Край родимый сердцу снятся
Курс № 13
- 6 лекций
- 26 материалов
Шесть филологов — о дебюте Ахматовой, загадке Есенина, провокации Горького, кризисе среднего возраста, советской трагедии и воскрешении русского языка
Конспект
22 апреля 1911 года в Петербурге произошло событие, которое впоследствии многие назовут началом нового этапа в русской поэзии. В редакции журнала «Аполлон» на заседании Общества ревнителей художественного слова дали слово молодым поэтам, и среди них была Анна Ахматова. В числе стихотворений, которые она прочла, было и это:
Я пришла сюда, бездельница,
Всё равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Лёгкий месяц заблестел.Замечаю всё как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.
Стихотворение произвело фурор: вызвало и восхищение, и раздражение. Обе эмоции реагировали на важную особенность творчества Ахматовой: поэтику разорванных (логических и психологических) звеньев. Вскоре был обнаружен и исток этой поэтики: в то же время в русской культуре происходило открытие нового фольклорного жанра — частушки.
«Впоследствии Ахматова много раз, и скорее с удовольствием, отмечала сходство своих стихов с поэтикой частушки. Несколько мемуаристов запомнили одну и ту же ее фразу. Когда на эстраде появилась пародия на частушку, которую исполнял ценимый Ахматовой Аркадий Райкин — „Дура, дура, дура я, дура я проклятая, у него четыре дуры, а я дура пятая“, — она, Ахматова, сказала: „Это про меня. Это я и это мои стихи“».
Роман Тименчик
Русалка в стихотворении указывает и на еще один фольклорный источник поэтики Ахматовой, в котором также используется пропуск звеньев: это народная баллада. Как заметила литературовед Лидия Гинзбург, Ахматова строит свой комплекс на дублетах: один и тот же сюжет женской любви или беды у нее проигрывается и в городском, петербургском варианте, и в крестьянском, фольклорном.
«Ахматова прошла очень большой путь в литературе. Если посмотреть всё, что было ей сделано, то иногда диву даешься, сколько удалось этой, в общем, не очень здоровой женщине. Это словесный готический собор „Поэмы без героя“. Это прекрасно сложенная поэма „Реквием“. Это замечательные пушкиноведческие работы, требующие большого усилия, больших знаний, кропотливого анализа. И все это сделала женщина, которая при своем вхождении в русскую литературу рекомендовала себя как „бездельница“».
Роман Тименчик
Конспект
В начале своей литературной карьеры Есенин выступал со стихами, разряженный в чрезвычайно нарядный костюм. По воспоминаниям Михаила Бабенчикова, «Есенин сам ощущал нарочитую „экзотику“ своего вида
и, желая скрыть свое смущение от меня, задиристо кинул: „Что, не похож я на мужика?“». Тем не менее именно в таком «ненатуральном» одеянии он завоевал славу «крестьянского поэта» и покорил Петроград.
Это произошло в эпоху, когда тема деревни практически ушла из поэзии: после отмены крепостного права поэты стали меньше жить в деревнях и меньше знать крестьянскую жизнь. Образ мужика стал мифологизироваться: от выходца из деревни стали ждать новой, религиозной правды. На волне этих ожиданий в общественной жизни России появился Распутин, а в литературной — сначала Николай Клюев, а затем и Есенин.
«Он, с одной стороны, был этот самый русский мужик, несший религиозную правду. С другой стороны, Есенин говорил на символистском языке, потому что до этого жил в Москве, о чем он никому не рассказывал в Петрограде, и освоил поэтическую модернистскую грамоту. Это и создало его популярность: говорящий на модернистском языке, пользующийся изощренными модернистскими метафорами человек с крестьянским или с псевдокрестьянским сознанием».
Олег Лекманов
Рассмотрим стихотворение Есенина 1914 года:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Читая первую строфу, городской читатель, с одной стороны, все понимает, а с другой — испытывает легкий дискомфорт, на который Есенин и рассчитывает. Например, слово «зеленя» — одновременно и незнакомое, и в то же время интуитивно понятное. Вторая черта тонкой работы Есенина — это ненавязчивые религиозные вкрапления. Зеленя «стозвонные», то есть напоминают церковные колокольни.
