Мамаши спят им жабы снятся
Новости
Новое в шансоне
Наши друзья
Анонсы
Афиша
Награды
Дискография
Шансон X
Истоки
Военный шансон
Песни цыган
Барды
Ретро, эстрада …
Архив
Историческая справка
Хорошая музыка
Афиши, постеры …
Заметки
Книги
Тексты песен
Фотоальбом
От Д.Анискевича
От Е.Гиршева
От В.Окунева
От Я.Фролова
Разное
Персоналии
Об исполнителях
Фотографии
Интервью
Разное
Ссылки
Юр. справка
Комната смеха
Книга отзывов
Написать письмо
Поиск
Поиск по сайту
Счётчики
Российский шансон как отдельный и специфический жанр имеет в своей основе глубокие исторические корни. Это так называемый городской романс конца XIX — начала XX века. Песни, написанные в жанре городского романса, рождались на окраинах больших российских городов,которые подвергались ускоренной индустриализации. Их сочиняли, пели и слушали люди специфической культуры, воспитания, образования и отношения к жизни. Послереволюционный период, нэп. дал стране великое множество блатных и околоблатных песенок, в которых, как в зеркале, отразились незамысловатый мир и мироощущение людей, не очень задумывающихся над смыслом жизни, но очень желающих насладиться ее плодами. Не является в этом плане исключением и песня «Киношка», написанная, по-видимому, в самый разгар нэпа.
ГОПНИКИ И ГОПНИЦЫ
Герой блатных песен предстает перед российским слушателем в самых разных масках — то закоренелого и опытного вора, то криминального «поэта-философа», попавшего в места лишения свободы, то молодого задорного хулигана, то человека, вообще случайно оказавшегося за решеткой. Все эти типы богато представлены в многочисленных вариантах произведений русского шансона и городского романса.
В «Киношке» же повествование ведется от имени малолетней гопницы-шалавы, которая ведет довольно свободный образ жизни, не связанный тесными рамками морали.
Понятие гопничества появилось в России уже в послереволюционный период. Практически все гопники и гопницы принадлежали к низшим слоям общества, выросли в неполных семьях либо с пьющими родителями. Занимались они тяжелым и неквалифицированным физическим трудом, имели не очень престижные в обществе профессии — водопроводчик, слесарь, кочегар, ткачиха, повариха и так далее, а порой и просто тунеядствовали. Возникновение гопничества было тесно связано с большими городами, фабричными и заводскими окраинами.
Революция разнуздала многие дикие инстинкты, таившиеся до этого в подсознании, дала широким массам иллюзию полной свободы, которая понималась ими как полная вседозволенность. Наружу выплеснулись накапливавшиеся десятилетиями негативные эмоции простого народа, хамство, снобизм и просто самые низменные человеческие чувства. Например, по Петрограду весной -осенью 1917 года прокатипась целая волна хулиганских выступлений.
Иван Бунин писал в своем дневнике: «Невский проспект был затоплен серой толпой, солдатней в шинелях внакидку, неработающими рабочими, гуляющей прислугой и всякими ярыгами, торговавшими с лотков папиросами, красными бантами, похабными карточками и сластями, всем, чего попросишь». Неофициально новые власти поддерживали хулиганские выступления «масс», направленные против представителей прежних привилегированных классов. Во всяком случае, никакого уголовного наказания хулиганы не несли.
Особенно отличались на общем криминальном фоне гопники — обитатели Городского общежитии пролетариата (сокращенно «ГОП»), устроенного в Петрограде в номерах Большой Северной гостиницы (ныне гостиница «Октябрьская»). Оборванные, грязные, небритые, они шокировали обывателя одним своим внешним видом. По вечерам гопники выходили на улицу, распивали спирт или самогон, танцевали чечетку и «яблочко» под гармошку, пели похабные частушки и между делом грабили прилично одетых прохожих.
