Когда я приехал домой и подумал о сне то увидел что

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» для 9 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

9 класс

Контрольная работа по теме: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Вариант 1

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения.

  1. Жена шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо чтобы не видеть падающих звезд  которые почему-то пугали ее. (Ч,)
  2. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону  откуда слышались крики ничего не мог разглядеть в темноте. (Григ.)
  3. Он видел только  что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л.Т.)
  4. Сильно билось сердце  когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, дома  которые я не видел около четырех лет. (Герц.)
  5. Мы знали  что под рыхлым снегом если разгрести его руками  еще можно найти свежие лесные цветы. (Пауст.)
  6. Я помню те радостные минуты  когда услышал о космическом корабле-спутнике  который после выполнения задания вернулся на родную Землю. (Вл.Немцов)
  7. Святослав представил себе  что бы случилось если бы вдруг погас зтот огонек и если бы у него не оказалось при себе электрического фонарика. (В.Кож.)
  8. Когда Грушницкий открыл рот  чтобы поблагодарить ее она была уже далеко. ((Л.)
  9. Когда я вбежал в ворота  под которыми было очень темно уже никого не было. (Дост.)
  10. Здесь люди не казались уже до такой степени похожими друг на друга как в том огромном городе  где Матвей испытал столько горестных приключений. (Кор.)

Вариант 2

Спишите, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений, укажите вид подчинения.

  1. Когда я приехал домой и подумал о сне  я увидел, что это совершенно невозможно. (Л.Т.)
  2. В то время  когда Пьер входил в окоп  он заметил  что на батарее выстрелов не слышно было. (Л.Т.)
  3. По опыту своей жизни он знал что успех всякого общественного дела не может не зависеть от многих людей  среди которых найдутся и такие  кто не выполнит свою часть дела или просто ошибется. (Фад.)
  4. Сознание что теперь он при месте и будет заниматься работой которая ему по душе успокаивало его. (Ст.)
  5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все что он может как прекрасна была бы земля наша. (Ч.)
  6. Когда французский офицер вместе с Пьером вошли в комнаты Пьер счел своим долгом опять уверить капитана  что он был не француз. (Л.Т.)
  7. Я любил мартовские сумерки  когда начинало морозить когда зажигали газ. (Дост.)
  8. Дерсу сообщил мне что трава эта также помогает от укусов змей  что эту-то именно траву и едят собаки. (Арс.)
  9. Каждый знает  как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. (Арс.)
  10. Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Григ.)

КЛЮЧИ:

Вариант 1

  1. Жена шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звезд, которые почему-то пугали ее. (Ч,)
  2. Сколько он ни напрягал глаз в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте. (Григ.)
  3. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались и что налево действительно была батарея. (Л.Т.)
  4. Сильно билось сердце, когда я снова увидел знакомые, родные улицы, места, дома, которые я не видел около четырех лет. (Герц.)
  5. Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы. (Пауст.)
  6. Я помню те радостные минуты, когда услышал о космическом корабле-спутнике, который после выполнения задания вернулся на родную Землю. (Вл.Немцов)
  7. Святослав представил себе, что бы случилось, если бы вдруг погас зтот огонек и если бы у него не оказалось при себе электрического фонарика. (В.Кож.)
  8. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко. ((Л.)
  9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было. (Дост.)
  10. Здесь люди не казались уже до такой степени похожими друг на друга, как в том огромном городе, где Матвей испытал столько горестных приключений. (Кор.)

Вариант 2

  1. Когда я приехал домой и подумал о сне, я увидел, что это совершенно невозможно. (Л.Т.)
  2. В то время, когда Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было. (Л.Т.)
  3. По опыту своей жизни он знал, что успех всякого общественного дела не может не зависеть от многих людей, среди которых найдутся и такие, кто не выполнит свою часть дела или просто ошибется. (Фад.)
  4. Сознание, что теперь он при месте и будет заниматься работой, которая ему по душе, успокаивало его. (Ст.)
  5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша. (Ч.)
  6. Когда французский офицер вместе с Пьером вошли в комнаты, Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз. (Л.Т.)
  7. Я любил мартовские сумерки, когда начинало морозить, когда зажигали газ. (Дост.)
  8. Дерсу сообщил мне, что трава эта также помогает от укусов змей, что эту-то именно траву и едят собаки. (Арс.)
  9. Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. (Арс.)
  10. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг. (Григ.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя далее о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.

Читайте также:  К чему во сне красить губы красной помадой

Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно. У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее. Я смотрел на эти вещи и, не закрывая глаз, видел ее перед собой то в ту минуту, когда она, выбирая из двух кавалеров, угадывает мое качество, и слышу ее милый голос, когда она говорит: «Гордость? да?» – и радостно подает мне руку, или когда за ужином пригубливает бокал шампанского и исподлобья смотрит на меня ласкающими глазами. Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него и с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей. И я невольно соединяю его и ее в одном нежном, умиленном чувстве.