«Дальше более прямо: И вызванивают в четки / Ивы, кроткие монашки. Деревья становятся монашками. Пространство, окружающее поэта — лес, поле, — становится средоточием религиозной жизни, которая ему ведома. Он различает в ивах монашек — а вы, городские читатели (это не говорится, но, видимо, подразумевается), не различаете».
Олег Лекманов
При этом строки С тихой тайной для кого-то / Затаил я в сердце мысли абсолютно модернистские: их можно было бы легко встретить у Александра Блока или Андрея Белого. В последних строках происходит проекция собственной судьбы на судьбу Христа, но без трагизма, свойственного модернистам.
По работе Есенина с черновиками видно, что изначально в этих стихах религиозные метафоры были более явными, однако затем поэт их сгладил. Зачем?
«Чтобы этот религиозный пантеизм, которым полны все его ранние стихи, усваивался читателем без напряжения, не как нравоучение, а как откровение нового Ивана-царевича, который обладает загадкой, которую всем вам еще только предстоит решить».
Олег Лекманов
Конспект
Произведение Горького «Карамора» входит в книгу «Рассказы 1922–24 годов». Тогда, в 1920-е годы, Горький, оказавшись в двусмысленном положении — фактически в эмиграции, хотя говорили, что он якобы уехал за рубеж только лечиться по настоянию Ленина, — проводит ревизию собственного мировоззрения.
«В статье 1922 года о русском крестьянстве, не издававшейся на родине автора в ближайшие 80 лет, говорится, что русские революционеры не учитывали истинной степени зверства вверенного им народа. Они не представляли, с какой разинщиной и пугачевщиной им предстоит столкнуться. Разумеется, горьковская проповедь о спасительной культуре на фоне кошмаров Гражданской войны не могла никого спасти и никого утешить. В этих условиях Горький начинает думать об изначальной неправильности человеческой природы».
Дмитрий Быков
Главная тема этого сборника рассказов — отсутствие у человека изначального представления о добре и зле. А тема «Караморы» — отсутствие границы между совестью и бесчестием. Это демонстрируется на примере провокатора — главного героя по кличке Карамора. Именно провокатор — любимый герой русской литературы начала XX века. Прототипом Караморы был Азеф, глава боевой организации эсеров, который готовил теракты, посылал людей на смерть и одновременно докладывал об этом в полицию.
«Что его заставляло так действовать? Горький не находит ответа на этот вопрос и лишь к концу повести приходит к поразительному выводу. Ни за русскими революционерами, ни за русскими контрреволюционерами нет моральной правды: все эти люди ограниченны, у них сектантское сознание. А правда за тем, кто на обеих сторонах, правда за провокатором. Провокатор выше потому, что он не с этими и не с теми. А быть с этими или с теми — значит наверняка быть с неправым.
Русская революция порождает не борцов, потому что борцы часто лишены каких-либо убеждений, и только воля судеб ставит их в ряды красных или белых. Русская революция порождает не идеологов. Русская революция порождает толпы провокаторов, людей, которые наживаются на этой революции, умудряясь играть и на той, и на этой стороне. И вся русская революция — одна великая провокация, в результате которой целая страна утратила какие-либо представления о моральных ориентирах».
Дмитрий Быков
Это новый взгляд на человека у Горького. Раньше «человек — это звучит гордо», теперь — отсутствие врожденного нравственного компаса. Нет совести, есть только жажда доминирования. Как же Горький, поняв это о человеке, затем вернулся в СССР и стал советским классиком?
«Увидев внутри у человека сплошную труху, он верил только в силовые способы его перековки. Для Горького была очень простая альтернатива: если человек не становится коммунистом, он становится фашистом. И поэтому СССР для него — естественный выбор, а возвращение — единственный ответ на происходящее в Европе. Таким образом, автор „Караморы“ сам пополнил ряды собственных персонажей, потому что вернуться и разделять эту идеологию может только человек, у которого сильно ослаблено нравственное чутье».
Дмитрий Быков
Конспект
Перед зеркалом
Nel mezzo del cammin di nostra vita.
