Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения thumbnail

«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (исп. Sueño causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar) — картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

Информация о картине[править | править код]

Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей[1].

Сальвадор Дали так писал о своей картине:

Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы[2].

Символизм[править | править код]

Слон[править | править код]

В 1667 году по инициативе папы римского Александра VII в Риме на площади Минервы был установлен монумент в виде слона, несущего на спине египетский обелиск. Скульптором монумента был Джованни Лоренцо Бернини[3]. Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из романа «Гипнэротомахия Полифила»[4]. Этот роман анонимного автора вышел в 1499 году в типографии Альда Мануция. В основе сюжета — сон героя, в котором он становится свидетелем различных фантастических картин и событий[5]. Среди прочего ему встречается конструкция со слоном, пронзённым обелиском. В издании романа на одной из иллюстраций был изображён этот слон[4].

При написании картины целью художника было изобразить открытый Зигмундом Фрейдом вид длительного осмысленного сновидения, которое вызывается внешним раздражителем, что одновременно и создаёт сон и провоцирует пробуждение. На заднем плане картины изображён слон с длинными тонкими суставчатыми ногами и обелиском на спине. Подобным образом художник сюрреалистически изобразил монумент Бернини, что является отсылкой к истории Фрейда, когда тот видел сон о похоронах папы римского, вызванный колокольным звоном. Образ слона на длинных худощавых ногах понравился Дали, и художник использовал его в других своих работах[6].

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (англ.) в галерее работ Сальвадора Дали

Источник

Сальдвадор Дали – художник, творивший в очень необычным ключе. Его работы, в том числе «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», всегда имеют скрытую подоплёку.

Знаменитый испанский художник, график, скульптор Дали принадлежал к направлению сюрреализма. В его произведениях всегда существовал подтекст, который по сей день привлекает искусствоведов и просто любителей необычного. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната…» — воплощение стиля Дали, его стремление к тому, чтобы показать человеческие сны и подсознание.

Для того, чтобы понять этого мастера, необходимо обратиться к методам его работы. Как и вся жизнь художника, его рабочий процесс отличался своеобразностью. Дело в том, что в то время, пока он работал над картинами, сюрреалист периодически спал. Казалось бы, какого результата можно добиться, если всё время спать? Но когда Дали садился подремать в кресле, он всегда сжимал в пальцах что-нибудь, например, кисть или ложку, а на пол у ног ставил металлическую тарелку. Понемногу дремота окутывала творца, пальцы слабели, разжимались, и предмет, падая, грохотом будил Дали. Это помогало уловить удивительные видения между сном и реальностью.

Дальше дело за малым – взяться за кисть и зарисовать пришедшие образы.

Так родился «Сон…». Героиня картины находится в состоянии, столь любимом Дали. Спящий разум ещё рождает невероятные картины, непостижимым образом связанные друг с другом, звук жужжания, который проникает в сон, добавляет новые элементы, но именно он вскоре прервёт череду видений.

Картина была создана художником в США в то время, пока он скрывался там вместе с женой Галой от угрозы фашистов. В ней нашёл воплощения интерес Дали к фрейдизму. Творение должно было показать долгий связный сон, вызванный неким мгновенным воздействием, которое затем приводит к пробуждению.

Примечательно, что Фрейд не любил сюрреалистов, считал их шутами. Правда, картины Дали впечатлили его, а вот статья о паранойе совсем не заинтересовала.

Тем не менее, многие идеи фрейдизма нашли своё воплощение во «Сне…». Каждая деталь имеет своё особенное значение.

Начать стоит с центральной фигуры картины, с женщины. Она не просто спит, она пребывает на стыке мира яви и мира сна. Эти два мира не просто изображены на полотне, они сплетаются и переходят друг в друга, являясь единым целым.

Женщина – это Гала, возлюбленная супруга Дали, которая вдохновляла его в творчестве. Художник даже считал её своим вторым «Я».

Что интересно, спящая не лежит, она парит в воздухе. Полёт, согласно Фрейду – это и есть подавленное сексуальное желание.

Читайте также:  Слушать однажды он сказал твой полет всего лишь сон

Ниже женщины в воздухе находится плод граната с летающей вокруг него пчелой. Он — то, что связывает героиню картины с настоящим миром, ведь плод является его частью, но пчела – это первопричина происходящего.

