Марина цветаева анализ стихотворения бессонница

Марина цветаева анализ стихотворения бессонница thumbnail

«Бессонница» Марина Цветаева

1

Обвела мне глаза кольцом
Теневым — бессонница.
Оплела мне глаза бессонница
Теневым венцом.

То-то же! По ночам
Не молись — идолам!
Я твою тайну выдала,
Идолопоклонница.

Мало — тебе — дня,
Солнечного огня!

Пару моих колец
Носи, бледноликая!
Кликала — и накликала
Теневой венец.

Мало — меня — звала?
Мало — со мной — спала?

Ляжешь, легка лицом.
Люди поклонятся.
Буду тебе чтецом
Я, бессонница:

— Спи, успокоена,
Спи, удостоена,
Спи, увенчана,
Женщина.

Чтобы — спалось — легче,
Буду — тебе — певчим:

— Спи, подруженька
Неугомонная!

Спи, жемчужинка,
Спи, бессонная.

И кому ни писали писем,
И кому с тобой ни клялись мы…
Спи себе.

Вот и разлучены
Неразлучные.
Вот и выпущены из рук
Твои рученьки.
Вот ты и отмучилась,
Милая мученица.

Сон — свят,
Все — спят.
Венец — снят.

2

Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще — раскрывать
Двери!
— Настежь — в темную ночь!

Голову сжав,
Слушать, как тяжкий шаг
Где-то легчает,
Как ветер качает
Сонный, бессонный
Лес.

Ах, ночь!
Где-то бегут ключи,
Ко сну — клонит.
Сплю почти.
Где-то в ночи
Человек тонет.

3

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

4

После бессонной ночи слабеет тело,
Милым становится и не своим, — ничьим.
В медленных жилах еще занывают стрелы —
И улыбаешься людям, как серафим.

После бессонной ночи слабеют руки
И глубоко равнодушен и враг и друг.
Целая радуга — в каждом случайном звуке,
И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

Нежно светлеют губы, и тень золоче
Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
Этот светлейший лик, — и от темной ночи
Только одно темнеет у нас — глаза.

5

Нынче я гость небесный
В стране твоей.
Я видела бессонницу леса
И сон полей.

Где-то в ночи подковы
Взрывали траву.
Тяжко вздохнула корова
В сонном хлеву.

Расскажу тебе с грустью,
С нежностью всей,
Про сторожа-гуся
И спящих гусей.

Руки тонули в песьей шерсти,
Пес был — сед.
Потом, к шести,
Начался рассвет.

6

Сегодня ночью я одна в ночи —
Бессонная, бездомная черница! —
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы!

Бессонница меня толкнула в путь.
— О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! —
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы — а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех, —
Кого жалеют и кого целуют.

7

Нежно-нежно, тонко-тонко
Что-то свистнуло в сосне.
Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Так у сосенки у красной
Каплет жаркая смола.
Так в ночи? моей прекрасной
Ходит пo сердцу пила.

8

Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
Свет — люблю тебя, зоркая ночь.

Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
Песен, в чьей длани узда четырех ветров.

Клича тебя, славословя тебя, я только
Раковина, где еще не умолк океан.

Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
Испепели меня, черное солнце — ночь!

9

Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребенок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод — с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Заснешь — проснешься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!

А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарем,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:

Не спи! крепись! говорю добром!
А то — вечный сон! а то — вечный дом!

10

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может — пьют вино,
Может — так сидят.
Или просто — рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи…
Нет и нет уму
Моему — покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

11

Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно —
Звенящей ночи.

— Прельстись!
Пригубь!
Не в высь,
А в глубь —
Веду…
Губами приголубь!
Голубка! Друг!
Пригубь!
Прельстись!
Испей!
От всех страстей —
Устой,
От всех вестей —
Покой.
— Подруга! —
Удостой.
Раздвинь уста!
Всей негой уст
Резного кубка край
Возьми —
Втяни,
Глотни:
— Не будь! —
О друг! Не обессудь!
Прельстись!
Испей!
Из всех страстей —
Страстнейшая, из всех смертей —
Нежнейшая… Из двух горстей
Моих — прельстись! — испей!

Мир бeз вести пропал. В нигде —
Затопленные берега…
— Пей, ласточка моя! На дне
Растопленные жемчуга…

Ты море пьешь,
Ты зори пьешь.
С каким любовником кутеж
С моим
— Дитя —
Сравним?

А если спросят (научу!),
Что, дескать, щечки не свежи, —
С Бессонницей кучу, скажи,
С Бессонницей кучу…

Анализ стихотворения Цветаевой «Бессонница»

Такие стихотворения Марины Цветаевой из сборника «Вёрсты», как «Нынче я гость небесный», «Вот опять окно…», «Бессонница! Друг мой!» и ряд других, сильно отличаются друг от друга по настроению, композиции и сюжету. Они были написаны в разное время (весна, лето и зима 1916 года, май 1921 года), по разному поводу, в них говорится о разных людях. Однако все они посвящены одной теме – бессоннице, а потому логично, что эти произведения были выделены в единый цикл. Рассмотрим, каким это состояние было для поэтессы.

Первое стихотворение ¬– «Обвела мне глаза кольцом…». В нём нет единого размера. В отдельных фрагментах встречаются парные, кольцевые и перекрёстные рифмы. Оно построено в виде диалога между лирической героиней-автором и бессонницей. Здесь болезнь (в медицине расстройство сна или инсомния считается заболеванием) предстаёт в виде мистической богини. Автор олицетворяет бессонницу, вкладывая в её уста едкие риторические вопросы, обращения, восклицания. Чтобы показать, как сильно влияние этого существа на героиню, поэтесса добавляет в текст анафоры («Спи, жемчужинка, Спи, бессонная»), эпифоры-созвучия (свят-спят-снят), аллитерации и ассонансы (разлучены-рученьки-мученица). Метафорические образы (круги под глазами – теневой венец, т. е. корона бессонницы) подчёркивают связь между персонажами.

В других стихотворениях цикла («Руки люблю…», «Сегодня ночью я одна в ночи…», «После бессонной ночи слабеет тело…») мы видим ту самую магию, которая творится между лирической героиней и инсомнией. Следим, как колдунья-бессонница толкает героиню на странные поступки, заставляет бродить по опустевшему городу, заглядывать в окна и искать везде признаки своего состояния – таких же неспящих людей.

Интерес вызывает произведение «В огромном городе моём – ночь…». Оно построено на парной рифме – все строки четверостишия рифмуются одинаково, так что весь стих можно описать схемой aaaa bbbb и т. д. Здесь мы видим, как постепенно героиня сама становится магическим существом.

