Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно

Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно thumbnail

Тест по теме «Причастие»

I вариант

1. Причастие – это форма глагола, которая обозначает:

а) предмет и его признак; б) признак предмета по действию; в) действие предмета.

2. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных причастий:

а) б) в) г)

увлеченному человеку Т. Д. Т. П.

открывшимися глазами П. Т. Т. Д.

исправленным текстом Т. Т. Д. П.

3. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).

а) Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.

б) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.

в) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

4. Укажите словосочетания с действительными причастиями:

а) посаженный весной; г) опавшие с дерева;

б) сидящая девочка; д) засыпанные аллеи;

в) расколовшийся орех; е) уважаемый человек.

5. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

бор…щийся за свободу ю ю я я

стел…щийся по земле ю я я ю

стро…щий дом я ю я ю

вид…щий зорко я я ю ю

6. Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5:

а) б) в) г)

составляя…мый план е и е и

управля…мый капитаном е е и и

слыш…мый издалека и е е и

освеща…мый солнцем е и е и

7. Как пишется не в данных предложениях? 1. Весенней яблони в (не)тающем снегу без содрогания я видеть не могу. 2. Он бросил на меня (не)доумевающий взгляд. Выберите правильный ответ.

а) Во всех случаях раздельно.

б) Во всех случаях слитно.

в) В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

г) В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

8. Что нужно вставить: н или нн в предложениях? 1. На поле боя лежал ране..ый боец. 2. Ране..ая в крыло птица продолжала летать. Выберите правильный ответ.

а) В обоих случаях нужно вставить нн.

б) В обоих случаях нужно вставить н.

в) В 1-ом случае нужно вставить н, во2-ом – нн.

г) В 1-ом случае нужно вставить нн, во 2-ом – н.

9. Укажите правильный разбор слова по составу:

а) находящаяся; б) находящаяся; в) находящаяся; г) находящаяся.

10. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5:

а) б) в) г)

засе…нное поле е е я я

замеш…нное тесто а е е а

подар…нный цветок и е е и

занавеш…нное окно е а е а

11. Укажите правильный ответ.

а) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

б) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

в) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

г) Навстречу проносились поезда, груженные рудой, углем, бревнами.

12. Укажите словосочетание с причастием по его признакам: действит., прош. вр., сов. вид, им. п., ед. ч., ж. р.:

а) прибывший поезд; г) потерянное время;

б) слушающая музыку; д) сжатый воздух;

в) читаемая книга; е) остывшая земля.

Тест по теме «Причастие»

II вариант

1. Причастие имеет следующие глагольные признаки (выберите правильный ответ):

а) вид; б) время; в) лицо; г) переходность.

2. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные указания на падеж соответствуют падежу данных причастий:

а) б) в) г)

движущейся колонны Д. Т. Р. Р.

строящимся депо Д. Р. Т. П.

борющимся народом Д. Т. Д. Т.

3. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).

а) Море гладко выковано из синего металла.

б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.

в) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

4. Укажите словосочетания со страдательными причастиями:

а) расколотый пополам; г) увядший цветок;

б) помогавший старикам; д) исправленный учителем;

в) растущее дерево; е) несклоняемые существительные.

5. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

та…щий на солнце я ю ю я

ла…щий щенок ю я ю я

бре…щийся человек я я ю ю

держ…щий первенство у а а у

6. Найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5:

а) б) в) г)

ожида…мый поезд е и е и

колебл…мый ветром е е и и

вид…мый утром и е е и

охраняя…мые растения е и е и

7. Как пишется не в данных предложениях? 1. Была весна, и плыл дивный запах еще (не)распустившихся акаций . 2. Опубликованы стихи поэта, (не)дооцененного в свое время. Выберите правильный ответ.

а) Во всех случаях раздельно.

б) Во всех случаях слитно.

в) В 1-ом случае раздельно, во 2-ом – слитно.

г) В 1-ом случае слитно, во 2-ом – раздельно.

8. Что нужно вставить: н или нн в предложениях? 1.Девочка воспита…а в хорошей семье. 2. Дети воспита…ы и вежливы. Выберите правильный ответ.

а) В обоих случаях нужно вставить нн.