«А ОН ИДЕТ, НАДЕВ ГАЛОШИ…»
Но во времена нэпа появился и другой тип «пролетариев». В отличие от своих замурзанных товарищей они претендовали на некий светский шик, культурное обхождение, старались хорошо и стильно одеваться, а в поведении подражать «высшим слоям общества» — нэпманам и уже канувшим в Лету забвения дворянам.
Конечно, все это превращалось в некую пародию, граничившую с вульгарностью. Однако таких «персонажей» было довольно много, и они формировали своеобразную «элиту» городских предместий.
Именно к такой «элите» и принадлежат главные герои песни «Киношка», широко популярной в Петрограде в 1920-х годах. Она — глупая и недалекая малолетняя шалава, которая находится в одном шаге от того, чтобы стать проституткой. Девица крайне неуважительно относится к родной матери, сообщая широкой публилике, что когда та спит, «…ей жабы снятся». Согласно соннику жабы снятся к сомнительным приключениям, беременности либо аборту, неожиданным и неприятным событиям.
Он — скорее всего молодой, но уже профессиональный вор, «канающий» под интеллигента. Он носит шляпу, дорогой плащ и галоши, что по тем временам могли себе позволить только очень состоятельные люди.
Обычные рабочие никогда так не одевались.
Шпана же вообще носила круглые шапки-инки или картузы, сшитые из плотного черного сукна, телогрейки и кирзовые сапоги.
Таким образом, он выгодно выделяется на общем фоне своим внешним видом и к тому же имеет деньги.
«МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА» ВРЕМЕН НЭПА
Первоначально «шикарный кавалер» предлагает девице прогуляться в парк культуры и отдыха «…Туда, где колесо вертится». А там посетить ресторан «… Где чарку могут нам налить».
Но девица изображает из себя скромницу, недотрогу и просит сводить ее в кино. Хотя, судя по всему, на ней пробы ставить негде.
При этом девица по мере сил пытается изобразить из себя «светскую даму» и говорит пару слов по-французски. Одновременно она употребляет блатные словечки, по-русски говорит с серьезными грамматическими ошибками, употребляет просторечия. Все это производит комический эффект.
Вор, кавалер, судя по всему, также не далеко ушел от своей подружки. Но в кинотеатре он не ударил лицом в грязь и купил самые дорогие билеты «за полтинник», то есть за пятьдесят копеек серебром. А еще на целый рубль семечек. Это большие деньги, так как в те времена средняя зарплата рабочего не превышала пятидесяти-шестидесяти рублей.
И ещё ухаживал за девицей, как за настоящей «графиней». Однако культурный отдых не удался. Фильм оказался скучным и непонятным для обывателей. В полном разочаровании девица и вор отправились домой, чтобы провести «ночь любви».
Некоторые исследователи шансона считают, что песня «Киношка» изначально была написана как пародия и исполнялась во время нэпа на театральных подмостках как сценка из водевиля. Возможно, так оно и было. Но в массах она получила огромную популярность. Второе рождение песни состоялось в 1960-х годах, когда «Киношку» подвергли оранжировке и стали исполнять в популярном тогда твистовом стиле под гитару и даже саксофон.
Сегодня «Киношку» включила в свой репертуар популярная певица Ирина Апек-симова. Часто она звучит и в некоторых московских кабаре.
Киношка
Мамаша спит, ей жабы снятся,
Я на иголках вся сижу,
Пойти мне, что пи, прогуляться
С моим любимым по бану.
А он идет, надев галоши,
И плащ надет на рукава,
И шляпа новая на вате.
Чтоб не простыла голова.
А не хотите вы пройтиться
Туда, где колесо вертится,
Где электричество горит,
Где чарку могут нам налить.
Мерси, мерси — я пить не хочу,
Я только чаю напилась,
А вы в кино меня сводите,
Коль я по вкусу вам пришлась.
Купив билеты за полтинник,
Меня на первый ряд ведет,
И, как принцессу иль графиню,
За руку белую берет.
Мы два часа там просидели,
И ничего не поняли,
На рубль семечек наели,
Ну а потом домой пошли.
Припев:
Мамаша спит, ей жабы снятся,
Я на иголках вся сижу,
Пойти мне, что ли, прогуляться,
С моим любимым по бану.
