Кому еще кроме раскольникова снится сон и о чем он
Еще один человек, помимо Раскольникова, видит сны.
В последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов
видит три сна – галлюцинации.
Эти сны один другого кошмарнее. “Вход” в эти сны и “выход”
из них почти стерты, и трудно, подчас невозможно
определить, когда Свидригайлов забывается,
а когда – приходит в себя.
Так и должно быть, потому что грань бытия и небытия
для него давно уже стерта”
Но переходы Свидригайлова из одного
сна в другой имеют свою внутреннюю логику:
в снах есть тема разврата, нарастающая от первого сна
к третьему.
В первом сне, где появляется мышь, тема разврата
дана лишь намёком, лишь ощущением «скользкого,
противного»
В первом сне ему мерещатся мыши:
“… вдруг как бы что-то пробежало под одеялом по руке
его и по ноге…. он встряхнул одеяло, и вдруг на
простыню выскочила мышь.
…он бросил подушку, но в одно мгновение
почувствовал, как что-то вскочило ему за пазуху…
Он нервно задрожал и проснулся”.
Образ мыши является предвестником беды,
надвигающейся катастрофы, апокалипсиса,
который должен случиться со Свидригайловым.
Мышь – это символ-воплощение души умершего,
предвестник скоропостижной кончины.
Приснившаяся, а в дальнейшем прыгнувшая за пазуху
к Свидригайлову мышь постепенно приближает героя
к неминуемой трагедии и скорой гибели.
Перейдя во второй сон, Аркадий Иванович видит
“… прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий
день, праздничный день, Троицын день”.
Герою всюду видятся цветы и травы, непременные
спутники Троицына дня.
Здесь царит жизнь и девственная чистота природы,
но стоит Свидригайлову войти в дом, как все меняется:
“посреди залы” стоит гроб, “обитый белым», в котором лежала
“девочка, в белом тюлевом платье”.
Белый цвет здесь несет оттенок смерти и тоски.
Свидригайлов словно из пространства жизни
перемещается в пространство смерти.
Герой не видит здесь ни панихиды, ни свечей, ни толпы
людей у гроба.
Девочка из его сна — самоубийца, утопленница,
не перенесшая насилия и надругательства.
Эта галлюцинация дает отсылку к прошлому Свидригайлова,
к отголоскам слухов, которые бросают тень на его
“доброе” имя и “безупречную” репутацию.
Аркадию Ивановичу кажется, что он знает эту девочку,
что это та совращенная им четырнадцатилетняя глухонемая.
Во втором сне очень явственно проступает тема борьбы
совести Свидригайлова с его развратной стороной души.
Герой, который в своей галлюцинации не хочет лгать себе,
впервые испытывает ужас от насилия, грязи,
распутства, что в жизни доставляли ему лишь наслаждение.
Каждый следующий сон Свидригайлова все более
отвратительный, несущий в себе катастрофическое,
разрушающее воздействие на душу героя.
Перейдя в третий и последний сон, Аркадий Свидригайлов
находит в углу пятилетнюю девочку.
Свидригайлов здесь испытывает чувство страха:
“… ее губки раздвигаются в улыбку, кончики губок вздрагивают,
как бы еще сдерживаясь.
Но вот уже она совсем перестала сдерживаться; это уже смех,
явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится в
этом не детском лице; это разврат, это лицо камелии,
нахальное лицо продажной камелии из француженок.
Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза:
они обводят его огненным и бесстыдным взглядом,
они зовут его, смеются… ”.
В этом сне Свидригайлов спасает невинную девочку,
заботится, согревает, укладывает ее спать.
В его мыслях нет никакого злого умысла, но внезапно
это маленькое существо превращается в него самого.
Детское личико приобретает выражение развратной
девицы. Пошлость и цинизм написаны на нём.
Герой осознает насколько он низок и страшен.
Настоящий кошмар овладевает им, он начинает мучиться.
Совесть подсказывает ему, что единственный выход –
это самоубийство.
*8 в ссылке
В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.
Тема сна | Описание | Глава |
Сон о лошади | Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу: «…Страшный «…в «…Он Сон отражает двойственность натуры | Часть 1, Глава V |
Сон об Африке | Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В «…Ему Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой. | Часть 1, Глава VI |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке | После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о полицейском Илье Петровиче, Во «…Вдруг «…Но, «…Страх, В этом сне воплощается страх Раскольникова за то, | Часть 2, Глава II |
Сон о смеющейся старухе | Перед В квартире старухи в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. «…старушонка Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит людей – на лестнице, в «…все В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, | Часть 3, Глава VI |
Сон о конце света | Это – «…Он Этот последний сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон Раскольникова – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней | Эпилог |
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Сон
Содержание
Значение
Символика
Сон о лошади
Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.
Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.
Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.
Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.
Сон об Африке
Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.
Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.
Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.
Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.
Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.
Сон о смеющейся старухе
По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.
Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.
Сон означает полный провал эксперимента над собой.
Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.
Сон о конце света
Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.
Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.
Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.
Сон как символ обновления души, ее очищения.
С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.
Автор:
Guru
·
30.01.2018
Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести». В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны. Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.
Сны Раскольникова
- О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.
- Об Африке. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.
- Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.
- О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.
- Сон на каторге. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.
Сны Свидригайлова
Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.
- Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
- О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
- О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.
Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.
Значение и роль снов
Ю.Ф.Карякин, литературовед, публицист и автор работ о творчестве Достоевского, пишет следующее:
Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.
Таким образом, в сновидениях раскрываются истинные характеры героев, в них показано то, в чем люди боятся признаться даже самим себе.
Автор: Полина Филиппович
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:
В своих романах Ф. М. Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни своих героев, их чувства, эмоции, тайные желания, переживания и опасения. В этом контексте особую значимость приобретают сны персонажей. Сон, как композиционный элемент, может выполнять различные функции и нести свою особенную смысловую нагрузку. Давайте попробуем разобраться, какова роль и значение снов в романе «Преступление и наказание».
Первый раз Достоевский вводит сон в первой части произведения, еще до убийства старухи-процентщицы. Заснув на улице по причине болезненного своего состояния и выпитой накануне рюмки, Раскольников видит свое детство: маленький Родя вместе с отцом гуляет за городом в светлый праздничный день, однако вскоре идиллию нарушает один страшный эпизод. Молодой мужик Миколка, выйдя из кабака, начинает хлестать свою «тощую саврасую клячонку», которой не под силу везти груз в виде без малого десяти человек, а потом добивает ее железным ломом. Первое, что лежит на поверхности, это то, что чистая детская натура Раскольникова протестует против насилия. Маленький Родион подбегает к клячонке и целует ее в окровавленную морду, а потом с кулачками бросается на убившего «лошадку» Миколку. То, что нам дан именно детский взгляд на ситуацию, — неслучайно. Детское сознание — чистое и незашоренное никакими теориями, ребенок живет — сердцем. И в душе Раскольникова этот ребенок борется с его разумом, рождающим столь губительные казуистические теории. Здесь проявляется двойственность натуры главного героя. О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют и два противоположных образа из его сна — церковь и кабак. Кабак — является символом того, что губит людей, это средоточие зла, разврата, безрассудства, это то место, где человек теряет свои человеческий облик (неслучайно нравственно опустившийся Свидригайлов — завсегдатай кабаков и прочих «клоак», поскольку один из признаков развратности — отсутствие некого эстетического чувства). Церковь же олицетворяет все лучшее, что есть в человеческой природе. Характерно, что в церковь маленький Родя ходить любил, а кабак всегда производил на него «неприятнейшее впечатление». Таким образом, кабак и церковь в метафорическом плане представляют собой нравственные ориентиры человека в реальной жизни. Символично то, что Родион задерживается у кабака по пути в церковь и так в нее и не попадает. На мой взгляд, это можно трактовать двояко. Например, это может означать с одной стороны то, что Раскольников свернул с истинного пути, а с другой, что он сделал это все же не по своей воле, а во имя лошади Миколки, символизирующей всех «униженных и оскорбленных». Примечательно, что с этим эпизодом сна Раскольникова перекликается горькое восклицание Катерины Ивановны: «Уездили клячу! Надорвала-ась!».
Однако стоит поподробнее остановится на лошади и ее символике. Помимо того, что она представляет тех, за чье благо борется Раскольников , она в то же время символизирует ту самую «бесполезную вошь», старушонку, ставшую его жертвой. То есть этот сон предрекает те самые кровавые события в будущем. Поэтому, проснувшись, Раскольников отрекается от своей «проклятой мечты» и задается вопросами: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?». И если лошадь — это старуха-процентщица, то логично будет предположить, что Миколка — это Раскольников. И тут рассуждение опять же затрагивает тему двойственности Раскольникова, что в нем могут уживаться безгрешный наивный ребенок и страшный убийца. Примечательно, на мой взгляд, и то, что имя Миколки фигурирует в тексте не один раз. Действительно, между Миколкой из сна и Миколкой, сознавшемся в преступлении, можно провести параллель. С первым Миколкой Раскольникова роднит совершенное злодеяние, что касается второго Миколки, интересно, что Порфирий Петрович упоминает о том, что Миколка из «раскольников». Наверняка, это не простое совпадение, а сознательная авторская отсылка к гланому герою. Таким образом, второй Миколка как бы подает пример Раскольникову, показывает то, как ему нужно поступить в сложившейся ситуации. Миколка хоть и появляется лишь в нескольких эпизодах романа, его образ очень важен. Он является символом добровольного страдания, только через него по Достоевскому можно искупить свои грехи, очиститься и нравственно возродиться.