Я, я, я! Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?Разве мальчик, в Останкине летом
Танцевавший на дачных балах, —
Это я, тот, кто каждым ответом
Желторотым внушает поэтам
Отвращение, злобу и страх?Разве тот, кто в полночные споры
Всю мальчишечью вкладывал прыть, —
Это я, тот же самый, который
На трагические разговоры
Научился молчать и шутить?Впрочем — так и всегда на средине
Рокового земного пути:
От ничтожной причины — к причине,
А глядишь — заплутался в пустыне,
И своих же следов не найти.Да, меня не пантера прыжками
На парижский чердак загнала.
И Виргилия нет за плечами, —
Только есть одиночество — в раме
Говорящего правду стекла.
«Перед зеркалом» — бесспорный шедевр русской поэзии XX века. Стихотворение предваряется эпиграфом «Nel mezzo del cammin di nostra vita», «На середине дороги нашей жизни» — первым стихом «Божественной комедии» Данте.
«Стихотворение не только и не столько об изгнании, сколько о проблеме, связанной с ним и с тем, что называется кризисом среднего возраста, беспокоившем уже и Данте, — о проблеме идентичности. В зеркале поэт не узнает самого себя. Но это еще и метасловесный разговор о словах: „Я, я, я! Что за дикое слово“. Речь идет не только о „я“, но и о слове. Две темы переплетены. Теряется сознание собственной идентичности, теряется и осмысленность самих слов. И прежде всего слова, наиболее непосредственно связанного с идентичностью, — местоимения первого лица „я“».
Александр Жолковский
Как зеркало отражает любого, кто в него смотрится, так и «я» обозначает всякого, кто его произносит. Получается некая синонимия зеркала и «я». Кроме того, разговор об идентичности Ходасевич ведет, многократно используя специфически русские слова «разве» и «неужели», трудно переводимые на другие языки. Эти слова выражают удивленное, протестующее отторжение говорящего от того, что ему приходится видеть, осознавать и говорить. Отчужденность от того, что говорится, одновременно составляет суть их значения, их языковую и национальную идентичность.
«Таким образом, переходя от „я“ и „зеркала“ к „неужели“ и „разве“, Ходасевич делает какой-то очень правильный ход. И что на первый взгляд не очевидно, а по обнаружении поразительно: он делает этот ход с опорой на литературную классику, на этот раз русскую и притом прозаическую. Разумеется, слова „разве“ и „неужели“ могут встретиться где угодно. Но в контексте размышлений перед зеркалом о собственном старении, о детстве, матери, о разговорах, молчании, правде (список можно продолжить) они обнаруживаются в одном очень влиятельном, хотя и не поэтическом тексте».
Александр Жолковский
Это «Смерть Ивана Ильича» Толстого. Известно, что Ходасевич перечитывал эту повесть и цитировал в статье об Иннокентии Анненском. Анненский тоже очень важен для понимания Ходасевича, но это уже совсем другая история.
Конспект
Классическая советская пьеса Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия» — единственный текст в советской культуре, обозначенный как трагедия. Почему так вышло?
Это пьеса о смерти. Несмотря на то что всю советскую историю смерть — на войне, от голода, в лагерях и так далее — была рядом с человеком, советской культуре было тяжело и непривычно писать о смерти.
«Между тем сам Всеволод Вишневский смерть видел много и хорошо. Он был пулеметчиком на Волжской военной флотилии и плавал на корабле „Ваня-коммунист“. Потом был пулеметчиком на бронепоезде, который был в составе Первой конной армии. Он изобрел уникальный гибрид: оставаясь военным, стал достаточно влиятельным литератором. Сложно судить, в какой мере ему помогал художественный талант, а в какой — совершенно невозможная для гражданских литераторов военная напористость. В частности, известно, что когда он читал свои пьесы, то мог вскочить на стул или на стол, и в сцене, где нужно было стрелять во врага, достать свой настоящий табельный пистолет и целиться в зал. Я не знаю, насколько люди, сидящие в зале, после этого готовы были текст критиковать».
Илья Венявкин
Главный конфликт «Оптимистической трагедии» — между стихийным и сознательным: советская культура вообще была про преодоление стихийного и создание рационального государства. Действие происходит на корабле в Гражданскую войну. «Стихийному» персонажу Вожаку противостоит «рациональный» герой Комиссар.