Это превращение закрепляется в следующем стихотворении, где мы замечаем изменения даже в её облике. С помощью выразительных эпитетов («светлейший лик», «тень золоче») и сравнений («как серафим») поэтесса показывает, как героиня перевоплощается в ангела ночи. В этом плавном стихотворении, состоящем из сочетаний ямбов, хореев и амфибрахиев, больше не слышен мотив муки, страдания от бессонной ночи. «Нынче я гость небесный…», – почти радостно подтверждает эту догадку поэтесса следующим произведением.

Но к концу цикла мелодия боли зазвучит с новой силой. В «Нежно-нежно, тонко-тонко…» и последующих стихотворениях мы увидим тоску по беззаботной невинности, чистой любви, покою и пониманию. В последнем произведении, посвящённом вдове композитора Скрябина, чью кончину ускорила бессонница, мы снова услышим осанну богине-инсомнии, схожей теперь со смертью. Думается, этот образ был привлекателен для поэтессы потому, что бессонница способна забрать тяжёлые сны, напоминающие о недостижимом или потерянном счастье, и подарить пусть опасное, но такое желанное душевное равновесие.

Читайте также:  Бессонница в час ночной меняет нелюдимая облик твой

Метки: Цветаева

Источник

Чаще всего лирические произведения посвящены распространенным темам: любви, родины, нравственного выбора. Но бывает так, что одна и та же тема «не отпускает» поэта, заставляет вновь и вновь обращаться к ней. Тогда появляются циклы стихов — несколько произведений, объединенных, как правило, общей темой или лирическим героем. В XIX века известнейшим стал «денисьевский» цикл Ф. И. Тютчева. В ХХ веке Александр Блок написал «Стихи о Прекрасной Даме», Марина Цветаева сочинила «Стихи к Блоку», а Сергей Есенин — «Персидские мотивы».

В 1916 году, когда Россия переживает не лучшие времена, а в судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений «Бессонница». Пожалуй, сон и бессонница — излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины. Бессонница становится подругой и уже в первом стихотворении цикла ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает «теневой венец», как будто связав себя и героиню навеки.

Дальше панорама как бы расширяется: «Двери! — Настежь — в темную ночь!». Героиня, мучаясь бессонницей, чувствует все события, происходящие вокруг нее. В третьем стихотворении «в огромном городе — ночь», а героиня будто меняется с бессонницей местами: «Друзья, поймите, я вам снюсь». Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла.

Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это «ночь в огромном городе», то «бессонница полей». Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это «сон полей» и «бессонница леса», это корова, которая «тяжко вздохнула в сонном хлеву», и подковы, которые «где-то в ночи взрывали траву», это спящие гуси и гусь-сторож.

При этом героиня все-таки одинока: в шестом стихотворении она ощущает себя «бессонной, бездомной черницей», но зато она обладает ключами «от всех ворот единственной столицы» и чувствует ответственность за всех: и за «круглую воюющую землю» и за тех, «кого жалеют и кого целуют».

В седьмом фрагменте вновь проявляется автобиографичность: Цветаева, очевидно, чувствуя зарождающуюся в себе жизнь (ведь через 8 месяцев, в апреле 1917 года, родится ее вторая дочь Ирина), пишет:

Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Но предчувствуя грядущие трагические события: и приближающуюся Октябрьскую революцию, и долгую разлуку с мужем, и последующую смерть дочери — Марина Ивановна выражает тревогу с помощью символов. Параллелизм связывает «красную сосенку» с капающей смолой и сердце, по которому в «ночи прекрасной» ходит пила.

Ощущение обреченности усиливается в восьмом фрагменте до такой степени, что героиня, обращаясь к ночи и называя ее «черным солнцем», просит у нее смерти как спасения от людей, потому что «нагляделась в зрачки человека».

В девятом и десятом стихотворениях одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: «Кто не спит по ночам? Никто не спит!»

В первом варианте цикла десятое стихотворение было завершающим, поэтому напоминает своеобразную молитву о тех, кто не спит в ночи: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!» Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно — некий маяк, «крик разлук и встреч».

Последнее стихотворение цикла было написано спустя пять лет. Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, — героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Героиня понимает,что Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой

  • Краткая биография Марины Ивановны Цветаевой

  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой

  • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой

По писателю: Цветаева Марина Ивановна

Источник

Чаще всего лирические произведения посвящены распространенным темам: любви, родины, нравственного выбора. Но бывает так, что одна и та же тема «не отпускает» поэта, заставляет вновь и вновь обращаться к ней. Тогда появляются циклы стихов — несколько произведений, объединенных, как правило, общей темой или лирическим героем. В XIX века известнейшим стал «денисьевский» цикл Ф. И. Тютчева.

В ХХ веке Александр Блок написал «Стихи о Прекрасной Даме», Марина Цветаева сочинила «Стихи к Блоку», а Сергей Есенин — «Персидские мотивы».

В 1916 году, когда Россия переживает не лучшие времена, а в судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений «Бессонница». Пожалуй, сон и бессонница — излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины.

Бессонница становится подругой и уже в первом стихотворении цикла ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает «теневой венец», как будто связав себя и героиню навеки.

Дальше панорама как бы расширяется: «Двери! — Настежь — в темную ночь!». Героиня, мучаясь бессонницей, чувствует все события, происходящие вокруг нее. В третьем стихотворении «в огромном городе — ночь», а героиня будто меняется с бессонницей местами: «Друзья, поймите, я вам снюсь».

Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла.

Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это «ночь в огромном городе», то «бессонница полей». Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это «сон полей» и «бессонница леса», это корова, которая «тяжко вздохнула в сонном хлеву», и подковы, которые «где-то в ночи взрывали траву», это спящие гуси и гусь-сторож.

При этом героиня все-таки одинока: в шестом стихотворении она ощущает себя «бессонной, бездомной черницей», но зато она обладает ключами «от всех ворот единственной столицы» и чувствует ответственность за всех: и за «круглую воюющую землю» и за тех, «кого жалеют и кого целуют».

В седьмом фрагменте вновь проявляется автобиографичность: Цветаева, очевидно, чувствуя зарождающуюся в себе жизнь , пишет:

Черноглазого ребенка Я увидела во сне.

Но предчувствуя грядущие трагические события: и приближающуюся Октябрьскую революцию, и долгую разлуку с мужем, и последующую смерть дочери — Марина Ивановна выражает тревогу с помощью символов. Параллелизм связывает «красную сосенку» с капающей смолой и сердце, по которому в «ночи прекрасной» ходит пила.

Ощущение обреченности усиливается в восьмом фрагменте до такой степени, что героиня, обращаясь к ночи и называя ее «черным солнцем», просит у нее смерти как спасения от людей, потому что «нагляделась в зрачки человека».

