Куприянович л и биологические ритмы и сон
Во время сна работа мозга не прекращается, и спящий человек может воспринимать и даже запоминать словесную информацию. Работы по изучению метода обучения во сне проводились как у нас в стране (А. М. Свядощ, Л. А. Близниченко и др.), так и за рубежом (Ч. Элиотт, Ж. Женеве и др.). Многочисленные эксперименты по запоминанию во сне показали эффективность такого метода обучения.
В учебной экспериментальной группе, организованной в 1964 г. В. П. Зухарем, за 60 ночных и столько же вечерних занятий по английскому языку учащиеся усвоили до 2500 слов, словосочетаний и выражений. Проверка через 8 месяцев после обучения показала высокий уровень знаний языка. Занятия в состоянии сна позволяют запоминать слов в 2—3 раза больше, чем при обычном методе обучения. Однако наилучшее восприятие и запоминание информации происходят лишь в определенные стадии сна. Экспериментально установлено, что больше всего подходят начальные стадии — дремота и поверхностный сон; совершенно не приемлемы глубокие стадии медленного сна.
Изучение биотоков мозга во время сна, проведенное Ю. А. Максимовым при помощи электроэнцефалографа, показало, что успешность усвоения материала находится в зависимости от ЭЭГ стадий сна; при доминирующем ритме электроэнцефалограммы в пределах 4—7 колебаний в секунду (тета-ритм) отмечены лучшие результаты. Оптимальный для запоминания уровень сна, названный информационным уровнем, соответствует его дремотным в поверхностным стадиям.
В ночном сне стадии с доминирующей частотой 4— 7 колебаний в секунду продолжаются сравнительно недолго — от 15 до 20 мин., после чего наступают глубокие стадии сна, при которых спящий перестает воспринимать информацию. Возможно, что целесообразно удлинить стадии сна, пригодные для обучения. Это позволило бы подавать информацию в течение большего промежутка времени, а следовательно, увеличило бы объем запоминания.
В лаборатории клинической физиологии Научно-исследовательского института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР проведены работы, направленные на поддержание сна на заданном уровне в течение определенного периода времени. Был разработан способ регулирования сна, при котором длительность ЭЭГ-стадий с доминирующим ритмом 4—7 колебаний в секунду возрастает в 2—2,5 раза по сравнению с обычным сном.
Поддержание сна на заданном уровне можно осуществлять при помощи автоматизированной системы управления, в которой регулирование параметров воздействия происходит по принципу обратной связи при использовании биотоков мозга спящего человека.
В этой системе помимо биотоков мозга, служащих в качестве основного физиологического показателя глубины сна, можно использовать ритмы дыхания, сердечных сокращений и движений глаз, а также биоэлектрическую активность мышц.
Автоматизированная система может не только следить за уровнем сна, поддерживая его на заданном уровне в течение необходимого промежутка времени, но и автоматически включать магнитофон, подавать информацию для запоминания в наиболее благоприятный для этого момент.
По сравнению с методами обучения во сне, которыми пользовался В. П. Зухарь, метод автоматизированного управления имеет, по нашему мнению, преимущество. Дело в том, что методы обучения во сне, не. предусматривающие обратной связи, не включают текст для запоминания в то время, когда обучающийся должен воспринимать информацию во сне. Но часто уровень сна обучающегося не совпадает с учебной программой. В одном случае информация для запоминания подавалась в тот момент, когда обучающийся не спал,— обучение во сне не происходило. Более того, звук передаваемого текста мешал ему заснуть. В другом случае обучающийся уже спал глубоким сном и не воспринимал передаваемой информации. Вполне понятно, что он ничего не запомнил.
Следовательно, необходим постоянный контроль за сном обучающегося хотя бы самыми простыми методами. В лаборатории экспериментальной фонетики Института языкознания им. А. А. Потебни АН УССР под руководством Л. А. Близниченко использовались ритмы дыхания для определения глубины сна. Чем глубже сон, тем дыхание становится более редким, уменьшаясь от 16—18 вдохов и выдохов в минуту до 12—14. Для измерения ритма дыхания применяли манжетку, объем воздуха внутри которой изменялся в такт с дыханием. В момент, когда дыхание становилось уреженным, включался магнитофон с текстом для запоминания.
