Мандельштам бессонница гомер тугие паруса размер
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 28.
Стихотворение О.Э.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» написано в 1915 году, когда автору было 24 года. Сюжет стихотворения довольно прост: у лирического героя бессонница и он читает «Илиаду» Гомера, а именно перечень кораблей из второй песни «Илиады». Этот перечень занимает у Гомера 366 строк, и немногие современные читатели могут похвастаться тем, что дочитали список из 1186 греческих кораблей до конца даже во время бессонницы.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи, —
На головах царей божественная пена, —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Несмотря на простоту сюжета, современному читателю стихотворение кажется довольно сложным за счет того, что наполнено образами античной мифологии, да и вообще образный ряд сильно перегружен: в первой строфе на 8 существительных приходится только 2 глагола, а во второй строфе глагол только один:
образ | мотив | эмоциональная окраска | |
Первая строфа | Бессонница Гомер Паруса (тугие) Я (лирическ герой) Список кораблей (сей) выводок (сей) поезд (журавлиный) Над Элладою | Прочёл – пр.вр (когда-то) поднялся -пр.в | Тугие журавлиный |
Вторая строфа | (журавлиный) клин (чужие) рубежи На головах царей (божественная) пена Вы Елена Троя (ахейские) мужи | Плывёте (куда?) -н.вр | Журавлиный Чужие Божественная ахейские |
Третья | И Море И Гомер всё Любовью Мне (лирич герой) Гомер Море С (тяжким) грохотом К изголовью | Движется –н.в (Кого же) слушать? Молчит – н.в Шумит витийствуя Подходит – н.в | Чёрное тяжким |
Мандельштам использует в своем стихотворении образы, восходящие к античной мифологии и отсылающие читателя к «Илиаде» Гомера: Троя, ахейские мужи, Елена. Но из всех образов повторяются два: образ Гомера — поэта, принадлежащего мифологической древности, и образ моря — вечной стихии, неподвластной человеку. Образ моря приравнен в третьей строфе к Гомеру и обобщен местоимением «всё». «Всё» — это всё вечное, вневременное, как поэзия и море (сравнение довольно не новое, восходящее к романтической поэзии 19 века, но приобретающее у Мандельштама новое звучание) И это «всё» движется любовью. В финале стихотворения голос древности, голос поэзии замолкает перед голосом наступающего моря – перед голосом Вечности.
Пространство в стихотворении построено необычно: оно движется не вдаль, как логично было бы ожидать от отплывающих к Трое древнегреческих героев, а вверх: благодаря метафоре корабли превращаются в журавлей, ПОДНЯВШИХСЯ над Элладой. Море в глазах читателей превращается в небо, корабли – в журавлиный клин, а пространство раздвигается вверх. Появляется мотив устремлённости в небо, мотив полета, соседствующий с образом божественной любви. Интересно, что эта любовь устремляет громаду кораблей к гибели, ожидающей их под Троей, но автор не делает на этом акцент – он просто восхищен силой Любви, способной двигать такими громадами. Строка «на головах царей — божественная пена» является, очевидно, отсылкой к мифу о рождении из пены богини любви Афродиты — автор венчает головы царей не коронами, как можно было бы ожидать, а Любовью. И эта Любовь движет миром и вечностью, движет поэзией (Гомер как образ поэта) и неподвластными человеку стихиями (образ моря).