«Комиссар — это молодая девушка, и вокруг этого крутится сюжет и возникает идейно-сексуальное напряжение. В частности, как только она приходит на корабль, матросы пытаются ее изнасиловать. Комиссар достает револьвер и убивает одного из матросов. И дальше произносит знаменитую фразу: „Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?“ Дальше комиссар проводит тонкую психологическую работу, убеждает сомневающихся матросов-анархистов в правильности коммунистической идеологии, устраивает интригу против Вожака, и его в итоге расстреливают».
Илья Венявкин
Затем отряд гибнет, однако перед смертью матросы присягают на верность Великой Октябрьской революции.
«Последние строчки пьесы такие. Комиссар спрашивает: „Есть ли смерть для нас?“ Матросы: „Нет смерти для нас“. С одной стороны, из этого, по мысли Вишневского, должна была родиться трагедия, а с другой стороны, она названа „Оптимистическая“, потому что в чистом виде трагедия все равно в советской культуре была невозможна. Это все равно должна была быть история о преодолении смерти. После того как матросы погибают, на их место выходит новый полк. А сценически на место хора, который аккомпанировал действию в пьесе, поднимается новый хор».
Илья Венявкин
В поздней советской культуре возможность трагедии пропала. Сталин объявил, что социализм построен, места для острых классовых конфликтов не осталось. Возможна была внешняя агрессия или затаившийся враг, но и тут места для драмы не оставалось: все понимали безусловную ценность коммунизма и социализма. Все пьесы на современном материале вырождались в спор хорошего с лучшим.
Конспект
И начало, и конец «Матрениного двора» организованы почти как стихи: абзацы радикально укорачиваются. Это уже не простая повествовательная проза, а маркированная. Вступление заканчивается абзацем-предложением из двух слов неполнозначных: «Да я». Почему это «Да я» важно? Почему именно этот «я» помнит, что произошло на определенном участке железной дороги?
«Потому что постоялец Матрены Игнатьич — писатель, что введено мягкими намеками. Описываются его ночные штудии, и не при первом упоминании о них сообщается: „Писал свое“. Собственно, это рассказ о встрече русского писателя с русской провинцией. И русскому писателю поручено рассказать о русской праведнице и о ее загубленной жизни, тем самым ее воскресив».
Андрей Немзер
Рассказ перенасыщен отсылками к русской литературной классике. Это и Тургенев (стихотворение в прозе «Русский язык» и «Певцы» из «Записок охотника»), и Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), и Лермонтов, и Гоголь, и Пушкин («Зимний вечер» и «Вновь я посетил…»), и «Слово о полку Игореве», и былины.
«Такая плотность реминисценций для рассказов Солженицына совершенно не характерна. Как не характерна для них и литературная маркированность: такие зачин и концовка. И эти литературные знаки, и плотность реминисценций выводят нас к чрезвычайно важной, по‑моему, определяющей для рассказа теме — воскрешение русского языка, русской словесности и тем самым преодоление смерти Матрены, смерти не только на железнодорожном переезде, но и того, как убивалась она прежде».
Андрей Немзер
Обложка: Открытие памятника Максиму Горькому на площади
Белорусского Вокзала. 10 июня 1951 года
© Александр Устинов / Фотосоюз
Источник
ФОТО из ИНТЕРНЕТА
ЭТИ ГЕНИАЛЬНЫЕ СТРОКИ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН НАПИСАЛ В ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ…
И ТАК ОНИ ОТОЗВАЛИСЬ В ДУШЕ…
Спасибо за помощь Моисею Шиферу —
https://moisey-shifer.com
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже на переметке
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1914
Рейтинг работы: 382
Количество рецензий: 39
Количество сообщений: 53
Количество просмотров: 1242
© 19.02.2015 Ян Подорожный
Свидетельство о публикации: izba-2015-1267045
Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня
Галина Михалева 07.02.2020 03:55:58
Отзыв: положительный
Спасибо, Ян, за удовольствие!
Ян Подорожный 07.02.2020 23:20:24
Спасибо, Галина!
Это ведь С.А.ЕСЕНИН!!!
С улыбкой.
