Карл брюллов сон молодой девушки перед рассветом
Серия рисунков знаменитого русского художника. Никакого драматизма и трагичности, только шуточки и легкий эротизм.
Помимо масштабных полотен маслом и лоснящихся и лаком, и красотой пышнотелых брюнеток, Карл Брюллов оставил и множество рисунков. Несколько из них, тщательно отделанные, со множеством деталей, посвящены сновидениям. Которые видят прекрасные брюнетки, куда ж без этого. Но главное, что эти необычные рисунки посвящены ирреальным видениям, но при этом с долей шутки.
«Сон бабушки и внучки», 1829. ГРМ
На первой из них спят пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Из повести «Психея» Нестора Кукольника, друга Брюллова, иллюстрацией к которому была опубликована эта картинка, мы даже знаем имена этих щеголей 18-го века.
Там бабушка рассказывает о своем внезапном пробуждении: «… но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вон там на стене, над моею кроватью (…) . Только что я уснула и, представьте себе, гляжу, как будто наяву — и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха…» Но тут ее будят крики внучки Гортензии, которой приснилось остро модное — романтическое и чудовищное из готического романа: «… застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться в саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась…».
В рисунке идет шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет.
Рисунок пользовался большой популярностью. Вот его копия работы Тараса Шевченко, тогда еще не знаменитого поэта, а художника-ученика Брюллова
Полное название второй акварели «Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок». Как и на предыдущем рисунке, над кроватью там парит некая богиня сна в голубой вуали вместо платья и в красном венке из роз. Тут прекрасной юной брюнетке с молочной кожей она сама, целующийся с ней кудрявый блондин, а также благославляющий их отец. Очевидно, девушка мечтает о свадьбе — и, в отличие от предыдущего рисунка, для Брюллова это не повод улыбнуться, а просто повод полюбоваться юной красотой. (Между прочим, в античной мифологиии бог сна мужского пола, но его ведь рисовать совершенно не интересно, даже и полностью без одежды).
«Сон молодой девушки перед рассветом (между тем как за окном пастух трубит в рожок)», 1830-33, ГМИИ
Наконец, третий рисунок посвящен сну монашенки — женщины, которая приняла обеты, и думать о любви никак не должна. Однако Брюллова этого совершенно не ограничивает (как и многих других авторов эротичных монашек), и он рисует юную деву, мечтающую об поцелуях и милом друге. Обратите внимание на особенный колорит рисунка: Брюллов использовал в этой акварели бронзовый порошок, а потом покрывал лист лаком, чтобы получалось особенное свечение.
Сон монашенки, 1931. ГРМ
И вот, наконец, самая трогательная на мой взгляд картинка. Только она не про сновидения. А наоборот, про выход из этого состояния. Называется «Мать, просыпающаяся от плача ребенка». Все узнаваемые черты манеры Брюллова (и его излюбленный типаж) налицо, но все равно как-то очень мило вышло.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.
Помимо масштабных полотен маслом и лоснящихся и лаком, и красотой пышнотелых брюнеток, Карл Брюллов оставил и множество рисунков. Несколько из них, тщательно отделанные, со множеством деталей, посвящены сновидениям. Которые видят прекрасные брюнетки, куда ж без этого. Но главное, что эти необычные рисунки посвящены ирреальным видениям, но при этом с долей шутки.
«Сон бабушки и внучки», 1829. ГРМ
На первой из них спят пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Из повести «Психея» Нестора Кукольника, друга Брюллова, иллюстрацией к которому была опубликована эта картинка, мы даже знаем имена этих щеголей 18-го века.
Там бабушка рассказывает о своем внезапном пробуждении: «… но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вон там на стене, над моею кроватью (…) . Только что я уснула и, представьте себе, гляжу, как будто наяву — и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха…» Но тут ее будят крики внучки Гортензии, которой приснилось остро модное — романтическое и чудовищное из готического романа: «… застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться в саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась…».