Второй сон Раскольников видит уже после своего преступления. Ему снится , что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее , однако старушонка, как будто издеваясь, заливается тихим , неслышным смехом. Смех и шепот слышатся ему в соседней комнате. Раскольникова окружает вдруг множество людей — в прихожей, на площадке, на лестнице , — молча и выжидая , они смотрят на него . Объятый ужасом, он не может пошевелиться и вскоре пробуждается. Этот сон показывает болезненное состояние Раскольникова, его нервную напряженность, его желание поделиться с кем-нибудь, разделить свою тяжкую ношу. Раскольников борется с собой и своим индивидуализмом, его душа рвется к людям, поэтому, возможно, в его сне фигурирует множество людей. Помимо этого, во сне появляется мотив смеха, развенчивающего теорию Раскольникова. М. Бахтин пишет: «Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца». И на иррациональном уровне Раскольников это чувствует, но еще не осознает. Смех процентщицы также может олицетворять насмешку дьявола над Раскольниковым. Однозначно, бесовское начало присутствует в романе, посмотреть хотя бы на то, в каких условиях создавалась раскольниковская теория — там не было ни Бога, ни человека.
Свой третий сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает происшедшие события , свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной… моровой язве ». Появились какие- то новые микроскопические существа , трихины , заражающие людей и делающие их бесноватыми .Зараженные не слышат и не понимают других , считая лишь свое мнение абсолютно вер-ным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие , люди убивают друг друга в какой- то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод , гибнет все вокруг . Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных »,но их никто и никогда не видел. Сон этот являет собой крайнее воплощение индивидуалистической теории Раскольникова , показывая угрожающие результаты пагубного влияния ее на мир и человечество .Характерно, что индивидуализм теперь отождествляется в сознании Родиона с бес-новатостью и сумасшествием . Фактически идея героя о сильных личностях, Наполеонах, которым « все дозволено», представляется теперь ему болезнью, сумасшествием , помутнением разума . Более того , распространение этой теории во всем мире — это то , что вызывает наибольшие опасения Раскольникова. Теперь герой сознает, что идея его противна самой человеческой природе, разуму , Божественному мироустройству . Поняв и приняв все это своей душой , Раскольников испытывает нравственное просветление . Недаром именно после этого сна он начинает осознавать свою любовь к Соне, открывающую ему веру в жизнь.
Еще один человек помимо Раскольникова, кто видит сны, — Свиригайлов. И примечательно, что этот факт в какой-то мере обуславливает их двойничество. Совесть до конца не оставляет в покое ни одного, ни другого. Накануне самоубийства Свидригайлов видит несколько сновидений, одно переходит в другое. Существенно, что переходы Свидригайлова из одного сна в другой имеют свою внутреннюю логику: «…в снах есть тема разврата, нарастающая от первого к третьему»; в первом сне, где появляется мышь, тема разврата «дана лишь намеком, лишь ощущением скользкого, противного», во втором сне возникает девочка-утопленница, «жертва разврата», в третьем сне – пятилетняя «девочка», «разврат полностью овладел ею». Образ пятилетней, возникший во сне Свидригайлова, глубоко символичен, поскольку воплощает в себе возможный предел человеческого падения, который ужасает даже Свидригайлова. Этот сон может также характеризовать Свидригайлова как человека, не способного возродиться. Поскольку возраст его «жертв» варьируется от двенадцати до шестнадцати, то представляется вполне возможным, что однажды он может «понизить планку». Дети для Достоевского — святое, поэтому нетрудно догадаться, что поступки Свидригайлова расцениваются автором как едва ли не самый тяжелый грех. И возможно, самоубийство — был еднственный выход из этого ада, в которых сам герой себя и загнал.
Таким образом, сны и видения героев романа передают их внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения . Композиционно сны нередко предваряют будущие события . Кроме того , сны перекликаются с идейным замыслом произведения и с авторской оценкой тех или иных событий.