Андрей Никитин
За решёткой, №6 июнь 2012 г.
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой.
И нажмите Ctrl+Enter
Реклама
ПС: Доброе и весёлое утро пятницы продолжается! К нашей компании присоединяется дама, о которой мы вам всё утро говорили, — актриса, продюсер, директор «Театра Романа Виктюка» Ирина Апексимова! Доброе утро, Ирина!
ИА: Доброе утро! Ураааа!
ПС: Ирина, с каких мыслей началось сегодня Ваше утро: о театре, о Вашем грядущем в апреле концерте или о театральных постановках, в которых Вы участвуете и которыми занимаетесь? Или это было что-то совсем другое?
ИА: Моё утро началось с мысли, что сегодня надеть.
ПС: Нормальная женщина!
ИА: Нормальное женское утро. Потом я подумала, что бы надеть 5 апреля на концерт. Потом я думала, что бы надеть 26 марта на «Ночь театров». Короче, я половину утра думала о том, что надеть, а потом это плавно перешло к музыке и к театру.
ПС: Главное, что Вы решили этот вопрос.
ИА: Кое-как я всё-таки решила его.
ПС: Выглядите вы хорошо, а значит, уже что-то удалось. Скажите, а театрализованный концерт «Одесситка», который состоится 5-ого апреля, будет состоять из песен в Вашем исполнении?
ИА: Я буду петь и не буду говорить ни слова. Ну, только если здравствуйте и спасибо!
ПС: А что там будет звучать?
ИА: Там будет замечательный репертуарчик. Будет звучать, например, «Есть город, который я вижу во сне», а также моя любимейшая песня, которую кто-то знает, а кто-то и нет, «Мамаши спят, им жабы сняться. Я на иголках вся сидю… » Это моя любимейшая песня! На ней я выросла, можно сказать. А ещё будет прекрасная «От чего, ты спросишь, я всегда в печали», «Жорж и Катя». Будет много прекрасных песен 5 апреля в Москве в концертном зале «Мир».
ПС: Не услышав, как Вы поете, мы Вас сегодня не отпустим. Дима, который выступит в роли аккомпаниатора, всегда готов подобрать нужную тональность, так готовьтесь и Вы. Ирина, Вы по-прежнему, даже став директором «Театра Романа Виктюка», сами водите машину?
ИА: Да, тем более, став директором Театра Виктюка, я вожу сама машину, потому что это мой кабинет — хорошо организованный, очень уютный и, главное, что мне никто не мешает. В машине я могу обо всём со всеми поговорить, подумать, помечтать.
ПС: А стёкла тонированные у вашей машины?
ИА: Нет, Боже упаси!
ПС: Законопослушная. За рулем материтесь?
ИА: Вы знаете, я вообще редко не матерюсь в своей жизни. Я вот только сейчас держу себя в руках, потому что утро и я ещё не все слова вспомнила. А в принципе да, грешна.
ПС: Мы слышали историю о том, как вы в студенческие годы прогуляли деньги на свой первый «Запорожец». Так Вы и не купили его тогда? Какая машина в итоге стала Вашей первой?
ИА: Я его как бы купила. Его для меня готовили — чуть-чуть перекрашивали, что-то переделывали. Когда уже нужно было отдавать деньги и это красивое «несчастье» стояло у меня под домом, я поняла, что уже ничего нет. Я отказалась от покупки, и мы со всеми друзьями прекрасно провели время.
ПС: Так какую машину всё же купили первой?
ИА: Первой была прекрасная машина 41-ый «Москвич». Это было много лет спустя. Она была красного цвета и разваливалась на ходу. Тогда я научилась сама менять трос сцепления, ремень генератора. Это было очень здорово, я стала серьёзной автомобилисткой.
ПС: Думаю, что мужики Вас сейчас зауважали. Я, например, не знаю, что это такое.
ИА: Просто у Вас не было 41-го «Москвича».
ПС: Ирина, мы знаем, что с гадалками Вы в своё время общались. А в гороскопы верите?