Юрий Митченко 22.01.2020 16:53:48
Отзыв: положительный
Ян, стихи Есенина прямо созданы для твоего голоса и гитары! Сколько уже прекрасной музыки на его стихи, но здесь совсем другое сочетание. С радостью заметил, что этот раздел на страничке довольно большой, и надеюсь, что, когда доберусь до крайней песни, в начале появится новая.
Володя Ланбин 19.01.2020 09:29:42
Отзыв: положительный
Ян, замечательное исполнение прекрасных стихов. Поздравляю С КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДНИМ!!! С уважением Володя.
Ян Подорожный 19.01.2020 12:25:04
Спасибо, Володя! Взаимно.
Елена Пронь 21.03.2019 19:06:47
Отзыв: положительный
Спасибо за душевное исполнение прекрасных строк, Ян!
С праздником Вас, всех благ и всего самого доброго!
Ян Подорожный 21.03.2019 21:31:31
Спасибо, Лена!
Великая поэзия!
Вот и приходится тянуться.
Изыскивать скрытые резервы.)))
Тамара Макеева — Пахистахис 27.08.2018 19:58:41
Отзыв: положительный
Ян, как хорошо передал своим голосом
слова юного Есенина слушателю!!!
Очень понравилось исполнение есенинских слов!!!
С теплом!
Ян Подорожный 28.08.2018 10:53:35
Спасибо за отзыв, Тома!
Мой любимый поэт.
И не только мой, но и миллионов других.
С теплом души.
Лидия Смирнова 06.12.2017 16:48:10
Отзыв: положительный
Дорогой Ян! Зрелость строк поэта в твоём исполнении чудесно соединилась с молодостью твоей души!
Что ж! И так бывает…А твоим почитателям, к числу которых причисляю и себя, очень приятно, что ты не забываешь «Избу» и её народонаселение:-)…
Скоро и Новый Год наступит…Вот и чудесно! Смотри в окно: днем радуйся свету белому, ночью — звездам и наслаждайся местом чудесной земной прописки,
Желаю благополучия тебе и всем,кто тебе дорог! С теплом! Ли.
Ян Подорожный 06.12.2017 20:09:19
Спасибо и за отзыв, и за пожелания, Лида!
Ведь, положив руку на сердце, мы ради этого и что-то делаем.
Чтобы прочли или выслушали и…отреагировали.
Могу пожелать тебе всего, что ты пожелала твоему покорному слуге!)
С теплом души.
Сергей Фатулев 03.12.2017 16:56:39
Отзыв: положительный
Мой отклик теряется в прекрасных отзывах читателей и почитателей Вашего исполнения, Ян!
Примите просто аплодисменты именно за Ваше восприятие есенинской поэзии!
С теплом,
Сергей Ф.
Фото Сергея Есенина, 1914 г.
Ян Подорожный 03.12.2017 17:44:55
Для миллионов С.Есенин — образец русской поэзии!
Среди гениальных и талантливых поэтов он возвышается над всеми.
И это факт.
Спасибо, Сергей.
Тронут.
Взаимные пожелания.
Нина Захарова 07.07.2017 18:41:31
Отзыв: положительный
Ян!
Спасибо за встречу с любимым сердцу Есениным!
Обожаю его лирику!
Очень трепетно ты передал эти строки!
Ян Подорожный 07.07.2017 21:36:33
Нина, а как можно по другому петь стихи Сергея Есенина?
С моими вокальными данными только на душу и можно рассчитывать.)
Шутка, но с большой долей истины.
Спасибо за отзыв.
Есенин мой любимейший поэт.
С теплом души.
Фрида Бервальд. 19.05.2017 22:00:42
Отзыв: положительный
Очень трогает ваше исполнение. Ян….спасибо…с уваж…Фрида.
Неавторизованный пользователь 19.05.2017 22:21:31
Спасибо за отзыв, Фрида! Взаимно.
Я.П.
Ян Подорожный 19.05.2017 22:22:17
Неавторизованный пользователь 19.05.2017 22:21:31
Спасибо за отзыв, Фрида! Взаимно.
Я.П.
Инна Кузнецова 10.04.2017 09:45:56
Отзыв: положительный
Ян, была в театре. Смотрела спектакль » ЕСЕНИН. БЫТЬ ПОЭТОМ «.