Весь это идейно-образный пласт был бы довольно банален для русской поэзии, если бы не появление в финале стихотворения новой ноты. Вводится она незаметно, параллельно основной любовной линии стихотворения. В первой строфе, наряду с образом Гомера и морскими образами (паруса, корабли) появляется и образ лирического героя. Он собеседует с мифическими «ахейскими мужами» из второй строфы: «Куда плывете вы?..» Интересно посмотреть, как наряду с пространственными границами здесь раздвигаются и временные границы: в первой строфе все события происходят в прошлом, причем прошлом давнем, неопределенном, мифологическом — «когда-то поднялся», — во второй строфе только один глагол, и он уже в настоящем времени, действие происходит именно сейчас, временные границы стерлись («куда плывете вы?»). В третьей строфе все по-прежнему происходит в настоящем времени (молчит, шумит, подходит), но неопределенная форма глагола «слушать» употреблена явно в значении будущего: «Кого же слушать мне?..» Таким образом, авторский взгляд движется от размышления о далеком, мифологическом прошлом к вопросу о том, что ждет его в будущем. Начав слушать голос древности, голос Гомера, лирический герой оказался оглушенным голосом подступающего моря, голосом вечности, голосом неизвестности. Гомер умолкает, а море продолжает «витийствовать», голос вечности заглушает голос античности. Похоже, что будущее страшит автора, будущее «с тяжким грохотом подходит к изголовью» — мотив, часто встречающийся в это время у Блока, например, и мотив, который будет повторяться в лирике Мандельштама до конца его дней. Можно было бы предположить, что автор пишет стихотворение в Крыму, на берегу Черного моря, но из текста это совершенно не очевидно. Речь идет не о реальном море, на берегу которого гуляет лирический герой, в тексте ни слова не сказано, где именно застала его бессонница: в Петербурге, Москве или в Алуште. Греки плавали к Трое по Средиземному морю, и эпитет «чёрное» в применении к морю связан, скорее, с восприятием моря как вечности, чёрной стихии, давящей (ведь тяжесть связана именно с ощущением давления) лирического героя своею подступающею неизвестностью. Таким образом,
в стихотворении появляется мотив тревоги перед грядущим, мотив неосознанного ощущения приближающегося тяжкого грохота Стихии, стоящей у изголовья.
Стиль стихотворения возвышенный: вместо местоимения «этот» автор употребляет церковнославянское «сей» («сей длинный выводок, сей поезд журавлиный…»), море «витийствует» (то есть красноречиво говорит, ораторствует), все это создает ощущение древней и высокой поэзии. Почти все прилагательные длинные, трехсложные, они работают на создание ощущения замедленного темпа: «журавлиный», «чужие», «божественная», «ахейские»… Кроме того, здесь видна аллитерация, то есть игра согласными звуками, в данном случае шипящими Ж-Ш (Журавлиный – чуЖие рубеЖи – боЖественная – муЖи — всё двиЖется – слуШать – Шумит – с тяЖким), Ч — С (беССонница – паруСа – СпиСок проЧёл до Середины – Сей поеЗД) , а также сонорными Л и Р (ГомеР. Тугие паРуса… я список корабЛей прочёЛ… сей дЛинный выводок… что над ЭЛЛадою когда-то подняЛся… как журавЛиный кЛин…) Все вместе это помогает передать звучание моря, его певучесть, шелест и рокот.
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915
Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»
Творчество поэта Осипа Мандельштама весьма разнопланово и подразделяется на несколько периодов, которые существенно отличаются друг от друга по настроению и содержанию. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» относится к раннему этапу литературной деятельности автора. Оно было написано в 1915 году и вошло в первый поэтический сборник Осипа Мандельштама под названием «Камень». По одной из версий, в этот период автор увлекался античной литературой и перечитывал нетленные произведения древнегреческих авторов. Однако те, кто был близко знаком с поэтом, убеждены, что данное стихотворение навеяно поездкой в Коктебель к поэту Максимилиану Волошину, который показал Мандельштаму удивительную находку – обломок старинного корабля, который запросто мог бы принадлежать средневековой флотилии.
Так или иначе, летом 1915 года было создано нетипичное для поэта и имеющее глубокий философский подтекст стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Безусловно, в нем можно найти отголоски гомеровской «Илиады», а точнее, ссылку на ее часть под названием «Сон Беотия, или перечень кораблей». В ней древнегреческий поэт описывал флотилию, которая собиралась на войну с Троей, и подробный список насчитывал порядка 1200 судов. Поэтому неудивительно, что, терзаемый бессонницей, поэт «список кораблей прочел до середины». Рассуждая на тему Троянской войны, Осип Мандельштам проводит параллель между прошлым и настоящим, приходя к выводу, что у любых человеческих поступков есть логическое объяснение. И даже самые кровавые сражения, коварные и неумолимые в своей беспощадности, могут быть оправданы с точки зрения того, кто их инициирует. Одним из таких оправданий является любовь, которая, по мнению поэта, способна не только убивать, но и дарить надежду на возрождение. «И море, и Гомер – все движется любовью», — утверждает автор, понимая, что завоевателям вовсе не нужна была гордая Троя. Ими руководило желание заполучить самую очаровательную пленницу в мире – царицу Елену, которая и спровоцировала своей неземной красотой войну.
