Какую роль играет сон обломова в романе обломов

Какую роль играет сон обломова в романе обломов thumbnail
«Сон Обломова» — это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.

Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.

В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.

Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.

Источник


Ничего не нужно: жизнь,

как спокойная река, текла мимо.

И. Гончаров

Иван Александрович Гончаров в романе “Обломов” дает резкую критику существующему строю с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому не хочет служить Обломов. Временами кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своему герою. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее похож на тупик.

Пассивного протеста окружающему миру автор не одобряет, но не видит и выхода из подобной ситуации. В противовес Обломову дан Андрей Штольц, но Гончаров принижает его достоинства, показывая их меркантильность.

Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает в сне героя объяснение его характера. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это только красивые слова, повод ничего не делать. Корни же этого лежат гораздо глубже, сон раскроет нам многое. Он не только иллюстрирует, но и поясняет истоки нынешнего лежания героя на диване. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне.

Обломовка представляется герою земным раем, где нет никаких проблем, все живут в гармонии с окружающей природой. “Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждым из них”.

Тут не только господа, но и рабы их воспринимали труд как “наказание” и всегда от “него избавлялись, находя это возможным и должным”. Обвалившаяся галерея барского дома валяется до зимы; кое-как остатки ее подперли столбами, и все любуются полученным результатом, находя какую-то красоту в этом развале и ветхости. Крестьянская изба нависла половиной над оврагом… Что это, беззаботность варваров или философов?

В Обломовке между тем живут строго по календарю, по заведенному еще встарь порядку, боясь и не приемля ничего нового. Воспитываясь и вырастая в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые встают из могил, но какой-то “осадок страха и безотчетной тоски” остался в нем, и он перенес их на общественную жизнь.

Его диван — это кусок патриархальной жизни, детские идиллические воспоминания и впечатления. Герой не хочет вставать с дивана — решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов — это продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна, поэтому и не хочет никуда двигаться; уходит в грезы от проблем жизни.

Временами мне кажется, что Гончарову нравится все старинное да патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное ему общество не смогло ничего противопоставить взамен этой идиллии.

В городской суете и сутолоке автор не видит духовности, а лишь мелочность страстишек, карьеризм, желание людей обойти друг друга, подставить подножку.

Можно, конечно, что-нибудь переделать в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Да не привык к этому Обломов. С детства около него десяток слуг, готовых подать, убрать, одеть и обуть, вот и вырос увалень, умный, добрый, но настолько бездеятельный и беспомощный, что остается только пожалеть его.

Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог изнутри показать обоснованность поступков и поведения героя.

Читайте также:  Видеть дырку в зубе во сне

Задачи и тесты по теме «Роль сна Обломова»

Источник

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

Сон всегда был загадкой для человека. Как и каждая тайна, он необычайно притягателен, поэтому и собрал вокруг себя

множество народных верований, преданий. Сон нашел свое отражение во всем, в том Сон нашёл своё отражение во всём, в

том числе и в произведениях литературы, начиная поэзией Шекспира и заканчивая прозой современных писателей. Причём

каждый автор описывает сновидения и преследует свою цель.

Пример — видение Екатерины в “Грозе” Островского. Они только раскрывают характер главной героини, рассказывают о мыслях

и чувствах любящей женщины.

Особая роль у сна, в произведениях Гончарова. Автор специально рассказывает о детстве Обломова не в самом начале

романа. Оно прошло незамеченным. Читатели, узнавая о жизни Ильи Ильича настоящем, с интересом и вниманием читают о его

детстве. Они пытаются найти ответ на один вопрос: что же могло сделать человека таким?

Начало романа Гончарова — в сне Обломова. Эпизод из неоконченного романа важен потому, что в нём проявляется основная

проблема произведения.

Этот отрывок и “Сон” Пушкина очень похожи. Поэт также рассказывает о роли няни в воспитании русского ребёнка. Писателю

показывают, что дворянская культура порой неделима от своих народных истоков. Одна из главных черт Обломова,

мечтательность, сформировалась в Обломовке.

Няня была первым учителем героя. Всё, что занимало Илюшу, она объяснила как могла, то есть народными поверьями,

приметами, остальное ребёнок черпал из сказок. Естественно, Обломов не видел настоящей жизни. Конечно, позже Илюша

понял, что рек из мёда и молока не существует, но не переставая мечтать о волшебном крае, “…где нет зла, хлопот,

печали, … где так хорошо кормят и одевают даром…” Поэтому, став взрослым, он удивляется тому, что все торговцы

требуют отдать им долг, а иначе грозятся посадить в острог и не отпускать продукты.