В девятом и десятом стихотворениях одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много , что все образы сливаются в обобщающем слове никто: «Кто не спит по ночам? Никто не спит!»

В первом варианте цикла десятое стихотворение было завершающим, поэтому напоминает своеобразную молитву о тех, кто не спит в ночи: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!» Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно — некий маяк, «крик разлук и встреч».

Последнее стихотворение цикла было написано спустя пять лет. Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, — героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз.

Героиня понимает, что Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.

Источник

Çíà÷åíèå òåìû áåññîííèöû â ëèðèêå Öâåòàåâîé. Îäèíî÷åñòâî â íî÷è êàê âîçìîæíîñòü îòðåøèòüñÿ îò îáûäåííîñòè, ñîïðèêîñíóòüñÿ ñ çàïðåäåëüíûì è âå÷íûì. Ìîòèâû ïóòè è ïðèìèðåíèÿ â òâîð÷åñòâå ïîýòà. Îòíîøåíèå öâåòàåâñêîé ãåðîèíè ê ìàãèè ñíà è åãî ïðîðî÷åñòâàì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Ðåñïóáëèêàíñêèé òóð

Âñåðîññèéñêîãî îòêðûòîãî êîíêóðñà íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ, èçîáðåòàòåëüñêèõ è òâîð÷åñêèõ ðàáîò îáó÷àþùèõñÿ «Íàöèîíàëüíîå Äîñòîÿíèå Ðîññèè»

ÌÎÓ «Õîðèíñêàÿ ñðåäíÿÿ îáùåîáðàçîâàòåëüíàÿ øêîëà ¹1

Òâîð÷åñêàÿ ðàáîòà

Íàïðàâëåíèå: ëèòåðàòóðîâåäåíèå

Íàçâàíèå: Ìíîãîçíà÷íîñòü ïîíÿòèé «ñîí» è «áåññîííèöà» â òâîð÷åñòâå Ì.È. Öâåòàåâîé

Àâòîð: Õàãîåâà Àðþíà

Ðóêîâîäèòåëü:

ó÷èòåëü ðóññêîãî ÿçûêà è ëèòåðàòóðû

Ïîäîáàøèíà Ì.Í.,

2009

Ââåäåíèå

Ñðåäè ñàìûõ çàìå÷àòåëüíûõ èìåí â ðóññêîé ïîýçèè äâàäöàòîãî âåêà ìû ñïðàâåäëèâî íàçûâàåì èìÿ Ìàðèíû Öâåòàåâîé.

Öâåòàåâà ïðèíàäëåæèò ê òåì õóäîæíèêàì, ÷åé âêëàä â ìèðîâóþ ëèòåðàòóðó åù¸ ïðåäñòîèò îöåíèòü âî âñåé ïîëíîòå íå òîëüêî ÷èòàòåëÿì, íî è èññëåäîâàòåëÿì.

Ìîùü òâîð÷åñòâà Ìàðèíû Öâåòàåâîé, ìàñøòàáíîñòü å¸ äàðîâàíèÿ, âåðíåå ñêàçàòü, ãåíèàëüíîñòè òîëüêî íà÷èíàþò îñîçíàâàòüñÿ ïî-íàñòîÿùåìó. Íûíå îòêðûâàþòñÿ øèðîêèå âîçìîæíîñòè äëÿ çíàêîìñòâà ñî âñåì å¸ òâîð÷åñêèì íàñëåäèåì.

Òâîð÷åñêèé îáëèê Öâåòàåâîé íåîáû÷àéíî ìíîãîãðàíåí: ñàìîáûòíûé ïîýò è íåîæèäàííûé ïðîçàèê, îðèãèíàëüíûé äðàìàòóðã è òîíêèé ìåìóàðèñò, èññëåäîâàòåëü ëèòåðàòóðû è ãëóáîêèé, ïàðàäîêñàëüíûé ìûñëèòåëü. Èñòîêè òàêîé òâîð÷åñêîé ìíîãîïëàíîâîñòè, íåñîìíåííî, â å¸ ÿðêîé èíäèâèäóàëüíîñòè.

Öâåòàåâà âñòóïèëà â ëèòåðàòóðó íà ðóáåæå âåêîâ — â ïåðåëîìíóþ ýïîõó, ñ å¸ âñå áîëåå ñãóùàâøåéñÿ àòìîñôåðîé ïðåäãðîçüÿ, â ýïîõó, ïðåäâåùàâøóþ, êàê ñêàçàë Àëåêñàíäð Áëîê, «íåñëûõàííûå ïåðåìåíû, íåâèäàííûå ìÿòåæè».

Öâåòàåâîé äåéñòâèòåëüíî ñóæäåíî áûëî ñòàòü ëåòîïèñöåì ñâîåé ýïîõè.

Òåìà áåññîííèöû â òâîð÷åñòâå Öâåòàåâîé

 «Òîëêîâîì ñëîâàðå» ïîä ðåäàêöèåé Ñ.È.Îæåãîâà ñëîâî «áåññîííèöà» èìååò îäíî çíà÷åíèå — «áîëåçíåííîå îòñóòñòâèå, íàðóøåíèå ñíà». Öâåòàåâà âêëàäûâàåò â ýòî ïîíÿòèå íåñêîëüêî èíîé ñìûñë.

Áåññîííîñòü — âàæíåéøåå ñâîéñòâî å¸ ëèðè÷åñêîé ãåðîèíè, íåîòúåìëåìàÿ ñîñòàâëÿþùàÿ å¸ äóõîâíîé æèçíè.  ôèëîñîôñêîé ñèñòåìå Öâåòàåâîé Áåññîííîñòü îçíà÷àåò «ðàñòðåâîæåííîñòü» äóõà, íå çíàþùåãî áåçðàçëè÷èÿ, àïàòèè, «ñíà», â ïðîòèâîâåñ ðàâíîäóøèþ, ýòî âå÷íûé âûçîâ âñåìó íåïîäâèæíîìó, îöåïåíåëîìó, çàñòûâøåìó â ñâîåì ðàçâèòèè, âûçîâ ìèðó, « ãäå íàè÷åðíåéøåé — ñåð!», ãîòîâíîñòü ê ïîäâèãó.

Áåññîííèöå Öâåòàåâà ïîñâÿòèëà öèêë ñòèõîòâîðåíèé, íàïèñàííûõ â 1916 ãîäó. Áåññîííèöà äëÿ öâåòàåâñêîé ãåðîèíè — æèâîå ñóùåñòâî, îíà ïðèõîäèò ê íåé â îáðàçå æåíùèíû. Ïðèõîäèò, ÷òîáû îñóäèòü è äàæå íàêàçàòü: áåññîííèöà íàëîæèëà êëåéìà íà ãëàçà «ìó÷åíèöû»:

Îáâåëà ãëàçà êîëüöîì

Òåíåâûì — áåññîííèöà.