В рисунке идет шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет.
Рисунок пользовался большой популярностью. Вот его копия работы Тараса Шевченко, тогда еще не знаменитого поэта, а художника-ученика Брюллова
Полное название второй акварели «Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок». Как и на предыдущем рисунке, над кроватью там парит некая богиня сна в голубой вуали вместо платья и в красном венке из роз. Тут прекрасной юной брюнетке с молочной кожей она сама, целующийся с ней кудрявый блондин, а также благославляющий их отец. Очевидно, девушка мечтает о свадьбе — и, в отличие от предыдущего рисунка, для Брюллова это не повод улыбнуться, а просто повод полюбоваться юной красотой. (Между прочим, в античной мифологиии бог сна мужского пола, но его ведь рисовать совершенно не интересно, даже и полностью без одежды).
«Сон молодой девушки перед рассветом (между тем как за окном пастух трубит в рожок)», 1830-33, ГМИИ
Наконец, третий рисунок посвящен сну монашенки — женщины, которая приняла обеты, и думать о любви никак не должна. Однако Брюллова этого совершенно не ограничивает (как и многих других авторов эротичных монашек), и он рисует юную деву, мечтающую об поцелуях и милом друге. Обратите внимание на особенный колорит рисунка: Брюллов использовал в этой акварели бронзовый порошок, а потом покрывал лист лаком, чтобы получалось особенное свечение.
Сон монашенки, 1931. ГРМ
И вот, наконец, самая трогательная на мой взгляд картинка. Только она не про сновидения. А наоборот, про выход из этого состояния. Называется «Мать, просыпающаяся от плача ребенка». Все узнаваемые черты манеры Брюллова (и его излюбленный типаж) налицо, но все равно как-то очень мило вышло.
Среда, 13 Июня 2018 г. 05:31
+ в цитатник
Bo4kaMeda
Серия рисунков знаменитого русского художника. Никакого драматизма и трагичности, только шуточки и легкий эротизм.
Завьялов, Фёдор Семёнович
Портрет художника Карла Павловича Брюллова 1844
Холст, масло
Помимо масштабных полотен маслом, лоснящихся и лаком, и красотой пышнотелых брюнеток, Карл Брюллов оставил и множество рисунков. Несколько из них, тщательно отделанные, со множеством деталей, посвящены сновидениям, которые видят прекрасные брюнетки, куда ж без этого. Но главное, что эти необычные рисунки посвящены ирреальным видениям, но при этом с долей шутки.
«Сон бабушки и внучки», 1829. ГРМ
На первой из них спят пожилая бабушка и прекрасная полуобнаженная внучка. Бабушке снится она сама в юности и ее жених: их портреты в напудренных париках и с мушками висят тут же по стене. Из повести «Психея» Нестора Кукольника, друга Брюллова, иллюстрацией к которому была опубликована эта картинка, мы даже знаем имена этих щеголей 18-го века.
Там бабушка рассказывает о своем внезапном пробуждении: «… но всех более понравился мне синьор Каэтано Алальки, здешний фабрикант тафты и бархата. Вы можете судить по его портрету, который вместе с моим, видите, висит вон там на стене, над моею кроватью (…) . Только что я уснула и, представьте себе, гляжу, как будто наяву — и я, и он улыбаемся на портретах: я со всею скромностию невесты, он со всею внимательностию жениха…» Но тут ее будят крики внучки Гортензии, которой приснилось остро модное — романтическое и чудовищное из готического романа: «… застонали чудовища, ожили, снялись с мрамора и закружились над моею головою в воздухе с ужасным шумом и хохотом; я хотела укрыться в саван; не нахожу его; они все ближе; один барельеф, крылатый всадник, вырвал меня из гроба и понес по воздуху; я собрала последние силы, закричала и проснулась…».