Как молодость играла, пела танцевала, стихи читала ! Я в восторге ! Даже стихи вышли.
Но хочу сказать, » Есть порох и у тебя, умеешь зажигать !»
Есенин — грустная его поэзия. Удалось тебе спеть чувственно. Понравилось.
С теплом.
Неавторизованный пользователь 10.04.2017 10:22:48
Спасибо, Инна!
Уверен, что петь С.Есенина может только любящий его поэзию человек.
Иначе дешёвый пафос, выспренная лиричность, закатывание глаз и прочая фальшь.
Мне приходилось слушать певцов, которые пели стихи Есенина на одной любви к нему.
И…получалось.
Неавторизованный пользователь 10.04.2017 10:35:41
Ян, пусть Малинин, может и закатывает глаза, но поет песню » А на том берегу…» я в экстазе.. люблю…
только что послушала песню на стихи Есенина, как поет Евгений Евдокимов. Написала отзыв, но Изба — зачихала.
Уйду на недельку в Комарово.) ) )
Ян Подорожный 10.04.2017 10:58:16
И мне нравится исполнение Малининым «А на том берегу».
Он не относится к тем, о ком я написал.
Он профессионал высочайшего уровня!
Неавторизованный пользователь 10.04.2017 11:58:01
согласна
Инна Кузнецова 10.04.2017 10:37:07
И у меня чихнула, противная ) ) )
Владимир Чурсин 14.12.2016 21:29:24
Отзыв: положительный
Добрый вечер, Ян!
Сегодня я посвящу вечер моему любимому Сергею Есенину. По числу исполненных Вами песен могу судить, что Есенин и Ваш Поэт!
Очень рад такому родству душ. Тем более, что Ваше музыкальное видение этого стихотворения мне пришлось по душе!
С поклоном, Владимир Чурсин
Ян Подорожный 14.12.2016 22:32:25
Стихи С.Е. музыкальны изначально.
Поэтому так много поют его строки.
Для меня Сергей Есенин — образец русской поэзии.
Хотя много прекрасных русскоязычных поэтов.
Спасибо за отзыв, Владимир!
Взаимно.
РАДА 21.06.2016 05:47:30
Отзыв: положительный
Исполнено талантливо!
БлагоДАРЮ, ЯН! За Есенина…
Всех Вам благ…
С дружеским теплом РАДА.
Ян Подорожный 21.06.2016 10:32:26
Спасибо, РАДА!
Благодаря рецензиям снова и снова перечитываю стихи и слушаю…
Что я там напел?)
Иногда и самому нравится.)
С теплом души.
Betty(Светлана Мангутова) 27.10.2015 17:05:26
Отзыв: положительный
Надо же… пришел — чтобы покинуть… так запрограммировать себя…
Хорошо исполнил, Ян, спасибо огромное тебе и Сереже!!
С теплом-теплооооммм!!
Ян Подорожный 27.10.2015 19:22:04
УВЫ, НО МЫ ВСЕ ПОКИНЕМ ЭТУ ЗЕМЛЮ.
А ТАМ УЖЕ ПО ДЕЛАМ.
ИЛИ БЛИЖЕ К БОГУ, ИЛИ К САТАНЕ.
КТО ЧЕГО ЗАСЛУЖИЛ.
Владимир Люсин 16.03.2015 23:42:49
Отзыв: положительный
Привет, Ян!
Ещё одна песня Есенина в моей коллекции!
Молодца!
Ян Подорожный 16.03.2015 23:57:17
ЗАВИДУЮ…ТВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ:-)))
СПАСИБО, ВОЛОДЯ!
ТРОНУТ.
Елена Саврико 16.03.2015 18:56:18
Отзыв: положительный
Вот это наслаждение получила Ян! Оживили и вдохнули строки! Мой поклон!
Ян Подорожный 16.03.2015 20:08:59
ЗАПУНЦОВЕЛ ОТ НАХЛЫНУВШИХ ЧУВСТВ.
СПАСИБО, ЛЕНА!
ТАКОЙ ПОЭТ! КАК МОЖНО РАВНОДУШНО ОТНЕСТИСЬ К ЕГО СТИХАМ?
