Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну

(Работа в парах по карточкам (на каждой карточке схеме).)

— Распределите схемы предложений по двум группам: схемы простых предложений и схемы сложных предложений.

О, О, О. О, и О. 0,аО. О, но О.

— Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении од­нородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— А как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— В каком случае между однородными членами ставится за­пятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения за­пятая ставится всегда.)

Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 38). — Прочитайте предложения.

— Прочитайте предложения с однородными членами.

— В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

— Прочитайте сложные предложения.

— В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?

— Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное знач­ком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)

— Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр.55 (с. 39). (Работа в парах. Коллективная проверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Запись под диктовку

(Один ученик работает на откидной доске.)

Дождь стучал по крыше и трепал листья. Ветер усилился и погнал тучу на село. Сверкнула молния, и раздался резкий удар грома. Люди закрывали ставни на окнах, и село опустело.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Как отличить сложные предложения от предложений с од­нородными членами?

Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

Тема: Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное построе­ние речевого высказывания в устной и письменной форме; смыс­ловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержа­ния, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Читайте также:  Голый мужчина во сне к чему

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний (Работа в парах по карточкам.)

— Соедините линией каждое предложение с его схемой, рас­ставьте знаки препинания.

Наступила поздняя осень дни стали короче. О, О, О.

Уже улетели скворцы ласточки грачи. [__ __], [_____].

Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну. О, О и О.

По утрам властвовал лёгкий мороз но река ещё [____], и [____].

не поддавалась холоду.

Снег выпадал но скоро таял. О, но О.

Зима приближалась и природа ждала её прихода. [____],но [____].

— Как отличить сложные предложения от простых предложе­ний с однородными членами?

— Всегда ли ставится запятая в простом предложении с одно­родными членами?

— Всегда ли ставится запятая между частями сложного пред­ложения?

III. Работа по теме урока



Источник

Тема урока: Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Цели:учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа дей­ствия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательных УУД: 

  • Актуализировать знания  о предложении;

  • Закрепить и систематизировать умение образовывать, находить  простые и сложные предложения, ставить в них запятые.

Коммуникативных УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  •  Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Учимся работать в группе.

Регулятивные УУД:

  • Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

У учителя: мультимедийное устройство, карточки для индивидуальной работы, маршрутные листы, учебник.

У учащихся: учебник, тетради. 

Методы: проблемно-диалогические; метод наблюдения и анализа языковых единиц.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой на урок

Повернитесь друг к другу,

Посмотрите друг другу в глаза,

Улыбнитесь друг другу,

Пожелайте друг другу хорошего рабочего дня.

Теперь посмотрите на меня.

Я тоже желаю вам дружно работать, открыть что-то новое.

  1. Проверка домашнего задания

Читайте также:  Прыгать в воду с трамплина во сне

Упр. 52 (с. 37). Прочитайте шуточные стихотворные строки так, как под­сказывают вам знаки препинания, и так, чтобы был поня­тен смысл предложения.

— Сколько предложений вы выделили? (Два, так как стоят две точки.)

— Как разделяются части сложного предложения? (Между ними стоит запятая.)

Упр. 51 (с. 37). — Прочитайте, какие предложения у вас получились.

— Докажите, что вы составили сложные предложения. (Учащиеся называют грамматические основы, объясняют по­становку знаков препинания.)

  1. Минутка чистописания

— Ребята, а сейчас вы должны отгадать букву, которую будем писать на минутке чистописания. Этот звук по глухости — звонкости и твердости – мягкости непарный.

— Правильно, это буква ц.

— Напишите букву в тетрадях.

  1. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворение-шутку Т. Крюковой.

Леф, леопарт, носорок и верблют

В моем зоопарке тетрадном живут.

Ребята узнали про льфа с леопартом,

И все покатились со смеха под парты.

Верблюты мои и мои носороки…

Весь класс потешался вчера на уроке.

Жаль, нету в природе подобных зверей,

Ну что же, отныне я буду умней.

И, чтоб не смешить понапрасну народ,

Пишу я: жирав, утконоз, бегемод.

— Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

— Как автору удалось создать весёлое настроение у читателей?

— Какое правило орфографии не знал герой этого стихотво­рения?

— А как будет правильно, каких зверей ученик хотел поселить в тетрадном зоопарке?

— Скажите ребята, а где можно увидеть дрессированных зверей?

— Какое слово пишем?

— Вы любите цирк?

— Назовите морфологические признаки этого слова.

— Подберите однокоренные слова. Разберите по составу эти слова. (Циркач, цирковой). — Сделайте звукобуквенный анализ слова цирк.

— Запишите это слово.

— А теперь вернемся к нашему стихотворению и запишем слова: лев, леопард, носорог, верблюд, жираф, утконос, бегемот в тетради.

— Ребята, составьте предложение со словом цирк.

— Какие предложения вы составили?

  1. Самоопределение к деятельности

— Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами.)

— Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

  1. Работа по теме урока

— Прочитайте предложения на слайде.

1) В портфеле у Миши лежат тетрадки, книжки, пенал.

2) Музыка стихла, но праздник продолжался.

3) Руки человека всё время работают, творят, строят.

4) Солнечные лучи скользили по холодному снегу и еле

5) На траве лежит холодная роса, насекомые спят, цветы крылись.

6) Наступит осень, и птицы покинут наши края.

— Разделите эти предложения на группы. (Простые предложения с однородными членами и сложные предложения.)

Читайте также:  Чистить рыбу во сне для женщины сонник

— Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении од­нородные члены? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— А как могут быть связаны части сложного предложения? (С помощью интонации и союзов а, и, но.)

— В каком случае между однородными членами ставится за­пятая? (Если однородные члены связаны с помощью интонации перечисления или союзами а, но.)

— А в каком случае ставится запятая между частями сложного предложения? (Между частями сложного предложения за­пятая ставится всегда.)

  1. Работа в парах. Работа со схемами предложений по карточкам.

— Соедините линией каждое предложение с его схемой, рас­ставьте знаки препинания.

Наступила поздняя осень дни стали короче. О, О, О.

Уже улетели скворцы ласточки грачи. [__ __], [_____].

Лес поредел опустел и приготовился к зимнему сну. О, О и О.

По утрам властвовал лёгкий мороз но река ещё [____], и [____].

не поддавалась холоду.

Снег выпадал но скоро таял. О, но О.

Зима приближалась и природа ждала её прихода. [____],но [____].

  1. Работа по учебнику

Упр. 53 (с. 38). — Прочитайте предложения.

— Определите тип первого предложения: оно простое или сложное? Докажите. (Простое предложение, так как в нём одна грамматическая основа.)

— Что соединяет союзы? (Два однородных сказуемых.)

— Будем ли мы ставить запятую перед союзом и? Нет, в предложении с однородными членами запятая перед союзом и не ставится.)

  1. Физкультминутка

Музыкальная физминутка.

— Ребята, в цирке объявили антракт. Давайте отдохнем.

  1. Работа по учебнику

Упр. 54 (с. 38). — Прочитайте предложения.

— Прочитайте предложения с однородными членами.

— В каких предложениях между однородными членами ста­вится запятая? Почему?

— Прочитайте сложные предложения.

— В каких предложениях нужно поставить запятую? Почему?

— Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

(Сильные учащиеся выполняют задание, обозначенное знач­ком «Задание повышенной сложности». Проверка. Один ученик зачитывает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй ученик — простые предложения с однородными членами. Далее коллективное выполнение грамматических разборов.)

— Назовите орфограммы в словах обед и морозный. Объясните написание этих слов.

  1. Закрепление изученного материала

Рефлексия Запись под диктовку

(Один ученик работает на откидной доске.)

Дождь стучал по крыше и трепал листья. Ветер усилился и погнал тучу на село. Сверкнула молния, и раздался резкий удар грома. Люди закрывали ставни на окнах, и село опустело.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

X.Подведение итогов урока

Как отличить сложные предложения от предложений с од­нородными членами?

XI. Домашнее задание

Задание из рабочей тетради (по выбору учителя).

Источник