В рисунке идет шутливое противопоставление мечтаний женщин разных поколений, которые всегда остаются женщинами, сколько бы ни было им лет.
Рисунок пользовался большой популярностью. Вот его копия работы Тараса Шевченко, тогда еще не знаменитого поэта, а художника-ученика Брюллова
Полное название второй акварели «Сон молодой девушки перед рассветом, между тем как за окном пастух трубит в рожок». Как и на предыдущем рисунке, над кроватью там парит некая богиня сна в голубой вуали вместо платья и в красном венке из роз. Тут прекрасной юной брюнетке с молочной кожей она сама, целующийся с ней кудрявый блондин, а также благославляющий их отец. Очевидно, девушка мечтает о свадьбе — и, в отличие от предыдущего рисунка, для Брюллова это не повод улыбнуться, а просто повод полюбоваться юной красотой. (Между прочим, в античной мифологиии бог сна мужского пола, но его ведь рисовать совершенно не интересно, даже и полностью без одежды).
«Сон молодой девушки перед рассветом (между тем как за окном пастух трубит в рожок)», 1830-33, ГМИИ
Наконец, третий рисунок посвящен сну монашенки — женщины, которая приняла обеты, и думать о любви никак не должна. Однако Брюллова этого совершенно не ограничивает, и он рисует юную деву, мечтающую об поцелуях и милом друге. Обратите внимание на особенный колорит рисунка: Брюллов использовал в этой акварели бронзовый порошок, а потом покрывал лист лаком, чтобы получалось особенное свечение.
Сон монашенки, 1931
ГРМ
И вот, наконец, самая трогательная на мой взгляд картинка. Только она не про сновидения. А наоборот, про выход из этого состояния. Называется «Мать, просыпающаяся от плача ребенка». Все узнаваемые черты манеры Брюллова (и его излюбленный типаж) налицо, но все равно как-то очень мило вышло.
shakko
.
Метки:
брюллов карл павлович
живопись
художник
Процитировано 6 раз
Понравилось: 16 пользователям
Среда, 09 Июня 2010 г. 11:19
+ в цитатник
gadriel_07 все записи автора
Отправляя братьев Брюлловых в 1822 году в Италию для изучения классиков Западноевропейского искусства, Общество снабдило их особыми инструкциями, которые диктовались событиями, назревавшими в России и широко развернувшимися на Западе.
Общество озабочено было тем, что молодые пенсионеры едут в страну, охваченную революционным движением. Петербургская цензура строго следила, чтобы вести о карбонариях не проникали в русскую печать. Появление в «С.-Петербургских ведомостях», в мае 1822 года, сообщения о расправе одного из карбонариев с изменником революционного союза, вызвавшее переполох в правительственных кругах, привело к усилению цензурных запретов .
Общество предупреждало своих пенсионеров, что будет иметь строгий надзор за их поведением «и в случае беспорядков остановит помощь свою соделавшимся недостойными оной». Оно было также обеспокоено возможностью увлечения Брюлловых романтическим искусством, которое называло «французским стилем».
В инструкциях указывалось, что порождением нового стиля является предосудительное увлечение современных художников «низким» жанром, то есть бытовой живописью.
«Мать, просыпающаяся от плача ребёнка»
Чутко прислушиваясь к художественным запросам времени, Брюллов в самом начале своего пенсионерства в Италии занялся жанровой живописью, от увлечения которой его предостерегало Общество поощрения художников.
Склонность молодого Брюллова к бытовому жанру не была его индивидуальной особенностью. 1820-е годы — время расцвета искусства Венецианова. В 1820-х годах, в пору развития романтических идей, бытовой жанр занял большое место в творчестве Кипренского, Щедрина, Орловского.
Русский бытовой жанр развивался в органической связи с крестьянским вопросом. По мере роста освободительного движения усиливался интерес к бытовому жанру, призванному отразить современную действительность.