Несомненно, эти традиции остались на всю последующую жизнь героя. Но, благодаря тем же устоям, Илья Ильич сохранил свою

душу красивой, простой и естественной. Он не принимал всего грязного в мире, не понимал смысла чинов и богатств. И от

всего, что его душа отвергла, Обломов отгородился.

Во сне открывается причина поступков, совершаемых настоящим Ильёй Ильичём. Не зная его характера, который в большей

части сформировался в детстве, нельзя понять героя до конца.

Явная параллель видна между Ильёй Обломовым и Ильёй Муромцем, который сиднем сидел тридцать три года.

С самого детства героя окружала праздность. Мать оберегала своего сына, следила за тем, чтобы он был пухленьким,

беленьким, с розовыми щёчками, “которые другой малыш и надует, а такие не сделает”. Родители подавляли в своём ребёнке

резвость и любознательность. И добились того, что Обломов стал ленив и апатичен. Всё реже и реже чувствовал потребность

вскочить и сделать всё самому и чаще давал указания Захару.

Родители же “отвили” у своего ребёнка желание учиться. Они видели только внешнюю сторону образования и не понимали, что

оно помогает духовному развитию человека. Поэтому в семье очень часто находились предлоги, чтобы оставить Илюшу дома, а

не отвозить к Штольцам. Позже он сам делал вид, что болен и нехотя выполнял задание. Сам Обломов не понимал, чем ему

может послужить образование и наука. И это привело к тому, что однажды он сложил все книги в угол комнаты и равнодушно

наблюдал за тем, как их покрывала пыль.

Таким образом, сон объясняет, почему Обломов стал таким, каким мы его видим.

Важна и композиционная роль этого эпизода в романе. Гончаров рассказывает о людях, навещавших Обломова. Герой с

удивлением воспринимает то существование, которое они называют жизнью. Они не понимают, как можно так жить. Сон же

отделяет визит от появления Штольца. Он объясняет неспособность Ильи Ильича жить так, как жил его друг, Ольга, люди его

навещавшие. У него нет энергии для такой жизни, да она ему и не нужна.

Сон, по словам Дружинина, играет главную роль в произведении. Он писал, что этот эпизод опоэтизировал героя и связал

его невидимыми нитями с сердцами читателей. Поэтому “Сон” как отдельное художественное произведение поражает своим

огромным значением в романе.

Читайте также:  Покупать лекарства во сне к чему

Задачи и тесты по теме ««Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)»

Источник

Анонимный вопрос  ·  11 декабря 2017

4,4 K

Разнопрофильный специалист, мама 4х деток  ·  

Роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.

В конце «Мастера и Маргариты» Бегемот и Коровьев устраивают безобразный дебош в магазине. В чем смысл (сцена портит все: канву, композицию, отношение к героям)?

(web programmer, photographer)  ·  

Я бы не сказал, что портит. Они шуты в средневековом смысле: довольно злые и довольно безжалостные. Они демоны, иногда встающие на позиции справедливости, когда Мессир приказывает, и когда Иешуа брезгует разбираться с ситуацией. Потому что Иешуа отвечает за милосердие, что порою мешает воздать по заслугам. В свободном виде оба шута предпочитают злые затеи. В некоторых предыдущих историях больше пижонства, чем тщательно выверенной справедливости. Зачем понадобилось председателю МАССОЛИТа Берлиозу перерезать шею трамваем — это наказание за атеизм? За противоречие Нечистому? Это ради квартиры? (Москвичей квартирный вопрос испортил?) Нет, это в основном пижонство. Такие выступления нужны, чтобы показать свою власть, и чтобы простые люди не расслаблялись.

Прочитать ещё 1 ответ

Как роман «Мастер и Маргарита» рассматривается с точки зрения православия?

мои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен  ·  

Помню, что мне понравилась книга диакона Андрея Кураева специально посвященная этому вопросу.

Читал я её уже очень давно, поэтому не буду пытаться её пересказать, выскажу главное, что знаю сам и что важно понимать.

Роман о Понтии Пилате, который пишет Мастер, и который даёт столько соблазнов в образе Христа и евангельских событий, называется в черновиках «Евангелие от сатаны». По сюжету этот роман и рассказывает нам Воланд — сатана. Так что мы понимаем, это взгляд сатаны на Евангелие, или то, как он нам его хочет преподнести. Поэтому нет претензий к тому, что Христос изображен там как-то не так.