Îïëåëà ìíå ãëàçà áåññîííèöà

Òåíåâûì âåíöîì.

Íî çà ÷òî? Áåññîííèöà îáâèíÿåò ãåðîèíþ â èäîëîïîêëîííè÷åñòâå. Íî êîìó ïîêëîíÿåòñÿ îíà? Ïîýçèè, íî÷è, à ìîæåò áûòü, åé, áåññîííèöå? Öâåòàåâñêàÿ ãåðîèíÿ çâàëà å¸, «êëèêàëà — è íàêëèêàëà»: áåññîííèöà — åäèíñòâåííîå ñóùåñòâî íà ñâåòå, ñïîñîáíîå ïîíÿòü è ïðîñòèòü å¸, ðàçäåëèòü ñ íåé âñå ðàäîñòè è ãîðåñòè. Áåññîííèöà ñìåíÿåò ãíåâ íà ìèëîñòü, â å¸ ñëîâàõ çâó÷èò ìàòåðèíñêàÿ íåæíîñòü:

Ñïè, ïîäðóæåíüêà

Íåóãîìîííàÿ,

Ñïè, æåì÷óæèíêà,

Ñïè, áåññîííàÿ.

Áåññîííèöà â öâåòàåâñêèõ ñòèõàõ — «ïîäðóæåíüêà», ïîìîùíèöà, ñîó÷àñòíèöà. Áåññîííèöà îáëåã÷àåò âñå ñòðàäàíèÿ ãåðîèíè, äàæå ñìåðòü èç å¸ ðóê ïðèíÿòü — áëàæåíñòâî:

Âîò è ðàçëó÷åíû —

Íåðàçëó÷íûå.

Âîò è âûïóùåíû èç ðóê —

Òâîè ðó÷åíüêè.

Âîò òû è îòìó÷èëàñü,

Ìèëàÿ ìó÷åíèöà.

Îáùåíèå ñ áåññîííèöåé ëèøàåò öâåòàåâñêóþ ãåðîèíþ ñèë, íî îñòàâëÿåò ïîñëå ñåáÿ ñ÷àñòëèâîå, íåçåìíîå îùóùåíèå ñîïðèêîñíîâåíèÿ ñ ÷åì-òî çàïðåäåëüíûì, èñòèííûì, âå÷íûì:

Ïîñëå áåññîííîé íî÷è ñëàáååò òåëî,

Ìèëûì ñòàíîâèòñÿ è íå ñâîèì, — íè÷üèì,

 ìåäëåííûõ æèëàõ åù¸ çàíûâàþò ñòðåëû —

È óëûáàåøüñÿ ëþäÿì, êàê ñåðàôèì.

Âî âðåìÿ áåññîííèöû ñ ãåðîèíåé ñëó÷èëîñü íå÷òî òàêîå, ÷òî èçìåíèëî å¸, ñäåëàëî íå ïîõîæåé íà îñòàëüíûõ ëþäåé. «Êëåéìà», ïîñòàâëåííûå åé áåññîííèöåé, ïðèîáðåëè çîëîòèñòûé îòòåíîê ñâÿòîñòè, à ëèê å¸ ñòàë ñâåòëåå è ïðåêðàñíåå:

Íåæíî ñâåòëåþò ãóáû, è òåíü çîëî÷å

Âîçëå çàïàâøèõ ãëàç. Ýòî íî÷ü çàæãëà

Ýòîò ñâåòëåéøèé ëèê, — è îò òåìíîé íî÷è

Òîëüêî îäíî òåìíååò ó íàñ — ãëàçà.

Áåññîííèöà ïðåäñòàåò ïåðåä ÷èòàòåëåì âî ìíîæåñòâå îáëèêîâ. Íåèçìåííî — îíà «âå÷íàÿ ñïóòíèöà» ëèðè÷åñêîé ãåðîèíè. Èìåííî áåññîííèöà äàåò ãåðîèíå âîçìîæíîñòü óéòè â ñâîé, îñîáûé ìèð, îòðåøèòüñÿ îò îáûäåííîñòè, îñòàòüñÿ íàåäèíå ñ ñîáîé, îòðèíóâ òùåòó è ñóåòíîñòü äíÿ. Îíà ïîìîãàåò ãåðîèíå îáðåñòè íîâûé âçãëÿä íà áûòèå.

Áåññîííèöà äèêòóåò ãåðîèíå ñâîè çàêîíû, îáÿçûâàÿ å¸ áûòü ëè÷íîñòüþ, âûñòóïàåò íåêèì êàòàëèçàòîðîì ðàçâèòèÿ å¸ èíäèâèäóàëüíîñòè. Îñòàíîâèìñÿ íà îäíîì ñòèõîòâîðåíèè èç öèêëà:

Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ îäíà â íî÷è —

Áåññîííàÿ, áåçäîìíàÿ ÷åðíèöà!

Ýòà ñàìîõàðàêòåðèñòèêà âåñüìà ïîêàçàòåëüíà: îäèíîêàÿ (áåç ñïóòíèêà), áåññîííàÿ (áåç ñíà), áåçäîìíàÿ (áåç äîìà). Îíà, òåì íå ìåíåå, íå îùóùàåò ñåáÿ íåñ÷àñòíîé è îáäåëåííîé. Åé âåäîìà îñîáàÿ ðàäîñòü:

Ñåãîäíÿ íî÷üþ ó ìåíÿ êëþ÷è

Îò âñåõ âîðîò åäèíñòâåííîé ñòîëèöû!

Îíà ÷óâñòâóåò ñåáÿ âëàäåëèöåé òåõ ñîêðîâèù, êîòîðûå íåäîñòóïíû äðóãèì. «Êëþ÷è îò âñåõ âîðîò» — çäåñü ñèìâîë äîñòóïà ê òàéíàì íå òîëüêî «åäèíñòâåííîé ñòîëèöû», íî è ïîäñïóäíîé, ñîêðîâåííîé æèçíè ÷åëîâå÷åñêîé äóøè.

Îíà ñ÷àñòëèâà òåì, ÷òî ãîðîä â ýòó ïîðó ñëîâíî ïðèíàäëåæèò åé îäíîé, è ïðèçâàíà îáåðåãàòü è õðàíèòü åãî ñîêðîâèùà, ñëóæèòü åìó. Ìîòèâ ñàìîîòâåðæåííîãî, ñàìîîòðå÷åííîãî ñëóæåíèÿ ïîä÷åðêíóò è ñëîâîì «÷åðíèöà» — ìîíàõèíÿ. Äëÿ «áåçäîìíîé ÷åðíèöû» ãîðîä — äîì.