ИА: Я не общалась никогда с гадалками, а вот гороскопам верю, но только хорошим.
ПС: А Вы кто по гороскопу?
АИ: Козерог.
ПС: Ирина, у Вас за плечами имеются работа во МХАТе им.Чехова, в «Театре Романа Виктюка», тогда ещё в качестве актрисы, а не директора, также спродюсированные Вами лично театральные постановки, съёмки в многочисленных фильмах и сериалах — это и нашумевший «День рождения буржуя», и «Империя под ударом», и «Клетка», и сказка «Книга мастеров»… Можно долго продолжать.
ИА: Это Роман Виктюк у меня работал в антрепризе, можно сказать, халтурил. Шучу, конечно.
ПС: А в «Книге Мастеров» у Вас такой очень красивый…
ИА: Костюм.
ПС: Имидж, я хотела сказать. Было у Вас всего очень много, но на протяжении всей Вашей карьеры Вы поёте! Пожалуйста, доставьте удовольствие нам и всем, кто сейчас слушает «Первую Смену» на Ретро FM. Спойте!
ИА: Это, конечно, издевательство над человеком заставлять его петь сутра. Ну, я попробую.
ПС: Ирина, браво!
АИ: Говорите, говорите!
ПС: Потрясающая, обворожительная!
Яна: Дима, а ты чего по бумажке читаешь?
Дима: А у меня в бумажке этого не написано!
Яна: Он просто стесняется, он боится красивых женщин.
Дима: Это они меня боятся. Потом разберемся!
ПС: С Вами, Ирина, хочет пообщаться Татьяна из Москвы. Здравствуйте, Вы в эфире! Ирина Вас внимательно слушает.
Татьяна: Ирина, я очень уважаю Вас за то, что Вы сами строите свою жизнь. Вы такая сильная — продюсируете спектакли, в которых играете, стали директором «Театра Романа Виктюка». Тяжело ли Вам, в деловом смысле, конкурировать с мужчинами? Всё-таки, мне кажется, что миром правят они. Используете ли какие-то женские слабости, чтобы решить производственные задачи?
ИА: Спасибо, Татьяна, за вопрос. Я думаю, что, и слава Богу, миром правят мужчины.
Татьяна: Почему?
АИ: Ребята, это был бы просто хаос. Пускай женщины решают, что надевать и куда ходить. Пускай они будут «серыми кардиналами». Это моё мнение. Править должны мужчины, потому что, как бы то ни было, именно они являются сильным полом.
ПС: Ирина, а Вы устроите Татьяне маленький праздничек?
ИА: С наслаждением! Татьяна, если у Вас будет возможность прийти, то мне бы очень хотелось подарить Вам билеты в концертный за «Мир», где я буду только петь. Там я буду слабая, не такая, к которой все привыкли. Грубо говоря, я не буду «камнем» из «Дня рождения Буржуя».
Татьяна: Спасибо Вам большое! Я буду очень счастлива побывать на Вашем концерте.
ИА: Спасибо! Увидимся!
ПС: Ирина, я недавно смотрела спектакль «Игра в правду», который Вы продюсируете.
ИА: Ой, это не я продюсирую. Я там артисткой просто работаю.
ПС: Хорошо, но вот сейчас идут постановки с Вашим участием — «Скамейка» и «Игра в правду». Они про жизнь, про любовь, в частности. В них обоих также принимает участие Гоша Куценко. Ходят слухи об их экранизации. Правдивы ли они?
ИА: Про «Игру в правду» это даже не слухи. Вот уже в январе мы сняли этот фильм. Были очень не простые и очень интересные съемки. Может быть, к лету или к осени этот фильм уже выйдет. А что касается «Скамейки», то мы пока что после нелегких съемок «Игры в правду», думаем, стоит ли вообще работать киноартистами. Поэтому мы играем «Скамейку» на сцене, получая огромное удовольствие, а с экранизацией пока подождём.