Остальное, то есть, события в Москве, не могут вызывать каких-то особых нареканий с точки зрения религии — бесы, они такие, могут что угодно вытворять, почему бы и не то, что рассказано Булгаковым.

Прочитать ещё 5 ответов

Роман Преступление и наказание с каким великим историком сравнивает себя раскольников и почему?

Раскольников сравнивает себя с Наполеоном, вырабатывая при этом свою собственную идеологию, основанную на жизненных принципах Бонапарта. Родион считал, что люди делятся на две категории: «тварей дожащих» и «власть имеющих» в том смысле, что есть бесполезные люди, вроде старухи процентщицы, которые не приносят пользу обществу и только вредят; и люди, которые могут избавить мир от этих вредителей. Родион думал, что убийством старухи он сделает благое дело для всех. А это убийство можно загладить множеством добрых дел.

Так он считал до того момента, когда он убил старуху. После этого герой понял, что он не относится к людям высшей категории, потому что не ожет справиться со своей совестью и страхом перед наказанием.

Прочитать ещё 1 ответ

Кто виновен в разрыве отношений Ольги и Обломова?

Ищу прекрасное в жизни. Его, оказывается, так много!  ·  

Любовь хорошо, но они были слишком разными. Виновны различия их характеров: Ольга была молодой, веселой и живой, ей нужен был такой же активный спутник жизни. А Обломову было сложно за ней угнаться, у него были другие ценности. Ему больше подошла хозяйственная Пшеницына.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему Мастер из романа Булгакова «не заслужил света»?

Член Европейской академии, профессор Литературного института (Москва)  ·  

Обработав в начале 1970-х годов архив Булгакова в Отделе рукописей Государственной библиотеки, я стала готовить обзор этого архива. Напечатанной в 1976 году в «Записках Отдела рукописей» после огромных трудностей прохождения через все виды цензуры обширной (120 машинописных страниц) работы суждено было стать первым очерком никому не известной биографии писателя. Процитирую то, что удалось напечатать в глубоко советское время о загадочной реплике. «14 мая 1939 года внесены были важные изменения в финал романа «Мастер и Маргарита». …Появился Левий Матвей и разговор его с Воландом, где произнесены были слова «Он не заслужил света, он заслужил покой», составляющие до сих пор загадку для критиков; однако полную ее “разгадку” вряд ли можно отыскать, не выйдя за пределы романа…Роман “к сожалению, не окончен”, говорит Воланд Мастеру, указывая на Пилата. Роман не окончен, пока не развязана проблема вины; не окончена многолетняя духовная работа, пока не развязан этот узел, страшно скрутивший не одного лишь героя последнего романа. … Мастер входит в роман без прошлого, без биографии… И, значит, ему виднее, Мастеру, и тому, чью волю нетрадиционным образом выполняет в романе Воланд, что заслужил усталый Мастер – свет ли, покой ли, и все ли сказал, что знал, видел и передумал. Романтический Мастер тоже в белом плаще с кровавым подбоем, но подбой этот невидим никому, кроме автора».

Читайте также:  Похороны во сне к чему сонник

Тогда еще никто не знал текста первой публикации Булгакова осенью 1919 (статья «Грядущие перспективы» была обнаружена Г.Файманом в газете «Грозный», видимо, в начале 80-х; впервые опубликована в «Жизнеописании Михаила Булгакова» в 1988 г.). Оказалось, что мои рассуждения о вине поколения довольно точно предугадали ход мысли Булгакова – начиная с катастроф 1917 года. Он считал, что его поколению придется долго «платить за прошлое» — «Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских…»

Булгаков был, пожалуй, единственным среди писателей-современников, кто признал Октябрьский переворот и развязанную вслед за ним братоубийственную войну, унесшую миллионы жизней, национальной виной.

Вот почему Мастер «не заслужил света».

Прочитать ещё 6 ответов

Источник

сон обломова

Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова – это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это художественный прием автора. Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.

Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова – анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.

Обломовка – крепостнический заповедник лени

глава сон обломова

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.

Школа, не изменившая жизненную позицию

обломов сон обломова анализ

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», — решил Ильюша и остался во власти лени.

Вывод

С точки зрения литературоведов, эпизод сна является ключевым в романе И.А.Гончарова «Обломов». Он показал истоки формирования характера литературного героя, имя которого давно уже стало нарицательным.

Источник