 ñòèõîòâîðåíèè ïðèñóòñòâóåò è âàæíûé äëÿ öâåòàåâñêîãî òâîð÷åñòâà ìîòèâ ïóòè.  äàííîì ñëó÷àå ýòî ïóòü ïîçíàíèÿ è ñàìîïîçíàíèÿ. Èìåííî áåññîííèöà ïîáóæäàåò ãåðîèíþ âñòóïèòü íà ýòîò ïóòü: «Áåññîííèöà ìåíÿ òîëêíóëà â ïóòü». Áåññîííèöà æå ïðîáóæäàåò è ïðîÿñíÿåò â äóøå ãåðîèíè ñàìûå âûñîêèå è ñâåòëûå ÷óâñòâà — îò âîñõèùåíèÿ êðàñîòîé Êðåìëÿ («Î, êàê æå òû ïðåêðàñåí, òóñêëûé Êðåìëü ìîé!») äî íåæíîñòè è ëþáâè êî âñåìó ìèðó. Áëàãîãîâåíèå è ëþáîâü êî âñåé çåìëå:

Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ öåëóþ â ãðóäü —

Âñþ êðóãëóþ âîþþùóþ çåìëþ!

Òàêèì îáðàçîì, áåññîííèöà, «òîëêíóâ» ãåðîèíþ â ïóòü, ðàñïàõèâàåò ïåðåä íåé ãîðèçîíò. Îáîñòðÿÿ ÷óâñòâî ïðè÷àñòíîñòè ê ñâÿòûíå «íåðóêîòâîðíîãî ãðàäà», áåññîííèöà çàñòàâëÿåò ãåðîèíþ ñ êðåìë¸âñêîãî õîëìà ìûñëåííî îêèíóòü âçîðîì íåîãëÿäíûå äàëè. Òàê âîçíèêàåò â äóøå ãåðîèíè ñòðåìëåíèå âíåñòè óìèðîòâîðåíèå â æèçíü ñòðàäàþùåé «âîþþùåé çåìëè». Áåññîííèöà ïðåäåëüíî îáîñòðÿåò âñå îùóùåíèÿ ãåðîèíè:

Âçäûìàþòñÿ íå âîëîñû — à ìåõ,

È äóøíûé âåòåð ïðÿìî â äóøó äóåò.

Ýïèòåò «äóøíûé» íåñåò çäåñü äâîéíóþ íàãðóçêó. Âî-ïåðâûõ, ñ åãî ïîìîùüþ «ðèôìóþòñÿ» ñìûñë è çâó÷àíèå ñîñåäíèõ ñëîâ: «äóøíûé âåòåð» — «â äóøó». Âî-âòîðûõ, îí ïîä÷åðêèâàåò íåñòåðïèìóþ, íåâîîáðàçèìóþ ãëóáèíó ïðîíèêíîâåíèÿ âíåøíåãî ìèðà âî âíóòðåííèé. Îòêðûòîñòü, ðàñïàõíóòîñòü äóøè ãåðîèíè òàêîâû, ÷òî «âåòåð ïðÿìî â äóøó äóåò». Îí ïðîíèêàåò âíóòðü âñåãî ñóùåñòâà.

Ãîðîä â ñòèõîòâîðåíèè íå òîëüêî îïðåäåëåííàÿ ãåîãðàôè÷åñêàÿ òî÷êà — Ìîñêâà, íî è ñàìà äóøà ãåðîèíè. Ýòî ïóòåøåñòâèå â íî÷è äëÿ íå¸ åùå è ïóòåøåñòâèå ïî óëèöàì è ïëîùàäÿì ñâîåãî áåñïðåäåëüíîãî âíóòðåííåãî ìèðà. È ïîñêîëüêó, ïî óáåæäåíèþ Öâåòàåâîé, äóøà â íî÷è âñåãäà âûðàñòàåò, ãåðîèíÿ íàõîäèò â ñåáå ñèëû ïîäíÿòüñÿ íàä âñåì è âñåìè, à, ïîäíÿâøèñü, âñåõ ïîæàëåòü (âñåõ — íåçàâèñèìî îò òîãî ñ÷àñòëèâû îíè èëè íåò):

Ñåãîäíÿ íî÷üþ ÿ æàëåþ âñåõ,

Êîãî æàëåþò è êîãî öåëóþò.

Ñîáñòâåííîå îäèíî÷åñòâî íè÷óòü íå îæåñòî÷àåò ãåðîèíþ, íå ðàçâîäèò å¸ ñ ìèðîì. Íàïðîòèâ, ïî ìåðå ïðîõîæäåíèÿ «áåññîííîé ÷åðíèöåé» ñâîåãî ïóòè, ïî ìåðå òîãî, êàê å¸ äóøîé îâëàäåâàåò ïðåëåñòü íî÷è, âîçâûøåííàÿ êðàñîòà îêðóæàþùåãî, â ñåðäöå å¸ âîçíèêàåò è êðåïíåò ñòîëü æå ïðåêðàñíîå ñîñòðàäàòåëüíîå ÷óâñòâî ëþáâè. Ïðè÷åì ýòà ëþáîâü â íàðîäíîì ïîíèìàíèè — ëþáîâü-æàëîñòü. Òàêîé ïóòü áëàãîäàðÿ áåññîííèöå ïðîõîäèò å¸ äóøà — îò ïðèìèðÿþùåãî ïîöåëóÿ ëþáâè âñåé çåìëå äî íåæíîñòè êî âñåì ëþäÿì — ðàçíûì ïî ñóäüáå, íî åäèíûì â ñâîåé çåìíîé äîëå. Ýòîò ìîòèâ ïðèìèðåíèÿ, ìå÷òà î ãàðìîíèè âîçíèêàëè è ðàíüøå â öâåòàåâñêîé ëèðèêå. Âîò ñòðîêè èç ñòèõîòâîðåíèÿ 1915 ãîäà:

ß çíàþ ïðàâäó! Âñå ïðåæíèå ïðàâäû — ïðî÷ü!

Íå íàäî ëþäÿì ñ ëþäüìè íà çåìëå áîðîòüñÿ!