Аппаратура для осуществления регулирования процессом обучения пока еще достаточно сложна. Надо полагать, что будут разработаны наиболее простые и доступные для использования устройства регулирования обучения во сне по биотокам мозга.
Исследования по обучению во сне лишь начинаются, но и сейчас методы обучения с управлением сна применяются в целом ряде учебных институтов (наиболее успешно в Кишиневском государственном университете).
Дневные сеансы обучения имеют продолжительность не более 30 мин. При засыпании обучающегося включается «гипноинформатор», из которого звучит магнитофонная запись текста на английском языке.
Проведенные в Кишиневском университете опыты показали высокую степень усвоения учащимися иностранных слов (почти 100%). Следовательно, найден еще один способ обучения, позволяющий использовать ритмы для управления мозговыми процессами.
Возникает вопрос, нельзя ли использовать для стимуляции памяти биоциклы организма человека?
Как известно, функционирование каждого органа и системы организма человека имеет свой ритм. Все ритмы взаимосвязаны. Оптимальные ритмы, имеющие отношение к работе памяти, надо полагать, будут воздействовать на память, улучшая ее работу.
Целесообразное соответствие биоритмов в организме человека обеспечивает нормальную работу всех его органов и систем. Так, ритм сердечных сокращений коррелирует с частотой дыхания, что позволяет поддерживать насыщение крови кислородом на оптимальном уровне. Наблюдается соответствие ритмов тех органов, которые настроены на запоминание движений. Интересен тот факт, что слух человека дает наибольшую точность оценки интервала времени 0,5—0,7 сек., характеризующий темп движений при ходьбе. Этот промежуток времени в свою очередь соответствует периоду сокращения сердца, длящемуся 0,8 сек. (при 75 ударах в минуту): на сокращение желудочков приходится 0,3 сек., на покой — 0,5 сек.
Надо полагать, что с оптимальным восприятием и запоминанием информации связаны ритмы ходьбы и такие физиологические ритмы организма, как частота сердечных сокращений, дыхания, биотоков мозга и мышц. Известно, что в Древней Греции ученики во время занятий ходили — это улучшало работу памяти. Имеет большое значение соответствие ритмов чтения художественного произведения и дыхания. Благодаря этому у слушателей возникает особое эмоциональное состояние.
В настоящее время у нас в стране и за рубежом ведутся работы по выявлению взаимосвязи ритмов организма человека с работой памяти. Какие биологические ритмы лучше всего использовать для улучшения памяти, сказать трудно — это покажет эксперимент. Подача информации с частотой альфа-ритма увеличивает объем запоминаемого материала, хотя текст воспринимается неосознанно.
Для улучшения работы памяти необходимо учитывать не только микроциклы (периодичность сердечных сокращений, дыхания, движений глаз, биоэлектрической активности мозга и мышц), но и макроциклы (годовая, месячная и суточная смена умственной активности). В последнее время обнаружен еще один цикл изменения интенсивности работы мозга — полуторачасовой. Примерно через каждые полтора часа у человека возникают периоды повышенной активности. В этом ритме, например, происходит сокращение мышц желудка, периодически обостряется внимание, колеблется настроение и т. д. Интересно, что в этом цикле находит свое отражение фазовая цикличность ночного сна, проявляющаяся в смене быстрого и медленного сна. Примерно через каждые полтора часа у человека возникают сновидения, учащается пульс, появляются быстрые движения глаз, повышается электрическая активность мозга.
Полуторачасовые циклы проявляются у человека независимо от того, спит он или бодрствует. Об использовании этих циклов в ночное время говорилось ранее. Большое значение для улучшения работы памяти имеет их рациональный учет в течение дня. На фоне суточного изменения умственной работоспособности можно определить полуторачасовые циклы (по усилению активности внимания, сосредоточенности и т. д.). Эти циклы желательно использовать для умственного труда с наибольшей производительностью.
Все макроциклы изменения умственной активности, начиная с годичного и кончая полуторачасовым, в какие-то периоды времени накладываются друг на друга. Если их фазы совпадают, то возникают наиболее благоприятные условия для умственной работы, при несовпадении — происходит компенсация, и умственная активность сохраняет свой прежний средний уровень.