ПС: Ну, мы в любом случае будем ждать появления каких-то новых проектов с Вашим участием. Напоминаем, что Масленица идёт по стране. Вы, Ирина, как-то с ней пересекаетесь? Блины поедаете?
ИА: Никак. У меня лежат в холодильнике несколько штук. Я всё время на них смотрю и думаю, как бы мне с ними не пересечься.
ПС: Сегодняшний масленичный день называется «Тёщины вечера», то есть зятья должны угощать тёщ блинами. Вам роль тёщи уготована самой природой, так как у вас растёт дочка — красавица, тоже актриса. Как думаете, хорошей будете тёщей или суровой и требовательной?
ИА: Ни дай Бог! Хотя куда я денусь, естественно, буду. Но его блины я есть не буду, мало ли…
ПС: А будете устраивать какие-то препоны, если не понравится жених дочки?
ИА: Понятно, что это её выбор. Я буду его уважать, но, конечно, свою гадость я скажу. Может, какое-то время потерплю, но потом обязательно выскажусь.
ПС: Ирина, вот вы работаете сейчас в «Театре Романа Виктюка» директором. Что это за театр? Расскажите, пожалуйста!
ИА: Это самый прекрасный театр. Понятно, что я директор и говорю, что это самый прекрасный театр.
ПС: И самый прекрасный директор!
ИА: Это театр с очень ярким своим лицом. Есть много разных хороших театров. Однако в каждом театре есть своя постановка, на которую идут люди. «Театр Романа Виктюка» — это авторский театр. Конечно, Роман Григорьевич — один из немногих мастеров, которые сейчас остались. Это настоящий маэстро. У него невероятный талант и музыки, и пластики, и слова, и драматургии. Меня часто спрашивают, как я работаю директором, ведь это вопросы и туалетной бумаги, и кафеля, и всего на свете. А я вам скажу честно, что это очень сексуальная работа. Роман Григорьевич воспринимает меня не как директора, а как женщину. Это так приятно! И можно ещё раз в 20 больше всем этим заниматься.
ПС: Здание у театра появилось своё, наконец?
ИА: Здание есть с 1996 года. Раньше оно было в непригодном состоянии. Вот сейчас мы начали реконструкцию, и я надеюсь, что через год мы туда войдем с прекрасной премьерой. Будем там работать, работать и ещё раз работать, а также радовать зрителей. Сейчас ищите нас в других театрах Москвы.
ПС: Ирина, вот я сейчас страдаю из-за севшего голоса. А правда, что коньяк подогретый с чем-то там ещё помогает голос восстановить?
ИА: Да, на полчаса. Потом становится ещё хуже. Это экстремальная мера.
ПС: А что делать?
ИА: Жидкий адреналин на связки. Это уже пошла медицина.
ПС: Утро пятницы в разгаре и мы с удовольствием продолжаем общаться с актрисой, продюсером, директором театра Романа Виктюка Ириной Апексимовой! Здравствуйте, Ирина! Приглашайте на свой концерт!
ИА: Приходите 5 апреля в концертный зал «Мир»! Это будет для меня очень серьёзное, очень приятное и интересное испытание. Вы знаете, я много снимаюсь в кино, играю в театре, работаю директором, но самое большое счастье для меня — это концерты. Год назад я начала, извините за выражение, петь. Может, это кому-то нравится, а кому-то нет, но я получаю такое море удовольствия! Это такая зарядка и такое счастье, потому что рядом со мной такие музыканты! Я сначала очень сильно комплексовала, но сейчас уже набралась наглости и поняла, что это невероятное счастье, когда у тебя есть возможность выйти на сцену, запеть и ничего не говорить.
ПС: А мы бесплатно послушали. Спасибо, что пришли. Удачного концерта. Удачи Вам во всех начинаниях и выглядите так же хорошо!
ИА: Спасибо!
ПС: Всё утро вместе с «Первой Сменой» провела актриса, продюсер, директор «Театра Романа Виктюка» и просто красивая, умная, потрясающая женщина Ирина Апексимова!
Источник
- https://m.retrofm.ru/alley/view/385