Ìíîãèì ïîýòàì ðàçíûõ âðåìåí âèäåëàñü êàðòèíà ãðÿäóùåãî óìèðîòâîðåíèÿ: «êîãäà íàðîäû, ðàñïðè ïîçàáûâ,/ ñ÷àñòëèâóþ ñåìüþ ñîåäèíÿòñÿ» (Ïóøêèí); «êîãäà ïî âñåé ïëàíåòå/ Ïðîéäåò âðàæäà ïëåìåí: èñ÷åçíåò ëîæü è ãðóñòü»(Åñåíèí). Öâåòàåâñêàÿ ãåðîèíÿ ïîíèìàåò: ýòè âðåìåíà íèêîãäà íå íàñòóïÿò, åñëè ëþäè íå íàó÷àòñÿ ñîñòðàäàòü äðóã äðóãó, åñëè íå ïðîíèêíóòñÿ àêòèâíûì ñòðåìëåíèåì ê äåÿòåëüíîìó äîáðó. Ÿ ñîáñòâåííàÿ äóøà â ñïîñîáíîñòè ëþáèòü âûðàñòàåò äî ñàìîîòðå÷åíèÿ.

Áåññîííîñòü â öâåòàåâñêîé ëèðèêå íå òîëüêî ñâîéñòâî äóøè, íî è ñïîñîá ñóùåñòâîâàíèÿ â ìèðå. Îá ýòîì — äåñÿòîå ñòèõîòâîðåíèå öèêëà. Ãåðîèíÿ, èäÿ ïî íî÷íîìó ãîðîäó, âèäèò â íåì äðóãèõ íå ñïÿùèõ:

Âîò îïÿòü îêíî,

Ãäå îïÿòü íå ñïÿò.

Ãîðÿùåå â íî÷è îêíî — çíàê ÷üåé-òî áåññîííîñòè. ×òî áû íè áûëî çà íèì — ðàäîñòü ëè, ãîðå, îäèíî÷åñòâî, ñ÷àñòüå ëþáâè, — òàêîå îêíî, ïîä÷åðêèâàåò àâòîð, âñåãäà çíàê ÷åãî-òî âàæíîãî â ñóäüáàõ ëþäåé. Êàê íåêèé ñèãíàë â áåñêðàéíåì îêåàíå òåìíîòû, îíî âñåãäà ãðîìêî çâó÷èò â íî÷íîì ìðàêå. Óäà÷íî íàéäåíî çäåñü àâòîðîì ñëîâî «êðèê»:

Êðèê ðàçëóê è âñòðå÷ —

Òû, îêíî â íî÷è!

«Ðàçëóêè» è «âñòðå÷è», âðûâàÿñü â ðîâíîå òå÷åíèå æèçíè, äèêòóþò ñâîè çàêîíû, çàâîäÿò ñâîé ðàñïîðÿäîê, ïîä÷èíÿþùèéñÿ ëèøü ïðèõîòëèâîé ëîãèêå ðàññòàâàíèé è óçíàâàíèé.

È ýòî çíà÷èò, ÷òî äëÿ áåññîííûõ ëþäåé íå ìîæåò áûòü è ðå÷è î òèõîì, áåçìÿòåæíîì, áåñòðåâîæíîì áûòèè:

Íåò è íåò óìó

Ìîåìó — ïîêîÿ.

È â ìîåì äîìó

Çàâåëîñü òàêîå.

Áåññîííîñòü äëÿ ãåðîèíè — ñïîñîá íå òîëüêî æèçíåííîãî, íî è òâîð÷åñêîãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Îá ýòîì ãîâîðèòñÿ â äðóãîì ñòèõîòâîðåíèè öèêëà, ãäå ãåðîèíÿ îáðàùàåòñÿ ê íî÷è, ñëàãàÿ åé íåêèé òîðæåñòâåííî çâó÷àùèé ÿçû÷åñêèé ãèìí:

×åðíàÿ, êàê çðà÷îê, êàê çðà÷îê, ñîñóùàÿ

Ñâåò — ëþáëþ òåáÿ, çîðêàÿ íî÷ü.

«Ñîñóùàÿ ñâåò» — âïèòûâàþùàÿ ñâåò, ïðåîáðàæàþùàÿ åãî. Íî÷ü äîðîãà åé êàê èñòî÷íèê òâîð÷åñêîãî âäîõíîâåíèÿ, «ïðàìàòåðü ïåñåí». Íî÷ü íàäåëåíà ìîãó÷åé âëàñòüþ: â å¸ «äëàíè óçäà ÷åòûðåõ âåòðîâ». Îíà âëàäû÷åñòâóåò è íàä îáû÷íûìè âåòðàìè, è íàä ñòèõèÿìè ïîýçèè. Ñåáÿ ãåðîèíÿ âèäèò ëèøü ïîä÷èíåííîé ýòîé ïîâåëèòåëüíèöå:

Êëè÷à òåáÿ, ñëàâîñëîâÿ òåáÿ, ÿ òîëüêî

Ðàêîâèíà, ãäå åù¸ íå óìîëê îêåàí.

Óïîäîáëåíèå íî÷è îêåàíó âûçûâàåò àññîöèàöèþ ñ òþò÷åâñêèìè ñòðîêàìè èç ñòèõîòâîðåíèÿ «Êàê îêåàí îáúåìëåò øàð çåìíî酻:

È ìû ïëûâåì, ïûëàþùåé áåçäíîé

Ñî âñåõ ñòîðîí îêðóæåíû.

 öâåòàåâñêîì ñòèõîòâîðåíèè íî÷ü ìûñëèòñÿ ïðåæäå âñåãî êàê Îêåàí Ïîýçèè. Ïîýò, ïðèîáùèâøèñü ê ýòîé ñòèõèè, ñòðåìèòñÿ ïåðåäàòü øóì îêåàíà, äîíåñòè äî äðóãèõ çâóêè ãàðìîíèè — òàê ðàêîâèíà, ÷òî çàêëþ÷àåò â ñåáå çâóê âåëè÷åñòâåííîé ìåëîäèè ìîðñêîé ñòèõèè, äîíîñèò å¸ äî òîãî, êòî çàõî÷åò âñëóøàòüñÿ.

Ãåðîèíÿ ñòèõîòâîðåíèÿ Öâåòàåâîé ðàñòâîðÿåòñÿ â ýòîì îêåàíå, òîíåò â íî÷è, ñëèâàåòñÿ ñ íåé:

Íî÷ü! ß óæå íàãëÿäåëàñü â çðà÷êè ÷åëîâåêà!

Èñïåïåëè ìåíÿ, ÷åðíîå ñîëíöå — íî÷ü!

Îíà ãîòîâà îòðå÷üñÿ îò áûëûõ ïðèâÿçàííîñòåé («ß óæå íàãëÿäåëàñü â çðà÷êè ÷åëîâåêà!»), ïðèçíàâ íàä ñîáîé âëàäû÷åñòâî «ïðàìàòåðè ïåñåí».