Более продолжительные циклы, например годовые, в основном определяют средний уровень интенсивности работы мозга. Вариации взаимодействия осуществляются между короткими циклами. Все это приводит к тому, что практически не существует четких биоциклов, а в некоторых случаях даже трудно определить их существование. Это прежде всего относится к таким биоритмам, как эмоциональный и интеллектуальный. Они-то и определяют работу памяти.
Положение усугубляется еще и тем, что на биоритмы влияют внешние факторы (это социальные, бытовые и др. влияния), а также внутренние воздействия (сила воли, тренировка и т. п.), сглаживающие их проявление. Но все же эмоциональный и интеллектуальный биоциклы существуют (это доказано учеными) и их приходится учитывать при работе памяти. Для стимуляции процесса запоминания в какой-то момент бывает необходимо усилить один из биоциклов. В этом случае на обучающегося можно воздействовать каким-либо из физических факторов, например светом, звуком, теплом, электромагнитным полем, ультравысокой частотой и т. д. В последних работах некоторых советских ученых показано, что при ультрафиолетовой стимуляции мозга происходит смещение или изменение интенсивности биоритмов мозга. Управляя физиологическими циклами и системами организма человека, надо полагать, можно будет регулировать такие «психологические» ритмы, как эмоциональный и интеллектуальный, что имеет значение для улучшения работы памяти.
Ранее говорилось о ритмах творческой активности в периоды максимумов излучения Солнца, которые могут быть получены путем воздействия на мозг человека слабыми электромагнитными полями. Возможно, что искусственное создание условий для работы мозга (в том число и для памяти) важно было бы для людей творческого труда. В этом случае человек управлял бы «психологическими» биоритмами и ему не пришлось бы ждать, когда придет вдохновение. Решение проблемы управления «психологическими» биоциклами имеет большое значение для человека.
Источник
Серия: «Проблемы науки и технического прогресса» Биологические ритмы (суточные, сезонные, годовые и др.) свойственны всем живым организмам на Земле и являются условием их нормальной жизнедеятельности. Изучению биоритмов — одной из важных проблем современной биологии — и посвящена эта книга. В ней рассказывается о природе и механизмах биоритмов основных физиологических процессов в живом организме. Изложена теория биоциклов, согласно которой работоспособность, эмоциональная возбудимость и творческая деятельность каждого человека ритмически изменяются на протяжении жизни. Особое внимание уделено изучению ритмов сна и бодрствования. Рассмотрены причины нарушений сна и пути их устранения. Описана специальная электронная аппаратура для изучения и управления ритмами сна. Издательство: «Наука» (1976) Формат: 84×108/32, 118 стр. |
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Сонник для девочки «ЛИСЁНОК» (48133) | Тебе иногда не удается уснуть? Причины могут быть разные -влюбленность, мечты, тревоги… Может ты думаешь о завтрашней контрольной или строишь грандиозные планы навремя каникул!В любом случае, не… — @Феникс+, @(формат: 84×108/32, 256 стр.) @ @ @ Подробнее… | 2018 | 175 | бумажная книга | |
Джоан Борисенко | Простой способ сохранить молодость и здоровье | Раскрывается тайна гормона, стимулирующего стареющую иммунную систему, защищающего сердечно-сосудистую систему, восстанавливающего здоровый сон и стабилизирующего биологические ритмы человека. Для… — @Попурри, @(формат: 84×108/32, 256 стр.) @Легкие шаги к здоровью @ @ Подробнее… | 2010 | 127 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ — Многие биологические процессы в природе протекают ритмично, т.е. разные состояния организма чередуются с достаточно четкой периодичностью. Примеры быстрых ритмов сокращения сердца или дыхательные движения с периодом всего в несколько секунд. У… … Энциклопедия Кольера
Биологические часы — Хронобиология (от «Chrono», «Chronos» «время») область науки, которая исследует периодические (циклические) феномены, протекающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритмам [1]. Эти циклы именуют биологические… … Википедия
Сон — I периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. Субъективно у человека при этом угнетается… … Большая советская энциклопедия