Жили мы тогда одни с покойным братом. Брат и вообще не любил света и не ездил на балы, теперь же готовился к кандидатскому экзамену и вел самую правильную жизнь. Он спал. Я посмотрел на его уткнутую в подушку и закрытую до половины фланелевым одеялом голову, и мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал. Крепостной наш лакей Петруша встретил меня со свечой и хотел помочь мне раздеваться, но я отпустил его. Вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным. Стараясь не шуметь, я на цыпочках прошел в свою комнату и сел на постель. Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать. Притом мне жарко было в натопленных комнатах, и я, не снимая мундира, потихоньку вышел в переднюю, надел шинель, отворил наружную дверь и вышел на улицу.

С бала я уехал в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло. Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Жили Б. тогда на конце города, подле большого поля, на одном конце которого было гулянье, а на другом – девический институт. Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой.

И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, все было мне особенно мило и значительно.

Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.

«Что это такое?» – подумал я и по проезженной посередине поля, скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», – подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию.

– Что это они делают? – спросил я у кузнеца, остановившегося рядом со мною.

– Татарина гоняют за побег, – сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад, – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед, – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Читайте также:  Сон ехать на мотоцикле за рулем по дороге

– О господи, – проговорил подле меня кузнец.

Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым. Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.

– Я тебе помажу, – услыхал я его гневный голос. – Будешь мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

– Подать свежих шпицрутенов! – крикнул он, оглядываясь, и увидал меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил.

«Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, – думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с ним совсем пьян.

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что-то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился.

– Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, – сказал один из нас. – Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было.

– Ну, это уж совсем глупости, – с искренней досадой сказал Иван Васильевич.

– Ну, а любовь что? – спросили мы.

– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите… – закончил он.

Ясная Поляна, 20 августа 1903 г.

H. C. Лесков

Тупейный художник. Рассказ на могиле

(Святой памяти благословеного дня 19-го февраля 1861 г.)

Души их во благих водворятся.

Погребальная песнь

Глава первая

У нас многие думают, что «художники» – это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников. Сазиков и Овчинников для многих не больше как «серебренники». У других людей не так: Гейне вспоминал про портного, который «был художник» и «имел идеи», а дамские платья работы Ворт и сейчас называют «художественными произведениями». Об одном из них недавно писали, будто оно «сосредоточивает бездну фантазии в шнипе».

В Америке область художественная понимается еще шире: знаменитый американский писатель Брет-Гарт рассказывает, что у них чрезвычайно прославился «художник», который «работал над мертвыми». Он придавал лицам почивших различные «утешительные выражения», свидетельствующие о более или менее счастливом состоянии их отлетевших душ.

Источник

Урок по теме

«Сложноподчинённое предложение

с несколькими придаточными».

9 класс.

Автор:

Лобач Ирина Николаевна,

учитель русского языка

и литературы

МАОУ СОШ №1

г. Боровичи Новгородской области,

высшая категория

 Пояснительная записка:

   На данном уроке систематизируются знания и отрабатываются умения учащихся по определению вида придаточного предложения. Использование тестовой программы и мультимедийной презентации позволили сделать эффективными приёмы систематизации и обобщения на данном уроке. Урок составлен по учебнику под редакцией Бабайцевой В.В. 5-9 классы и с учётом содержания программы по русскому языку, требований к современному уроку, дифференцированному обучению, способствует развитию и воспитанию личности.                                          

Цели урока:

  • Закрепить и углубить сведения о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • Выявить уровень знаний и сформированности умений, определять вид подчинения придаточных и верно употреблять знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
  • Повторить ранее изученный материал (подготовка к ГИА).
  • Развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
  • Продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.
Читайте также:  За сколько до сна можно делать ингаляции ребенку

Форма проведения урока:

  • Мультимедиа-урок.

Тип урока:

  • Урок-практикум.

Оборудование:

  • Раздаточный материал (тесты, карточки, листы контроля).
  • Интерактивная доска.
  • Мультимедийный проектор.

Ход урока:

I. Проверка теоретических сведений с последующим самоконтролем.

Задание:

закончите предложение, указав в каждом случае нужный вид подчинения придаточных. Запишите, сопроводив ответ схемой.

  1. Если придаточные относятся к одному слову главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос, то это сложноподчинённые предложения с … .
  2. Если придаточные относятся к разным словам главного и отвечают на разные вопросы, то это сложноподчинённые предложения с … .
  3. Если придаточные последовательно поясняют сначала главное предложение, затем первое придаточное, второе и т. д., то это сложноподчинённые предложения с… .