Îòäàâàÿ ñåáÿ âî âëàñòü «÷åðíîìó ñîëíöó» — íî÷è, ãåðîèíÿ îòäàåò ñåáÿ âî âëàñòü ìîãó÷åé è ãðîçíîé òâîð÷åñêîé ñòèõèè. È èìåííî áåññîííèöà ïîìîãàåò ãåðîèíå ñäåëàòü âàæíåéøèé íðàâñòâåííûé âûáîð. Ýòî ñîçíàòåëüíûé âûáîð â ïîëüçó íåïîêîÿ, â òîì ÷èñëå è ïîýòè÷åñêîãî — íåïðåñòàííîãî ãîðåíèÿ äóøè.

È, íàêîíåö, áåññîííèöà âûñòóïàåò äëÿ öâåòàåâñêîé ãåðîèíè â ðîëè çìåÿ-èñêóñèòåëÿ (ïîñëåäíåå ñòèõîòâîðåíèå öèêëà, íàïèñàííîå â 1921 ãîäó): îíà ïðåäëàãàåò åé èñïèòü èç çàâåòíîãî êóáêà. Òîãäà ãåðîèíå îòêðîåòñÿ íåâåäîìîå, îíà èñïûòàåò «ñòðàñòíåéøóþ» èç ñòðàñòåé. Îíà îáðåò¸ò «óñòîé», «ïîêîé», è äàæå ñìåðòü å¸ áóäåò «âàæíåéøåé»:

Ìèð áåç âåñòè ïðîïàë. Â íèãäå —

Çàòîïëåííûå áåðåãà…

— Ïåé, ëàñòî÷êà ìîÿ! Íà äíå

Ðàñòîïëåííûå æåì÷óãà…

Êàê è áåññîííèöà, Ñîí äëÿ öâåòàåâñêîé ãåðîèíè — îäóøåâëåííîå ñóùåñòâî. Ñâîèì âñåâèäÿùèì îêîì îí ïðîíèêàåò âî âñå òàéíûå óãîëêè äóøè. Êðîìå òîãî, ñîí äëÿ ãåðîèíè — è íåêîå òåàòðàëüíîå äåéñòâî:

 ïîñòåëü èäó, êàê â ëîæó:

Çàòåì, ÷òîá âèäåòü ñíû.

 òî æå âðåìÿ ãåðîèíÿ ïðåäîñòåðåãàåò:

Íå äîâåðÿé ïåðèíàì:

Ñ ñóãðîáàìè â ðîäñòâå!

Ñóãðîáû äëÿ íå¸ — íè÷òî îïàñíîå, íåèçâåñòíîå, îáìàííîå. Ÿ íå ñòðàøèò íè÷òî:

 ïîñòåëü èäó, — êàê â ïðîïàñòü:

Ïåðèíû — áåç ïåðèë!

Äëÿ öâåòàåâñêîé ãåðîèíè ñîí â îðåîëå ñâÿòîñòè, (ìîæåò áûòü, è âå÷íûé) ñíèìàåò íàêàçàíèÿ, êëåéìà, íàëîæåííûå áåññîííèöåé:

Ñîí — ñâÿò,

Âñå — ñïÿò.

Âåíåö — ñíÿò.

Ñîí äëÿ íå¸ — íåêèé äâîéíèê, âîïëîùåíèå å¸ äóøè:

Ñêàæó òåáå, ÷òî ÿ — íå ÷åëîâåê,

À òîëüêî ñîí, êîòîðûé òîëüêî ñíèòñÿ.

Ìàãèÿ ñíà íàñòîëüêî ñèëüíà, ÷òî òîëüêî âî ñíå õóäîæíèêó îòêðûâàþòñÿ âñå òàéíû òâîð÷åñòâà è áûòèÿ:

Ìû ñïèì — è âîò, ñêâîçü êàìåííûå ïëèòû,

Íåáåñíûé ãîñòü â ÷åòûðå ëåïåñòêà.

Î ìèð, ïîéìè! Ïåâöîì — âî ñíå — îòêðûòû

Çàêîí çâåçäû è ôîðìóëà öâåòêà.

Îäíî èç ñòèõîòâîðåíèé Öâåòàåâîé òàê è íàçûâàåòñÿ — «Ñîí»:

Âðûëàñü, çàáûëàñü — è âîò êàê ñ òûñÿ÷å-

ôóòîâîé ëåñòíèöû áåç ïåðèë.

Ñ õèùíîñòüþ ñëåäîâàòåëÿ è ñûùèêà

Âñå ìîè òàéíû — ñîí ïåðåðûë.

Ñîïêè — êàçàëîñü áû, ïðî÷íî çàìåðëè —

Íå äîâåðÿéòå ñìåðòÿì ñòðàñòåé!

Çîðêî — êàê ñëåäîâàòåëü ïî êàìåðå

Ñåðäöà — ðàñõàæèâàåò Ìîðôåé.

Âû! Ñîáèðàòåëüíîå óáîæåñòâî!

Íå îáðûâàþùèåñÿ ñ êðûø!

Çíàëè áû, êàê, íà ïåðèëàõ ë¸æà÷è

Ïðåîáðàæàåøüñÿ è ïàðèøü!

Ðóõàåøü! Êàê ñêîðëóïîþ òðåñíóâøåé

Îäð ñ åãî ãðóçîì ìóæåé è æ¸í.

Çîðêî — êàê ëåò÷èê íàä âðàæüåé ìåñòíîñòüþ

Ñïÿùåþ — íàä äóøîé ñîí.

Òåëî, ÷òî âñå ñâîè äâåðè çàïåðëî —

Òùåòíî! — Óæ ÿäðà ïîþò âäîëü æèë.

Ñ òî÷íîñòüþ ñáèðà è îïåðàòîðà

Âñå ìîè òàéíû — ñîí ïåðåðûë!

Âñêðûòà! Íè ùåëêè â ðàéêå, ïîä êóïîëîì,

Ãäå áû óêðûòüñÿ îò âåùèõ ãëàç

Ñîáñòâåííûõ. Äóõîâíèêîì ïîäêóïëåííûì

Âñå ìîè òàéíû — ñîí ïåðåòðÿñ!

Ñòèõîòâîðåíèå ïîñòðîåíî êàê ðàññêàç íå î êîíêðåòíîì óâèäåííîì ñíå, à îá îòíîøåíèÿõ ìåæäó «ñïÿùèì» ñîçíàíèåì è «áîäðñòâóþùèì» ïîäñîçíàíèåì: ìåæäó òåì, ÷òî ÷åëîâåê çíàåò èëè õî÷åò çíàòü î ñåáå, è òåì, î ÷åì ñìóòíî äîãàäûâàåòñÿ; ìåæäó òåì, ÷òî îí ãîòîâ ïðèçíàòü «ñâîèì» è òåì, ÷òî ñòðàøèòñÿ â ñåáå ðàçãëÿäåòü.