Русские пенсионеры во время своего заграничного вояжа живо реагировали на окружающую их жизнь. Их внимание привлекали в Италии не богатые кварталы городов, не знать, не вельможи, а народ.
«Итальянское утро»
Картина «Утро», написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. Она была первой попыткой художника изучения реальной жизни.
Работая над картиной «Утро», Брюллов писал Обществу поощрения художников: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
Обратившись за творческим советом к старым мастерам, Брюллов предпочел Тициана, как в свое время еще в Венеции Тияторетто и Веронезе. В Тициане молодого Брюллова больше всего привлекало мастерство передачи освещения. Он решил скопировать произведение великого венецианца в римском собрании Шара. Узнав о запрете владельцев Брюллов вынужден был ограничиться посещением их дворца, где, по собственному признанию, старался хоть «скрадывать глазами» искусство старого мастера.
Картина Брюллова, привлекала свежестью замысла, непосредственностью наблюдения, новизной живописных задач. Она была очень тепло встречена современной печатью, сделавшей подробное ее описание.
«Картина сия,—писали в «Отечественных записках»,— заключает в себе истинное волшебство в живописи: девушка, встрепенувшаяся от сладкого сна, бежит к фонтану освежиться водою. Она подставила обе ручки под желобок и с нетерпением ждет, как они наполнятся водою, которая, журча, падает на них тонкою cтруёй. На сию последнюю устремлено все ее внимание. . . Меж тем лучи восходящего солнца пробиваются, как чрез янтарь, сквозь прелестное ушко ее. Это совершенное очарование!»— восторженно заключал свое описание автор статьи.
«Cвидание»
Самым замечательным в дебюте Брюллова-жанриста была поэтизация образа девушки из простого народа. Творческие устремления молодого художника встретили сочувствие у Венецианова. Много раз он любовался «Утром» в Зимнем дворце, где находилась картина, открывая в ней все новые и новые достоинства. Брюллов искренне увлекся работой над картиной, отдав ее исполнению много вдохновенных творческих минут.
«Прерванное свидание»
Огромную роль играл в замыслах художника пейзаж, поэтически передающий своеобразие итальянской природы. Его привлекали гористые дали, тающие в воздушной дымке, прозрачность воздуха, окутывающего фигуры, величавая красота безоблачного неба. Брюллов воспевал гармоническое слияние природы и человека, которое влекло романтиков.
«Cон молодой девушки перед рассветом»
Жанровые картины Брюллова встретили живой отклик у современников. Он вынужден был повторить их в нескольких вариантах.
Проблемы, поставленные в жанровых картинах, Брюллов развивал и в маленьких акварелях и сепиях. Акварели Брюллова далеко переросли значение занимательных сцен, призванных лишь украшать листы альбома. Обострившийся у Брюллова интерес к акварели был результатом не только увлечения новым видом техники.
Акварель была для него одной из возможностей передавать в камерной форме средствами простого и доходчивого изобразительного языка свои жизненные наблюдения. Она служила для молодого художника своего рода творческой лабораторией, которая.позволяла изучать жизнь в ее непосредственной конкретности.
Акварельные композиции Брюллова, как и немногие рисунки сепией этого времени, сюжетно развернуты и идилличны. Рассказ в них жизнен и занимателен, хотя характеристики участников действия мало -индивидуализированы. В них отсутствует еще та экспрессия, которая впоследствии составит ценнейшее качество его сепий.
«Сон монашенки»
Основная, доминирующая тема Брюллова — семейное счастье простых людей Италии. Брюллов показал различные оттенки переживания молодой матери. То итальянка с нежностью рассматривает сшитую для будущего ребенка рубашку — «Итальянка, ожидающая ребенка» , то наслаждается семейным покоем, любуясь на своего пухлого младенца — «Итальянка с ребенком у окна» , и др., то ночью вскакивает с постели, чтобы покачать плачущее дитя — «Итальянка, просыпающаяся от плача ребенка» .