б) В обоих случаях нужно вставить н.

Читайте также:  Поздравляют с днем рождения во сне

в) В 1-ом случае нужно вставить н, во2-ом – нн.

г) В 1-ом случае нужно вставить нн, во 2-ом – н.

9. Укажите правильный разбор слова по составу:

а) негодующий; б) негодующий; в) негодующий.

10. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5:

а) б) в) г)

выкач…нная вода е а е а

выкач…нная бочка е е а е

завеш…нная бельем кухня е е а а

взвеш…нный товар е а а е

11. Укажите правильный ответ.

а) Написанная специалистом книга была мне интересна.

б) Написанная специалистом книга была мне интересна.

в) Написанная специалистом книга была мне интересна.

г) Написанная специалистом книга была мне интересна.

12. Укажите словосочетание с причастием по его признакам: действит., прош. вр., сов. вид, им. п., ед. ч., ср. р.:

а) освещенный солнцем; г) возводимое здание;

б) заходящее солнце; д) потемневшее море;

в) расколовшийся орех; е) увядшие цветы.

Тест по теме «Причастие»

III вариант

1. Укажите, какого из названных глагольных признаков нет у причастия:

а) вид; б) наклонение; в) время; г) возвратность.

2. Определите, какой из признаков отличает причастие от прилагательного:

а) роль в предложении;

б) согласование с существительным;

в) изменяемость по падежам, числам, родам;

г) наличие форм времени.

3. Какие окончания надо дописать? Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно помещенные окончания соответствуют пропущенным в данных словах окончаниям:

а) б) в) г)

в бушующ… море им ем ем им

к думающ… ученику иму иму ему ему

в скрывающ…ся птенцов ех их их ех

у неувядающ… цветка его иго его иго

4. Найдите предложение, где причастный оборот выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).

а) Дующий с яростной силой ветер мешал идти.

б) Хорошо работают умеющие самостоятельно мыслить люди.

в) По утрам железо покрывалось легкой изморозью тающей под рукой.

5. Найдите предложение, где причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).

а) Уральцы отрезанные от всего мира с честью выдержали победу.

б) Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

в) За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

6. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени:

а) спасенный ребенок; в) прерываемый доклад;

б) вертевшийся вал; г) вертящий волчок.

7. Найдите словосочетание со страдательным причастием настоящего времени:

а) гонимый ветром; в) стелющийся кустарник;

б) любящий путешествовать; г) спасенный в море.

8. Вставьте нужные суффиксы в действительные причастия настоящего времени. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные суффиксы соответствуют пропущенным в данных словах суффиксам:

а) б) в) г)

кле…ий игрушку ющ ящ ящ ящ

ро…ий траншею ащ ящ ющ ющ

пряч…ийся в кустах ущ ущ ущ ащ

стел…ийся по земле ющ ящ ющ ящ

бор…щийся с недугом ящ ющ ющ ящ

9. Выберите нужные суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Задание, аналогичное

заданию 8:

а) б) в) г)

уважа…ый им ем ем ем

оканчива…ый ем ем им им

слыш…ый им им им ем

ненавид…ый ем им ем им

10. Вставьте нужные гласные в причастия. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

а) б) в) г)

задерж…нный е а е а

просмотр…нный и е е е

зауч…нный а а е е

высме…нный я я е я

застрел…нный е и я е

11. Н или НН надо вставить на месте пропуска? 1. Дочь избалова…а матерью. 2. Дочь избалова…а и упряма. Выберите правильный ответ.

а) В 1-м случае нужно вставить н, во 2-м – нн.

б) В 1-м случае нужно вставить нн, во 2-м – н.

в) В обоих случаях нужно вставить н.

г) В обоих случаях нужно вставить нн.

12. Найдите правильный разбор слов по составу:

а) расстилающийся, понятый;

б) расстилающийся, понятый;

в) расстилающийся, понятый;

г) расстилающийся , понятый;

Источник

Тема урока: Причастный оборот.

Цель урока:
1) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;
2) вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова;
3) развивать умение работать в группе; воспитывать ответственность за результаты учебного труда.

Оборудование урока:
1) карточки с индивидуальными заданиями для обучающихся.

2) тестовые задания
3) схемы.

Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.

Ход урока:
1. Оргмомент. Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.
Объявление целей урока.
5 учеников выполняют задания по карточкам:

Карточка №1
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:
В чернеющ_м лесу, шумящ_м потоком, о льющ_мся дожде, задымивш_юся речку, закрасневш_йся зари, у волнующ_гося озера, колеблющ_мся ветерком.

Карточка № 2
1.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически
их выбор:
Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу,
Сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, о
бушующ_м океане,осыпающ_йся листвы,
о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.

Карточка №3
1. Вставить пропущенные буквы, объяснить
графически их выбор:
В проснувш_мся лесу. За скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете, за расскинувш_мся городом,качающ_гося парома, веселящ_йся молодёжи

Читайте также:  Видеть во сне старый дом деревянный

У доски:

Карточка № 4
Найдите словосочетания, в которых причастие является зависимым словом:
Любимый всеми связанный бабушкой
решённая учеником огороженный участок
решённая задача потерянное время

Карточка № 5
Найдите словосочетание, в котором причастие является главным словом:
Приобретённые знания опрокинутое ведро
сломленный невзгодами запертая комната
покрыто тучами полностью одетый

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: «Кто-то из выдающихся людей сказал, что УСПЕХ В РАБОТЕ — ЭТО ГОСТЬ, НЕ ЛЮБЯЩИЙ ПОСЕЩАТЬ ЛЕНИВЫХ. Афоризм говорит о том, что успешными людьми могут быть только ТРУДОЛЮБИВЫЕ. Советую всем взять эти слова как девиз урока и постоянно следовать ему. Надеюсь на ваше трудолюбие и желаю успеха. Все, кто решил следовать этому девизу, найдите в этом высказывании соединяющую нить с темой предыдущего урока.

Вопросы к классу:
— Дайте определение причастия как части речи.
— От какой части речи образуются причастия?
— Назовите суффиксы причастий?

— Назовите морфологические признаки причастий?
Выполнить морфологический разбор причастия из афоризма.

3. Объяснение нового материала

Проверить карточку 4 и карточку 5.

— Каким словом может быть причастие в словосочетании?

Учитель: Мы знаем, что причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова. А может и не иметь.
Причастие, не имеющее зависимых слов, называется одиночным. А причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

Работа со схемой.

На доске записаны предложения:

Дерево, упавшее во время грозы, преграждало путь.

Солнце, стоящее в зените, палило нещадно.

Прикрытый осенней листвой гриб был совсем незаметен.

Гриб, прикрытый осенней листвой, был совсем незаметен.

Знаки препинания при причастном обороте

Не всегда причастный оборот выделяется запятыми. Сегодня мы как раз и поговорим о правилах обособления причастного оборота.
Учитель: Посмотрите на примеры внимательно. Может быть, вы сможете сформулировать это правило.

Словарная работа.

Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит обособить?

Обособить – выделить особо.

Обособленный, обособление, особенный, обособиться.

Сообщение (работа со словарём С.И.Ожегова.)

Обособить – выделить особо, ограничить.

Особенный – не такой, как все, исключительный.

Обособленный – стоящий особняком, отдельный.

Обособление – выделение, ограничение.

Обособиться – выделить из общего, изолироваться, занять особое положение.

Подумайте, от чего зависит обособленность п.о.?

Ответы обучающихся.

(Эти причастные обороты находятся перед определяемым словом, поэтому мы не выделяем их запятыми.
А эти стоят после определяемого слова и обособляются.)

Сформулировать правило.

Обратиться к схеме.

4. Закрепление изученного по теме.

Задание 1

Отработка умения находить причастные обороты в предложениях.

Запишите текст, обозначая графически причастные обороты.

Наступившая незаметно ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветившуюся звезду. Запах белой сирени, пышно распустившейся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавшейся из-за облачка, рождал мечты.

Задание 2

Перед вами тот

же текст без причастных оборотов. Сравните его с первым текстом.

Ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе звезду. Запах белой сирени опьянял, а диск полной луны рождал мечты.

— Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?

Задание 3

Упражнение 76 стр.30

Видимый только по утрам предмет

Данный учителем пример

Моментально достигнутая цель

Возникший у меня вопрос

Светящаяся по непонятной причине точка.