Вместе с тем в композиции присутствует ещё один гранат – тот, что снится женщине. В античности и христианстве гранат – символ возрождения и плодородия, поэтому неудивительно, что именно из него рождаются остальные персонажи сновидения, представляющие собой трансформацию пчелы и переживаний спящей.

Рыба, покрытая чешуёй, изображает фасеточные глаза пчелы, тигры – жужжащий звук, что она издаёт, и полоски на теле. Их изображение было взято с вывески на цирке.

Ружьё со штыком – одновременно жало пчелы и выражение опасности, нависшей над сном. Прозвучит выстрел – и вся дремота исчезнет. Но ружьё – это ещё и символическое изображение мужских гениталий, что указывает на сексуальные страхи героини. Фрейд писал, что девушки с подобными проблемами часто видят сны, где мужчины гонятся за ними с оружием.

Слон – образ, впервые появившийся у Дали именно на этой картине. В дальнейшем художник часто использовал его в творчестве. Здесь у слона длинные и неустойчивые ноги. Они будто готовы сломаться и потому изображают шаткость мира снов.

Обелиск на спине слона и луна – символы начал мужчины и женщины. Кроме того луна выражает собой ночь, то есть время сна, а острота обелиска в сочетании с острыми когтями тигров показывает животный страх.

Море, простирающееся внизу, — вечность и, возможно, бессознательное, так как психика человека, по мнению Фрейда, подобна айсбергу, большая часть которого находится в бессознательном.

По словам Дали, когда он увидел эту сцену, она была абсолютно живой, дышала, двигалась. Сам художник был на грани падения в море, чистое и прохладное, и ему было интересно, успеет ли он упасть до того, как героиня проснётся, разбудит ли её своим падением. Дали задавался вопросом, заговорят ли они, когда он вынырнет.

Остаётся неизвестным, почему именно Гала выступает героиней картины, и связано ли это с реальными событиями.

Несомненно, Сальвадор Дали – автор полотна, на котором он сумел запечатлеть и свои собственные мысли, и идеи фрейдизма. Он соединил всё это и передал в произведении мир снов с его особенной логикой.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

«Кажется, они считают меня своим святым покровителем», — посмеивался  Фрейд над сюрреалистами, которых называл придурками. Дали же зачитывался  книгами отца психоанализа и многократно пытался воспроизвести на картинах  образы, порожденные во сне бессознательным

У художника был особый метод — он спал на работе. Если верить рассказам  Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда  предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот  будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось  состояние между сном и явью. На картине «Сон, вызванный полетом пчелы  вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет  сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд  ассоциативных образов.

Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой  подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее  Тиссена-Борнемисы). 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было  впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного  мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение».  Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический  фрейдистский сон — о противостоянии мужского и женского начал,  подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним.  Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.

Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь  однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны  друг другом.

1. Женщина. Это Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и  вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе  двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

2. Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения  классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря  Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», —  писал Дали.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

3. Пчела. Насекомое и плод — часть реального мира; жужжание пчелы —  первопричина и сна, и пробуждения.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

4. Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает  возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из  лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

5. Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы  пробуждения, разрушения сна. По Фрейду — символ мужских гениталий. «В  страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом  или огнестрельным оружием», — отмечал создатель психоанализа в своих  лекциях.

Читайте также:  К чему во сне скакать на коне

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

6. Тигры. Полосатые рычащие хищники — отражение в мире снов жужжания и  окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

7. Рыба. Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз  пчелы из реального мира.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

8. Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты  папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся  Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример  причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади  Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо  Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие  суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

9. Обелиск. Камень на спине слона — знак доминирования, ярко выраженный  символ мужского начала.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

10. Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи — времени  сновидений.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

11. Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику  человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море  бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса,  именно оно изображено на картине.

Картина дали сон вызванный полетом пчелы за секунду до пробужденияХудожник
Сальвадор Дали

1904 — Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя  получил в честь умершего до его рождения брата.
1922–1925 — Учился в Королевской академии искусств в Мадриде.
1929 — Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни — Галу  (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор».
1931 — Создал «Постоянство памяти».
1934 — Зарегистрировал отношения с Галой во Франции.
1940–1948 — Жил в США.
1944 — Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до  пробуждения».
1947–1949 — Работал над «Атомной Ледой».
1969 — Придумал логотип компании «Чупа-чупс».
1989 — Умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией,  похоронен в Фигерасе в Театре-музее Дали.