ТЕПЛА ВАМ…
Тамара Авасева 04.03.2015 03:34:20
Отзыв: положительный
Красиво исполнено! Душа Есенина раскрывается во всей своей русской широте… Спасибо, Ян!
Ян Подорожный 04.03.2015 12:28:00
СПАСИБО, ТАМАРА!
И ДЛЯ МЕНЯ ПОЭЗИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА СВЕТЛОЕ В ЖИЗНИ.
С ТЕПЛОМ ДУШИ.
Мария Гордеева 03.03.2015 20:13:58
Отзыв: положительный
Ян,СПАСИБО Вам за соприкосновение к прекрасной Есенинской поэзией ! Получила заряд бодрости ,в вашем исполнении песню прослушала с большим удовольствием!
С наилучшими пожеланиями, Мария
Ян Подорожный 04.03.2015 00:09:24
ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С ОЦЕНКОЙ ПОЭЗИИ С.Е.
И РАД, ЧТО УДАЛОСЬ,ХОТЬ КАК-ТО, ПЕРЕДАТЬ ВСЮ ЕЁ ПРЕЛЕСТЬ И ЛИРИЧНОСТЬ.
СПАСИБО ЗА ОТЗЫВ.
Людмила Каменская 27.02.2015 20:21:57
Отзыв: положительный
ЯН, СПАСИБО ЗА КРАСОТУ И ДУШЕВНОСТЬ,
ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ В ТВОЁМ ИСПОЛНЕНИИ!
ДОБРОГО НАСТРОЕНИЯ И УДАЧИ!
Ян Подорожный 27.02.2015 23:12:03
ТРОНУТ, ЛЮДА!
А РАЗВЕ ТАКИЕ СЛОВА МОГУТ НЕ ТРОНУТЬ?)
С УЛЫБКОЙ И ТЕПЛОМ ДУШИ.
Надежда 27.02.2015 05:56:38
Отзыв: положительный
Душевно. Спасибо Ян.
Осташ 27.02.2015 01:11:46
Отзыв: положительный
Очень понравилось! И С.Есенин, и Вы, Ян, великолепны!
С теплом!
Эльвира.
Ян Подорожный 27.02.2015 13:09:54
ЭЛЯ, ВЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫ КО МНЕ.
НО СТИХИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА СТОЯТ ОТДЕЛЬНО.
ЭТО ОГРОМНЫЙ МИР ПОЭЗИИ.
ВЗАИМНО.
Меркенская Раиса 25.02.2015 20:07:49
Отзыв: положительный
Ах, как же душу тревожат стихи Есенина и твое пение..Спасибо, дорогой друг, за счастье слушать тебя!!
Ян Подорожный 28.11.2016 19:35:13
Спасибо, Рая!
Извини за поздний ответ на рецензию.
С теплом.
Лилия Юшкова 23.02.2015 23:05:35
Отзыв: положительный
Прекрасный выбор стихотворения и достойное исполнение!
БРАВО, ЯН!
С праздником!
Мира, чистого неба, радости бытия и вдохновения!
С теплом сердечным!
Ян Подорожный 24.02.2015 00:07:31
А МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО СТИХОТВОРЕНИЕ ВЫБРАЛО…МЕНЯ.)
ВЕДЬ У С.ЕСЕНИНА ВСЯ ПОЭЗИЯ НАСТОЛЬКО ВЫСОКАЯ!
СПАСИБО, ЛИЛИЯ!
ВЗАИМНО.
Наталья Лунина 23.02.2015 20:29:49
Отзыв: положительный
Ян, с Праздником Вас! Мира, Добра, счастливой и солнечной Весны!!!
Ян Подорожный 23.02.2015 20:33:47
СПАСИБО, НАТАША!
ВЗАИМНО.
Николай Бутылин 23.02.2015 20:13:29
Отзыв: положительный
Прекрасные слова и замечательное исполнение!
ДОРОГОЙ ЯН!
ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ С ДНЁМ СОВЕТСКОЙ АРМИИ И ВМФ!
Ян Подорожный 23.02.2015 20:19:11
СПАСИБО, НИКОЛАЙ!
ТРОНУТ.
ВЗАИМНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!