Задание 4

Игра «Верни на место»

Определите правильное местоположение причастного оборота.

  1. Машинист впервые в своей жизни вёл электровоз, недавно окончивший курсы.

  2. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

  3. Самолёт сел на полосу аэродрома, вылетевший из Москвы.

  4. Орёл опустился на гребень горы, прилетевший издалека.

Задание 5.

Составление предложений с причастным оборотом

(грамматическое конструирование)

Работа в группах.

1 ряд

Опустившимся на деревья; расположенный на холме; посаженный ещё моим дедом; весной; розовым облаком; расцвёл; сад.

2 ряд

Тихо плывущие по небу; светлые облака; от палящего солнца; посылающего яркие разящие лучи; людей4 закрывали.

3 ряд

Две горлинки; об уюте и покое; воркующие за окном; мне; о доме; напоминали

Задание 6

Тестовые задания по теме «Причастный оборот»

Вариант 1

  1. Найдите словосочетания, в котором причастие является зависимым словом.

а) сидящая девочка

б) посаженный весной

в) расколовшийся орех

г) опавшие с дерева

д) борющийся за свободу

2. выберите предложение с причастным оборотом.

а) Изумительны эти растения, которые живут под снегом.

б) Образующие круглые цветнички растения жмутся друг к дружке.

в) Большинство сохранившихся растений размножаются вегетативно.

3. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).

а) Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.

б) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.

в) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

Тестовые задания по теме «Причастный оборот»

Вариант 2

  1. Найдите словосочетания, в котором причастие является главным словом.

а) расколотый пополам

б) помогавший старикам

в) исправленный учителем

г) лающий щенок

д) обиженный ребёнок

е) увядшие цветы

2. Выберите предложения с причастным оборотом.

а) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.

б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.

Читайте также:  Как во сне увидеть будущего мужа по исламу

в) Остров – это часть суши, со всех сторон омываемая водой.

3. Найдите предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).

а) Море гладко выковано из синего металла.

б ) Самолёт стоял за лесом на подтаявшем у краёв крепком льду.

в) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

Резерв.

Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.

  1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

  2. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.

  3. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.

  4. В мэрии состоится обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.

Одетый в чёрное человек подошёл к дому, скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице, кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна.

7. Итог урока проводится по схемам «Причастный оборот и его обособление»
— Дайте определение причастного оборота. Приведите примеры.
— Когда причастный оборот выделяется запятыми? Приведите примеры.
Домашнее задание: п.135, упр.78 стр. 31

Источник

Контрольная работа 7класс

Вариант 1

Фамилия, имя…………………………………………

Класс………………………………………

1.Вставить пропущенные буквы, графически обозначить морфемы

Ж…рдочка, щ…лканье, щ…гол, кош…лка, ш…ссе, ш…фер, т…жёлый, щ…голь, Ш…тландия, розовощ…кий, капюш…н, ч…рный, ш…лковый, ш…рстка, обж…ра, ш…колад, ш…лковый, ш…рох, ш…пот.

2. Распределить слова в два столбика (с Ь и без Ь), укажите часть речи.

Грач…, смерч…, теч…, силач…, трюкач…, ветош…, пять тысяч…, много туч…, остров сокровищ…, ряд встреч…, острый нож…, брош…, лож…,чёрная туш…, решение задач…, несколько кляч…, возле пастбищ…, несколько рощ…, мощ…государства, ранний овощ…

3.Выпишите словосочетания с действительными причастиями.

Посаженный весной, сидящая девочка, расколовшийся орех, опавшие с дерева, засыпанные аллеи, уважаемый человек.

4. Образуйте от глаголов действительные причастия прошедшего времени.

Раскрашивать, решаться, гулять, исследовать, принадлежать, слышать, строить, служить, развеваться (на ветру), бороться, блестеть, привыкнуть.

5.Выпишите номер предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

1) Лес оторванный ото сна эхом взвыл протяжно.

2) Запах нагретой солнцем белой гвоздики наполнял вагоны.

3) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

6. Вставить пропущённые буквы, графически объяснить написание

Измочале…ая верёвка, копчё…ая колбаса, газирова…ая вода, кофта поглаже…а, невида…ый успех, броше…ая собака, правле…ый учителем текст, озарё…ый солнцем, основа…ое на показаниях, да…ое обещание, экранизирова…ая повесть, скова…ые движения, купле…о на рынке.

7.Укажите группу причастий, которые НЕ употребляются без НЕ.

1) ненавидевший, невидящий, недолюбливающий, нелюбящий.

2) ненавидевший, недолюбливающий, недоумевающий

3) ненавидевший, невидящий, нелюбящий

4) невидящий, нелюбящий, неотвязный

8.Укажите деепричастие

Увидел, шлепая, поднявши, спеша, принявший, свежо.

9. Выпишите номер предложения с деепричастным оборотом

1.Ребятишки прыгали любуясь на елку.

2.Ребятишки прыгали и любовались на елку.

3. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.

4.Прыгая ребятишки любовались на елку.

10. В каком предложении наречие обозначает причину?

1.За правое дело сражайся смело.

2.Сослепу я наткнулся на бурелом.

3.Издалека доносилась песня.

4.Он нарочно испортил картину.

11. Синтаксический разбор предложения

Впереди темнеет вросшая в песок лодка, она наклонилась набок от ударов волн, затопивших всё изнутри.

Контрольная работа 7класс

Вариант 2

Фамилия, имя……………………………………………….

Класс………………………………………

1.Вставить пропущенные буквы, графически обозначить морфемы

Реш…тка, ш…пот, обж…ра, девч…нка, тираж…м, распаш…нка, полотенц…м, мяч…м, зайч…нок, боч…нок, за мельниц…й, щ…лкал, отч…т, ож…г (на руке), прич…ска, пч…лы.

2. Распределите слова в два столбика (с Ь и без Ь), укажите часть речи.

Помощ…, стереч…, горяч…, много задач…, жгуч…, пустош…, шалаш…, уж ,запряч…, компот из груш…, береч…, пахуч…, кирпич…, из училищ…, съеш…, пригож…, стриж…, полноч…, намаж…те, мимо рощ… и дач…, хлеб свеж…, любимая брош…, полюбиш…, цветок хорош….

3.Выпишите словосочетания со страдательными причастиями

Расколотый пополам, помогавший старикам, растущее дерево, увядший цветок, исправленный учителем, несклоняемые существительные.

4.Образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени.

Вытереть. Подчеркнуть, подтянуть, асфальтировать. Сделать, слышать, любить, привозить, видеть, исправлять, соединять.

5.. Выпишите номер предложения с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

1) Море гладко выковано из синего металла.

2) Самолёт стоял на подтаявшем у краёв крепком льду.

3) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репейником.

6. Вставить пропущённые буквы, графически объяснить написание

Освещё…ая поляна, взбешё…ый, смущё…ынй, мокрая накоше…ая трава, отягчё…ый влагой, жаре…ая в масле рыба, выжже…ая степь, закопчё…ый на костре окорок, отражё…ый ,приближё…ый, окружё…ый, исправле…ая неточность, нагруже…ая песком баржа, запуще…ая на Марс ракета.

7. Укажите группу причастий, которые НЕ употребляются без НЕ.

1) недоумевающий. Недоступный. Недовыполненный, недооценённый.

2) недовыполненный, недооценённый, неисхоженный

3) недоступный, неисхоженный, неотвратимый, недоумевающий,

4) неотвратимый, недоумевающий, недовыполненное, недооценённый.

8.Укажите деепричастие

Вечерело, рисовал, улыбаясь, закрыв, будучи, игравший.

9. Выпишите номер предложения с деепричастным оборотом

1) Девочка смотрела не мигая в окно.

2.Собака почуяв меня насторожилась.

3.Улыбаясь он посмотрел вокруг.

10. В каком предложении наречие обозначает меру?

1. Они наговорились вдоволь.

2.Прочитай стихотворение наизусть.

3. Он нарочно ничего не делал.

4.Поневоле им пришлось остаться.

11.Синтаксический разбор предложения.

Лист ещё жил, слабо дыша воедино сплетёнными жилками, но силы его растратились на этот краткий и бесконечный миг падения.

Источник