Фото: Alamy / Legion-Media, Carl Van Vechten / Library of Congress

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2015

Источник

Как-то после экскурсии по выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в Манеже ко мне подошла девушка: «Прошу прощения, подскажите, здесь есть картина «Сон разума рождает чудовищ»?» Нет, и быть не может, — потому что это не картина, а офорт, и художник не Сальвадор Дали, а Франсиско Гойя, и век не XX, а XVIII. Но перепутать одного с другим не так глупо, как кому-то может показаться. И вот почему.

Сны Франсиско Гойи (1799) и Сальвадора Дали (1944)

«Сон» — слово, которое часто встречается в названиях картин Сальвадора Дали: как наследник сюрреализма он утверждал, что именно в сновидениях черпает идеи, одним из его любимых образов была Градива с древнеримского барельефа и из повести Вильгельма Йенсена — женщина, шагающая сквозь стены и сны…

Сальвадор Дали, «Сон», ок. 1937. Частная коллекция

При этом ошибочно думать, что Дали был пленником своих снов и фантазий и свято следовал заветам ортодоксального сюрреализма воплощать образы «вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений» (цитата из первого манифеста сюрреализма 1924 года). Дали разработал параноидально-критический метод и, черпая идеи в глубинах бессознательного, предельно рационально их претворял в жизнь.

Сальвадор Дали, «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», ок. 1944. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. Фрагмент

Так, картина «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», которую девушка на выставке перепутала с офортом Гойи, — это не просто плод фантазии или случайная грёза Сальвадора Дали, а тщательно выверенная сцена, которая разворачивается перед нами подобно театральному действу, это безупречно сбалансированная композиция и детально проработанное практически гиперреалистичное изображение.

Франсиско Гойя, «Сон разума рождает чудовищ», 1797. Национальная библиотека Испании, Мадрид. Фрагмент

Как это далеко от заветов основателя сюрреалистического движения Андре Бретона! Он-то ратовал за «чистый психический автоматизм»…

Как это близко к представлениям Франсиско Гойи! Свои офорты «Капричос» (именно в эту серию входит «Сон разума») он подарил её величеству Марии Луизе Пармской, сопроводив авторскими комментариями. Под «Сном разума» он написал:

«Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

Гойя был сторонником идей Просвещения в тёмной Испании, он, как и Дали, обращался в своих работах к бессознательному — только не личному, а коллективному — и изображал чертей, ведьм, суккубов, одолевающих испанский народ. Где-то за этими образами кроется политическая сатира, где-то Гойя запечатлевал то, во что искренне верил простой люд.

Франсиско Гойя, «Ведьмы в небе», 1797-1798. Прадо, Мадрид

Франсиско Гойя, «Ведьмы в небе», 1797-1798. Прадо, Мадрид

Дали вслед за Гойей — своим соотечественником — предпочёл не отдаваться во власть собственных чудовищ (их в бессознательном Дали хватало), а сочетать фантазию с разумом. Он вообще был намного рациональнее, чем казался и кажется многим. К примеру, он осознанно встраивал своё имя в историю искусства Испании: Веласкес, Гойя, Пикассо, Дали. Он подражал каждому, каждого цитировал и брал у них лучшее, что мог.

Читайте также:  Что значит во сне рождение дочери

Думаю, то, что на выставке в Москве Гойю перепутали с Дали, последнему бы очень понравилось.

Источник

Наиболее известные работы Дали — самого популярного сюрреалиста.

Сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения. Фрагмент.

8. Параноидальное лицо.

За время сотрудничества с сюрреалистами у Дали появилось много новых идей и техник, возможно, самым значительным новшеством стал его «параноидально-критический» метод. С помощью этого метода Дали анализирует двойные образы в «Параноидальном лице» и «Невидимом афганце». Ближе к концу тридцатых годов он подвергся критике со стороны Андре Бретона, лидера сюрреалистического движения, за то, что писал «картины-пазлы», единственной целью которых было заставить зрителя расшифровывать образы.

В «Параноидальном лице» постройка из камня напоминает голову, деревья превращаются в густые волосы, а сидящие люди становятся глазами, носом и ртом. В основу картины положена фотография, изображающая африканских сельских жителей.

7. Всадник по имени Смерть.