Понимая, что чувства и разум зачастую противоречат друг другу, Осип Мандельштам задается вопросом: «Кого же слушать мне?». Ответ на него не в состоянии дать даже мудрый Гомер, который считает, что если любовь настолько сильна, что способно разжечь войну, то это чувство заслуживает глубокого уважения. Даже если, подчиняясь ему, приходится убивать и разрушать. С такой точкой зрения Осип Мандельштам не может согласиться, так как убежден, что любовь должна нести не разрушение, а созидание. Но и опровергнуть великого Гомера он не в состоянии, так как есть яркий пример ослепляющей любви, которая полностью уничтожила Трою.
Ответа на этот философский вопрос у автора нет, потому что чувства, испытываемые к женщине, могут заставлять одних совершить великий подвиг, а у других выявляют самые низменные качества, которыми они руководствуются при достижении своей цели. Поэтому любовь Осип Мандельштам сравнивает с черным морем, которое «витийствуя, шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью», поглощая все сомнения и страхи. Противостоять его напору практически невозможно, поэтому каждому приходится выбирать, готов ли он пожертвовать ради высокого чувства своими принципами и идеалами. Или же, наоборот, именно любовь станет тем спасательным кругом, который поможет выбраться из пучины порока, ошибок и необдуманных поступков, взять на себя ответственность за каждое принимаемое решение и за каждое сказанное слово, произнесенное в порыве страсти или же умиротворения.
Анализ стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» Мандельштама
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – образец использования античной культуры для размышления над вечной моральной и философской категорией любви. Стихотворение изучают в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бессонница, Гомер, тугие паруса….
История создания – произведение было создано в 1915 г., когда поэт пребывал в Коктебеле. Впервые было опубликовано во втором издании дебютного сборника «Камень» (1916 г.).
Тема стихотворения – Троянская война; сила любви.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-раздумье над заявленными темами. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – написан шестистопный ямбом, рифмовка кольцевая АВВА.
Метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью».
Эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»,
Сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
История создания
Известно, что Осип Мандельштам был студентом историко-филологического факультета романо-германского отделения. Университет он так и не окончил, диплом не получил, но этот период жизни оставил отпечаток в творчестве поэта. «Илиаду» студенты-филологи изучали в полном объеме. Чтение списка кораблей они считали проверенным средством от бессонницы. Этот факт нашел место и в анализируемом стихотворении.
Будучи студентом, Мандельштам посвятил себя поэзии. Его творения заметили старшие побратимы по перу. В 1915 г. молодой поэт гостил в Коктебеле в доме у Максимилиана Волошина. Здесь и было создано произведение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса». Близкие знакомые поэта утверждали, что к написанию стихов его вдохновил увиденный в Коктебеле обломок старинного судна.
Тема
Античная литература повлияла на творчество поэтов разных эпох. О. Мандельштам при помощи нее пытается раскрыть вечную философскую тему любви. В центре авторского внимания Троянская война.
Строки стихотворения написаны от первого лица. Таким образом, читатель может проследить за ходом мыслей лирического героя непосредственно. В первой строфе герой признается, что не мог уснуть, поэтому начал читать список кораблей. Он дошел до середины, а далее этот процесс был перерван мыслями о причинах войны. Лирический герой считает, что «ахейские мужи» боролись не за Трою, а за Елену.
В стихе последнего катрена автор выражает ключевую мысль: «всё движется любовью». Он не против еще поразмышлять над этой философской категорией, но не может найти ответы на свои вопросы.
Композиция
Стихотворение являет собой монолог-раздумье лирического героя. По смыслу оно делится на три части: рассказ о бессоннице, заставившей обратиться к Гомеру, обращение к «ахейским мужам», размышления о любви. Произведение состоит из трех катренов, что соответствует смысловой организации текста.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Строки объединены кольцевой рифмовкой АВАВ.
Средства выразительности
Для того чтобы раскрыть тему и показать свое отношение к поставленной проблеме О. Мандельштам использует средства выразительности. В тексте есть метафоры – «сей длинный выводок, сей поезд журавлиный», «всё движется любовью», «море… с тяжким грохотом подходит к изголовью»; эпитеты – «тугие паруса», «божественная пена», «море черное»; сравнение – «как журавлиный клин… куда плывете вы».
Нет комментариев. Ваш будет первым!