой человека сильного, решительного, ведь он тогда сможет и возразить, пойти против жены. Софье такой «спутник жизни» не нужен. Kaif Функциональная значимость выдуманного сна Софии заключается в том, что таким образом раскрываются ее намерения и показываются детали ее характера, а также сон «намекает» на дальнейшее развитие сюжета. Намерения Софьи заключались в том, чтобы отказаться от любви к Чацкому и предпочесть Молчалина, но, т.к. Молчалин не богат, выбор Софьи отец не одобряет, а Софья не принимает заключения своего отца. «И я, и друг мой новый, грустили долго… он все роптал на жребий свой суровый, что не к добру любовь его манит, что не богат и вам не угодит.» Фамусов отвечает: «Кто беден, тот тебе не пара.» Софья хочет убедить отца в том, что он не прав, выдумав «Вы в пропасть за собой меня влекли.» AlaEva Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений. Опираясь на сентиментальные французские романы, девушка становится жертвой книжного знания жизни. Софья рисует некий образ идеального молодого человека для себя, им оказывается Молчалин. Героиня не может сказать это отцу, потому что тот убежден, что «кто беден», тот не пара для его дочери. О неодобрении своего отца девушка упоминает и во сне: «Он будто мне дороже всех сокровищ, / Хочу к нему — вы тащите с собой». Этой фразой Софья подчеркивает то, что отец не понимает ее, видит счастье дочери только в браке с богатым и успешным человеком. Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом. Re-van И.А. Гончаров недаром заметил, что Софье Павловне Фамусовой приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого». В семнадцать лет девушка «расцвела прелестно» не только внешне, но и внутренне. Но уверенная в себе, сильная духом Софья всё же страдает от влияния «фамусовского общества», что точно показывает в приведенном отрывке сон героини. netscout Софья Павловна из комедии «Горе от ума» утром, при встрече с отцом рассказала ему свой выдуманный сон. Так девушка хотела сказать о своих нежных чувствах к Молчалину, она описывает его положительные качества «вкрадчив и умен», а также говорит о финансовом положении возлюбленного «в бедности рожден», на что сразу получает ответ Фамусова : «Кто беден, тот тебе не пара». Софья не принадлежит к закостенелому «фамусовскому обществу», она стремится к саморазвитию, например, до утра читает книги. В своем сне она раскрыла все свои переживания. Чудовища, появившиеся и мешавшие Софье и любимому, олицетворяют отца и его круг, т.е. людей, которые довольны существующим положением дел,слежуют заветам старого поколения и не желают ничего менять. Сон Софьи — это попытка девушки встать против воли отца (найти для дочери богатого и влиятельного мужа) и бороться за свою любовь. AlaEva Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин». Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит. В этом «сне» Софья предстает перед нами как мечтательная девушка (она видит «цветистый луг», собирает «траву кукую-то» ), и вдруг появляется человек, с которым они «будто век знакомы». Она говорит о том, что ее знакомый «и вкрадчив, и умен» и что он «в бедности рожден». На что Фамусов резко отвечает ей: «Кто беден, тот тебе не пара». Но Софья все-таки продолжает рассказ, делая акцент на том, что этот человек для нее «дороже всех сокровищ» и что она хочет к нему. Далее рассказ Софьи приобретает какой-то мистический оттенок: отец, появившийся из-под пола, бледный, «как смерть, и дыбом волоса». А рядом с ним какие-то чудовища: «не люди и не звери». И все они мучают его, ее любимого! Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка влюблена в Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде. | |
Источник