«Итальянка, ожидающая ребенка»
Лирические ноты звучат в композициях Брюллова, затрагивающих трепетные чувства влюбленных. Радость свиданий, горечь разлуки находят в акварелях художника поэтическое выражение. Легкий налет добродушного юмора сочетается в них с душевной приподнятостью — «Прерванное свидание» , «Свидание» и др.
Иными были акварели «Сон бабушки и внучки» , «Сон монашенки», «Сон молодой девушки на рассвете» . Их содержание было продиктовано игрой творческой фантазии художника. Рассказ в этих сценах зачастую превращался в анекдот, а юмор граничил с вольностью.
«Итальянка, зажигающая лампаду
перед образом Мадонны»
Техника акварелей Брюллова отличалась сложностью и богатством приемов. Пристальное изучение натуры заставило его обратить внимание на роль светотени.
Религиозный обычай итальянцев послужил в акварели «Итальянка, зажигающая лампаду перед образом Мадонны» лишь поводом для решения трудной задачи двойного освещения: холодного сияния луны и теплого света зажженной лампады.
Виртуозно владея всеми тонкостями акварельной техники, Брюллов в конце 1820-х годов начал чрезмерно увлекаться кропотливой разработкой деталей. Ярко зазвучал цвет, уплотнились тона, создавая впечатление непроницаемой поверхности листа
.
Несмотря на мастерство исполнения, акварели Брюллова этой поры стали терять прозрачность и чистоту, пленяющую в технике водяными красками. Усиление темных мест при помощи лака и клея, использование бронзового порошка для обозначения медных или золотых деталей костюма и обстановки вносили чуждый бытовым сценам элемент декоративности. этими чертами особенно отличались шутливые сцены «Сон бабушки и внучки» и «Сон монашенки».
«Гулянье в Албано»
Но чем больше всматривался Брюллов в натуру, чем глубже изучал окружающую жизнь, тем правдивее и проще становились его приемы акварелиста. Постепенно в акварелях и сепиях Брюллова пространство делалось углубленнее, внося свежесть и чистоту воздушной стихии.
Эволюция творчества Брюллова нашла отражение в содержании и построении композиций акварелей. От эпизодических сцен, посвященных узкой теме личных переживаний, Брюллов перешел к более широкому показу жизни народа. Композиция включала уже большее количество людей, перенеся место действия из укромных.-«уголков крестьянских домов и палисадников на широкие просторы городских площадей, полей или горных перевалов. Все большую роль стал играть в них пейзаж, пронизанный палящим южным солнцем, лучи которого проникали сквозь ветви кряжистых дубов, затейливую листву кленов, узорочье вьющегося винограда. Веселая игра солнечных пятен вносила оживление и радость в жанровые сцены художника.
«Богородицкий дуб»
В новых творческих исканиях Брюллова нашли живой отклик работы молодого М. Лебедева. Если Щедрин воспевал прибрежную жизнь портов и гаваней, любуясь красотой голубых заливов и бухт, то Лебедев был певцом могучих дубов и вязов. Его излюбленными мотивами были освещенные солнцем аллеи, тропинки, вьющиеся змейкой дороги. В молодом Лебедеве, друге его младшего брата Ивана, Брюллов ценил не только душевные качества — мягкость и поэтичность натуры, но и выдающееся дарование пейзажиста.
В акварелях Брюллова «Гуляние в Альбано» и «У Богородицкого дуба» воздействие искусства М.Лебедева проступает с особой наглядностью.
Общество поощрения художников строго осудило увлечение своего пенсионера акварелью. Оно усмотрело в начинаниях Брюллова нарушение строгих законов высокого искусства. Федор Брюллов счел своим долгом сообщить Александру о том, что «Общество бесют» акварельные работы их брата Карла.
«Эрминия у пастухов»
«Праздник сбора винограда»
Процитировано 8 раз
Понравилось: 2 пользователям