Ñ òî÷êè çðåíèÿ îáû÷íûõ ïðåäñòàâëåíèé è ñîãëàñíî ïîýòè÷åñêîé òðàäèöèè, ñîí äàðóåò äóøå îòäûõ, âðà÷óåò è ñìèðÿåò, ñíèìàåò ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó æåëàåìûì è âîçìîæíûì. Äðóãàÿ åãî «ìèôîïîýòè÷åñêàÿ» ôóíêöèÿ — ïðåäñêàçûâàíèå èëè ïðîðî÷åñòâî, «ïîäñêàçêà» î áëèæàéøåì áóäóùåì. Ñîí â ñòèõîòâîðåíèè Öâåòàåâîé íàäåëÿåòñÿ èíûìè êà÷åñòâàìè — èùåéêè, ñóäåáíîãî èñïîëíèòåëÿ («ñáèð») è ðàçâåä÷èêà («ëåò÷èê íàä âðàæüåé ìåñòíîñòüþ»).  äàëüíåéøåì ýòîò ñèìâîë ñíà-ñëåäîâàòåëÿ íå ìåíÿåòñÿ, íî îáðàñòàåò óòî÷íÿþùèìè èíîñêàçàíèÿìè. Êàæäàÿ ñòðîôà (êðîìå òðåòüåé) äîáàâëÿåò ýòîìó îáðàçó íîâóþ ãðàíü — íîâóþ àññîöèàöèþ ïî ñõîäñòâó.

Îêàçûâàåòñÿ, ðàññëåäîâàíèå, ïðîâîäèìîå «ñíîì», íå ÷òî èíîå, êàê ñâåò ñîáñòâåííîé ñîâåñòè. Ñîí — ýòî ñôåðà ñàìîãî òàéíîãî, ñàìîãî ñîêðîâåííîãî â äóøå, îí îòðàæàåò âíóòðåííåå è íåðàçëîæèìîå «ÿ» ëèðè÷åñêîé ãåðîèíè. Ñîí-äóõîâíèê ðàçãëàøàåò «òàéíó èñïîâåäè» ãåðîèíè, íî ïðè ýòîì íå íàðóøàåò ïðàâèë â îòíîøåíèÿõ ìåæäó èñïîâåäíèêîì è èñïîâåäóåìîé, ïîòîìó ÷òî ðàñêðûâàåò îí ýòó òàéíó ñàìîé ãåðîèíå.

Çàêëþ÷åíèå

 êîíöå ñâîåé ðàáîòû õîòåëîñü áû ñêàçàòü, ÷òî Ìàðèíà Öâåòàåâà âåëèêèé ïîýò. Îíà âûíåñëà âñå óäàðû ñóäüáû è ïðîøëà ÷åðåç âñþ æèçíü ñ ãîðäî ïîäíÿòîé ãîëîâîé. öâåòàåâà áåññîííèöà ëèðèêà

ß ïîëíîñòüþ ñîãëàñíà ñ âûñêàçûâàíèÿìè È. Áðîäñêîãî: «…Öâåòàåâà — ïîýò áûëà òîæäåñòâåííà Öâåòàåâîé — ÷åëîâåêó; ìåæäó ñëîâîì è äåëîì, ìåæäó èñêóññòâîì è ñóùåñòâîâàíèåì, äëÿ íå¸ íå ñòîÿëî íè çàïÿòîé, íè äàæå òèðå: Öâåòàåâà ñòàâèëà òàì çíàê ðàâåíñòâà. Îòñþäà ñëåäóåò… ÷òî ðàçâèâàåòñÿ íå ìàñòåðñòâî, à äóøà…».

Òâîð÷åñêèé îáëèê Öâåòàåâîé íåîáû÷àéíî ìíîãîãðàíåí: ñàìîáûòíûé ïîýò è íåîæèäàííûé ïðîçàèê, îðèãèíàëüíûé äðàìàòóðã è òîíêèé ìåìóàðèñò, èññëåäîâàòåëü ëèòåðàòóðû è ãëóáîêèé, ïàðàäîêñàëüíûé ìûñëèòåëü. Èñòîêè òàêîé òâîð÷åñêîé ìíîãîïëàíîâîñòè, íåñîìíåííî, â å¸ ÿðêîé èíäèâèäóàëüíîñòè. Ïîýò îò ðîæäåíèÿ, îíà áûëà íàäåëåíà ïûòëèâûì óìîì, íåóñòàííî îñâàèâàâøèì âñ¸ íîâûå âûñîòû, ñòðàñòíûì, «áåçìåðíûì ñåðäöåì», íåóòîìèìîé ïîòðåáíîñòüþ ëþáèòü, æàäíûì, íèêîãäà íå óãàñàâøèì èíòåðåñîì ê æèçíè è ê ëþäÿì. Åé áûëî äàíî ãëóáèííîå ïîíèìàíèå èñòîðè÷åñêèõ ñóäåá Ðîññèè è ìèðà.

È Öâåòàåâà, êàê è å¸ ëèðè÷åñêàÿ ãåðîèíÿ, íèêîãäà íå çíàëà ïîêîÿ. Îíà âûõîäèëà íàâñòðå÷ó âñåì âåòðàì, âñåì âüþãàì è áóðÿì íàñòîÿùåãî è ãðÿäóùåãî.

È ìíå êàæåòñÿ, òðóäíî íå ñîãëàñèòüñÿ ñ ìíåíèåì Àííû Ñààêÿíö: « Ìû äîëãî åù¸ ìíîãîìó áóäåì ó÷èòüñÿ ó ïîýòà è ïðîçàèêà Ìàðèíû Öâåòàåâîé; è, êîíå÷íî, â ïåðâóþ î÷åðåäü — ñîâðåìåííîé, ñìåëîé, ñâîáîäíîé, ùåäðîé ðóññêîé ðå÷è».

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Áåëîâà Ë.À. Ìàðèíà Öâåòàåâà. Èçáðàííîå. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1989.

2. Ìàêñèìîâà Ò.Þ. Ì. È. Öâåòàåâà. Ëèðèêà. — 5-å èçä., ñòåðåîòèï. — Ì.: Äðîôà, 2003. — 128ñ.

3. Ìèõàéëîâ À. Ìàðèíà Öâåòàåâà. Ñòèõîòâîðåíèÿ. — Ì.: Äåòñêàÿ ëèòåðàòóðà, 1990.

4. Ñààêÿíö À.À. Ìàðèíà Öâåòàåâà. Ïðîçà. — Ì.: Ñîâðåìåííèê, 1989.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Читайте также:  Бессонница губкинский ночной клуб фото