Картина «Всадник по имени Смерть» была написана в 1934 году. Она содержит образы, характерные для произведений Дали, датированных этим же временем. Радуга, прорезающая густые облака, появляется также в «В радуге и призраке» (1932). На переднем плане изображен призрак. Башню на заднем плане также можно встретить в других картинах, таких как «Сон приближается». Дали говорил, что эта башня — сексуальный символ, так как она связана со многими его продолжительными эротическими мечтаниями.

Башня скрыта от взгляда за густыми кипарисовыми деревьями. Кипарисы также фигурируют во многих картинах Дали, относящихся к началу-середине тридцатых годов, их значение также уходит корнями в детские воспоминания Дали. В его работах часто встречается всадник, хотя здесь он изображен как скелет, в то время как на лошади кое-где сохранилась плоть.

6. Сикстинская Мадонна.

Одно из многочисленных изображений Девы Марии в творчестве Дали, хотя здесь она видна наименее отчетливо. Эта картина маслом на холсте была закончена в 1958 году. Как и в более поздней работе «Портрет моего умершего брата», художник формирует изображение с помощью точек. Техника, которую Сальвадор применил в данном случае, заимствована из области полиграфии. Эта работа демонстрирует, что Дали опережал свое время, используя оптическую иллюзию и ироничный подход к предмету изображения.

5. Аллегория американского рождества.

Картина была создана в 1934 году, когда Дали и Гала впервые были в США с визитом, который положил начало многим последующим. Эта страна давно интересовала Дали и очень впечатлила его во время первой поездки, в частности, средства массовой информации уделили ему много внимания, в чем он так нуждался и чего так страстно желал. Дали понравился Новый Свет с его возможностями; это отражено в картине.

4. Пылающий жираф.

Дали считал, что две работы — эта и «Сотворение чудовищ» — представляют собой предчувствие войны. И та, и другая содержат жирафа с горящей спиной. Их художник интерпретировал как неких космических чудищ.

Эта картина во многом производит впечатление сна, не только из-за выбора сюжета, но и благодаря цвету аквамарин. На ярко-голубом фоне пламя на жирафе производит сильный эффект.

3. Сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения.

Работа была написана маслом на холсте в 1944 году, в то время, когда Дали и Гала жили в Америке. В основу положен сон Галы, пересказанный Дали. Художник заявил, что эта работа иллюстрирует открытие Фрейда, заключающееся в том, что внешний стимул может обусловить сновидение. Катализатор сновидения, гранат, висит в воздухе, к нему летит пчела. За гранатом из сновидения Галы открывается сверкающая голубизна моря. Обнаженная спящая Гала парит над камнем — намек на привычное ощущение полета, которое мы испытываем во сне.

Слева от Галы находится огромный гранат, разбрасывающий семена в море. Из граната появляется рассерженная розовая рыба с широко открытым ртом. Из рыбы выпрыгивает рычащий тигр. Из тигра появляется другой, его хвост находится во рту первого. Тигры устремляются к Гале, выпустив когти, но ее разбудит штык, являющийся намеком на пчелиное жало.

2. Сон.

Работа «сон» изображена маслом на холсте для Э. Джеймса, постоянного покупателя Сальвадора. Работа посвящена теме, особенно привлекавшей сюрреалистов: миру сновидений. Они считали, что во сне можно обнаружить, а затем творчески использовать свободу подсознания. «Сон» представляет собой визуальное воплощение пребывания тела во сне, как в самостоятельном мире. На дальнем плане изображено светлое синее небо. Ближе видна большая голова, чьи глаза сомкнуты. Она «мягкая» и кажется уязвимой и деформированной; место от конца головы сужается книзу и опирается на костыль, мягко свисая с него. Голова собаки тоже опирается на костыль, как будто она дремлет.

Костыли на которые опираются части лица намекают на то, что голова может распасться, если их не будет.

1. Постоянство памяти.

Данная работа — одна из самых популярных картин Дали. Здесь впервые появился мотив, который стойко выдержал испытание временем, — так называемые «мягкие часы», являющиеся символом бренности людского бытия, неизбежности увядания и закономерной одержимости временем, действующим против нас.

Внизу, тая на камнях, Дали изобразил свой автопортрет на фоне скрупулезно проработанного пейзажа. Разницу субстанций подчеркивают часы, свисающие с блока слева. Другие часы сражают автопортрет художника временем.

Источник