Куприянович — Куприянович, Леонид Иванович Куприянович, Леонид Иванович советский радиоинженер и популяризатор радиотехники. В 1957 г. создал опытный образец носимого автоматического дуплексного мобильного радиотелефона ЛК 1. Сочинения Борноволоков Эдуард… … Википедия
Куприянович, Леонид Иванович — Куприянович, Леонид Иванович советский радиоинженер и популяризатор радиотехники. В 1957 г. создал опытный образец носимого автоматического дуплексного мобильного радиотелефона ЛК 1. Инженер Л. И. Куприянович из Москвы в 1957 … Википедия
Биологи́ческие ри́тмы — периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений; свойственны живой материи на всех уровнях ее организации от молекулярных и субклеточных до биосферы. Временную организацию биологических систем,… … Медицинская энциклопедия
Биоритм — Биологические ритмы (биоритмы) периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они свойственны живой материи на всех уровнях ее организации от молекулярных и субклеточных до биосферы.… … Википедия
Хронобиология — (от др. греч. χρόνος «время») область науки, которая исследует периодические (циклические) феномены, протекающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритмам[1]. Эти циклы именуют биологические ритмы (БР) … Википедия
Мелаксен — Действующее вещество ›› Мелатонин (Melatonin) Латинское название Melaxen АТХ: ›› N05CH01 Мелатонин Фармакологические группы: Общетонизирующие средства и адаптогены ›› Снотворные средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G47.0 Нарушения… … Словарь медицинских препаратов
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Китай — Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия
Источник
- 2,428,551 книга
- без регистрации
- бесплатно
- Мобильная версия
- Книги
- Категории и жанры
- Лучшие книги
- Добавить книгу
- Библиотека
- Помощь
- Мобильная версия
- Плагин
- Контакты
- Как помочь?
- Спонсорам и инвесторам
- API
-
Booksee.org
Главная →
Биологические ритмы и сон
Куприянович Л. И.
Скачать книгу бесплатно (djvu, 4.38 Mb) | Читать «Биологические ритмы и сон»
Популярные книги за неделю:
#1
Руководство по подрывным работам
Категория: Пособия самодельщикам
5.39 Mb
#2
Большая Советская Энциклопедия, 30 томов
Категория: Энциклопедии, справочники, учебники
92.67 Mb
#3
Атлас анатомии человека Том 2
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.17 Mb
#4
Сексуальные позиции. Практическое руководство
Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев
Категория: people, health, hobby, active
23.38 Mb
#5
Атлас анатомии человека Том 3
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.03 Mb
#6
Атлас анатомии человека
Фрэнк Неттер
Категория: info, encyc, science, human, people, health
373.85 Mb
#7
История России
А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
Категория: Исторические
25.47 Mb
#8
Атлас анатомии человека КОСТИ, МЫШЦЫ
Синельников
Категория: 1956283-АРХИВ КНИГ АНАТОМИЯ, Синельников Атлас анатомии человека
72.72 Mb
#9
Самоучитель игры на фортепиано
Категория: КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
2.71 Mb
#10
Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.
А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков
Категория: ЗДОРОВЬЕ
27.88 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Н.В.Нищева. Будем говорить правильно: Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения
149 Kb
#2
Справочник взрывника
Вовк
Категория: Пиротехника
4.21 Mb
#3
Устройство судна (Фрид Е.Г.)
Фрид Е.Г.
Категория: civil, civil, transport
5.90 Mb
#4
Сексуальные позиции. Практическое руководство
Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев
Категория: people, health, hobby, active
23.38 Mb
#5
Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны: Биографический справочник
Е.В.Волков, Н.Д.Егоров, И.В.Купцов
Категория: info, guide, society, history, society, memoirs
5.09 Mb
#6
Тактика борьбы САМБО
А.Харлампиев
Категория: Вооружение
1.30 Mb
#7
Книга о вкусной и здоровой пище
Категория: house, , house, cook
66.06 Mb
#8
Фармакология
Аляутдин Р.Н.
14.22 Mb
#9
Базы данных
Глушаков С.В., Ломотько Д.В.
Категория: computers, computers, manuals, computers, os
14.16 Mb
#10
Надежные люди
Генри Клауд, Джон Таунсенд
Категория: society, social, people, contact
1.07 Mb
Источник