Ольга Орловская 23.02.2015 16:28:11
Отзыв: положительный
Да, Ян, стихо просто нереальной красоты!!! И исполнение достойное! Спасибо, ребята! ))) С праздником, Ян! (А открытка что-то тормозит.) )))
Ян Подорожный 23.02.2015 18:47:38
СПАСИБО, ОЛЯ!
О КРАСОТЕ СТИХОВ С.Е. МОЖНО ГОВОРИТЬ И ГОВОРИТЬ.
НЕ СОВСЕМ ПОНЯЛ С «РЕБЯТАМИ»:-)))
ВЗАИМНО.
И С УЛЫБКОЙ.
Ольга Орловская 24.02.2015 01:10:33
Может быть, неудачно пошутила, но имела ввиду Вас с Сергеем Александровичем. Живут ведь в нас его стихи, вот и поблагодарила соавторов…
Ян Подорожный 24.02.2015 12:16:51
ТАКИХ КОМПЛИМЕНТОВ ДАВНЕНЬКО НЕ СЛЫХАЛ!
ЧТО Ж? СОГРЕЛИ СЕРДЦЕ.
СПАСИБО!
Ольга Орловская 24.02.2015 12:53:28
На здоровье! Спели, действительно, классно… И я никогда не льщу.
Ян Подорожный 24.02.2015 12:56:19
ТАК ВЕДЬ РАДИ НЕЛЬСТЯЩИХ И ПЫХЧУ, ОЛЯ.
А НЕ ДЛЯ РАВНОДУШНЫХ И ВСЁУМЕЮЩИХ, И ВСЕЗНАЮЩИХ…)
Любава 23.02.2015 13:38:44
Отзыв: положительный
Ян, спасибо
С большим удовольствием послушала ваше исполнение,
Стихи Есенина….это наше любимое, то что связано с родиной…дивная поэзия
С праздником тебя!
Желаю вам здоровья, вдохновения в творчестве!
с теплом Любаша
Ян Подорожный 23.02.2015 18:49:21
БЛАГОДАРЮ, ЛЮБАША!
БЕЗ С.ЕСЕНИНА НЕ БЫЛО БЫ ПОЭЗИИ.
БЫЛА БЫ, НО НЕ ТА, А ПОХУЖЕ.
ВЗАИМНО.
Таисия Поляруш 23.02.2015 07:53:12
Отзыв: положительный
Только так и никак иначе.
Строки, душой пропеты.
С Праздником, Янушка!!!
Обнимаю…
Ян Подорожный 23.02.2015 12:13:44
СПАСИБО, ТАИСИЯ!
КАК МОЖНО НЕ ВЫЛОЖИТЬСЯ, ИСПОЛНЯЯ СТИХИ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА?
ВЗАИМНО И ГОРЯЧО!
Наталья Шмидт(Брютова) 23.02.2015 01:45:12
Отзыв: положительный
Ян, замечательным образом отозвалось в твоей душе
стихотворение: «Край родной» — Сергея Есенина!
Я слушала-заслушалась…
С теплом души и восхищением.
Наталья.
Ян Подорожный 23.02.2015 12:10:45
СПАСИБО, НАТАША!
ТРОНУТ ТВОИМИ СЛОВАМИ.
С ТЕПЛОМ ДУШИ.
Ирина Канареева 23.02.2015 01:35:33
Отзыв: положительный
Ян, ну как душевно! Аж комок к горлу подступает!
Ты проживаешь в песне стихи С. Есенина!
«Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.»
Господи! Сколько он бы ещё написал…
Спасибо тебе за это наслаждение.
Ян Подорожный 23.02.2015 12:09:23
СПАСИБО, ИРА!
ТЫ АБСОЛЮТНО ПРАВА.
ПРОЖИВАЮ В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА.
И КОГДА ЧИТАЮ, И КОГДА ПЫТАЮСЬ ЕГО ПЕТЬ.
РАД…
Гарри Глинарский 21.02.2015 23:30:28
Отзыв: положительный
Очень красивое исполнение! Необычайно звучит гитара!
Спасибо Ян. Нравится мне твоё исполнение!
Ян Подорожный 21.02.2015 23:37:40
ГАРРИ, А КТО МЕНЯ БУКВАЛЬНО «ЗАСТАВИЛ» ПРИОБРЕСТИ 12-ТИСТРУ