Самопроверка по слайду №1, внесение результатов в Лист контроля (максимальное количество баллов – 6).

II. Подготовка к ГИА (ОГЭ).

Контроль за домашним заданием в тестовой форме (упражнение 361).

I. Cоотнесите номера предложений с видом подчинения придаточных.

1. Если б вместо Надежды был у меня сын я не думал бы что будет со мною под старость. (Н. Дурова).

2. Когда батюшка очнулся то увид…л что лежит на диване и что вокруг него суетятся слуги. (М. Загоскин).

3) Она [Настёна] не пошла по телятнику где в снегу была вытоптана дорожка, а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула (в) прав… откуда над высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Руспутин).

4) Когда я приехал домой и подумал о сне то увид…л что это совершенно невозможно. (Л. Толстой)

А) Последовательное подчинение.

Б) Неоднородное подчинение.

В) Однородное подчинение.

Г) Комбинированное подчинение.

II. Из предложения №1 выписать все частицы.

III. С помощью каких средств связи присоединяются придаточные к главному в предложении №2.

IV. Из предложения №2 выписать производный предлог.

V. Определить морфологическую принадлежность слова «вытоптана» из предложения №3.

VI. Подобрать синонимичное выражение к слову «яр» (предложение №3).

VII. Какой суффикс нужно написать в наречии  «(в) прав…» (предложение №3).

VIII. Определить способ образования глаголов из предложения №4.

Самопроверка по слайдам 2-5, внесение результатов в Лист контроля, максимальное количество баллов – 8.

III. Работа по стилистике.

Вспомните перифразы. Что это за средство языковой выразительности? Восстановите его определение.

Перифразы – это _________ выражения в форме ________.

Задание: соотнесите названия городов и перифразы, которые могут их заменить.

1) Москва

2) Иваново

3) Тула

4) Киев

5) Калуга

6) Сочи

7) Санкт-Петербург.

А) Город невест

Б) Порт пяти морей

В) Мать городов русских

Г) Колыбель космонавтики

Д) Оружейная столица России.

Е) Третий Рим

Ж) Северная Венеция

З) Курортная столица России

И) Северная Пальмира.

 Возьмите тесты, лежащие у вас на партах, прочитайте предложения А, Б, В, Г и скажите, в каком городе проживал герой литературного произведения, из которого они взяты. Ответ дайте перифразой из выполненного задания. Все результаты вашей работы проверьте по слайдам 6-12.

IV. Тест по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными».          

А) В какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить.

Б) Когда же все, приступив к нему, стали говорить, что нужно вспрыснуть новую шинель, и что, по крайней мере, он должен задать им всем вечер, Акакий Акакиевич потерялся совершенно…

В) Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихонечку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшею на полу, стряхнул её, снял с неё всякую пушинку, надел на плечи и  опустился по лестнице на улицу.

Г) Повествование о грабеже шинели, несмотря на то что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеяться над Акакием Акакиевичем, однако же многих тронуло.

1. Какой вид придаточных встречается в каждом из предложений А, Б, В, Г?

1) определительное

2) дополнительное (изъяснительное)

3) цели

4) уступки

5) времени

2. Какой вид подчинения представлен в предложениях А, Б, В, Г?

1) последовательное

2) неоднородное

3) однородное

4) комбинированное

3. Укажите правильную характеристику предложения Г.

1) СПП с неоднородным подчинением.

2) Состоит из трёх частей, придаточные соединены последовательно.

3) Состоит из четырёх частей, используется комбинированное подчинение.

4) СПП с однородным подчинением дополнительных (изъяснительных) придаточных.

4. Какая пунктуационная ошибка допущена в предложении Б?

1) Поставлена лишняя запятая после слова «шинель» перед союзом и.

2) Поставлены лишние запятые, выделяющие словосочетание по крайней мере.

3) Поставлены лишние запятые, выделяющие словосочетание приступив к нему.

4) Недостаёт запятой после когда же перед словом все.

По окончании работы проводится самопроверка по ключу к тесту (слайд 13).

№ задания

Максимальное кол-во баллов за задание.

Полученное кол-во баллов.

Общее кол-во баллов.

Критерии оценки

Оценка учащегося

1.

2.

3.

6 баллов

8 баллов

4 баллов

    18

«5» — 18-17

«4» — 16-14

«3» — 13-10

«2» — 9-0

Фамилия ученика

V. Заполнение листа контроля. Подведение итогов.                                              

VI. Домашнее задание.            

Тестовые задания по теме (вариант 1, 2)                                                                                                                           

Источник